Как заполнить портфолио ученика на школьном портале

Обновлено: 04.07.2024

Предложения об отмене единого государственного экзамена (ЕГЭ) в последнее время звучат с завидной регулярностью. Однако никаких реальных подвижек в этом вопросе не наблюдается. Поступление в вузы сводится к натаскиванию детей на экзамен, а преподаватели негодуют от невежества новоиспечённых студентов. Весь 2021 год прошёл под эгидой обещаний наконец явить миру альтернативу ЕГЭ. Чиновники из Минпросвещения и Рособрнадзора считают, что ей может стать цифровое портфолио выпускника – своеобразный банк достижений ребёнка за школьные годы. Однако родители и эксперты уверены, что нововведение лишь одно из звеньев в цепи окончательного развала российского образования.

Чиновники активно рекламировали цифровое портфолио школьника как альтернативу ЕГЭ весь прошлый год. В январе глава Минпросвещения Сергей Кравцов объяснял, что цифровая биография упростит формирование портфолио для поступления в вузы. Выпускникам не потребуется собирать бумажные дипломы и сертификаты, дающие право на дополнительные баллы, – данные можно будет хранить в едином электронном портфеле.

Уже в декабре руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что с 2024 года цифровое портфолио, которое ученики смогут формировать с шестого класса, станет копилкой всех успехов школьников – от волонтёрства до участия в спортивных испытаниях.

Чиновник не исключил, что к 2030 году так называемый цифровой след выпускника может стать полноценной альтернативой ЕГЭ.

Пока неизвестно, на какой платформе будут храниться данные и кто займётся их сбором. Однако сама идея цифрового следа выпускника вызывает большие вопросы у учителей, родителей и экспертов.

Эксперты сходятся во мнении, что внедрение цифрового портфолио в том или ином виде нужно широко обсуждать со специалистами и родительской общественностью и тщательно прорабатывать. Ведь при определённом подходе цифровой след может на всю жизнь превратить выпускника в пленника не только своих достижений, но и неудач. Под угрозой также могут оказаться персональные данные миллионов российских детей.

Директор Института развития образования Высшей школы экономики профессор Ирина Абанкина считает, что главный вопрос состоит в том, кто и по какому принципу будет собирать цифровое портфолио. Одно дело, если это сам ученик, а другое дело, если кто-то посторонний.

– О портфолио школьника говорят уже очень давно, лишь в последние годы его стали позиционировать как цифровое. С одной стороны, досье достижений могло бы стать благом как для самого школьника, так и для вуза. Ведь ЕГЭ проверяет только предметные знания, но для человека важны и особые компетенции, которые не выявляются этим экзаменом, например креативность или умение работать в команде. Портфолио могло бы дополнительно представить выпускника вузу и дать ему преференции при поступлении, – отметила эксперт.

Однако, по словам Абанкиной, есть и другая сторона – в базе данных в итоге могут оказаться не только победы школьника, но и негативные факты его биографии.

– Я знаю, насколько быстро приклеиваются ярлыки в Израиле. После единичной драки в школе ученики могут годами восстанавливать свою репутацию, большую ответственность за любую провинность ребёнка там несут и родители. Не возникнут ли и у нас подобные перекосы? К тому же так называемый цифровой след школьника вполне может выйти за рамки поступления в вуз и оказывать влияние на человека и дальше – при устройстве на работу, например, или на службе в армии, – добавила профессор Абанкина.

Она подчеркнула, что в случае обработки информации сторонними лицами встанет вопрос и о защите персональных данных. Сбор сведений фактически может превратиться в слежку. Далеко не все добровольно согласятся разглашать определённую информацию о себе или о своём ребёнке, особенно если она носит негативный характер.

– Именно по этой причине в школах не смогли в своё время ввести паспорт школьника и паспорт здоровья, – уточнила эксперт. – Такая же участь, вероятнее всего, ждёт и цифровое портфолио, если его попробуют внедрить как полное досье на ученика. На мой взгляд, замена ЕГЭ цифровым портфолио маловероятна. Государство 11 лет тратит деньги на обучение каждого ученика и вряд ли пойдёт на отказ от итоговой аттестации. Да и вузы уже привыкли оценивать поступающих по ЕГЭ, всё же баллы, полученные на экзамене, – это чёткий критерий для всех выпускников.

Глава Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин считает, что цифровое портфолио вряд ли сможет заменить ЕГЭ в обозримом будущем. Хотя при грамотной реализации проекта учёт достижений выпускника помог бы смягчить разрушительное воздействие единого экзамена на наше образование.

– На деле полноценная реализация этой инициативы в ближайшее время маловероятна. Как мы помним, внедрение единого государственного экзамена и связанные с ним вредительские реформы российского образования осуществлялись на деньги, взятые в кредит у Всемирного банка на определённых условиях, которые и привели к тому, что мы в текущий момент имеем. Безусловно, во власти сейчас достаточно людей, понимающих последствия всех этих реформ для нашей школы, но их политической воли, очевидно, не хватает, чтобы что-то кардинально изменить. Лично я уверен, что пока советником президента по образовательным вопросам является господин [Андрей] Фурсенко (Экс-министр образования, при котором была внедрена система ЕГЭ. – τ.), никаких позитивных сдвигов в сфере образования нам ждать не приходится, – пояснил в беседе с изданием правозащитник.

Эксперт отметил, что на внедрение цифрового портфолио требуются немалые средства. Необходимо создавать систему обмена данными между школами, находящимися в подчинении у разных ведомств, – спортивными, музыкальными, художественными и общеобразовательными.

Сейчас такой системы нет, а значит, нет и реальных механизмов проверки подлинности грамот и дипломов за победу в различных конкурсах и соревнованиях.

Без должного контроля, как только цифровое портфолио станет значимым при поступлении, появятся сотни контор, изготовляющих фальшивые грамоты.

– При этом, несмотря на многолетние обещания, у нас до сих пор не могут оснастить интернетом все школы в регионах, даже на это денег не хватает. Судя по всему, и цифровое досье надолго останется лишь предметом громких обещаний чиновников найти альтернативу ЕГЭ. Обычно соответствующие заявления делаются Рособрнадзором или Министерством просвещения на подъёме очередной волны критики единого госэкзамена. В целом абсолютно понятно, почему родители, учителя и директора школ у нас уже боятся любых реформ, обычно сыплющихся на них как снег на голову. На деле лучше от нововведений не становится, а проблем хоть отбавляй. Ведь в любых начинаниях важна не только сама идея, но и качество её исполнения, а эта сфера у наших образовательных чиновников явно хромает, – заключил Панин.

Эксперты и родители обращают внимание и на то, что внедрение цифрового портфолио может обернуться тем, что жизнь детей уже с шестого класса превратится в бесконечную гонку за победами в различных конкурсах и соревнованиях.

Кроме того, цифровой след вновь может привести к неравенству для детей из отдалённых регионов и неблагополучных семей.

Учителя также опасаются, что сбор цифровых портфелей будет переложен на их плечи. Из-за непомерной бумажной нагрузки и работы на полторы-две ставки у педагогов и без того едва хватает времени на полноценное обучение детей.

Как заполнить свое портфолио в электронном журнале Автор: Назарчук Святослав (6-

№ слайда 1

Как заполнить свое портфолио в электронном журнале Автор: Назарчук Святослав (6-А)

Вводим логин ученика Вводим пароль

№ слайда 2

Вводим логин ученика Вводим пароль

Выбираем тип достижений В ОУ – в общеобразовательном учреждении Вне ОУ – вне общ

№ слайда 5

Выбираем тип достижений В ОУ – в общеобразовательном учреждении Вне ОУ – вне общеобразовательного учреждения

Выбираем подтверждающий документ: сертификат, грамоту, диплом и пр. Жмем «Открыт

№ слайда 7

ЗАПОЛНЕННОЕ ПОРТФОЛИО ВЫГЛЯДИТ ТАК

№ слайда 8

Ритм современной жизни не всегда позволяет родителю подробно изучить текущие проблемы школьника и вовремя помочь ему с исправлением оценок. Поэтому команда ЯКласс разработала специальный информационный сервис, который автоматически анализирует работу школьника на сайте и отображает её в виде простой и наглядной инфографики.

Инфокарточка ребёнка на главной странице


После того, как вы добавили ребёнка и связали свои профили, для вас на главной странице ЯКласс появится инфокарточка ребёнка. Она отображает главную информацию о работе ученика:

  • сколько заработано баллов за последние 30 дней;
  • сколько в настоящий момент задано проверочных и домашних работ;
  • статус виртуального репетитора Я+.

Краткая информация о профиле ученика



Обратите внимание. Для вашего удобства мы разместили на странице мгновенные подсказки, которые помогут сориентироваться в предназначении раздела и его основных показателях. Просто кликните на значок возле интересующего вас пункта и вверху экрана появится вся необходимая справочная информация. Повторный клик на значок закроет подсказку.

Освоение предметов


Панель освоения предметов показывает, насколько хорошо школьник изучил тот или иной предмет за последние 30 дней. Прокрутка осуществляется с помощью боковых навигационных кнопок либо кнопок внизу панели .

Последние пройденные темы


Статистика за последние 30 дней


Прокрутив страницу ниже, вы обнаружите статистику ребёнка за последние 30 дней по шести основным показателям:

  • количество заработанных баллов;
  • время тренировок;
  • скорость решения задач;
  • количество решённых задач;
  • общее количество попыток решения задач;
  • среднее количество попыток на одно задание.

Данный раздел поможет вам сравнить текущие результаты ребёнка с показателями из предыдущих периодов, а также со средними показателями других пользователей.

Обратите внимание. При сравнении данных, текущие результаты ребёнка отображаются над чертой, показатели для сравнения — под чертой. Зелёным цветом отмечены успехи ребёнка. Оранжевый цвет показывает, где ребёнок мог бы улучшить результат.

История статистики




В конце страницы размещена панель услуги Я+. Здесь вы можете узнать период действия подписки Я+.

Обратите внимание. Виртуальный репетитор Я+ объяснит решение каждого задания на сайте ЯКласс, что значительно улучшит освоение материала школьником. При этом, ребёнок не может просто скопировать правильный ответ, так как условие задачи меняется при повторном решении.


Семейное право

В скором времени в России заработает система цифрового профиля школьника, целесообразность формирования которого вызывает немало вопросов.

Попробуем разобраться, что такое цифровой профиль школьника, какие сведения в него войдут, в чем состоят его преимущества и недостатки, а также что думают родители и учителя об указанной инициативе.

Что такое цифровое портфолио

Цифровое портфолио – это электронная база данных, содержащая сведения обо всех достижениях и неудачах учащихся. Сведения в портфолио будут накапливаться постепенно, что поможет учителям проанализировать динамику развития ребенка.

Внедрение цифрового профиля в России первоначально пройдет в рамках эксперимента на базе 15 регионов. Сроки действия пилотного проекта обозначили до 2022 года. После обработки и анализа результатов проект распространят на всю Россию.

Для справки. При разработке системы цифрового профиля скорее всего использовали опыт Швеции, где уже несколько лет действует аналогичная систему учета детских достижений.

Цели создания

Главной целью ключевого портфолио является интеграция и систематизация в одной базе всех достижений учащихся, а также сведений, которые нужны для идентификации в рамках образовательного процесса.

Также задачей портфолио в электронном виде является корректировка полученных знаний. К примеру, школа по результатам анализа может предоставить материалы для восполнения пробела в знаниях или углубленного изучения.

В перспективе электронное портфолио может стать альтернативой ЕГЭ.

Профиль школьника можно будет использовать в следующих ситуациях:

Цифровое портфолио будет обязательным или добровольным?

Родители могут продолжить формирование портфолио в бумажном виде, собирая бумажные дипломы и грамоты, и отказаться от использования оцифрованного аналога. Перечень сведений, которые планируется включить в документ, определит семья по своему усмотрению.

Заменит ли цифровое досье — бумажное

Бумажное портфолио продолжит действовать после внедрения электронного аналога. В перспективе, когда родители оценят преимущества электронного портфолио, цифровая биография заменит – бумажную.

Преимущества электронного портфолио перед стандартным состоят в следующем:

  1. Процесс сбора документов для получения преимуществ по ЕГЭ будет упрощен.
  2. Цифровой формат открывает больше возможностей для анализа результатов обучения и корректировки образовательного процесса.
  3. Электронное портфолио нельзя потерять или украсть.

Какая информация войдет в цифровое портфолио

Регистрировать портфолио ребенка будут при зачислении ребенка в школу или детский сад.

В первую очередь в портфолио будут включать сведения о достижениях в области образования, культуры и спорта. Вот приблизительный перечень сведений для электронного портфолио:

  • победы в олимпиадах;
  • победы и призовые места в конкурсах;
  • участие в чемпионате WorldSkills;
  • пройденные курсы и полученные отметки;
  • глубина и сложность изучения отдельных тем;
  • результаты ГАИ;
  • прочие мероприятия и внеучебные достижения.

В досье будут включены сведения, что изучал школьник, где он дополнительно занимался в процессе обучения. Также портфолио может содержать информацию о неудачах и сложностях в обучении.

У кого будет доступ

Цифровое портфолио регистрируют сами ученики. Доступ к личному кабинету, в котором есть информация о достижениях, будет только у школьников.

Сведения в портфолио открываются только тем организациям, которые одобрит школьник или родители. Например, определенному вузу или колледжу, в который планирует поступить выпускник или школе при смене образовательной организации.

Преимущества

Главные плюсы формирования цифрового портфолио школьника состоят в следующем:

  1. Оно легче в использовании по сравнению с бумажным портфолио: родителям не нужно будет самостоятельно вносить реквизиты дипломов.
  2. Портфолио объединит в одном разделе разрозненные сведения о победах на олимпиадах и конкурсах. Ученику станет проще подтвердить свои достижения при необходимости.
  3. Вся информация в базе данных будет деперсонифицирована, что увеличит безопасность сервиса.
  4. Хранение сведений в электронном виде избавит от подтасовок.
  5. Внедрение портфолио сделает образовательную систему более индивидуальной: из документа станет ясно, в каких дисциплинах ученик преуспел, а какие ему следует подтянуть.
  6. Ученики будут более замотивированы в получении новых достижений для пополнения портфолио.

Риски и недостатки

Можно выделить следующие риски и недостатки создания цифрового портфолио:

  1. Сведения о ребенке будут собирать, начиная с детского сада, — в этом возрасте дети еще не осознают ответственности за поступающую в портфолио информацию и не осознают, как портфолио сможет повлиять на их дальнейшую жизнь.
  2. Есть риски утечки данных и злоупотреблений при включении информации в портфолио. Так как в портфолио будет включен широкий спектр данных об оценках и посещаемости, при утечке ими могут воспользоваться мошенники.
  3. Стоимость реализации проекта оценивают в сумму до 1 млрд.р.

Что думают родители и учителя о цифровом портфолио?

Пока не совсем понятно, как это будет реализовано на практике. Если портфолио поможет детям из регионов поступить в вуз, то идея – хорошая.

Елизавета, мама восьмиклассника

Я однозначно против. Во-первых, не понимаю цели всеобщего сбора и хранения данных об образовании. Во-вторых, не хочу чтобы в портфолио вошли какие-то неблагоприятные сведения из биографии школьника.

Людмила, мама первоклассника

В целом, мне нравится предложение. Сегодня мне приходится самостоятельно сканировать и копировать дипломы сына. Но в таком виде они не принимаются как подтверждающие документы. С электронным портфолио станет проще.

Ольга, мама ученика 10 класса

Надеюсь, что вносить сведения в электронное портфолио не заставят самих учителей. Сегодня мы только и делаем, что заполняем какие-то бумаги и вносим сведения в непонятные программы.

Елена Викторовна, учитель литературы

Читайте также: