Как вы понимаете речевое обслуживание разных сфер жизни детского сада

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выступление на педагогическом совете (из опыта)

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребёнка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребёнка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребёнка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Исходя из выше сказанного, коллектив выделил следующие задачи речевого развития.
1. Обогащать познавательную -речевую сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.
4. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

В практике работы педагогов ДОУ используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности.
- режимные моменты;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность с семьёй.
Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребёнка.

Особенности интеграции образовательных областей в речевом развитии дошкольников.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность, детей дошкольного возраста — игровая деятельность.

Для развития речи используются разнообразные средства :
- общение взрослых и детей;

- формирование коммуникативных навыков;

- культурная языковая среда, речь воспитателя;

- обучение родной речи и языку на занятиях;
- художественная литература;
- различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Развитие речи и коммуникативная деятельность.

Важнейшим средством развития речи является общение. Речь, являясь средством общения, возникает на определённом этапе развития общения. Она не возникает из самой природы ребёнка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Её возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребёнка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребёнка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребёнка со взрослым, которое строится с учётом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Анализ поведения детей показал, что присутствие взрослого стимулирует употребление правильной речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

Развитие речи и игровая деятельность .
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Её характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребёнок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) . Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя её в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарём, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

Развивать речь ребёнка, не включая её в какую-либо деятельность, невозможно!

Развитие речи и познавательно-исследовательская деятельность

Развивая речь ребёнка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

— способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность;

— обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

— формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

— создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии;

— поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности;

- привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.

Развитие речи и продуктивная (художественная) деятельность .

Развитие речи и музыкальная деятельность

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трёх сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

— культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

— формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

— развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы.

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.

Таким образом у детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона , выразительность.

Развитие речи и трудовая деятельность.

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др. Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов.

Основные средства речевого развития.

Непосредственно-образовательная деятельность.

Культурная языковая среда.

Средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребёнка только под влиянием систематически организованной речи взрослых (Н. И. Жинкин). Следует учитывать, что, подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность; соответствие возрасту детей; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам.

Современные образовательные технологии.

Педагоги ДОУ в своей деятельности используют современных образовательных технологий, которые позволяют интересно, без принуждения активизировать речь воспитанников.

В ДОУ используются :технологии проектной деятельности;

технология исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные технологии;(сегодня ИКТ начинают занимать свою нищу в воспитательном -образовательном пространстве ДО, компьютерные программы ,интерактивный DVD, система презентаций по развитию речи, компьютерные игры).

Предметно-развивающая среда.

В каждой группе имеется уголок познавательно-исследовательской деятельности, который оснащается согласно, возрастными особенностями детей (слайд)

В методическом кабинете имеются словари различного типа (толковые, словари синонимов и антонимов, фразеологические, иностранных слов, орфоэпические.), сборники загадок, пословиц и поговорок, хрестоматии, детская литература.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения образовательных задач.

Работа по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста должна проводиться не только в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье. Родители должны самостоятельно заниматься с детьми, в соответствии с задачами речевого развития детей, учитывая возраст ребёнка.

Большое значение в ознакомлении с правилами речевого поведения имеет индивидуальная работа с отдельным ребёнком, в которой педагоги учитывают особенности развития психики ребёнка, его статус в семье и уровень речевого развития.

Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи — главный фактор решения общей задачи — воспитания культуры речевого общения дошкольников.

Таким образом, развитие языковых способностей во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребёнка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что:

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребёнка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребёнка зависит успешность деятельности ребёнка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Я считаю, в нашем ДОУ созданы необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников.

Общение детей

Виды деятельности в старшем дошкольном возрасте


Базовая программа развития ребенка дошкольного возраста не выделяет речевое развитие как сферу жизнедеятельности или смысловую линию, не программирует отдельные занятия сугубо речевого содержания. И это не только не уменьшает значимость данного направления, а, наоборот, возвышает речь как компонент, который обслуживает все стороны жизнедеятельности малыша, является основой всех содержательных линий Программы.

Что такое общение?

Общение — особая форма деятельности ребенка, особый результат ее усилий в освоении жизненного пространства. Подражая способам речевого общения той среды, которая его окружает, малыш воспринимает и принимает их как единственно верные и неизменные.

Вариативность возникает на выходе ребенка из семейного окружения в другое среда, когда появляется потребность в общении с другими детьми, взрослыми, что и становится началом обретения жизненного опыта.

Приоритетными для развития ребенка является общение, обсуждение, размышления вслух без страха ошибиться или высказаться вразрез с мнением взрослого. Признавая, что основанием для возникновения собственной позиции ребенка является его жизненный опыт, логично предположить, что каждый ребенок приобретает и реализует его по-своему.

Заметим, что речевое развитие дошкольников не всегда нами спланирован и предсказуем по форме или содержанию, которое, однако, является достижением самого ребенка. Попробуем обогатить опыт малыша такими способами и формами речевого взаимодействия, которые бы приобретали вариативность в зависимости от длительности контактов, содержания деятельности, количественной и половой характеристик, других факторов.

Продуктивной формой речевого развития детей является свободная и самостоятельная деятельность в специально организованной среде, где педагог предоставляет каждому воспитаннику право выбора: где, когда, сколько времени и с кем ему действовать.

Мальчики общаются

В традиционной методике развития детского общения исключительное значение придается показателям овладения языковыми средствами, таким формальным характеристикам, как: звукопроизношение, лексический запас, грамматическая правильность.

Мы же рассматриваем эти средства как предварительный этап к успешному речевому взаимодействию с партнерами в общении, что развивает коммуникативную компетентность сопровождает речевое развитие дошкольников.

Речевое развитие дошкольников происходит не в линейной последовательности (овладение звуком, грамматически правильной речи, связным высказыванием, расширения словаря, а в комплексном развитии всех компонентов речи. Его венцом является коммуникативная компетентность — способность пользоваться родным языком как средством речевого взаимодействия в обществе людей, находить свое место среди них, понимать их и быть понятным, согласовывать собственные желания с намерениями других участников общения.

Именно эти особенности являются основой коммуникативно-речевой компетентности старших дошкольников. В то же время речевое развитие дошкольников можно усовершенствовать использованием неречевых средств, не нарушит взаимодействия дошкольника со сверстниками, не исказит и не разрушит его контактов с людьми, которые рядом с ним.

Надеемся, приведенные ниже рекомендации относительно использования некоторых педагогических технологий речевого развития старших дошкольников будут способствовать повышению результативности деятельности воспитателей, при условии, что:

  • они будут учитывать успехи и неуспехи ребенка в предыдущей деятельности;
  • определять объем, время, место, интенсивность ее речи как фрагментарное самостоятельного или в качестве составляющей части других видов деятельности (познавательной, музыкальной, двигательной, изобразительной и др);
  • согласовывать дозировку собственной речевой деятельности ребенка с речью взрослого;
  • обеспечивать взаимовлияние и комплексность сфер жизнедеятельности ребенка, которые имеют языковое обрамление или речевую основу.

Речевое развитие дошкольников — использование пальчиковых игр

Детям, малоактивным в диалоге, ответы которых состоят преимущественно из одного слова и каким бывает трудно сформулировать вопросы, которые с интересом относятся к играм сверстников, будут полезны пальчиковые игры и упражнения.

Чувствуя недостаточность своего лексического запаса, дети часто дополняют или заменяют слова жестами, движениями, мимикой. С ними следует начинать с простейших упражнений, посильных для каждого. Другим дошкольникам можно предлагать более сложные и разнообразные упражнения, к которым смогут присоединиться и родители, и педагоги.

Формирование коммуникативной компетентности в речевом общении детей

Развитие этого качества начинается с обретения ребенком умения устанавливать контакт с партнером в общении, придерживаясь устоявшихся правил этикета. В повседневной жизни ребенок наблюдает и подражает примеру общения между собой взрослых, детей и прочее. Настоящим образцом коммуникативного поведения должна быть присуща широкая палитра эмоционально-интонационной окраски.

Старшие дошкольники особенно чувствительны к речи, её грамматическому строению и достаточно критично относятся к чужим и собственным высказываниям. Они уже замечают речевые ошибки и продолжают овладевать теми грамматическими формами, в применении которых испытывают определенные трудности. Малыш еще с раннего возраста учится выбирать в общем словесном потоке два слова, которые он согласовывает между собой, постепенно добавляя к ним все больше других слов, которые также подлежат грамматической норме.

Поскольку речевое развитие дошкольников еще на низком уровне, а ребенок длительное время находится в условиях дошкольного учебного заведения, его главными партнерами в общении являются сверстники и педагоги. Речевое развитие дошкольников как взаимодействие в основном возникает в игровых ситуациях, в быту, когда дети не только пользуются речевыми штампами, но и создают собственные, неповторимые конструкции.

Представим примеры вариативности речевого этикета, который, начав твориться еще в древности, то сохраняет устоявшиеся формы, то набирает новые, современные черты.

Речевой этикет

1. Поздравление

Речевое: здравствуйте; добрый день; добрый день; здравствуйте; рад вас видеть; мое почтение; здравствуйте; привет; будьте здоровы; здоровы с воскресеньем; будьте здоровы с праздником; здравствуйте вам в хату; мое почтение; как поживаете? Слава Иисусу; Бог в помощь; дай, Боже, разума.

Неречевое: нахождение партнера взглядом среди группы (на расстоянии); радостная, открытая или сдержанная улыбка, приветливый взгляд в глаза; кивок головой; легкий поклон; выражение приятного удивления с поднятыми вверх бровями и улыбающимся лицом; взмахи рукой; прикосновение; рукопожатие; раскрыты навстречу руки для объятий; объятия; поцелуи; захвачен или шутливый взгляд и удлиненный вдох для произнесения поздравительной фразы.

2. Прощание

Речевое: до свидания; до встречи; до завтра; до вечера; прощайте; всего доброго; до свидания; будьте здоровы; всего доброго; всего хорошего; еще увидимся; удачи вам; ходите здоровые; спокойной ночи; я с вами не прощаюсь я с вами ненадолго прощаюсь; мы скоро увидимся; увидимся; не забывайте; будь здорова от шестка к порогу.

Неречевое: улыбка с оттенком грусти, надежды; шуточный или дружелюбный взгляд; кивок головой; длинный взгляд с оттенком грусти; легкий поклон; прикосновение; рукопожатия; объятия; поцелуи; взмахи рукой (на расстоянии).

3. Просьба

Речевое: прошу; очень прошу вас; я прошу тебя; я хочу тебя попросить; можно тебя попросить; возможно, ты..; не будете ли вы возражать..; с вашего разрешения; пожалуйста; будьте добры; будьте любезны; пожалуйста; не откажите.

Неречевое: приветливая улыбка; несколько напряженное выражение лица; дружелюбно-просящий взгляд в глаза; прикладывание руки к груди; составление ладоней на уровне груди; легкий поклон; кивок головой.

4. Просьба простить

Речевое: извини; не обессудьте; извините, что беспокою; извините; простите; простите мне; прошу; простите; позвольте мне извиниться перед вами; я должен (должна) извиниться перед вами; я хочу попросить у вас прощения; прошу простить; прошу прощения; прошу прощения.

Неречевое: улыбка с оттенком огорчения; взгляд вины; просящий взгляд в глаза; запросных взгляд с поднятыми бровями; прикладывание руки к груди; составление ладоней на уровне груди; легкий поклон; кивок головой; прикосновения; поглаживания партнера по руке, плечу.

5. Спасибо

Речевое: спасибо; спасибо вам; очень и очень благодарю; большое спасибо; сердечно благодарю; большое спасибо; безгранично благодарен вам; большая и сердечная благодарность; передайте мою сердечную благодарность, от всего сердца приношу вам за то благодарность; выражаю искреннюю признательность; не нарадуюсь вам; вы не представляете, как я благодарен вам; спасибо, вы так внимательны ко мне; не знаю, как отблагодарить вас; искренне благодарен и тронут вашей заботой; благодарю вас; спасибо; это очень любезно с вашей стороны; я вам очень обязан; я ваш должник; я вас отблагодарю.

Неречевое: открытая улыбка, восхищен, благодарен ли запросных взгляд с поднятыми бровями; покачивания головой; легкий поклон; кивок головой; рукопожатия; объятия; прикладывание руки к груди; составление ладоней на уровне груди.

6.Отказ

Речевое: к большому сожалению; не могу; никак не могу; мне очень жаль; с удовольствием, но..; сожалею, но, увы.!; охотно, но..; мне неудобно отказывать,
но..; я рад бы, но..; прошу прощения; извините, но..; извините; мне обидно; вынужден отказать.

Неречевое: многократное покачивание головой из стороны в сторону (отрицающий движение); поднимание бровей; прищуривание глаз; недоумевающий взгляд; стенания плечами; взмахи рукой, указательным пальцем; протягивание ладоней в направлении к собеседнику; прикладывание руки к груди; составление ладоней на уровне груди.

Коммуникативное поведение детей

Для обучения способам соответствующего поведения в ситуациях реальной жизни будут целесообразны специальные упражнения на выработку таких умений:

Общение мальчиков

Различные эмоциональные состояния следует предлагать детям выборочно и постепенно. Целесообразно, скажем, использовать такое упражнение: предложить узнать, из какой сказки персонажи и в каком эпизоде они действуют.

Это особенно полезно для мальчиков, ведь они менее внимательны, чем девочки, до мимических проявлений:

  • анализировать, корректно и мирно проявлять свои желания, стремления: не стесняться удобно петь) танцевать, декламировать, играть на музыкальных инструментах; приглашать к посильному участию в этом и других;
  • одобрять их согласие и активность;
  • имея желание познакомиться со сверстником, обращаться к взрослому как к посреднику или самому выражать свое желание;
  • попросить у сверстника разрешения рассмотреть определенные детали его одежды, игрушки, при необходимости — уточнить словесно, сказать о себе то, что могло бы его заинтересовать и было бы полезной дополнительной информацией для содержательного наполнения ситуации общения.

В таких упражнениях должна доминировать вариант речевого этикета, наиболее распространен в местности, где живет ребенок.

Характер общения и речевое развитие дошкольников со сверстниками в значительной мере зависит от уровня приверженности каждого партнера, от ситуации отношение. А чтобы не было представлений о личностных качествах, целесообразно как можно полнее раскрыть достоинства каждого. Это можно удобно сделать в повседневные: взрослый обращает внимание на достойный поступок, гуманное поведение, добрые намерения, стремления.

Не лишнее и провести аналогии с сюжетами художественных произведений. Важно, чтобы ребенок был способен адекватно оценить собственные поступки и поступки других детей. Это достигается прогнозированием, направленности его внимания на предполагаемый конечный результат.

Формированию адекватности собственного морального вывода общепринятым нормам и правилам коммуникации помогут сказки, в частности, выделение противоположных характеристик, проявлений, поступков героев. Анализируя сказочные сюжеты, желательно обращать внимание на словесные и несловесные средства коммуникативного поведения персонажей и на ее последствия, а на завершение подавать соответствующее обобщающее понятие-характеристику. Опираясь на него, можно доступно вывести противоположное понятие.

Следовательно, ребенок, знакомый с положительными и отрицательными мнениями, действиями, поступками, будет поставлена в условия нравственного выбора, поиска гуманистических ориентиров для анализа, характеристики и сюжетных, и жизненных коллизий.

Действенным методом овладения коммуникативно-речевыми действиями являются игры-драматизации. Ролевые перевоплощения помогают ребенку упражняться в вариативности диалогов. Здесь пригодятся фольклорные диалоги, приучает к поочередного воспроизведения сюжета время -забавного, однако не лишенного интонационных оттенков, динамики, мимических проявлений, вариативности силы голоса, темпа речи. Такие игровые упражнения предшествовать драматизации более сложных жанров — сказок, рассказов.

На установление контакта, а в дальнейшем и на характер общения влияет также внешний вид партнера. Детей следует учить быть внимательными к своей внешности, замечать недостатки, своевременно устранять их самим или обращаться за помощью к старшим. Неряшливость, грязь, неприятный запах могут оттолкнуть сверстников, что сузит общения, сделает невозможным установление контактов.

Следовательно, возрастные и индивидуальные особенности детей, их потребности и стремления определяют речевое развитие детей.

Степени развития можно считать компоненты, которые способствуют созданию и расширению кругозора ребенка, формируют гуманные чувства, базовые личностные качества, которые проявляются в речевой компетентности. Развивающим является то пространство, которое адаптируется к естественному темпу каждого малыша, не нарушая и не нивелируя его.


Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями очень высокий.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя [1]: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Рассмотрим критерии речевого развития подробнее.

1) Овладение речью как средством общения и культуры направлено на развитие свободного общения со взрослыми и детьми, осваивание конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2) Для обогащения активного словаря важна работа над формированием усвоения словообразования и словоизменения [3].

3) В своей работе В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко отмечают, что работу по формированию связной речи можно дифференцировать поэтапно, где один из этапов перетекает в другой [4].

На подготовительном этапе проводится работа по развитию речи (развитие восприятия речи, обогащение и формирование лексико-грамматических категорий, коррекция звукопроизношения) и мышления.

На начальном этапе происходит освоение диалогической речи (вопросно-ответная форма высказываний, умение поддерживать несложные беседы).

На основном этапе формируется монологическая речь — рассказывание (пересказ, составление рассказов).

4) Использование разнообразных литературных жанров, устного народного творчества благотворно влияют на развитие речевого творчества старших дошкольников [7]. Дети составляют простые короткие рассказы, сочиняют отдельные стихотворные фразы, придумывают новые сюжеты в знакомых сказках и т. д.

6) В своей работе мы часто практикуем тематические выставки сказок, детских писателей, т. к. это помогает детям ближе ознакомиться с книжной культурой, детской литературой, способствует пониманию на слух текстов различных жанров. Книжные уголки в группе должны быть оформлены в соответствии возрасту детей.

7) Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте происходит через знакомство с буквами, развитие графических навыков, обучение навыкам буквенного анализа и синтеза.

Для успешного развития ребёнка дошкольного возраста необходимо создавать условия, которые будут оснащены разнообразными сенсорными и игровыми материалами.

Для благоприятного речевого развития ребенка немаловажную роль играет и речь взрослого, которая воздействует на развитие речи дошкольника.

К основным компонентам речевой развивающей среды можно отнести правильную речь педагога и материальное оснащение для каждой возрастной группы.

Способы и средства для речевого развития детей, материальное оснащение подбирается индивидуально для каждой возрастной группы.

В первой младшей группе характерными принципами речевого развития являются:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, подсказки, речь по образцу, сопряжённая речь и др.;

− развитие умения слушать и слышать (рекомендуется чтение рассказов, сказок);

Во второй младшей группе:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, образцы речевого взаимодействия в разных видах деятельности;

− развитие умения слушать и слышать (беседы, чтение рассказов, сказок).

В средней группе:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (желание воспринимать и обсуждать новую информацию; развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения);

− создание в группе Уголка экспериментирования (демонстрационный материал (картинки, фотографии, открытки), лупы, кинетический песок, магниты, зеркала и др.).

В старшей и подготовительной группах:

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения, формирование вопросно-ответных форм высказываний, умение поддерживать несложные беседы);

− способы и средства, направленные на формирование навыков монологической речи (пересказ и составление рассказов);

− создание в группе Речевого уголка (атрибуты для выполнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений и т. д.).

При таких характерных принципах речевого развития в каждой возрастной группе:

− формируются хорошие условия для развития речевой активности детей в специально организованной и самостоятельной деятельности;

− повышается речевая активность детей;

− дети овладевают речевыми умениями и навыками в естественной разговорной среде.

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра активизирует детей к общению. Антонова Ю. В., рекомендует использовать игры с готовыми текстами, подвижные игры, дидактические игры, игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик и др. [2].

О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова отмечают, что музыкальные развлечения, театрализованная деятельность, изготовление книг своими руками, проблемные ситуации, обсуждения способствуют развитию речи дошкольников [6].

Таким образом, благоприятное речевое развитие детей осуществляется в том случае, если:

− дети совместно достигают поставленных целей, помогая друг другу;

− формируют и пополняют свой словарный запас, выполняя речевые и практические поручения;

− педагог поощряет и стимулирует ребёнка в речевой активности и является координатором в совместной образовательной.

Основные термины (генерируются автоматически): средство общения, правильная речь педагога, ребенок, речевое развитие, формирование речи, возрастная группа, детская литература, дошкольный возраст, монологическая речь, речевое взаимодействие.

Похожие статьи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через.

Важным условием развития монологической речи детей является формирование

Именно в общении со сверстниками речь детей более богата точными языковыми средствами, более

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда.

Особенности развития монологической речи современных.

В статье рассматриваются исследования М. В. Ильяшенко, А. М. Леушиной, С. А. Овсянниковой, посвященные особенностям развития монологической речи детей дошкольного возраста и исследования Е. А. Бабаевой, И. Н. Воеводиной, М. В. Довидович.

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

А речь формируется в общении, и это факт. Подход к речи ребенка с позиций анализа

Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи, происходит совершенствование грамматического строя речи и.

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников

Речь — это главный инструмент общения. Дальнейшая жизнь ребенка зависит, в

Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах.

Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи самого педагога присутствовали разнообразные слова.

Развитие речи детей раннего возраста | Статья в сборнике.

Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка

Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства.

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды, за счёт постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми.

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим.

Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим

связная речь, монологическая речь, дошкольный период, речевое развитие, свободное общение

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего.


Представлен опыт работы по речевому развитию детей дошкольного возраста. Предлагаются материалы по организации предметно-развивающей среды в ДОУ, формы работы с детьми. Пособие предназначено для воспитателей и методистов ДОУ.

Содержимое разработки

Управление образования Администрации

Угличского муниципального района

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13

Воспитатель М. Ю. Гусак

«Речь – это удивительно сильное средство,

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В предлагаемом пособии раскрываются основные формы речевой работы с детьми дошкольного возраста, приводятся конспекты образовательных мероприятий.

Теоретические основы развития речи дошкольников

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.

Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность (по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой).

К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родного языка, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимым условий полноценного развития личности ребенка.

По определению выдающегося психолога и философа С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного содержания. В овладении речью, считает психолог Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям, т.е. проходит этапы речевого развития. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.

В методике О. С. Ушаковой структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарных языковых явлений. При этом главной задачей является развитие связной монологической речи.

Существуют два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.

Монологическая речь - требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не отвлекаясь на детали и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Владение связной монологической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенности личности, познавательной активности, которые должны учитываться в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Описание опыта работы по речевому развитию дошкольников

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Лишь немногие дети стихийно достигают достаточно высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальную работу, направленную на овладение родным языком.

Исходя из важности и актуальности темы, цель моего опыта работы была определена: описать содержание и формы работы направленной на развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

В связи с этим перед нами встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Это предусматривает:

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности.

2.1. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития.

Поэтому целью моей деятельности послужило создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности.

Насыщая групповое пространство, заботимся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении с взрослыми и сверстниками.

Наша группа оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный и раздаточный материал.

С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформили познавательно-речевой центр, где присутствуют разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, художественная литература.

Так же в уголке содержатся различные пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр; приспособления для развития правильного речевого выдоха, так как дыхательные упражнения повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, и важны в работе над произношением.

Для того чтобы дети могли брать на себя роли персонажей сказок, организовали центр театрализации; приобрели и изготовили различные виды театров (пальчиковый, платочный, перчаточный и др.). Создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр.

В нашей группе создан центр сенсорики, где представлены различные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

В центре искусств во время продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия.

В экспериментальном центре в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся:

- составлять предложения по демонстрируемым действиям;

- размышлять, рассуждать и доказывать;

- объяснять явления природы;

- составлять небольшие рассказы.

Используя музыкальные инструменты (музыкальный центр) в своих играх:

- дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе;

- у воспитанников происходит развитие не только музыкального слуха, но и фонематического.

2.2. Формы работы направленные на развитие речи детей

В работе с детьми, поставила для себя следующие задачи:

- формировать у детей умения пользоваться краткой и развернутой формой высказывания;

- формировать умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение), соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности;

- развивать умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, загадки и т.п.;

- развивать звуковую культуру речи.

В своей работе используем следующие методы:

Работу по речевому развитию детей организую следующим образом:

Составление описательных рассказов.

Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. В обучении детей рассказыванию использую специфические приемы, назначение которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог. Это - образец рассказа, план рассказа, схемы, коллективное составление рассказа, подсказ словом и предложением, оценка рассказа.

Составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

В процессе обучения рассказыванию, у детей формируется умение связно описывать изображенное, расширяется словарь, формируется грамматический строй речи.

Развитие речи посредством художественной литературы.

Развитие речи детей средствами дидактической игры.

Для выбора дидактических игр учитываю возрастные особенности детей, уровень их индивидуальной подготовленности.

Экскурсии – одна из форм воспитательно-образовательной работы с детьми.

Целью экскурсии является уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, расширение представлений об окружающем мире.

Первые экскурсии начинаю организовывать с трехлетнего возраста детей в соседние группы, на соседний участок, на кухню, в медицинский кабинет. Дети растут и экскурсии становятся более познавательными: магазин, почта, библиотека, школа. Наши дети – постоянные гости в историко-художественном музее нашего города, на станции юннатов, в пожарной части г. Углича.

Дети с большим удовольствием ходят на экскурсии, делятся с родителями своими новыми знаниями и яркими впечатлениями. Развивается связная речь детей.

Хорошим помощником для повышения речевой активности детей служит сюжетно-ролевая игра. Поэтому большое внимание уделяется созданию игровых центров. Изготовлено оборудование для сюжетно-ролевых игр, декораций, сшиты костюмы. Большую часть оборудования для игр комплектуется по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику, что позволяет детям выбрать игру по своим интересам.

Сюжетно-ролевую игру осуществляю в два этапа:

1 этап – подготовительная работа (экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и другое);

2 этап – непосредственно сама игра.

Результат работы – пополняется словарный запас детей, речь носит активный и ролевой характер.

Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересней, содержательней, наполненной яркими впечатлениями. Речь детей становится образной, выразительной. В нашей группе имеется богатый материал для театрализованных игр: это различные виды театров (платочный, пальчиковый, настольный, театр на прищепках, перчаточный, театр ложек, фланелеграф и другие); реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширма для кукольного театра, костюмы и маски для детей. Для родителей постоянно разыгрываем целые представления, где артисты – наши дети. Театрализованные игры способствуют усвоение речевого общения детей.

Все знают, что развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук.

Существуют несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

1. Игры с мелкими предметами.

От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В группе создали уголок сенсорики. В нем подобраны игры, пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук. Работая с мелкими деталями конструктора, шнуровками, мозаиками дети развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, а значит, развивают речь, воображение, творческую активность.

2. Пальчиковые игры.

В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа, поглаживания и упражнений для пальцев. Сопровождаем чтением стихов, потешек. Ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет задания.

3. Художественное творчество.

Уникальное средство для развития мелкой моторики. В распоряжении детей находятся средства изобразительной деятельности (мелки, карандаши, фломастеры,

цветная бумага и другие). Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Для этого используем альбомы для раскрашивания и заготовки.

Лепка необходима для развития мелкой моторики. В своей работе для лепки с детьми использую пластилин, соленое тесто, глину, составление узоров из семян, ракушек.

Ребенок успешнее овладеет речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье.

Поэтому очень важным является взаимодействие педагогов с родителями.

2.3. Самооценка результатов

Следующим этапом было проверить эффективность моей работы. Для обследования развития связной речи детей дошкольного возраста использую диагностику О. С. Ушаковой.

Уровень речевого развития дошкольников выявляю как в начале учебного года, так и в конце. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком и не превышает 15 мин.

Задание даю в интересной, интонационно выразительной форме. Во время диагностики важно поддерживать ребенка, одобрять. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко использую наглядность (предметы, картинки, игрушки). Для старших дошкольников очень важна точная формулировка вопросов.

Диагностика показала, что речь детей начала развиваться успешнее. У детей накопился значительный запас слов. Речь обогатилась синонимами и антонимами. Дети активно осваивают и могут построить различные типы текста: описание, повествование, рассуждение, овладели умением сочетать слова и предложения по законам грамматики. Возросла речевая активность детей.

В ходе наблюдения за детьми в свободной деятельности и в играх отметила, что дети активно и свободно общаются с взрослыми и сверстниками, проявляют инициативу в общении, вступают в беседу; свободно и выразительно излагают свои мысли, чувства, впечатления, речь детей обогащена выразительными средствами.

Результатом своей работы считаю повышение результативности образовательного процесса. Большинство выпускников последних лет успешно прошли адаптацию к новым социальным условиям, к школе. Учителя отмечают у детей навыки свободного общения, умения высказывать свою точку зрения.

Я считаю, что опыт моей работы является актуальным и значимым, так как на современном этапе российского образования, речевое развитие в процессе социально-коммуникативного развития занимает важное место.


-75%

Читайте также: