Профильная школа как средство дифференциации обучения
Обновлено: 03.07.2024
Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения разнопрофильно, так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых и социальному заказу общества. Все это выражается в многообразных концепциях профильного обучения, которые во многих странах давно сложились и функционируют, и имеют как общие черты, так и характерные особенности, связанные с культурными и историческими традициями стран. Мы понимаем профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в содержании более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения суворовцев в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Другими словами основой профильного обучения является так знакомая всем технология дифференцированного подхода. Проблема дифференцированного подхода к обучению, ставшая сегодня одной из наиболее актуальных, имеет многолетнюю историю в педагогике и дидактике.
Вложение | Размер |
---|---|
profilnaya_differentsiatsiya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профильная дифференциация: традиции и современность
Мальцева Светлана Николаевна
Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения разнопрофильно, так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых и социальному заказу общества. Все это выражается в многообразных концепциях профильного обучения, которые во многих странах давно сложились и функционируют, и имеют как общие черты, так и характерные особенности, связанные с культурными и историческими традициями стран. Несмотря на различия, зарождение профильного обучения многие исследователи связывают с появлением общих идей дифференциации и индивидуализации.
Дифференциация (от латинского differentia - различие) является средством или механизмом, посредством которого осуществляется индивидуализация работы с учащимися. Индивидуализация связывается с культивированием, развитием индивидуальности ребенка, и основным ее средством является предоставление учащимся возможности продвигаться собственным путем в обучении, определяя соответственно своим способностям, уровень и объем изучаемого материала. Исходя из этого, и учитывая специфику суворовского военного училища, мы понимаем профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в содержании более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения суворовцев в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Другими словами основой профильного обучения является так знакомая всем технология дифференцированного подхода.
Проблема дифференцированного подхода к обучению, ставшая сегодня одной из наиболее актуальных, имеет многолетнюю историю в педагогике и дидактике. Ее возникновение относят ко времени перехода к классно-урочной системе образования. Первые высказывания о необходимости индивидуального подхода к учащимся принадлежат Яну Амосу Коменскому, который в "Великой дидактике" указал на необходимость сочетания индивидуальной и групповой учебной деятельности в условиях классно-урочной системы. Идея осуществления дифференцированного подхода к ученикам и сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной деятельности нашли отражение в трудах К.Д. Ушинского.
Изучение педагогической литературы, показывает, что профильная дифференциация имеет свою историю. В дореволюционной России профильная дифференциация рассматривалась как один из возможных вариантов обеспечения качественного среднего образования. При этом предполагалось, что обучение различных групп проводится наличием различных типов учебных заведений: гимназий, реальных училищ, кадетских корпусов. Каждый тип учебного заведения имел свой учебный план и свои программы, посредством которых и осуществлялась дифференциация обучения.
Суворовские военные училища, сохраняют лучшие традиции кадетских корпусов России в деле воспитания будущих защитников Отечества. Одним из показателей, свидетельствующим о реализации профильного обучения служит готовность выпускников к продолжению образования в военном вузе, то есть информационная, практическая и мотивационно-ценностная (психологическая) готовность к выбору профессии военного. Кратко такая готовность содержит: знание о возможных способах получения образования; усилия, которые потребуется приложить для его получения; наличие собственной практической готовности и способности; возможность реализовать свои жизненные цели и планы в профессии. И каждый из учебных предметов в той или иной мере обладает в этом отношении определенными средствами и возможностями, наш принцип чтобы защищать - надо любить, а чтобы любить - надо знать. Мы придерживаемся мнения Щурковой Л.В., что воплотить какую-либо цель урока нельзя без привлечения его воспитательной функции. Многое зависит от того, в какой мере знания приобретают для человека личностный смысл, прошли через его эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы (мотивы) его действий и поступков, приобрели форму взглядов и убеждений.
Основной технологией при осуществлении профильного обучения в училище является технология дифференцированного обучения с учетом военно – профессиональной направленности (профильная дифференциация). При этом методологические подходы и приемы направлены на создание условий для эффективной социализации учащихся, повышения мотивации к освоению знаний, развитие способности к самооценке и рефлексии собственной учебной деятельности на основе внедрения в практику активных методов и форм обучения, современных технологий (смотри таблицу).
Показатели реализации профильного обучения
Приемы и условия реализации технологии профильной дифференциации
- Практическая готовность :
- наличие практических знаний и умений, необходимых для продолжения обучения;
- подготовка к освоению программ вуза;
- Адаптивная способность к современным условиям:
- широкая информированность: о возможных способах получения образования; усилиях, которые потребуется приложить; о наличии собственной практической готовности и способности;
- о профессиях, которыми можно овладеть; содержании и условиях профессиональной деятельности; возможности реализовать свои жизненные цели и планы через сделанный выбор (возможности для личностно роста, карьеры).
- умение делать выбор: альтернативы; оценка преимуществ и недостатков; выбор из имеющихся вариантов наилучшего.
- Мотивационно-ценностная, психологическая готовность:
самооценка, адекватная личным способностям и возможностям; наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией.
Зрелый выбор предполагает, что учащийся осознает свои жизненные цели и планы и верно оценивает возможность для их реализации через сделанный выбор. Такой выбор не расходится с его ценностными ориентациями и позволяет ему реализовать собственные намерения.
- Военно-профессиональная направленность обучения:
-практическая значимость темы (особо в военном деле);
-тесты, участие в проектной деятельности, возможность проявить самостоятельность и инициативу, активную поисковую деятельность поощряют "мужественность", развивают уверенность в себе, инициативу и самостоятельность;
-активность и напряженность на занятиях, внедрение элементов состязательности, возможность действовать самостоятельно, на практике применять приобретаемые знания, умения и навыки, появляется необходимость напряжения всех моральных и физических сил, формируется сила воли, чувство ответственности, долга;
-обсуждение разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ по одной теме учат толерантному отношению к иным позициям и результатам, помогают понять закон многообразия путей постижения истины;
- использование IT технологий.
По нашему убеждению, при всех плюсах и минусах профильная дифференциация дает преимущественно положительные результаты только в том случае, если осуществляется на основе создания оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика, индивидуализации обучения, развитии мотивации к овладению знаниями.
Опыт работы показывает, что традиции и современные аспекты дифференцированного обучения являются необходимой составляющей профильного обучения суворовцев, основой успешной социализации и гармонического развития личности. А что может быть важнее?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновации и традиции в современном образовании ( на примере немецкого языка0
Современные технологии обучения немецкому языку.Приёмы, методы , формы работы на уроках немецкого языка с использованием интернет-сайтов, создание поектов- презентаций .Испольование региональног.
Инновации и традиции в современном образовании ( на примере немецкого языка0
Современные технологии обучения немецкому языку.Приёмы, методы , формы работы на уроках немецкого языка с использованием интернет-сайтов, создание поектов- презентаций .Испольование региональног.
Статья "Опыт реализации ФГОС ООО по математике на примере применения технологии уровневой и профильной дифференциации ".
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образ.
План-конспект урока "Вязание крючком: традиции и современность" 5 класс.
Данный урок знакомит учащихся с новым видом рукоделия-вязанием крюком. Учит приемам вязания крючком основных видов петель. Развивает координацию движения. Содействует воспитанию художественного .
Сабантуй в Кунашакском районе: традиции и современность.
Мне представляется актуальным исследование традиционной культуры татарского народа, являющейся неотъемлемой частью традиционной тюркской культуры и имеющей неиссякаемый созидательный, твор.
Традиции и современность.
Профильная дифференциация в преподавании математики (из опыта работы)
Технология профильной дифференциации преподавания математики.Из опыта работы.Математический факультатив и элективные курсы как ведущая форма профильного обучения.
Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Цель проекта: обеспечение планомерного, прогнозируемого перехода к качественному и эффективному профильному обучению на старшей ступени школьного образования.
Модели организации профильного обучения: внутришкольной профилизации, сетевой организации. Однопрофильное и многопрофильное общеобразовательное учреждение.
В рамках профильного обучения предполагается несколько моделей организации обучения:
- модель внутришкольной профилизации;
- модель сетевой организации: реальная и виртуальная (дистанционная);
- смешанная модель и другие модели.
При реализации модели внутришкольной профилизации школа предоставляет возможные ресурсно-обеспеченные и востребованные учащимися профили.
В рамках профильного обучения возможна кооперация общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечение дополнительных ресурсов.
Кроме того, у учащихся есть право не выбирать профиль, а остаться в обычном классе, и при этом посещать курсы по выбору.
Следует иметь в виду, что общеобразовательное учреждение может стать однопрофильным (реализовывать только один профиль) и многопрофильным (реализовывать несколько профилей обучения). Предполагается сохранение непрофильных (универсальных) старших классов и целых школ.
Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Цель проекта: обеспечение планомерного, прогнозируемого перехода к качественному и эффективному профильному обучению на старшей ступени школьного образования.
Модели организации профильного обучения: внутришкольной профилизации, сетевой организации. Однопрофильное и многопрофильное общеобразовательное учреждение.
В рамках профильного обучения предполагается несколько моделей организации обучения:
- модель внутришкольной профилизации;
- модель сетевой организации: реальная и виртуальная (дистанционная);
- смешанная модель и другие модели.
При реализации модели внутришкольной профилизации школа предоставляет возможные ресурсно-обеспеченные и востребованные учащимися профили.
В рамках профильного обучения возможна кооперация общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечение дополнительных ресурсов.
Кроме того, у учащихся есть право не выбирать профиль, а остаться в обычном классе, и при этом посещать курсы по выбору.
Следует иметь в виду, что общеобразовательное учреждение может стать однопрофильным (реализовывать только один профиль) и многопрофильным (реализовывать несколько профилей обучения). Предполагается сохранение непрофильных (универсальных) старших классов и целых школ.
Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы, более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.
Профильное обучение в старшей школе – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями дальнейшего продолжения образования.
В 2001-2002 учебном году в Усть-Эгитуйской школе осуществлялось профильное обучение по двум направлениям – это гуманитарно-педагогический профиль и образовательный с аграрным уклоном. В этом же году два профильных класса были включены в экспериментальные классы. Нами были выполнены диагностические контрольные работы (2 работы в 10-м классе и 2 работы в 11-м классе). В общеобразовательном классе математика велась по пятичасовой программе по учебнику А.Г.Мордковича и один час – выбор предмета по факультативному курсу. Для реализации профильного обучения были составлены учебные планы с учетом выбора предметов учащимися старших классов. Профилизация предполагает существенные изменения в структуре учебного плана и содержания обучения. Также на базе нашей школы созданы и действуют учебно-консультационные пункты Бурятского республиканского педагогического колледжа и Бурятской государственной сельскохозяйственной академии. Основные задачи УПК: систематизация знаний, умений и навыков, диагностика, организация профориентационной работы с целью дальнейшего самоопределения. Преподаватели БРПК и БГСХА проводят сессионные занятия на базе школы, оказывают научно-методическую помощь в разработке программ, пособий, проводят текущий, рубежный и итоговый контроль.
Так как профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, то новая педагогическая технология, основанная на уровневой дифференциации обучения позволяет вести эту работу и в обычных классах с традиционным составом учащихся, без разделения их на потоки и группы. Использование этой технологии позволяет повысить положительную мотивацию учения детей, сделать их пребывание в школе спокойным и комфортным, значительно снизить уровень конфликтности среди учеников, учителей и родителей, перейти к доверительным и уважительным отношениям между ними.
- открытые листы обязательных результатов;
- дидактический раздаточный материал;
- методическое руководство и рекомендации.
- практически все учащиеся осваивают базовый уровень знаний, отсюда повышается общий уровень успеваемости и познавательный интерес учащихся;
- система проверочных работ и зачетов допускает несколько попыток сдачи пройденного материала по мере его активного усвоения. Это приводит к исчезновению страха перед контрольными и зачетами;
- коллективное повторение материала темы перед зачетом способствует эффективному закреплению материала.
Основная цель уровневой дифференциации: обеспечить усвоение базового уровня знаний всеми учащимися.
Ключевым элементом этой технологии обучения являются тематические зачеты, представляющие одну из возможных форм осуществления контроля за усвоением материала, в условиях уровневой дифференциации.
Для создания необходимых условий развития личности, наиболее полного учета индивидуальных различий учащихся необходимы дифференциация и гуманизация.
С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика.
С социальной точки зрения, цель дифференциации – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития, стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимосвязях с социумом.
С дидактической точки зрения, цель дифференциации – решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.
Существует две формы дифференциации:
Внутренняя (внутриклассная, внутригрупповая) – совокупность методов, форм и средств обучения, организуемых с учетом индивидуальных способностей детей, на основе выделения разных уровней усвоения знаний, при овладении всеми школьниками обязательным базовым уровнем подготовки.
Внутренняя дифференциация основана на максимальном учете индивидуальных способностей учащихся. С этой целью обычно варьируют темы изучения материала, дифференцируют учебные задания, обеспечивают возможность выбора разных видов деятельности, меняют характер и дозировку помощи со стороны учителя. При этом возможны: фронтальная работа на различных уровнях; внутриклассное деление учащихся на группы (постоянные, мобильные); работа в парах (постоянные и сменного состава); коллективная работа.
Особенность, внутренней дифференциации на современном этапе является направленность внимания не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей.
Внутренняя дифференциация может осуществляться, как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей учащихся ( дифференцированный подход на основе психолого-педагогической диагностики и мониторинга), так и в форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.
– Внешняя дифференциация – создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, темпа продвижения в изучении учебного материала, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются.
Виды занятий и группы учащихся. | Основание дифференциации. | Формы дифференциации. |
Традиционная классно-урочная система. | Случайные признаки. | Индивидуальный подход, уровневая дифференциация. |
Факультативные занятия | Интересы и склонности. | Гибкая (эллективная) дифференциация. |
Профильные классы | Интересы и склонности к проектн. профессии. | Жесткая (селективная) и уровневая дифференциация. |
Классы с углубленным изучением предмета | Интересы и склонности к проект. проф. и учебные успехи | Жесткая (селективная) и уровневая дифференциация |
Индивидуальные занятия с одаренными детьми и отстающими | Интересы, учебные успехи, способности | Индивидуализация |
- Уроки общего разбора темы (уроки лекции);
- Комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащегося (таких уроков по каждой теме несколько, как правило, от трех до пяти);
- Уроки межпредметного обобщения материала (уроки защиты тематических заданий);
- Уроки-практикумы.
В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются отличники, хорошисты и отстающие. Поэтому организую уровневые дифференцированные работы учащегося на уроке, на всех его этапах: при объяснении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.
- обеспечение определенного уровня овладения ЗУН ( от репродуктивного до творческого).
- обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении ( от постоянной помощи учителя- работа по образцу, инструктаже и т. д. - до полной самостоятельности).
Выбор самому ученику.
В результате профильного обучения в условиях эксперимента с использованием педагогической технологии (дифференцированного обучения ) 2002-2003 учебный год закончили 15 учащихся: из них 11 учащихся поступили в высшие учебные заведения (Восточно-Сибирский государственный технологический университет- 2 чел., Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусства - 2чел., Бурятская государственная сельскохозяйственная академия – 6 чел., Бурятский государственный университет – 1 чел.), 4 ученика – средние специальные учебные заведения (Читинское медицинское училище, Бурятский республиканский педагогический колледж, ГПТУ).
Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Цель проекта: обеспечение планомерного, прогнозируемого перехода к качественному и эффективному профильному обучению на старшей ступени школьного образования.
Модели организации профильного обучения: внутришкольной профилизации, сетевой организации. Однопрофильное и многопрофильное общеобразовательное учреждение.
В рамках профильного обучения предполагается несколько моделей организации обучения:
- модель внутришкольной профилизации;
- модель сетевой организации: реальная и виртуальная (дистанционная);
- смешанная модель и другие модели.
При реализации модели внутришкольной профилизации школа предоставляет возможные ресурсно-обеспеченные и востребованные учащимися профили.
В рамках профильного обучения возможна кооперация общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечение дополнительных ресурсов.
Кроме того, у учащихся есть право не выбирать профиль, а остаться в обычном классе, и при этом посещать курсы по выбору.
Следует иметь в виду, что общеобразовательное учреждение может стать однопрофильным (реализовывать только один профиль) и многопрофильным (реализовывать несколько профилей обучения). Предполагается сохранение непрофильных (универсальных) старших классов и целых школ.
31.Авторские школы.
Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом.
Отличия авторской школы от традиционной содержатся в концепциях и практике авторской школы. Концепции авторских школ строятся на противопоставлении практике традиционной школы, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. Отличительная черта авторской школы – создание ее на основе заранее разработанного оригинального (отсюда – авторская школа) концептуального проекта. В роли создателей авторских школ выступают как ученые, так и практики.
Авторские школы известны, как правило, по двум типам названий:
Направления развития предпрофильного и профильного обучения в российской школе в настоящее время соответствует мировым тенденциям развития образования.
В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание и структура общего среднего образования в последних двух классах образовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения.
Приступая к разработке учебного плана, мы сохранили общую структуру базисного учебного плана для школ с предпрофильной подготовкой и профильным обучением. Основной замысел разрабатываемой структуры учебного плана заключался в поиске средств, позволяющих школьникам преодолевать противоречие между унифицированным способом получения знаний и феноменами личностного опыта, для того чтобы они могли вырабатывать авторские картины мира. Именно собственное видение мира поможет школьнику в будущем не оказаться заложником жизненных ситуаций.
Ведущее место отведено системе повышения квалификации учителей. Администрацией школы созданы условия для педагогов способствующие не только всестороннему и планомерному повышению их квалификации, но и росту их профессионального мастерства. Большое внимание в школе уделяется вопросу сотрудничества с родителями, которое осуществляется через тематические родительские собрания, конференции, индивидуальные психологические консультации и другие формы.
На наш взгляд, успешная реализация модели профильного обучения стала возможной благодаря организованной системе работы по самоопределению обучающихся, которая ведется с учетом 3-х направлений:
- информационная работа с родителями,
- методическая — с учителями,
- профориентационная — с обучающимися.
Среди критериев, позволяющих говорить об эффективности созданных организационно-педагогических условий предпрофильного и профильного обучения, можно выделить следующие:
1) мониторинг образовательного процесса;
2) мониторинг качества государственной итоговой аттестации;
3) динамика итоговых результатов (особенно по профильным предметам);
4) рост профессиональной компетентности обучающихся;
5) личностное и профессиональное самоопределение обучающихся.
В школе созданы условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для занятий в информационно-технологическом профиле кабинеты информатики и математики оснащены в соответствии с современными требованиями. Интерактивные доски позволяют сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые шаблоны, а также более эффективно осуществлять обратную связь. Мультимедийное оборудование, флеш — память и электронные учебники по информатике и математике содействуют успешному обучению, внедрению активных методов преподавания, умственному развитию обучающихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков в учебной и практической деятельности, для качественной и своевременной подготовки проектов их защиты. В нашей школе используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), включающие новое поколение естественнонаучных цифровых (компьютерных) лабораторий. С их помощью существенно изменился подход к реализации эксперимента, который, в свою очередь, оказывает влияние на содержание обучения. Одним из видов ЦОР являются цифровые лаборатории. По природе информации они представляют собой мультимедийные ресурсы, поскольку в них присутствует информация различной природы: текстовая, изобразительная, звуковая. Комплект цифровой лаборатории по физике, биологии, химии включает персональные компьютеры и измерительные датчики, систему сбора данных и программно-информационное обеспечение.
Мониторинг соответствия профильной подготовки обучающихся старших классах нашей школы и выбор ими профессии за последние десять лет у 80 % выпускников совпадает.
1. Концепция профильного обучения // Школьные технологии. — 2002. — № 4.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор школы. — 2001. — № 1.
3. Пинский А. А. Предпрофильная подготовка учащихся выпускных классов основной школы: результаты первого года эксперимента на Всероссийской научно-практической конференции по предпрофильной подготовке (Москва, 2004 г., Россия).
4. Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Томской области./Сост.П. И. Горлов, Л. Н. Дударева, А. О. Зоткин — Томск: ДОО Администрации Томской области, 2004.- 31с.
5. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся//Профильная школа. 2004.№ 4.
Основные термины (генерируются автоматически): профильное обучение, III, Всероссийская научно-техническая конференция, учебный план, школа.
Читайте также: