Особенности деятельности краеведческих школьных музеев

Обновлено: 05.07.2024

Музей - слово, произошедшее от лат. museum, что переводится не иначе как "храм". Это уникальное учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией образчиков, которые показывают как развивается природа, человеческий разум и творчество. Дети - самые желанные посетители музеев. Ведь именно в детстве, когда разум маленького человека жаждет познать весь и сразу окружающий мир, и стоит приобщать ребенка к культуре. Беспрецендентным феноменом российской культуры можно назвать создание школьных музеев, направленных именно на юных посетителей. Об этих организациях мы и поведем речь в статье.

Школьный музей: определение понятия

Музей школы - это разновидность музейных организаций учебных заведений, представленная самыми различными профилями. Данные учреждения можно отнести к ведомственным и общественным музеям, преследующим образовательные, учебно-воспитательные и познавательные цели. Управляются активом педагогов и учеников, полноценно входят в систему народного образования. Нередко куратором выступает профильный государственный музей.

Школьные музеи начались с межпредметных кабинетов, где хранился богатый фонд учебно-наглядных пособий, гербариев и прочих предметов, собранных силами учеников - биографий, историй, минералов, раритетных фотографий и предметов. Феномен достаточно быстро распространился в педагогической деятельности, став эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения.

музеи школьные

Деятельность школьных музеев в России началась еще в XIX веке - тогда они создавались при дворянских гимназиях. Следующий этап их развития - двадцатые годы XX столетия, когда по СССР прошел бум создания краеведческих музеев - многие из них прижились при школах. Празднования юбилейных дат, связанных с историей Советского Союза в 50-е, 70-е годы, тоже привели к распространению такого рода музеев.

Школьные музеи создаются по инициативе учителей, выпускников школы, учеников и их родителей, шефов. Поиском, хранением, изучением и систематизацией экспозиции заняты здесь учащиеся. Вся собранная ими коллекция становится частью музейного фонда РФ.

Сегодня в нашей стране функционирует около 4800 школьных музеев, из которых:

  • исторических - порядка 2000;
  • военно-исторических - около 1400;
  • краеведческих - 1000;
  • других профилей - 300-400.

Цели работы музея при школе

Музеи школьного профиля преследуют в своей деятельности следующие цели:

  • Содействие формированию навыков научно-исследовательской деятельности у школьников.
  • Поддержка детского творчества.
  • Формирование уважения к локальной и мировой культуре.
  • Воспитание уважительного отношения к прошлому.
  • Формирование чувства ответственности за сохранение исторических ценностей.
  • Взращивание чувства гордости за историю своего Отечества.
  • Появление у учащихся ощущения сопричастности к прошлому малой Родины, современной истории.
  • Обеспечение взаимосвязи между школой и культурными учреждениями.

Задачи деятельности

музеи школьные фото

Школьные музеи, фото которых вы увидите на продолжении всей статьи, стремятся решить следующие поставленные перед ними задачи:

  • Воспитание должных патриотических настроений подрастающего поколения.
  • Приобщение ребенка к истории семьи, края, страны, всего мира.
  • Удовлетворение потребности школьников-исследователей в самостоятельном написании истории.
  • Сохранение и демонстрация подлинных исторических документов и артефактов.
  • Заполнение досуга детей поисково-исследовательской работой, изучением собранной коллекции, подготовкой и уходом за экспонатами, участием в конференциях и творческих вечерах.
  • Помощь учащимся в постижении начал исследовательской деятельности, формировании аналитического подхода.
  • Способствование конкретизации и расширению знаний ребят, почерпнутых ими из школьных учебников и рассказов учителей.

Принципы работы

Работа школьного музея опирается на ниже перечисленные принципы:

  • Систематическая связь со школьными уроками.
  • Использование всех видов внеурочной работы: семинары, шефство над ветеранами, конференции и т.д.
  • Занятие научной и исследовательской деятельностью.
  • Творческая инициатива школьников.
  • Связь с общественностью.
  • Строгий учет единиц музейного фонда, экспозиции.
  • Постоянная связь с государственными музеями.

Социальная миссия музеев при школах

Говоря про школьные музеи и их роль в проведении историко-краеведческой работы, коснемся социального аспекта этой деятельности - посмотрим, чему может научить ребенка эта организация как гражданина, члена семьи и общества. Итак, что дает учащемуся участие в деятельности музея при школе:

школьные музеи и их роль в проведении историко краеведческой работы

  • Знакомство с проблемами и гордостью родного края изнутри - через поисковую и исследовательскую деятельность.
  • Воспитание уважения к прошлому, культурному наследию - через знакомство с делами предков.
  • Навыки самостоятельной жизни - участие в походах, экспедициях.
  • Черты исследователя - через поисковую, аналитическую, реставрационную работу.
  • Репетиция будущих социальных ролей - в Совете музея ребенок может быть и руководителем, и подчиненным.
  • Роль непосредственного летописца, документоведа - школьники собственноручно пишут историю свою края, комплектуют фонды, составляют экспозиции.
  • Профессиональная определенность - примерив на себя настоящую профессию, учащийся уже может решить, захочет ли посвятить себя этой сфере во взрослой жизни.

Отличительные черты учреждения

школьные музеи боевой славы фото

Особенности деятельности школьных музеев вытекают из определенного рода черт, характерных только для этой организации:

  • Работа такого музея согласуется с учебно-воспитательными задачами школы.
  • Имеет коллекцию подлинных исторических артефактов и документов.
  • Демонстрирует экспозицию или несколько экспозиций, четко разделенных по тематике.
  • Располагает необходимым оборудованием, пространствами для размещения выставки.
  • Постоянно функционирует Совет музея - активные учащиеся, которые под руководством учителей ведут исследовательскую деятельность, работают с фондами, заботятся о сохранности и надлежащем виде экспозиции.
  • В деятельности организации всегда можно уловить черты социального партнерства.
  • Образовательная и воспитательная миссия реализуется через массово-просветительную и выставочно-экспозиционную деятельность.

Какие бывают школьные музеи?

У каждого музея при школе есть свой профиль - специализация деятельности, наполнения фонда, которая связывает его с определенной наукой, дисциплиной, сферой культуры, искусства, деятельности. Основные группы следующие:

  • исторические;
  • естественно-научные;
  • художественные;
  • театральные;
  • музыкальные;
  • технические;
  • литературные;
  • сельскохозяйственные и проч.

Музей может вести и комплексную работу. Идеальный пример - краеведческая направленность. Ребята изучают и природу, и культуру своего региона, города, района в целом. Важно отметить, что музеи конкретного профиля могут сфокусироваться только на определенном явлении своей сферы. Исторический музей может изучать историю только города или школы, литературный - только творчество неизвестных писателей, музыкальный - только частушки определенного этноса и т. д.

особенности деятельности школьных музеев

Рассказывая о том, какие есть школьные музеи, нельзя не упомянуть о монографических - посвященных конкретному объекту, лицу, событию. Сюда можно отнести музеи самовара, книги, Нового года и т. д. Школьные музеи боевой славы, фото которых вы также увидите в статье, - это тоже монографические. Они могут посвящены работникам тыла, кавалерам ордена Славы и т. д. Сюда же в полной мере относятся мемориальные (усадьба-музей, квартира-музей) и историко-биографические (посвященные жизни определенной личности) музеи.

Фонды музея при школе

Как и в музеях государственного значения, фонды школьного музея подразделяются на две составляющие:

  • Основной: музейные предметы, соответствующие профилю учреждения.
  • Вспомогательного материала: воспроизведения подлинной коллекции (копии, муляжи, фотографии, слепки и т. д.) и наглядный материал (схемы, плакаты, диаграммы, таблицы и т. д.)

деятельность школьных музеев

В фонде могут значится:

  • орудия труда;
  • продукция, готовые изделия производства;
  • нумизматика;
  • оружие, знаки воинской славы;
  • предметы быта;
  • изобразительные источники - произведения искусства и документальные материалы;
  • письменные источники - мемуары, письма, книги, периодика;
  • медиатека - созвучные профилю учебники, фильмы, фонотека;
  • семейные раритеты и реликвии и проч.

Об экспозиции музея при школе

Наличие экспозиции - ключевой признак абсолютно любого музея. Экспонаты, раскрывающие определенный предмет или явление, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс, последние составляют разделы, которые, в свою очередь, представляют все экспозицию.

какие бывают школьные музеи

В основном при составлении экспозиции используется историко-хронологический принцип - каждая ее часть последовательно рассказывает о событии, предмете и явлении. Самые распространенные методы построения экспозиции из коллекций фондов:

  • систематический;
  • тематический;
  • ансамблевый.

Перед нашим обществом в полный рост встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково-исследовательской работе по изучению местной истории.

Определяя поисково-исследовательские задачи, учитель создает условия для слияния ребят с общественно-историческим опытом. Работа в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, интервьюирование или анкетирование непосредственных участников и очевидцев событий – все эти формы сбора материала не только вырабатывают навыки исследовательской деятельности, но и воспитывают уважение к историческому факту, осознания собственной значимости, сопричастности к делам своего народа. Атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия, присущие исследовательскому методу, способствуют воспитанию творческой инициативы ребят, их самостоятельности.

Всё это доказывает, что школьный музей востребован и нужен всем: от первоклассника, впервые перешагнувшего его порог, до старичка на лавочке, судьба которого - уже история.

Особенности работы школьного музея.

Главной задачей работы в школьном музее считаю сохранение исторической памяти у учащихся о своей малой родине, односельчанах, развитие и укрепление связей между поколениями, воспитание чувства ответственности и любви к Родине.

При организации работы школьников в музее ставлю перед собой следующие цели:

  • совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения;
  • воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
  • приобщение учащихся к краеведческой и исследовательской деятельности;

совершенствование нравственного воспитания обучающихся.

Поисково-исследовательская деятельность школьника – основная форма краеведческой работы на базе музея.

А после того, как у нас побывали представители сначала районного краеведческого музея, а затем и краевого музея, и подтвердили уникальность некоторых экспонатов (например: зыбка на черемуховых прутьях, бердо от ткацкого стана с резьбой с приблизительной датой – кон. ХIХ в.), – вот тогда ребята стали сами напрашиваться на поисково-исследовательскую деятельность [приложение 1].

Надо видеть глаза своих воспитанников, держащих в руках письмо, рапорт неизвестного человека, написанные в 1802 г. или статью из районной газеты 1943 года.

Именно эти впечатления и показывают значимость работы музея, определяют её основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы педагогики сотрудничества.

Использование именно данного метода работы позволяет мне поддерживать стремление детей к проявлению природных возможностей, содействовать развитию индивидуальных особенностей. При организации таких условий деятельности ребята получают возможность проявить свои способности, сделать выбор при определении цели, содержания и форм реализации проекта. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

Организация работы в школьном музее и её успешность.

Если первое время, когда музей еще только создавался, когда шел процесс накопления экспонатов, работа нашего музея проходила несколько хаотично. Все члены краеведческого кружка работали над одной проблемой, над решением одной задачи. По мере расширения музея, а, самое главное, по мере появления новых желающих работать в данном направлении, появилась необходимость распределить обязанности. Совет музея вынес решение создать следующие отделы:

Ребята распределяются по отделам добровольно, согласно своим интересам и способностям. Наряду с этим распределением обязанностей все члены совета проводят экскурсии, обработку экспонатов.

Сбор экспонатов, учёт и хранение фондов.

Данная работа планируется по темам, целенаправленна, отвечает требованиям, которые соответствуют поставленным задачам поисковой работы. Деятельность отдела я организовываю так, чтобы было ясно, где будет проводиться сбор материалов, какие экспонаты предполагается собирать, кто будет собирать материал, в какое время будет происходить сбор.

Одним из главных элементов сбора экспонатов является запись воспоминаний. При объективном и критическом использовании воспоминания могут не только дополнить документальные источники, но и сыграть самостоятельную роль при раскрытии того или иного факта, события. Устные исторические источники чрезвычайно полезны и самим ребятам (при использовании их на уроках), и составляют важную часть при организации интервью с другими старожилами села. Это помогает или выявить общие закономерности, факты в истории села, или свидетельствует о наличии нескольких версий интерпретации изучаемого события.

Исследовательская деятельность

Работа исследовательского отдела в нашем школьном музее планируется индивидуально. Для меня, как для руководителя, выбор темы школьником не является приоритетным вопросом. Это – личная инициатива ребенка. Главное, чтобы для него это стало потребностью Важно поддержать интерес к теме, показать её значимость. В случае, если работа требует специфических знаний, навыков, помогаю в организации консультаций с учителями-предметниками, с подбором литературы.

Если в ходе работы достигаются такие цели, как:

  • реализация творческих способностей ученика;
  • создание ситуации успеха для конкретного ребенка;
  • в процессе работы над темой школьник развивает познавательные, мыслительные умения, навыки;

то она уже заслуживает особого внимания окружающих.

Таблица 1. Алгоритм действий при работе над темой:

Такая работа позволяет проводить совместную работу учителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории села, района, края, обобщать изученный материал в рефератах, видеофондах, творческих работах, готовить ребят к участию в конкурсах и олимпиадах.

Исследовательская работа организована в виде проектов.

Почему именно проект?! В основе этого метода лежит не информационный подход, ориентированный на развитие у ребят памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию и т.д.). Работа над проектом способствует воспитанию у школьников: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины. Это содействует развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков.

На счету моих ребят, многие из которых занимаются в кружке по два-три года, уже более десяти серьезных работ, четыре из которых были представлены на краевых конкурсах и два – на районных.

Особое внимание, я думаю, заслуживает работа группы мальчиков, которые в течение 2006-2007 учебного года работали над составлением атласа по истории Алтайского края. В атлас вошли практически все необходимые карты для изучения курса. Ценность этой работы заключается в том, что она носит прикладной характер и используется в учебной деятельности. Следует заметить, что сейчас идёт работа над созданием настенных карт по истории Алтайского края [приложение 2].

Просветительская деятельность.

Основная задача данного направления - вовлечение в работу музея значительного числа школьников, родителей, населения.

Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

Но деятельность учащихся, которые работают в музее, не ограничивается только сбором и исследованием материала.

Нами проводится огромная работа по распространению краеведческих материалов. Мы с ребятами готовим экскурсионные лекции и проводим открытые мероприятия не только среди наших школьников. Мы выезжаем с выставками в школы района, в районный краеведческий музей. Только с в 2007-2008 учебном году мы провели три выездные выставки, которые посетили 53 школьника.

Организована работа школьного музея и с населением. Она не ограничивается сбором материалов, экспонатов, воспоминаний. Мы чувствуем ответственность за те сведения и вещественные источники, которые нам передали на хранение. На их базе нами создаются сценарии экскурсий в виде театрализованных представлений на базе музейных экспонатов.

Данные мероприятия прошли не только в нашем селе. Со многими своими лекциями (и экспонатами) ребята – экскурсоводы выезжали в соседние сёла. Так, в село Староглушенка состоялось три выездные лекции, в с. Новокрасилово – две, в с.Среднекрасилово – одна. И это за последние два года!

Работа музея школы высоко оценивается не только посетителями, но и профессионалами, работниками районного краеведческого музея.

Организовывая воспитательную работу, уделяю большое внимание занятости учащихся в каникулярное время. Для этого использую возможность трудоустройства ребят в период каникул. Мною составлены и реализуются социальные проекты, в работе над которыми дети выполняют и теоретическую часть (творческая работа в виде исследовательской работы), и практическую – реальная помощь ветеранам труда, пожилым людям, нуждающимся в их поддержке.

Занятия в музее – альтернатива уроку.

В последние годы урок стал фактически безальтернативной формой организации учебно-воспитательного процесса. Это видно на практике, об этом можно прочитать в любом учебнике по дидактике. Более того, многие попытки преобразования образования связаны с улучшением и совершенствованием урока: речь идет о режиссуре урока, о поисках нетрадиционных его форм и т.д. Наверное, это правильно. Но может быть стоит попытаться найти другие варианты, в том числе и связанные с использованием школьного или находящегося неподалеку от школы краеведческого музея.

Такие виды работ можно организовать практически по всем предметам. Дальше – только творчество и выдумка учителей-предметников.

И тогда музей станет не только молчаливым хранителем прошлого, а источником, развивающим у детей качества, необходимые для будущего.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к своей малой Родине: Астраханской области, Лиманскому району, селу Оля и своей школе.

ВложениеРазмер
shkolnyy_muzey_-_tsentr_kraevedcheskoy_raboty_v_sele_i_shkole.docx 18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный музей – центр краеведческой работы в селе и школе

Другими вариантами краеведческой работы в родном селе являются встречи с односельчанами, краеведами района, ветеранами, участниками патриотических обществ и т. д.

Сбор информации и экспонатов по истории малой Родины помогает учащимся лучше осмыслить прошлое, наглядно увидеть происшедшие перемены. Это в свою очередь способствует сближению методов обучения с методами научного познания. Сбор, обработка, всестороннее изучение и экспонирование материалов развивают у школьников умения и навыки самостоятельной работы, помогают развитию их познавательных способностей, приобщают их к исследовательской работе.

Школа как социальный институт своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, переносные экспозиции, выставки, электронные презентации и др.) по-своему помогли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы.

Среди направлений краеведческой работы школы особо актуальными следует выделить два направления: родной край и школа.

В настоящее время возрос интерес к краеведению, истории малой родины, к истории родной семьи, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: историко - краеведческом, природно-географическом, культурном [1] .

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к своей малой Родине: Астраханской области, Лиманскому району, селу Оля и своей школе.

Понятие родной край применительно к музейно-краеведческой деятельности не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Родной край - локальная, обозримая часть земли, страны, которую следует знать всем, кто считает себя краеведом. При этом очень важно не распыляться во всех направления краеведческой работы, ведь окружающее настолько многообразно, многолико, что можно либо увязнуть в нем, либо выбрать слишком узкую тему, забыв о других, не менее интересных и важных.

Среди копий нашего музея имеются письма с фронта, извещения о гибели солдат, наградные документы односельчан-ветеранов и многое другое. К сожалению, подлинников в школьном музее не так много, как хотелось бы, но наличие копий облегчает работу, так как их можно копировать и не бояться за их сохранность. При этом даже копии (особенно цветные) являются важным инструментом и прекрасным наглядным пособием в краеведческой работе [2] .

Внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков.

Другим важным направлением краеведческой работы является история школы. Каждый человек проходит через школу, которая в определенной степени становится хранилищем памяти о людях, учившихся и работавших в ней, так или иначе связанных с нею. Собранные материалы в школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи. И никто кроме учителей и учеников полноценную ее летопись составить не сможет. В нашем музее пока нет экспозиции посвященной истории нашей школы, однако в этом направлении ведется постоянная работа.

В фондах музея собрано много сведений и материалов в этом направлении:

- изображение школы в разные годы ее существования (фотографии, рисунки, планы и др); фотографии всех директоров, учителей и учеников с первых лет существования школы; атрибуты школьной жизни разного времени ( чернильницы, учебники, ручки, школьная форма, первые кинопроекторы, проигрыватели и т.п.); свидетельства школьной жизни как процесса, своеобразная летопись образования: рукописные альбомы по истории пионерской организации, юннатского движения, экологического направления и т.д.; детские сочинения, творческие работы.

Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Внеурочная и урочнаядеятельность на базе музея раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения, а также вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.

[1] Яхно Ю.Б.. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства.

Методическое пособие предназначено для директоров школьных музеев, заместителей директоров по воспитательной работе, учителей истории и организаторов школьных музеев.

[2] Методические рекомендации департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 12. 01. 2007 № 06–11 по деятельности школьных музеев и развитию краеведческих объединений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Школьный музей - центр духовной культуры

В данном докладе представлен материал из опыта работы создания школьного этногорафического музея. Краеведческая работа с учащимися отражает патриотическое воспитание и обогащает д.


Школьный музей – центр формирования музейной образовательной среды

Материал содержит цели и задачи по созданию образовательного пространства используя музейную педагогику.

Музей- центр воспитательной работы в школе

ЧТОБЫ СТОЯТЬ, Я ДОЛЖЕН ДЕРЖАТЬСЯ КОР.


Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников

Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приум.


Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы".


Школьный музей- центр нравственно-патриотического воспитания школьников

В выступление автор говорит о важном значение школьных музеев в воспитании нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения, делится своим опытом по работе школьного музея.


Школьный музей – центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания

Все чаще и чаще в последние годы мы задаемся вопросом о низком уровне духовности, нравственности подрастающего поколения. Характерными особенностями молодежной среды сегодня называются такие как &laqu.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Марущенко Ольга Владимировна

учитель истории и обществознания, руководитель музея МБОУ СОШ №2

г. Миллерово Ростовской области

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Успешно решать задачи духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей на традициях и образцах гражданственности и патриотизма русского народа, воспитывать в детях сопричастность к героическому прошлому и настоящему своей Родины, любовь и уважение к семье, своему народу, своей стране призваны те, кто работает с молодежью – учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, молодежные лидеры.

Локомотивами в реализации задач, поставленных государством, являются образовательные учреждения. Школьное сообщество – это благоприятная среда для становления личности, развития у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технической, коммуникативной. Важнейшей целью современной школы является образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентефикации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны, человечества; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.

Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной деятельности школы является сохранение лучших школьных традиций для обеспечения преемственности поколений, формирования позитивного отношения к истории малой родины и страны в целом. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут их знания о родном крае, городе, школе, их лучших людях, тем более действенными окажутся они в деле воспитания любви к родной земле, уважения к традициям своего народа, формировании патриотических качеств.

Таким образом, отличительные черты обучения в музейной педагогике - неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать способности обучаемых и удовлетворить их интересы, что стимулируется разнообразием и подлинностью музейных предметов и архивных материалов. Музейная педагогика дает возможность:

осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу.

На сегодняшний день сам процесс реализации проектов по созданию и открытию школьных музеев является важным шагом на пути организации массовой патриотической работы в школе. Перспективы развития школьного музея обусловлены развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности учащейся молодежи. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно, если оно осуществляется на базе школьного музея, - позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Разнообразная работа на базе музеев помогает школьникам овладеть навыками познания истории малой родины и пропаганды ее ценностей, развивает в них потребность в исследовательской деятельности, дает возможность самореализации, позволяет подрастающему поколению прийти к пониманию таких важных жизненных ценностей, как память и долг, духовность и нравственность, стремление быть полезным в своем коллективе, а следовательно, - быть достойным гражданином своей Родины. Патриотизм призван дать новый импульс духовного оздоровления народа, формирования в России единого гражданского общества. Патриотическое сознание граждан является важнейшей ценностью, условием стабильного развития общества, духовно-нравственного единства и краеугольным фактором обороноспособности страны

Источники и литература:

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2012 года. Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г., № 1662. С. 21

4.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2015 годы. Распоряжение Правительства РФ от 7.02.2011г.,№163-р., с. 2

Читайте также: