На какой период приходятся попытки построения социализма в странах африки и азии кратко

Обновлено: 02.07.2024

После окончания Второй мировой войны в азиатском регионе развернулось движение по национальному освобождению от колониальной зависимости. Советский Союз поддерживал данную борьбу, направляя в азиатские страны всё новые и новые капиталовложения, специалистов и проч. Такие страны, как Китай, Вьетнам, Камбоджа и т.д. вошли в систему мирового социализма. В общей сложности, к странам соцлагеря в Азии можно отнести: Китай, Монголию, Вьетнам, Лаос, Камбоджу и КНДР. Об основных азиатских странах социалистического лагеря пойдёт речь на данном уроке.

После окончания Второй мировой войны в азиатском регионе развернулось движение по национальному освобождению от колониальной зависимости. Советский Союз поддерживал данную борьбу, направляя в азиатские страны всё новые и новые капиталовложения, специалистов и проч. Такие страны, как Китай, Вьетнам, Камбоджа и т.д. вошли в систему мирового социализма. В общей сложности, к странам соцлагеря в Азии можно отнести: Китай, Монголию, Вьетнам, Лаос, Камбоджу и КНДР. Об основных азиатских странах социалистического лагеря пойдёт речь на данном уроке.

Ответ: В выборе капиталистической или социалистической модели развития. Выбор освободившихся стран тоже часто являлся прежде всего политической ориентацией на одну или другую группу государств, политика в этих случаях шла впереди экономики. При этом внутренние противоречия и борьба политических сил осложнялись внешними влияниями, а нередко и прямым вмешательством извне. О трудностях выбора ориентации и путей дальнейшего развития ярко свидетельствовала история стран Юго — Восточной Азии, освобождение которых происходило в конце и сразу после завершения Второй мировой войны. Размежевание течений и группировок внутри освободительного движения, сотрудничество их с разными внешними силами привели к расколу Вьетнама и Кореи на государства с разным общественным строем, отторжению от Китая Тайваня, где Чан Кайши установил особый режим.

Большинство молодых государств, где индустриальный уклад оказался относительно развитым, пошло по пути модернизации, некогда пройденному странами Запада.

Для некоторых государств ситуация изменилась, так как они превратились в мощных индустриальных гигантов (КНР, Тайвань, Япония и др.), другие смогли поднять свою экономику благодаря нефти (страны Персидского залива, Аравии). Некоторые государства до сих пор сотрясают перевороты и революции.

Ответ: Использование новейших научно — технических достижений; поддержка среднего высшего образования. Быстрое динамичное развитие осуществлялось на базе традиционных для данного общества отношений.

Это предполагало: использование государственного регулирования экономики; поощрение внутреннего накопления капитала; внедрение новейших технологий путем изучения мировых новинок, приобретения лицензий, усовершенствования технологий на производстве; поэтапная индустриализация; всемерное стимулирование экспорта продукции и др.

3. Как вы полагаете, от чего зависело изменение социально — экономической политики в Китае во второй половине XX в.? *Какую роль играли при этом объективные и субъективные факторы?

Ответ: От отношений с СССР и провидимой им внутренней и внешней политики; от стремления Китая заставить мир считаться со страной; от социально — экономической ситуации в Китае.

Объективным фактором для истории Китая этого периода являлась назревшая необходимость дальнейшего развития страны. Этот выбор был сделан и была предпринята попытка построения коммунизма. Субъективным фактором в данном случае являлась идеология. Исходя из нее и строилось развитие государства.

4*. Как вы оцениваете значение реформ конца 70 — х — 80 — х гг. XX в. в Китае? Чем (какими критериями) вы руководствуетесь в своей оценке?

Ответ: Реформы в Китае имели как положительные, так и отрицательные стороны. В первой половине 80 — х гг. произошел значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства (в 1984 г., например, прирост производства составил 14,2%). Страна с миллиардным населением впервые за много десятилетий решила продовольственную проблему и даже стала экспортировать продукты питания. Улучшилось благосостояние людей. Вместе с тем после отмены централизованного государственного управления выросло число посреднических административных компаний, развилась коррупция в среде государственных чиновников.

Политико — идеологические основы общества в ходе реформ почти не подверглись изменениям. КПК следовала учению марксизма — ленинизма и идеям Мао Цзэдуна (правда, в уставе партии была сделана оговорка о недопустимости культа личности).

Критерий для оценки – результативность реформ и их влияние на дальнейшее развитие Китая.

5. Покажите, в чем состояло сходство, а в чем — различие исторических судеб народов Вьетнама и Кореи во второй половине XX в.

Ответ: Общее – страны были расколоты на государства с разными общественными системами и из — за военных конфликтов.

Вьетнам, разделенный после войны с французскими колониалистами (1946— 1954) по 17 — й параллели, получил лишь небольшую мирную передышку. В 1965 г. в противостояние Севера и Юга непосредственно вмешались США, направив во Вьетнам свои войска. СССР, Китай и ряд других стран оказывали военную и материальную помощь Северному Вьетнаму. Вьетнамская война закончилась в 1975 г. поражением проамериканского режима и войск США. В 1976 г. произошло объединение страны, была провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам. Социально — экономическая система Юга начала перестраиваться по образцу Севера. Но трудности послевоенного восстановления, изменение международной обстановки остро поставили вопрос о курсе страны в целом. В 80 — е гг. во Вьетнаме начались экономические преобразования, сходные с теми, которые до этого развернулись в Китае. К началу XXI в. на этом пути были достигнуты впечатляющие результаты.

6. Назовите основные проблемы, которые были решены в Индии за годы независимости.

Ответ: Реорганизация штатов страны по национально — этническому признаку; аграрная реформа, в результате которой ограничивалось крупное помещичье землевладение, а земля передавалась малоземельным крестьянам; создание государственного сектора в промышленности и введение планирования в экономике; начало индустриализации. Во внутренней политике упор был сделан на сочетание принципов демократии и централизма.

7. Как вы ответите на вопрос, что такое династия Неру — Ганди? Что лежало в ее основе?

Ответ: Политическая династия Индии, возглавлявшая страну с 1947 по 1991 гг. Дж. Неру был первым и бессменным в течение 17 лет (до его смерти в 1964 г.) главой правительства Индии, его дочь И. Ганди и внук Р. Ганди возглавляли правительство страны в 1960—1980 — е гг. Опорой их политики являлась массовая и влиятельная партия Индийский национальный конгресс, находившаяся у власти в течение почти всего периода с начала провозглашения независимости страны (с перерывами в 1977—1979 гг. и 1989—1991 гг.).

8*. Выскажите свое суждение о том, в чем заключаются уроки афганских событий конца 70 — х — начала 90 — х гг. XX в.

Ответ: То, что подходит для одной страны, может не подходить для другой. В Афганистане господствовали родоплеменные отношения, были сильны традиции, основой которых был ислам. Советское правительство решило, что и здесь сможет провести те же преобразования, что и в СССР, при этом не учитывались национальные особенности. Наступление на традиции встретило сопротивление со стороны населения. Несмотря на соглашения, попытки добиться примирения не удались. Не удается этого достичь и сегодня.

При выборе пути развития государства должны учитываться национальные особенности этого государства, а не амбициозные планы и желания политиков, не имеющих представления о том, как развивалась страна до этого и что будет лучшим для нее. Соперничество двух миров показало на примере Афганистана насколько разрушительным оно может быть в рамках одной нации.

9. Приведите примеры смены режимов и политических ориентации в странах Азии и Африки. Чем они были вызваны?

Ответ: Многообразие, а иногда и разнонаправленность интересов отдельных социальных групп — национальной буржуазии и интеллигенции, исламского духовенства, ремесленников и торговцев, рабочих и крестьян — делали политическое развитие этих стран очень противоречивым и переменчивым. При этом к внутренним разногласиям часто прибавлялись внешние влияния, стремление ведущих мировых держав укрепить свои позиции в этом стратегически важном регионе. Неудивительно, что за относительно короткий по историческим меркам период времени (30—40 лет) во многих из рассматриваемых стран по 2—3 раза произошла смена политических режимов и курсов.

Политика М. X. Мубарака отличалась взвешенностью, сбалансированностью. Укрепление позиций национальной экономики сочеталось с поощрением иностранных инвестиций (в первую очередь в производственную сферу). Стремясь к внутренней стабильности, президент ужесточил контроль за деятельностью оппозиции, особенно экстремистских мусульманских организаций. Гибкий внешнеполитический курс Египта в 80—90 — е гг. позволил ему вернуть место признанного лидера в арабском мире и международный авторитет.

Большинство народов Тропической и Южной Африки обрели независимость в 60—70 — е гг. Для их последующего развития была характерна особенно частая смена политических режимов и правительств. У власти сменяли друг друга военные и сторонники марксизма, республики становились империями, вводились то однопартийные, то многопартийные системы и т. д. Политическое противостояние усугублялось соперничеством племенных группировок, действиями сепаратистов.

Как это происходило в конкретных обстоятельствах, можно видеть на примере Анголы. После того как правительство Португалии подписало соглашение о порядке перехода Анголы к независимости (1975), развернулась борьба за власть между тремя организациями, участвовавшими в освободительном движении, — Народным движением за освобождение Анголы (МПЛА), Национальным фронтом освобождения Анголы (ФНЛА) и Национальным союзом за полную независимость Анголы (УНИТА). При сходстве названий они представляли разные регионы страны, более того, поддерживались разными внешними силами. Против пришедшего к власти правительства МПЛА, придерживавшегося социалистической ориентации и пользовавшегося поддержкой СССР и Кубы, выступили силы ФНЛА и УНИТА, получавшие помощь США и ЮАР. Лишь в 1989 г. было достигнуто перемирие в боевых действиях, и кубинский военный контингент покинул Анголу. Но задачи политического урегулирования остались.

10. Объясните, почему возник и так долго длился ближневосточный конфликт.

11*. Как вы думаете, почему в политической истории многих стран Азии и Африки во второй половине XX в. значительную роль играют военные? Чьи интересы они представляют?

Ответ: Военные – эта та сила, которая могла удержать страну от развала, пусть и жестокими методами. С помощью военных можно было получить власть и удерживать ее.

Представляли интересы местной элиты.

12. В чем вы видите значение событий, происшедших в конце 80 — х — 90 — е гг. XX в. в ЮАР? Как вы думаете, какие трудности предстоит преодолеть народам этой страны на избранном пути?

Ответ: Значение – объединения населения страны позволит сплотиться для дальнейшего достижения результатов в развитии государства. Трудности, которые предстоит пройти – убрать все расовые ограничения из умов людей, создать новые традиции существования разных народов, основанные на общечеловеческих принципах.


В период завершения распада колониальных империй после 2-й мировой войны путей развития у освободившихся стран было два: социалистическая ориентация ( Китай, Вьетнам, Северная Корея , позже -Гана, Гвинея, Мали, Египет, Сомали, Танзания, Алжир и Бирма) или еврокапиталистический путь ( Индия). В любом варианте определяющее значение имели культурно-цивилизованные особенности и традиции. В конце 90-х годов странам, принявшим социалистическую ориентацию, пришлось перейти к рыночно-частнособственическим отношениям.
С середины 70-х годов начался новый этап в развитии осводившихся государств. Некоторые государства (Южная Корея, Тайвань, Гонконг , Сингапур ,Индонезия, Таиланд, Малайзия), не связывая себя с идеологическими концепциями, строили свое развитие с ориентацией на экспорт своей продукции и ввоз импортного капитала ( так называемые новые индустриальные страны).

В период завершения распада колониальных империй после 2-й мировой войны путей развития у освободившихся стран было два: социалистическая ориентация ( Китай, Вьетнам, Северная Корея, позже -Гана, Гвинея, Мали, Египет, Сомали, Танзания, Алжир и Бирма) или еврокапиталистический путь ( Индия). В любом варианте определяющее значение имели культурно-цивилизованные особенности и традиции. В конце 90-х годов странам, принявшим социалистическую ориентацию, пришлось перейти к рыночно-частнособственическим отношениям.
С середины 70-х годов начался новый этап в развитии осводившихся государств. Некоторые государства (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Индонезия, Таиланд, Малайзия), не связывая себя с идеологическими концепциями, строили свое развитие с ориентацией на экспорт своей продукции и ввоз импортного капитала ( так называемые новые индустриальные страны).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ:ОСВОБОЖДЕНИЕ И ВЫБОР ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ

Описание презентации по отдельным слайдам:

СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ:ОСВОБОЖДЕНИЕ И ВЫБОР ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ

СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ:ОСВОБОЖДЕНИЕ И ВЫБОР ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ

Панорама освобождения В результате крушения колониальных империй появилось не.

Панорама освобождения В результате крушения колониальных империй появилось несколько десятков независимых государств Азии и Африки. Процесс освобождения был напряженным и драматичным. Дилемма, каким путем развиваться?

Пути и модели развития Выбор пути- капиталистический или социалистический. Бо.

Экономическая деятельность иностранных монополий в странах Азии и Африки носи.

Экономическая деятельность иностранных монополий в странах Азии и Африки носит избирательный характер. Одной из острых проблем этих стран является внешний долг. Обретение независимости привело эти страны к активному участию в международном политическом и экономическом сотрудничестве. Эволюция Скачок

Пути развития стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии Страна Событие

Пути развития стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии Страна Событие

Япония От поражения — к лидерству. Так можно назвать путь, пройденный Японией.

Япония От поражения — к лидерству. Так можно назвать путь, пройденный Японией во второй половине XX в. Страна, потерпевшая разгром в войне, лишившаяся всех завоёванных ранее территорий, подвергнутая атомной бомбардировке, за несколько десятилетий превратилась в одно из ведущих государств индустриального мира.

Основой этого успеха была способность к модернизации на базе традиционных отн.

Пути развития стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии Китай. 1 октября 19.

Главной движущей силой культурной революции стала студенческая и рабочая моло.

После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году к власти пришел один из старейших деятел.

Вьетнам По 17-ой параллели Северный 1954 Республика Вьетнам Вьетнам (Хо Ши М.

Вьетнам По 17-ой параллели Северный 1954 Республика Вьетнам Вьетнам (Хо Ши Мин) Война (вмешательство США) 1964-1973 Социалистическая республика Вьетнам 1976

Хо Ши Мин Ким Ен Сам

Хо Ши Мин Ким Ен Сам

Ким Ир Сан Ким Чен Ир

Ким Ир Сан Ким Чен Ир

Индия. Курс Неру. 15 августа 1947 г. Над Красным фортом в Дели был поднят ф.

Индия. Курс Неру. 15 августа 1947 г. Над Красным фортом в Дели был поднят флаг независимой Индии. Джавахарлал Неру в течение 17 лет был главой правительства Индии. Его дело продолжили дочь Индира Ганди и внук Раджив Ганди, возглавлявшие правительство страны в 1960—1980-е годы. В 1980-е годы в Индии стали активизироваться националистические и сепаратистские движения. От рук террористов погибли И. Ганди (1984) и Р. Ганди убит в 1991 г.

Индира Ганди Раджив Ганди

Индира Ганди Раджив Ганди

Афганский эксперимент Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), приш.

Афганский эксперимент Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), пришла к власти в 1978 г. За переход к социализму Соперничество партийных группировок привело в 1979 г. к политическому перевороту. Лидер НДПА, Н. Тараки, был свергнут своим соратником X. Амином, а затем убит.

Советское руководство решило вмешаться в ход событий. В декабре 1979 г. в Афг.

Советское руководство решило вмешаться в ход событий. В декабре 1979 г. в Афганистан вошли советские воинские части. Во время штурма президентского дворца Амин был убит. Главой государства стал Б. Кармаль.

Оппозиционные силы начали борьбу против власти. Создавались вооружённые отряд.

Оппозиционные силы начали борьбу против власти. Создавались вооружённые отряды моджахедов (борцов за веру) - более 100 лагерей и учебных центров. В 1987 г. новым президентом страны стал Наджибулла. Советские войска к 15 февраля 1989 г. были выведены из Афганистана.

В 1992 г. отряды моджахедов захватили Кабул. Страна была провозглашена ислам.

Осенью 2001 г. после отказа правительства талибов выдать США У. бен Ладена.

Осенью 2001 г. после отказа правительства талибов выдать США У. бен Ладена, организовавшего теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне, в Афганистане была проведена военная операция с целью смещения правительства. Талибы покинули Кабул.

В 2004 г. был избран новый президент страны. Однако гражданское противостояни.

Страны арабского мира. Ближневосточный конфликт Волна освободительного движен.

Страны арабского мира. Ближневосточный конфликт Волна освободительного движения в 1950-1960-е годы привела в одних случаях к свержению монархии , в других – к установлению парламентских республик. Египет – сменилось три лидера: Г.А.Насер (1954-1970), А.Садат (1970-1981), М.Х.Мубарак (1981-2011) Ирак – партия ПАСВ, 1979г.-С.Хусейн, диктаторский режим которого привел к войне с Ираном. 2003 г. -режим Хусейна свергнут. Алжир - курс на построение социализма в рамках национальных ценностей и ислама.

Ближневосточный конфликт

Большинство народов Тропической и Южной Африка обрели независимость в 1960-19.

Большинство народов Тропической и Южной Африка обрели независимость в 1960-1970-е гг. Президент Анголы – Жозе Эдуарду душ Сантуш

В 1975 г.- признание Анголы независимым государством борьба за власть между.

В 1975 г.- признание Анголы независимым государством борьба за власть между: Народным движением за освобождение Анголы(МПЛА) (СССР И КУБА) Национальным фронтом освобождения Анголы (ФНЛА) (США И ЮАР) Национальным союзом за полную независимость Анголы (УНИТА) (США И ЮАР)

Южно-Африканская Республика – многорасовое государство, в котором наряду с ко.

Южно-Африканская Республика – многорасовое государство, в котором наряду с коренным африканским население живут потомки белых европейских поселенцев и выходцев из Азии. Также существовал режим апартеида (дискриминация по расово-этническим признакам)

Большую роль в ослаблении, а затем отмене системы апартеида и демократизации.

Большую роль в ослаблении, а затем отмене системы апартеида и демократизации политической жизни сыграл Фредерик Виллем де Клерк, ставший президентом страны в 1989 г.

В 1994 г. В ЮАР состоялись первые в ее истории свободные президентские выборы.

В 1994 г. В ЮАР состоялись первые в ее истории свободные президентские выборы. На них победил лидер наиболее влиятельной партии - Африканский национальный конгресс (АНК) – Н.Мандела, возглавлявший страну с 1994 по 1999гг. Н.Мандела умер в 2013 г.

Президент ЮАР – Джейкоб Зума с 2009 г.

Президент ЮАР – Джейкоб Зума с 2009 г.

Домашняя работа П.51-52 читать, вопрос №1 (П) Доделать таблицу по странам Док.

Домашняя работа П.51-52 читать, вопрос №1 (П) Доделать таблицу по странам Доклады: Революция 1944-1954 г. в Гватемале. Кубинская революция

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 109 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.04.2017 9724
  • PPTX 5 мбайт
  • 330 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Козлова Анастасия Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: