Какая школа появилась на месте георгиевского монастыря

Обновлено: 04.07.2024

Святой Георгий Победоносец издревле считался покровителем Москвы. В первопрестольной существовало множество посвященных ему храмов, был и Георгиевский монастырь, ставший первым родовым монастырем дома Романовых.

Предобрая Анастасия

Существовала и одна добрая примета. В зимний Юрьев день люди слушали воду в колодцах: если она шумела, ждали вьюжной и морозной зимы. Если молчала, знали – зима будет теплой.

Врата святого Георгия

Царь Федор продолжил традицию матери. Он не только восстановил обветшавшую Георгиевскую обитель, но и повелел на всех крестных ходах носить из нее икону святого Феодора Стратилата, своего небесного хранителя. После воцарения Романовых благолепие их родового монастыря расцвело. На все храмовые праздники обители инокиням присылали из дворца к трапезе великолепные блюда, а сам монастырь содержался щедрыми вкладами.

Стрешнев пережил и Алексея Михайловича, и его сына Федора, на венчании которого в Успенском соборе он был удостоен чести держать на золотом блюде царский венец, и в том же 1676 году был пожалован в бояре. Наконец, он был назначен дядькой малолетнего Петра, приняв участие и в его коронации в 1682 году. Через пять лет Стрешнев умер. Его сын Иван на помин души родителя подарил в Георгиевский храм образ Собора архангела Михаила, писанный мастером Оружейной палаты.

Напротив монастыря сохранился дом боярина Ивана Борисовича Троекурова, возглавившего Стрелецкий приказ в 1689 году после казни своего предшественника Федора Шакловитого. Чуть ранее князь Василий Голицын построил поблизости роскошный дворец, прозванный восьмым чудом света: с островерхой медной крышей, с настоящими стеклами в окнах, с поливными изразцами, с расписанными звездами потолками и венецианскими зеркалами. Гордый боярин Троекуров, ведший род от самого Рюрика, решил не отставать от соседа и выстроил рядом великолепные палаты о трех этажах. Петр, проведав о том, назвал Троекурова казнокрадом (палаты опального Голицына уже давно были забраны в казну), но его сына, князя Федора Ивановича, своей милости не лишил: храбрый царский слуга был убит в Азовском походе. Троекуровы покоились на погосте Георгиевского монастыря. Это знаменитое в старой Москве кладбище стало особой страницей в летописи обители.

В 1756 году здесь был похоронен опальный государственный деятель Михаил Гаврилович Головкин. Его отец, родственник Наталии Кирилловны Нарышкиной, при бунте царевны Софьи остался верен Петру и даже сопровождал его в грозную августовскую ночь 1689 года из Преображенского в Сергиеву лавру. Петр не забыл этого подвига и наградил его орденом святого апостола Андрея Первозванного и титулом канцлера, тем более что Головкин-старший участвовал и в Полтавской битве, и в Прутском походе. По заслугам отца ко двору был приближен и сын – Михаил. Его женили на Екатерине Ивановне Ромодановской, крестнице Петра и внучке Федора Ромодановского. Свадебным маршалом был сам Петр I, а императрица – посаженной матерью невесты. На свадьбе случился курьез. Можно представить, в какой патриархальной семье росла эта девушка, воспитанная в дедовском доме! Хотя она и получила хорошее образование, знала иностранные языки и танцевала на ассамблеях с самим царем, но была робка и молчалива, что считалось тогда женской добродетелью. Когда священник на венчании спросил ее, согласна ли она взять в мужья раба Божия Михаила, вместо нее утвердительно ответил жених. Но характером она обладала, как показало будущее, на редкость твердым: именно ее супружеский подвиг был совершен почти на столетие раньше подвига самоотверженности жен декабристов.

Их сослали так далеко, что конвойные два года отыскивали назначенное место ссылки. Она прожила с мужем в Сибири долгих 14 лет, даже смогла вылечить его там от подагры, что не получалось у столичных врачей, а после его смерти в 1755 году исхлопотала разрешение перевезти тело в Москву и похоронить на погосте Георгиевского монастыря, где уже покоились его отец и дед. Говорили, что Екатерина Ивановна каждый день ездит на могилу мужа. На самом же деле она поселилась в Георгиевской обители – ради того, чтобы быть погребенной рядом с любимым супругом. Это было особенностью Георгиевского монастыря: в нем могли жить женщины, не принимая пострига. Вдова провела в этой обители 35 лет (хотя ей было возвращено придворное звание статс-дамы, пожалованы крепостные и назначена пенсия), все время посвящая молитве и занимаясь благотворительностью. В Москве ее считали едва ли не святой и даже ездили к ней на прием. Нанесла ей визит в Георгиевский монастырь и императрица Екатерина II, когда приехала в Москву на коронацию в сентябре 1762 года. Ромодановская-Головкина умерла на 91-м году жизни и, как и желалось ей, была упокоена в Георгиевской обители, хотя И.М. Снегирев называет местом ее погребения Спасо-Андроников монастырь.

Александра Борисовича, выпускника Морской академии и сына капитана, павшего в Северной войне, Петр I взял к себе в денщики за мужественность и хорошую репутацию, и он не покидал царя вплоть до его смерти, снискав доверие и у преемников Петра. Императрица Елизавета назначила Бутурлина главным правителем Малороссии, затем пожаловала генерал-губернатором в Москву. Когда грянула Семилетняя война, он был в 1760 году назначен главнокомандующим русской армии, выступившей против Пруссии; под его командованием одно время служил сам Суворов. Петр III вернул его в Москву. Именно Бутурлин приводил москвичей к присяге императрице Екатерине II после очередного дворцового переворота, выступив ее сторонником. За это государыня поручила ему подготовку своей коронации, и этими доселе невиданными пышными торжествами 1762 года Москва была обязана Бутурлину. Императрица пожаловала его шпагой, унизанной бриллиантами. Но на следующий год он занемог и подал в отставку. Екатерина прислала ему своих лейб-медиков, но они оказались бессильны. И в 1767 году епископ псковский Иннокентий и архимандрит Троицкой лавры Платон, будущий Московский митрополит, провожали Бутурлина в последний путь.

За счет погребений столь знатных и богатых людей Георгиевский монастырь не имел ни в чем недостатка. Потомки почивавших на его погосте щедро одаривали монастырь вотчинами, драгоценной утварью, образами на помин души и всегда приезжали сюда в дни храмовых праздников и в день поминовения усопших.

Монастырь продолжал жить своей жизнью. Цари Алексей Михайлович и Федор Алексеевич ходили сюда на престольный праздник, одаривая инокинь пасхальными яйцами и допуская к руке. В правление Петра по благословению местоблюстителя Стефана Яворского была построена новая Георгиевская церковь, и в том же XVIII веке монастырские врата украсила церковь Спаса Нерукотворного. В 1750 году в обители появилась церковь святых Захария и Елисаветы, сооруженная княгиней Прасковьей Шаховской в честь и во здравие правящей императрицы Елизаветы Петровны. Оттого императрица, бывая в Москве, всегда посещала Георгиевский монастырь, где был храм во имя ее ангела и где были похоронены ее предки. По преданию, это был любимый московский монастырь Елизаветы Петровны. Царский характер обители, связанной с жизнью и историей дома Романовых, всячески подчеркивался – даже в иконостасе соборного храма был образ архангела Михаила с двуглавым орлом в короне на груди.

Огнем и мечом

В 1812 году большинство монахинь отправились в эвакуацию, а в стенах монастыря вместе с оставшимися инокинями укрылись его священнослужители с семьями. Последняя настоятельница тоже осталась в своей обители, где ей было суждено принять мученическую смерть. Все монастырские ценности: царские дары, утварь и ризницу – зарыли в землю под амвоном соборного Георгиевского храма и приготовились ждать вражеского нашествия.

Французы ворвались в монастырь и стали разыскивать сокровища, но ничего не нашли. Тогда они стали пытать настоятельницу, священника с женой и дьякона, но безуспешно. Снегирев утверждает, что им все же удалось найти спрятанные ценности, потому что предал кто-то из русских мародеров. Неприятельские солдаты встали на постой в Георгиевской церкви, а в других двух монастырских храмах поставили лошадей. Потом они, видимо, подожгли монастырь, ибо все его здания сгорели, кроме нескольких келий. Игуменью замучили до смерти, а священник Иван Алексеев с супругой Евдокией умерли от мучений уже после ухода Наполеона, но в один день – так Бог прославил их. Лишь дьякон оправился от ран и оставался в своем чине до мирной кончины в 1830-х годах. Вернулись и монахини. Однако сам Георгиевский монастырь ожидала печальная участь: он был настолько разорен, что его упразднили. В 1813 году две его церкви, Георгиевская и Казанская, были восстановлены тщанием Бекетова и Дурасова, но после упразднения обители их обратили в приходские. При них построили жилой дом для священников кремлевских Архангельского и Благовещенского соборов. Монахини же были переведены в Страстной монастырь.

Архитектором стал молодой зодчий Владимир Дмитриевич Шер, сын известного мастера художественной резьбы по кости, который делал резные иконостасы для великих московских монастырей – Высоко-Петровского, Знаменского и Рождественского. В Эрмитаже хранится резной образ Богоматери работы Дмитрия Шера, исполненный по личному заказу Николая I, а в Кремле – деревянный царский трон. Выпускник Императорского московского училища живописи, ваяния и зодчества, Владимир Шер принимал участие в перестройке кремлевской Патриаршей библиотеки и Синодальной конторы. Георгиевская электростанция стала его главным и единственным творением, ибо зодчий умер вскоре после ее постройки.

Бывшие монастырские храмы продолжали действовать до советского времени. В конце XIX века Георгиевская церковь была своеобразным домовым храмом императорских театров, став приходской для артистов Большого и Малого театров, а ее настоятель, священник Иван Никольский, преподавал закон Божий в Императорском театральном училище на Неглинной.

Расцвет монастыря

Анастасия очень любила Георгиевский монастырь, часто посещала его с венценосным мужем, много жертвовала на его устроение в память тетки-воспитательницы и отчего дома. Она построила рядом с ним церковь во имя святой Анастасии Узорешительницы, разобранную только в 1793 году: из ее камня построили знаменитую церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду.

Царь Федор продолжил традицию матери. Он восстановил обветшавшую Георгиевскую обитель и повелел на всех крестных ходах носить из нее икону святого Феодора Стратилата, своего небесного хранителя. После воцарения Романовых благолепие их родового монастыря расцвело. На все храмовые праздники обители инокиням присылали из дворца к трапезе великолепные блюда, а сам монастырь содержался щедрыми вкладами.

Цари Алексей Михайлович и Федор Алексеевич ходили сюда на престольный праздник, одаривая инокинь пасхальными яйцами и допуская к руке. В правление Петра по благословению местоблюстителя Стефана Яворского была построена новая Георгиевская церковь, и в том же XVIII веке монастырские врата украсила церковь Спаса Нерукотворного. В 1750 году в обители появилась церковь святых Захария и Елисаветы, сооруженная княгиней Прасковьей Шаховской в честь и во здравие правящей императрицы Елизаветы Петровны. Оттого императрица, бывая в Москве, всегда посещала Георгиевский монастырь, где был храм во имя ее ангела и где были похоронены ее предки. По преданию, это был любимый московский монастырь Елизаветы Петровны. Царский характер обители, связанной с жизнью и историей дома Романовых, всячески подчеркивался – даже в иконостасе соборного храма был образ архангела Михаила с двуглавым орлом в короне на груди.

В чумную эпидемию 1771 года погибли многие его монахини, а через два года сгорел сам монастырь, но был восстановлен Екатериной II, тоже очень любившей эту обитель, и скоро заимел новых насельниц.

Монастырский погост

В 1756 году здесь был похоронен опальный государственный деятель Михаил Гаврилович Головкин. Его супруга, Екатерина Ивановна, поселилась в Георгиевской обители – ради того, чтобы быть погребенной рядом с любимым супругом. Это было особенностью Георгиевского монастыря: в нем могли жить женщины, не принимая пострига. Вдова провела в этой обители 35 лет, все время посвящая молитве и занимаясь благотворительностью. В Москве ее считали едва ли не святой и даже ездили к ней на прием.

За счет погребений столь знатных и богатых людей Георгиевский монастырь не имел ни в чем недостатка. Потомки почивавших на его погосте щедро одаривали монастырь вотчинами, драгоценной утварью, образами на помин души и всегда приезжали сюда в дни храмовых праздников и в день поминовения усопших.

Разорение в 1812 году и упразднение монастыря

Конец монастырскому благолепию принесла Отечественная война 1812 года.

В 1812 году большинство монахинь отправились в эвакуацию, а в стенах монастыря вместе с оставшимися инокинями укрылись его священнослужители с семьями. Последняя настоятельница тоже осталась в своей обители, где ей было суждено принять мученическую смерть. Все монастырские ценности: царские дары, утварь и ризницу – зарыли в землю под амвоном соборного Георгиевского храма и приготовились ждать вражеского нашествия.

Французы ворвались в монастырь и стали разыскивать сокровища, но ничего не нашли. Тогда они стали пытать настоятельницу, священника с женой и дьякона, но безуспешно. Снегирев утверждает, что им все же удалось найти спрятанные ценности, потому что предал кто-то из русских мародеров. Неприятельские солдаты встали на постой в Георгиевской церкви, а в других двух монастырских храмах поставили лошадей. Потом они, видимо, подожгли монастырь, ибо все его здания сгорели, кроме нескольких келий. Игуменью замучили до смерти, а священник Иван Алексеев с супругой Евдокией умерли от мучений уже после ухода Наполеона, но в один день – так Бог прославил их. Лишь дьякон оправился от ран и оставался в своем чине до мирной кончины в 1830-х годах. Вернулись и монахини. Однако сам Георгиевский монастырь ожидала печальная участь: он был настолько разорен, что его упразднили.

В 1813 году две его церкви, Георгиевская и Казанская, были восстановлены тщанием Бекетова и Дурасова, но после упразднения обители их обратили в приходские. При них построили жилой дом для священников кремлевских Архангельского и Благовещенского соборов. Монахини же были переведены в Страстной монастырь.

В 1887 на территории бывшего монастырского сада построили первую в Москве центральную городскую электростанцию, названную Георгиевской – с ней тоже окажется связанной судьба Георгиевского храма. Есть точка зрения, что для здания электростанции были перестроены или взяты за основу старые монастырские кельи. Ее облик, бесспорно, определила старомосковская атмосфера Георгиевского переулка, где еще сохранялись древние церкви, боярские палаты, старинные дома. Оттого сугубо производственное здание было построено в виде русского теремка. Архитектором стал молодой зодчий Владимир Дмитриевич Шер.

Бывшие монастырские храмы продолжали действовать до советского времени. В конце XIX века Георгиевская церковь была своеобразным домовым храмом императорских театров, став приходской для артистов Большого и Малого театров, а ее настоятель, священник Иван Никольский, преподавал закон Божий в Императорском театральном училище на Неглинной.

После революции

Использованные материалы

[1] Иногда встречается мнение, что он упокоился в церкви Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке.

[2] Ныне - 179 школа МИОО.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Георгиевский монастырь

Георгиевский монастырь возник из древней приходской церкви святого Георгия Победоносца. Он находился между Тверской и Большой Дмитровкой. Монастырь стал первым родовым монастырём дома Романовых.

Георгиевский монастырь на плане Москвы 1796 года (обозначен цифрой 4):

Георгиевский монастырь был упразднён в 1813 году, так как был сильно разрушен во время Отечественной войны 1812 года. Два монастырских храма были снесены в 1930 году. Сохранились здания монастырских келий (Георгиевский переулок, 3-7/3; Большая Дмитровка, 3, 5). В основе домов синодального ведомства по Камергерскому переулку также находятся игуменские кельи монастыря.

Название монастыря сохранилось в наименовании Георгиевского переулка.

Вероятно, она заложена князем Владимиром Андреевичем Серпуховским при св. митрополите Фотии как образ церкви в с.Высоком под Коломной, где князья Дмитрий(Донской) и Владимир Серпуховской(Донской) получили благославление перед сражением с Мамаем. Мария Голтяева-Кошкина, ставшая супругой сына Серпуховского князя и матерью великой княгини Марии Ярославовны, владела дворами рядом с Георгиевской церковью. Она оказала большое духовное влияние на семью Василия Темного, так чудесный молебен ее зятя Василия Темного произошел в с.Высоком в церкви св.Епгрия(Георгия), основанной свт. Алексием. Святые мощи митрополита Алексия были обретены в годы правления Василия Темного. А первенца великокняжеской семьи назвали Юрием. Впервые образ св.Георгия появился на великокняжеских монетах именно в это время.

Сегодня осенний Юрьев день. В школе, построенной на фундаменте Георгиевской церкви, проходит математическая олимпиада. Рядом экскаватор разрывает траншею для прокладки коммуникаций. Прораб Александр удивляется поднимающемуся из траншеи густому пару. Никаких древностей не найдено. Я пришел понаблюдать за работами. На встречу мне из школы идет мой бывший ученик Георгий. Вот так!

Изображение

В газете, где впервые появилась эта фотография, было описание причин разрушения храмов Георгиевского монастыря. Только найти эту газету я не смог.


Свято - Георгиевский женский монастырь является уникальной рукотворной достопримечательностью. Он стал не только местом отшельничества, но и концентрацией мощной энергетики, собирающей добро и позитив. Прихожане и паломники получают здесь удивительную возможность исцеления. Вера и надежда помогут исполниться любой мечте.


Живописное место

Северный Кавказ впечатляет многими красивыми местами, которые способны привести в восторг каждого человека. Величественные пейзажи здешних мест воспевали многие художники и поэты.

На фоне великолепных пейзажей сложно не обратить внимания на постройку, которая гармонично сливается с зодчеством природы. Здесь соединяются благодать Господняя и величие Минеральных Вод. Имя этого духовного оазиса – Свято-Георгиевский монастырь. Гора Дубровка - идеальное место для этого пристанища.

На 35-м километре трассы федерального значения красуется сей белокаменный храм. Мрамор для его возведения привезли с Урала. Монастырь возведен на вершине одного из холмов. Окружают его величественные горы, прикрытые голубой дымкой, словно кружевной вуалью. У подножия холма раскинулись зеленые луга и цветущие сады. Вдали виднеется поселок. Примерно эту картину вы будете наблюдать, приехав в это чудесное место.

Двор монастыря

Обитатели монастыря

Святое место создавалось в качестве приюта для женщин. Здесь было предусмотрено строение большого сестринского корпуса, необычная архитектура которого впечатляет своей красотой. Для создания стен этого здания использовался красный кирпич.

Красивый и величественный монастырский ансамбль на сегодняшний день считается единственным оплотом крупицей монашества для женщин на Кавказских Минеральных Водах.

Свято -Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка

Историческая справка

Создание Свято - Георгиевского женского монастыря было задумано местными жителями. Выбор этой местности не был случайным. Гора Дубровка открывает изумительную обзорную панораму.

Работы по возведению Свято - Георгиевского женского монастыря стартовали с благословения митрополита Гедеона. Это случилось в 1998 году в день почитания Святого Георгия.

Понадобилось около года, чтобы совместными усилиями местного населения завершить начатый проект. Уже к 2003 году начали строить женский монастырь с приютом, где должны были жить девочки – сироты. Возведение производилось с благословения владыки Феофана.

К 2006 году монастырь начали заселять первые жительницы. Среди них и матушка Варвара, ныне ставшая здесь настоятельницей.

Свято -Георгиевский женский монастырь Ессентуки

Особенности архитектуры

Свято - Георгиевский женский монастырь поражает грациозностью архитектуры. У него идеальные пропорции, а мраморные стены отличаются особенной белизной. Украшением храма стали и колонны из этого же минерала, а на полу красуется мраморная мозаика. На сегодняшний день еще не завершен процесс росписи храма и монастырского помещения.

Свято -Георгиевский женский монастырь на горе

Первые молебны

Катерлезский Свято - Георгиевский женский монастырь начал свою деятельность с первого молебна. Строительство успешно завершилось благодаря молитвам протоиреев Иоанна (Знаменского) и Гермогена (Лиманова), а также священников, которые служат в Свято – Никольском соборе в Кисловодске. Их силами проводились регулярные богослужения на Дубровке в виде воскресных водосвятных молебнов.

Свято - Георгиевский женский монастырь на горе – одно из первых мест посещения владыки Феофана, когда его назначили епископом Ставропольским и Владикавказским. Из его уст прозвучали слова благословения. Он обеспечил финансирование работ.

После окончания строительства храма и колокольни пришло время заняться их отделкой. Позднее возвели часовню и современный жилой корпус, где поселились монахини и воспитанницы из приюта для детей.

Свято -Георгиевский женский монастырь город Ессентуки

Информация для посетителей

Свято - Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка открыт ежедневно с 7:00 до 19:00. Время совершения утреннего богослужения – 8:00, вечерняя служба начинается здесь в 16:00. Посещать монастырь разрешается исключительно женщинам. Существует возможность заказа сюда экскурсий.

У всех паломников, которые приезжают в Свято - Георгиевский женский монастырь города Ессентуки, должен быть в наличии документ, удостоверяющий их личность. Также важно предоставить паспорт с пропиской. Если люди хотят оказать посильную физическую помощь монастырю, их разместят в паломнической комнате.

Реставрация храма

Мнения паломников

Люди называют монастырь намоленным местом. Также высоко оценивается красота местной природы, необычно светлая энергетика храма, возведенного на фоне горных вершин.

Местность утопает в цветах и зелени. Можно воспользоваться оборудованным здесь источником, в котором течет святая вода, посетить чудодейственную купальню. Церковная лавка щедро предлагает полакомиться свежеиспеченными пирожками. Их готовили здешние послушницы.

Не так давно в монастыре появилась статуя Георгия Победоносца, чье имя он носит. Развитие проекта продолжается интенсивными темпами. Теперь возводится еще одно из зданий.

Также паломники называют монастырь чистым и светлым местом. Здесь душа открывается нараспашку благодаря доброй и мощной энергетике. Фундаментальное здание имеет торжественный облик. Белоснежный мрамор обеспечивает особенность восприятия, поэтому сам вид постройки уже вызывает великолепные эмоции.

Люди едут сюда за ответами на вопросы духовности, находят здесь утешение и поддержку. В монастыре есть частички святых мощей, сильные чудодейственные иконы. Мощная энергетика здешних мест не оставляет равнодушным никого из посетителей.


Заключение

Женский Свято-Георгиевский монастырь на горе Дубровке – место концентрации духовности этого района. Он расположен близ города Ессентуки, жители которого (двоюродные братья Музенитов и Асланов) решили возвести на вершине горы храм, посвятив его Святому Георгию.

В этой удивительно живописной местности сама природа благословила людей на создание святого оазиса. Идея была поддержана многими священнослужителями. Руководство края выделило земельный участок в размере 2,5 га, чтобы обеспечить для монастыря территорию. С каждым годом здание становится все краше.

Сегодня это сооружение радушно открыто для посетительниц. Помимо изучения истории монастыря и молитв среди святых ликов, в церковной лавке можно приобрести иконы и книги, подкрепиться пирожками.

Паломницы называют это место очень сильным энергетически. Впечатление усиливается красотой окружающей природы. Сюда можно добраться от города Ессентуки на такси или личном транспорте. Лучше приезжать утром, чтобы успеть на богослужение. Посетительницы должны взять с собой паспорт или другой документ, удостоверяющий их личность. Таковы требования местной настоятельницы.

Читайте также: