Быт школьного класса как фактор организации индивидуального социального опыта учащихся

Обновлено: 05.07.2024

Социальный опыт – это самобытный синтез различного рода умений, знаний и способов деятельности, стереотипов поведения, запечатленный впечатлений и переживаний.

Возможности воспитания в приобретении социального опыта ограничиваются тем, что может дать ему воспитательная организация: ее быт, различные сферы жизнедеятельности; содержание, формы и стиль взаимодействия между ее членами.

Быт воспитательной организации – это уклад повседневной жизни, входящих в нее людей, он определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно- пространственной среды, ее благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций.


  1. Играет роль наличие или отсутствие на 3 вида территорий:

  • Первичные территории – это помещения, которые длительное время находятся в пользовании первичных коллективов (аудитории)

  • Вторичные территории – это те помещения, в которых первичные коллективы пользуются временно или периодически (спортзал, столовая, мед.кабинет)

  • Специфические территории – это помещения, необходимые для функционирования всей организации ( ректорат, деканат, бухгалтерия, кафедра, профком, студсовет, библиотека, читальный зал, библиографический отдел)

  1. Существенно то, насколько пространственная среда учитывает возрастные и иные особенности членов организации

  2. Важно, какова мера благодарности и технической оснащенности помещений

Этикет - это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений.

Традиции – это формы и установления жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение длительного времени и передаваемые от поколения к поколению.

Самообслуживание – это систематическая работа членов организации по поддержанию и улучшению бытовых условий своей жизни.

Одежда определяет настроение членов воспитательной организации и удобство их участия в жизни организации.

Социальный опыт формируется в процессе жизнедеятельности


  1. Автократический, когда руководитель осуществляет единоличное управление коллективом

  2. Авторитарный – руководимым позволяется участвовать в обсуждении проблем жизнедеятельности коллектива, однако, решение принимает руководитель.

  3. Демократический – руководитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность. Но окончательное решение формируется руководителем или должно быть им одобрено.

  4. Эгалитарный – руководитель и члены коллектива в равной мере принимают участие в организации жизнедеятельности.

  5. Игнорирующий – руководитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность коллектива.

  6. Непоследовательный – руководитель пытается реализовать то один, то другой из описанных выше стилей.

Управление – это социальное использование руководителями отношений власти для получения результатов, реализующих задачи и цели социального воспитания.


  • Сбор информации об объекте

  • Прогнозирование

  • Проектирование

  • Планирование

  • Организация

  • Регулирование и анализ процессов, происходящих в воспитательной организации.

Самоорганизация – это самопроизвольно протекающие в человеческих общностях процессы регулирования, в основе которых лежат обычаи, традиции, особенности лидерства, нормы отношений и другие социально- психологические феномены.

Формирование социального опыта происходит также в процессе взаимиодействия.

Взаимодействие – это организация совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющая им реализовать какую – либо общую работу. В социальном воспитании имеет место взаимодействие индивидуальных, групповых и социальных субъектов.


  1. Субъекты взаимодействия

  2. Цели и задачи взаимодействия

  3. Нормы и ценности

  4. Средства взаимодействия (устная речь, письменная)

  5. Ситуация взаимодействия (формальная и неформальная, непосредственное и опосредованное)

Организация группового взаимодействия предполагает включение членов коллектива или отдельных, микрогрупп в процессы выдвижения целей, планирование необходимой для этого работы, реализации намеченного и проведение анализа проделанной работы.

Обучение взаимодействию – это формирование и развитие интеллектуальной, психологической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоении им способов практической реализации этой готовности.


  • В процессе организации взаимодействия в быту и жизнедеятельности.

  • В ходе специально создаваемых ситуаций в жизни организации и первичных коллективов.

  • С помощью игр, тренингов, органично включенных в жизнь коллектива.

Характеристика основных сфер жизнедеятельности и их возможностей в социализации

Жизнедеятельность – это способ существования человека, реализация им своей активности в индивидуальном, коллективном и социальном бытии.

Движущей силой активности является потребность. Активность человека побуждается рядом потребностей разного уровня, которые имеют половозрастные, групповые и индивидуальные особенности (вспомнить пирамиду потребностей Маслоу)


  1. Общение (активность направлена на взаимодействие с другими людьми)

  2. Познание (на познание окружающего мира)

  3. Деятельность (на сохранение и преобразование условий жизни)

  4. Игра (гедоническая активность, удовольствие от игры)

  5. Спорт (на совершенствование собственного тела и сохранение здоровья)

  • Ролевое (возникающее в каких-либо сферах жизнедеятельности и имеющее целью их обслуживание)

  • Межличностное (имеющее целью только удовлетворение потребности в общении; общение между друзьями, приятелями)

  • Духовно-ценностная проблематика (когда рассуждают о смысле жизни, проблеме отцов и детей)

  • Событийная сторона жизни

  • Эмоциональное переживание жизни

  • Предметная сфера бытия (любые бытовые вопросы)

  1. Фактический (обмен репликами только для поддержания диалога)

  2. Информационный (обмен значимой информацией)

  3. Дискуссионный (обсуждение различных проблем)

  4. Исповедный (доверительный разговор на интимно-значимые темы)

  • В усвоении норм социального поведения

  • Эмоциональное развитие

  • Приобретение индивидуального социального опыта

  • Реализация утверждений себя как личности

Большую роль играет то, насколько каждый участник общения сумеет найти удовлетворяющую его позицию в межличностных отношениях, найдет ли человек не только партнеров по общему делу, но и приятельскую группу, в которой будет ощущать себя принятым и защищенным.

В воспитательных организациях разного типа общение может выступать как основа жизнедеятельности или как ее фон.

В организациях, имеющих основную функцию образование, общение является фоном жизнедеятельности, а в общественных и клубных организациях общение является основой жизнедеятельности.

Познание идет как в виде практического повседневного усвоения культуры так и научного.


  • В процессе общения

  • Через систему образования

  • Через самообразование

Основой жизнедеятельности познание является в учреждениях образования и дополнительного образования.

Познание можно рассматривать как фон жизнедеятельности всех организаций, т.к. в любой человеческой общности происходит обмен информацией, и любая деятельность включает познание.

Деятельность предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.


  • Предметно-практическая (строительство, конструирование)

  • Духовно-практическая (сочинить стих, музыку, написать пьесу)

Деятельность является основой в жизнедеятельности организаций, функцией которых является удовлетворение и развитие практических и духовных интересов людей(работа, кружки, студии), а фоном жизнедеятельности будет в остальном.

Игра – это способ свободного, импровизированного самовыражения человека в условных ситуациях, а также занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащих для заполнения досуга, развлечения и получения удовольствия.

1. Быт школьного класса как фактор организации индивидуального социального опыта учащихся.

2. Режим жизнедеятельности в школьном классе.

4. Организация социального взаимодействия в системе социального воспитания в школьном классе.

Индивидуальный социальный опыт— это синтез различного рода запечатленных ощущений и пережива­ний, знаний, умений и навыков, способов общения, мышления и дея­тельности, стереотипов поведения и интериоризированных ценност­ных ориентации. Это определение позволяет ут­верждать, что школьный класс способен стать сферой формиро­вания практически всех компонентов индивидуального социаль­ного опыта школьника, что, в свою очередь, обеспечивает (в зна­чительной мере) его социальную адаптацию как в сегодняшней школьной жизни, так и в будущем.

Быт школьного класса — это неотъемлемая часть культуры, включающая предметно-пространственную среду, сложившиеся тра­диции, режим жизнедеятельности, нормы этикета.

Быта школьного класса включает: помещение школьного класса, предметно-пространственную среды школьного класса, техническую оснащенностью и бла­гоустроенность классного помещения.

Режим жизнедеятельности школьного класса. В самом общем понимании режим предусматривает логику распределения во вре­мени определенных событий и занятий в классе, их продолжи­тельность, разумность нагрузки учащихся, чередование различ­ных видов их деятельности, выполнение санитарно-гигиениче­ских требований в соответствии с принципом природосообразности.

При планировании жизнедеятельности класса необходимо учи­тывать годовой, четвертной, недельный и дневной режимы, при­держиваясь таких известных требований, как целесообразность, точность и общность (обязательность) режима для всего класса. По­мимо этого, полезно помнить о некоторых требованиях к режиму: посильность, событийность, сочетание общешкольных и общеклассных дел, гибкость.

Коммуникативное пространство, включающее сеть взаимоотношений (микроклимат), а также со­держание и способы взаимодействия на каждом из названных уров­ней. Опираясь на эти составляющие, попробуем описать некото­рые коммуникативные связки внутри школьного класса.

Взаимодействие в классе— это организация совместных дей­ствий взрослых, школьников и микрогрупп, направленных на дости­жение совместных целей в процессе выполнения общей работы.

Задача социального педагога обучить своих воспитанников гуманному взаимодействию: деловому и неформальному, межличностному и межгрупповому, творческому и интеллектуальному. Навыки и опыт, получаемые в классе успешно приме­няют и в повседневной жизни.

- обучение взаимодействию школьников — один из важней­ших аспектов социального воспитания: недостаток коммуника­тивных знаний и навыков затрудняет приобретение ими позитивного социального опыта;

- обучение взаимодействию в классе может быть или включен­ным в совместную деятельность школьников, или специально, организованным: оба этих способа должны дополнять друг друга;

- организованное общение — один из самых эффективных спо­собов обучения взаимодействию; сам процесс организованного общения создает прекрасные возможности и для социального при­способления, и для позитивного обособления школьников в классе.

1. Быт школьного класса как фактор организации индивидуального социального опыта учащихся.

2. Режим жизнедеятельности в школьном классе.

4. Организация социального взаимодействия в системе социального воспитания в школьном классе.

Индивидуальный социальный опыт— это синтез различного рода запечатленных ощущений и пережива­ний, знаний, умений и навыков, способов общения, мышления и дея­тельности, стереотипов поведения и интериоризированных ценност­ных ориентации. Это определение позволяет ут­верждать, что школьный класс способен стать сферой формиро­вания практически всех компонентов индивидуального социаль­ного опыта школьника, что, в свою очередь, обеспечивает (в зна­чительной мере) его социальную адаптацию как в сегодняшней школьной жизни, так и в будущем.

Быт школьного класса — это неотъемлемая часть культуры, включающая предметно-пространственную среду, сложившиеся тра­диции, режим жизнедеятельности, нормы этикета.

Быта школьного класса включает: помещение школьного класса, предметно-пространственную среды школьного класса, техническую оснащенностью и бла­гоустроенность классного помещения.

Режим жизнедеятельности школьного класса. В самом общем понимании режим предусматривает логику распределения во вре­мени определенных событий и занятий в классе, их продолжи­тельность, разумность нагрузки учащихся, чередование различ­ных видов их деятельности, выполнение санитарно-гигиениче­ских требований в соответствии с принципом природосообразности.

При планировании жизнедеятельности класса необходимо учи­тывать годовой, четвертной, недельный и дневной режимы, при­держиваясь таких известных требований, как целесообразность, точность и общность (обязательность) режима для всего класса. По­мимо этого, полезно помнить о некоторых требованиях к режиму: посильность, событийность, сочетание общешкольных и общеклассных дел, гибкость.

Коммуникативное пространство, включающее сеть взаимоотношений (микроклимат), а также со­держание и способы взаимодействия на каждом из названных уров­ней. Опираясь на эти составляющие, попробуем описать некото­рые коммуникативные связки внутри школьного класса.

Взаимодействие в классе— это организация совместных дей­ствий взрослых, школьников и микрогрупп, направленных на дости­жение совместных целей в процессе выполнения общей работы.

Задача социального педагога обучить своих воспитанников гуманному взаимодействию: деловому и неформальному, межличностному и межгрупповому, творческому и интеллектуальному. Навыки и опыт, получаемые в классе успешно приме­няют и в повседневной жизни.

- обучение взаимодействию школьников — один из важней­ших аспектов социального воспитания: недостаток коммуника­тивных знаний и навыков затрудняет приобретение ими позитивного социального опыта;

- обучение взаимодействию в классе может быть или включен­ным в совместную деятельность школьников, или специально, организованным: оба этих способа должны дополнять друг друга;

- организованное общение — один из самых эффективных спо­собов обучения взаимодействию; сам процесс организованного общения создает прекрасные возможности и для социального при­способления, и для позитивного обособления школьников в классе.

Среди многообразия проблем современной педагогики, формирование социального опыта ребенка является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Взаимоотношение ребенка с социумом является важнейшим условием осуществления социализации его личности.
Деятельность учителя и ученика протекает, в основном, в школьном классе, который является одной из главных сфер жизнедеятельности для большинства школьников, ведь только во взаимодействии ребенок получает развитие. Класс – это один из важнейших институтов социализации личности после семьи, ведь именно в классе ребенок получает опыт социального взаимодействия благодаря многообразию взаимоотношений между детьми, что оказывает существенное влияние на его благополучие и дальнейшее развитие. [23]

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Организация коммуникативного пространства класса как условие формирования социального опы.doc

I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА

1.1 Коммуникативное пространство класса и его организация, способствующая формированию социального опыта детей………….…….6

1.3 Взаимодействие школьников в классе как условие формирования социального опыта……….…..……………. . ……..….. . 21

II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА

2.1 Анализ деятельности учителя иностранного языка по формированию коммуникативного пространства класса ……………………..…. .30

2.2 Разработка методических материалов, обеспечивающих деятельность учителя английского языка по формированию коммуникативного пространства класса………………………………………………………. .….41

ВВЕДЕНИЕ

Среди многообразия проблем современной педагогики, формирование социального опыта ребенка является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Взаимоотношение ребенка с социумом является важнейшим условием осуществления социализации его личности.

Деятельность учителя и ученика протекает, в основном, в школьном классе, который является одной из главных сфер жизнедеятельности для большинства школьников, ведь только во взаимодействии ребенок получает развитие. Класс – это один из важнейших институтов социализации личности после семьи, ведь именно в классе ребенок получает опыт социального взаимодействия благодаря многообразию взаимоотношений между детьми, что оказывает существенное влияние на его благополучие и дальнейшее развитие. [23]

Разные ученые в разное время обращались к проблеме школьного класса, его месту и роли в системе обучения и воспитания, его значению в жизни ребенка. По мнению Караковского В.А., класс формирует личность или разрушает ее, поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Класс структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Он указывает границы идентификации, способствует развитию у личности образа своего “Я”. [9] Таким образом, можно утверждать, что класс обладает большим потенциалом, как в воспитательном отношении, так и в плане социализации личности.

Именно в классе создается уникальный феномен – коммуникативное пространство, благодаря которому класс превращается в важный социальный институт – институт формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, с помощью коммуникативного пространства через непосредственное общение школьников со значимыми людьми (педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения. [37] Можно ли использовать этот механизм для решения более узких, конкретных задач, в частности для усвоения школьниками коммуникативного опыта при освоении иностранного языка?

Таким образом, проблема изучения особенностей организации коммуникативного пространства класса становится все более актуальной в настоящее время. Это тем более важно, если учесть недостаточную разработанность практических аспектов организации деятельности педагогов по осуществлению конкретных направлений воспитательного процесса, способствующих активной социализации личности школьника.

Цель исследования : определить основные методы и формы организации коммуникативного пространства, способствующие формированию социального опыта школьников и разработать отдельные из них в системе работы учителя английского языка.

Объект исследования – процесс формирования социального опыта школьников через организацию коммуникативного пространства класса.

Предмет – организации коммуникативного пространства, способствующие формированию социального опыта школьников.

1. Осуществить анализ социально-философских и психолого-педагогических взглядов на сущность понятия коммуникативного пространства класса.

2. Изучить способы формирования социального опыта школьников через организацию взаимодействия между ними в коммуникативном пространстве класса, осуществить самоанализ деятельности по его созданию.

3. Разработать методические материалы, способствующие организации полноценного коммуникативного пространства класса в контексте деятельности начинающего учителя иностранного языка.

В своей работе мы опирались на исследования таких ученых как А.В.Петровский, Н.Смелзер, А.В.Мудрик, Г.М.Андреева, Н.В.Андреенкова, которые определили сущность процесса социализации; Л.М.Митина, И.Н.Зарецкая, Т.Е.Конникова, раскрывающих взаимосвязь социализации, обучения и воспитания; В.Р. Ясницкая, В.А. Канн-Калик, Н.А. Березовин, Н.Н. Обозов, И.П.Иванов – рассматривавших коммуникативное пространство в контексте формирования социального опыта школьников.

I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА

1.1 Коммуникативное пространство класса и его организация в контексте формирования социального опыта детей

Коммуникативное простран­ство представляет собой систему внутреннего и внешнего обще­ния класса на личностном, групповом и коллективном уровнях. [35]

Каждый класс имеет свое коммуникативное пространство, включающее сеть взаимоотношений (микроклимат), а также со­держание и способы взаимодействия на каждом из названных уров­ней. Существует несколько видов коммуникативных связок внутри школьного класса:

 Классный руководитель — класс

В классе может присутствовать три основных стиля взаимоотношений (разработаны А.В.Мудриком): про­тивостояние, безопасный диалог и попустительство. [15]

В случае, если классный руководитель — начальник, спускающий директивы и требующий их неукоснительного выполнения, диалог с классом, предполагающий обмен идеями, нормами и цен­ностями, невозможен. С точки зрения такого воспитателя, вполне достаточно одностороннего воздействия, монолога, а класс должен беспрекословно подчи­няться. Сомнительной выглядит и идея сотрудничества, основанного на демократическом равенстве сторон, — ведь педагог и воспитанник изначально не равны!

Отношения попустительства скла­дываются тогда, когда классный руководитель идет на поводу у воспитанников. Стараясь завоевать расположение ребят любой ценой, потакая им во всем, такой педагог очень быстро теряет свою популярность и авторитет в классе. Если ему и удается в дальнейшем выровнять эту ситуацию, то с большим трудом.

Кроме того отношения попустительства могут возникнуть из-за внутренней неуверенности, страха воспитателя во взаимоотношениях с классом. Можно не сомневаться, что класс довольно быстро почувствует слабость классного руководителя и либо, как и в первом случае, начнет манипулировать им, либо потеряет к нему всякий интерес, и дистанция между воспитате­лем и воспитанниками превратится со временем в пропасть.

Не стоит забывать, что к числу таких обстоятельств нередко относится и сама школа. Принятие воспитанника и оптимистическая вера в то, что он может стать лучше, - вот основа уважения, о котором говорил А. С. Макаренко, доказавший собственным опытом возможность сочетания требовательности и уважения к детям даже в самых тяжелых ситуациях. Это — главное условие конструктивного диалога и сотрудничества учителя с классом и с каждым школьником отдельно.

Отметим, что приведенные стили общения проявляются и в других коммуникативных связках, о которых пойдет речь дальше. Подчеркнем также, что именно преобладающий стиль классного руководителя во многом будет определять, как сложит­ся общение в этих связках.

В старших классах неформальные микрогруппы основаны на ус­тойчивых дружеских связях и общности интересов; практически все они являются разнополыми. Нередко в это время в классе образуют­ся пары, причем отношения юношей и девушек достаточно серьез­ны, они требуют, чтобы окружающие (в том числе и классный руководитель) относились к ним с уважением, исключающим нездоро­вый интерес и нетактичное вмешательство.

Среди социально-психологических групповых качеств микро­климат является наибо­лее важным для школьного класса: именно в нем пересекаются все другие свойства, функции и особенности детского коллектива, именно он в значительной степени определяет проявление этих функций и особенно в процессе социализации школьника.

Формирование позитивного социального опыта учащихся в урочное и внеурочное время.

ВложениеРазмер
formirovanie_pozitivnogo_socialnogo_opyta_uchashchihsya_v_urochnoe_i_vneurochnoe_vremya.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

Из предыдущего выступления (Тургель Вероники Александровны) мы уяснили три важных фактора:

1. Что социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, подростка, его активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

2. Социальный опыт имеет определенную структуру

3. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями: во-первых, стихийно, во-вторых, спонтанно, и, в-третьих, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.

Остановимся на тех вопросах, которые относятся к нашей профессиональной компетенции: учить, воспитывать, просвещать.

В школе, как и в семье, ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт:

  1. в процессе разнообразной деятельности, главное – в учении , осваивая обширный фонд социальной информации, умений, навыков, при изучении различных учебных предметов.
  2. в процессе выполнения различных социальных ролей , усваивая модели поведения, что, как правило, происходит во внеучебной деятельности и в рамках ДО.;
  3. в процессе общения с людьми разного возраста , в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности.

Рассмотрим некоторые аспекты и особенности приобретенного нашими воспитанниками социального опыта.

Названные социальные представления детей и подростков о себе

Указали на личностные качества (добрая, умная, обидчивая, трудолюбивая, дружелюбная, честная, капризная и др.)

Указали на внешние качества (симпатичная, красивая, сильный, зеленые глаза, маленького роста и др.)

Указали свой социальный статус (ученик школы№603, сын своих родителей, гражданин РФ,

Назвали свои увлечения, любимые виды деятельности (помогать маме, заниматься в кружках, учиться, участвовать в олимпиадах

Называют индивидуальные особенности, связанные с познавательной деятельностью (хорошая или плохая память, я невнимательный, ленивый, медленно выполняю задания и др.)

Считают себя хорошими пользователями ПК

Данное исследование позволяет говорить, какие сферы жизни и отношений подростков выступают в качестве наиболее актуального содержания самооценки.

Учащиеся 4-х классов более подробно описывают особенности своего поведения, характера, отношений с друзьями, игр и занятий в свободное время, вещей и животных, которыми они владеют. Однако эти характеристики еще не имеют оценочного плана (Я люблю заниматься спортом, бисероплетением и т.п.) Критическую самооценку дают себе лишь отдельные четвероклассники (Я стараюсь быть самостоятельной, но у меня это не всегда получается. Я не жадный, но могу позавидовать.). Представления о себе также многогранны и разнообразны, что видно из таблицы.

Обработанные данные представляют несомненный интерес.

Названные детьми приоритетные жизненные ценности, отражающие оценочное отношение

Семья, близкие, родные

Назвали любимые учебные предметы

Назвали любимые занятия, в том числе перечислили ДО

Развлечения (компьютерные игры, игровые автоматы, пикники, картинг, праздники, подвижные игры, аквапарк и др.)

Материальные ценности (машина, коллекционирование ценностей, одежда, украшение)

Представляет интерес и отдельные ответы, особенно, восьмиклассников. По их мнению, человек не может быть счастливым без образования, любимой работы, без цели, без мечты, без детей, без надежды, без общения. Жаль, что эти ценности звучат как единичные.

Прежде всего, отметим тот факт, что с возрастом происходит смена приоритетов ценностных ориентаций (. проговорить некоторые цифры из таблицы).

Приятно, что практически половина четвероклассников и восьмиклассников выделяют СЕМЬЮ как важнейшую ценность, высказывая эмоционально-положительное отношение к ней. (. Подчеркнуть роль семьи в приобретении детьми социального опыта, об этом нужно говорить на родительских собраниях!!)

Выявленные особенности эмоционального компонента социальных представлений выражает отношение ребенка или подростка к тем или иным явлениям социальной действительности, к людям, к семье, к самому себе как члену социума, к деятельности. Поэтому педагогически важно учитывать, что сама специфика социального опыта является производной не столько от социальных влияний, окружения, форм материальной и духовной культуры, адресуемых ребенку, сколько от того, какую позицию в основном виде деятельности он занимает, как соотносит себя с действительностью, какова степень его социальной активности, понимания своего внутреннего мира и сформированности социальных установок на себя.

Что ждет меня в будущем? Кем я стану? Сколько лет я проживу?

35% соотносят себя с действительностью через свой внешний облик и внутренний мир: Какая Я? Как познать себя? Что нужно изменить в себе, чтобы не ссориться с друзьями и не терять их? Как избежать агрессии по отношению к другим? Что думают обо мне другие? Как я выгляжу со стороны?

32% (в основном девочки) спросили бы у мудреца: Когда они выйдут замуж? Будут ли у них дети и сколько? Это лишний раз подчеркивает значимость семейной жизни в личном осознании себя.

21% восьмиклассников поинтересовались бы о своем материальном положении: Буду ли богат? Стану ли миллионером? Какая будет у меня машина? Однако материальные блага многие из них, к сожалению, не связывают со своей активной позицией в будущей профессии.

13% вопросов связаны с ЕГЭ: Как сдам ЕГЭ? Когда отменят ЕГЭ?

О счастье, как философская категория, спросили 16% восьмиклассников, а 10% поинтересовались о своем личном счастье.

Безусловно, на особенности социального опыта оказывает значительное влияние не только семья, школа, но и то информационное поле, в котором оказываются дети и подростки.

Дети боятся потерять близких и остаться одни – 48%

44% написали, что боятся бандитов, злых людей, монстров, маньяков.

Высоты, темноты – 40%

Конца света (21 декабря), природных стихий -38%

Пауков, змей, крыс, клещей – 24%

Школа, как вы понимаете, не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза на его пороки. Она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен о кружающей его реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность образования “школы социального опыта”.

Как ко мне – так и я ко всем

Много знать про других, мало раскрывать себя

Подростки склонны к обособлению, независимости, их привлекает возможность получить удовольствия, готовы присвоить себе усилия других. Плохо идут на сотрудничество со сверстниками, т.к. оно угрожает достижению их личного превосходства

Работать на все 100!

Добивать дело до конца.

Терпение и труд – все перетрут

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Подростки этой группы отличаются стремлением к энергичной, захватывающей деятельности, к активному общению и сотрудничеству, но нередко и к экспрессивным формам поведения.

Работа не волк, в лес не убежит.

Один в поле не воин.

Умный в гору не пойдет

Подростки этой группы ориентируются на тихую спокойную жизнь, терпеливую работу и ожидания счастья. Преобладает интеллектуальный подход к делу и общению над экспрессивным решением проблем

Всему свое время

Школа должна видит свою цель не только в проявлении социализации личности, в формировании системы знаний, умений и навыков, но и в становлении образа жизни подростка, готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стремиться создавать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей. Мы должны обеспечить простор разнообразной детской деятельности, в том числе добровольной общественной, здесь царит разновозрастное взаимодействие, занятия должны выходить за пределы школы в досуговые формы и учреждения дополнительного образования.

Диапазон путей формирования социального опыта широк, так как соответствует видам человеческой деятельности: учению, труду, общению, досугу о чем и расскажут в своих выступлениях участники образовательного процесса. Важно подчеркнуть, что

механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность личности. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.

Т.О. мы отметили Примеры заданий повышенного уровня:

9. Прочитай синонимы. Обозначь род имен существительных с шипящими на конце слова.

Сила – мощь ( ) призыв - клич

Соревнование – матч граница - рубеж

Неправда – ложь команда - экипаж

некоторые особенности социального опыта учащихся разных возрастных групп и выделим основные задачи школы.

Особенности социального опыта учащихся разных возрастных групп

Быть взрослым, но не школьником

Быть взрослым, самостоятельным, независимым.

Героические, романтические социальные роли. Значимой является оценка сверстника.

Ведущий вид деятельности

Ожидание от учителя

Ценятся истинная женственность/мужественность, проявляющаяся в поступках.

Обеспечить многообразие социально-значимых видов деятельности, дающих возможность самоутвердиться, проявить самостоятельность и инициативу.

Побуждать к раскрытию себя как личности, и индивидуальности; предоставлять возможности для личного и группового самовыражения и самореализации; ориентировать учащихся в профессиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

Позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, поможет каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, подготовит к профессиональной карье.


Выступление на педагогическом совете.


Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирование гражданской позиции.

По – настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай - нет, о нём говорят качества человека, которого производит страна. Р.У.Эмерсон По подсчёта.

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы.


4.ПНПО-2016 4.Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции

Школа это государство со своим неповторимым внутренним миром, своим уставом, атмосферой и законами. Главные люди этого государства -дети. Необходимо сделать все, чтобы желание идти в школу не проходил.

Воспитание здорового поколения – это комплексная задача, решаемая в данный момент государством.

Одним из социальных институтов, способных оказать влияние на подрастающие умы являются образовательные учреждения, в частности школы. Соответственно, одной из главных задач школы является укрепление з.

Читайте также: