Надрывается сердце от муки некрасов анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1862 году Николай Некрасов расстался со своей возлюбленной Авдотьей Панаевой, хотя продолжал любить эту эффектную женщину до конца своей жизни и даже указал ее имя в завещании. Разрыв быт настоящим ударом для поэта, который после смерти ее законного супруга уже готов был идти под венец с женщиной, которая фактически была его женой на протяжении 16 лет. Тем не менее, Авдотья Панаева, которой любовный треугольник доставлял огромное удовольствие, вдруг осознала, что отношения с Некрасовым утратили для нее былую привлекательность и остроту. Поэтому

хотя позже искренне в этом раскаивался. Ведь если он погиб, то никогда не услышал бы слова ответного признания от возлюбленной, которые были сделаны спустя несколько лет, когда имя Некрасова уже засияло на русском литературном небосклоне.

Строка, вызвавшая цензурные гонения, крепче всего привязывала стихотворение к современным ему печальным событиям. Ведь речь в начале его идёт и о громких судебных процессах, которые состоялись в 1862-1863 гг. (судебные расправы над Н.Г.Чернышевским, Н.А.Серно-Соловьевичем, М.Л.Михайловым), и о массовых порках крестьян, экзекуциях в армии и т.п. Под барабанную дробь вывозили осуждённых из зданий тюрем, на плацу отдавались приказы, зачитывались и осуществлялись приговоры. Удары топора, звон цепей каторжников дополняют страшную звуковую картину.

Литературное направление и жанр

Живой и правдивой эта лирическая картинка выходит именно за счёт её жанрового своеобразия. Стихотворение начинается как философская элегия (рассуждение о зле, царящем в мире). После вступительного четверостишия, задающего смысловой тон лирическому повествованию, стихотворение сразу перерастает в яркий образец пейзажной лирики, потрясающий своей свежестью, жизненной правдой и правдой лирического чувства.

В русскую поэзию XIX столетия, столь богатую великолепными весенними пейзажами, некрасовская весна вносит свои неповторимые, неподражаемые звуки и краски – именно потому, что лирика Некрасова является реалистической по самой своей сути. Она прокладывает новые пути и открывает новые познавательные горизонты реализму как художественному методу, главная цель, которого - объективное и всестороннее познание действительности.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение посвящено описанию чувств лирического героя, подавленного безрадостными впечатлениями общественной жизни, но воскресающего душой на природе.

Основная мысль, которую поэт настойчиво стремится передать другу-читателю: надо жить! Жить вопреки всему. Жить, как живёт природа, как после зимы всегда наступает весна.

Тропы и образы

Основную образно-смысловую нагрузку в этом стихотворении Некрасова несут на себе эпитеты. Звуки барабанов, цепей и топора – царящие. Весна – золотая, и это золото выше и надёжней золота царей. Образ весны для Некрасова – прежде всего звуковой, это сплошной, чудно-смешанный шум. В нём слышится и говорливая волна, и весёлое ржанье жеребёнка, и ауканье белокурого ребёнка, и напев соловьиный, и нестройные писки галчат.

Синекдохи барабаны, цепи и топор таят в себе подлость и безумие, муки и страсти тысяч человеческих существ – палачей и их жертв. Парадоксально, что подлинная человечность присуща олицетворённому явлению природы – золотой весне: она вся предана чувству жизни, она ликует. И недаром так и просится к ней сравнение: как дитя. Ведь вместе с ней ликует единственное человеческое существо – несмышлёное дитя…

Весенние образы Некрасова полны жизни и свободы. Домашние животные, лесные птицы, лягушки и осы, тройки и подводы – всё издаёт свои нестройные звуки, вливающиеся в стройный весенний хор. Нагромождение существительных, передающих эти звуки (ржанье, ауканье, напев, писки, грохот, скрипенье, крик, жужжанье, треск), буквально обрушивается на читателя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Основной темой произведения является чувственное состояние лирического героя, передающего авторское настроение о безрадостных впечатлениях обыденной человеческой жизни, воскрешающихся лишь при встрече с природой.

Жанровое своеобразие стихотворения заключается в изображении лирической картинки в виде философской элегии, в которой излагаются рассуждения поэта о насаждении в современном мире злобы и негатива.

Композиционная структура стихотворения подразделяется на два идейных раздела, состоящих из пролога и эпилога, между которыми раскрывается основное лирическое действие.

Произведение создается при применении в качестве литературного размера трехстопного анапеста, а также поэтом используется перекрестная рифмовка женских и мужских рифм.

Главным предметом содержания стихотворения поэт представляет описание природной гармонии, обладающей притягательностью и неповторимостью, которая изображается без применения метафоры и символов, но при этом основная образно-смысловая нагрузка возлагается на многочисленные эпитеты и сравнения, раскрывающих волнующую поэта тему мучительных человеческих страданий в постоянном отчаянном поиске покоя на фоне просыпающегося весеннего природного пейзажа.

Описанное страдающее настроение лирического героя, ощущающего внутренний душевный конфликт, не соответствует природной гармонии, царящей в весеннем воздухе. Этим противопоставлением поэт подчеркивает несовершенство лирического героя и беззаботную от проблем природную сущность.

Весенние образы описываются поэтом в полном цветовой гамме, передающей их одурманивающее воздействие на окружающую природу и на лирического героя, которую собственную боль, тревогу и переживания успокаивает посредством сочных запахов, мелодичных звуков весенней картинки, на время забываясь в любви к природе.

Ключевой мотив душевного разлада лирического героя звучит на всем протяжении повествования стихотворения, несмотря на воздействие сил природного очарования. Поэт передает состояния человека в трудные моменты душевных волнений, в которые героя охватывает желание обретения покоя, спокойствия, забвения, полного отстранения от собственных мучительных переживаний.

В описании весенних образов присутствуют чувства свободы и полноты жизни, передающихся мастерски использованном поэтом нагромождением существительных, которые обрушившись на читателя, воспроизводят чудное смешанное звучание в виде говорливой волны, веселого ржания жеребенка, соловьиного напева и нестройного писка маленьких галчат.

Смысловое содержание стихотворения задается поэтов в первом четверостишии, которое затем переходит в свежее, наполненное правдой жизни, описание природного пейзажа, выражающего лирические чувства.

Авторский замысел подчеркивается ощущением надежды на скорое наступление лучшего, как это и происходит в природе, когда вслед за холодной, мрачной зимой наступает теплая и ласковая весна.

Анализ 2

Автор старается точно передать свое душевное состояние, он не может поверить в силу добра, он не верит, что однажды сможет жить как прежде, надежда на подобное развеялась окончательно. Такая боль в его сердце поселилась достаточно давно, еще в тот момент, когда он признался в чувствах в первые, тогда он предпринимает попытку покончить жизнь самоубийством, но она становится неудачной. Потом она признается в своих чувствах к автору, и они начнут жить вместе.

Когда отношения разорвались, он снова возвращается к мыслям о том, чтобы покончить жизнь самоубийством, несмотря на то, что за окнами бушует весна, он задумывается о том, чтобы прекратить течение жизни. Он сравнивает ее с малышом, который без лишних забот может развлекаться и радоваться жизни. Когда он понимает, что весна вступила в законные права, он начинает восхищаться ее красотой.

При этом Авдотья Панаева остается в его глазах такой же цветущей и прекрасной, по его мнению, она остается такой же веселой и радостной, способной разогнать любую его грусть, но сейчас она является причиной его настоящих страданий.

«В обаянии счастья и славы,

Строка, вызвавшая цензурные гонения, крепче всего привязывала стихотворение к современным ему печальным событиям. Ведь речь в начале его идёт и о громких судебных процессах, которые состоялись в 1862-1863 гг. (судебные расправы над Н.Г.Чернышевским, Н.А.Серно-Соловьевичем, М.Л.Михайловым), и о массовых порках крестьян, экзекуциях в армии и т.п. Под барабанную дробь вывозили осуждённых из зданий тюрем, на плацу отдавались приказы, зачитывались и осуществлялись приговоры. Удары топора, звон цепей каторжников дополняют страшную звуковую картину.

Литературное направление и жанр

Живой и правдивой эта лирическая картинка выходит именно за счёт её жанрового своеобразия. Стихотворение начинается как философская элегия (рассуждение о зле, царящем в мире). После вступительного четверостишия, задающего смысловой тон лирическому повествованию, стихотворение сразу перерастает в яркий образец пейзажной лирики, потрясающий своей свежестью, жизненной правдой и правдой лирического чувства.

В русскую поэзию XIX столетия, столь богатую великолепными весенними пейзажами, некрасовская весна вносит свои неповторимые, неподражаемые звуки и краски – именно потому, что лирика Некрасова является реалистической по самой своей сути. Она прокладывает новые пути и открывает новые познавательные горизонты реализму как художественному методу, главная цель, которого - объективное и всестороннее познание действительности.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение посвящено описанию чувств лирического героя, подавленного безрадостными впечатлениями общественной жизни, но воскресающего душой на природе.

Основная мысль, которую поэт настойчиво стремится передать другу-читателю: надо жить! Жить вопреки всему. Жить, как живёт природа, как после зимы всегда наступает весна.

Тропы и образы

Основную образно-смысловую нагрузку в этом стихотворении Некрасова несут на себе эпитеты. Звуки барабанов, цепей и топора – царящие . Весна – золотая , и это золото выше и надёжней золота царей. Образ весны для Некрасова – прежде всего звуковой, это сплошной, чудно-смешанный шум. В нём слышится и говорливая волна, и весёлое ржанье жеребёнка, и ауканье белокурого ребёнка, и напев соловьиный, и нестройные писки галчат .

Синекдохи барабаны, цепи и топор таят в себе подлость и безумие, муки и страсти тысяч человеческих существ – палачей и их жертв. Парадоксально, что подлинная человечность присуща олицетворённому явлению природы – золотой весне: она вся предана чувству жизни, она ликует. И недаром так и просится к ней сравнение: как дитя . Ведь вместе с ней ликует единственное человеческое существо – несмышлёное дитя…

Весенние образы Некрасова полны жизни и свободы. Домашние животные, лесные птицы, лягушки и осы, тройки и подводы – всё издаёт свои нестройные звуки, вливающиеся в стройный весенний хор. Нагромождение существительных, передающих эти звуки (ржанье, ауканье, напев, писки, грохот, скрипенье, крик, жужжанье, треск ), буквально обрушивается на читателя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

История создания

Строка, вызвавшая цензурные гонения, крепче всего привязывала стихотворение к современным ему печальным событиям. Ведь речь в начале его идёт и о громких судебных процессах, которые состоялись в 1862-1863 гг. (судебные расправы над Н.Г.Чернышевским, Н.А.Серно-Соловьевичем, М.Л.Михайловым), и о массовых порках крестьян, экзекуциях в армии и т.п. Под барабанную дробь вывозили осуждённых из зданий тюрем, на плацу отдавались приказы, зачитывались и осуществлялись приговоры. Удары топора, звон цепей каторжников дополняют страшную звуковую картину.

Литературное направление и жанр

Живой и правдивой эта лирическая картинка выходит именно за счёт её жанрового своеобразия. Стихотворение начинается как философская элегия (рассуждение о зле, царящем в мире). После вступительного четверостишия, задающего смысловой тон лирическому повествованию, стихотворение сразу перерастает в яркий образец пейзажной лирики, потрясающий своей свежестью, жизненной правдой и правдой лирического чувства.

В русскую поэзию XIX столетия, столь богатую великолепными весенними пейзажами, некрасовская весна вносит свои неповторимые, неподражаемые звуки и краски - именно потому, что лирика Некрасова является реалистической по самой своей сути. Она прокладывает новые пути и открывает новые познавательные горизонты реализму как художественному методу, главная цель, которого - объективное и всестороннее познание действительности.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение посвящено описанию чувств лирического героя, подавленного безрадостными впечатлениями общественной жизни, но воскресающего душой на природе.

Основная мысль, которую поэт настойчиво стремится передать другу-читателю: надо жить! Жить вопреки всему. Жить, как живёт природа, как после зимы всегда наступает весна.

Тропы и образы

Основную образно-смысловую нагрузку в этом стихотворении Некрасова несут на себе эпитеты. Звуки барабанов, цепей и топора - царящие . Весна - золотая , и это золото выше и надёжней золота царей. Образ весны для Некрасова - прежде всего звуковой, это сплошной, чудно-смешанный шум. В нём слышится и говорливая волна, и весёлое ржанье жеребёнка, и ауканье белокурого ребёнка, и напев соловьиный, и нестройные писки галчат .

Синекдохи барабаны, цепи и топор таят в себе подлость и безумие, муки и страсти тысяч человеческих существ - палачей и их жертв. Парадоксально, что подлинная человечность присуща олицетворённому явлению природы - золотой весне: она вся предана чувству жизни, она ликует. И недаром так и просится к ней сравнение: как дитя . Ведь вместе с ней ликует единственное человеческое существо - несмышлёное дитя…

Весенние образы Некрасова полны жизни и свободы. Домашние животные, лесные птицы, лягушки и осы, тройки и подводы - всё издаёт свои нестройные звуки, вливающиеся в стройный весенний хор. Нагромождение существительных, передающих эти звуки (ржанье, ауканье, напев, писки, грохот, скрипенье, крик, жужжанье, треск ), буквально обрушивается на читателя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Читайте также: