Какие этапы прошло развитие идеи правового государства кратко

Обновлено: 01.07.2024

Возникновение и развитие идеи правового государства

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права -правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. Новое юридическое мировоззрение требовало новых представлений о свободе и достоинстве личности путем их утверждения посредством права. Обеспечение политической свободы личности возможно только на основе правовой организации и деятельности системы законодательной, исполнительной и судебной властей.

В основе современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами. Впервые законодательное закрепление права и свободы человека получили в конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789). С точки зрения концепции естественного права люди по договору образуют государство для охраны своих прав и свобод.

Идея правового государства вместе с этим тесно связана с концепцией разделения властей. Либеральное правовое государство заинтересовано в известном ослаблении государственной власти путем осуществления принципа ее разделения. Смысл этой идеи заключается в том, что государство не должно возлагать все свои полномочия на какого-либо одного правителя (или органа). Сосредоточение всей власти в одних руках порождает произвол, уничтожает свободу.

Свобода может быть там, где власть ограничена правом. Речь идет о том, что надо различать законодательную, исполнительную и судебную власти. Они должны быть самостоятельны. Принцип разделения властей исключает какое-либо сосредоточение власти в одних руках или в одном органе, что служит гарантией от произвола, неограниченного и бесконтрольного самовластия.

Концепция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII-XX веков, включает:

  • установление реальных гарантий прав и свобод личности;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства;
  • осуществление высшего конституционного контроля.

Таким образом, мы видим, что идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое практическое применение в развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации на современном этапе ее развития.

В современной западной политико-юридической мысли утвердилась концепция либерального правового государства. По существу теория правового государства основана на признании незыблемости прав и свобод человека и принципа разделения властей. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Для того чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик и определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства заключается именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение прав и свобод личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие его блеска.

В историческом аспекте можно выделить несколько этапов на пути к формированию правового государства.

На первом этапе происходит теоретическое осмысление философии правового государства. На основе анализа деятельности реального государства, сравнения его с другими, более прогрессивными, вычленениями его изъянов и пороков происходит осмысление и поиск некоего идеального народного государства.

Идеи о правовом государстве, как правило, возникают как реакция на авторитарный режим правления, на абсолютизм, на тоталитарное государство. В советской действительности идея правового государства довольно легко пробила себе дорогу на фоне уничтожающей критики административно-командного властвования, вождистского правления страной со стороны генеральных секретарей.

Второй этап начинается тогда, когда основные теоретические выводы об идеальном, народном государстве реализуется в различных документах (Декларациях, Конституциях, отдельных законах), принятых в более или менее прогрессивных государствах планеты. Так нужно оценить Декларацию прав человека и гражданина, провозглашенную Учредительным Собранием Французской Революции 26 августа 1789 г. Примером может быть и Конституция Федеративной Республики Германии, которая определяет государство этой страны в качестве правового. Сюда же можно отнести Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую в качестве закона Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г. и т.д.

Третий этап характеризуется тем, что само общество, государство которого закрепило основные принципы правового государства, созрело для восприятия этих принципов в фактической жизни и готово создать необходимые условия для проживания идеи правового государства дальше в реальной жизни.

Лишь после этого, на четвертом этапе, последнем, когда государствообразующее общество становится правовым, наступает время для реального функционирования правового государства.

Исходя из такой периодизации, каждое общество может определить свое место на пути формирования правового государства. Мы сегодня, в российском масштабе, находимся на уровне осмысления идеи правового государства и формально-юридической реализации этих идей в соответствующих законах. Нам, конечно же, еще очень далеко до реального правового государства. Однако мы уже сознаем, что альтернативы правовому государству нет и для нас. Поэтому нам шаг за шагом необходимо развиваться в этом направлении, преодолевать те преграды, которые стоят на пути к формированию правового государства.

Современные исследователи в области права, под государством понимают такую организацию политической власти, которая позволяет осуществлять управление социумом на вверенной территории, обеспечивать на ней порядок и стабильность.

Рассматривая его с политологической точки зрения, государство является уникальной организацией, которая имеет ряд характерных для нее признаков, атрибутов, функций, не имеющих аналогов.

Правовое государство большинство исследователей определяют как государство, которое обеспечивает верховенство закона и права, равенство всех его членом перед законом и судом, провозглашаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей является базовым при построении органов государственной власти.

Развитие идеи правового государства

Всю историю развития идеи правового государства можно хронологически разделить на ряд периодов:

  • Античный период;
  • Эпоха возрождения;
  • Создание концепции правового государства, которая имеет хронологические рамки с 18 по 20 век включительно;
  • Современные исследования в области развития теории правового государства, с начала 21 века по сегодняшний день.

Впервые идеи создания правового государства зародились в античности. В этот период времени государство рассматривают как организацию, которая основана на законе и осуществляет функции публично-властной силы. Таким образом, такое понимание государства является прототипом правового государства. Знаменитые античные деятели как Цицерон, Аристотель, Сократ и многие другие рассматривали понятия права и государственной власти во взаимосвязи. Связь этих двух понятий, по мнению обозначенных мыслителей, могла привести к гармоничному функционированию общества. Они полагали, что наиболее разумной и справедливой будет модель отношений, при котором, закон будет одинаково обязателен для всех граждан государства и для самого государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Аристотель считал необходимым при государственном построении применения принципа разделения властей на три основных составляющих: законодательную власть, судебную и исполнительную.


Проблема построения правового государства всегда волновала мыслителей древности, средневековья, современности и находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как называлось это государство. Смысл идеи правового государства у мыслителей, политических и общественных деятелей отличался. Однако независимо от взглядов и суждений о правовом государстве, существование последнего неизменно ассоциировалось с торжеством гуманизма, закона, законности, и справедливости.

Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях мыслителей, философов, историков, юристов Древней Греции, Рима, Индии и других стран. Древнегреческий философ Платон утверждал о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью, неизбежна близкая гибель государства, а там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идёт не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях.

С идеями мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме тесно пересекаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных мыслителей и философов. Особенно отчётливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля Цицерона.

Основой теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому под действие закона должны попадать все, а не только определённая категория граждан. Существенным оказалось выработанное им положение, согласно которому любому закону должно быть свойственно не только принуждать силой и угрозами, но и необходимость убеждать. Выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, к борьбе за свободу и справедливость, за гуманное и справедливое отношение государственных органов к свободным гражданам послужили первыми идеями построения правового государства.

Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей изложены в трактатах А.Сенеки, — одного из древнеримских философов. Все люди согласно учению Сенеки, равны между собой. Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, превращавшиеся постепенно в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в государстве и обществе должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в Древнем Китае и Индии. В Китае ещё в глубокой древности философами и юристами проводилась мысль о том, что в государстве должен царить порядок, основанный на законе. Правитель должен быть справедливым и добиваться порядка в стране не силой, а спокойным и грамотным руководством.

Все эти учения о государстве и праве, исследователей стали основой всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.

Большую роль в развитии учения о государстве и праве в средние века сыграл учёный-богослов Фома Аквинский (Аквинат), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии.

От Аристотеля Фома Аквинский перенял мысль о том, что человек по природе своей существо общительное, в нём изначально заложено стремление объединяться и жить в государстве, ибо в одиночку он не может полностью самореализоваться. По этой причине и возникает государство. Цель государственности — общее благосостояние, обеспечение условий для достойной, разумной жизни.

Сущность власти — это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведён богом и по своей сути власть есть установление божественное. Поэтому она всегда несёт только добро, нечто хорошее и благое. Насколько действия правителя отклоняются от воли божьей, и противоречат интересам церкви, настолько народ вправе оказывать сопротивление этим действиям. Правитель, который властвует вопреки законам бога и основам морали, который превышает свою компетенцию и делает жизнь народа чрезмерно тяжёлой, такой правитель превращается в тирана.

1) вечный закон (закон Мироздания) — основанный на общих принципах божественного разума управляющего вселенной;

2) естественный закон — это решение людей отличающихся добродетелью о том, как правильно следует поступать в силу природных свойств человека;

3) позитивный закон — закон созданный правителем, который должен быть добродетельным, заботиться о своём народе, не преследовать личной выгоды и направлять общество на правильный естественный путь совместного бытия;

4) Божественный закон, то есть законы Библии и церкви.

Фома Аквинский построил и концепцию права. По его теории право — это состояние справедливости, это упорядоченный комплекс существующих связей. Право никто не устанавливает, оно уже существует, главным существенным признаком права является справедливость. Аквинат выделял следующие виды права: естественное право, право народов, позитивное право и божественное право. Как в своей теории закона, так и в концепции права Фома Аквинский настойчиво проводил мысль, о том что правовым человеческое общество является только тогда, когда оно не противоречит естественному праву и основано на справедливости.

Значительный вклад в развитие учений о государстве и праве внёс итальянский политический мыслитель — Марсилий Падуанский. Народ, согласно его учению, — это источник всякой власти, носитель суверенитета и верховный законодатель.

Государственная власть действует, прежде всего, посредством издания законов. Они суть веления подкрепляемые угрозой реального наказания или обещанием реальной награды. Этим законы государства отличаются от законов божьих. Право издавать юридические законы имеет народ, а законодательствовать должны наиболее достойные, выбираемые народом люди.

Марсилий Падуанский одним из первых стал проводить чёткое различие между законодательной и исполнительной властями, что является существенным признаком правового государства. По его мнению, власть законодательная определяет компетенцию и организацию исполнительной власти. Последняя вообще, действует благодаря тому авторитету, которым её наделяет законодатель и, призвана строго держаться рамках закона. Большое значение Марсилий Падуанский отводил выборности, как принципу наиболее лучшего подбора должностных кадров. Даже в условиях монархии, которая казалась ему наилучшим государственным устройством, должен был действовать этот принцип. Избираемый монарх, как правило, наиболее подходящий правитель, а потому избирательная монархия гораздо предпочтительнее монархии наследственной. Марсилий Падуанский доказательно отстаивал самостоятельность государства в вопросах связанных с отправлением публичной власти. Его мысли о праве народа издавать законы, о разделении законодательной и исполнительной властей, об обязательности закона для всех лиц государства, в том числе и для правителей благотворно повлияли на формирование в эпоху Возрождения и в новое время представлений о правовом государстве.

Идея правового государства нашла значительное освещение и дальнейшее развитие в произведениях юристов, философов, политологов и социологов нового времени. В этот период она начинает закрепляться в прямой или косвенной форме в законодательстве. Основное внимание в разработке теории правового государства уделяется не только его основным чертам и признакам, но и наиболее важным условиям их формирования.

Идеи правовой государственности в современную эпоху развивались в русле достижений предшествующей политико-правовой мысли и, прежде всего, естественно-правовых представлений о свободе и правах человека, о приоритете естественного права над позитивным правом и государством, о правовых формах осуществления государственной власти, о разграничении властей, о взаимной ответственности государства и личности друг перед другом и т. д. Юридическое мировоззрение каждого нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе и правах человека.

Ряд положений, существенных для теории и практики правовой государственности, было обосновано английским мыслителем Джоном Локком. В его трактовке идея господства права выступает в виде государства, в котором верховенствует гражданский закон, соответствующий вечному и всеобъемлющему закону природы. В таком государстве провозглашены (конституционные) законы, признаются естественные неотчуждаемые права и свободы личности, осуществлено разделение властей. Локку принадлежат многие положения прав и свобод гражданина в условиях правовой государственности.

Концепция разделения властей получила свою последовательную и систематическую разработку в творчестве французского юриста Шарля Луи Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти -законодательную, исполнительную и судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью, необходим такой порядок управления государством, при котором различные власти могли бы взаимно контролировать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в её отношении к государственному устройству. При этом он подчёркивает, что свобода состоит не в том, чтобы делать то, что хочется, свобода есть право делать всё, что дозволено законами. Другой аспект свободы, на который обращает внимание Монтескье, — это политическая свобода в её отношении к отдельному гражданину. В этом смысле политическая свобода заключается в свободе гражданина. Рассматривая средства обеспечения такой безопасности, Монтескье придаёт особое значение качественности уголовных законов и судопроизводства.

Идеи Локка и Монтескье и, прежде всего о разделении властей и обеспечении прав и свобод граждан оказали заметное влияние на последующие теоретические представления о правовом государстве.

Существенный вклад в развитие теории и практики правовой государственности внесли Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон, Дж. Адамс, Дж. Мэдисон и другие. Идеи правового государства уже в конце 18 века нашли своё закрепление в таких официальных актах, как Декларация независимости США (1776 г.), Конституция США (1787 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.).

С философским обоснованием теории правового государства в конце 18 века выступил И.Кант. Он отмечал, что государство — это объединение людей, подчинённых правовым законам. Благо государства по Канту, состоит в согласованности государственного устройства с правовыми принципами, и стремиться к такой согласованности нас обязывает разум через безусловный принцип поведения. Смысл этого безусловного принципа поведения в сфере государственности предстаёт у Канта, как необходимость правовой организации государства с разделением властей (законодательной, исполнительной и судебной). В соответствии с наличием или отсутствием принципа разделения властей Кант различает две формы правления: республику (по сути, правовое государство) и деспотию. Характеризуя различные власти, Кант подчёркивал, что правосудие должно осуществляться избранным народом судом присяжных. Определяющее значение в его теории, исходившей из идеи народного суверенитета, придаётся разграничению законодательной и исполнительной властей. Применительно к законодателю Кант формулирует следующий ограничительный принцип его деятельности: то, что народ не может решить относительно самого себя, то и законодатель не может решить относительно народа. Правовое государство выступает в трактовке Канта, как та идеальная конструкция государства, которая воплощает в себе требования разума и законности и отвечает требованиям организации общественной и государственно-правовой жизни.

Большой вклад в развитие теории правового государства внёс немецкий философ Г.Гегель. У Гегеля правовое государство — это действительность. Действительность по Гегелю — разумна, а разумное — действительно. Такую разумную действительность он называет идеей права. Человек по Гегелю свободен именно, как духовное существо. Свобода людей и государственно-правовых форм их жизни — продукт длительного исторического развития, в процессе которого человек формирует самого себя в качестве свободной личности, но в тоже время подчиняющегося общепринятым, законным правилам поведения. Право по Гегелю — это действительность свободы или идея свободы. Государство согласно Гегелю, — это тоже право, но развитое право, включающее в себя все остальные более абстрактные права (права личности, семьи, общества). В этой иерархии прав государство, как наиболее конкретное право стоит на вершине правовой пирамиды. С этим связано гегелевское возвышение государства и чуть ли не его обожествление. Всё это подтверждает, что Гегель — этатист (государственник). Но Гегель — правовой этатист, он обосновывает, восхваляет и обожествляет именно правовое государство, он подчиняет права индивидов и общества государству не как аппарату насилия, а как более высокому праву, справедливому и законному.

В конкретно-историческом плане Гегель, как мыслитель начала 19 века считал, что идея свободы достигла наибольшего практического осуществления именно в конституционной монархии, основанной на принципе разделения властей. Надлежащее разделение властей в государстве Гегель считал гарантией публичной свободы. В целом вся гегелевская конструкция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех внеправовых форм применения силы со стороны частных лиц и государственных властей.

Несмотря на то, что проблема построения правового государства рассматривались ещё древними мыслителями, философами, юристами и историками, этот вопрос остаётся актуальным и в настоящее время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в том, что эта идея полна гуманизма и справедливости, но и в постоянном поиске путей наиболее эффективного и быстрого претворения этой идеи в жизнь.

2. Общая теория права. /Под ред. А. С. Пиголкина — М.1998.

3. Юридический энциклопедический словарь./Под ред. А. Я. Сухарева — М.: Сов. энциклопедия, 1987.

4. Комаров С. А. Теория государства и права. — М., Инфра, 2001.

5. Лазарев В. В. Общая теория государства и права — М., Инфра, 2000.

6. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. — М., Инфра, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, государство, идея, исполнительная власть, правовая государственность, том, государственная власть, государственное устройство, Древняя Греция, политическая свобода.

Похожие статьи

Принцип разделения властей — важнейший атрибут. | «Молодой

Демократия как политическое явление появилось еще в Древней Греции. Но тогда, ее не связывали с принципом разделения властей. Почему? Видимо это было связано с особенностями полисного развития греческих государств.

Конституционные принципы правового государства в странах.

Вершиной государственности западная политико-правовая мысль называет правовое государство, как такую форму государственности, где государство (государственный аппарат).

Общественный договор как основа политической концепции.

опровергнуть учение о божественном и абсолютном праве монарха (концепция Р.Филмера) и создать теорию, которая сможет примирить свободу гражданина с политической властью; обосновать государственный строй, который соответствует человеческой природе.

Государство и государственные устройства в философии.

государство, государственное устройство, наилучшее государственное устройство, политическое общение, форма правления, правильное государственное устройство, власть, гражданин, добродетель, должность.

Гарантии публичного права в рамках концепции Г. Еллинека.

Важнейшим же проявлением политических гарантий, согласно концепции, является разделение властей, упорядочивающее устройство государственных органов. Во многом вопрос сводится к границам полномочий главы государства (монарха).

Философские категории закона и закономерности в сравнительном.

коллегиальное государственное управление, Древняя Греция, элемент, страна мира, исполнительная власть, местное самоуправление, парламентская республика, Маркс, Рим, общественное развитие.

О форме государственного устройства России в широком.

– во-вторых, содержание государства как взаимодействие определённой совокупности институтов: государственный суверенитет, правовая система, компетенция государства, органы государства, гражданство, государственная территория, символы государства

Некоторые вопросы теоретико-правовых концепций мер.

Ключевые слова: государственное принуждение, меры государственного принуждения, государственное принуждение в Древнерусском государстве. Безусловным утверждением является то обстоятельство, что российская государственность, отечественная правовая.

Принцип разделения властей — важнейший атрибут. | «Молодой

Демократия как политическое явление появилось еще в Древней Греции. Но тогда, ее не связывали с принципом разделения властей. Почему? Видимо это было связано с особенностями полисного развития греческих государств.

Конституционные принципы правового государства в странах.

Вершиной государственности западная политико-правовая мысль называет правовое государство, как такую форму государственности, где государство (государственный аппарат).

Общественный договор как основа политической концепции.

опровергнуть учение о божественном и абсолютном праве монарха (концепция Р.Филмера) и создать теорию, которая сможет примирить свободу гражданина с политической властью; обосновать государственный строй, который соответствует человеческой природе.

Государство и государственные устройства в философии.

государство, государственное устройство, наилучшее государственное устройство, политическое общение, форма правления, правильное государственное устройство, власть, гражданин, добродетель, должность.

Гарантии публичного права в рамках концепции Г. Еллинека.

Важнейшим же проявлением политических гарантий, согласно концепции, является разделение властей, упорядочивающее устройство государственных органов. Во многом вопрос сводится к границам полномочий главы государства (монарха).

Философские категории закона и закономерности в сравнительном.

коллегиальное государственное управление, Древняя Греция, элемент, страна мира, исполнительная власть, местное самоуправление, парламентская республика, Маркс, Рим, общественное развитие.

О форме государственного устройства России в широком.

– во-вторых, содержание государства как взаимодействие определённой совокупности институтов: государственный суверенитет, правовая система, компетенция государства, органы государства, гражданство, государственная территория, символы государства

Некоторые вопросы теоретико-правовых концепций мер.

Ключевые слова: государственное принуждение, меры государственного принуждения, государственное принуждение в Древнерусском государстве. Безусловным утверждением является то обстоятельство, что российская государственность, отечественная правовая.

Читайте также: