Массовая доля элемента в сложном веществе план урока

Обновлено: 07.07.2024

Содержимое разработки

Тема 4. Соединения химических элементов

Цель: сформировать понятие массовой и объёмной долей; научиться производить расчёты с использованием этих понятий.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, Таблица растворимости солей, кислот и оснований.

Содержание материала

Давайте вспомним, с какими новыми понятиями и терминами мы познакомились на прошлых уроках ( кислоты, основания, соли и оксиды).

Мы заем, что природная вода не является чистым раствором, в ней содержатся соли кальция, магния. Почему иногда воду называют жесткой, а иногда мягкой? От чего это может зависеть? (от содержащихся в ней солей).

-Как можно назвать малую часть от чего-то большого? (Доля)

-А если нам нужно узнать малую часть массы вещества от большой массы всей смеси или раствора как можно назвать эту величину (массовая доля).

Массовая доля – это отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.

Массовую долю обозначают латинской буквой ω


w – массовая доля растворённого вещества
m (в-ва ) –
масса растворённого вещества (г, кг)
m (р-ра) –
масса раствора (г, кг)

Выведите из этой фрмулы формулу массы вещества


С помощью массовой доли можно выражать состав смеси веществ, причём любой – твёрдой, жидкой или газообразной.

Давайте решим задачу на поиск массовой доли вещества в смеси.

При выпаривании раствора массой 500 г образовалось 25 г кристаллической соли. Вычислите массовую долю соли в исходном растворе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в 7 классе по учебнику Г.Е. Рудзитис 8 класс с применением ИКТ. В методической разработке представлен план-конспект урока углубления и корректировки знаний, закрепления практических умений и навыков и презентация к нему. Цель: обобщить и систематизировать знания о химических формулах, качественном и количественном составе веществ; развивать навыки решения задач с использованием массовой доли элемента в веществе;ознакомиться со способами нахождения формул веществ по данным о массовых долях элемента.

П л а н – к о н с п е к т у р о к а п о

х и м и и в 7 к л а с с е п о т е м е:

« МАССОВАЯ Д О Л Я Э Л Е М Е Н Т А

В С Л О Ж Н О М В Е Щ Е С Т В Е.

Учитель первой квалификационной

категории АНДРЕЕВА О.Д.

Тема урока: Массовая доля элемента в сложном веществе. Решения

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о химических формулах,

качественном и количественном составе веществ; развивать навыки

решения задач с использованием массовой доли элемента в веществе; ознакомиться со способами нахождения формул веществ по данным о массовых долях элементов.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, карточки с заданием для фронтальной работы, алгоритмы.

Базовые понятия и термины: относительная формульная и относительная молекулярная массы, массовая доля элемента, простые и сложные вещества,

Тип урока: углубление и корректировка знаний, закрепления практических умений и навыков.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративные; практические : решение задач; репродуктивные; частично-поисковые.

И. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация опорных знаний учеников

IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся

V. Домашнее задание

VI. Подведение итогов урока

1. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания.

Для успешного восхождения на вершину знаний, необходимо иметь хорошую подготовку, иметь необходимые знания и навыки, которые нужны для освоения материала. Давайте проверим, насколько мы готовы к восхождению на вершину, к восприятию новых знаний. Какими знаниями мы уже обладаем, и чем нам необходимо овладеть.

Проводится проверка выполнения письменных домашних заданий.


Задача №2

Задача №3

Задача №4

m(Cr) : m(O) = 52 :48 = 26:24 =13:12

III. Актуализация опорных знаний учеников

Мы постепенно начинаем подниматься на вершину знаний. Но для такого тяжелого пути нам необходимо иметь орудия, то есть вспомнить некоторые сведения, которые понадобятся при изучении темы.

- Запишите формулы для вычисления массовой доли элемента и массы элемента.

- Какие величины необходимо знать для вычисления массовой доли элемента по химической формуле ?

- Как найти относительную атомную массу?

- По каким данным записывают химические формулы ?

IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся

Перед нами вершина знаний. На прошлом уроке мы уже освоили основные приемы решения задач по формуле вещества, и каждый из вас достиг некоторых высот на этой вершине. Кое-кто находится у подножия горы (средний уровень), кто достиг самого пика - вершины знаний. И сегодня мы должны подняться как можно выше, научиться находить массовые доли элементов в веществах, вычислять массы элементов по их массовым долям, находить формулы веществ по данным о массовых долях элементов.

Посмотрите на альпиниста у подножия горы. Как вы думаете, ему нужны усилия, чтобы подняться на гору? А если без усилий двигаться по горе, то куда можно попасть? Поэтому сегодня на уроке, для того, чтобы не скатиться вниз, нам нужно будет приложить много усилий для решения упражнений, быть внимательными и настойчивыми в работе.

1.Записать сокращенное условие задачи. 2.Определить относительную молекулярную или формульную массу вещества. 3.Определить массовую долю искомого элемента вещества по формуле. 4.Записать ответ.

Для определения массовой доли элемента в соединении пользуются формулой:


ω% (Э) =

Где ω% (Э) – массовая доля элемента в соединении;

n - количество атомов элемента в соединении;

Ar (Э) – относительная атомная масса этого элемента;

Mr (вещества) – относительная молекулярная масса данного соединения.

Задача 1. а).Малахит – хрупкий минерал зеленого цвета, имеет формулу СиСО3(OH)2. Его считают русским камнем, слава его началась с 1635р. – после открытия уральских малахитовых рудников, которые сейчас полностью исчерпаны. Определите массовую долю всех элементов в этом соединении.

б) Магнезит имеет формулу МgСО3. Вычислить массовые доли элементов в минерале.

в) Изумруд – камень зеленого цвета, формула Be 3Al2(SiO3)6. В изумрудную чашу, по библейской легенде, собрали кровь Христа. Римский император Нерон через изумрудный монокль наблюдал как горит Рим. Определите массовую долю всех элементов в этом соединении.

б) Рубин, который в Древней Индии называли царем драгоценных камней - разновидность минерала корунда(Al 2O3). Его красный цвет обусловливают примеси атомов Хрома. Кристалл рубина массой 167г содержит 15г атомов Хрома. Вычислите массовую долю Хрома в этом кристалле.

2. Вычисление отношения масс элементов в сложном веществе по его формуле

1.Записать сокращенное условие задачи .

2.Записать формулу для вычисления массовых соотношений элементов, указывая в скобках их символы:

m (А) : m (В) : m (С) = хМ(А) : уМ(В) : zМ(С)

3.Рассчитать массовые соотношения, подставив соответствующие значения в формулу.

Задача1. Найти массовое соотношение элементов в сульфате алюминия Al2(SO4)3.

Задача 2. Найти массовое соотношение элементов в глюкозе С 12Н 22О11

3. Вычисление массы элемента по известной массовой долей.

1. Записать сокращенное условие задачи

2. Определить относительную молекулярную массу данного вещества

3. Определить массу элемента по формуле

4. Записать ответ

Задача 1. Гематит – полудрагоценный камень от черного до красного цвета, известный еще в Древнем Египте. Массовая доля Железа в нем 0,7. Вычислите массу Железа в камешке массой 50г.

Задача 2. А) Минерал сильвин, что имеет химическую формулу KCl, используют как калийное удобрение. Вычислите массу атомов Калия, которая содержится в 50г сильвина.

Б)Горный хрусталь – это кристаллический , прозрачный, бесцветный кварц с химической формулой SiO2. В древней Греции считали, что это окаменевшая хрустальная вода, которая совсем потеряла тепло. Какая масса Кремния содержится в кристалле горного хрусталя массой 200г?

4. Вычисление массы вещества по известной массовой долей элемента.

Алгоритм 1. Записать сокращенное условие задачи

2. Определить относительную молекулярную или формульную массу вещества

3.Зная массовую долю элемента и его массу в веществе, с помощью пропорции находим массу соединения.

Задача 2. Мрамор , известняк, кальцит и мел являются разновидностями соединения с химической формулой СаСО3. Определить, в какой массе этого соединения содержится 120г атомов Карбона.

5.Нахождение формул веществ по данным о массовых долях элементов.

1.Записываем кратко условие задачи.

2.Определяем относительную молекулярную или формульную массу

3.По формуле n=W•Mr /Ar•100% можно определить количество атомов каждого элемента в формуле.

4. Записать ответ.

Задача1. Минерал пирит –руда, из которой получают железо. Она содержит 47% железа и 53% серы. Относительная формульная масса пирита равна 120. Определите формулу пирита.

Задача 2.Определите формулу гематита – соединения железа с кислородом, в котором массовая доля железа 70%.

6. Нахождение формулы вещества по массовым соотношениям элементов.

Записываем краткое условие задачи.

Записать формулу для вычисления массовых соотношений элементов, указывая в скобках их символы:

m (А) : m (В) : m (С) = Х: У : Z,

Перейти к массовым соотношениям, в которых бы содержалось целое количество атомов каждого вида.

Записать формулу вещества.

Задача 1. Установить самую простую формулу вещества, в состав которой входят водород, углерод, кислород и азот в массовых соотношениях 1:3:4:7.

Задача2. Массовые соотношения меди, серы и кислорода равны 2:1:2. Вывести формулу вещества.

1.Вычислить массовую долю меди в соединении CuSO4

А) 20; Б) 40; В) 60; Г) 80

2. Массовая доля натрия в соде составляет 27%. Рассчитать массу

атомов натрия в соде массою 20г.

А)6,8; Б)8,2; В) 5,4; Г)3,6

3.Рассчитать массу горного хрусталя, в котором содержится 80г кислорода, если массовая доля кислорода в нем составляет 53%.

А) 249; Б)124,5; В)150,9; Г)265,8

4. Вывести формулу пиролюзита, если известно, что в его состав входит марганец и кислород с массовыми долями 63% и 37%, а относительная формульная масса равна 87.

1.Рассчитать массовую долю алюминия в соединении AlPO4

А)22, Б)33, В)44, Г) 66

2.Массовая доля железа в сидерите составляет 48%. Рассчитать массу атомов железа в минерале массой 200г.

А) 60; Б)40; В) 96; Г)20

3.Рассчитать массу кристалла минерала, в котором содержится 30г магния, если массовая доля магния в нем составляет 48%.

А)67,5; Б)56,8; В)62,5; Г)34,8

4.Установить формулу киновари , если известно, что в его состав входит ртуть и сера с массовыми долями 86% и 14%, а относительная формульная масса равна 233.

Учитель. Каждое вещество имеет свою, только характерную для него химическую формулу, которая показывает качественный и количественный состав. По формуле можно дать название веществу. Кроме этого, по формуле находят ее относительную формульную массу и массовую долю элементов в соединении. Для описания вещества по формуле можно использовать такой план.

Качественный состав вещества(элементы, которые его образуют).

Сложное вещество или простое.

Количественный состав(количество атомов каждого элемента в формульной единице).

Соотношения атомов разных элементов в веществе.

Относительная формульная масса.

Массовая доля элементов в соединении.

Вот мы и на вершине знаний. Сегодня, каждый из вас завоевал свою маленькую победу. Давайте поставим свои флажки на ту высоту знаний, которой мы достигли на уроке.

Обучение это работа, которая начинается в школе , а заканчивается дома.

Выполнить задание по карточкам

Найти и подготовить интересную информацию для презентации о драгоценных камнях( легенды, исторические факты, влияние на здоровье, судьбу, талисманы)

Методы: проблемный диалог, индивидуальная работа с дидактическим материалом.

Оборудование: дидактические материалы.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Учитель. На прошлых уроках химии вы изучили атомно-молекулярное учение, которое позволило вам понять, из чего состоят вещества, объяснило сущность химических реакций. Сегодня мы приступаем к новой большой теме “Вывод химической формулы”

Вопрос. Как вы думаете, чему вы научитесь, изучая эту тему? (составлять формулы химических веществ).

1. Что такое вещество?

2. Что такое сложное вещество?

3. Что такое простое вещество?

4. Как можно на бумаге отобразить состав вещества?

5. Что такое химическая формула?

6. что такое индекс?

7. Что такое коэффициент?

Задание. По химической формуле определите в каком из веществ содержится азота больше по массе: в диоксиде азота NO2 или в оксиде диазота N2O

- Смогли ли вы выполнить задания?

- Какова будет тема урока?

(Варианты тем, которые могут предложить учащиеся:

1. Определение содержания химического элемента в веществе.

2. Массовая доля элемента в сложном веществе связана с составом вещества)

3. Открытие знаний.

Учитель организует работу по дидактическим картам (приложение 1).

1. Как можно определить содержание элемента в веществе?

2. Что такое массовая доля элемента?

3. Как рассчитывается массовая доля элемента? ( записывается формула)

4. Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на вопрос мы можем дать?

(рассчитываются массовые доли азота в оксидах. Ответ: в оксиде диазота N2O по массе содержится азота больше).

Учитель. Можно ли вывести формулу вещества, зная массовые доли элементов?

Зная формулу расчета массовой доли, выведите формулу, которую можно использовать для определения числа атомов химических элементов.

Задача. Круговорот азота в природе включает:

а) “биологическую фиксацию” при помощи клубеньковых бактерий;

б) процессы окисления при атмосферных электрических разрядах.

Во время грозы в воздухе образуется некоторое количество оксида азота неизвестного состава. Установлено, что массовая доля азота в нем составляет 46,7%. Выведите формулу соединения.

Вопрос. С чем связана массовая доля элемента в сложном веществе?

Вывод: Массовая доля элемента связана с составом вещества.

4. Применение знаний.

Выполнение заданий дидактической карты №2 (приложение 2)

5. Подведение итогов

Прочитайте внимательно слова, предлагаемые ниже, и выберите три из них, которые наиболее точно передают ваше состояние на данном уроке (запишите соответствующие числа).

Подсчитайте количество баллов, которое вы набрали за урок. Занесите результат в графу “Итог” в “Листке контроля” (приложение 3)

Если вы набрали 9- 12 баллов отметка “5”

7-8 баллов- отметка “4”,

6. Домашнее задание. § 16, задачник стр. 14 № 2 (а, в) , 3 (а)


Описание разработки

Ход урока

Не позволяй душе лениться,

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

1. Организационный момент. Позитивный настрой.

2. Мотивация.

Составляющие нашей планеты органический и неорганический мир, образованный органическими и неорганическими веществами. Посмотрите на глобус. ¾ поверхности нашей планеты занимает вещество, без которого не было бы жизни на нашей земле. Что это за вещество? (вода)

Вы уже знаете, что любое вещество можно записать с помощью химической формулы. Вспомним формулу воды? Что вы можете определить по этой формуле?

(качественный и количественный состав, простое или сложное вещество, определить, что это за вещество, найти Мr).

Ребята, какие элементы входят в состав молекулы воды? А сколько атомов каждого элемента содержится в молекуле воды? А если изменить количество атомов кислорода или водорода в молекуле воды будет ли изменённая формула принадлежать веществу вода (ответы учащихся)?

И так, атомы химических элементов находятся в молекуле в определённых массовых отношениях, т. е. составляют определённую часть от общей молекулы. А как можно вычислить - какую часть от молекулы составляет химический элемент (предложения учащихся)?

3. Объявление темы урока.

С вашей помощью мы определили тему нашего урока:

“Массовая доля элемента в веществе”.

- Как вы считаете, какова цель нашего урока, что мы хотим изучить…, а чему научиться… (ученики определяют цель урока)?

4. Актуализация опорных знаний.

Проверим, готовы ли вы к изучению нового материала.

Проведём химическую эстафету на знание символов элементов (учащиеся последние в группе проверяют правильность выполнения задания сверка с доской (2 балла получает каждый учащийся ряда, если нет ошибок, дополнительный балл тот ряд, который справился с заданием первым (если нет ошибок) и 0 баллов (не знающий химических знаков). Итог объявляется

Второе задание (4 балла) выполняем индивидуально (двое у доски).

Дайте качественную и количественную характеристику веществ.

Найдите относительную молекулярную массу

Осуществляем взаимопроверку выполненного задания. При правильном решении задачи вы получает по 2 балла за задание, при наличии математической ошибки или исправления – по 1 баллу, неправильное решение - 0 баллов.

(промеж итог - Кто набрал 6 баллов, 5 баллов, 4 балла?)

5. Изучение нового материала.

Мы повторили необходимые определения, химические элементы, молекулярную массу, а что же обозначает понятие доля? Повторим это понятие, устно решив математические задачи на нахождении доли.

Задача № 1

В коробке кубики и шарики. Какова доля кубиков в коробке? (учащиеся решают и сравнивают с готовым решением)

Решение: всего 6 предметов, кубиков 2.

Их доля равна 2/6.

Задача № 2 – усложняем задачу

Кубик весит 10 мг, шарик весит 20 мг. Какова доля кубиков в ящике?

Решение: каждый кубик весит 10мг,

а всего их два, значит в сумме масса 20 мг.

Шариков 4, каждый весит 20 мг, т. е. в сумме – 80 мг.

Все предметы имеют вес – 100 мг.

Общая масса 100 мг, значит, доля кубиков - 20/100.

В итоге выводим формулу расчета доли - W = m (части)/m (общего)

Все учащиеся активно участвующие в решении задач добавляют себе 1 балл.

В итоге предыдущего задания мы получили с вами формулу -

W = m (части)/m (общего)

А теперь, поработаем с учебником – (понятие массовой доли) стр. ___ параграф __ (читаем формулировку). Знакомимся с формулой для расчета массовой доли элемента в веществе.

6. Закрепление.

Переходим от теории к практике. Рассмотрим схему строения молекулы воды. Массу атомов вы можете найти в таблице химических элементов Д. И. Менделеева, найдем долю элементов в составе воды.

Правила оформления задачи (ученик оформляет с помощью учителя шаблон оформления задачи).

Разбираем устно решение - Итак, какова массовая доля кислорода и водорода? Попытайтесь решить задачу самостоятельно. (работа по вариантам)

Проверяем по этапам решения: Мr =18, W(O)= 0. 89 или 89 % , W(Н)= 0. 11 или 11 %

Правильное решение – 2 балла, неточное, с исправлениями – 1 б, неверное – 0б

Зачем человеку необходимо знание массовой доли? Рассмотрим на примере.

Правильное решение – 2 балла, неточное, с исправлениями – 1 б, неверное – 0б

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Ребята, как вы считаете, почему я выбрала эпиграфом к уроку слова русского писателя М. Заболоцкого?

Вы правы! Нет таких людей, к которым знания приходят сами, только систематический труд подымает их каждый день на ступеньку выше. Если вы сегодня остались недовольны собой - не огорчайтесь, поработаете дома самостоятельно, и завтра у вас всё получится.

8. Домашнее задание.

Для всех учащихся - изучить § учебника, составить и решить задачу по изученной теме.

Читайте также: