Какие факторы встречаются при восприятии людьми друг друга ответ кратко

Обновлено: 07.07.2024

55. Восприятие и понимание людьми друг друга.

Факторы, влияющие на восприятие людьми друг друга:

1) имплицитная теория личности, согласно которой внешний облик и поведение человека определяет наличие определенных черт характера. Общаясь в течение жизни с различными людьми, человек накапливает в памяти впечатление об их внешности и особенностях поведения. Долговременная память сохраняет только обобщенный образ этих индивидов. Впоследствии, встречая похожих внешне людей, человек проецирует на них свои воспоминания о ранее встреченных, и приписывает (правильно или неправильно) им те черты характера, которые входят в сохраненный образ;

2) эффект первичности (эффект ореола) – первое впечатление о человеке оказывается настолько сильным, что способно повлиять на формирование устойчивого мнения о нем.

Отмечено, что если первое впечатление положительное, то мы склонны отфильтровывать несущественные отрицательные качества этого человека, согласуясь с первым впечатлением. Обратное происходит, если первое впечатление отрицательное. Эффект ореола может оказывать в процессе восприятия как положительное, так и отрицательное влияние;

3) эффект новизны – информация, сохраненная в памяти последней, оказывает более сильное влияние на формирование образа человека и его оценку, чем предыдущая, исключение составляет самое первое впечатление.

При восприятии людьми друг друга первостепенное значение имеют выражение лица, особенно глаза и губы, и движение рук, в первую очередь пальцев.

Оценивание эмоциональных состояний.

Как показывают экспериментальные данные, люди в 30—50% случаев дают неверные оценки эмоциональных состояний окружающих людей, причем положительные эмоции оцениваются более правильно, чем отрицательные.

К числу наиболее правильно оцениваемых положительных эмоций относятся радость, затем – восхищение.

Плохо оцениваются такие отрицательные эмоции, как обида, гнев, тоска.

Формы восприятия и понимания человека человеком:

1) аналитический – распространен среди художников и врачей, которые каждую внешнюю черту человека (глаза, волосы, руки и т. д.) связывают с определенной личностной чертой;

2) эмоциональный – наличие личностных качеств определяется исходя из эмоционального отношения к человеку (механизмы новизны и первичности).

Наиболее распространен среди детей и подростков, а также людей легко возбудимых, обладающих образной памятью и мышлением;

3) перцептивно-ассоциативный – обращается внимание на внешние проявления человека, которые сравниваются с образами, хранящимися в памяти, на основании чего дается оценка этому индивиду. К такому способу чаще всего обращаются пожилые люди, актеры, руководители, врачи и педагоги;

4) социально-ассоциативный – воспринимаемый человек оценивается в силу сложившихся социальных стереотипов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЛЕКЦИЯ 2. Психологические механизмы восприятия. (2 часа).

План лекции:

Общение как восприятие.

Например, свитер, особенно объемный и пушистый, джинсы или мягкие брюки несовместимы с высоким статусом. Однако на дружеской вечеринке мягкий свитер (пуловер) воспринимается лучше, чем строгий костюм. В-третьих, — цвет одежды. Необходимо учитывать, что в разных странах конкретные цвета могут иметь разное значение. В европейской одежде признаком высокого статуса (независимо от тенденции моды) считаются ахроматические цвета, т. е. черно-серо-белая гамма; чем ярче и насыщеннее цвет, тем ниже предполагаемый статус человека. Все эти признаки важны во взаимодействии, их не следует рассматривать в отдельности.

В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе собеседника (походка, манера сидеть и стоять). Например, результаты экспериментов показали, что окружающим больше нравятся люди, сидящие на стуле свободно, чуть наклонив корпус тела вперед. И, наоборот, люди, садящиеся на стул ровно, слегка отклоняясь назад, вызывают негативное отношение; то же относится к манере сидеть на стуле с перекрещенными руками или ногами.

Еще одним важным фактором восприятия является отношение к нам со стороны окружающих. При этом люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются гораздо выше тех, которые относятся к нам плохо. В эксперименте психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили оценить этих людей. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка человека, высказавшего это мнение. В данном эксперименте согласие выявлялось с помощью прямых вопросов. Однако существует большое количество косвенных признаков согласия: кивки одобрения, улыбки и слова в нужных местах, манера держаться. В общении очень важно, чтобы согласие было явно выражено. Если есть согласие, то включается восприятие по фактору положительного отношения к нам.

Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке.

Эффект ореола. Любая информация, получаемая о человеке, накладывается на заранее созданный образ. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающий эффективному общению. Например, при общении с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру (рост, ум, материальное положение), он оценивается более положительно, чем если бы он был нам равен. При этом человек оценивается выше не только по значимому для нас параметру, но и по остальным. В этом случае говорят, что происходит общая личностная переоценка. Поэтому, если первое впечатление о собеседнике в целом благоприятно, то и в дальнейшем его поступки, поведение и черты переоцениваются. При этом замечаются и переоцениваются только положительные моменты, а отрицательные — не замечаются или недооцениваются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как корысть.

Эффект ореола может принести пользу в том случае, если вы создадите хорошую репутацию людям, которые тесно связаны между собой: однокурсникам, коллегам по работе, друзьям. Очень скоро вы обнаружите, что вас окружают великолепные, доброжелательные люди, замечательно ладящие между собой.

Эффект проекции возникает тогда, когда мы приятному для нас человеку приписываем свои достоинства, а неприятному — свои недостатки.

Эффект упреждения, или эффект первичности и новизны появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то значение придается сведениям (информации), которые предъявляются вначале. При общении с хорошо знакомым человеком учитываются самые последние сведения о нем.

Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но всем по силам разобраться в особенностях восприятия и научиться корректировать свои ошибки.

Понимание в процессе общения

Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — это не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональный отклик, вчувствование, сопереживание. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие и испытавшие, лучше понимают человека, попавшего в те или иные обстоятельства, нежели молодые люди.

Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Причиной появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее и внешнее сходство. Например, молодые люди (юноши, девушки) гораздо лучше понимают друг друга, чем взрослых, которые их окружают (родителей, преподавателей и т.п.).

И эти же три позиции можно обнаружить у собеседника.

Помимо этого, мы сталкиваемся с внутренней и внешней атрибуцией. Например, успех на экзамене однокурсника мы можем приписать его высоким умственным способностям, старательности, усидчивости, упорству и т.п. ( внутренняя атрибуция), а можем приписать факту, что билет достался легкий, или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (внешняя атрибуция).

Примечательно, что знание закономерностей и ошибок каузальной атрибуции помогает сделать ее эффективной для налаживания взаимодействия.

Популярны и стойки профессиональные стереотипы. Не работая в конкретных сферах, мы не задумываясь говорим о точности математика, дисциплинированности военного, о том, что все коммерсанты — спекулянты, а чиновники — бюрократы. Иными словами, каждая профессия имеет свой штамп.

Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого настроения, самочувствия. Так, при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.

Общение становится возможным, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Это, в свою очередь, повышает культуру деловых отношений.

Вопросы для повторения:

1. Что оказывает влияние на первое впечатление о человеке?

2. Какие факторы встречаются при восприятии людьми друг друга?

3. Какие типичные искажения при восприятии вы знаете?

4. Какие психологические механизмы восприятия вам известны?

5. Раскройте сущность каждого механизма.

1) имплицитная теория личности, согласно которой внешний облик и поведение человека определяет наличие определенных черт характера. Общаясь в течение жизни с различными людьми, человек накапливает в памяти впечатление об их внешности и особенностях поведения. Долговременная память сохраняет только обобщенный образ этих индивидов. Впоследствии, встречая похожих внешне людей, человек проецирует на них свои воспоминания о ранее встреченных, и приписывает (правильно или неправильно) им те черты характера, которые входят в сохраненный образ;

2) эффект первичности (эффект ореола) — первое впечатление о человеке оказывается настолько сильным, что способно повлиять на формирование устойчивого мнения о нем.

Отмечено, что если первое впечатление положительное, то мы склонны отфильтровывать несущественные отрицательные качества этого человека, согласуясь с первым впечатлением. Обратное происходит, если первое впечатление отрицательное. Эффект ореола может оказывать в процессе восприятия как положительное, так и отрицательное влияние;

3) эффект новизны — информация, сохраненная в памяти последней, оказывает более сильное влияние на формирование образа человека и его оценку, чем предыдущая, исключение составляет самое первое впечатление.

При восприятии людьми друг друга первостепенное значение имеют выражение лица, особенно глаза и губы, и движение рук, в первую очередь пальцев.

Оценивание эмоциональных состояний.

Как показывают экспериментальные данные, люди в 30—50% случаев дают неверные оценки эмоциональных состояний окружающих людей, причем положительные эмоции оцениваются более правильно, чем отрицательные.

К числу наиболее правильно оцениваемых положительных эмоций относятся радость, затем — восхищение.

Плохо оцениваются такие отрицательные эмоции, как обида, гнев, тоска.

Формы восприятия и понимания человека человеком:

1) аналитический — распространен среди художников и врачей, которые каждую внешнюю черту человека (глаза, волосы, руки и т. д.) связывают с определенной личностной чертой;

2) эмоциональный — наличие личностных качеств определяется исходя из эмоционального отношения к человеку (механизмы новизны и первичности).

Наиболее распространен среди детей и подростков, а также людей легко возбудимых, обладающих образной памятью и мышлением;

3) перцептивно-ассоциативный — обращается внимание на внешние проявления человека, которые сравниваются с образами, хранящимися в памяти, на основании чего дается оценка этому индивиду. К такому способу чаще всего обращаются пожилые люди, актеры, руководители, врачи и педагоги;

4) социально-ассоциативный — воспринимаемый человек оценивается в силу сложившихся социальных стереотипов.

Читайте еще:

. Статьи данного направления отражают социокультурные процессы, оказывающие влияние на бизнес. На изменяющемся глобальном рынке информации и технологий ключевым конкурентным преимуществом многих организаций становится способность внедрять инновации. В современной экономике значение инноваций как.

Самый большой подарок, который вы можете получить, — это увидеть очередную иллюзию в своей жизни как иллюзию. Это болезненно, потому что таковой вы ее не считали.

Торможение, несомненно, центральное явление в работе мозга. Представление о торможении – основа, стержень всего учения о высшей нервной деятельности. Его изучают в школах, в биологических вузах. Студентам на экзаменах безжалостно ставят двойки за сравнительно небольшие неточности, а над древом.

Поистине революционным моментом в истории изучения естественнонаучных основ индивидуальных различий явилось учение

Как бы мы ни отвечали на эти вопросы, я предполагаю, что последователям теории Я Кохута придется задуматься над проблемами мотивации, раннего развития и роли объектных отношений.

Многие студенты психологически реверсированы по отношению ко всему процессу обучения. И это является основной причиной низких оценок. Таких студентов считают медлительными или неспособными к обучению. Зачем нести на себе подобный ярлык всю жизнь?

Недостаточно просто похлопать пациента по плечу или сказать несколько легких, конвенциональных подбадривающих слов. Что действительно значимо — это правильное слово, сказанное в правильный момент времени. Это правильное слово не должно быть пустым словесным упражнением и не должно.

Пароксетин был третьим СИОЗС, рекомендованным к применению при большой депрессии в США, и первым препаратом, одобренным к применению при паническом расстройстве. В соответствии с подобными показаниями, основными потребителями пароксетина являются пациенты с тревожно-депрессивными расстройствами.

В наше время мы даем семерым драконам более научные наименования: отсутствие интереса к любого рода деятельности или полное бездействие, патологические отклонения в психике, уход в себя, неврозы, слабоумие, развитие механизма повышенной защиты от психических расстройств, склонность к.

Идеи когнитивзима, послужившие развитию теории межличностного общения:

1. Теории когнитивного соответствия (выделяют в качестве главного мотивирующего фактора поведения человека потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры)

а) Теория структурного баланса Ф.Хайдера (Р-О-Х) – поведение человека обусловлено стремлением к сбалансированию межличностных отношений, отношений с миром. Взаимодействие людей зависит от того, насколько сбалансированы их мнения, установки по отношению к друг к другу и третьим объектам (предметам, людям);

б) Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома – у позитивно относящихся в диаде друг к другу, имеет место тенденция к развитию сходных ориентаций по отношению к объекту путем

в) Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера – переживание противоречия между знанием и поведением (две когнитивные структуры), как фактор побуждающий к действию;

г) Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума об изменении отношений личности, под влиянием потребности установить соответствие когнитивной структуры (знаний, отношений), одновременно к двум объектам;

Восприятие - целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

К факторам, влияющим на восприятие, относят:

1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта

2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

Механизмы социального познания

Механизм идентификации – это способ понимания другого человека через отождествление, уподобление его самому себе или самого себя с другим человеком. В работе этого механизма важная роль принадлежит воображению, которое формируется постепенно, и развито у разных людей неодинаково. Механизм идентификации может работать как бессознательно, так и осознанно, когда не срабатывает механизм интерпретации и воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Результатом механизма идентификации может быть:

1) собственно идентификация себя с другим человеком через одинаковое с ним рассуждение, сочувствие, сопереживание и даже поведение;

2) деидентификация через понимание и сопереживание, но автономное относительно этого человека поведение.

Механизм проекции — перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия. Осуществляется приписывание как положительных, так и отрицательных черт, свойств, которых в действительности у объекта нет. У людей, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность, механизм проекции выражен более сильно.

Эмпатияоснована на умении правильно представлять себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих точек зрения.

Социальная рефлексия — это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения.




Каузальная атрибуция — интерпретация субъектом восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Причины фундаментальной ошибки атрибуции:

1. ложное согласие — представление о своём поведении как типичном, а отличающемся от него как ненормальном;

3. неравные возможности — игнорирование особенностей, обусловленных ролевой позицией;

4. игнорирование информационной ценности неслучившегося — несделанное должно также быть основанием для оценки поведения;

6. лёгкость построения ложных корреляций — черты ошибочно соединяются как обязательно сопутствующие друг другу.

Идеи когнитивзима, послужившие развитию теории межличностного общения:

1. Теории когнитивного соответствия (выделяют в качестве главного мотивирующего фактора поведения человека потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры)

а) Теория структурного баланса Ф.Хайдера (Р-О-Х) – поведение человека обусловлено стремлением к сбалансированию межличностных отношений, отношений с миром. Взаимодействие людей зависит от того, насколько сбалансированы их мнения, установки по отношению к друг к другу и третьим объектам (предметам, людям);

б) Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома – у позитивно относящихся в диаде друг к другу, имеет место тенденция к развитию сходных ориентаций по отношению к объекту путем

в) Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера – переживание противоречия между знанием и поведением (две когнитивные структуры), как фактор побуждающий к действию;

г) Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума об изменении отношений личности, под влиянием потребности установить соответствие когнитивной структуры (знаний, отношений), одновременно к двум объектам;

Восприятие - целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

К факторам, влияющим на восприятие, относят:

1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта

2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

Механизмы социального познания

Механизм идентификации – это способ понимания другого человека через отождествление, уподобление его самому себе или самого себя с другим человеком. В работе этого механизма важная роль принадлежит воображению, которое формируется постепенно, и развито у разных людей неодинаково. Механизм идентификации может работать как бессознательно, так и осознанно, когда не срабатывает механизм интерпретации и воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Результатом механизма идентификации может быть:

1) собственно идентификация себя с другим человеком через одинаковое с ним рассуждение, сочувствие, сопереживание и даже поведение;

2) деидентификация через понимание и сопереживание, но автономное относительно этого человека поведение.

Механизм проекции — перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия. Осуществляется приписывание как положительных, так и отрицательных черт, свойств, которых в действительности у объекта нет. У людей, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность, механизм проекции выражен более сильно.

Эмпатияоснована на умении правильно представлять себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих точек зрения.

Социальная рефлексия — это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения.

Каузальная атрибуция — интерпретация субъектом восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Причины фундаментальной ошибки атрибуции:

1. ложное согласие — представление о своём поведении как типичном, а отличающемся от него как ненормальном;

3. неравные возможности — игнорирование особенностей, обусловленных ролевой позицией;

4. игнорирование информационной ценности неслучившегося — несделанное должно также быть основанием для оценки поведения;

6. лёгкость построения ложных корреляций — черты ошибочно соединяются как обязательно сопутствующие друг другу.

Читайте также: