Мононормы как социальные регуляторы в первобытном обществе тгп кратко

Обновлено: 18.05.2024

Жизнь первобытных людей, несмотря на свой примитивный характер, необходимо было регулировать. Благодаря различным формам социальной практики (охоте, обмену, брачным отношениям и пр.) участники могли успешно взаимодействовать друг с другом, вырабатывая конкретные регуляторы совместного бытия: образцы, правила поведения, которым должны были следовать все. При этом удачные регуляторы закреплялись в жизни, а неудачные – отсеивались.

Под системой социального регулирования подразумевается совокупность средств и способов воздействия на поведение индивида, через которые ему придается состояние, желаемое и нужное обществу.

В систему социального регулирования входят регуляторы:

  1. ненормативные (ценностные, информационные, предсказания, приказы и т.п.);
  2. нормативные (правовые нормы, мораль, религия, традиция, обычаи и т.д.).

Данные группы регуляторов действуют по-разному.

Ненормативная подсистема оказывает воздействие на подсознание, чувства, привычки, эмоциональный фон индивидуума, стремясь убедить его в полезности конкретного поведения.

Таким образом, к примеру, ценностный регулятор влияет на человеческое поведение через убеждения в выгодности следования исторически сформировавшимся стереотипам (устоявшимся ожиданиям), психо установкам, целям, которые поддерживает большинство группы, общества; существующему распределению социальных ролей между мужской и женской половинами, детьми и взрослыми.

Но в ходе самоорганизации рода, племени формировалась также нормативная подсистема. Она основана на становлении конкретных правил поведения (норм), которые содержали равный масштаб свободы. Данным правилам характерна обязательность исполнения и наличие санкций за их нарушение. На основании таких правил людьми организовывался и регулировался общий труд, совместная охота, распределялся произведенный продукт, определялся порядок отношений между мужчиной и женщиной, процедуры решения возникающих конфликтов и т.п. Наличие данных общеобязательных правил ограничивало человеческий эгоизм, делало его действия предсказуемыми. Кроме этого, данные нормы затрагивали правила взаимной помощи, самозащиты, способствуя человеческому выживанию. Потому человек стремился непреклонно осуществлять эти правила. Нормы догосударственного общества исторически выступали первым видом социальных норм.

Под социальными нормами понимаются правила поведения, которые принимает большинство общества (это касается норм морали, традиций, обычаев, религиозных и правовых норм).

Нормативная сущность данных правил состоит в следующем: они устанавливают масштаб допускаемого и должного поведения, общепринятого в этом обществе. За несоблюдение правил применяются санкции – отрицательные последствия для нарушителя. Отрицательные последствия выражаются применением мер:

  • общественного воздействия (замечания, лишение статусов, привилегий, порицание, отлучение от церкви);
  • принудительного характера (изгнание из общины, рода, телесные наказания, членовредительство и пр.).

Мононормы

Такое наименование они заслужили, потому что были едиными и нерасчлененными, состояли из моральных предписаний, религиозных запретов, обычаев, традиций и правовых обвязываний. Внутреннее единство морально правовых начал в мононормах обуславливается не дифференцированностью самой жизни первобытных людей, где соединяется личное и общественное, сливаются права и обязанности, потому мононормы невозможно включить ни в моральные нормы, ни в нормы права. Их главная функция состояла в помощи человеку приспособиться к окружающему миру, способствуя выживанию и воспроизводству человека в качестве биологического рода.

Мононормы формировались стихийно, через пробы и ошибки. При отборе сохранялись лишь те поведенческие правила, которые наилучшим образом способствовали выживанию рода, племени, сохранению их целостности. К мононормам относятся нормы-запреты и нормы-ожидания, различающиеся по характеру санкций. Запреты существовали в форме табу, за нарушение таких норм предусматривались жестокие наказания. Нормы-ожидания выражались в традициях, обычаях, обрядах, ритуалах, мифах, формируя у индивидуума установку на позитивное поведение.

Нормы-запреты

Большинство табу у некоторых народов существует и до сегодняшнего дня: табу на прикасание к священным особам, племенным вождям, императорам.

Была такая ситуация, когда в июле 1874-го г. камбоджийский король вывалился из перевернувшегося экипажа. Он вне сознания валялся на земле, однако, никто из свиты не решался к нему подойти до тех пор, пока не подоспел один европеец, который либо не знал о табу на королевскую особу, либо подумал, что его это не касается. Он как раз-то и помог пораненому монарху добраться во дворец.

Раньше существовал запрет, в соответствии с которым никто не имел права дотрагиваться до императора Кореи. Если император все же позволял кому-то прикоснуться к себе либо сам прикасался к кому-нибудь, тогда счастливчик удостаивался большой чести. На протяжении оставшейся жизни он носил особенный знак отличия. Обычно это был красный шелковый шнурок.

Нормы-ожидания

Среди норм-ожиданий особенную роль играли мифы. Они в форме мистики или религии отражали окружающую среду и помогали людям ориентироваться в ней. Мифы помогали человеку узнавать хорошие и плохие способы поведения, а также их последствия. В мифах содержался накопленный за предшествующие годы социальный опыт. Мифологические обряды и действия первобытным людям помогали лучше усваивать социальные нормы, опыт, знания о природных и общественных явлениях. На основании полученных знаний люди определяли собственное поведение, строили отношения друг с другом. Поэтому мифы выступали инструкцией к действию и комплексом верований, которые придавали человеческой жизни смысл. В ценностно нормативном и информационном плане мифы помогали первобытным людям лучше адаптироваться к окружающему миру и нарабатывать стабильные правила поведения.

К примеру, у индейцев племени Яномамс, которое проживает на юге Венесуэлы и севере Бразилии, установилась следующая система представлений об окружающей среде, определяющая их поведение в бытовой жизни. Как говорится в мифе, племя Яномамс образовалось от крови Духа Луны, который частенько спускался на землю, чтобы напитаться детскими душами и хлебом из маниоки. В один прекрасный день человек рассердился на это и под воздействием гнева ранил стрелой Духа в живот. Кровь разбрызгалась на землю, капли которой превратились в людей. Таким образом, Дух Луны передал индейцам племени Яномамс качества воинственности и жестокости, которые проявились в их жизни.

В некоторых первобытных племенах до сих пор существует очень древний обычай наносить на тело или лицо татуировку. Для первобытных людей татуировка, прежде всего, выступала незыблемой традицией, а еще обладала магической силой. Индейцы полинезийское племя Маорми украшают татуировкой лицо. Таким способом индейцы племени охраняют себя и своих близких от злых чар. Некоторыми колдунами используются с целью излечения. В Древнем Китае татуировка являлась символическим наказанием, когда вместо отрезания ноги окрашивали тушью колена. Таким образом, общество стремилось перевоспитать преступника и выставить его на общее осуждение и презрение.

В последние годы данный древний обычай распространился среди европейцев. Разработаны даже целые каталоги рисунков, наносимых на тело. Подросткам этот обычай интересен, так как они стремятся подражать рок-певцам, разукрашивая себя цветными татуировками. Татуировки распространены также в армии, их нанесение преследует отчасти практическую цель: так солдаты обозначают на своем теле группу крови и резус-фактор.

Уже на ранних стадиях развития человеческого общества люди вынуждены были преодолевать свой индивидуализм и в процессе общения с себе подобными вырабатывать социальные регуляторы.

Виды социальных регуляторов первобытного гобщества:
    1. табу (строгий запрет на совершение какого-либо действия, основанный на вере в то, что подобное действие является либо священным, либо несущим проклятие для обывателей, под угрозой сверхъестественного наказания);
    2. мифы, сказания (в которых закреплялись существующие регулятивные установления, предусматривались и истолковывались будущие модели нормативного поведения людей с учетом прошлого опыта);
    3. обычаи (исторически сложившиеся, естественные правила поведения людей, которые благодаря их частому повторению вошли в привычку).
    Признаки социальных регуляторов первобытного общества:
      • меры, нормы, образцы поведения людей;
      • носят общий и неоднократный характер;
      • одновременно выступали в качестве норм организации общественной жизни, норм первобытной морали и религиозных норм (т.е. являлись мононормами);
      • соблюдались в силу авторитета и привычки, но в необходимых случаях они подкреплялись общественным принуждением.
      Признаки первобытных обычаев

      Посредством обычаев, тесно связанных с первобытной моралью, религиозными нормами, регулировались производственные, семейные и иные общественные отношения.

      В первом приближении характерные признаки первобытных обычаев можно сформулировать следующим образом:

        1. исходили от рода и выражали его волю и интересы;
        2. исполнялись добровольно в силу привычки, а при необходимости - принудительно;
        3. специальных органов управления, охраняющих незыблемость обычаев, не было;
        4. не наблюдалось различия между правами и обязанностями: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.

        Категории

        Нормативные правовые акты в Российской Федерации

        Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

        Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

        Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

        Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

        Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

        Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).


        Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

        Оглавление

        • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
        • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
        • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
        • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
        • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
        • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
        • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
        • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
        • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

        Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

        5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ

        Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

        Первичное объединение организации людей — род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

        Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

        Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно—общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов

        в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

        Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

        1) миф (эпос, сказание, предание) — художественно—образная или предметно—фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

        2) обычай — передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

        3) ритуал — совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

        4) религиозный обряд — совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

        Мононормы
        Возникновение и развитие социальных норм в первобытном обществе

        Первые правила человеческого поведения возникают с появлением первых социальных организаций — рода и племени в первобытном обществе. В этот период поступки людей регулировались на уровне биологического отбора, например, право на потомство имели только здоровые и сильнейшие представители племени.

        По мере развития орудий труда биологическое равновесие между родом и отдельной личностью разрушалось, что требовало новых, надбиологических, социальных регуляторов отношений. Важно, что эти новые правила поведения стали касаться уже всех членов рода, а не только биологически сильнейших или слабейших.

        Такие нормы поведения, как правило, выражались в запретах (табу), были выгодны для всего коллектива, поскольку помогали дисциплинировать членов общества с целью выживания всего сообщества с максимальным комфортом.

        В процессе жизнедеятельности общества вырабатывались определенные правила, регулирующие отношения в социальной группе. Эти правила, ежедневно и многократно повторяясь, приводили к положительным результатам. Поэтому в дальнейшем они были приняты всеми членами общества, стали общими правилами поведения, то есть обычаями. Такие обычаи были подкреплены религиозно-мифологическим коллективным сознанием.

        В дальнейшем люди стали понимать, какие из этих обычаев являются наиболее правильными и справедливыми с точки зрения всех ее членов, что хорошо, а что плохо для рода. Тем самым, стали выделяться зачатки моральных норм.

        Таким образом, постепенно на протяжении продолжительного времени был сформирован феномен социальной нормы, условиями формирования которой стали биологические, производственные, экономические, религиозно-обрядовые и другие предпосылки.

        Понятие, признаки, цель и функции мононорм в первобытном обществе

        Мононормы – это первые социальные регуляторы поведения людей в первобытных обществах, которые включали в себя зачаточные элементы религии, морали и права в едином, неразделенном составе.

        Мононормы находятся в органической связи с экономикой и идеологией первобытного общества, в котором человек по-прежнему является частью природы.

        Основные признаки мононорм:

        Цель мононорм – обеспечить гармоничное существование и воспроизводство конкретных сообществ в естественной среде обитания.

        Основные функции мононорм:

        • освобождение первобытного человека от страха перед явлениями природы и другими людьми;
        • стабилизация отношений в первобытном обществе;
        • воспроизводство как биологического вида;
        • распределение пищи и т.д.

        Способы регулирования и содержание мононорм

        Хотя, как указывалось выше, мононормы имели синкретический, нераздельный характер, однако, уже в перво­бытных обществах обозначилась их внутренняя структура в виде запретов, дозволений, позитивных обязываний.

        Содержание мононорм:

          • охотиться и собирать плоды на отведенных территориях;
          • раздавать для раздачи членам сообщества и в дар членам других сообществ крупных животных;
          • раздавать сами туши в установленном порядке;
          • участвовать в коллективных акциях общественного порицания.
            • нарушать разделение функций в обществе между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми;
            • убийство; травмы; каннибализм;
            • колдовство;
            • похищение женщин и детей;
            • несанкционированное использование оружия на стоянке;
            • кража;
            • нарушение правил брачного союза, в том числе равноправия между общинами при обмене женщин на брак;
            • систематическая ложь;
            • нарушение супружеской верности и др.
              • организацию необходимого поведения в процессах приготовления пищи,
              • строительство жилья,
              • разжигание костров и поддержание огня,
              • производство оружия,
              • изготовление средств передвижения (например, лодок).

              Формы выражения мононорм

              Первые социальные нормы нашли свое выражение в мифологии, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и других формах. В связи с чем эти общества часто называются традиционными обществами.

              Мифы — это представления людей о происхождении всего сущего на земле (людях, явлениях природы, богах и т.д).

              Обычай — традиционно установленная процедура поведения, основанная на привычке и относящаяся к коллективным формам действий.

              Традиция — все, что унаследовано от предшественников. Это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды и т.д. рассматриваются как традиция.

              Ритуал — набор стилизованных и тщательно подготовленных жестов, слов действий, которые выражают некоторые религиозные представления или бытовые традиции. Ритуал имеет символическое значение. Он призван инсценировать какое-либо событие (например, проведение ритуала для вызова дождя).

              Обряды сопровождают важные моменты жизни человека от рождения до смерти.

              Табу — абсолютный запрет, накладываемый на любое действие, слово, предмет. Он регламентировал важнейшие стороны жизни человека: обеспечивал соблюдение брачных норм, защищал от связанных с ним опасностей, в частности, существовал запрет прикосновения к трупу.

              Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

              Читайте также: