Проект энергомарафон в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Тип проекта: групповой, долгосрочный, исследовательско-творческий.

Авторы проекта: воспитатели Сторублева И.В., Котова О.В.

Исполнители: коллектив детей подготовительной логопедической группы.

Актуальность проекта

Проблема разумного использования энергии является одной из главных проблем современного человечества. С одной стороны, электроэнергия — высочайшее достижение современной цивилизации. Она заменила свет керосиновых ламп и свечей на свет электрических лампочек, принесла в наш дом электронагреватели, кондиционеры, телевизор и радио, компьютер и Интернет. Однако люди должны не просто ценить результаты деятельности человечества, но и стараться более экономично тратить энергоресурсы и по возможности ограничивать свои потребности. Ведь ограниченность энергетических ресурсов, негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством — все эти факторы приводят к выводу, что разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать ее производство.

Главенствующую роль в этом процессе занимает экологическое воспитание, привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам. Перед педагогами стоит важная задача воспитать новое поколение, которое будет понимать важность экономии энергоресурсов, ведь бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего нас мира.

Описание проблемы: Дети предшкольного возраста недостаточно ориентированы в эволюции современных предметов рукотворного мира, не имеют четких представлений, почему человек изменяет предметы, которыми пользовался в прошлом и не владеют знаниями о необходимости уважительного отношения к достижениям человека и как следствие, эффективном расходовании всех ресурсов и электроэнергии в частности. А также не умеют устанавливать причинно-следственную связь между влиянием человека и продуктов его деятельности на природу, не знают, что ресурсы Земли не бесконечны и трудно восстановимы.

Идея решения проблемы исследования: Чтобы помочь раскрыть перед детьми эволюцию источников света, показать необходимость уважительного отношения к изобретениям современного человечества и, как результат, экономии электроэнергии, было решено создать вместе с детьми макет. На нем наглядно можно будет продемонстрировать историю совершенствования осветительных приборов от факела и лучины до современной светодиодной лампы, а также нарисованные и разработанные детьми энергосберегающие плакаты.

Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста первоначальных сведений о рациональном использовании электроэнергии и воспитание элементарной культуры энергосбережения, развитие ретроспективного и перспективного взгляда на предметы рукотворного мира.

Задачи проекта:

Для социальных партнеров:

  • Способствовать проявлению интереса к содержанию энергосберегающей работы с детьми, к участию в совместных мероприятиях.
  • Повышать педагогическую компетентность родителей, обогащать их воспитательный опыт, способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
  • Пополнять знания по энергосбережению, более ответственно относиться к расходованию энергоресурсов.

Краткое содержание проекта

Организационно-подготовительная часть: постановка проблемы, поиск информации.

Для педагогов и родителей:

Основная часть, создание продуктов проекта

Защита проекта, подведение итогов

Полученные результаты по проекту

  • Систематизация у дошкольников знаний о свойствах и действиях различных предметов-предшественников современных источников света и осветительных приборов, знакомство с историей электрической лампочки, дети научились ценить результаты деятельности человека и достижения современной цивилизации.
  • Расширение кругозора об энергоресурсах и культуре энергосбережения, сформированность у воспитанников и их родителей навыков энергосберегающего поведения.
  • Развитие у воспитанников любознательности, творческих способностей, познавательной активности и способности использовать полученные знания в различных видах деятельности и поведении.
  • Повышения уровня педагогической компетентности педагогов, разработка дидактический комплекса (конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии развлечений, дидактические игры, опыты, эксперименты, наглядно-методическое пособия - макет).

Выводы и рекомендации для внедрения успешного опыта

Сегодня перед обществом стоит очень важная задача – изменить в сознании каждого гражданина стереотип, что природные энергоресурсы неисчерпаемы. Мышление взрослых изменить сложно. Но ребёнку дошкольного возраста можно помочь усвоить азы экологической культуры, бережного и заботливого отношения к богатствам земли, ко всему, что его окружает.

И конечно важно понимать, что только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они смогут стать более активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны.

Попробуем выстроить систему воспитания бережливых и экономных малышей не с помощью запретов и нравоучений, а увлекая малыша в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализации этой задачи поможет проектная деятельность. Методика работы в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту используются разнообразные активные формы, построенные на игре. Дети играют, не подозревая, что усваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Очень важно приблизить детей к реальной жизни, сформировать у них основы экономического мышления, расширить знания о том, что энергия окружает нас повсюду, воспитать в себе чувство бережного и заботливого отношения к родной природе, ее богатствам.

Объект исследования – воспитание экономии и бережливости

Предмет исследования - процесс воспитания бережливости у

детей дошкольного возраста.

Вид проекта : познавательный

Продолжительность проекта : долгосрочный

(октябрь 2016)

Участники проекта : педагоги, дети средней и

старших групп, родители.

Цель проекта – Формировать устойчивую мотивацию к энергосберегающему образу жизни и основ бережного отношения к использованию энергоресурсов.

Задачи проекта :

• формировать навыки рационального использования природных и энергетических ресурсов (воды, тепла, электроэнергии, природы в целом);

• расширять знания детей об экономической культуре;

• воспитывать ответственное отношение к сохранению ресурсов, повышать экономическую грамотность родителей.

• дети владеют элементарными навыками экономии, понимают необходимость бережного отношения к природным и энергетическим ресурсам, под руководством взрослого умеют правильно поступать в реальных жизненных ситуациях;

• родители проявляют интерес к содержанию энергосберегающей работы с детьми, участвуют в совместных мероприятиях.

Методы реализации проекта :

• рассматривание проблемных ситуаций;

• решение логических задач;

• создание обогащённой развивающей среды в группах;

• участие родителей в работе по экономическому воспитанию.

Реализации проекта :

Первый этап - подготовительный

- изучение научно-методического обеспечения (художественная и методическая литература).

- выделение задач, организация работы над проектом.

-систематизация информации по теме.

- изготовление в группе необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);

- подготовка наглядных пособий.

-выбор форм и методов реализации проекта.

-Чтение и рассматривание иллюстраций журналов, книг и энциклопедий по теме проекта.

-Чтение художественной литературы по теме.

-Беседы об электричестве, свете, воде с опорой на жизненный опыт.

-Наблюдения за деятельностью взрослых в использовании воды, электричества в быту.

- поисковая деятельность по теме

- использование дидактических игр по теме проекта.

-проведение бесед о пользе электричества в быту, на улице, о подаче тепла в доме, о воде и ее значимости.

Наблюдение за работой электросчётчика и счетчика воды.

-подбор загадок об электроприборах, электричестве, воде.

-анкеты для родителей

-совместный с ребенком сбор материала по теме из периодической печати, художественной литературы.

Второй этап - исследовательский.

- изучение полученных детьми знаний и умений.

- организация исследовательской деятельности.

-изготовление атрибутов, карточек-схем для занятий, наблюдений, экспериментов.

- тематический план работы по энергосбережению

- план мероприятий к проекту.

участие в организации среды по теме проекта

- сочинение совместных с ребенком рассказов, сказок по теме

- изготовление атрибутов для занятий по проекту

- Читайте вместе с детьми.

-Изготовление родителями совместно с детьми карточек -напоминалочек по энергосбережению и размещение их в соответствующих местах дома;

Цель: закрепить представления детей о способах экономии электроэнергии; стимулировать развитие логического мышления, связной речи.

Игровые действия: придумывать разнообразные ответы на заданный вопрос, заканчивать предложение, начатое педагогом.

Материал: конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями.

Ход игры

У меня есть конверт с вопросами. Давайте попробуем ответить на них.

- Новая сберегающая лампочка лучше, потому что (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, менее отрицательно воздействует на природу и т. д.)

- Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие, потому что….

- Электроэнергию надо беречь, так как…

- Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что….

- Если не выключать свет днем и ночью, то…

- Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то…

- Фонари на улице перестали светить, поэтому…

Цель: уточнить представления детей о безопасном обращении с электрическими приборами, о бережном энерго и теплоиспользовании.

Ход игры

Педагог читает предложение. Если дети согласны, то хлопают в ладоши. Если не согласны с высказыванием – топают ногой.

- уходя, нужно выключать свет?

- можно выключать электроприборы из розетки, потянув за провод?

-нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам?

- нельзя сушить на батарее одежду и бельё?

- надо оклеивать окна на зиму?

- надо вытирать пыль с лампочек, чтобы они ярче светили?

- когда находишься дома, надо включать все электроприборы?

- надо пользоваться энергосберегающими лампочками?

- нельзя вставлять посторонние предметы в розетку?

Цель: закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи.

Игровые действия: выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место её на предмете с помощью маленького символа, объяснить её назначение.

Материал: картинки с изображением разных предметов; красный картонный кружочек.

Ход игры

Найти на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Нужно обозначить эту картинку красным кружочком. Объяснить, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.

Воспитатель предлагает детям картинки, на которых изображены: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковёр, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, миксер и др.

Цель: закреплять представления детей о способах действия с различными электрическими приборами; стимулировать развитие мыслительных логических операций, связной речи.

Материал: картинки с изображением разнообразных бытовых приборов и аналогичных бытовых предметов.

Ход игры

Выбрать из набора картинок пары предметов, подходящих друг другу по действию. Например, пылесос, выбивалка, веник.

Пылесос - хорошо: чистит быстро, легко, собирает мусор и пыль внутрь в специальный мешочек

Плохо: тратит электроэнергию, шумит, без электрического тока не работает

Веник, выбивалка – хорошо: не тратит электроэнергию

Плохо: требуется сила человека, много движения, пыль и мусор летят в разные стороны, громкий звук ударов по ковру мешает другим людям

-Холодильник – кладовка, погреб;

- Электрочайник – обычный чайник;

- Стиральная машина – таз с водой;

- Посудомоечная машина – кухонная раковина;

- Миксер электрический – миксер механический, венчик;

ОПЫТЫ и ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Цель: создание условий для формирования у детей бережного отношения к использованию водных ресурсов.

Опыт 1 ”Вода жидкая, может течь”

Цель: формирование представления о том, что вода жидкая и имеет свойство течь.

Материал: 2 стаканчика. Один с водой, другой пустой.

Действия: предложить детям аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.

Вывод: вода жидкая, поэтому она может течь. [18]

Опыт 2 ” Вода не имеет формы”

Цель: формирование представления о том, что вода не имеет формы.

Материал: емкости различной формы.

Действия: предложить детям налить воду в одну из емкостей, посмотреть, какую она приняла форму; затем, из этой емкости перелить в другую и посмотреть, как изменилась ее форма; разлить воду на плоскую поверхность и проверить, какую форму примет она теперь.

Вывод: вода не имеет формы, а принимает форму того предмета, в котором находится.

Цель: создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к использованию тепла. [18]

Опыт 1 ”Теплый, холодный”

Цель: ознакомление с предметами, по - разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый теплый.

Материал: деревянные, металлические, пластмассовые предметы.

Действия: предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить на ощупь, какой предмет самый теплый.

Вывод: металлические предметы нагреваются быстрее. [18]

Опыт 2 ”Где живет теплота?”

Цель: закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.

Действия: перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи).

Вывод: пластилин при нагревании становится мягким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твердый, мягкий, жидкий).[18]

Цель: формировать у детей представления о том, что такое тепло и каково его значение в жизни человека.

Вопросы для беседы:

Можем ли мы увидеть тепло?

Как мы можем его ощутить?

Что бывает тёплым?

Сможем ли мы прожить без тепла?

Как тепло помогает человеку?

Что лучше сделать, чтобы сохранить тепло в доме?

Откуда к нам приходит тепло?[18]

Цель: упражнять детей в установлении причинно – следственных связей.

Вопросы для беседы:

Как можно согреть кружку?

Чем быстрее нагреть кружку?

Из какого материала кружка нагревается быстрее?

Как сохранить тепло в кружке?[18]

Рассматривание карты мира или глобуса

Цель: формировать умение проводить сравнительный анализ, опираясь на карту или глобус и делать выводы по предложенной теме.

Материал: карта мира или глобус.

Вопросы для беседы:

Чего больше на планете Земля, воды или суши?

Как это определить?

Сколько материков и сколько океанов на планете Земля?

Каким цветом обозначается вода на карте (глобусе?[18]

Цель: Формировать умение ориентироваться в физической карте Беларуси, конкретизировать знания о водных богатствах нашей страны.

Вопросы для беседы:

Что обозначают синие линии и голубые пятна на карте нашей страны?

Какие реки на территории Беларуси вы знаете?

Назовите самые крупные озёра?

Цель: развивать интерес к явлениям неживой природы, упражнять в построении логических связей между явлениями неживой природы и согласовании слов в предложении, создавать условия для развития воображения и творческого мышления.

Вопросы для беседы:

В каком состоянии бывает вода?

При помощи чего можно перенести воду с одного места на другое?

Можно ли удержать воду голыми руками? Почему?

Как унести воду в решете и при этом не разлить ни одной капли?

Цель: формировать у детей ответственность и необходимость экономии энергоресурсов.

Вопросы для беседы:

Что такое бережливость?

Что нужно беречь?

Как вы бережёте тепло, электроэнергию и воду дома?

Что для этого нужно делать?

Считаете ли вы себя и свою семью бережливыми?[18

Пословицы и поговорки

- Бережливость – лучшее богатство.

- Государственное береги, а свое и само сбережется.

- Копейка рубль бережёт.

- Чего не припасешь, того и не будет.

- Днем фонарь не нужен.

- Бережливая вещь два века живёт.

- Капля мала, а по капле – море.

- Бережливость дороже богатства.

- Лучше свое поберечь, чем чужое прожить.

- Чужое береги пуще своего.

- Запасливый лучше богатого.

- Чтобы быть богатым, надо уметь экономить.

- Где бережливость – там богатство.

- Всякий дом хозяином держится.

- Кто не бережет копейки, тот сам не стоит рубля.

- Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

- По крупице и птица собирает, а сыта бывает.

- Курица по зернышку клюет, да сыта живёт.

- По капельки море, по зернышку ворох.

- По капельки море, по былинке стог.

- Полено к полену – костер.

- Вода и мельницу ломает.

- Не доходом люди богатеют, а расходом

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Необходимо ли экономическое воспитание Вашему ребенку?

2. Считаете ли возможным уже сейчас дать ребенку основы

3. Привлекаете ли Вы своего ребенка к распределению семейного бюджета? Каким образом Вы это делаете?

А) всей семьей планируем расходы

Б) иногда выслушиваем мнение ребенка

В) ребенок еще мал для этого

4. Перечислите источники получения информации по экономическому воспитанию?

А) по телевидению

В) в периодической печати

Г) из книг и специальной литературы

5. Нуждаетесь ли Вы в экономическом всеобуче? ___

6. Привлекаете ли Вы своих детей к экономному отношению к воде, теплу и электроэнергии? ___

7. Всегда ли сами экономите свет, тепло и воду?___

8. Какая профессиональная помощь от педагогов дошкольного

учреждения Вам необходима?

Спасибо! Желаем успехов в воспитании детей!

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. -Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011.- 400 с.

2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики

1 Глазырина Л. Д, Н. В. Зайцева, В. М. Теленченко. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста. – Минск: Бестпринт,2001 стр. 75,80,58,63

7. Злобенко Г., Г. Пальскова Г. Играя - обучаемся энергосбережению. - Минск,2000.

17. Учебная программа дошкольного образования

18. Чабаненко Л. В. «Наше богатство в наших руках:метод. пособие для педагогов учреждений,обеспечивающих получение дошк. образования-Минск:Зорны верасень,2009.-88 с. +1 электрон. диск

- материально-техническое: материально-техническая база учреждения дошкольного образования

- финансовое: финансирование на пополнение оборудования в соответствии с Перечнем средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, спортивного инвентаря, надворного оборудования детских игровых площадок для учреждений дошкольного образования.

Сборник практических рекомендаций для родителей будущих первоклассников Сборник практических рекомендаций для родителей будущих первоклассниковИгры на развитие мелкой моторики *Если вы печете пироги, предложите.

Занятие по энергосбережению

Занятие по энергосбережению Традиционно с 7 по 11 ноября проводится международная неделя по энергосбережению. Ни для кого не секрет, что природные ресурсы неисчерпаемы.

Рациональное использование энергоресурсов в настоящее время – приоритетное направление государственной политики развитых стран мира. Энерго- и ресурсосбережение с каждым годом становится все более актуальной проблемой. И хотя данной теме уделяется немало внимания с телевизионных экранов, на страницах печати и в интернете однако, дети остаются практически в стороне от этого вопроса, хотя именно дошкольное детство – период наиболее интенсивного познавательного развития, личности в целом и является наиболее благоприятным периодом для формирования определенного типа отношения к явлениям окружающей действительности. Поэтому перед нами взрослыми стоит важная задача: воспитать новое поколение, которое, внедряя и используя современные технологии в различных отраслях производства, в то же время будет понимать важность экономии энергоресурсов.

Достижение цели по формированию культуры энергосбережения в нашем дошкольном учреждении реализуются путем вовлечения воспитанников в разнообразную деятельность, через взаимодействие с родителями, создание соответствующей развивающей среды, организации работы в различных формах на доступном для дошкольников уровне. Задача педагогов – сделать первое целенаправленное знакомство с экономикой в области энергосбережения интересным и понятным для воспитанников.

Для того чтобы дети со всей серьёзностью и ответственностью относились к воспитанию в себе экономических качеств, рядом с ними должны находится взрослые, которые показывали бы образец достойного поведения. Если ребёнок будет видеть пример бережного отношения к энергоресурсам родителей, если он будет усваивать понятия энерго и ресурсосбережения в различных видах деятельности, то из него вырастет личность с высоким уровнем ответственности и высокой культурой в области энергосбережения.

В учреждении ежегодно разрабатывается план мероприятий по подготовке учреждения, энерго и теплоустановок к началу учебного года и работе в осеннее-зимний период. Ежедневно ведётся учёт и контроль расходов энерго и теплоустановок и потребления воды. Выполняется решение Добрушского районного исполнительного комитета от 24.01.2014 №60 «О показателях прогноза социально-экономического развития Добрушского района на 2014 год о снижении целевого показателя по энергосбережению в размере – 7%.

В методическом кабинете организована выставка информационно-методических материалов. [фото5] (см.фотоальбом)

Разработаны конспекты занятий, материал бесед, досугов; подобрана художественная литература. Имеется картотека пословиц и поговорок, крылатых выражений, решений проблемных ситуаций, опытов и экспериментов для организации образовательной деятельности с воспитанниками.

Педагоги учреждения являются активными пользователями наглядных материалов, художественной литературы детской библиотеки г.п.Тереховка. Воспитанники учреждения ежегодно посещают организованные педагогами, работниками данной библиотеки экскурсии и тематические выставки. [ фото 8,9] (см.фотоальбом)

Только целенаправленная и совместная работа педагогов и родителей по формированию у воспитанников культуры энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей.

Оформлена выставка совместных рисунков детей и родителей. (приложение 7)

Педагоги и родители особое внимание уделяют формированию представлений у детей о расходах семейного бюджета. Ребята воочию убеждаются, как много затрачивается сил, средств, энергии, чтобы в домах и в учреждениях было тепло, светло, а из крана текла чистая вода. Активизировать практическую деятельность энергосберегающей направленности помогают различные поручения и доступные задания детям. Например, проверить, не течёт ли вода из крана, плотно ли закрыты двери, везде ли выключен свет, где нет в нём потребности и т.п.

В результате целенаправленной работы в данном направлении наши воспитанники:

- знают, что ресурсы Земли не бесконечны, они трудно восстановимы;

- являются грамотными потребителями энергоресурсов, просят об этом взрослых;

- испытывают гордость за приносимую своей семье и детскому саду пользу;

- могут рассказать на доступном им уровне, какую роль играют свет, тепло, чистый воздух, вода в жизни человека, животных, растений;

- замечают красоту окружающей природы, стремятся сохранить ее;

- знают, что наша планета — общий дом для людей, животных, растений.

- имеют знания по актуальным вопросам энергосбережения;

- обмениваются положительным опытом по организации работы с воспитанниками и родителями по энергосбережению;

- в сотрудничестве с детьми берегут электроэнергию, воду, тепло на своем рабочем месте и дома.

- пополняют свои знания по энергосбережению и берегут энергоресурсы с пользой для семейного бюджета;

- более ответственно относятся к расходу энергоресурсов и воды, стремятся к положительной оценке своих действий со стороны своих детей.

В настоящее время 100% опрошенных родителей уделяют должное внимание экономному использованию энергоресурсов.

Дальнейшая работа нашего учреждения состоит в необходимости продолжения работы по формированию у подрастающего поколения бережного и экономного отношения к энергоресурсам и окружающей среде, выявление и распространения эффективного опыта работы по организации образовательного процесса в области энергосбережения.

С целью распространения эффективного опыта работы учреждения, повышения знаний родителей, общественности по вопросам энергосбережения материалы по данной теме размещены на сайте учреждения.

Образовательный проект на тему:

Автор-составитель: Дорошенко Н.П.

воспитатель первой квалификационной категории

Актуальность проекта:

В настоящее время процесс энерго и ресурсосбережения становится образом жизни как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Какой станет наша страна в будущем? Ответ на этот вопрос во многом зависит от тех ценностных ориентаций, которые закладываются в сознание подрастающего поколения, как в семье, так и учреждении образования.

Экологическое образование может существенно изменить менталитет людей и помочь улучшить ситуацию. Действия каждого из нас приведут к экономии ресурсов и энергии, снизить нагрузку на окружающую среду, сохранить природу для будущих поколений.

Энергосбережение это просто, это доступно, это интересно, это весело. и это полезно! Начните прямо сегодня!

Цель проекта:

Сформированность активной социальной позиции по отношению к рациональному использованию энерго и ресурсопотребления у воспитанников, родителей и педагогов.

Задачи проекта:

1. Изучить проблему энерго и ресурсопотребления, экономии и бережливости.

2. Разработать рекомендации, консультации, занятия энерго и ресурсопотреблению, экономии и бережливости.

3. Приобщение воспитанников, социума, родителей и педагогов к реализации поставленной цели.

Участники проекта:

дети дошкольного возраста, педагоги, родители, социум.

Сроки реализации:

сентябрь 2013 г. – август 2014 г.

Прогнозируемые результаты :

- формирование значимости бережного отношения к энерго и ресурсопотреблению.

- умение анализировать, делать выводы с целью энерго и ресурсопотребления;

- умение применять полученные знания на практике.

Методы и приемы:

-обзор научной и методической литературы по данной теме;

-изучение передового педагогического опыта;

-теоретический анализ педагогических идей;

-игровые упражнения, занятия, прогулки и экскурсии;

-решение проблемных ситуаций;

-беседа, рассказ, чтение художественной литературы;

-наблюдение, рассматривание иллюстраций;

План реализации проекта

I этап – подготовительный

Сентябрь-октябрь 2013 г.

  • обеспечить научное теоретическое обоснование системы энерго и ресурсопотребления.
  • разработать план реализации мероприятий по созданию условий формирования представлений энерго и ресурсопотребления.

Участники

Содержание деятельности

Сроки

Наблюдение за деятельностью воспитанников, беседы с целью выявления познавательного интереса к энерго и ресурсопотреблению.

Изучение нормативной и методической литературы по проблеме, разработка плана мероприятий, разработка рекомендаций и памяток.

Пополнение предметно-развивающей среды в группах.

Подбор иллюстраций, художественной литературы, разработка картотеки дидактических игр, конспектов занятий, познавательных материалов по организации детской деятельности.

Оказание помощи в подготовке мероприятий. Получение информации по вопросам энерго и ресурсопотребления в соответствии с запросом на консультирование.

Участие в мероприятиях учреждения.

Изучение социума с целью выявления условий, возможностей экономии энерго- и ресурсопотребления

В результате этап завершается готовностью всех участников к реализации проекта. Создаётся план мероприятий в рамках проекта

II этап – основной

Ноябрь 2013 г. – апрель 2014г.

Задачи: создать условия для функционирования образовательного пространства в соответствии с проектом

Участники

Содержание деятельности

Сроки

(теплосбережение, электросбережение, водосбережение)

Цель: сформировать у воспитанников и их родителей понимание важности энергии, и ресурсосбережения

-Разучивание пословиц и поговорок о воде (тепле, свете).

- опыты: с водой, теплом, стеклом.

ноябрь 2013– апрель 2014

ноябрь 2013– апрель 2014

ноябрь 2013– апрель 2014

Выступление сотрудников теплоэнергетики и коммунальной службы по вопросам энерго и ресурсопотребления для родителей и педагогов.

Выставка литературы, памяток, рекомендаций.

III этап – заключительный

Май-декабрь 2014 г.

  • анализ эффективности организации образовательной работы по формированию энерго и ресурсопотребления у воспитанников, родителей, педагогов, социума.
  • обобщение опыта работы в рамках проекта.

Участники

Содержание деятельности

Сроки

Выявление уровня сформированности основ энерго и ресурсопотребления

Анализ результатов, планирование дальнейшей деятельности.

Рассматривание результатов работы по данному направлению на Совете учреждения.

Активное участие в мероприятиях учреждения.

Рациональное использование энерго ресурсов и бережное отношение к окружающей среде.

Включение сотрудников организаций в культурные, социальные мероприятия и акции посёлка и района

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

Название проекта

Номинация конкурса:

Школа № (полное название школы по уставу ОУ)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №4 г. Канска

Город/район/село/поселок

г. Канск, Красноярский край

Ф. И. О. руководителя проекта

Шумачкова Ольга Александровна

Домашний /мобильный телефон руководителя проекта

Основание для

разработки проекта

Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2009г. № 1830-р, регламентирующее деятельность муниципальных учреждений в области энергосбережения и энергоэффективности;

Краткое описание проекта:

Ключевой идеей нашего проекта будет являться -внедрение идей и методов энергосбережения в работу гимназии и организация совместной детско-взрослой проектной деятельности, направленной на формирование у подрастающего поколения бережного и экономного отношения к энергоресурсам и окружающей среде.

В рамках проекта планируется создать организационные основы для реализации системы мер по энергосбережению и энергоэффективности, реализовать мероприятия и творческие проекты по энергосбережению.

Информация о заявителе

Контактная информация

663600, г . Канск, ул. Революции, д.19

Ф. И. О. директора гимназии

Шумачкова Ольга Александровна

Проектная команда

Место работы

Контактные телефоны

Шумачкова Ольга Александровна

МБОУ гимназия №4

Ильчук Елена Владимировна

Заместитель директора по АХЧ

Паткина Римма Александровна

Заместитель директора по В.Р.

Толоконникова Татьяна Александровна

Заместитель директора по УВР

Самсонова Людмила Александровна

Заместитель директора по УВР

Хатуцкий Александр Маркович

Рабочий по обслуживанию зданий

Описание проекта

Актуальность проекта

Энергосбережение для нашего учреждения является актуальным и необходимым условием нормального его функционирования, так как повышение эффективности использования энергоресурсов, при непрерывном росте стоимости электрической и тепловой энергии, позволяет добиться существенной экономии как энергоресурсов, так и финансовых затрат на оплату ресурсов. Анализ функционирования нашей гимназии показывает, что основные потери тепло-энергоресурсов наблюдаются при неэффективном использовании, распределении и потреблении тепловой и электрической энергии и воды.

Для нашей гимназии проблема энергосбережения актуальна еще и потому, что наше здание имеет большую площадь (9123 кв.м.). В здании насчитывается более 300 деревянных окон, каждое окно – 5, 27 кв.м., по периметру здания отмоски не отвечают предъявляемым требованиям, наблюдается проседание грунта, из-за чего происходит большие теплопотери. За прошлый учебный год нами были предприняты определенные действия: установка окон ПВХ в большом спортивном зале, частично произведена отсыпка грунта вокруг здания.

Мы понимаем, что принятых мер недостаточно, необходимо обеспечить системную работу по снижению потребления топливно-энергетических ресурсов и воды за счет внедрения в деятельность гимназии различных мероприятий в рамках нашего проекта, что позволит перейти на экономичное и рациональное расходование энергоресурсов во всех структурных подразделениях.

Реализация проекта будет осуществляться на основе выполнения мероприятий по основным направлениям, взаимоувязанных по целям, задачам и срокам исполнения.

Цель проекта:

Повышение эффективности потребления энергетических ресурсов в МБОУ гимназии №4 г. Канска, предусматривающих достижение наиболее высоких целевых показателей энергосбережения и снижение финансовой нагрузки на бюджет гимназии за счет сокращения платежей за потребление воды, тепло- и электроэнергию; организация коллективной творческой деятельности учащихся, педагогов и родителей.

Задачи проекта:

1. Снизить удельные величины потребления топливно-энергетических ресурсов ( электроэнергии, тепловой энергии, горячей и холодной воды) при сохранении устойчивости функционирования гимназии, обеспечении соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса.

2. Обеспечить отрицательную динамику вложения финансовых средств на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов.

3. Добиться снижения финансовой нагрузки на бюджет МБОУ гимназии №4 г. Канска.

4. Сократить потери топливно-энергетических ресурсов за счет замены устаревшего и установки энергосберегающего оборудования, установки окон ПВХ, утепления здания и подвальных помещений.

5. Организовать творческую коллективную детско-взрослую деятельность через проведение энергосберегающих мероприятий для всех участников образовательного процесса.

6. Привлечь внимание к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды через деятельность учащихся-волонтеров.

8. Стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в гимназии.

Ожидаемый результат:

Будет организована совместная детско-взрослая проектная деятельность, направленная на формирование у подрастающего поколения бережного и экономного отношения к энергоресурсам и окружающей среде.

Ожидаемый результат - с нижение затрат к 2015 году на приобретение гимназией тепло - энергоресурсов до 15%.

Творческие проекты, научно-исследовательские проекты, изобретения, теле и видеопередачи, буклеты, листовки.

Целевая группа проекта: трудовой коллектив гимназии, учащиеся, родители.

Сроки реализации: 2011-2015 гг.

Этапы реализации проекта:

I этап - Подготовительный ( 2011-2012 уч.г.)

В рамках данного этапа планируется с оздать организационные основы для реализации системы мер по энергосбережению и энергоэффективности. С этой целью будет организовано изучение законодательства по данному вопросу, обучение проектной команды. Результатом станет разработка необходимой документации.

II этап - Основной ( 2012-2015г.)

В рамках основного этапа будут реализованы общие мероприятия, проекты обозначенные в программе проекта.

III этап - Заключительный (2015 г.)

Программа мероприятий по реализации проекта

1 Создание организационных основ для реализации системы мер по энергосбережению и энергоэффективности

1. Изучение законодательства по вопросам энергосбережения и энергоэффективности.

Директор гимназии, зам. директора по АХЧ

2. Назначение ответственных лиц за реализацию вопросов энергосбережения и энергоэффективности.

3. Издание распорядительных документов по МБОУ

4. Планирование вопросов, отражающих энергосбережение на совещания, семинарах, с собраниях трудового коллектива.

Зам. директора по АХЧ

5. Обучение проектной команды на семинарах, курсах.

2011-2012 учебный год

6. Разработка положения о стимулировании работников за экономное потребление энергии и энергоносителей.

Зам. директора по АХЧ

2.Реализация общих мероприятий энергосбережения

1. Проведение энергоаудита

2. Оформление энергетических паспортов

В течение 2012 г

Зам. директора по АХЧ

3. Составление руководств по эксплуатации, управлению и обслуживанию всех систем теплоснабжения, ГВС, водоснабжения.

Зам. директора по АХЧ

4.Проведение инвентаризации установленных приборов учета энергоресурсов

Зам. директора по АХЧ

4.Осуществление ежедневной проверки работы приборов учета и состояния водопроводной и отопительной систем, своевременное принятие мер по устранению неполадок

Зам. директора по АХЧ

5.Своевременное проведение обследований и ремонт приборов учета и регулирования, вентиляции и др. оборудования.

Зам. директора по АХЧ

6. Осуществление контроля за правильной эксплуатацией и состоянием холодильного и технологического оборудования.

Зам. директора по АХЧ

8. Своевременная передача данных показаний приборов учета

Зам. директора по АХЧ

9. Проведение инструктажей сотрудников по экономии энергоресурсов, осуществление ежедневного контроля за работой электрического освещения, водоснабжения.

10.Не допущение использования электроэнергии на цели, не предусмотренные учебным процессом.

3.Реализация проектов по энергосбережению

1. Реализация режимных моментов по своевременному включению и выключению электропотребителей

2. Замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы

Зам. директора по АХЧ, электрик

3.Установка оборудования (ручного) регулирования тепловой энергетики -терморегулятор

5.Внедрение систем телемеханического управления уличным освещением (фотореле)

6. Обновление счётчиков учета потребляемого э/э

Зам. директора по АХЧ

7.Установка счетчиков потребления горячей воды Модернизация систем инженерных коммуникаций, недопущение протечек

8. Анализ потребления энергоресурсов в гимназии

Зам. директора по АХЧ

9.Проведение замеров сопротивления изоляции электропроводов и силовых линий.

4. Реализация проектов по сбережению тепла.

1.Утепление окон, дверей, подвальных помещений.

2. Бетонирование отмостков по периметру здания

Рабочий по обслуживанию зданий (сантехник)

3. Промывка систем отопления здания гимназии.

4. Своевременная замена кранов, сантехники, технологического оборудования, не допущение утечек воды.

Весь период по мере необходим

Рабочий по обслуживанию зданий (сантехник)

5. Регулирование системы отопления.

По мере необходимости

Рабочий по обслуживанию зданий (сантехник)

6. Замена оконных блоков на окна ПВХ, сберегающие тепло.

До 2015 года по мере поступления финансовых средств

5. Проведение коллективной творческой детско-взрослой деятельности учащихся.

1. Создание творческой проектной группы.

2 четверть 2011 года

Зам. директора по ВР, куратор гимназического парламента

3. Подготовка учащихся- волонтеров по вопросам энергосбережения.

3 четверть 2011-2012 уч. года

Руководитель волонтерского движения

4. Проведение классных часов по проблеме энергосбережения

Волонтеры, классные руководители.

5. Включение в уроки практических заданий, упражнений по проблеме энергосбережения

6. Проведение акций, приуроченных Всемирному Дню Энергосбережения (11 ноября).

Педагоги-организаторы. Куратор гимназического парламента.

2012-2013 учебный год.

Учителя истории, обществознания, педагог-организатор.

8. Соблюдение графиков светового режима в помещении школы и на ее территории.

Заместитель директора по АХЧ, дежурный администратор.

9. Организация в классах детских постов бережливости.

Заместитель директора по воспитательной работе.

10. Организация выпусков бюллетеней, стенных газет, листовок по экономии энергоресурсов.

11. Выпуск и конкур телепередач, социальных рекламы, видеороликов

Выпуск ежемесячно, конкурс по плану воспитательной работы

12. Проведение Дня Науки, посвященного энергосбережению (научно-исследовательские, проектные, изобретательные работы, творческие работы)

Ежегодно в конце января

Заместитель директора по учебно- воспитательной работе.

13. Проведение тематических родительских собраний по вопросам энергосбережения.

Заместитель директора по воспитательной работе

По плану воспитательной работы

15. Подведение итогов в рамках Дня гимназии по номинациям:

В конце каждого учебного года

Смета расходов на проведение мероприятий энергосбережения на 2011 - 2015 годы в МБОУ гимназии №4 г. Канска

Читайте также: