Какая часть ооп формируется участниками образовательного процесса в средней школе

Обновлено: 02.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации вы узнаете, какие пункты изменить в формируемой части ООП на новый учебный год. Также есть готовые формулировки – вы можете выбрать те, которые подходят под специфику вашей школы.

Что директору изменить в формируемой части ООП к началу учебного года. Готовые формулировки

В данной публикации вы узнаете, какие пункты изменить в формируемой части ООП на новый учебный год. Также есть готовые формулировки – вы можете выбрать те, которые подходят под специфику вашей школы.

Перед началом нового учебного года директору рекомендуется проверить и обновить основные образовательные программы (далее – ООП). Особое внимание нужно обратить на части, которые формируют участники образовательных отношений. В данной публикации изложены рекомендации и готовые формулировки.

Проверьте соотношение обязательной и формируемой частей

Ошибка

В ООП по уровням общего образования нарушили соотношение частей – обязательной и формируемой.

ФГОС общего образования выделяет две части ООП – обязательную и формируемую, а также определяет их процентное соотношение (п. 15 ФГОС НОО, п. 15 ФГОС ООО, п. 15 ФГОС СОО).

Формируемая часть должна присутствовать в каждом разделе ООП. Но нормативные документы не устанавливают процентное распределение формируемой части по разделам ООП. Это школа определяет самостоятельно.

Соотношение обязательной и формируемой частей ООП:

начальное общее образование – 80 к 20 процентам соответственно;

основное общее образование – 70 к 30 процентам соответственно;

среднее общее образование – 60 к 40 процентам соответственно.

Учтите потребности родителей и педагогов в формируемой части

Ошибка

Родителей и педагогов не привлекали к работе над формируемой частью ООП.

Чтобы разработать формируемую часть ООП, изучают потребности участников образовательных отношений – родителей, учеников и педагогов. Узнать их потребности можно через анкетирование. Но в отдельных случаях оно носит формальный характер. Поэтому заранее информируйте педагогов и родителей о работе над ООП и возможностях вашей школы. Информирование обеспечит активное участие педагогов, учеников и родителей, повысит уровень ответственности за решения, в частности за ответы в анкете.

Информирование организуйте в рамках мероприятий по обновлению ООП. Для этого есть как минимум три приема:

Первый – выступить педагогам перед родителями и учениками с презентацией возможностей школы.

Второй – разместить информацию, ролики, посты на сайте, в социальных сетях.

Исключите неконкретное содержание формируемой части в разделах ООП

Ошибка

Формируемую часть целевого и организационного раздела описывают общими словами, в которых нет конкретики.

Формируемая часть в ООП обеспечивает ей уникальность и персонификацию. Поэтому она не может быть описана общими словами. Формируемую часть нужно описывать доступным родителям, ученикам и педагогам языком. Также она должна наглядно показывать специфику вашей школы.

Отразить специфику можно:

через учебные предметы, курсы, занятия внеурочной деятельности, которые выбрали ученики, их родители и педагоги;

рабочие программы учебных предметов, курсов, рабочие программы внеурочной деятельности, которые разработали педагоги вашей школы;

методы и технологии обучения, которые используют педагоги;

формы организации образовательной деятельности, которые применяют в вашей школе.

В целевом разделе

Используйте готовые формулировки для пояснительной записки и раздела о планируемых результатах. Они помогут исключить общие слова и неконкретное содержание формируемой части ООП.

Готовый фрагмент пояснительной записки. Пример формулировки

Этот фрагмент - универсальный. Подходит к любой образовательной программе:


Готовый фрагмент раздела о планируемых результатах. Пример формулировки Если школа на уровне среднего общего образования реализует профильное обучение, то используйте этот фрагмент (Фрагмент взят из реальной ООП СОО школы Москвы):



В организационном разделе

Используйте готовые формулировки для пояснительной записки к учебному плану и плану внеурочной деятельности. Формулировку для учебного плана выберите с учетом специфики вашей школы. Так вы придадите больше конкретики формируемой части ООП.

Готовый фрагмент в пояснительную записку к учебному плану начальной школы


Готовый фрагмент в пояснительную записку к учебному плану основной школы. Пример формулировки

Если школа на уровне основного общего образования обеспечивает раннее профилирование по отдельным предметам учебного плана, то используйте этот фрагмент (Фрагмент пояснительной записки взят из реального учебного плана ООП ООО школы Москвы):


Готовый фрагмент плана внеурочной деятельности. Пример формулировки

Если школа на уровне основного общего образования обеспечивает раннее профилирование по отдельным предметам учебного плана, то используйте этот фрагмент:


2. Издайте приказ, который утверждает ООП.

Приказ нужно выпустить, когда приняли новые программы или издали в новой редакции действующие.

3. Включите в ООП все необходимые компоненты. Каждый раздел ООП состоит из конкретных компонентов, которые определяет ФГОС. Школа должна жестко это выдерживать. Например, в качестве компонентов ООП организационного раздела, а не самостоятельных документов, оформите учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график. Причем они должны быть разработаны для каждого уровня образования, а не единые на все уровни общего образования. Утвердите компоненты в составе одного приказа о внесении изменений в ООП.

4. Отразите ежегодные обновления. В содержательном разделе ООП нужно отразить ежегодные изменения обязательной части. Обновите тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета, курса, а также к формируемой части – рабочие программы учебных предметов, курсов и рабочие программы внеурочной деятельности. Такие изменения утвердите в составе приказа о внесении изменений в ООП.

Читайте также: