Анализ стиха деревня фет кратко

Обновлено: 02.07.2024

· Не спрашивай: откуда появилась?

· Здесь на цветок я легкий опустилась

· И вот - дышу.

· Надолго ли, без цели, без усилья,

· Дышать хочу?

· Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

Лирический герой Фета способен к обостренному восприятию природы, он является частью ее, маленькой песчинкой в большом пространстве:

· Я долго стоял неподвижно,

· В далекие звезды вглядясь, -

· Меж теми звездами и мною

· Какая-то связь родилась.

Природа в лирике Фета живет своей жизнью и показана в движении, в диалектике:

Растут, растут причудливые тени,

· В одну сливаясь тень.

· Уж позлатил последние ступени

· Перебежавший день.

Чувство природы у поэта носит универсальный характер: у него практически нет чисто пейзажной лирики. Фетовская природа тесно связана с душой человека, с его внутренними переживаниями. Поэт считает, что человек должен раствориться в природе, начать жить как она.

Отсюда излюбленный прием Фета - психологический параллелизм.

· Шепот, робкое дыханье,

· Трели соловья,

· Серебро и колыханье

· Сонного ручья,

· Свет ночной, ночные тени,

· Тени без конца,

· Ряд волшебных изменений

· Милого лица,

· В дымных тучках пурпур розы,

· Отблеск янтаря,

· И лобзания, и слезы,

· И заря, заря.

На первый взгляд, стихотворение кажется набором зрительных и слуховых впечатлений, однако в нем создана вполне конкретная и наполненная определенным содержанием картина. Читатель как бы присутствует при ночном свидании, которое происходит в саду, у ручья, ночью.

Наверное, между влюбленными произошло объяснение, разрешившееся на рассвете слезами счастья и поцелуями.

Лирика Фета позволяет воспринимать природу и человека в гармоническом единстве, в совокупности неразделимых проявлений. Главное заключается не в самой картине окружающего мира, а в том поэтическом ощущении, которое пробуждает она в нас. Природа является только поводом, средством выражения поэтического мышления.

Природа у него - это не просто пейзаж, это атмосфера, разлитая и внутри и вовне человеческой жизни, пронизывающая все вокруг.

А. А. Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX в. Он привнес в русскую поэзию совершенно новое чувствование мира, новый взгляд на вещи, оказав огромное влияние на всю последующую русскую литературу.

Дом поэта - центр пространства, природы. Поэтому поэт созерцает природу в окно.

Если для Пушкина любовь была проявлением высшей полноты жизни, то для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера.

Деревня

Люблю я приют ваш печальный,
И вечер деревни глухой,
И за лесом благовест дальный,
4И кровлю, и крест золотой.

Люблю я немятого луга
К окну подползающий пар,
И тесного, тихого круга
8Не раз долитой самовар.

Люблю я на тех посиделках
Старушки чепец и очки;
Люблю на окне на тарелках
12Овса золотые злачки;

На столике, близко к окошку,
Корзину с узорным чулком,
И по полу резвую кошку
16В прыжках за проворным клубком;

И милой, застенчивой внучки
Красивый девичий наряд,
Движение бледненькой ручки
20И робко опущенный взгляд;

Прощанье смолкающих пташек,
И месяца бледный восход,
Дрожанье фарфоровых чашек,
24И речи замедленный ход;

И собственной выдумки сказки,
Прохлады вечерней струю,
И вас, любопытные глазки,
28Живую награду мою!

Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение в 1842 году. Известное стихотворение, было напечатано в первых сборниках молодого поэта.

История создания

Стихотворение написано поэтом в студенческие годы. Раннее творчество поэта отличается радужным восприятием действительности. Тёплый, уютный деревенский дом, место, где жил поэт в детские годы, посещение близких в родных местах, предметы быта, деревенские дети — всё мило поэту.

Описание природы и быта родных мест, любовь к родному краю. Тесная взаимосвязь людей и окружающего пространства.

Элегия, поэт рассуждает о жизни, эмоционально передаёт отношения к сельским людям, к их быту, труду, к окружающей природе.

Читайте по теме:

Композиция

Стихотворение состоит из семи четверостиший, где автор не торопливо, подробно показывает каждый момент уютного вечера.

В начале идёт описание своей деревни, и многих подобных деревень, где глухие, тихие места, кровли, церкви, запах травы, вечерний самовар, чаепитие.

Далее говорится о посиделках за столом, родных любимых людях, окружающих поэта, об убранстве жилища, где на тарелках овёс, и корзинка с узором у окошка, фарфоровые чашки на столе.

Не забыл поэт упомянуть и о кошке, играющей с клубком ниток, есть кошка, значит дом надёжно защищён от нашествия мышей.

Поэт описывает природу, приближающийся закат, сказки, которые он рассказывает ребёнку, девчушке, что с любопытством смотрит на поэта.

Это милая внучка бабушки, с тонкими ручками, и нарядной одеждой. Её открытый взгляд оставляет приятный след в душе поэта.

Читайте по теме:

Средства выразительности

Метафоры

Олицетворение

Эпитеты

Люблю я приют ваш печальный,
И вечер деревни глухой,
И за летом благовест дальный,
И кровлю, и крест золотой.

Люблю я немятого луга
К окну подползающий пар,
И тесного, тихого круга
Не раз долитой самовар.

Люблю я на тех посиделках
Старушки чепец и очки;
Люблю на окне на тарелках
Овса золотые злачки;

На столике близко к окошку
Корзину с узорным чулком,
И по полу резвую кошку
В прыжках за проворным клубком;

И милой, застенчивой внучки
Красивый девичий наряд,
Движение бледненькой ручки
И робко опущенный взгляд;

Прощанье смолкающих пташек
И месяца бледный восход,
Дрожанье фарфоровых чашек
И речи замедленный ход;

И собственной выдумки сказки,
Прохлады вечерней струю
И вас, любопытные глазки,
Живую награду мою!

С одной стороны, пасторальное уединение, поля, красота природы. С другой – непосильный крестьянский труд, позорное ярмо рабства. Переживания, чувства, искреннее негодование автора отразились в произведении.

2. Литературное направление

Стихотворение относится к двум литературным направлениям.

В нем явно просматриваются черты реализма: описание тяжелого быта крестьян, например.

Однако лирический герой, яро противостоящий сложившемуся жизненному укладу, полностью соответствует требованиям романтизма.

3. Род

По роду это гражданская лирика.

4. Жанр

Одним словом, происходит частое для пушкинской лирики жанровое смешение.

5. Проблематика

Автор затрагивает очень серьезные, глобальные для общества того времени проблемы. Он обращает внимание прогрессивной публики на рабское, невыносимое положение крестьянства и явно осуждает барство.

6. Тематика

В стихотворении мы наблюдаем смешение разнообразных тем.

Тут есть описание прекрасной природы. Автор красноречиво рисует умиротворенные пейзажи и признается в своей любви к деревенскому уединению, тишине, создающей атмосферу, идеально подходящую для раздумий, неторопливых размышлений.

На этом фоне особенно страшно и чужеродно выступает тема порабощения народа, барского самодурства и беззакония по отношению к крепостным крестьянам.

7. Идея

Пушкин написал это стихотворение, чтобы в ярких красках нарисовать деревенский быт, отобразить неспешно текущее время, но вместе с тем и привлечь внимание к животрепещущему социальному вопросу.

Только через шесть лет, зимой 1825 года, на Сенатскую площадь выйдут декабристы, чтобы требовать отмены крепостного права. Пушкин же поднял эту тему в своем литературном творчестве гораздо раньше.

На молодого поэта во многом повлияли взгляды общественно-политических тайных обществ и кружков, в которые он вступал, еще учась в Лицее. В этом смысле Пушкина смело можно назвать голосом прогрессивной молодежи своего времени.

8. Пафос

Стихотворение сообщает противоречивые эмоции.

С одной стороны – умиротворение, наслаждение мирными пейзажами, спокойствие и ощущение тихого счастья на лоне природы.

С другой – отчаянье, бессильная злоба, гнев, все те негативные чувства, которые вызывает барское отношение к крепостным.

Так сталкиваются романтизм и реализм в пушкинском творчестве.

9. Система образов

Автор строит свое произведение на явном противопоставлении, что отражается в системе образов.

Сначала перед мысленным взором восхищенного читателя предстает деревенский пейзаж. Здесь царит природная красота, умиротворение, покой.

На таком фоне особенно уродливо выглядит реальность крепостничества:

Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.

Читатель как будто получает пощечину, от которой невозможно отмахнуться. Его глаза раскрываются, и эффект от такого резкого перехода получается поразительный: мало кто не задумается над поднятым Пушкиным вопросом, мало кто не обратит внимание.

Именно так и работает гениальная литература: поэт становится пророком, голосом народа, проводником истины и правды. Рисуя яркие художественные образ, он добивается невероятной силы и мощи слова.

Барство предстает чем-то диким, страшным, ужасающим. Оно довлеет над крестьянами, делая их жизнь невыносимой.

10. Центральные персонажи

Как таковых, центральных персонажей нет, потому что все образы обобщены, что характерно для ораторских выступлений.

Пушкин поднимает проблему и привлекает к ней внимание, но не вводит конкретных действующих героев.

11. Лирический герой

Это его глазами мы наблюдаем печальную и одновременно пугающую, дикую картину, это он передает нам противоречивые, сильные чувства.

12. Сюжет

Сюжетная линия, как таковая, отсутствует.

Автор дает сначала описание деревенского пейзажа, тишины, спокойствия. Рассказывает, как ему тут хорошо, и что он с удовольствием променял свет на такое уединение.

Однако потом резко возникают картины невыносимого положения крестьянства и гневно звучат осуждающие слова по отношению к барству и рабству.

13. Композиция

Композиция явно двухчастная, условно ее можно назвать зеркальной.

Вторая часть дается в резких, яростных лексических конструкциях. Пушкин изображает невыносимый быт крепостных крестьян, их порабощение самодурами-дворянами.

Используя такой контраст, Пушкин гениально воплощает цель любого ораторского произведения: обратить внимание на существующую проблему и подтолкнуть к действию, вызвать нужные чувства у слушателей.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык произведения точный, выразительный, эмоциональный.

Рисуя уединенные пейзажи, автор использует много прилагательных, существительных, тем самым создавая спокойную картину деревенского умиротворения.

Кроме того, язык наполняется глаголами, и перед читателем предстает совсем другая, динамичная картина истязания народа, происходящего с попустительства правящей власти.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано катренами (четверостишиями), всего их пять.

Размер – шестистопный ямб.

В тексте встречаются все возможные виды рифмовки:

  • перекрестная (АБАБ),
  • опоясывающая (ВГГВ),
  • парная (ДДЕЕ).

16. Средства художественной выразительности

А вообще, весь текст построен на приеме антитезы: противопоставление прекрасной природы и ужасающего барства.

17. Значение произведения

Произведение стало одним из первых, отражающих политические взгляды юного поэта. Оно имеет огромное значение для понимания всего творчества Пушкина.

18. Актуальность

Стихотворение актуально, потому что вопрос свободы человека поднимается даже в современном обществе, пусть и в других аспектах.

19. Моё отношение

20. Чему учит

Оно учит уважительному отношению к свободе другого человека, а также умению наслаждаться спокойствием и уединением.


В деревне. Худ. П. Суходольский

Однако автора ужасает контраст между красотой природы и царящим в деревне помещичьим беспределом, безнаказанным барским произволом и бесправным, рабским положением крестьян.

Произведение делится на две смысловые части. Первую часть можно назвать идиллической картинкой русской деревни. Довольные, трудолюбивые крестьяне, прекрасная природа – все это умиротворяюще действует на лирического героя.

Во второй части перед читателем предстает совершенно другая картина. Он видит изможденных от непосильного труда людей, от зари до заката работающих в полях, совсем еще юных девушек, со страхом ожидающих, как барин распорядится их судьбой, маленьких детей, оставленных без присмотра матерями, не разгибающими спины на пшеничном поле, жестокие наказания подневольных работников за малейшую провинность.

Эти картины пронизаны тоской и несправедливостью. Автор, испытывая глубокое сочувствие и сострадание, возмущенно подчеркивает, что такое явление, как крепостное право, уже само по себе противоречит человеческой природе.

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом отчаявшегося героя. В нем, помимо безнадежности, звучит и слабая надежда быть когда-нибудь услышанным.

Анализ

История создания

В начале 19 века Россия все еще оставалась аграрной страной с экономикой, зависящей от натурального хозяйства. Однако резкое увеличение населения послужило причиной истощения земледельческих ресурсов. Назрела необходимость перевода экономики на капиталистические рельсы. В связи с этим, остро возник вопрос: что делать с крестьянами? Еще при Павле I им были даны определенные послабления, но вплотную заниматься крестьянским вопросом начал Александр I.

В тот период многие литераторы обращались в своих произведениях к теме крепостничества, не остался в стороне и Пушкин. Главную проблему поэт видит в том, что крепостной строй является тормозом прогресса и отбрасывает Россию на позиции экономически слаборазвитых стран.

Композиция

Композиционно стихотворение является зеркальным и состоит из двух частей. Эффект зеркальности заключается в том, что красивая картинка, как в кривом зеркале превращается в ужасающую действительность, которую уже не получается игнорировать.

Первая часть относительно статична за счет описания пейзажей и деревенской тиши. Во второй части в ход идут резкие словесные конструкции, описывающие рабский труд крепостного крестьянства.

Благодаря этому контрасту, достигается главная цель автора: обнажить проблему и заставить обратить на нее внимание, одновременно подтолкнув к действию.

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении использован пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Риторические приемы заключены в вопросах:

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

И над отечеством свободы просвещённой

Взойдёт ли наконец прекрасная заря?

Проблематика и основная идея произведения

Проблематика стихотворения – крепостное право, как явление, противоречащее человеческим свободам, идея – необходимость его незамедлительной отмены. Эти убеждения утвердились у Пушкина после общения с И.С. Тургеневым, который занимался подготовкой писем к императору об отмене крепостничества в России.

Читайте также: