Программа по изобразительной деятельности в начальной школе
Обновлено: 02.07.2024
Данная образовательная программа по изобразительному искусству имеет художественно эстетическую направленность и предназначена для организации кружковой деятельности в системе дополнительного образования. А также она будет полезна учителям начальных классов для проведения уроков рисования.
Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства); формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.
Цель программы: создание условий для формирования общей культуры и развития творческого потенциала средствами изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Содержимое разработки
Пояснительная записка.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
Программа составлена в соответствии с нормативно-методическими основами, которые представлены в следующих документах:
5. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
Данная образовательная программа по изобразительному искусству имеет художественную направленность.
Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства); формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.
Дети любят рисовать и рисуют самозабвенно, создавая на поверхности листа бумаги целые истории о своей жизни и жизни своих игрушек. Они вкладывают в свои рисунки собственные чувства и мысли обо всем, что с ними происходит. Точки, линии и пятна – это рассказ ребенка об окружающем мире и его отношении к нему. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в изобразительной и творческой деятельности. Познавая мир предметов, явлений, жизнь человека и животных, ребенок испытывает разные чувства, и ко всему выражает свое отношение.
Младший школьный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут различные традиционные и нетрадиционные техники, используемые в изобразительной и творческой деятельности. Изобразительная деятельность способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. На занятиях обучающиеся получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развивается воображение, мышление, речь. Развитие композиционных умений, глазомера, зрительного восприятия, цветовидения и цветовосприятия влечет за собой эстетическое развитие.
Новизна данной образовательной программы заключается в следующем:
1. В образовательной деятельности используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную атмосферу, способствуют развитию воображения. Игра занимает важное место в жизни ребенка. Изобразительная деятельность у детей этого возраста связывается с игрой через игрушку. Изображая своих любимых мишек, кукол, зайчат, ребенок переживает те же добрые, радостные чувства, что и при игре с ними. Таким образом, весь творческий процесс приобретает эмоционально положительную окраску. Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется возможность установления связи между ними, способствующей углублению переживания детей, расширению их представлений о мире, обогащению творческой деятельности.
2. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора – это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
3. Процесс обучения становится более интересным, ярким и привлекательным за счет применения информационно компьютерных технологий. Это новая форма работы, с помощью которой эффективно решается проблема наглядности. Разумное использование ИКТ играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления, способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей воспитанников. Например. При изучении тем о народных художественных промыслах лучше всего продемонстрировать детям видеосюжет об истории возникновения промысла, показать процесс изготовления глиняной игрушки, хохломской тарелки или гжельской керамики. У детей остаются в памяти яркие и понятные впечатления, которые помогут им в практических заданиях.
Актуальность данной программы заключается в том, чтобы сохранить и развить детскую индивидуальность, способность к творческому преобразованию мира, почувствовать себя талантливыми и раскрепощенными.
А использование разнообразных видов занятий (рисование, лепки, аппликации) способствует эмоциональной и психологической подготовке к школе, помогает эстетически развиваться, что является актуальным для детей младшего школьного возраста.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что работа с детьми по художественному развитию посредством рисования, лепки, аппликации строится на следующих принципах:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник к более сложным;
- принцип наглядности обусловлен тем, что у детей более развита наглядно- образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации – обеспечить развитие каждого обучающегося;
- связь обучения с жизнью - изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больше отклик она приносит в их творчество;
- принцип соразмерности заключается в том, что задания, задаваемые детям, приемы и методы, используемые в работе, соответствуют их возрасту и уровню развития.
Цель программы: создание условий для формирования общей культуры и развития творческого потенциала средствами изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Цель первого года обучения: создание условий для развития коммуникативного и положительно-эмоционального восприятия окружающего мира с помощью художественных материалов.
Цель второго года обучения: создание условий для развития потенциальных творческих способностей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи образовательной программы
- вызвать интерес детей к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
- способствовать освоению коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных способностей в процессе рисования.
Развивающие:
- способствовать развитию мыслительных операций: анализ, сравнение, наблюдение;
- способствовать развитию мелкой моторики рук;
- способствовать развитию художественно – творческих способностей в продуктивных видах деятельности;
- способствовать развитию художественного вкуса и чувства гармонии.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональной отзывчивости;
- способствовать воспитанию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, стремления к самостоятельности;
- способствовать воспитанию аккуратности, бережного отношения к инструментам и принадлежностям;
- способствовать воспитанию навыков культуры поведения;
- способствовать воспитанию патриотических чувств ( любви к Родине, родному краю, природе).
Занятия строятся таким образом, чтобы применялись здоровье сберегающие технологии. Структура занятия состоит из нескольких этапов:
- объявление цели и задачи занятия;
-объяснение нового материала, включая в себя игровой момент;
- физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;
- повторение последовательности выполнения работы;
- самостоятельная работа детей;
-физкультминутка для тела и пальчиковая гимнастика;
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6-8 лет. Принимаются все желающие.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1 год обучения - 72 часа в год; 2 год обучения – 72 часа в год.
Этапы образовательной программы:
1 год обучения – ознакомительный (6-7 лет)
2 год обучения – развивающий (7-8 лет).
Формы и режим занятий
Основная форма занятий - групповая.
1-й год – 2 раза в неделю по 1 учебному часу – 45минут (72 часа в год);
2-й год – 2 раза в неделю по 1 учебному часу – 45 минут (72 часа в год).
Всего за 2 года обучения – 144ч.
Для реализации программы используется следующие формы занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит с техникой безопасности и художественными материалами.
Занятие – мастер-класс – педагог демонстрирует новые приемы и техники.
Тематическое занятие – предлагается работать над сюжетной композицией, иллюстрацией к сказке. Занятие содействует развитию творческого воображения.
Занятие – импровизация – получают полную свободу в выборе художественных материалов.
Занятия - игра-путешествие, игра-сказка – на таких занятиях применяются игры, обучающиеся передают свои впечатления от игры.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
На занятиях обучающиеся приобретает знания и умения в сфере изобразительной деятельности. Они знакомятся с произведениями живописи, скульптурой малых форм, работами книжных иллюстраторов, с различными техниками рисования, закрепляются навыки использования выразительных средств и изобразительных материалов в соответствии с их спецификой. Обучение строится с учетом нарастания сложности материала. При организации занятия, выборе материала и темы, учитываются индивидуальные особенности детей. При рисовании с натуры обучающиеся учатся сначала отображать общую форму предмета, а затем дополнять изображение деталями. В сюжетном рисовании учатся правильно размещать предметы относительно друг друга (ближе – дальше, передний план – задний план). Постепенно задания усложняются, подводятся к отображению цветов, имеющих два оттенка (желто-оранжевый, светло-зеленый). В декоративном рисовании обучающиеся учатся выполнять простые узоры, состоящие из кругов, точек, волнистых линий, травки, ягодок, листьев, цветов, постепенно переходя к составлению более сложных мотивов росписи. На занятиях лепкой дети учатся передавать характерные особенности предметов, животных пользуясь различными приемами: раскатывание, сгибание, вытягивание, сглаживание, создание фигурок, как по частям, так и из целого куска. Выполняя аппликации, дети учатся разным приемам вырезывания, обрывания бумаги, наклеивания изображений, используя бумагу разной фактуры.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
1. начальный контроль (сентябрь);
2. текущий контроль (в течение всего учебного года);
3. промежуточный контроль (январь);
4. итоговый контроль (май).
В результате освоения программы обучающиеся получают комплекс знаний и приобретают определенные умения и навыки.
К концу первого года обучения дети будут иметь:
- представление об основных цветах;
- представление об основных художественных материалах;
- опыт работы в лепке, аппликации;
- опыт работы в декоративном рисовании;
- представление о временах года.
К концу первого года обучения дети будут уметь:
-видеть и передавать красоту цветовых сочетаний;
-создавать свои образы цветом, пятном, линией;
- вписывать изображение в лист;
- работать с различными художественными материалами;
- лепить из пластилина отдельные предметы;
- выполнять несложные элементы росписи;
- проводить простые исследования по временам года.
У них получат развитие учебные умения и личностные качества:
- уверенность в своих силах.
К концу второго года обучения дети будут иметь:
- представление о видах изобразительного искусства;
- опыт создания композиции рисунка;
- опыт рисования по памяти и с натуры;
- опыт создания сюжетной композиции;
- представление о различных народных промыслах;
К концу второго года обучения дети будут уметь:
- передавать форму и пропорции предмета;
- создавать изображение при помощи различных материалов и техник, в том числе и нетрадиционных;
- смешивать краски и получать новые цвета;
- составлять узоры по мотивам народной росписи;
- подбирать цветовую гамму, характерную для определенного промысла;
- лепить по частям и из целого куска;
- передавать соотношения по величине отдельных частей предметов и животных;
- создавать изображения различных предметов;
- создавать сюжетные и декоративные композиции.
У них получат развитие учебные умения и личностные качества:
- умение работать в группе;
- уверенность в своих силах.
Формы подведения итогов реализации программы
Анализ продукта деятельности включает:
- передача пропорции предмета в изображении;
Анализ процесса деятельности включает:
Способом оценки результатов и достижений является просмотр работ после каждого раздела программы. Педагог вместе с детьми рассматривает рисунки и проводит анализ. Дети учатся оценивать свою работу и работы других детей, подмечать интересные решения, видеть сходство с натурой. В конце каждого года обучения проводятся итоговые выставки с участием родителей. Увидеть результаты достижений каждого обучающегося помогает педагогическое наблюдение, мониторинг, который проводится в начале и в конце учебного года. Его результаты фиксируются в таблице, которая позволяет наглядно проследить динамику успехов обучающихся:
Читайте также:
- Профильная школа как средство дифференциации обучения
- Как сделать свадьбу в школе
- Быт школьного класса как фактор организации индивидуального социального опыта учащихся
- Почему внутри климатического пояса выделяют климатические области кратко
- Почему не закрывают школы в воронеже на карантин из за коронавируса