Какая существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сущность и характерные черты религиозного экстремизма (терроризма)

Как отмечают специалисты, принципиальной разницы в религиозно – экстремистских проявлениях в различных конфессиях не существует: исламский ли, православный ли (христианский), буддистский ли, иудаистский ли и т.д. - все они апеллируют к Богу.

Ни одна мировая религия на доктринальной основе не призывает к насилию. Однако при всей абстрактности и двусмысленности религиозных текстов, например, Библии и Корана, относительно морального аспекта применения верующими насилия вывод напрашивается вполне конкретный: в определенных условиях религия считает насилие возможным, оправданным и даже необходимым.

Другими словами, религиозные тексты допускают принципиально разные толкования верующими своего отношения к насилию и войнам. Подтверждение и моральное оправдание своих замыслов и действий здесь может найти и сторонник идейно-политической толерантности, и сторонник религиозно-политического экстремизма. Все зависит от конкретной политической обстановки и конкретноьго политического влияния, формирующих умонастроение и социально-политические установки верующих.

Как свидетельствует исторический опыт и современная практика, применения насилия зачастую освящалось религией.

Условно религиозный экстремизмможно определить как использование религиозного фактора (религиозного лозунга) для реализации политических интересов методами насилия, игнорирующими государственное и международное право. Религия в таком случае используется для идейного обоснования экстремистского выступления и является средством объединения, мобилизации и организации политических экстремистов.

Утверждается, что религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий либо жестоком противоборстве в рамках одной конфессии. Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий.[3]

[2]Чун Хван Квак. Предусловие// Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. М., Издательство Республика,1995.

В наше время терроризм представляет непосредственную угрозу жизни и благополучию граждан любой страны мира. Особую же опасность несет религиозный экстремизм, истоки которого — в фундаментализме, завладевшем умами миллионов верующих.

Как выяснилось, общественные, государственные и научные институты были не готовы к такому мощному всплеску терроризма на основе духовных противоречий.


Что такое религиозный экстремизм

Это понятие подразумевает разновидность радикализма, развившегося на основе враждебного восприятия той или иной конфессиональной идеологии.

Происхождение термина

Значение понятия

В частности, радикализм на духовной почве находит выражение в нетерпимости к людям, исповедующим иные религии.

Экстремизм и терроризм

Если первое понятие трактуется как мировоззрение, то второе — деятельность на основе этого мировоззрения. Исламский фундаменталист не обязательно является террористом, если в своем радикализме он не выходит за рамки общепринятых норм поведения, то есть не совершает каких-либо насильственных действий по отношению к представителям иных религий.

Тем не менее, религиозный экстремизм и терроризм составляют единое целое.

религиозный экстремизм и терроризм

История явления

Терроризм с религиозными корнями зародился много тысяч лет назад, когда в Древнем Египте фараон Эхнатон объявил о смене культа бога Ра почитанием Атона, безжалостно подавив сопротивление приверженцев старой веры.

Значительно позже языческий Рим практиковал террор против христиан. Так, в 259 году прямо во время литургии римляне убили епископа Сикста II и сослуживших ему священников.

В Средние века во многих странах мира в среде различных культов возникли тайные секты, такие как сикарии, фидаи и ассасины. Считается, что именно они стали родоначальниками современных религиозно-террористических организаций.

Причины появления

Что же касается общих причин современного радикализма вообще и религиозного в частности, то среди них главная — неспособность государственных и общественных институтов решить возникшие в стране национальные, религиозные, экономические проблемы.

Иногда государство не в состоянии урегулировать мирным путем территориальные претензии, вызванные несовпадением этнических и религиозных границ, погасить в зародыше сепаратистские тенденции, обеспечить сохранение национальной, культурной или религиозной идентичности, уравнять в правах и материальном благополучии все этносы державы. Вполне вероятно, что в таком государстве рано или поздно возникнут протестные группы, избравшие методом достижения своих целей насилие.

Нидерланды включат в списки террористов детей от 9 лет // НТВ.Ru

Развитие и распространение

Бурное развитие и широкое распространение религиозного радикализма вызвано желанием определенных общественных формаций применить межрелигиозные разногласия для достижения власти, что неразрывно связано с финансовыми интересами.

Если не считать уже в значительной степени утратившую актуальность проблему противостояния католиков и англикан в Ольстере, то в мировой системе экстремистских структур, в число которых входит около 150 больших и малых группировок, основную роль играют исламистские террористические организации.

религиозный экстремизм и терроризм

Дальнейшая судьба

Перспективы будущего развития религиозного радикализма исследователями оцениваются по-разному. Некоторые утверждают, что уже вскоре, благодаря действиям сил мирового сообщества, он сойдет на нет. Большинство же склоняется к выводу, что терроризм, этот мощный инструмент, который используется не только против власти, но и зачастую самой властью, может временно закапсулироваться, чтобы в определенный его вождями момент нанести решительный удар.

Дело в том, что международный терроризм – это не только военная структура, но и генератор идеологических диверсий, а, как известно, подобному методу борьбы противостоять весьма трудно. Опыт контртеррористической борьбы свидетельствует, что любые попытки договориться с фундаменталистами обречены на провал, как и попытки остаться в стороне от проблемы.

На данный момент ни одна из предпосылок развития радикализма не устранена. Поэтому специалисты прогнозируют долгосрочный характер, более того, активизацию всех видов терроризма, в том числе и религиозного.

Современное положение

Если в середине прошлого века об угрозе человечеству со стороны ортодоксальных верующих никто не задумывался, то уже в его конце обусловленность террористических актов противостоянием различных конфессий начала нарастать лавинообразно. Уже в 1995 году четверть международных терактов и больше половины погибших было записано на счет религиозно ориентированных групп.

С наступлением XXI века радикализм такого рода едва ли не вытеснил все остальные его виды, подтверждение чему мы видим ежедневно в новостных лентах информационных агентств.

религиозный экстремизм

Экстремистская деятельность

Под этим термином понимаются практические шаги, направленные на реализацию идейных установок экстремистов.

Суть и признаки

Внутренняя суть явления религиозного радикализма — нетерпимость к верующим иных вероисповеданий или насильственное изменение существующего положения внутри одной конфессии. Крайние проявления духовного противостояния сопровождаются изоляционизмом, отвержением чуждых культур и насильственным навязыванием собственных стандартов этики, морали и религиозной практики.

Признаки религиозного радикализма включают, в первую очередь, фанатизм, с которым носитель одной религии заставляет следовать своим принципам представителей иных конфессий, невзирая их на интересы.

Человек, склонный к радикализму, зачастую утрирует элементы религиозной практики и церковных предписаний, заставляя окружающих так же чрезмерно демонстрировать свою приверженность вероучению.

В общении с людьми такие люди проявляют грубость и категоричность, а крайности в их поведении относятся не только к религиозной, но и к иным сферам жизни.

Экстремисты — люди весьма деятельные, причем деятельность их носит деструктивный характер, выражающийся в причинении в ходе своих протестных акций вреда как основам правопорядка, так и межличностным отношениям.

Террористы совершили нападение в Иране

Цель и идеология экстремистов

Главная цель духовного радикализма — возвышение собственной религии за счет подавления других. При этом зачастую ставится задача построения особого государства, как в случае с ИГИЛ, основанного на принципах принуждения всех его граждан к следованию принципам своего культа, замене гражданских правовых норм религиозными.

В основе идеологии таких движений лежит фанатизм, который, при отсутствии сдерживающих факторов, превращается в экстремизм и терроризм. Воссоздать общество в том виде, в котором оно существовало во времена зарождения религии – одна из идеологических основ фанатиков-фундаменталистов, которые для подтверждения своих принципов обычно апеллируют к авторитетным религиозным учениям. Претендуя на единственно верное их толкование, они в то же время отрицают все то, что не укладывается в канву их мировоззрения.

В процессе пропаганды своей идеологии экстремисты используют эмоциональное воздействие на людей, взывая к их чувствам, а не разуму. В этой связи важно отметить тенденции к наделению лидера движения харизмой и непогрешимостью, в то время, как сама их религиозность находится под большим вопросом.

Проявления экстремизма

Среди конкретных проявлений духовного радикализма есть как насильственные, то есть террор, так и ненасильственные, носящие пропагандистский характер. В числе последних — распространение соответствующих печатных и электронных материалов, показная благотворительность людей и структур, зарекомендовавших себя как экстремисты, организация обучения специалистов, нужных той или иной организации.

Практикуется также создание различных учреждений, центров, в которых попавших туда людей вовлекают в занятия экзотерическими дисциплинами, вследствие чего многие теряют волю и становятся членами тех или иных экстремистских структур.

Что же касается террористических актов, которые спровоцировало радикальное отношение к религии, то их примеры ужасают.

В 2017 году только с участием смертников были совершены 348 терактов в 23 странах мира. В них были задействованы 623 террориста, в том числе 137 женщин. В результате терактов за один год погибли 4 310 человек и около семи тысяч получили ранения.

Ответственность за эти трагедии приняли на себя различные группировки исламистов.

существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом

Возможные последствия

Последствия преступлений, совершенных духовными террористами, могут наступать как сразу после теракта, так и быть рассчитаны экстремистами на долгосрочные перспективы.

Среди них наиболее реальны:

Формы экстремизма

Социологи и политологи считают, что существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом, и выделяют несколько форм, в которых они проявляется.

Социальная

Социальный , или, как его называют, бытовой терроризм воплощается в постоянном запугивании, которое происходит в повседневности. Его признаки — уличный криминал, нестабильность социальной и экономической жизни, неустроенность быта, обилие в обществе маргиналов.

Этническая

Этническим радикализмом считают крайнюю форму борьбы с действительным или мнимым попранием интересов определенных этнических групп. В его основе заложен национализм, проявляющийся в различных формах — от бытовой этнофобии до шовинизма.

О профилактике экстремизма в молодежной среде — Кубанский молодежный .

Политическая

Политический терроризм подразумевает действия с целью нажима на политических лидеров или властные структуры, направленные на изменение проводимой ими политики либо принятие тех или иных решений, выгодных радикалам. Российский мартиролог политического терроризма включает убийства журналистов Дмитрия Холодова, Анны Политковской, генерала Льва Рохлина, лидера Чечни Ахмата Кадырова, общественных деятелей Галины Старовойтовой и Бориса Немцова.

Убийства же в современной России мусульманских лидеров, таких как Умар Идрисов и Магомед Долкаев из Чечни, Абубекир Курджиев из Карачаево-Черкессии, Курбанмагомед Рамазанов из Дагестана, Анас-хаджи Пшихачев из Кабардино-Балкарии, Илдус Файзов из Татарстана и многих других, имеют, в первую очередь, религиозно-политический подтекст.

Религиозная

Радикализм на почве веры ставит задачей перестройку мира в соответствии с религиозными убеждениями. Духовные радикалы отрицают сложившуюся в обществе систему религиозных ценностей, желая распространить свои верования на весь социум.

Несмотря на то, что терроризм ныне связывают, в основном, с исламом, религиозные радикалы встречаются не только в среде мусульман. В Германии зафиксированы случаи насилия в отношении эмигрантов со стороны немцев, позиционирующих себя как христиане, да и в России есть множество латентных экстремистов, под маркой православия пропагандирующих русский шовинизм.

Сектанты, также считающиеся христианами, призывают своих единоверцев игнорировать светский характер государства, отказываться от паспортов с ИНН. Неоязычники устраивают сходки в глухих местах, во время которых молят древних богов о ниспослании напастей на христиан. Сатанисты во многих городах России и других стран усиленно завлекают к себе молодежь, соблазненную практикой вседозволенности.

В Мьянме буддисты заставили сотни тысяч мусульман-рохинджа покинуть страну; индуисты уже много лет конфликтуют с мусульманами из Пакистана, претендующего на часть индийской территории.

В общем, духовный терроризм — это любое проявление агрессии со стороны верующих-радикалов, имеющихся сегодня едва ли не во всех культах планеты и желающих завоевать для своей веры статус если не единственной, то доминирующей.

существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом

Как бороться с экстремизмом и терроризмом

Противодействие экстремистской деятельности — трудная, но решаемая задача. Это длительная, кропотливая работа, сопряженная с риском. Нельзя забывать, что вера — это едва ли не самое мощное оружие в условиях нашей планеты, и фанатизм весьма серьезно противостоит борцам с терроризмом.

Методы борьбы

Исходя из многолетнего опыта, борьба с такого рода радикализмом исключительно методами репрессий решительного успеха не приносит. Если с бандитами надо сражаться, имея в руках боевое оружие, то выстрелить в идеологию невозможно. Поэтому ей нужно противопоставить силу убеждения, основанную на интеллекте и просвещении.

В последние годы мы видели не один пример, когда вполне благополучные молодые люди оставляли все и отправлялись сражаться за идеалы исламизма. Достаточно вспомнить дело студентки МГУ Варвары Карауловой. Чтобы избежать столь прискорбных случаев, нужно с детства прививать людям уважение к иным нациям, религиям, просто к ближним. Давать зачатки правовой грамотности, просвещать и убеждать в изначальном равенстве всех перед лицом Закона Божьего и человеческого.

Необходимо целенаправленно и систематически рассказывать на страницах прессы, в Интернете и телепередачах как о подлинных целях экстремистов, так и о деятельности не впавших в радикализм религиозных конфессий, информировать о добре, которое несут людям священнослужители, отвергнувшие фанатизм как смертный грех.

Большая роль в борьбе против разного рода радикалов отводится мониторингу СМИ, а также работе правоохранительных органов по отслеживанию и искоренению деятельности деструктивных групп, маскирующихся под вывеской религиозных организаций.

Огромная роль в этой работе отводится духовным лидерам всех конфессий Российской Федерации. Ведь именно они могут убедить своих прихожан в том, что любой радикализм не несет ничего, кроме зла.

религиозный экстремизм и терроризм

Методы профилактики

В долговременной перспективе на первый план выходит профилактика терроризма на межконфессиональной почве. В этом ключе социально-политическую обстановку, особенно в неблагополучных регионах, можно оздоровить, используя средства психологического контроля над потенциальными носителями радикальных идей.

Для этого в СМИ, в учебных заведениях, начиная с младших классов, нужно изобличать бесчеловечную природу духовного фанатизма, разъяснять всю утопичность надежды на завоевание мирового господства, на конкретных примерах показывать ущербность деструктивных организаций и, наоборот, всемерно пропагандировать идеологию гуманизма.

Видео

На этом видео — кадры самого масштабного за всю историю террористического акта, произошедшего 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

Под экстремизмом стоит понимать приверженность к крайним взглядам и применение крайних мер для доказательства своей правоты или как требование к выполнению своих условий. Всегда рядом с экстремизмом выступает терроризм. Многие наслышаны о крупнейших террористических актах, случившихся как в мире, так и в нашей стране.

Однако, не многие знают, что экстремизм как таковой, делится на религиозный и не религиозный. Принцип разделения понятен: в основу религиозного экстремизма положена религиозная неприязнь одних групп верующих другими. В основе не религиозного экстремизма лежат иные причины (в том числе политические, национальные, социокультурные).

Но в чем же взаимосвязь религиозного и не религиозного экстремизма? А связь эта заключается в том, что религиозный экстремизм, несмотря на свои особенности, имеет те же первопричины и принципы действия, что и не религиозный. Именно поэтому, простые обыватели и не делают различий между ними.


В настоящем исследовании авторами рассмотрены теоретические основы религиозного экстремизма. Изучена деятельность экстремистских религиозных организаций. Проанализирована статистка проявления религиозного экстремизма. Приведены способы борьбы с религиозными экстремистскими организациями.

Ключевые слова: религия, экстремизм, противодействие экстремизму, религиозный экстремизм.

Перед существенным рассмотрением такого феномена как религиозный экстремизм, хотелось бы в качестве введения представить картину отношения общества к данному явлению. Нами было проведено исследование в виде опроса ста респондентов, которые поделились своим мнением о приведенном виде экстремизма. Итак, по результатам опроса, большинство (76 %) слышали, но никогда лично не сталкивались с проявлениями религиозного экстремизма. Остальные поделились поровну (по 12 %) — на тех, кто лично сталкивался с религиозным экстремизмом и тех, кто о нем никогда не слышал. Из чего можно сделать вывод, что весомый процент населения посвящен в обсуждаемую тему, и не малая часть опрошенных свидетельствуют о том, что проблема существует и в реальной ближайшей действительности: с религиозным экстремизмом сталкивался каждый восьмой. 15 из 99 человек даже сталкивались с вербовкой в секту. При этом большинство людей не считают религиозный экстремизм насущной проблемой в России.

Признаками религиозного экстремизма являются:

  1. Фанатичные нетерпимость и жесткость, которые вынуждают человека бессознательно следовать своим личным суждениям и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей.
  2. Постоянная чрезмерность в религиозном поведении и тенденция принудить других действовать так же.
  3. Отрицание общепризнанных норм нравственности и права, приоритетностей, ведущий к неуместности и несвоевременности использования тех или иных религиозных предписаний.
  4. Грубые и резкие способы общения с людьми, в жестком и категорическом подходе.
  5. Идеологическое содержание в виде приверженности к крайним религиозной и иных сферах социальной жизни.
  6. Социальная опасность, которая выражается в причинении значимого ущерба основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений либо в создании опасности причинения такого вреда.
  7. Динамичный характер, выражающийся, в незаконных и наносящих вред обществу приемах и формах выражения протеста против введенного порядка в той или иной сфере общественных отношений [14].

С. В. Розенко выделяет следующие условия, способствующие формированию такого явления, как религиозный экстремизм:

  1. Сложное социально-экономическое положение в стране.
  2. Внушительное общественное неравенство среди населения.
  3. Падение уровня образованности в обществе.
  4. Провокационный характер деятельности средств массовой информации.
  5. Развитие Интернета [15].

Исходя из жизненного опыта наших респондентов, наиболее влиятельными условиями являются идеологическое воздействие на население через интернет и СМИ и падение уровня образованности в обществе — 55 и 54 человека из 97 соответственно выбрали данные жизненные обстоятельства как самые существенные.

Основными методами религиозно-экстремистских организаций являются: распространение литературы, видео-аудиокассет, в которых пропагандируются идеи экстремизма.

Причины религиозного экстремизма в обществе могут быть различны: социальные, экономические, политические, религиозные, психологические и др. Но явной причиной религиозного экстремизма является низкий уровень информированности граждан о специфике различных конфессий или полное отсутствие знаний о религии. Д. Б. Петров акцентирует внимание на следующих причинах:

  1. Персональные причины (причины, сопряжённые с физиологией, психологий и работой сознания).
  2. Сексуальность и гендер (религиозный экстремизм формируется как реакция на гендерное равенство в мире).
  3. Тяжёлая обстановка в семье.
  4. Психологические причины (для развития радикальных взглядов в человеке необходим период накопления, когда планируются будущие насильственные действия, а контекстом зачастую становятся примеры мучеников из религии, исповедуемой человеком).
  5. Идентификация личности (будучи преданным членом определённой этнической группы, человек принимает и религию, исповедуемую группой, а также религия может использоваться как сигнал о несогласии и неудовлетворённости обществом).
  6. Секуляризация (переход внушительной части современного мира к научному атеизму привёл к увеличению влияния экстремистских групп в большинстве классических религий).
  7. Неблагополучная гражданская жизнь и плохое гражданское управление (религиозный экстремизм чаще всего возникает в местах, где жизненная ситуация нестабильна и потенциально опасна).
  8. Отрицательная реакция на доминирующую культуру и модернизм (экстремистские убеждения возникают как негативная реакция на ненавистную господствующую культуру, а также как защитная реакция отдельных субъектов на модернизм).
  9. Личный уровень (некоторые экстремисты испытывали нездоровую неприязнь к окружающей их культуре и так как они не могут найти способ выражения данной неприязни, то находят сторонников в своих радикальных взглядах) [10].

По результатам опроса, наиболее частыми причинами вступления в организации религиозно-экстремистской направленности считаются причины, связанные с физиологией, психологией и работой сознания, неблагополучная обстановка в семье и потребность в идентификации.

В нашем исследовании мы привели в пример две организации, связанные не только с религиозным экстремизмом, но и с религиозным терроризмом, так как некоторые организации, относящиеся к религиозному экстремизму, используют в своей деятельности террористические акты для достижения личных целей. Под религиозным терроризмом понимается тактика или стратегия религиозных организаций, заключающаяся в систематическом и религиозно обоснованном использовании террористических актов для достижения своих целей.

В настоящее время существует Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, созданный ФСБ России, куда входят 36 организаций [5]. Если взглянуть на список, то можно увидеть, что большинство организаций оттуда- исламистские, из чего следует, что религиозный экстремизм- достаточно насущная проблема для ислама.

Несмотря на, казалось бы, первенство в списке религиозно-экстремистских организаций течений Ислама, мониторинг проявления религиозного и национального экстремизма в Санкт-Петербурге показывает, что во втором по численности населения городе России преобладают религиозные организации, основанные на Православии.

Например, отличительной чертой облика мусульманина является: во-первых, присутствие бороды, при этом следует отметить, что усы либо коротко подстрижены, либо отсутствуют, во-вторых, короткая стрижка волос на голове. Также примером типичных признаков внешнего облика подозреваемых, связанных с экстремистской деятельностью, основанной на идеях радикального ислама, представляют сосредоточенный, однако вместе с тем отрешенный от каких-либо обыденных событий взгляд, угрюмое, часто враждебное выражение лица и т. д. Замечается намеренное подражание акценту, жестикуляции, а также привычек и манер действия лидеров и влиятельных представителей организованных групп экстремистской направленности.

Они могут иметь при себе такие вещи религиозного толка как: религиозная литература, коврик для осуществления религиозных обрядов, веточка дерева арак, масляные благовония, личные записи религиозного толка и т.

Одежда, лиц, являющихся членами религиозных экстремистских организаций, также может быть подвержена воздействию религиозных норм, которые определяют, что мусульманам следует носить свободную одежду, не подчеркивающую контуры тела. Одним из самых распространенных вариантов мужской одежды является свободная рубашка либо до колен, либо до ступней, с воротником и т. д.

Качествами, присущими личности религиозных экстремистов, представляются фанатизм и деструктивное поведение. Вышеуказанные особенности в определенной степени характерны для каждого человека, но под воздействием, они могут деформироваться и принимать крайние, извращенные формы. К таким факторам можно отнести недостатки национально религиозного воспитания, неудовлетворенность базовых потребностей, эмоционально-волевые деформации, вызванные стрессовыми ситуациями, а также негативно-социальные интересы и социально-культурную среду [7].

И, наконец, необходимо обсудить способы противодействия религиозному экстремизму. В этой части статьи мы опишем какие методы борьбы с религиозными экстремистскими организациями и профилактики экстремизма используются органами правопорядка и безопасности в Российской Федерации.

Одной из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти страны является обеспечение правопорядка и безопасности населения в условиях террористической и экстремистской угрозы. Противодействие религиозному экстремизму и радикализму является одной из первостепенных задач, стоящих перед органами обеспечения безопасности и правопорядка. Необходимость конкретно борьбы с экстремизмом и его религиозным проявлением обоснована в том числе направлением политики Российской Федерации. Так, Президентом Российской Федерации издан Указ о Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 02. 07. 2021 № 400. Исследование борьбы с экстремизмом позволяет совершенствовать как сами уголовно-правовые методы борьбы с таким общественным феноменом, так и формировать целостную общегосударственную систему противодействия религиозному экстремизму, в частности.

Стоит уделить внимание существующим и используемым в настоящее время органами правопорядка и безопасности Российской Федерации методам борьбы с религиозным экстремизмом:

  1. Насильственное противоборство, что выражается в жесткой борьбе с ячейками, социальными группами, создающие угрозу для национальной безопасности.
  2. Информационная борьба против проявлений экстремизма. Многие исследователи выделяют, что Российская Федерация использует, в большинстве этот способ [12].

В целом, исследователи склоняются к тому, что наиболее эффективен метод информационной борьбы. Насильственное противоборство или проведение операций по ликвидации экстремистских угроз является скорее свидетельством о совершенности системы общей превенции экстремизма. Если уж использовать такой метод, то целью должны быть не рядовые исполнители, а организаторы и заказчики. Насильственный метод борьбы достаточно часто используется США, стоит вспомнить недавний момент в начале 2020 года, когда их силами был ликвидирован командующий иранской группировки шиитских ополченцев вблизи международного аэропорта в Багдаде. Однако именно такое действие вызвало международный кризис и обострило отношения между странами. Это свидетельствует о том, что такой способ достаточно устарел и должен использоваться только в крайних случаях. К тому же, не исключаются возможные жертвы среди гражданского населения, что также повышает опасность использования данного метода.

Мы придерживаемся мнения, что правильная превенция угрозы экстремизма является более эффективной, чем искоренение последствий. К информационной борьбе относят такие методы как разъяснительные работы в школах, высших учебных заведениях, разъяснение о антигуманистической природе экстремизма в средствах массовой информации, пропагандировать гуманистическую идеологию и гуманистические ценности.

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что респонденты так же разделяют наше мнение. Из перечисленных способов борьбы с религиозным экстремизмом к в качестве наиболее эффективных были выбраны: разъяснительные работы в школах и высших учебных заведениях (64,6 %), пропаганда гуманистической идеологии и гуманистических ценностей (49,5 %) и разъяснение об антигуманистической природе экстремизма в СМИ (44,4 %).

Однако и информационный метод борьбы с экстремизмом имеет ряд проблем. Ввиду недостатка критериев, отчетливо определяющих что же считать экстремизмом, осложняется организация противодействия этому явлению, более того, имеют место случаи, когда, из-за отсутствия критериев для определения экстремизма, возникает опасность дестабилизации всего общества. Так, в 2009 году Комсомольская правда, в которой было описано, что российский историк А. И. Долженко пришел к выводу о том, что Ветхий Завет содержит пропаганду и призывы к убийствам, насилию, геноциду, что относит Ветхий Завет к религиозной экстремисткой литературе. Если бы экспертами действительно было установлен факт религиозного экстремизма, то к уголовной ответственности были подвергнуты невиновные лица, имеющие какое-либо отношение к Ветхому Завету, т. е. издатели или книжные магазины, где продавался Ветхий Завет.

В качестве итога скажем, что оценка методов борьбы, применяемых для предотвращения религиозной экстремистской деятельности, показывает, что наиболее эффективным является информационное противодействие экстремизму. Однако, организация системы общей превенции религиозному экстремизму является сложным процессом, ввиду отсутствия в законодательных актах критериев, отчетливо определяющих те или иные действия как экстремистские. Необходимо установить перечень признаков экстремистской деятельности, чтобы иметь возможность более точно применять методы информационной борьбы.

Основные термины (генерируются автоматически): религиозный экстремизм, Российская Федерация, Ветхий Завет, информационная борьба, национальная безопасность, экстремистская деятельность, агрессивное отношение, результат опроса, религия, том.

Читайте также: