Какие абстрактные типы собеседников вам известны кратко

Обновлено: 07.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

(ТГПУ им. Л.Н.Толстого)

студентка заочной формы обучения факультета РФиД

направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

направленность (профиль) Русский язык

2 курс группа 321182з

Брешкова Дарья Викторовна

доцент Сафонова Татьяна Владимировна

3. Мне не важно, как зовут моего собеседника и кто он. В беседе я обращаюсь к нему просто: Вы или ты.

3. Я сразу запоминаю, как зовут собеседника, и называю его по имени (имени и отчеству); я не забываю о его профессии, возрасте, интересах.

4. В беседе я часто повторяю собственные фразы, наслаждаюсь тем, как хорошо они звучат.

4. Я повторяю вслух основные мысли и высказывания собеседника и делаю это с уважением.

5. Каждую реплику я начинаю или со слова я (см. выше, 2), или со слова нет . Идеал начала реплики: Нет, я считаю, что … или: Нет, вы не правы; я думаю, что … Прав могу быть только я сам

5. Я стараюсь (хотя это и трудно) начинать свою реплику со слова да : Да, вы правы, хотя…; да, я с вами согласен во всем, кроме… и т.д. Если собеседник прав, я с готовностью подчеркиваю его правоту.

6. Я задаю собеседнику такие вопросы, в ответ на которые он завопит: Нет, нет, нет !

6. Я стараюсь формулировать вопросы так, чтобы собеседник имел возможность согласиться, а лучше — не имел возможности не согласиться со мной.

7. Я стараюсь смягчить свои высказывания. Например, так: А не кажется ли вам, что… Возможно, правы те, кто думает, что…; Вероятно, справедливее считать, что … Все люди могут ошибаться: и он, и я.

8. Я никогда не даю спуску в разговоре. Хвалить собеседника? Зачем это? Допустим, он умный человек, но я-то умнее! Напротив, если собеседник ошибся — нельзя упустить возможность показать ему это.

8. Я при любом удобном случае выражаю одобрение собеседнику, поддерживаю его. Беседа — это не экзамен, а я — не экзаменатор. Ставить оценки — не моя задача.

9. Чем больше отрицательных оценок я поставлю собеседнику и всему вокруг — тем справедливей: все плохо, один я хороший. Вот об этом и поговорим.

9. Конечно, вокруг много плохого. Но и хорошее тоже есть: поговорим лучше об этом!

10 Буду говорить о том, что мне интересно. Я знаю, что для приличия нужно поинтересоваться собеседником. Буду задавать ему любые вопросы, какие придут в голову: как родители? Как собака? Как здоровье? Как успехи? (Ах, да, собака, кажется сдохла — об этом я позабыл, ну ничего, переживет).

Статья посвящена типам собеседников в процессе деловой коммуникации. Даны советы по повышению эффективности коммуникации с собеседниками.

Ключевые слова

Текст научной работы

Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. Овладение искусством общения, знание различных психотипов личности, умелое использование методов диагностики и приемов влияния на собеседников, позволит будущему специалисту, взаимодействовать с деловыми партнерами, создавая благоприятный социально-психологический климат делового сотрудничества, доверия, взаимопонимания и уважения [1; 4; 11].

В общении каждый человек проявляет свои особенности, которые обусловлены ее характером, темпераментом, вниманием, памятью, эмоциями, личностными чертами и качествами, т. е. ее психологической природой. Понятно, что приведенная классификация является условной. Однако знание этих особенностей поможет распознавать своих собеседников и использовать различные подходы для того, чтобы лучше и быстрее объясниться с ними, установить контакт, обеспечить успех во время общения [12].

  1. Салямова Г.Ш.
  2. Санакулова Н.С.
  3. Болтаев С.И.

Список литературы

Цитировать

Еще с давних времен с большим или меньшим успехом люди пытались различными способами классифицировать отдельные явления, события и даже людей, разделить их на группы и подгруппы, объединяя по общим чертам.

Основными критериями, в соответствии с которыми со­ставлена наша классификация типов деловых собеседни­ков, являются:

откровенность и искренность собеседника; владение приемами общения с другими участниками беседы;

заинтересованность в теме и успехе беседы.

обсудить с ним и обосновать спорные моменты, если они известны, до начала беседы;

всегда оставаться хладнокровным и компетентным; неукоснительно следить за тем, чтобы по возможности решения формулировались его словами;

когда есть возможность, предоставить другим опровер­гать его утверждения, а затем отклонить их;

привлечь его на свою сторону, попытаться сделать из него позитивного человека;

беседовать с ним с глазу на глаз в перерывах и паузах переговоров, чтобы узнать истинные причины его негатив­ной позиции;

в экстремальных случаях настоять на том, чтобы де­ловая беседа была приостановлена, а позднее, когда го­ловы остынут, продолжить ее;

Рис. 33 Основные абстрактные типы собеседников и май с ними общаться

1. Позитивный человек. Это, конечно, самый прият­ный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый, он позволяет вместе с ним подвести итоги беседы и спокой­но и обоснованно провести дискуссию. По отношению к нему нужно занять следующую позицию:

вместе выяснять и завершить рассмотрение отдельных случаев;

следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с этим позитивным подходом в данной деловой беседе;

в трудных и спорных вопросах и обременительных ситуациях искать помощь и поддержку у собеседника это­го типа;

в группе собеседника посадить его там, где есть сво­бодное место.

3) Всезнайка. Этот думает, что он все знает наилуч­шим образом. Обо всем у него есть свое мнение, он всег­да требует слова. В общении с ним следует придержи­ваться нижеперечисленных правил:

посадить его рядом с ведущим беседу; время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться;

попросить его, чтобы он дал и остальным собеседни­кам немного потрудиться над решением;

дать ему возможность вывести и сформулировать про­межуточные заключения;

при смелых и рискованных утверждениях дать воз­можность остальным собеседникам выработать и выразить свою точку зрения;

иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить тот, кто ведет беседу.

4) Болтун. Часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратит на свои выпады. Как к нему относиться:

как и всезнайку, посадить его поближе к ведущему бе­седу или к другой авторитетной личности;

когда он начнет отклоняться в сторону, его нужно с максимумом такта остановить;

когда он отойдет от темы беседы, спросить его, в чем он видит связь с предметом беседы;

спросить поименно участников беседы, каково их мне­ние;

в случае необходимости ограничить время отдельных выступлений и всей беседы;

5) Трусишка. Этот тип собеседника отличается не­достатком уверенности в публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо или даже смешно.

С таким собеседником нужно обходиться очень деликат­но, с чувством меры:

специально благодарить его за любой вклад в беседу или замечание, но не делать этого свысока.

6) Хладнокровный неприступный собеседник. Такой человек замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной деловой беседы, так как все это ему кажется недостой­ным ею внимания и усилий. Что делать в таком случае? Любым способом необходимо:

в перерывах и паузах беседы попытаться выяснить причины такого поведения.

задавать ему вопросы информативного характера: придать теме беседы интересную и привлекательную форму;

задавать ему стимулирующие вопросы; попытаться выяснить, что интересует лично его.

· нельзя позволять разыгрывать роль гостя в беседе; нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное с остальными участниками беседы положение;

· не допускать никакой критики в адрес присутствую­щих или отсутствующих руководителей и других лиц;

· всегда четко понимать, что речь идет только об одной деловой беседе, и помнить, кто является инициатором данной беседы;

все его вопросы, относящиеся к теме беседы, сразу же направлять на всех собеседников, а если он один, то пе­реадресовать вопрос ему самому; на вопросы информа­ционного характера отвечать сразу;

сразу признавать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ.

Цель нашей классификации собеседников — показать читателю разнообразие их типов и указать на возмож­ность самостоятельных исследований в этом направлении. Мы не случайно уделили больше внимания тем типам собеседников, которые запутывают деловую беседу и даже мешают ее проведению. Это сделано для того, чтобы по­мочь как можно точнее определить эти типы в наших со­беседниках и чтобы читатель, ведущий беседу, мог в ходе её подготовки и проведения учесть их особенности и на­строения и своевременно и соответствующим образом на них отреагировать. С положительно настроенным, спокой­ным, готовым к сотрудничеству и искренним собеседником можно с успехом провести самую сложную и деликатную деловую беседу. Поэтому такие люди объединены в одной группе положительных собеседников (позитивный чело­век), хотя и их можно было бы разделить на несколько более конкретных типов.


1. Вздорный человек, "нигилист"


Такой собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдер¬жан и возбудим.
По отношению к нему необходимо вести себя следующим образом:
• обсудить с ним и обосновать спорные моменты, если они известны до начала беседы;
• всегда оставаться хладнокров¬ным и компетентным;
• дать возможность собеседникам опровергать его утверждения.

2. Позитивный человек:

• дать ему возможность подвести итоги беседы;
• умеренно включиться в дискуссию.

3. "Почемучка":
• все его вопросы, относящиеся к теме беседы, сразу же адресовать всем собе-седникам, а если он один, то переадресо¬вывать вопрос ему самому;
• на вопросы информационного харак¬тера отвечать сразу;
• сразу признать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ.

4. Хладнокровный, неприступный собеседник:
• заинтересовать его в обмене опытом;
• спросить его: "Кажется, Вы не совсем согласны с тем, что было сказано. Конеч¬но, нам всем было бы интересно узнать, почему?"
• в перерывах и паузах беседы попытай¬тесь выяснить причины такого поведения.


5. Незаинтересованный собеседник:
• задавать вопросы информационного характера;
• придать теме беседы интересную и привлекательную форму;
• задавать ему стимулирующие вопросы;
• попытаться выяснить, что интересует лично его.


6. "Всезнайка":
• время от времени напоминайте ему, что другие тоже хотят высказаться;
• при смелых и раскованных утвержде¬ниях дать возможность остальным собе-седникам выработать и выразить свою точку зрения.


7. "Важная птица":
• нужно незаметно дать ему возмож¬ность занять равноправное положение с остальными участниками беседы;
• очень полезно в диалоге с таким человеком использовать метод "да. но".

Читайте также: