Какая школа современной западной социологии развивалась на основе концепции э дюркгейма

Обновлено: 04.07.2024

Французской социологической школой принято считать одно из направлений социологических исследований, основоположником которого является Э. Дюркгейм. В европейской социологии данный раздел занимает особое место, поскольку оказал огромное влияние на последующие научные течения. Об идеях французской социологической школы, ее представителях и их концепциях вкратце можно узнать, прочитав данную статью.

Основные понятия

Приверженцы французской социологической школы расценивают социум как систему нравственной взаимосвязи между людьми. Причем все общественные отношения для преимущественной части социума являются навязанными и носят принудительной характер. По их мнению, законы общества следует изучать только через призму социально-психологических факторов. Сторонники данных идей придерживались позиций, в соответствии с которыми любые события, явления, обстоятельства происходят часто по воле отдельных субъектов, обладающих в отношении других членов общества силой принуждения.

Вам будет интересно: Формулы площади боковой поверхности треугольной призмы правильной, прямой, наклонной и отсеченной

Если рассматривать французскую социологическую школу кратко, следует также отметить роль сознания каждого индивидуума и коллективных представлений, без чего невозможно гарантировать устойчивость общественных отношений, взглядов, интересов, целей. Большое значение в данном вопросе имеет культура и религия, которые служат связующим звеном, объединяющим социум.

Индивидуальность и общество

Вам будет интересно: Клонирование растений: этапы, примеры, плюсы и минусы

Представители французской социологической школы занимались изучением обычаев, моральных и юридических норм, мировоззрения необразованных личностей. В частности Эмиль Дюркгейм был уверен, что традиции и культурный уклад предопределяют общность и единство народа, а в этом и есть его главная сила. Обычаи господствуют над сознанием каждого человека в отдельности. Именно к такому выводу ученый пришел, потому что в основе его суждений лежало представление о человеке как индивидуальной, биологической и социальной единице.

Позиция известного французского социолога, основателя французской социологической школы, имеет много общего с мнениями остальных представителей этого научного течения. Основным элементом, который отображается на отношениях индивида с окружающими его людьми, является биологическая природа его психики и психоэмоционального равновесия. Если же рассматривать человека, как индивида с материальной точки зрения, он выглядит как изолированное и самостоятельное существо, но при этом его сознание находится под воздействием общественного мнения и влияния различных социальных факторов.

Вам будет интересно: "Анонсировать": значение слова, синонимы

Французская социологическая школа

Представители французской социологической школы отождествляют индивидуальность с биологической уникальностью, но при этом общественная сущность человека, по их мнению, формируется в окружающей среде. Поэтому психику человека правильнее рассматривать не только с биологической, но и с социальной точки зрения.

Когда зародилось это научное движение

Предводителем этого научного движения Эмиль Дюркгейм был до 1917 года. После смерти основателя французскую социологическую школу фактически возглавлял М. Мосс. Помимо социологов и психологов в издании журнала принимали участие известные экономисты, этнографы, историки, правоведы.

Характерные черты французского направления в социологии

Отличительной особенностью данной школы от других научных курсов можно назвать применение в ходе социологических исследований метода анализа. Причем приверженцы идей французской школы использовали его в рамках философского позитивизма – это и стало сближающей, интегрирующей концепцией в развитии теоретической сферы.

Французская социологическая школа Дюркгейма

Кроме того, особое значение уделялось вопросам социальной солидарности. Дюркгейм (как основатель французской социологической школы) открыто придерживался либеральных позиций, стремясь к мирному урегулированию проблем, связанных с классовыми разногласиями и противоречиями. Без учета интересов бедных сословий населения у социальных конфликтов не могло быть решения. Главными признаками французской социологической школы (как научного направления) является:

  • определение происходящих обстоятельств как социальной действительности в соотношении с изменениями биологической или психической природы индивида;
  • значение общества в формировании индивидуального поведения и характера человека;
  • утверждение социологии в качестве объективной, самостоятельной позитивной дисциплины, которая включает в себя различные антропологические направления.

Структура научной отрасли

Вам будет интересно: Тыл — это что? Толкование слова

Приверженцы французской социологической школы смогли доказать, что социология сочетает в себе несколько разделов:

  • общая социология;
  • актуальные теоретические проблемы;
  • социум, структура общества;
  • религиоведение;
  • юридическая социология.

Тесное переплетение научных направлений предполагало необходимость привлечения к исследованиям экономистов, правоведов, лингвистов, историков, философов, культурологов. Отдельное место в этой системе наук принадлежит психологии. Французская социологическая школа обладает высоким уровнем научно-теоретической и практической интеграции.

Основатель французской социологической школы

Концепция Дюркгейма

Дуализм – фундаментальная идея концепции основоположника французской школы. Социолог рассматривал человека как существо двойственное: с одной стороны – организм биологический, наделенный психикой, с другой стороны – организм социальный. Причем в обоих случаях человек воспринимается как индивидуум, самостоятельная единица общества. Однако именно социум, по мнению Дюркгейма, играет первостепенную роль в становлении социальной сущности и отражается на формировании психического здоровья.

Эмиль Дюркгейм, который является основателем французской социологической школы, считал, что благодаря дуализму можно отличить людей от животных, которые по природе своей не могут иметь общественного опыта. Ученый рассматривает общество как отдельную реальность. Социум – это духовная система, комплекс, состоящий из различных мнений, знаний, методологии коллективной идеологии. Общество служит естественным отражателем массового мнения.

Главными факторами объединения социального окружения являются: речь, язык, коммуникативные навыки каждого члена группы. Это коллективные формы общения, ставшие результатом длительного развития социальной среды в целом, а не личности в отдельности. Окружающая человека речь принудительно воздействует на него, но принимает он ее без сопротивления и поиска альтернативы.

В то же время Дюркгейм принимал общество как одностороннюю структуру в системе коллективных представлений и общественного сознания. Следовательно, развитие мышления не имеет никакой связи с деятельностью человека. Непосредственный процесс вживления коллективных представлений общества в сознание каждого индивидуума интерпретируется как взаимодействие личного и социального.

Известный французский социолог

Идеи Леви-Брюля

В отличие от предыдущего ученого-социолога, основателя французской социологической школы Дюркгейма, Леви-Брюль придерживался тезиса о типах мышления человека и о некоторых аспектах мышления первобытных людей. Он посвятил множество научных статей теме становления человеческого общества, взаимодействию в нем отдельных субъектов. По мнению Леви-Брюля, накапливая знания о мире, законах существования Вселенной, человек постоянно меняет форму мышления. Сегодня оно является логическим, пришедшим на смену первобытному или пралогическому типу мышления.

Внутренние рассуждения древних людей алогичны, поскольку имеют магическую направленность. Первобытный человека не мог объяснить те вещи, которые современному человеку кажутся элементарными и не требуют толкования. Мышление человека в древности было подчинено законам сопричастия, то есть люди верили, что любые схожие предметы связаны какой-то магической силой, которая передается путем соприкосновения.

Алогическое мышление находит свое отражение и сегодня, проявляясь различными суевериями и предрассудками. Пралогическое мышление носит этиологический характер – это означает, что первобытные люди не признавали случайностей, но при этом не обращали особого внимания на противоречия и не нуждались в аргументации.

Леви-Брюль не считал алогическое мышление стадией, предшествующей логике в современном понимании. Тогда оно являлось лишь структурой, функционирующей параллельно с логической мыслью. В период развития общества и зарождения трудовой деятельности начался переход от пралогического мышления, которое являлось в большей степени продуктом интуиции и чутья, к последовательному рассуждению с поиском закономерностей. Здесь также можно обнаружить воздействие общества на сознание человека через систему коллективного опыта и представлений (религии, традиций, различных ритуальных обрядов и т. д.).

Французская социологическая школа кратко

Мысли Леви-Стросс Клода

Представителем позднего периода французской социологической школы является ученый Леви-Стросс Клод. Он занимался детальным изучением не только социологии, но и этнографии, был одним из приверженцев идеи структурализма. Теория мышления первобытных людей, созданная Леви-Стросс Клодом, идет вразрез с доводами Леви-Брюля. Этнограф придерживался мнения о том, что главным условием для развития культуры общества является стремление индивидуумов к единству, совмещению чувственных и рациональных начал, что не свойственно представителям современной цивилизации.

Этнологические исследования Леви-Стросс Клода позволили определить принципы структурной антропологии во всех направлениях человеческой деятельности:

  • изучение обычаев, традиций, культурных явлений в срезе национальных особенностей;
  • исследование данных явлений как многоуровневой и целостной системы;
  • проведение анализа вариативности культуры.

Конечным результатом исследования выступает моделирование структуры, которая определяет скрытую логику, присущую как отдельным вариантам явления, так и виртуальным переходам от одного объекта к другому. При этом автор рассматривал первобытное мышление как проявление коллективного бессознательного ума, единого для древних и современных людей. Он состоит из нескольких этапов и операций: совмещения бинарных позиций и проведения анализа соответствия между общей и конкретной оппозицией.

Пьер Жане: основные тезисы

Вам будет интересно: Узнали, что такое "накануне". Это было буквально вчера

Пьер Жане – автор множества работ по психологии. Французская социологическая школа включает его имя в перечень приверженцев теории общества и индивидуумов. Ученый проделал огромную клиническую работу, в ходе которой пытался найти причины нарушения баланса между психическими функциями. Его наблюдения имеют много общего с заключениями Зигмунда Фрейда, но Жане не занимался психоанализом. Француз стремился провести грань между нормой и патологией в психическом здоровье человека, но без учета сознания ческой психики, а рассматривая бессознательное, Жане ограничивал простейшими формами психического автоматизма.

Представителем французской социологической школы в психологии

Жане является представителем французской социологической школы в психологии, который одним из первых попытался выстроить общую психологическую линию, в рамках которой дал интерпретацию всех существующих психических явлений. Ученый рассматривал факты сознания в контексте объективной психологии. В качестве предмета исследования Пьер Жане использовал наблюдаемое, избегая бихевиоризма. Он отмечал, что рассматривать сознание правильнее в качестве акта особой формы элементарного поведения.

Психолог разработал свою систему иерархии рефлекторных действий - от примитивных до высших интеллектуальных актов. Труды Жане сыграли большую роль в развитии социологии и психологии. Российский ученый Выготский впоследствии придерживался теории Жане в процессе изучения ряда культурно-исторических теорий.

Исследователь считал, что поведение индивидуума не сводится к механизму, который автоматически отвечает на стимул, сигнал, исходящий извне. При этом бихевиористы исключали сознание из области изучения психологии. Пьер Жане называл два основополагающих условия психологии поведения:

  • феномен сознания как особой формы поведения;
  • максимальное внимание следует уделять формированию убеждений, размышлению, рассуждению, переживаниям.

По мнению ученого, нельзя игнорировать и определение модели речевого общения. В своей теории Жане отошел от элементаризма в сторону бихевиоризма, расширив поля психологии и включив в нее человеческие феномены. Исследователь доказал, что непосредственная связь между мотивацией и ответной реакцией свидетельствует о регулируемости поведенческой линии и возможности дифференцирования ролей в обществе.

Значение исследований в современном мире

Результатом высокой степени влияния исследований французской социологической школы на международные отношения является сочетание консервативных и новейших теоретических течений. Во Франции и многих других современных государствах встречаются проявления идеализма, модернизма, политического реализма и транснационализма, а также марксизма и неомарксизма. Основные идеи данных направлений упоминаются в работах представителей французской школы.

Историко-социологический подход к изучению сформировавшихся международных отношений предполагает детальный анализ работ историков, правоведов, географов, политологов, исследовавших проблемы указанной сферы. При формировании фундаментальных методологических принципов, типичных для французских теоретиков, свою роль сыграла философская, социологическая и историческая мысль, включая позитивизм Конта. В работах французского философа внимание приковано к структуре общественной жизни.

Французская социологическая школа психологии

В то же время отрицать наличие в обществе господствующей идеологии, как и необратимость самого процесса идеологизации, невозможно. Разные слои населения имеют разные ценности, так же как и тоталитарный и либеральный социум базируются на разных теориях. Действительность, будучи объектом социологии, не позволяет игнорировать рациональность, которая незаменима для практической деятельности общественных институтов.

Если человек признает влияние на него коллективных представлений, его сознание меняется. Неслучайно работы представители французской социологии пронизаны единой мыслью: все, что есть человеческого в человеке досталось ему от общества. В то же время идеалистическое восприятие общества нельзя назвать объективным из-за отождествления его с системой коллективных взглядов и представлений. Развитие мышления не имеет связи с развитием трудовой деятельности, а сам процесс укоренения коллективных представлений в сознании индивида толкуется как единство индивидуального и общественного.

1. В какой исторический период социология оформилась как самостоятельная научная дисциплина:

A) в первой половине XX века;

Б) в первой трети XIX века;

B) в последней трети XIX века;

Г) в эпоху просвещения.

2. Первым определил социологию как учение об обществе:

3. Кто из ученых делил социологию на две части: социальную статику, описывающую законы существования, и социальную динамику, описывающую законы и этапы изменения общества:

4. Социология сочетает интерес к личности и группе с изучением социальных явлений и процессов во многом благодаря работам французских социологов Г. Тарда и Г. Лебона. Какое из ниже перечисленных направлений стало попыткой соединить психологизм с органицизмом в США:

A) символический интеракционизм;

Б) феноменологическая социология;

B) структурный функционализм;

Г) этнометодология?

5. Какая школа современной западной социологии развивалась на основе концепции Э.Дюркгейма:

A) структурно-функциональный анализ;

Б) конфликтная социология;

B) герменевтическая социология;

Г) леворадикальная социология?

6. Кто из социологов XIX века стоял у истоков социологии конфликта:

A) Г.Зиммеля, Ф.Тенниса, М.Вебера;

Б) К.Маркса, Ф.Энгельса;

B) Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Р.Мертона;

Г) Р.Дарендорфа, Ч.Миллса?

10. Какое действие не является социальным, с точки зрения М.Вебера:

A) столкновение велосипедистов;

Б) выяснение отношений, брань;

Г) поведение людей в толпе?

11. В какой теории предпринимается попытка ликвидировать различия между макро-и микроподходами в социологии:

A) в драматургической социологии И.Гофмана;

Б) в постструктурализме М.Фуко;

B) в теории структурации Э.Гидденса;

12. Какое понятие является основным в теории структурно-функционального анализа:

A) социальная система;

B) социальная общность;

13. Понятие, предложенное Р.Мертоном, для обозначения последствий любого социального института, которые препятствуют сохранению общества:

14. Какие объекты исследования являются основными для символического интеракционизма:

A) общество в целом;

Б) межличностные взаимодействия;

Г) социальные институты?

15. Кто из социологов стоял у истоков символического интеракционизма: А)Дж.Г.Мид;

16. Какой термин предложил Г. Гарфинкель для обозначения методов, которые используют люди, воспроизводя социальный мир:

Д) классификация?

17. Для описания взаимодействия структур и социального действия английский социолог Э.Гидденс использует термин:

18. Какой исторический период считается исходным хронологическим рубежом российской социологии:

A) конец XVIII в.;

Б) конецXIX-начало XXвв,;

B) первая половина XIX в.;

Г) конец 60-х гг. XIX в.?

20. К какому из направлений общественной мысли принадлежал А.С.Хомяков:

Г) славянофильство?

21. Кому из российских социологов XIX века принадлежит концепция локальных цивилизаций:

Г) А.Стронину?

22. Кто является автором учения о революционной ситуации:

23. Согласно парсонсовской модели социальная система образуется:

A) общими культурными образцами;

Б) состоянием и процессами организованного социального взаимодействия;

B) организованным распределением ролей;

Г) процессами коммуникации.

24. Какие из ниже перечисленных компонентов согласно парсонсовской теории образуют социальную систему:

Б) малые социальные группы;

Г) статусные группы и классы;

Д) социальное пространство;

Ж) конфликтное взаимодействие;

25. Какие из систем выполняют следующие функции:

1. Адаптации к природной среде. Связывает общество с природной средой, создавая и распределяя необходимые индивидам материальные продукты. Эффективного управления ресурсами и удовлетворения материальных потребностей индивидов.

2. Целеполатания. Осуществляет принятие решений и мобилизует ресурсы на их выполнение. Она несет ответственность за сохранение целостности всего сообщества перед лицом глобальных угроз. К функциям данной системы также относится и принудительная, связанная с сохранением культурных образцов и с применением санкций за их отклонение от них.

3. Интеграции. Соединяет системы норм с коллективной организацией. Осуществляет социальный контроль за выполнением формальных и неформальных норм и правил сообщества.

4. Воспроизводства и поддержания образца. Интегрирует индивида в социальную систему, способствует усвоению норм и ценностей каждым носителем ролей. В силу этого она обеспечивает воспроизводство социальной структуры. СИСТЕМЫ:

26. Какие условия, согласно Парсонсу, обеспечивают устойчивость и стабильность социальной системе:

A) детерминированные отношения между частями системы; Б) достаточно жесткая система социального контроля;

B) успешная адаптация к природной среде,

Г) воспроизводство и поддержание образца?

В) из нижеуказанных положении характеризуют развитие социальной

27. Какие системы;

А) усиление дифференциации и автономии различных подсистем;

Б) смягчение и ликвидация конфликтов между структурными элементами системы;

В) образование устойчивых моделей взаимодействия между социальными деталями;

Г) развитие новых способов интеграции подсистем социальной системы;

Д) развитие способности к выживанию системы (адаптации);

Е) развитие способности системы к генерализации ценностей?

28. Согласно структурно-функционалистской теории Р. Мертона:

а) любые социальные системы функционально едины;

б) степень интеграции варьируется в различных системах;

в) социальные системы могут быть как интегрированными, так и дезинтегрированными;

г) социальные системы не являются интегрированными.

29. Ниже приведены содержания трех этапов функционального анализа. Определите их логическую последовательность.

A) определение мотивов индивидов и групп, вступающих во „взаимодействие, и, потому, позволяющее установить содержание "явных функций". Целью данного этапа анализа является описание проявлений упорядоченности исследуемых образцов, которая может не осознаваться деятелями, его результатом становится выделение "латентных функций";

Б) определение главного образца взаимодействий и исключение из анализа иных альтернатив. Подобное абстрагирование позволяет выявить влияние определенных функций на ряд других образцов;

B) описание воспроизводимых и устойчивых взаимодействий между индивидами и группами.

30. Определите соответствие между типами социальных систем и приведенным характеристикам, согласно концепции Н. Лумана.

а) системы взаимодействия;

б) социетальные системы;

1) системы основываются на личном восприятии индивидами друг друга, характерной чертой этих систем выступает фокусирование участников взаимодействия на одной теме или цели;

2) специфическим признаком этих систем является взаимосвязь членства в них с определенными условиями, они способствуют "генерализации" индивидуальных мотивов и ценностно-нормативных ориентации, благодаря им и членству в них индивидуальное поведение упорядочивается в самых разнообразных функциональных сферах общества;

3) системы включают в себя все коммуникативные действия.

31. Согласно теории Н. Лумана главными элементами социальных систем выступают:

б) социальные группы;

г) культурные формы.

32. Назовите, кому из перечисленных ниже выдающихся социологов — сторонников эволюционизма принадлежат следующие идеи:

а) социальная эволюция имеет начальную и конечные точки — история движется от "механической солидарности", которая коренится в неразвитости и сходстве индивидов и их функций, к "органической солидарности", в основе которой лежат взаимозависимость, кооперация и взаимодополняемость большого разнообразия ролей и занятий;

б) эволюция — единый принцип природы и общества в равной степени, выступающая как переход от простоты к сложности; от аморфности к четкости; от однообразия, гомогенности к специализации, гетерогенности; от текучести к стабильности. История проходит ряд последовательных стадий: простые, изолированные друг от друга общества, в которых все члены заняты примерно одной и той же деятельностью и поэтому отсутствует политическая организация, сменяются сложными, в которых появляется разделение труда среди индивидов и разделение функций среди частей общества, центральное значение приобретает иерархическая политическая организация; эти общества в свою очередь сменяются обществами удвоенной сложности, существующими на постоянной территории, с постоянно действующей конституцией и системой законов, наконец, на смену им приходят цивилизации — наиболее сложные социальные целостности, национальные государства, федерации государств или большие империи;

в) "закон трех стадий", согласно которому человеческий род в своей истории проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии; историческая эволюция представляет собой прежде всего эволюцию методов получения и накопления знаний;

г) социокультурная эволюция, как и эволюция организмов, идет от простых форм к более сложным и проходит следующие стадии: (1) примитивную; (2) продвинутую примитивную; (3) промежуточную; (4) современную. Фактором, направляющим эволюцию, является возрастание способности к адаптации;

д) основу социокультурной эволюции составляют технологическое развитие и его последствия, сутью которого является изменение диапазона и качества информации, пригодной для управления окружающим миром: на смену знаковой коммуникации, т.е. общения с помощью знаков, приходит символическая коммуникация, т.е. общение с помощью символов, которые используются для кодирования, хранения информации и обмена ею.

4) Герхард и Жан Ленски;

33. С помощью какой геометрической фигуры можно "охарактеризовать профиль социальной стратификации современного общества:

б) равнобедренный треугольник,

34. В результате глубокого и острого экономического кризиса значительная часть среднего класса потеряла свои прежние позиции. О каком типе маргинализации может идти речь в этом случае.

а) о естественной маргинализации;

б) о предписанной маргинализации;

в) в экстремальной маргинализации?

35. К какому типу относится маргинальность, возникшая в результате:

а) незавершенности перемещения социальных групп;

б) миграций в чужую этническую среду;

в) утраты общепринятых политических норм и ценностей политической культуры;

г) отказа от традиционных конфессий;

д) потери работы и былого материального благополучия?

36. Какой из ниже перечисленных типов стратификационной системы являлся основным в обществе советского типа:

37. Какие из ниже перечисленных социальных групп относятся к "новым" элементам стратификационной системы:

а) научные работники;

г) руководители государственных предприятий;

е) самостоятельные работники;

з) инженерно-технические работники государственных предприятий;

к) "классические" менеджеры.

38. Трудности социализации в подростковом возраст связаны с тремя главными обстоятельствами:

1) несовпадение высокого уровня притязаний и низкого социального статуса подростков, который определяется возрастом;

2) несовпадение стиля родительства (для родителей дети всегда остаются маленькими) и новых потенциальных возможностей повзрослевших детей;

3) противоречием между усиливающейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения сверстников.

39. Кого называют тинэйджерами:

а) юношей и девушек в возрасте от 18 до 22 лет;

б) возрастную группу от 13 до 19 лет;

в) молодых людей от 20 до 25 лет;

г) возрастную группу от 9 до 13 лет,

40. Какие из перечисленных критериев позволяют определить, достиг ли молодой человек статуса взрослого:

а) возможность распоряжаться деньгами независимо от родителей;

б) проживание независимо от родителей;

в) вступление в брак;

г) допуск к голосованию на выборах;

д) употребление наркотиков;

е) самостоятельность в выборе образа жизни;

ж) самостоятельность суждений;

з) способность отвечать перед законом;

и) умение обеспечивать себя средствами существования.

41. Юношеский возраст — это период фундаментальных изменений, во время которого:

а) происходят важные физиологические изменения;

б) усиливается агрессивность;

в) появляется склонность к инноватике и творчеству;

г) проявляется склонность к риску.

42. Кто из ученых разработал стадиальную схему формирования умственных операций в детстве и юности:

43. Какие концепции связывали юношеский возраст с чувствами тоски, вины, депрессии, кризиса:

а) психоаналитические концепции;

б) концепции когнитивного развития;

в) марксистские концепции?

44. Конфликтная ситуация, когда 16-летней дочери родители запрещают приходить домой позже 22 часов, а она настаивает до 24, описывает:

а) статусный конфликт;

б) культурный конфликт;

в) конфликт между поколениями;

г) ролевой конфликт и ролевое бесправие тинэйджеров.

45. Кто из исследователей предложил выделять три типа культур: постфигуративную (где дети учатся у своих предшественников), конфигуративную (где и взрослые, и дети учатся у сверстников) и префигуративную (где взрослые вынуждены учится также у своих детей):

е) С. Иконникова?

46. Процесс активного воздействия молодежи на общество, при котором молодежь как бы создает общество, называется:

47. Вставьте одно пропущенное из приведенных ниже словосочетаний: Совокупность Л. обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения. .2.. воздействуют не только на сознание человека, но также и на его подсознание, определяя направленность воли, внимания, интеллекта. Таким образом, .3.. становятся важным фактором, обусловливающим мотивацию действий индивида, а их изучение позволяет прогнозировать возможные модели поведения молодежи:

а) ценностные ориентации;

б) диспозиционные установки;

в) социальные мотивы;

г) интересы и потребности.

48. Выберите верные суждения.

Основными тенденциями в качестве жизни подрастающего поколения современной России являются:

а) постепенное увеличение численности в связи с увеличением рождаемости, уменьшением младенческой и детской смертности, патологией родов;

б) улучшение медико-биологических показателей состояния здоровья подрастающего поколения в связи с уменьшением числа инфекционных заболеваний, общим уменьшением стрессовых ситуаций, пропагандой здорового образа жизни;

в) кризис молодой семьи, проявляющийся в уменьшении брачных союзов, распаде семей, росте негативных явлений в социализации детей в семьях молодых россиян:

г) уменьшение границ девиантного поведения, "постарение" преступного мира, уменьшение числа преступных группировок;

д) углубление деформаций в ценностных ориентациях молодежи, проявляющихся в общей социальной и политической активности, возвышении нравственных ценностей;

е) углубление разрыва между поколениями, критическое отношение к образу жизни и ценностям родителей;

ж) все увеличивающаяся дифференциация в уровне жизни между различными категориями современной молодежи.

49. Укажите соответствие между понятиями и их определениями: Понятия:

а) родительский брак; м) матрилинеальная семья;

б) индивидуальный брак; н) организованный брак;

в) семья; о) матрилокальная семья;

г) патрилинеальные семьи; п) нуклеарная семья;

д) гомогенная семья; р) эгалитарная семья;

е) патриархальная семья; с) эванклюлелакальная семья;

ж) полигамия; о) моногамия; т) брак;

з) гетерегогенная семья; у) полиандрия;

и) эндогамный брак; ф) матриархальная семья;

к) патрилокальная семья; х) экзогамный брак;

л) полигиния. Определения:

1) супружеский союз между партнером одного пола и несколькими партнерами другого;

2) брак, который заключается с целью сексуального сожительства без рождения детей;

з) брак, характеризуемый образованием супружеского союза только между представителями одного класса, социальной группы или касты;

5). общность людей, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, предполагающая общность быта и ответственность за социализацию детей;

6) семья, характеризующаяся, совместным проживанием мужа с семьей жены;

7) семья, в которой наследование фамилии, имущества и социального положения осуществляется по отцовской линии;

8) супружеский союз между одним мужчиной и одной женщиной;

9) семья, в которой супруги занимают социально неоднородное положение;

10) совокупность отношений между супругами, регулируемых совокупностью официальных норм;

11) семья, характеризуемая проживанием мужа и жены с семьей дяди или тети;

12) брак между одним мужчиной и несколькими женщинами;

13) семья, в которой супружеская пара проживает вместе с семьей мужа или по соседству с ней;

14) брак, заключаемый между представителями различных групп и классов;

15) брак, который наряду с целями сексуального партнерства преследует и репродуктивные цели;

16) семья, в которой лидирующую роль играет жена/мать

17) семья, состоящая из обоих родителей и их детей;

18) семья, в которой супруги имеют одинаковые права и обязанности распределяются равномерно;

19) семья, в которой лидирующую роль играет муж/отец;

20) семья, в которой наследование фамилии, имущества и социального положения осуществляется по линии матери;

21) брак, основанный на родительском выборе партнера не осуществляемый с целью повышения богатства и престижа семьи;

22) семья, в которой супруги занимают социально однородное положение.

50. В рамках каких социологических подходов исследуются следующие проблемы семьи:

1) отношения внутри семьи, а так же ее взаимодействие с окружающей средой;

3) влияние семьи на отдельную личность;

4) выявление стадий и этапов жизненного цикла семьи. Подходы:

а) интеракционистский подход;

б) функциональный подход;

в) концепция развития;

г) психоаналитический подход.

51. Какие из ниже перечисленных причин способствовали формированию полигинии:

а) резкое сокращение численности населения; Л

б) необходимость сохранения института наследования;

в) значительное превышение доли женского населения над мужской;

г) превышение уровня смертности над уровнем рождаемости в обществе.

52. Какая из форм брака преобладает в современных обществах:

г) групповой брак.

53. Какие факторы не влияют на выбор брачного партнера при заключение свободной формы брака:

а) ''стремление к повышению престижа или богатства семьи, либо к созданию семейных союзов;

б) фактор пространственной близости, т.е. соседство, совместная работа, общие места досуга и времяпрепровождения;

в) степень идентификации с собственными родителями и соответствующее стремление найти "свою половину" похожую на отца или мать;

г) образ идеального партнера;

д) ориентация на гомогамию, т.е. желание найти партнера со схожими ценностными ориентациями, вкусами, представлениями;

Эмиль Дюркгейм является одним из самых известных социологов и философов. Ученого по праву признают основателем французской социологической школы, и генератором множества других идей. Прежде всего, это идея структурно-функционального анализа, который по сей день используется современными социологами как один из самых популярных методов исследования. Также благодаря разработкам Дюркгейма социология смогла выйти на качественно новый уровень, что сделало ее самостоятельной наукой.

Благодаря Эмилю Дюркгейму была разработана четкая концепция предмета социологии, и именно в связи с этим Дюркгейм считается классиком теории социологического метода и особого подхода – социального реализма. К основным положениям социологии, в соответствии с разработками Эмиля Дюркгейма, можно отнести следующие:

  1. Общество – это неотъемлемая часть объективной реальности. Общество также включено в общий порядок развития природы, но при этом обладает своими специфическими чертами и особенностями.
  2. Общество первично, если мы говорим об отношении общества к составляющим его людям
  3. Социальные факты, которые исследуются социологией, объективны. Они не могут зависеть от личного мнения индивида, от человеческого произвола, поскольку факты остаются фактами.

По мнению Дюркгейма, социология должна изучать социальную действительность, которая есть на самом деле. Она обладает огромным количеством специфических качеств и черт, и по этой же причине в рамках социологии должна использоваться собственные специфические методы, которые обладают уникальными чертами и набором характеристик в зависимости от сферы, в которой эти самые методы применяются исследователем.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальные факты – это предмет изучения социологической науки. Они существуют вне жизнедеятельности индивида, но могут оказывать на его жизнь огромное воздействие.

Задачи социологической науки сводятся к элементарному обоснованию и пониманию, что именно мотивирует человека вступать во взаимосвязи с другими членами общества, и почему для индивида стабильность в социальном порядке является самой важнейшей ценностью. Также крайне важно определить, какие законы могут контролировать межличностные процессы и управлять ими. Социология по Э. Дюркгейму – это свободная объективная наука, которая не имеет в своем бэкграунде никаких предрассудков или спекуляций, в связи с чем она в большей степени предпочтительна в рамках исследований социальной реальности, чем какие-либо иные научно-исследовательские направления.

Положения социологии Дюркгейма

С точки зрения исследовательских взглядов Эмиля Дюркгейма и французской социологической школы, основателем которой он является, общество предстает перед нами в качестве системы нравственных связей, которые образуются между людьми. Эти отношения могут быть навязаны человеку, могут принуждать его к осуществлению той или иной деятельности. Общество нуждается в том, чтобы его изучали, и делать это можно через анализ отдельных социальных фактов. Причем, социальные факты должны соответствовать категориям социального.

В социальных фактах важную роль играет сознание человека. Оно может рассматриваться с точки зрения двух своих форм:

  • индивидуальное человеческое сознание;
  • коллективное сознание.

Коллективное сознание может проявляться в качестве некоторых коллективных представлений, которые могут сделать общество однородным, более стабильным и устойчивым, а это играет немалую роль в исследовании современной социальной реальности.

Дюркгейм придавал большое значение концепции социальной солидарности. Он стремился реализовать ее в любых ситуациях, которые сменяют друг друга на каждом историческом этапе. С позиций солидарности человек может понять, как он поступает, как его поступки сказываются на жизнедеятельности других людей, и могут ли данные действия создать ситуации риска. К тому же, в рамках либеральных позиций солидарность могла бы помочь достигнуть мирного разрешения противоречий, с учетом интересов не только богатых категорий населения, но и беднейших слоев, которые как раз чаще, чем все остальные, подвергаются давлению со стороны.

Также очень важно указать на такие положения, как выделение объективной социальной действительности и в качестве сферы бытия, и в качестве отдельного вида деятельности. Социальная действительность может быть выделена по отношению к биологической природе человека или к его эмоционально-психическому началу. В любом случае, возрастает роль человеческой личности, ее установок, ценностных ориентаций, желаний и возможностей, стремлений удовлетворить свои потребности. Индивидуальное поведение теперь регулируется объективными нормами контроля, которые распространяются на все категории общества.

Общество рассматривается в качестве особой структуры, где все элементы очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Особенность состоит в том, что каждый компонент общества наделен своими функциями, и при должном их исполнении общество в целом может успешно функционировать. Если нарушится жизнедеятельность какого-либо элемента, то это попросту может привести к тому, что будет разрушена вся социальная система. В систему входят социальные институты, которые в основном отвечают за четыре ключевые сферы жизни общества: социальную, экономическую, политическую и духовную. Между ними существуют зависимости, они могут соединяться друг с другом, образуя совершенно новую систему со своими направленностями действий.

Долгое время наука об обществе не считалась самостоятельной дисциплиной. Этот предмет изучали только в рамках курса философии или психологии.

Эмиль Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм и его основные идеи о социологии, как отдельной отрасли знаний, изменили ситуацию. Французский исследователь внёс наибольший вклад в изучение социальных отношений.

Личность Эмиля Дюркгейма

Будущий философ родился в 1858 году на севере Франции в глубоко религиозной еврейской семье. Все мужчины в его роду служили раввинами. Эмиль Дюркгейм тоже получал образование в еврейской школе, но, в отличие от своих родственников, юноша не стал связывать свою жизнь со служением богу.

Переехав в Париж, в 1879 году он и с третьей попытки поступил в университет. Именно в стенках учебного заведения он познакомился с исследованиями:

  • О. Конта (позитивизм);
  • Г. Спенсера (функционализм);
  • Р. Декарта (рационализм);
  • Ш. Монтескьё (детерминизм).

Социология Э.Дюркгейма

Одарённый студент не мог не заметить, что изучению функционирования общества не уделяется должного внимания. Поэтому уже в университетские годы основная идея Эмиля Дюркгейма заключалась в развитии социологии, как полноценной академической дисциплины. В 1882 году он окончил университет и приступил к преподаванию философии в провинциальных школах. Через 3 года, во время командировки в Германию, Дюркгейм полностью посвятил себя изучению науке об обществе.

После возвращения во Францию начался самый продуктивный период в жизни философа:

  1. Дюркгейм стал преподавателем в университете Бордо.
  2. Разработал первый общественно-научный курс.
  3. Создал Французскую социологическую школу.
  4. Был приглашён преподавателем в Сорбонну.
  5. Основал первый факультет социологии в Европе.

Дюркгейм был превосходным оратором, его доклады и презентации пользовались огромной популярностью. Философ активно участвовал в политической и общественной деятельности. Был сторонником демократии и либерализма.

Кроме этого, во время военных действий погибли ведущие специалисты социологической школы и его сын Андре. В 1917 году у философа случился инсульт, пережить который он не смог.

Основные труды философа

Современные исследователи полагают, что вклад Дюркгейма в социологию неоценим. Он первым обосновал предмет и методологию этой общественной науки, изучил проблемы религии и суицида.

Развитие социологии

  • морфологическую (изучение строения общества);
  • физиологическую (изучение социальных сфер жизни);
  • общую (законы функционирования социума).

Дюркгейм считал, что социология должна исследовать общественные факторы, которые и являются предметом изучения науки. Философ выделял морфологические и духовные факторы. К первой группе можно отнести плотность населения и способы коммуникации между социальными группами. Ко второму типу относится религия, нормы морали, культурные традиции. Выбрать среди этих факторов наиболее или наименее важные невозможно. Они в равной степени влияют на развитие человека.

Эмиль Дюркгейм социология

Дюркгейм предлагал изучать социальные факторы как вещественные объекты.

То есть использовать метод наблюдения, сравнения и всестороннего анализа. Материалистический подход учёный категорически отвергал.

Согласно концепции философа, общество представляет собой систему взаимодействий индивидов. Поведение конкретной личности обуславливается сплочённостью социума и установленными ценностями, нормами. Над каждым индивидом довлеет общество. Утверждения и взгляды Дюркгейма соответствуют социологизму или направлению социального реализма.

Для прогрессивного общества свойственна солидарность, то есть социальная сплочённость и наличие единых ценностей. Регрессивное объединение можно характеризовать аномией. В понимании Дюркгейма это явление означает полное отсутствие законов и норм поведения.

Исследование природы суицида

Исследование природы суицида

Философ выделял несколько видов самоубийств:

  1. Эгоистическое. Характеризуется полным разрывом связи между личностью и его социальной группой.
  2. Альтруистическое. Утрата связи человека с обществом по независящим от индивида причинам.
  3. Аномическое. Возникает из-за серьёзных социальных потрясений.
  4. Фаталистическое. Характеризуется страхом личности перед утратой авторитета или признания.

Кроме того, Эмиль Дюркгейм вёл подробную статистику самоубийств и обнаружил несколько любопытных фактов. Например, он выяснил, что процент суицидов высок среди протестантов, вдов и разведённых людей. Количество самоубийств увеличивается в период войн, революций, экономических кризисов. Люди, проживающие в городах, склонны к суициду больше, чем население, находящееся в сёлах и деревнях. Учение о природе самоубийства до сих пор используется современными психологами всего мира.

Проблемы религии

Проблемы религии

Изучая краткую биографию философа, стоит отметить, что религия оказала огромное влияние на развитие его личности. Несмотря на то что Дюркгейм не стал раввином, он продолжал поддерживать еврейское общество, относился с больши́м уважением к обычаям и традициям народа. По своим взглядам Дюркгейм был агностиком. Социолог не верил в существование бога, но признавал важную роль религии в формировании основ морали и нравственности.

Он оказал огромное влияние на развитие западной социологии. Наряду с О. Контом, К. Марксом и М. Вебером он считается основоположником этой науки. Труды философа, которые может скачать любой желающий, до сих пор применяются для изучения факторов общества. Изложенный материал может быть использован для составления курсовой работы или реферата по социологии Э. Дюркгейма.

Читайте также: