Познавательно исследовательская деятельность 2 младшая группа от рождения до школы

Обновлено: 02.07.2024

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей

Развитие познавательно-исследовательской деятельности осуществляется путём решения следующих задач :

  • развитие познавательных интересов детей;
  • развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий;
  • формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, причинах и следствиях и др.);
  • развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности,

способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;

Содержание психолого-педагогической работы

Первичные представления об объектах окружающего мира .

Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.

Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина);

Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагре- вается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает). Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия.

Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).

  • Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  • Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия

окружающих предметов и игрушек.

Содержание данной программы предполагает интеграцию таких образовательных областей :

ОО Социально-коммуникативное развитие :

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание . Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание . Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Формирование основ безопасности . Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности, воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

ОО Речевое развитие :

Развитие речи . Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм;

формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература . Воспитание интереса и любви к чтению;

ОО Художественно-эстетическое развитие :

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Слушание . Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание.

Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения . Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

ОО Физическое развитие :

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слы- шать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хва- тать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — ду- мать, запоминать .

Физическая культура. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Подвижные игры . Развивать у детей желание играть вместе с воспи- тателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными дви- жениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простей- шие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, клевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.)

20% содержания учебного материала РУП направленно на реализацию национально-регионального компонента.

Содержание данной программы предполагает интеграцию таких образовательных областей:

1. ОО "Социально – коммуникативное развитие":

  • формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх, при пользовании спортивным инвентарем
  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
  • участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования

2. ОО "Речевое развитие ":

  • проговаривание действий и называние упражнений,
  • поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности,
  • обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой
  • игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок;
  • сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек;

3. ОО "Познавательное развитие":

  • специальные упражнения на ориентировку в пространстве,
  • подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых),
  • просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни.

4. ОО " Художественно - эстетическое творчество"

  • привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения;
  • игры и упражнения под музыку, пение;

развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера

При реализации программы рекомендуется использовать следующие методы и приёмы:

  • Постановка вопросов проблемного характера
  • Наблюдение
  • Дидактические игры
  • Рассказы сказки загадки
  • Опыт

Для реализации данной программы рекомендуется использовать учебно-методический комплект :

Цель: Уточнить представление о зиме через знакомство со снежинками. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи (солнышко греет мало, поэтому стало холодно). Ознакомление со свойствами снега (снег при повышении температуры воздуха тает).

Цель: Учить детей самим делать выводы о свойствах снега – холодный, мокрый, липкий, пушистый, развивать внимательность, познавательные способности, желание совершать действия со снегом, воспитывать правильное поведение при наблюдении за снегом.

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды.

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.

Цель: Продолжать знакомство со свойствами снега.

Наблюдение на прогулке за снегом.

Цель: Начать знакомить детей со свойствами снега (снег подбросить и понаблюдать что снег пушистый и легкий)

Цель: Познакомить детей со свойствами воды: окрашиваться гуашью, замерзать на морозе).

Цель: Дать детям понятие о загрязнении снега и воды.

Цель: Продолжать ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – воду – при повышении температуры воздуха). Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды.

Наблюдение за льдом

Цель: Выявить с детьми свойства льда – холодный, гладкий, скользкий, твердый; учить сравнивать со снегом и его признаками; развивать интерес к сравнительной деятельности, учить находить отличия, называть их; воспитывать аккуратное обращение со льдом во время прогулки.

Цель: Учить детей анализировать полученные знания и делать определенные выводы, связанные со свойствами льда и снега, учить составлять небольшие сравнительные рассказы, развивать мышление, память, восприятие и внимание детей, воспитывать желание узнать больше, пополнять словарный запас детей, связанный со снежной тематикой.

Цель: Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.

Цель: Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Цель: Ознакомление с одним из свойств воды: сосулька (кусочек льда).

Цель: Дать понятие о свойствах и качествах льда. Познакомить детей с тем, что лёд – это вода, которая замерзает на холоде, в ней растворяется краска.

Цель: Учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Цель: Учить обследовать музыкальные инструменты, извлекать из них громкие и тихие звуки.

Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные инструменты: балалайка, дудочка, погремушка, гармошка, бубен.

Январь

Наблюдение на прогулке за птицами.

Цель:Закрепить знания детей о зимующих птицах, учить правильно, называть птиц (ворона, воробей, синичка). Учить детей проводить сравнительный анализ: находить сходство и различие между птицами.

Цель:Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе, отметить, как переживают птицы холода.

Цель:Познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц.

Цель: Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Цель:Знакомить детей со свойствами перьев: лёгкие, летают в воздухе, плавают в воде.

Наблюдение за погодным явлением – мороз.

Цель:Дать представление детям о погодном явлении – мороз; установить причинно – следственную связь между этим природным явлением, одеждой детей и поведением людей на улице.

(Ход игры: воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены различные предметы, в том числе сделанные из льда и снега, а детям нужно дать правильный ответ, можно ли это взять с собой, не боясь, что растает.)

Цель: В ходе игры продолжать учить сравнивать, исходя из полученных знаний, развивать реакцию, внимательность, память, воспитывать правильность поведения при проигрыше.

Цель:Закрепить представления детей о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз.

Цель:Предложить детям раскопать снег на клумбе и выяснить, замерзают под снегом земля и трава или нет и почему.

Опыт с воздушными шарами.

Цель: Наполнить шарики водой и вынести на мороз. В течении прогулки наблюдать и обследовать их.

Наблюдение за снежинками

Цель: Дать детям знания о том, что снег состоит из снежинок, в которые превратились капельки воды.

Цель: Познакомить детей с тем, в морозную погоду снег - сухой, из него плохо лепить, а в тёплую - снег бывает мокрый, из него можно лепить снежные постройки.

Цель: Дать представление о свойстве снега превращаться в воду.

Цель: Закрепить знания детей о свойствах снега: мокрый, лепится.

Цель:Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха.

Февраль

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить почвы, разные по составу.

Цель: Помочь установить, как растение ищет свет. Развивать наблюдательность, внимательное отношение к комнатным растениям.

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды.)

Цель: Закрепить знания детей о том, что лед можно разбить; развивать мыслительные процессы: память, мышление, внимание, воображение, активизировать словарь детей (лед, ледовое, ледяной) ; вспомнить, какие зимние игры знают дети (катание с горки на санках, на коньках, на лыжах и т. д.)

Цель: Закрепление знаний о частях тела человека, правил поведения на морозе, развивать чувство юмора, воспитывать умение действовать по правилам.

Цель: Продолжать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег. Для этого положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.

Цель: Предложить детям сравнить свойства корочки льда на лужах и снега, выявить черты сходства и различия. Рассказать детям о том, что и снег и лед образованы из воды. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот снег и лед (сосульки) нельзя.

Цель: Продолжать знакомить с одним из свойств воды.

Цель: Ознакомление со свойствами бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде) и ткани (мнётся, разглаживается, намокает в воде).

Цель: Учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Цель: Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства.

Цель: Развивать представление о весе предметов.

Цель: Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.

Цель: Дать детям знания, что вода смывает грязь с рук.

Цель: Продолжать выявлять свойства воды: бывает с запахом и без.

Цель: Выявить свойства воды. Она может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет. Чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Цель: Познакомить детей с одним из состояний воды – паром. Дать понятие, что пар – опасно, можно обжечься.

План работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Сентябрь 1. Неживая природа. Помощница вода. Какие ее свойства? Программное содержание: использовать знания о повышении уровня воды для.

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе (декабрь-февраль) Декабрь Снег Опыт 1 Снег. Какой он? Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо.

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе. Сентябрь-ноябрь. Сентябрь Песок, глина Опыт 1 Свойства песка. Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает.

Презентация по познавательно — исследовательской деятельности во второй младшей группе. Предлагаю вашему вниманию презентацию по познавательно - исследовательской деятельности во второй младшей группе по теме "В гости к капельке".


Формирование личности ребенка происходит эффективней, если он вовлечен в продуктивную познавательную деятельность – детское экспериментирование. Именно эта деятельность идет от самого ребенка с первых дней его жизни, т. к. окружающий предметный мир становится обучающим только через взаимодействие. Поэтому непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют понять их свойства, качества, возможности, пробуждать любознательность, желание узнать больше.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельность, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая является не только процессом усвоения знаний, умений и навыков, но и как поиском знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования и проектирования, который давно занял прочное место в школе. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляется творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н Подъякова.

Обобщая собственный богатый фактический материал Н. Н. Подъяков, в 1997 году, сформировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

Для этого Н. Н. Подъяков приводит доказательства: игре надо учить, а в экспериментировании ребенка самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления; в эксперименте объект преобразовывается; некоторые дети не любят играть, они предпочитают заниматься каким-то делом, но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года, практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за свет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения младших дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

- развивать понимание взаимосвязей в природе;

- развивать мышление, речь в процессе познавательно-исследовательской деятельности;

- воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе.

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предполагаемые в программе комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближенные к реальной обстановке.

Направленность программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания и умения по опытно-экспериментальной деятельности.

Возраст обучающих: 2-4 года.

Срок реализации программы: 2 года.

В первой младшей группе – 10 занятий в год, одно занятие в месяц, продолжительность одного занятия – 10 минут.

Во второй младшей группе – 20 занятий в год, два занятия в месяц, продолжительность одного занятия – 12-15 минут.

Приоритет в обучении отдается в совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Структура программы

Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-исследовательская деятельность. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации.

Читайте также: