Почему филиппок долго стоял на крыльце школы чего боялся

Обновлено: 14.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока литературного чтения,

Этапы урока

Содержание урока

Организационный момент

- Начинаем урок литературного чтения.

- Давайте проверим готовы ли вы к нашему уроку?

Все готовы к полёту,
В страну белоснежную и очень полезную.
На пути нас ждут большие испытания,
А на финише – победа, радость, знания!

-Давайте проверим вашу готовность к уроку: на парте у вас лежит учебник, пенал, карточки с заданиями.

- А какое сейчас время года у нас? (Сейчас осень.)

- Ребята, а какое у нас сегодня число? (Сегодня 12 ноября.)

- Какой день недели? (Сегодня четверг.)

Речевая разминка

- А расскажите мне, чем вы занимаетесь на уроках литературного чтения? (На уроках литературного чтения мы читаем произведения, учим стихи, даём характеристику героям и т.д.)

-А как вы думаете для правильной речи наш язык должен разминаться? (Да, это необходимо.)

- Тогда я вам предлагаю вот такую чистоговорку.

Встретил в чаще ёж ежа,

- Как погода, ёж?

И пошли домой, дрожа,

(мы так говорим, когда холодно)

- покажите, как мы с вами сгорбимся, съёжимся от холода… Молодцы!

- Каждый прочитает про себя чистоговорку. (дети читают)

-А теперь прочитаем ее хором, не торопясь и не громко.

- Теперь прочитаем её, ускоряя темп. (вместе)

Основная часть

- На дом вам было задано, составить рассказ о семье, мне хочется их заслушать (несколько учеников читают).

- А вы любите ходить в гости? (Да)

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к писателю Льву Николаевичу Толстому в село Ясная Поляна.

-И наш новый друг интересуется, что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом? (Ответы детей)

- Лев Толстой много писал для детей, более 100 произведений написано только для детей.

- С каким произведением вы уже познакомились на прошлом уроке?

- Сегодня мы познакомимся еще с одним.

- У себя в усадьбе Ясная Поляна Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей. Сам он был учителем в ней, обучение шло по азбуке, написанной Львом Николаевичем.

- Наш помощник, предлагает нам прочитать название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся на стр. 112, и рассмотреть картинку в учебнике на стр. 115.

- Предположите, о чем будет идти речь в тексте? (Ответы детей)

- Давайте познакомимся с текстом, я читаю, а вы следите и внимательно слушаете.

( параллельно идет словарная работа с устаревшими словами)

Поденный – относящийся к счету, учету или расчету по дням.(поденная работа, плата)

Слобода - большое село или деревня.

Постреленок – непоседа, шалун.

Сенцы, сени – в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? – В школу. – Ты еще мал, не ходи, – и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним.Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь?

– Ты что? – закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. – Да ты кто? – Филипок молчал. – Или ты немой? – Филипок так напугался, что говорить не мог. – Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. – А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

– Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

– Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

– Ну-ка, сложи свое имя. – Филипок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. – Все засмеялись.

– Молодец, – сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! – Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? – Филипок сказал; знаю, – и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.


В семье разлад ⇒ так и дому не рад.
Не будет добра, ⇒ коли в семье вражда.
Когда семья вместе, ⇒ и сердце на месте.

1. С кем Филипок остался дома?
V с бабушкой

2. Почему мальчик упал по дороге в школу?
V споткнулся

3. Почему он стоял на крыльце школы?
V боялся учителя

4. Какое задание дал Филипку учитель?
V сложить из букв своё имя

5. Кто учил мальчика читать?
V брат Костюшка

1. Филипку было скучно сидеть дома.
2. Филипок отправился в школу.
3. Филипок шёл знакомой дорогой.
4. Филипок шёл в незнакомом месте.
5. Филипок размышлял на крыльце школы.
6. Филипок посмотрел на учителя и заплакал.
7. Филипок сложил из букв своё имя.
8. Филипок разговаривал с учителем.

5. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся?

что учитель прогонит

что учитель заставит учиться

что ребята будут смеяться

6. Какое задание учитель дал Филиппку?

написать свое имя

сложить свое имя

7. Кто учил мальчика читать?

8. Как звали старшего брата маленького мальчика Филипка?

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Главные и второстепенные герои

Основных героев в небольшом рассказе всего двое. Автор очень немногословен в их описании, но это не мешает читателю узнавать о мальчике, его натуре, о жизни крестьянских ребятишек в сельской школе. Героями произведения являются:

  • Филиппок;
  • учитель;
  • мама мальчика.

Главным героем детского рассказа является мальчик

Главным героем детского рассказа является мальчик, которого любезно зовут Филиппком. Ему еще рано ходить в школу, но он настолько хотел учиться, что тайно сбежал на другой конец деревни в тот момент, когда бабушка захотела спать. Филиппок был обычным деревенским мальчуганом, самым младшим в семье. Основными чертами характера малыша являются:

  • целеустремленность;
  • смелость;
  • скромность;
  • ловкость;
  • решительность.

Еще одним главным положительным персонажем является учитель. Это человек с доброй душой, отзывчивый, понимающий и умный. Он работает в сельской школе и ответственно относится к своим обязанностям.

Учитель стремится развивать в учениках желание тянуться к знаниям и прививать им любовь к учебе.

Мать Филиппа и ребята из школы относятся к второстепенным героям. Мама — женщина добрая и заботливая, но она постоянно занята повседневным трудом. Также в тексте упоминается о бабушке, отце мальчика, старшем брате Костюшке и бабе с ведром. Именно старший брат Костя помог Филиппу выучить букварь.

Краткий сюжет

  1. Скучно сидеть дома.
  2. Дорога Филиппа в школу.
  3. Нападение собак.
  4. Сомнения мальчика около сельской школы.
  5. Первая встреча с добрым учителем.
  6. Проверка знаний.
  7. Полноценный статус ученика.

Мальчик по имени Филиппок проживал в деревне. Он хотел ходить в деревенскую школу, как делал это его старший брат Костя и другие ребятишки, но был еще мал. Хотя в домашних условиях малыш научился немного читать, глядя на брата, но мать так и не отпускала его учиться.

Филиппок убегает от собак

Перед школьными дверьми мальчику стало боязно, он замешкался. Проходящая мимо баба стала его упрекать в том, что все учатся, а он один прохлаждается. Но смелый и решительный ребенок сумел побороть свой страх и открыл двери. В школе находилось много ребят, там же стоял строгий учитель в красном шарфе, который принялся задавать вопросы незнакомцу. И тут бедный ребенок растерялся и заплакал. Ученики, что постарше были, представили малыша учителю и сказали, что это младший братик Кости, учившегося в школе.

Когда добрый преподаватель попросил прочитать свое имя, Филиппок с радостью это сделал, но допустил ошибку. Дети разъяснили педагогу, что он очень хочет получать знания, стать умным, но ходить в школу пока ему не положено. Учитель, выслушав ребят, разрешил Филиппу сесть за парту поближе к брату и дал слово, что обязательно поговорит с матушкой о том, чтобы отпускать мальчика в школу наравне с другой ребятней. Дальше преподаватель стал объяснять буквы, но оказалось, что Филипп их уже выучил. С тех пор малыш официально стал учеником первого класса.

Главная мысль

Мальчик Филиппок

Рассказ Толстого учит юных читателей быть решительными и настойчивыми в достижении своих целей.

Главный герой сумел преодолеть все преграды на своем пути и добиться того, чтобы ему разрешили посещать учебное заведение. Желание получать знания в малом возрасте может повлиять на всю дальнейшую жизнь.

Главная мысль рассказа заключается в том, что мечты могут сбываться, но только у тех, кто решителен в своих действиях. Важно смолоду воспитывать уверенность в себе и не бояться трудностей. После основного знакомства с кратким пересказом можно попробовать прочитать книгу полностью.

Читайте также: