Проект развитие речи через коммуникативные игры в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

В проекте "Развитие речи через коммуникативные игры" рассмотрены этапы: подготовительно-информационный, практический познавательный. Определены актуальность проекта, цель, задачи, приёмы работы, материал.

Оценить 581 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

Сухова Елена Сергеевна

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Общеизвестно, что показателем уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель-логопед должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.

Актуальность темы проекта определена необходимостью эффективной реализации комплекса задач личностного развития ребенка: совершенствование психологических процессов; развитие речемыслительной деятельности; предупреждение речевых проблем, и в конечном результате, социально-коммуникативное развитие ребенка – школьника, так как проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в обществе. Развивать эти функции лучше с детства (своеобразие мышления, целостность мировосприятия, непосредственность), в форме игры (фрагменты повседневной жизни, где ребенок живет эмоциями). Используя игровой ресурс можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.

Цель проекта- развитие коммуникативных навыков у учащихся младшего школьного возраста.

1. Помочь учащимся в установлении контактов друг с другом.

2. Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи.

3. Дать элементарные сведения о культуре общения и через игры и упражнения, стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развития умения выражать свои суждения и мнения.

Участники проекта: младшие школьники.

Приёмы работы:

-дискуссия, обсуждение, беседа;

-работа в малых группах

Материал:-видео- и аудио-теки, картотеки игр и упражнений; -наглядный материал – презентации, плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, аудио-диски; технические средства – компьютер, проектор;-зеркала, атрибуты для драматизации сказки.

Длительность: 1 месяц

1 этап – подготовительно-информационный, сбор информации.

Календарно-тематический план на месяц

Задачи работы с детьми

Прогнозируемые результаты

Владение речью — средство общения и культуры

Учить владеть речью, как средством общения и культуры

Уметь владеть речью

Невербальные средства общения

Формировать у ребёнка невербальные средства общения: умение фиксировать взгляд на лице партнёра,смотреть в глаза партнёра при общении

Рук как средство коммуникации

Формирование умение детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами

Уметь пользоваться рукой как средством коммуникации

Побуждать детей к речевому высказыванию

Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий

Уметь высказываться по результатам действий

Модель взаимодействия с другими педагогами.

Психолог директор зам.директор

младшие школьники логопед мед.сестра

классный социальный родители руководитель педагог

Методы и приемы на развитие коммуникации

Практические

непосредственное наблюдение; экскурсии;

опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание картин и предметов

Чтение и рассказывание художественных произведений;

рассказывание без опоры на наглядный материал

2этап – практический – познавательный.

Особенности речевого развития.

Чтение - это первый и основной навык, которому ребенок должен
обучиться в первом классе. Все остальное обучение в той или иной степени
опирается на умение читать. Навык чтения должен обязательно
предшествовать обучению письму. Если ребенок плохо читает, он никогда
не научится грамотно писать. Есть мнение, что когда чтению и письму
детей учат одновременно и параллельно (то есть в соответствии с
программой общеобразовательной школы), то обычно получают стойкую
дисграфию (часто вместе с дислексией). Нарушается формирование того и
другого навыка. Нормально обучаются только те дети, которые пришли в
школу читающими (хотя бы только по слогам).
В процессе обучения чтению звуковая и визуальная формы слова
связывают его смысловым содержанием в единый образ. Только научившись
читать, ребенок сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую
форму, сложить его из букв или написать. Не умеющий читать ребенок
вынужден пользоваться только визуальным контролем.
На этапе обучения чтению (вне зависимости от того, в каком классе это
приходится делать: в первом, во втором, в третьем или еще позже)
необходимо использовать короткие, написанные крупным шрифтом и
сопровождающиеся иллюстрациями тексты. Картинка должна полностью
отражать смысл текста.
Постепенного обучения чтению фактически не происходит. Если по
окончании первого класса навык оказывается несформированным, то
ребенок так и остается плохо читающим (и, естественно, безграмотно
пишущим). Самостоятельно он больше не продвигается в чтении.

Перечень методик коммуникативного развития

1. Обучение в сотрудничестве, работа в парах.

2. Коммуникативная компетентность

3. Работа с художественной литературой.

4. Занятие искусством, самодеятельностью

5. Посещение театров

6. Диалог: взрослые -дети

Картотека коммуникативных игр

Представлена для учащихся 7 -10 лет в четырёх направлениях:

I . Умение активно слушать .

II . Умение сотрудничать.

Задача: слышать, понимать друг друга, снимают негатив от общения со сверстниками, воспитывают доверительное отношение друг к другу

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь
руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
-снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся,
-ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки
мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
опустите руки;

3. “Клеевой ручеёк”
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само-и
взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем
общаешься.
Перед игрой учитель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том,
что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны
отцепляться друг от друга.

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
В игре участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше.
Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка
впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он
направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение
сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно
справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят
усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

III . Умение высказываться.

Задача: умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам

слова приветствия и высказывает группе или отдельным детям пожелания на

IV . Умение правильно перерабатывать информацию.

Задача: умение понимать, вникать в суть полученной информации, развивают способность аргументировать свою точку зрения .

Цель: развить внимание, память, коммуникативные и аналитические
способности, наблюдательность.
Все дети группы участвуют в прессконференции на любую тему (например:
“Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В
цирке” и др.). Один из участников прессконференции “гость” (тот, кому
будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы
детей.

Фронтальное занятие логопеда в образовательной организации

Тема: Дифференциация звуков [Ч]- [Щ]

Продолжительность: 40 мин

Обучающие:уточнить артикуляцию при произнесении звуков [Ч] [Щ]; дифференцировать звуки [Ч] [Щ] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Развивающие:развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа и синтеза, речевое дыхание, мелкую моторику, силу голоса и правильную артикуляцию.; активизация словаря, развитие психических процессов: внимание, память.

Воспитательные: воспитывать нравственно-духовные качества личности, коммуникативные навыки через умение слушать собеседника, работать в сотрудничестве, воспитывать желание правильно и красиво говорить.

Материал раздаточный:индивидуальный материал для упражнений: мимические упражнения, упражнения для дыхания, упражнения для развития силы голоса, упражнения для развития мелкой моторики, карточки с заданиями.

  • ввести в практическую работу развитие речи у детей с ОНР через коммуникативные игры в детском саду.

Пояснительная записка

Актуальность

Современные изменения в обществе требуют необходимости воспитания творчески инициативного человека, умеющего эффективно решать необычные жизненные задачи.

Полновесное гармоничное развитие ребёнка недопустимо без воспитания у него правильной речи. Речь является приобретенной способностью и показателем развития личности в целом.

Эффективным показателем готовности ребенка в плане речевого развития, является умение вести беседу, доказывать свою точку зрения, дополнять, возражать, т.е. быть коммуникабельно подготовленным человеком. Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи это особенно трудно.

Поэтому, чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого развития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фрон-тального обучения, так и в процессе индивидуального обучения.

  • систематизировать использование коммуникативных игр в речевом развитии детей с ОНР.

- формирование навыков звукового анализа и синтеза с использованием комуникативных игр;

- использование коммуникативных игр в формировании лексико-грамматических категорий;

- развитие связной речи, посредством коммуникативных игр.

  • Воспитанники логопедической подготовительной группы,
  • учитель-логопед,
  • воспитатели,
  • музыкальный руководитель,
  • родители.
  • Наглядный (использование картинного материала),
  • словесный (дидактические упражнения),
  • игровой( создание игровых ситуаций, развитие мелкой мотори-ки, динамические паузы)
  • Дидактические игры, слоговые схемы, картинный материал, раздаточный материал, кассы букв, наборное полотно, технические средства обучения.

Основная часть:

Подготовительно-информационный этап

1. Календарно-тематический план на месяц

Игровые упражнения, игровые ситуации

Человек. Части тела гигиена

Дифференциация звуков [с-ш]

усвоение единственного и множественного числа имён существительных. Закрепление грамматического значения мужского рода им. существительных.

Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.

Развитие фонематического слуха — выделение звука [ш] в ряду звуков, в слогах, в словах. Его характеристика. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой.

Образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать прилагательные к существительным;
- учить употреблять в речи притяжательные местоимения. Закрепление грамматического значения женского рода им. существительных

Уточнение и расширение словаря.

Составление рассказа по образцу с элементами творчества.

Определение положения звука [ы] в словах. Анализ и синтез прямых и обратных слогов, слов с соответствующей буквой.

Одежда, обувь, головные уборы.

Составить описательный рассказ по плану.

Звук [л], буква Л Звуки [л] – [ль], буква Л, точка, схема предложения Звуки [л] – [р]

Образование имен прилагательных от им. существительных ( из меха- меховая). Название деталей одежды и обуви, классификация- зимняя, летняя, весенняя, осенняя.

Упражнять в согласовании существительных с числительными.

Упражнять составлять описательный рассказ с опорой на картинку

Выделение звука [Л] в ряду звуков, в слогах, в словах. Дифференциация звуков [л] — [ль]. Определение положения звуков [л] — [ль] в словах. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой.

Дифференциация звуков [л] — [р], [ль] — [рь].

Звук [н], буква Н Предложение.

Словообразование: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов –ник-, -ниц-, -онк-, -енк-.

Упражнять в слоеобразовании: стеклянный, керамическая…Формировать навык образования категорий род.п. ( без чего? Из чего?)

Составлять предложения со значением противопоставления. с использованием картинно-графического плана. Закреплять использование в речи качественных прилагательных и умение употреблять предложно-падежные конструкции.

Выделение звука [н] в ряду звуков, в слогах, в словах. Дифференциация звуков [н] — [нь]. Определение положения звуков [н] — [нь] в словах. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой.

2. Модель взаимодействия с другими педагогами

1. Составление индивидуальных планов (маршрутов) коррекционно-педагогической работы: учитель–логопед, педагог-психолог, воспитатели группы

2. Использование логоритмических упражнений в преодолении речевых нарушений у детей в логопедической группе — музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели.

3. Методы и приемы индивидуальной работы с детьми по развитию мелкой и артикуляционной моторики с использованием дидактических упражнений и игр: учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников.

4. Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе- заместитель заведующего по ВМР, учитель-логопед, воспитатели.

6. Логоритмическая гимнастика, как средство речевого развития детей с ОНР: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

2 Этап. Практический – познавательный

Особенности речевого развития детей 7-го года жизни с речевыми нарушениями:

На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов.

В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий.

При использовании простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги.

Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло — диван, вязать — плести) или близкими по звуковому составу (смола — зола).

Иногда для того, чтобы назвать предмет или действие, дети прибегают пространным объяснениям.

Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов.

Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их (памятник — героям ставят).

Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению (поить — кормить).

Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку.

Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов.

Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка).

Наречия используются редко.

Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений — в, к, на, под и др.).

Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже.

Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.).

Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться. Это указывает на неполное понимание значений даже простых предлогов.

Перечень методик коммуникативного развития

1. Наглядные:

- демонстрационный картинный материал (слоговые схемы, панно из кар-тинок на каждый звук, схемы для обучения чтению)

- раздаточный материал (карточки, картинки, звуковые схемы, кассы букв, мелкий раздаточный материал для моторики)

- использование интерактивного оборудования (презентации, видеоролики, познавательные фильмы)

- наблюдения в природе, быту.

2. Словесные:

- вопросно-ответные беседы,
- чтение художественной литературы
- рассказывание по описанию, по сюжетным картинам, из личного опыта.
- заучивание наизусть чистоговорок, потешек, стихотворений.

3. Практические:

- дидактические игры и упражнения,
- логоритмические упражнения,
- игры-драматизации,
- инсценировки,
- театрализация, чтение стихов на праздниках,
- музыкальные и спортивные развлечения.

Картотека коммуникативных игр для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи (III уровень)

Цель — развивать фонематический слух и восприятие: проговаривание слоговых рядов с прямым и обратным слогом с заменой гласного или согласного звука

Цель — упражнять детей в согласовании числительных с существитель-ными

Цель — правильное употребление в речи предлогов.

Цель — упражнять в подборе слов на заданный звук.

Цель — развивать внимание, произносительную сторону речи

Цель — использование в речи глаголов в единственном и множествен-ном числе.

Цель — учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Цель — уточнить представление детей об образовании сложных слов.

Цель – упражнять в делении слов на слоги.

Цель — упражнять в составлении слов из слогов.

Анализ фронтального занятия учителя-логопеда в ДОУ

Продолжительность: 30 мин.

  • развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание память, мышление;
  • воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.
  • Демонстративный: схемы для чтения слогов, картинки с предметами на заданный звук (в начале, середине, конце слова) .
  • Раздаточный: предметные картинки; кассы букв, синие карандаши, схемы для чтения слогов.

Логопед проговаривает слова-отгадки выделяя звук голосом

Выводы:

Цель занятия достигнута. Задачи выполнены полностью. Занятие построено от простого, к сложному. Прослеживается плавный переход между частями занятия. Все занятие построено в едином стиле. Разнообразный наглядный материал, смена игровой деятельности позволяет удержи-вать внимание детей. Дети проявляли высокую активность и интерес на протяжении всего занятия.

Методики по речевому развитию

ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

Планирование индивидуальной логопедической работы

1. Подготовительный этап

1) На этапе логопедического обследования заинтересовать ребенка в логопедических занятиях, для этого в игровой форме провести ряд тестов для развития слухового внимания, фонематического восприятия, работоспособности, внимания, памяти, мышления и умения достигать намечен-ной цели.

2) Отработать общие упражнения артикуляционной гимнастики.

- прогулка;
- ветерок;
- горка;
- заборчик;
- отработка теплой и холодной струи выдыхаемого воздуха;
- часики;
- почистим зубки язычком;
- лопаточка;
- вкусное варенье;
- чашечка;
- грибок;
- побелим потолочек ;
- лошадки скачут;
- барабанщик.
и т.д.

3) Приступить к ознакомлению упражнений для развития общей и мел-кой моторики.

- логоритмические упражнения (развивать координацию движений в соответствии с текстом);

- упражнения пальчиковой гимнастики.

2. Формирование правильного звукопроизношения

• развитие подвижности артикуляционного аппарата;

• постановка и коррекция звуков:

  • группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
  • группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
  • группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
  • губно-губные – П, Б, М + мягк.
  • губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
  • заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
  • Другие __________________________

• автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.

3. Формирование фонематического восприятия:

• определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);

• определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.

4. Формирование фонематического слуха

5. Работа над слоговой структурой слова.

6. Развитие грамматического строя речи

7. Развитие лексической стороны речи

• расширять предметный словарь;
• расширять словарь признаков;
• расширять глагольный словарь.

8. Формирование связной речи

• формировать умение составлять рассказ по картинке;
• формировать умение составлять рассказ по серии картин;
• формировать умение составлять пересказ;
• формировать умение составлять рассказ — описание.

9. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:

• развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;

• развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Учитель-логопед:

Рекомендации для педагогов, учитывая речевые особенности ребенка

1. В работе с детьми с нарушениями речи исходить из индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка.

2. При работе с детьми ориентироваться на поддержку детской инициативы и формирование познавательных интересов каждого ребенка.

3. Придерживаться конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

4. Правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения, строящийся на наглядности, прочности усвоения знаний воспитывающего обучения.

5. Учитывать комплексное воздействие различных технологий (меди-цинских, психологических, педагогических) на ребенка, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.

Рекомендации для родителей, учитывая речевые особенности ребенка

1. Общаться с ребенком необходимо приветливым и спокойным тоном, следить за своим произношением.

2. При общении с ребенком учитывать то, что некоторые слова ребенок слышит впервые, и от того как он их воспримет, так и будет произносить.

3. Старайтесь комментировать все свои действия, вовлекайте ребенка в разговор, советуйтесь с ним.

Цель Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности коммуникативных игр в развитии речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Задачи • Развивать устную речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, расширять словарный запас, способствовать овладению нормами речи. • Способствовать развитию у детей познавательного интереса и потребности в общении через разнообразные формы игровой деятельности. • Формировать у детей навыки коммуникации с окружающими в процессе совместной деятельности • Воспитывать нравственные качества личности каждого ребенка с помощью коммуникативных игр • Повышать компетентность педагогов и родителей в области общения детей и взрослых.

Развитие речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время в связи с вступлением ФГОС ДО, развитие речи дошкольников приобретает особую актуальность. С освоением речи связаны все высшие психические функции: восприятие, память, мышление, внимание. Одна из задач речевого развития – научить детей последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли, рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств. Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Проблемы в развитии речи могут стать началом проблем общения с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками и взрослыми, окажут влияние при обучении чтению и письму, и дальнейшему обучению в школе.

Актуальность. Современные изменения в обществе требуют необходимости воспитания творчески инициативного человека, умеющего эффективно решать необычные жизненные задачи. Полновесное гармоничное развитие ребёнка недопустимо без воспитания у него правильной речи. Речь является приобретенной способностью и показателем развития личности в целом. Эффективным показателем готовности ребенка в плане речевого развития, является умение вести беседу, доказывать свою точку зрения, дополнять, возражать, т.е. быть коммуникабельно подготовленным человеком. Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи это особенно трудно. Поэтому, чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого развития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фронтального обучения, так и в процессе индивидуального обучения. В игре можно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми, способствовать совершенствование психологических процессов; развитие речемыслительной деятельности; предупреждение речевых проблем.

Цель: Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности коммуникативных игр в развитии речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, логопед, родители, музыкальный руководитель, психолог.

Методы и приемы работы:

Материал: дидактические игры, слоговые схемы, картинный материал, раздаточный материал, кассы букв, наборное полотно, технические средства обучения.

Длительность: 1 месяц.

У дошкольников сформируется осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка; способность к произвольной регуляции своей деятельности; умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.

У педагогов повысится профессиональный уровень, сформируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей.

У родителей повысится образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр, бесконфликтное взаимодействие между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).

Этапы осуществления проекта:

1 этап – подготовительно-информационный:

Календарно - тематический план на месяц.

Модель взаимодействия с педагогами и родителями:

Методы и приемы на развитие коммуникации:

Наглядные методы применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов, применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным относятся методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому,

приспосабливаясь к ситуации общения. Продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

В зависимости от задачи развития речи используются методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

2 этап – практический – познавательный.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Методики коммуникативного развития.

Д.Н. Дубинина, Ю.А. Судаплатова за основу логопедической работы берут народную сказку. Они считают, что одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества (Дубинина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений /А. Л. Дубинина. – М: Книголюб, 2006. – 176 с., Судаплатова, Ю.А. Народная сказка как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста/ Ю.А. Судаплатова, Д.Н. Дубинина. – Детский сад: теория и практика, 2013. – № 3– с. 84-89).

Н.К. Ледовских видит изобразительную деятельность как коммуникативный повод для общения педагога с детьми. Общение по поводу изобразительной деятельности – это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов (Ледовских, Н. К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога /Н. К. Ледовских. – Детский сад: теория и практика, 2013. – № 3– с. 106-112).

И.А. Лыкова рассматривает развитие коммуникативной компетентности через диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры (Лыкова, И.А. Диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры/ И.А. Лыкова. – Детский сад: теория и практика, 2013. – № 3– с. 90-105).

Е.В. Рыбак разрабатывает методические рекомендации, направленные на социально - коммуникативное, творческое развитие, которое, по мнению автора, способствует формированию у дошкольников адекватного отношения к себе и окружающим, уверенности в своих силах, стремления к активному, самостоятельному действию. В процессе позитивного социального взаимодействия, организованного в процессе освоения программы, у всех членов группы (семьи) развиваются желание и потребность в сотрудничестве, появляются тенденции к проявлению нравственно-этических норм поведения и творческие способности (Рыбак, Е. В. Игротека. Речевые ритмические и коммуникативные игры для дошкольников. Методические рекомендации. Архангельск, 1996; Рыбак, Е. В. Вместе. Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия. 1997; Рыбак, Е. В. Игротека. Оздоровительные игры и упражнения для детей и взрослых. Методические рекомендации. 1997; Рыбак, Е.В. ВМЕСТЕ. Программа социально - коммуникативного и творческого развития детей старших дошкольного и их родителей / под. ред. Е.В. Рыбак. Изд. 3 (дополненное и доработанное) - Севастополь, 2021).

Использование игры как средства формирования коммуникативной компетентности позволяет формировать монологическую и диалогическую речь, учить сотрудничеству. И это обосновано, ведь игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками.

Автор: Табанова Марина Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ №6 "Жемчужинка"
Населённый пункт: город Егорьевск Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие речи у детей с ОНР через коммуникационные игры"

Текстовая часть публикации

Цель: ввести в практическую работу развитие речи у детей с ОНР через

коммуникативные игры в детском саду.

Пояснительная записка

Современные изменения в обществе требуют необходимости воспитания

творчески инициативного человека, умеющего эффективно решать необычные

Полновесное гармоничное развитие ребёнка недопустимо без воспитания у

него правильной речи. Речь является приобретенной способностью и показателем

развития личности в целом.

Эффективным показателем готовности ребенка в плане речевого развития,

является умение вести беседу, доказывать свою точку зрения, дополнять, возра-

т.е. быть коммуникабельно

подготовленным человеком. Для детей

школьного возраста с общим недоразвитием речи это особенно трудно.

Поэтому, чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого раз-

вития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фронтального

обучения, так и в процессе индивидуального обучения.

Цель: систематизировать использование коммуникативных игр в речевом

развитии детей с ОНР.

- формирование навыков звукового анализа и синтеза с использованием коммуни-

- использование коммуникативных игр в формировании лексико-грамматических

- развитие связной речи, посредством коммуникативных игр.

Воспитанники логопедической подготовительной группы, учитель-логопед, вос-

питатели, музыкальный руководитель, родители.

материала), словесный (дидактические

упражнения), игровой( создание игровых ситуаций, развитие мелкой моторики,

Дидактические игры, слоговые схемы, картинный материал, раздаточный матери-

ал, кассы букв, наборное полотно, технические средства обучения.

Длительность: 1 месяц

Календарно - тематический план на месяц.

ния, игровые ситу-

Расширение и обогаще-

ние словарного запаса по

лексической теме «Части

и множественного числа

ческого значения муж-

ского рода им. существи-

Образование слов с уве-

личительными и ласка-

ского слуха - выделение

звука [ш] в ряду звуков,

в слогах, в словах. Его

и синтез слогов и слов с

ками хлопаем, мы

ственное число суще-

- учить образовывать су-

ществительные с умень-

- учить подбирать прила-

гательные к существи-

- учить употреблять в

значения женского рода

Уточнение и расширение

Составление рассказа по

образцу с элементами

звука [ы] в словах. Ана-

лиз и синтез прямых и

обратных слогов, слов с

Игра «Чего не ста-

Образование имен при-

лагательных от им. су-

меха- меховая). Название

деталей одежды и обуви,

летняя, весенняя, осен-

Упражнять в согласова-

нии существительных с

описательный рассказ с

опорой на картинку

Выделение звука [Л] в

ряду звуков, в слогах, в

ция звуков [л] - [ль].

звуков [л] - [ль] в словах.

игра «Что видела

Маша, а что виде-

нение Найди сло-

Анализ и синтез слогов и

слов с соответствующей

Обогащение и автомати-

зация словаря по теме

упражнять в образова-

нии существительных с

ник-, -ниц-, -онк-, -енк-.

Упражнять в слоеобразо-

вании: стеклянный, кера-

навык образования кате-

горий род.п. ( без чего?

со значением противопо-

ставления. с использова-

ского плана. Закреплять

использование в речи ка-

ных и умение употреб-

Выделение звука [н] в

ряду звуков, в слогах, в

ция звуков [н] - [нь].

звуков [н] - [нь] в словах.

Анализ и синтез слогов и

слов с соответствующей

зови первый и по-

Модель взаимодействия с другими педагогами.

1. Составление индивидуальных планов (маршрутов) коррекционно-педагогиче-

ской работы: учитель –логопед, педагог-психолог, воспитатели группы

2. Использование логоритмтческих упражнений в преодолении речевых наруше-

у детей в логопедической группе- музыкальный руководитель, учитель-

3. Методы и приемы индивидуальной работы с детьми по развитию мелкой и ар-

тикуляционной моторики с использованием дидактических упражнений и игр:

учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников.

4. Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в кор-

рекционно-педагогической работе- заместитель заведующего по ВМР, учитель-

5. Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родите-

6. Логоритмическая гимнастика, как средство речевого развития детей с ОНР:

инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-лого-

2 Этап. Практический – познавательный

Особенности речевого развития детей 7-го года жизни с речевыми нару-

На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и не-

точное употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают су-

ществительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества,

признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. При ис-

пользовании простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и по-

чти не используют сложные предлоги.

Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова

могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло

— диван, вязать — плести) или близкими по звуковому составу (смола — зола).

Иногда, для того чтобы назвать предмет или действие, дети прибегают простран-

Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор

слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их

редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избе-

гать их (памятник — героям ставят). Даже знакомые глаголы часто недостаточно

дифференцируются детьми по значению (поить — кормить).

Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому призна-

Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначаю-

щие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, фор-

му, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагатель-

ные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сум-

ка). Наречия используются редко.

Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (особенно

для выражения пространственных отношений — в, к, на, под и др.). Временные,

причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значи-

тельно реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характери-

стику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около,

между, через, сквозь и др.). Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем

один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и

заменяться. Это указывает на неполное понимание значений даже простых предло-

Перечень методик коммуникативного развития.

- демонстрационный картинный материал (слоговые схемы, панно из карти-

нок на каждый звук, схемы для обучения чтению)

- раздаточный материал (карточки, картинки, звуковые схемы, кассы букв,

мелкий раздаточный материал для моторики)

- использование интерактивного оборудования (презентации, видеоролики,

- наблюдения в природе, быту.

- вопросно- ответные беседы,

- чтение художественной литературы

- рассказывание по описанию, по сюжетным картинам, из личного опыта.

- заучивание наизусть чистоговорок, потешек, стихотворений.

- дидактические игры и упражнения,

- театрализация, чтение стихов на праздниках,

- музыкальные и спортивные развлечения.

Картотека коммуникативных игр для детей 5-7 лет с общим недоразвитием

речи (III уровень)

Цель- развивать фонематический слух и восприятие: проговаривание

слоговых рядов с прямым и обратным слогом с заменой гласного или со-

Цель- упражнять детей в согласовании числительных с существитель-

Цель- правильное употребление в речи предлогов.

Цель- упражнять в подборе слов на заданный звук.

Цель- развивать внимание, произносительную сторону речи

Цель- упражнять в употреблении в речи сложносочиненных предло-

Цель- использование в речи глаголов в единственном и множествен-

образовывать слова с уменьшительно-ласкательными

Цель- уточнить представление детей об образовании сложных слов.

Цель- упражнять детей в употреблении в речи сложных предложений

Цель –упражнять в делении слов на слоги.

Цель- упражнять в составлении слов из слогов.

Анализ фронтального занятия учителя- логопеда в ДОУ.

Тема: Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготови-

Продолжительность: 30 мин.

коррекционно-образовательные - уточнение артикуляции звука [Л]; разви-

тие фонематического слуха и восприятия; выделение заданного звука на слух; со-

ставление характеристики звука; определение местонахождения звука в словах;

употребление в речи сложных предложений со значением противопоставления;

употребление в речи предложных конструкций творительного падежа; звукобук-

ваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции

Читайте также: