Опыт проектной деятельности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Хотелось бы начать данный доклад вышеуказанной темы с притчи, так как надеюсь, что она поможет призадуматься, систематизировать знания и раскроет некоторые приёмы организации данного вида работы.

А вы как думаете, какова основная задача учителя?

Что от него ждут ученики?

Каким должен быть учитель?

Все эти вопросы заставляют задуматься. В итоге приходишь к выводу о том, что сколько людей столько и мнений. Так и в начальной школе существует много видений по использованию изучению и применению проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.
Хотелось бы отметить, что проектирование и исследование изначально принципиально разные вещи. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование и исследование.

В основе метода проектов и метода исследований лежит:

  • Развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • Умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • Умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • Умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • Умение критически мыслить.

Обучение путём исследований в современном образовательном процессе является наиболее эффективным способом познания окружающего мира.

Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, то с возрастом эта потребность эволюционирует и спектр объектов детских исследований существенно расширяется.

Ребёнок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, которые дают ему в ходе традиционного обучения. Он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая с новой информацией неоценимый опыт.

Исследовательское поведение особо ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постоянного преобразования процессов обучения и развития в процессах более высокого порядка – самообучения и саморазвития.

Самостоятельную исследовательскую работу ребёнка педагог рассматривает как один из эффективных путей развития его творческих способностей. Умения проведения самостоятельных исследований, постижение истины легко прививаются в дальнейшем на все виды деятельности, если учитель создаёт для этого определённые условия.

Использование учителем проектно-исследовательского метода позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению и развитию индивидуальных качеств ученика.

Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует мышление, развивает способности и межличностные отношения.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности.

Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.

В начальной школе используются и проектные методы, и методы исследовательского обучения. (Приложение 1)

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– давать определения понятиям;

– делать выводы и умозаключения;

- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

По доминирующей в проекте деятельности:

  • исследовательские,
  • информационные,
  • практико-ориентированные,
  • ролево-игровые,
  • творческие.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

а) По целям и задачам.

Практико-ориентированный проект.

Цели: направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебное пособие для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта часто является публикация в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п.

б) По предметно-содержательной области.

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

в) По характеру контактов между участниками:

  • внутриклассными;
  • внутришкольными;
  • региональными;
  • межрегиональными;
  • международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

г) По продолжительности:

Мини-проекты могут укладываться в один урок.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. (Приложение 2)

Содержание, этапы и формы обучения проектно исследовательской деятельности в начальной школе

Первый этап. Пропедевтический (1 класс).

Цель: погружение детей в совместную проектно-исследовательскую деятельность через организацию разновозрастного сотрудничества с учащимися пятых классов.

Формы организации:

  • презентационные занятия с учащимися пятых классов;
  • коллективные творческие дела, классные часы;
  • свободные уроки.

Содержание:

  • формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности, пробуждение интереса к исследованию;
  • формирование первоначальных исследовательских действий;
  • оформление мобильных детских групп, реализующих мини-проекты, пробные исследования;
  • приобретение первичных навыков общения с одноклассниками, учителями, пятиклассниками;
  • децентрализация пространства класса.

Позиция учителя и учащихся:

Учитель: лидер организации учебно-познавательной деятельности детей.

Учащиеся: выполняют предложенные учителем и пятиклассниками задания, выбирают интересующие их темы.

Деятельность детей:

  • овладевают способами работы с книгой, с разными средствами получения информации;
  • овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе);
  • учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов;
  • выполняют мини-проекты с помощью родителей и пятиклассников;
  • проводят кратковременные исследования на уроках под руководством учителя;
  • учатся оценивать свою деятельность (по критериям, разработанным совместно с учителем).

Второй этап. Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2 класс).

Цель: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений.

Формы организации:

  • коллективные исследования, проводимые с учётом детской инициативы и постепенным развёртыванием всех этапов исследования;
  • осуществление мини-проектов в рамках интегрированного курса
  • специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений по всем учебным дисциплинам.

Содержание:

  • практическая реализация основных этапов исследования - рождение замысла, развёртывание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов;
  • формирование первоначальных проектно-исследовательских умений;
  • работа по осуществлению коллективных и индивидуальных мини-проектов;
  • расширение коммуникативных контактов за счёт выхода учащихся за пределы класса с результатами выполненных работ.

Позиция учителя и учащихся:

Учитель: помощник-консультант в организации проектно-исследовательской деятельности детей.

Учащиеся: выбирают предложенные учителем темы работы, инициируют собственные замыслы.

Деятельность детей:

  • используют источники получения информации – рассказ учителя, рисунок, наблюдения в природе, учебный текст, схема;
  • работают в группе, осуществляя коллективный проект;
  • самостоятельно ведут мини-проекты;
  • совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность;
  • представляют результаты своих работ на районных и областных конференциях.

Третий этап. Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности путём овладения разными видами проектирования (3-4 классы).

Цель: учить детей разным видам проектирования при осуществлении индивидуальных и групповых исследований.

Формы организации:

  • учебный проект;
  • образовательный проект;
  • социальный проект;
  • овладение способами организации индивидуального исследования;
  • разновозрастное сотрудничество с более активной позицией младших школьников.

Содержание:

  • формирование более сложных проектно-исследовательских умений;
  • овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный);
  • организация разновозрастных проектов с учащимися среднего и старшего звена.

Позиция учителя и учащихся:

Учитель: организатор и участник проектно-исследовательской деятельности детей.

Учащиеся: инициируют замыслы, формулируют темы, выбирают направление и характер работы.

Деятельность детей:

  • осуществляют поиск информации в источниках разного типа;
  • анкетируют детей и взрослых;
  • осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты;
  • разрабатывают образовательные проекты с помощью учителя;
  • овладевают первоначальными навыками социального проектирования;
  • оценивают свою деятельность по выработанным совместно с учителем критериям;
  • представляют результаты своих работ на районных и областных конференциях и выступают в качестве экспертов.

Примеры из опыта работы.

Приведу примеры из собственного опыта работы. В первом классе я использовала проект – рассказ, экскурсионный проект, конструктивный проект.

1. Проект – рассказ.

2.Экскурсионный проект.

  • Экскурсия в музей Динозавров (который приезжал к нам) породил кучу вопросов и огромное желание их реализовать. В ходе этого была проведена работа по мини-исследованию вытекающая в следующую тему.

Работа по реализации проекта

Социологический опрос.

2-й вопрос. Как вы считаете, почему вымерли динозавры?

Вывод: тема интересна, но многие не готовы дать правильные ответы.

Выдвижение гипотез. Почему вымерли динозавры?

Гипотезы:

1. Может быть, это случилось потому, что млекопитающие стали главенствующими на Земле?

2. Может быть причиной были млекопитающие, пожирающие яйца динозавров?

3. Может быть, динозавры умерли от голода?

4. А может быть, это была сильная вулканическая активность?

5. А может быть, изменился климат?

Исследование вопросов:

– Почему изменился климат на Земле?

– Что могло последовать за изменением климата?

В ходе которой учащиеся изучают листья, собирают опавшую листву и составляют гербарий с надписью растения.

Экскурсия к памятнику Братьям Газдановым, на которой многие проявили инициативу и сами изъявили желание рассказать о памятнике, так как заранее знали о поездке.

Этот проект хорошо используется на технологии, когда ребята выполняют работу по выбору, а потом представляют её.

  • Работа с природным материалом.
  • Посади зёрнышко.
  • Собери пазл (по определённой тематике), расскажи что получилось.

Во втором классе предлагаю ребятам групповую работу. Делю класс на 4-5 групп, даю каждой группе задание. Учащиеся выстраивают определённую последовательность, составляют план ответа и защищают свои работы.

Рождение этого проекта возникло в год олимпиады в России, когда все переживая за свою страну, отслеживая все соревнования вдруг спросили, а что такое кёрлинг. И тут не долго думая, я предложила ребятам узнать, что это за вид спорта. Как можно больше найти информации и принести. Весь материал собранный ребятами мы проанализировали и получился проект. В ледовом дворце мы даже попробовали технологию данного вида спорта.

С этого момента у детей стали возникать интересующие их вопросы и мы создавали либо мини проект, либо исследовательский прект.
Ребята с большим интересом и рвением выполняли цели и задачи, которые ставили сами себе. Для них это было не сложно, так как у нас в классе полное оснащение инновационных технологий.( ноутбуки, графические планшеты, МИМИО, электронные книги, лаборатории по изучению весовых измерений, погоды.

В конце четвёртого класса дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. В результате у детей развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. Родители положительно оценивают занятия проектно-исследовательской деятельностью как возможность развития творческих способностей детей. Проектно-исследовательская деятельность способствует прогрессу в развитии индивидуальных качеств каждого ученика. Формирует личностные качества, что очень актуально в наше время.

И в завершение зачитаю конец притчи.

Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства, превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации и той среды, в которой они находятся!

Проектная деятельность учеников становится все более актуальной в современной педагогике. Учитель истории и обществознания МБОУ СШ № 16 г. Павлово Екатерина Александрова рассказала об актуальности проектной технологии, роли учителя и о современных методиках применения проектной деятельности.

Проектная деятельность помогает всесторонне реализовать деятельностный подход, который в современном образовании является основным. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте, поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаю организацию исследовательской деятельности школьников на основе проектных технологий.

Что дает эта технология?

Использование проектной технологии обеспечивает формирование универсальных учебных действий. Проектная деятельность — ведущая для подростков, она помогает повышать самооценку, развивать творческие, организаторские и исследовательские способности. Более того, проектная технология не только позволяет более глубоко и всесторонне изучить тему, она также может быть использована в качестве первых шагов профориентационной работы.

Самое ценное в этом подходе — авторское действие, возможность осуществлять свой подход к изучению темы.

Роль учителя в проектной деятельности

Учитель в проектной деятельности — тьютор, координатор, режиссер проекта. Он должен стараться уйти от прямых подсказок и разрешить детям работать самостоятельно. Ваша заслуга будет в том, что вы подтолкнули детей к этой работе. Разумеется, все дети разные: кто-то более мотивирован, а кто-то меньше настроен на рабочий лад. И все же проектная технология должна быть введена везде, даже с отстающими детьми, ведь важно найти ключики к ученикам разных способностей.

Какие бывают проекты

  • Практико-ориентированный
  • Исследовательский
  • Информационный
  • Творческий
  • Ролевой
  • Монопроект
  • Межпредметный
  • Мини-проект (в течение части урока или даже перемены)
  • Краткосрочный
  • Недельный
  • Долгосрочный (годичный)

Современные образовательные технологии и методики применения проектной деятельности

  1. Учитель подбирает иллюстрации по теме урока.
  2. Ученикам предстоит написать статью по теме, используя предложенные иллюстрации.
  3. Оформление и очередность расположения иллюстраций дети выбирают самостоятельно.
  4. Обязательное условие — все иллюстрации должны быть прокомментированы и взаимосвязаны.

Такая технология может быть использована при повторении или обобщении изученной темы. Эта технология развивает навыки организационной и командной работы, а также помогает вовлечь в процесс более слабых учеников. Например, более сильные будут писать текст и располагать иллюстрации, а слабые — выбирать и вырезать их. Распределение ролей поможет успешно реализовать проект, ведь в работу и обсуждение будут вовлечены все ученики.

Разработка буклета

Похожую структуру вы можете использовать для работы по любой теме. Проект такого рода будет более продолжительным (например, неделя).

РАФТ-технология

Что такое РАФТ-проекты?

Название приёма произошло от первых букв слов:

R — role (роль)
A — audience (аудитория)
F — format — (форма)
T — topic (тема)

РАФТ-технология — это сочетание всех методик и форм проектной деятельности.

Приём способствует эффективному погружению в предметное содержание. Приобретённые знания помогут ученику импровизировать, выстраивать и анализировать свои действия в формируемых обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям.

В статье рассматривается система учебно-методического сопровождения проектной деятельности школы. Эта система охватывает весь коллектив школы, включены в нее и родители учащихся. Алгоритм, созданный в школе, позволяет каждому ученику освоить важные этапы проектирования, создать свой неповторимый продукт.

ВложениеРазмер
statya.docx 33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

г.Козельск Козельского района Калужской области по организации проектной деятельности

Одним из направлений современного образовательного процесса, предусмотренного ФГОС, стало обеспечение проектной деятельности обучающихся, которая направлена на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей решения проблемных задач.

Каждая школа формирует свою систему учебно-методического сопровождения проектной деятельности учащихся. Такая система была создана и у нас. Составление этой системы началось с разработки и внедрения внутришкольных нормативных документов, которые должны были обеспечить стабильное развитие данного направления образовательного процесса. В школе была создана рабочая группа, которая провела предварительную работу по исследованию отношения к проектам, изучила опыт работы учителей. Рабочей группой был разработан пакет внутришкольных документов, который обеспечивает на сегодняшний момент управленческо-методическое сопровождение проектной деятельности учащихся в нашей школе. Сюда вошли такие документы как:

1) Положение о проектной деятельности учащихся МКОУ ООШ №2, г.Козельск;

2) Циклограмма управления проектной деятельностью учащихся;

3) Положение об индивидуальном проекте учащихся.

4) Положение о защите проекта ( защита внутри класса)

Кроме того, согласно Положению о проектной деятельности приказом директора утверждаются список учителей – консультантов, которые сопровождают учебные проекты учащихся, состав проектных комиссий при защите проектов внутри класса, состав проектной комиссии для общешкольной конференции.

Повышению профессиональной компетентности педагогов, конечно, способствовала и курсовая подготовка. Многие учителя школы прошли обучение на курсах по активным методам обучения, приемы которых эффективно можно использовать при осуществлении проектов, по новым технологиям, в числе которых рассматривалась и технология проектной деятельности.

Важное место занимает и распространение педагогического опыта в профессиональном сообществе (выступление на школьных районных заседаниях, освещение своего опыта в рамках предметных ассоциаций, в интернете). Кроме того, любое сопровождение учебного проекта превращается для педагога в своеобразный педагогический проект. Именно в процессе его реализации происходит также повышение профессиональной компетентности педагогов. Не случайно многие учителя при аттестации в комиссию предоставляют в качестве педагогического продукта педагогический проект.

Компетентный учитель формирует учебно-познавательную компетентность учащихся. На этом этапе нам важно было создать дидактические рекомендации учащимся, которые будут разрабатывать собственные проекты, и внедрить их в образовательный процесс.

Вовлечение в проектную деятельность младших школьников начинается с 1 класса. В первом классе работа над проектом в полном объеме невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии учителя проводят подготовительный этап, в который включают творческие работы учащихся (рисунки, поделки, аппликации), устные представления своих работ, которые постепенно начинают отражать умение учащихся выделять главное, анализировать, рассуждать, давать оценку. Во втором классе расширяются рамки работы над проектом и появляются уже такие вид деятельности как сбор информации по плану, систематизация собранного материала. К 3-4 классу совершенствуется форма презентации. В этот период ребята учатся работать с книгой в библиотеке, находить нужную информацию в различных источниках по заданной теме, оформлять проекты и их защищать.

Из года в год учителями начальных классов отрабатывается алгоритм выполнения проектной деятельности учащихся. С этой целью учителя создает памятки к каждому проекту. Есть памятки общие, но по необходимости создаются и индивидуальные памятки, учитывающие особенности того или иного ребенка.

На второй ступени обучения продолжается работа по развитию навыков проектной деятельности. В начале учебного года учащиеся основной школы имеют возможность выбора направления проектной работы, руководителя проекта. Их выбор зависит в первую очередь от сферы собственных интересов. Как правило, этот выбор совпадает с расширением диапазона учебно-познавательных интересов в школе.

Начинается работа с личностного осознания учащимися выбранной проблемы, определения ее актуальности. Учащиеся самостоятельно (или с помощью учителя) формулируют цели и задачи проекта, планируют результат, определяют образ будущего продукта. На этом этапе учитель может скорректировать цели и задачи, поставленные учеником, помогает определиться с продуктом. Главное, чтобы идеи исходили от самого ученика.

Важным этапом при реализации проектной деятельности является планирование. Учитель может познакомить ученика с различными вариантами планов, предложить источники для сбора информации, помочь освоить ученику способы сбора информации. Роль учителя на этом этапе в основном консультирующая.

Самым сложным этапом для учащихся является аналитический этап, так как не у всех сформировано умение анализировать отобранную информацию и систематизировать ее, сопоставлять результат анализа с планируемыми результатами, видеть причины несоответствий. Учитель, наблюдая за деятельностью учащегося, должен косвенно направлять процесс анализа.

На заключительном этапе ученик оформляет проектную папку. Это позволяет ему осмыслить свою деятельность, понять логику своего пути при работе над проектом. В материалах проектной папки есть вопросы для самоанализа: что сделал? каков положительный эффект выполненного проекта? что не получилось? Учитель – консультант должен составить отзыв по проектной работе.

Особо хочется остановиться на продуктах проектов учащихся. Фантазия детей безгранична! Творческий подход при создании продуктов позволяет учащимся выйти за рамки выбранного учебного предмета. Например, при создании макета египетских пирамид (проект по истории) учащийся использовал компетенции в области технологии, изобразительного искусства, математики.

Годовые проекты – это не единственный опыт проектной деятельности для учащихся нашей школы. В рамках учебных предметов реализуются интересные парные или групповые мини-проекты.

Проектно-исследовательская деятельность в школе успешно развивается с каждым годом и дает не только увеличение численности участников процесса, количества выполненных работ, но и растет их качество, нравственное, социальное и образовательное значение, совершенствуется актуальность и значимость поставленных проблем, глубина и серьезность исследования. Форма проектных работ также проходит постоянный процесс совершенствования и соответствия современным мультимедийным стандартам.

На мой взгляд, сложившаяся система проектно-исследовательской деятельности в нашей школе способствует повышению мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности школьников. Проектно-исследовательская деятельность помогает нам готовить выпускников, способных быть социально ответственными, конструктивно сотрудничать с другими людьми, генерировать новые идеи, творчески мыслить, самостоятельно добывать новые знания. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием каждого учащегося. И с этим опытом ученик пойдет в жизнь.


Иногда даже сами учителя не очень понимают, что от них требуется, когда заходить речь об индивидуальных проектах. В некоторых школах уже появились люди, которые отвечают за проектную деятельность как таковую. Наш блогер, педагог Любовь Гырнец стала руководителем этого направления и делится своим опытом.

Не знаю, как так получилось, но в своей школе я стала руководителем проектной и научно-исследовательской деятельности. Как известно, если научно-исследовательской деятельностью школьники могут заниматься по желанию, то проекты должны защищать все учащиеся, занимающиеся по ФГОС. Делается это для того, чтобы в 9 классе они успешно защитили индивидуальный проект и были допущены к экзамену.

О проектах в нашей школе не знали ни дети, ни учителя, поэтому первая задача, которую нам пришлось решить, была организация обучения для учителей и создание нормативно-документальную базу. Только после этого можно было начать обучать учеников.

В сентябре учителя-предметники вывешивают в информационные уголки темы проектов по своему предмету, а дети могут выбрать любую тему и любой предмет. Далее каждый ученик заводит проектную папку, в которой размещает титульный лист, паспорт проекта, приложение, текст защиты проекта, продукт проекта.


Страсти по ОГЭ: поступить в 10 класс станет ещё сложнее

Длительность проект может быть разной. Некоторые проекты учащиеся могут продолжать и дополнять каждый год. Многие работают над этой задачей не один год, а среди них есть и такие, которые меняют и тему, и даже предмет.

Научный руководитель консультирует учащегося, направляет его, то есть выполняет роль куратора. Большая часть работы ложится на плечи детей. В марте на каникулах проходит защита. В таком режиме школа работает 2 года.

В первый год эксперимента я разделила учащихся на 4 секции: гуманитарная, естественно-научная, общественные науки, труд. Затем каждую субботу апреля мы приглашали учащихся для защиты проекта, была сформирована комиссия, выработаны определенные критерии.

Первый блин получился не комом, но был единственный минус — огромные затраты времени работы комиссии, что влекло за собой работу учителей в выходные дни.

Поэтому на второй год мероприятие проводилось уже в один день, начиналось с общей линейки, а затем продолжалось одновременной работой в четырех секциях. Так быстрее и удобнее. Комиссия отмечала, что уровень качества выполнения проектов с каждым годом улучшается.

Скоро у девятиклассников состоится защита проектов, думаю, что два года организации проектной деятельности в школе не прошли для них даром.



Автор:Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, г. Ульяновск.
Описание материала: С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников. Предлагаю Вашему вниманию статью о достигнутых результатах проектной деятельности в начальной школе. Думаю, что данный материал будет полезен не только учителям начальных классов, но и другим педагогам, в качестве консультационного материала по использованию проектной деятельности в своей работе.
Цель: Передача опыта.
Задачи:
- донести работу по проектной деятельности на практике;
- вызвать интерес к исследовательской и проектной деятельности в целом;
- развивать умения по созданию проекта и исследовательской работы;
- призвать к активному применению в образовательных учреждениях проектной деятельности, как одной из современных образовательных технологий.







В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблема, гипотеза, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическая и практическая части, заключения и выводы, подведение итогов работы над проектом. Отличные продукты проектной деятельности появляются на свет!







Читайте также: