Дидактические игры в начальной школе для активизации познавательной деятельности обучающихся

Обновлено: 07.07.2024

для вновь прише дшего первоклас сника естестве нным состоянием.

Василий Алекса ндрович Сухомл инский писал : «Без игры и не мо жет быть

полноценн ого умственного развития. Иг ра – это огромное св етлое окно,

через которое в духовный м ир ребёнка вливается живитель ный поток

представлен ий, понятий. Игра – это искра, зажигающ ая огонёк пытл ивости и

гра — это вид учебных зан ятий, организ уемых в виде

учебных игр, ре ализующих ряд принципов иг рового, активн ого обучения и

отличающихся наличием правил, фи ксированной ст руктуры игровой

деятельности и с истемы оценива ния, а т акже один из мет одов активн ого

Цель дидактическ ой игры - проб удить интерес к п ознанию, науке, к ниге,

В своей раб оте я почти на кажд ом уроке использую дидактические игры. В

презентации м ожно увидеть не сколько фрагментов урок ов и занятий по

внеурочной деятель ности, с ис пользованием игр на разных этапа х.

Естественно, подготовка и внед рение игровых мет одик в учебн ый

процесс требует больших усил ий. В процессе подготовки учебной

(дидактической ) игры я сталк ивалась с проблемам и не всегд а и не столь

зависящими от м оих личных ка честв как педагога, сколько от внешних

ограничений. Это и нехватка дидактическог о игрового мате риала, недост аток

рабочего врем ени на проведен ие игр с деть ми. На каждый у рок придумать и

подготовить н овую дидактиче скую игру не реально, а исп ользовать

Организовать и п ровести дидактичес кую игру - задача достаточ но сложная

для педагога. При подборе иг р необходимо помнить о т ом, что они должны

содействовать полн оценному всест ороннему разв итию психики детей, их

познавательны х способностей, речи, о пыта общени я со сверстник ами и

взрослыми, пр ививать инте рес к учебны м занятиям, форми ровать умения и

А также при использовании дидактичес кой игры учител ь должен сле довать

1) опираться на уже имеющиеся у детей знания, п олученные , как правило,

2) следить за тем, чт обы ди дактическая задач а была достато чно трудна и в то

3) поддерживать интерес и раз нообразие игрового действи я;

4) постепенн о усложнять ди дактическую задачу и игровые дейст вия;

Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не

игровой прием на обязательном учебном занят ии. Это спец ифическая,

полноценная и достаточно со держательная для детей деятел ьность. Она

имеет свои по будитель ные мотивы и свои с пособы действ ий.

Существуют разл ичные класс ификации развиваю щих игр. П о характеру

познавательно й деятельност и игровые и зан имательные за дан ия можно

- Игры, требующ ие от детей исполнител ьской деятельности.

- Игры, с пом ощью котор ых дети измен яют примеры и з адачи в другие,

- Игры, в кото рые включены элементы поиска и творч ества.

Для того чтоб ы игра действительн о увлекла дете й и лично затро нула каждого

из них, я стараюсь стать ее непос редственным участником. Своим и

действиями, эм оциональным обще нием с детьми ст араюсь вовл ечь их в

совместную деят ельность, делаю ее важной и знач имой для них. Становлюсь

как бы центром п ритяжения в игре. Как мне ка жется, это оч ень важно на

первых этапах зн акомства с н овой игрой, осо бенно для млад ших

дошкольников. В то же время в 1 классе нам п риходится о рганизовывать

игру и направлять ее – помогая детям п реодолевать затр уднения, одобряя их

правильные д ействия и дост ижения, поощряя соблюдение п равил и отмечая

Совмещение взр ослым двух разных рол ей – участника и организато ра –

важная отличит ельная особен ность развивающей игры.

Из игр, требующи х от детей испо лнительской д еятельности я люблю

Содержание игры. Учащиеся по заданию учителя выкладываю т на чистый

лист бумаги к руги, квад раты, треуголь ники: посеред ине – красный к руг,

справа от нег о – зеленый треугольн ик, слева – желтый, сп рава от зеленог о

треугольника – с иний квадрат и т. д. В результате п олучается разноцветн ый

У вас на стола х тоже лежит набо р геометрических фигу р, с помощью эти х

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический отчет за межаттестационный период.Презентация для защиты.

Учитель МБОУ СОШ №15

Паздникова Ольга Михайловна

Цель - изучить влияние дидактических игр на активизацию познавательной деятельности младших школьников. Достижению поставленной цели требует последовательного решения следующих задач:

Цель - изучить влияние дидактических игр на активизацию познавательной деятельности младших школьников.

Достижению поставленной цели требует последовательного решения следующих задач:

  • дать понятие о дидактической игре, её целях и значении;
  • рассмотреть основные виды дидактической игры и их классификацию;
  • раскрыть особенности организации и проведения дидактических игр;
  • проанализировать различную психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  • апробировать возможности использования дидактической игры на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей.


Описаны в статье результаты изучения познавательного интереса у младших школьников. Составители оперируют двумя показателями: уровнем школьной мотивации и уровнем развития познавательного интереса. Предлагается к рассмотрению комплекс мероприятий по формированию и развитию данного вида интереса. Основным средством развития выступают дидактические игры.

Ключевые слова: дидактическая игра, познавательный интерес, игровые технологии, младший школьный возраст.

The article describes the results of primary the level of development school age. The authors operate on two indicators: the level of school motivation and of the study of cognitive interest in children t of cognitive interest. A set of measures for the formation and development of this type of interest is proposed for consideration. The main means of development are didactic games.

Keywords: didactic game, cognitive skills, gaming technologies, primary school students.

Процесс развития познавательного интереса у обучающихся начальной школы, как проблема исследования, интересует научное сообщество и в настоящее время. Особое внимание ей уделяется в актуальных психолого-педагогических работах [1]. От проработанности данной проблемы в значительной мере зависит эффективность учебного процесса, ведь познавательный интерес является важным мотивом учебной деятельности для учеников младшей школы. Предполагаемый вариант формирования познавательного интереса в этой возрастной группе, по мнению многих исследователей, является включение игровых технологий в ход урока [2, 3].

По методике Н. Г. Лускановой продемонстрируем такие результаты (Рис.1.):

Итоги уровня школьной мотивации изучения на констатирующем и контрольном этапе исследования (в %)

Рис. 1. Итоги уровня школьной мотивации изучения на констатирующем и контрольном этапе исследования (в %)

В ходе констатирующей части исследования мы выяснили, что в контрольной (66,67 %) и экспериментальной (71,43 %) группах у испытуемых в большей степени варьируется уровень школьной мотивации средний. Но мы видим, что детей с высоким уровнем школьной мотивации в контрольной группе (23,81 %) больше, чем в экспериментальной (14,29 %). На последнем этапе исследования в группе экспериментальной наблюдаются существенные изменения: высокий уровень возрос более чем в 2 раза, а низкий — сократился до нуля. В контрольной группе изменения не так явно выражены.

Собственно на формирующем этапе исследования мы предположили, что активизация познавательной деятельности респондентов посредством использования дидактических игр может выступать, как одно из условий повышения общего уровня познавательного интереса. Для этого нами был разработан комплекс мероприятий с использованием средств дидактических игр. Данный комплекс включает в себя три направления:

1) Дидактические игры, которые можно проводить зависимости от текущего типа деятельности учащихся (урок, перемена и т. д.).

2) Блок занятий, которые объединяет тематическая или логическо-целевая направленность.

Работа по данному комплексу мероприятий проводилась только с экспериментальной группой детей. В контрольной же группе учитель лишь изредка применяла дидактические игры. Часто без конкретной цели или системы. В процессе реализации разработанного комплекса мероприятий, ребята проявляли интерес, с энтузиазмом выполняли задания. Не наблюдалось отказов от деятельности, все были вовлечены в работу. Часто среди детей происходило бурное обсуждение заданий, распределение ролей в группе (сразу выявлялись лидеры и исполнители), дети старались поддерживать и помогать друг друга. На протяжении всего формирующего этапа исследования, у детей прослеживалось возрастание интереса к занятиям.

Таким образом, разработанный нами комплекс показал свою эффективность. Также можно говорить о том, что применение дидактических игр, в ходе организации школьного обучения, будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

  1. Желвакова, Е. С. Методы Использования дидактической игры в начлальной школе / Е. С. Желвакова // Science Time. — 2021. — № 7 (91). — С. 36–40.
  2. Кускарбекова, Н. А. Дидактические игры как способ формирования интереса школьников к предмету / Н. А. Кускарбекова //Актуальные вопросы техники и технологии. — 2018. — С. 125–127.
  3. Толкова, Н. М., Патрушева, З. В., Енова, И. В. Игровые тихнологии как средство формирования учебно познавательного интереса младших школьников / Н. М Толкова, З. В. Патрушева, И. В. Енова //Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — №. 71(3). — С. 225–227.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, комплекс мероприятий, контрольная группа, игра, контрольный этап, школьная мотивация, высокий уровень, младший школьный возраст, познавательная активность, экспериментальная группа.

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет технология. Развитие творческой личности школьника было и остаётся одной из важнейших задач обучения и воспитания. Для этого необходимо развивать индивидуальные способности детей, создавать благоприятные условия для их развития. В основе этого процесса лежит стремление к познанию неизведанного, нового о мире. При этом дети преодолевают сомнения, становятся уверенными в своих силах и эффективно осуществляют практическую деятельность.

Содержание
Работа содержит 1 файл

контрольная работа по технологии.docx

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет технология. Развитие творческой личности школьника было и остаётся одной из важнейших задач обучения и воспитания. Для этого необходимо развивать индивидуальные способности детей, создавать благоприятные условия для их развития. В основе этого процесса лежит стремление к познанию неизведанного, нового о мире. При этом дети преодолевают сомнения, становятся уверенными в своих силах и эффективно осуществляют практическую деятельность.

Трудовое обучение в начальной школе - важное средство творческого и эстетического развития детей. Уроки трудового обучения должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению трудового обучения. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для младшего школьника наиболее подходящей формой обучения. Младший школьник пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний.

К.Д. Ушинский видел в игре серьезное занятие, в котором он усваивает и преобразует действительность: "Для деток игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая их окружает. Интереснее она для ее ребенка именно потому, что понятнее она ему, потому, что отчасти есть его собственное создание… В действительной жизни дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, в игре дитя уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями".

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно- информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Цель исследования: выявить эффективность использования дидактических игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии.

Объект исследования: процесс обучения технологии младших школьников.

Предмет исследования: роль использования дидактических игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии.

Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм культуры взаимоотношений между учителем и учащимися. В обучении младших школьников необходимо использование методов, базирующихся на представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Остановимся подробнее на рассмотрении так называемых дидактических, или обучающих, игр.

Дидактическая игра - игра, предназначенная для реализации целей обучения. Она развивает сенсорные (чувственные) ориентировки детей на форму, величину, цвет, расположение предмета в пространстве, а также наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, представления об окружающем.

Основная особенность этих игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно- образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.

Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель. Специфическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде. Дидактические игры, как правило, ограничены во времени.

Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

  • игры-путешествия;
  • игры-поручения;
  • игры-предположения;
  • игры-загадки;
  • игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое. Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино расставить знаки препинания", "Проверь домашнее задание у Незнайки".

Игры-предположения "Что было бы. " или "Что бы я сделал. ", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы. " или "Что бы я сделал. ". Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?".

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.

Читайте также: