Туристические проекты примеры в доу
Обновлено: 05.07.2024
Программное содержание:
1. Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее.
2. Оздоровить организмы детей во время пешеходной прогулки.
3. Закрепить знания о правилах поведения во время прогулок на природе.
4. Развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции, выносливость.
5. Создать атмосферу доброжелательности у детей и взрослых в период похода.
6. Воспитывать волевые и дружеские качества в подвижных играх.
Участники похода рассматривают схемы с изображением маршрута и выходят из детского сада и идут по указанному маршруту. Ходьба с рюкзаками за спиной друг за другом, преодоление различных препятствий, встречающихся на пути. Выход на поляну.
Воспитатель: Вот мы и пришли на поляну. Посмотрите как красиво в лесу!
Физинструктор: Мы пришли с вами на эту поляну, чтоб не только полюбоваться природой осенью, а чтоб еще и посоревноваться. Вы готовы?
Физинструктор: А перед соревнованиями или занятиями спортом, мы всегда делаем ….
Разминка: Дети и родители с инструктором выполняют упражнения, продвигаясь по кругу друг за другом: (Фото № 1)
- ходьба обычная;
- ходьба с заданием для рук и плечевого пояса; (руки в стороны – к плечам);
- ходьба с высоким подниманием колена;
- ходьба в приседе;
- подскоки;
- легкий бег;
- ходьба.
Физинструктор: Молодцы! Разминка прошла отлично. Теперь предлагаю всем участникам поделиться на 2 команды. И придумать за 1 минуту название для своей команды.
Инструктор: Готовы? Послушайте первое задание.
1. Игра-эстафета: "Что в походе пригодится?"
Дети стоят в двух колоннах за линией старта. В нескольких метрах от них на пледе разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: (свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, спортивные гантели, конструктор и др.). По сигналу первый участник подбегает к предметам, выбирает необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет. (Фото № 2)
Дедушка Эхо: Эхо! Эхо! Вот потеха!
Я сейчас умру от смеха
Я в лесу живу
Целый день кричу
Отвечаю тут и там
Самым разным голосам
Только я хочу сказать
Что люблю и поиграть!
Воспитатель: Здравствуй, дедушка!
Дедушка Эхо: Здравствуйте, ребята!
Давно я вас жду! Хочу посмотреть на вас, какие вы выросли большие за лето…
Воспитатель: Да, дедушка, наши дети так подросли, что теперь в поход с родителями могут пойти. Они много знают и многое умеют.
Дедушка Эхо: Давайте проверим, знают ли Ваши дети правила поведения на природе?
Показывает детям и родителям картинки, с изображением знаков разрешающих и запрещающих то или иное действие в лесу, читает стихи.
Воспитатель: Да, дедушка, наши дети не только знают как вести себя в лесу. Они такие ловкие, быстрые! Хочешь посмотреть на них?
Дедушка Эхо: Конечно, хочу.
Инструктор: Команды на старт!
Дедушка Эхо: Ой, какие молодцы, отдохните немного, а я вам загадки загадаю.
5. Загадки о природе:
Весной одевается, осенью раздевается. (Лес, парк)
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал,
Лишь солнца свет обогревал
И дождик поливал.
Он разостлался сам собой,
А называется … (травой).
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Нам в дождь и в зной поможет друг, зеленый и хороший –
Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек. (Дерево)
Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель, сосна)
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб)
Воспитатель: Ну что, дедушка Эхо, убедился, что наши ребята не только самые спортивные ребята в нашем городе, но они еще и загадки умеют отгадывать.
Дедушка Эхо: Это точно!
Инструктор: Давайте еще играть, шишки в обруч собирать!
Инструктор: Устали? Тогда еще в одну игру с вами поиграем. Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Дети, разве мандарины растут в лесу?
Дедушка Эхо: Как это не растут?! Растут! Вон с той ёлки я их и собрал!
Дети: Нет! На ёлке только шишки растут! А мандарины растут на дереве в саду, в южных странах.
Дедушка Эхо: Да, ребята, вас не проведёшь! Молодцы! Все то вы знаете, всё то вы умеете! Я таких ребят ни где не встречал! Так жаль с вами расставаться. Мне так понравилось сегодня играть с вами! Так было весело! Но мне пора!
Воспитатель: И нам понравилось в лесу, правда, ребята. Ты дедушка не грусти. Мы скоро к тебе опять придём! Придём, ребята?
Дедушка Эхо: До свидания, ребята! Я вас буду ждать.
Дети: До свидания, дедушка Эхо!
Воспитатель: А теперь ребята, все подойдите ко мне и давайте помоем тщательно руки, пришло время подкрепиться!
Родители в это время накрывают самодельный стол, наливают детям чай из термосов. Делятся впечатлениями. После того как все поели, дети самостоятельно организовывают игры по желанию (забрасывание мяча в кольцо, прыжки на скакалке, футбол).
Воспитатель: Наш поход подходит к концу. Перед тем, как уйти, соберите свои вещи и проверьте, не оставили ли вы после себя мусор.
Возвращение в детский сад тем же маршрутом.
В последующие дни родители делают фотогазету. (Фото № 4)
На заметку!
Работоспособность и здоровье туриста зависят от правильной укладки рюкзака. Надо так уложить вещи, чтобы, с одной стороны, легко было в любой момент найти нужную вещь, с другой – чтобы никакие твердые предметы не упирались в спину. Поэтому вдоль спины укладываются мягкие вещи, а с наружной стороны – твердые. Посуда, предметы личной гигиены, компас, шнур могут располагаться в задних и боковых карманах.
5. Какие направления, в деятельности дошкольного учреждения, на Ваш взгляд, являются приоритетными?
- Формирование знаний, умений и навыков, предусмотренных образовательной программой ДОУ;
- подготовка детей к обучению в школе;
- охрана и укрепление здоровья;
- интеллектуальное развитие;
- морально-нравственное воспитание;
- физическое воспитание.
6. Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребёнка?
- Удовлетворительное;
- хорошее;
- плохое.
7. Какими видами деятельности занимается Ваш ребёнок во время пребывания дома?
- Подвижные игры;
- рисование и лепка;
- пешие прогулки вместе с родителями;
- прослушивание рассказов и сказок;
- просмотр детских телевизионных передач (видео);
- занятия физическими упражнениями.
- другое (укажите)__________________________________________________________
8. Имеете ли Вы возможность уделять внимание укреплению здоровья Вашего ребёнка?
- Ежедневно;
- несколько раз в неделю;
- в выходные дни;
- во время отпуска;
- вообще не имеете такой возможности (укажите почему?)
9. Что Вам мешает уделять большее внимание укреплению здоровья Вашего ребёнка?
- Высокая профессиональная занятость;
- отсутствие специальных знаний и умений;
- считаете, что Ваш ребёнок и так здоров;
- не видите в этом смысла;
- другое (укажите)_________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. Какие факторы, на Ваш взгляд, влияют на состояние здоровья
человека?
- Экологические загрязнения;
- наследственные заболевания;
- недостаточный уровень двигательной активности;
- неправильное питание;
- вредные привычки;
- низкий уровень материальной обеспеченности;
- отрицательные эмоции;
- другое________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
11. Что, на Ваш взгляд, способствует укреплению здоровья?
- Занятия физическими упражнениями;
- рациональное питание;
- рациональный режим труда и отдыха;
- ежедневные прогулки;
- положительные эмоции;
- закаливание;
- отказ от вредных привычек;
- соблюдение личной гигиены.
12. Какие меры Вы предпринимаете с целью укрепления здоровья детей?
- Посещение врачей;
- приём лекарств;
- соблюдение режима дня;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- занятия физическими упражнениями;
- правильное питание;
- прогулки на свежем воздухе;
- закаливание;
- немедикаментозные средства оздоровления: (массаж, фитотерапия, ароматерапия и т.п.).
13. Какие формы и виды физической активности Вы используете и как регулярно? (нужное подчеркните).
- Утренняя зарядка:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Закаливающие процедуры:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Занятия в оздоровительных группах:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Пешие прогулки:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Самостоятельные занятия физическими упражнениями:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Лыжные прогулки:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Велосипедные прогулки:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Оздоровительный бег:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Плавание:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
-Спортивные игры:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Туризм:
РЕГУЛЯРНО НЕ РЕГУЛЯРНО ВООБЩЕ НЕТ
- Другие формы и виды:___________________________________________________
________________________________________________________________________
14. Что является источником информации о способах укрепления здоровья Вашего ребёнка:
- Ваш жизненный опыт;
- консультации специалистов в области медицины;
- советы сотрудников детского сада, родителей, друзей, знакомых и др.: ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
15. Испытываете ли Вы потребность в информации о способах оздоровления ребёнка? (нужное подчеркните)
ДА НЕТ
16. Какие темы, связанные с укреплением здоровья, Вас интересуют?
- Профилактика простудных заболеваний;
- физическая подготовка детей к обучению в школе;
- организация рационального питания;
- двигательный режим;
- режим дня;
- профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей.
17. Какой фактор, на Ваш взгляд, является главным влияющим фактором на развитие интересов детей и приобщение к здоровому образу жизни?
- Личный пример членов семьи;
- учебно-воспитательный процесс в детском саду;
- личные наблюдения ребёнка.
Благодарим Вас за сотрудничество!
Приложение:
Спонсоры конкурса:
Сфера деятельности – выпуск федеральных учебников для школ, учебно-методических комплектов по всем предметам школьной программы; пособий по дошкольной и предшкольной подготовке детей.
Оптовый магазин развивающих игрушек, сюжетно-ролевых игр и мебели для дошкольных учреждений
4. Кадры : Воспитатель – Демченко Г.В.
5. Адрес организации : —
8. Вид, тип проекта : долгосрочный, исследовательско-творческий.
12. Сроки проведения : 2012-2013 учебный год.
13. Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.
14. Возраст детей : 6-7 лет.
15. Форма проведения : коллективный проект.
Обоснование.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.
Ещё одной из причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка. Изучение социального статуса семей наших воспитанников показало рост неполных семей и семей с низким прожиточным уровнем, то есть стали ярче проявляться негативные воздействия микросоциальной среды на здоровье ребенка.
Актуальность.
Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.
Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети
получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.
Подходы к реализации проекта:
– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;
– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.
Принципы:
– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде ;
– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.
Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.
Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, города; научить работать с компасом; закрепить навыки и умения туртехники, правил поведения в окружающей среде.
Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными требованиями о физической подготовке детей подготовительной к школе группы.
Форма воспитательно-образовательной деятельности
Основные формы, методы и средства работы с детьми
Таблица 1
Интегрированные виды детской деятельности
Формы и методы
Средства
Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая
Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая
Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала, демонстрацией опытови использованием технических средств, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования, игры состязания "Кто больше назовёт. ", и "Кто быстрее" и др., дидактические: разнообразные головоломки; сюжетно-ролевые игры).
Практические занятия в помещении и на местности.
Таблица 2
Интегрированные виды детской деятельности
или Интегрированные формы детской деятельности (из табл.1)
Предметно-развивающая среда
Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая
Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая
Мини-центр творческая мастерская "Туристическая тропа"
Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы юные туристы")
Мини - музей "Макет "Наш детский сад"
Мини-музей "Макет туристической тропы"
Сотрудничество с родителями:
- проведение совместного похода в краеведческий музей
- совместная продуктивная деятельность;
- совместная трудовая деятельность по очистке участка от мусора;
- сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу
- совместная работа родителей и детей ( умение завязывать узлы, изготовление биноклей, знаков по охране природы)
- Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.
Ресурсное обеспечение проекта: наглядный материал, музыкальное сопровождение, материал для изобразительной деятельности, монитор (для просмотра мультимедийного видео).
Организация деятельности участников проекта:
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Таблица 3
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
I этап
Установочный
Формулирует проблему (цель).
При постановке цели определяется и продукт проекта.
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию.
II этап
Проектировочный
Помогает в решении задачи.
Помогает спланировать деятельность.
III этап
Деятельностный
Практическая помощь (по необходимости).
Направляет и контролирует осуществление проекта.
IV этап
Презентационный
Подготовка продукта деятельности к презентации.
Представление зрителям или экспертам продукта деятельности.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Составление плана – схемы проекта.
4. Сбор, накопление материала.
5. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.
6. Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.
7. Разработка этапа общественной презентации проекта.
Содержание эколого - туристской подготовленности
1. Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник.
Дети должны знать, как появилась жизнь на Земле. Земля как планета, имеющая атмосферу, гидросферу, материки и океаны, природные зоны и т.д. Знакомство с глобусом. Освоение космоса. Какую пользу, приносят походы и экскурсии. Необычные виды туризма: конный, путешествие на воздушном шаре и т.д.
2. Удивительный мир растений и животных.
Виды млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, рыб, птиц,
насекомых. Развитие животных до и после рождения. Турист следопыт:
изучающий следы, животных синоптиков.
3. Как я устроен? Помогу себе сам.
Как я устроен? - система пищеварения, дыхания, кровообращения
Органы восприятия и общения - общее строение глаза, носа, языка, уха,
Чтобы не случилось беды - профилактика заболеваний и травматизма, отравлений. Помогу себе сам - гигиена, первая медицинс-
кая помощь (накладывание шины, перевязки и т.д.). Как правильно питаться. Юный турист учится правильно дышать, следить за осанкой.
Физическая подготовка юного туриста, контроль и самоконтроль.
Растения - враги и друзья: о лекарственных, плодово-ягодных седобных грибах. Осторожно - ядовиты!
4. Собирайся, дружок, в поход.
Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских (морских) узлов.
Малый, большой привал, бивак. Организация привала. Чистота на привале. Правила поведения при передвижении в городе (посёлке, деревне), в лесу, у реки; спуске и подъёме по склону.
Какие карты бывают. Работа с планом города. Что такое компас.
Определение севера, юга по компасу. В мире ориентиров. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории. Нарисуй свой путь - маршрут пути в виде ломанной линии с нанесением топографических знаков.
6. С голубого ручейка начинается река.
Правильно ли мы делаем - осушение болот, вырубка леса, возведение плотин, городские свалки. - причины вымирания растительного и животного мира. Охрана природы - это охрана здоровья!
Тише, - птицы на гнезде: правила отдыха на природе. Зоны туризма и отдыха края.
7. Из похода возвратясь.
очистке территории от мусора.
Ожидаемые результаты и их оценка
п/п
Ожидаемые результаты
Оценка
(диагностический инструментарий)
Приложение 1
1
Сформированы знания о детском
- Знакомы с правилами соблюдения
безопасности в туристическом походе,
во время разведения костра.
- Сформированы такие качества, как
выносливость и ловкость.
- Сформированы знания о том, как появи-
лась жизнь на земле. Дети знают о том,
что земля это планета, она имеет атмос-
феру, гидросферу, материки и океаны.
- Знакомы с глобусом - макетом земли,
могут определять полушария, северный
и южный полюс, знают, что такое
- Сформированы знания о космосе, о том,
кто его осваивал.
- Знают, что туристические походы и
экскурсии закаливают организм человека,
он реже болеет, становится сильнее,
выносливее и более организованным.
- Знают конный вид туризма и воздушный.
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень знаний о понятии туристы, туризм, что такое походное снаряжение, должности, знания о простейших знаках, знания правил безопасного обращения с огнём.
Диагностическое задание
« Человек с рюкзаком - исследователь и
Цель. Выявить уровень знаний о земле,
как о планете, о том, что такое глобус, о том, как происходило освоение космоса.
Выявить уровень знаний детей о том,
какую пользу приносят людям туристические походы и экскурсии.
Выявить знания о разных видах туризма.
- Знают представителей растений лесной
зоны своей местности, о том какие
растения могут предсказывать погоду.
- Знают ядовитые растения, которые могут
принести вред здоровью.
- Знают лекарственные растения, которые
могут помочь туристам в пути,если
- Знают представителей животного
мира родного края и правила
безопасносного поведения при
встрече с животными, умение по
следам определять животных.
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень знаний детей о
растительности родного края, о растениях-барометрах помогающих определять изменения в погоде.
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень знаний детей о животных родного края и животных, занесенных в Красную книгу, знают ли дети, как нужно себя вести при встрече с животными.
- Знают, как устроена система пищеваре-
ния, кровообращения, дыхания.
- Знают об органах восприятия и общения.
- Знают о профилактике заболеваний при
травматизме и отравлениях.
- Знают как можно оказать первую
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень знаний детей
о человеческом организме, о том как правильно питаться, правильно дышать,
следить за осанкой, быть физически подготовленным человеком.
Сформированы умения необходимые в
- Умение распределять туристические
- Умение собирать рюкзак, класть в него,
только то, что понадобится в походе.
- Умение правильно подбирать лекар-
ственные препараты для аптечки.
- Умение подбирать правильно обувь,
одеваться в соответствии с погодными
- Умение завязывать простейшие морские
- Умение организовывать привал и соблю-
дать чистоту на привале.
- Умение правильно вести себя при
передвижении по городу, деревне, в лесу,
у реки, при подъёмах и спусках на
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень знаний детей о том,
что нужно брать с собой в поход, всё об обуви и одежде туриста, об рюкзаке. Выявить знания детей о привале, что такое бивак.
Сформированы умения необходимые
туристам в туристическом походе.
- Умение читать карту своей местности.
- Умение ориентироваться по плану города,
на макете детского сада.
- Умение пользоваться компасом, с его
помощью определять географические
- Умение рисовать маршрут своего пути,
в виде ломанной линии, нанося на него
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень знаний о карте,
умение ориентироваться по карте
- Умение оценивать состояние окружающей
среды и здоровья человека.
- Умение распознавать редкие и
исчезающие виды животных и растений.
- Умение определять для чего осушают
болота, возводят плотины, почему
растительный мир и животный вымирает.
- Умение называть правила поведения в
природе во время отдыха.
- Умение называть зоны отдыха и туризма
- Умение прогнозировать результаты
природоохранной деятельности человека.
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень умения детей устанавливать связь между охраной природы
и охраной здоровья человека.
Выявить уровень умений детей прогнозировать результаты природоохранной деятельности человека.
3
Увеличение доли родителей активности
участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в
природе на туристической тропе и участие в
Наблюдения, анализ продуктов совместного творчества родителей и воспитанников.
4. Подборка пословиц и поговорок о туризме.
5. Методический материал (песни, речёвки, игры, кроссворд)
12. Детские игры (Как почувствовать себя Робинзонами и Пятницами).
13. Подборка загадок о грибах и ягодах, о животных, о природны явлениях.
14. Подборка примет о погоде.
15. Правила поведения на воде, при встрече с животными.
16. Как не умереть в лесу от голода.
17. Стихи, рассказы о безопасном поведении в природе.
18. План работы по ознакомлению детей с правилами безопасности на туристической тропе посредством художественной литературы.
Таблица 5
Календарный план реализации проекта
Форма организации детей
Просмотр презентации на видео.
Познакомить детей с значением слов туризм, туристы.
Выявить знания детей о туризме.
Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы.
Сформировать представление о том, что красота
природы бесценна и её
Консультация для родителей.
Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, к
водоёму, знакомить детей с родным краем, оздаравливать детский организм,
учить детей правилам безопасного поведения в природе.
Поднять эмоциональный настрой и настроение детей.
Продолжать укреплять здоровье детей,
развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллектевизма,
умений и навыков.
Загадки о ягодах и грибах
«Не ешь незнакомые ягоды в лесу"
Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами.
Углубить представление о том, что планета
Земля - это огромный шар,
большая часть которого покрыта водой, о том, что на нём имеются материки. Познакомить с глобусом, подвести к пониманию
уникальности нашей планеты.
Воспитывать стремление беречь нашу землю.
Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с
Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.
Содержимое разработки
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
П.НОВЙ УОЯН, СЕВЕРО - БАЙКАЛЬСКИЙ Р – Н, Р.БУРЯТИЯ
Подготовила:Намдакова Л.В. – воспитатель высшей квалификационной категории.
Информационная карта проекта
5. Адрес организации: 671732 п.Новый Уоян,Северо-Байкальский р-н, р.Бурятия, ул.70 лет Октября
6. Телефон:тел.МБДОУ: 44-033
7.Эл.почта МБДОУ: dslespol .2011@ mail . ru
8. Вид, тип проекта:долгосрочный, исследовательско-творческий.
10. Сроки проведения: 2015-2016 учебный год.
11.Участники проекта:воспитанники, воспитатель, родители воспитанников.
12. Возраст детей:5-7 лет.
13. Форма проведения: коллективный проект.
В настоящее время развитие образовательного(детского и молодежного)туризма в России как одного из направлений культурно-познавательного видатуризма приобретает особую актуальность,становясь одним изприоритетных направлений государственной политики в сфере туризма.Это подтверждается поручениями Президента Российской Федерации от 11.10.2012 № ПР-2705, данными по итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, состоявшегося 25.09.2012 года.
Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.
Ещё одной из причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка. Изучение социального статуса семей наших воспитанников показало рост неполных семей и семей с низким прожиточным уровнем, то есть стали ярче проявляться негативные воздействия микросоциальной среды на здоровье ребенка.
Актуальность.
Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.
Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.
Подходы к реализации проекта:
– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;
– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.
– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде ;
– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.
Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.
Формировать знания о человеке как особом объекте природы
Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, города; научить работать с компасом; закрепить навыки и умения туртехники, правил поведения в окружающей среде.
Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными требованиями о физической подготовке детей подготовительной к школе группы.
Форма воспитательно-образовательной деятельности
Основные формы, методы и средства работы с детьми
Интегрированные виды детской деятельности
Формы и методы
Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая
Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая
Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала, демонстрацией опытов
и использованием технических средств, наблюдения, экскурсии, игры(с готовыми правилами: игры-
соревнования, игры состязания "Кто больше назовёт. ", и "Кто быстрее" и др.,дидактические: разнообразные головоломки; сюжетно-ролевые игры).
Практические занятия в помещении и на местности.
Интегрированные виды детской деятельности
или Интегрированные формы детской деятельности (из табл.1)
Предметно-развивающая среда
Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая
Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая
Мини-центр творческая мастерская "Туристическая тропа"
Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы юные туристы")
Мини - музей "Макет "Наш детский сад"
Мини-музей "Макет туристической тропы"
Сотрудничество с родителями:
совместная продуктивная деятельность;
совместная трудовая деятельность по очистке участка от мусора;
сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу
совместная работа родителей и детей ( умение завязывать узлы, изготовление биноклей, знаков по охране природы)
Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.
Ресурсное обеспечение проекта: наглядный материал, музыкальное сопровождение, материал для изобразительной деятельности, монитор (для просмотра мультимедийного видео).
Организация деятельности участников проекта:
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта: Таблица 3
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
I этап
Установочный
Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию.
II этап
Проектировочный
Помогает в решении задачи.
Помогает спланировать деятельность.
Объединение детей в рабочие группы.
III этап
Деятельностный
Практическая помощь (по необходимости).
Направляет и контролирует осуществление проекта.
Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием творческого продукта.
IV этап
Презентационный
Подготовка к презентации. Презентация.
Подготовка продукта деятельности к презентации.
Представление зрителям или экспертам продукта деятельности.
В рамках данного проекта предлагаются следующие туристические маршруты:
Малой протяженности:
Средней протяженности:
Дальней протяженности:
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Составление плана – схемы проекта.
4. Сбор, накопление материала.
5. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.
6. Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.
7. Разработка этапа общественной презентации проекта.
Содержание эколого - туристской подготовленности
дошкольника
1. Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник.
Дети должны знать, как появилась жизнь на Земле. Земля как планета, имеющая атмосферу, гидросферу, материки и океаны, природные зоны и т.д. Знакомство с глобусом. Освоение космоса. Какую пользу, приносят походы и экскурсии. Необычные виды туризма: конный, путешествие на воздушном шаре и т.д.
2. Удивительный мир растений и животных.
Виды млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, рыб, птиц,
насекомых. Развитие животных до и после рождения. Турист следопыт:
изучающий следы, животных синоптиков.
3.Как я устроен? Помогу себе сам.
Как я устроен? - система пищеварения, дыхания, кровообращения
Органы восприятия и общения - общее строение глаза, носа, языка, уха,
Чтобы не случилось беды - профилактика заболеваний и травматизма, отравлений. Помогу себе сам - гигиена, первая медицинс-
кая помощь (накладывание шины, перевязки и т.д.). Как правильно питаться. Юный турист учится правильно дышать, следить за осанкой.
Физическая подготовка юного туриста, контроль и самоконтроль.
Растения - враги и друзья: о лекарственных, плодово-ягодных седобных грибах. Осторожно - ядовиты!
4. Собирайся, дружок, в поход.
Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских (морских) узлов.
Малый, большой привал, бивак. Организация привала. Чистота на привале. Правила поведения при передвижении в городе (посёлке, деревне), в лесу, у реки; спуске и подъёме по склону.
Какие карты бывают. Работа с планом города. Что такое компас.
Определение севера, юга по компасу. В мире ориентиров. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории. Нарисуй свой путь - маршрут пути в виде ломанной линии с нанесением топографических знаков.
6. С голубого ручейка начинается река.
Правильно ли мы делаем - осушение болот, вырубка леса, возведение плотин, городские свалки. - причины вымирания растительного и животного мира. Охрана природы - это охрана здоровья!
Тише, - птицы на гнезде: правила отдыха на природе. Зоны туризма и отдыха края.
7.Из похода возвратясь.
очистке территории от мусора.
Ожидаемые результаты и их оценка
Ожидаемые результаты
(диагностический инструментарий)
Сформированы знания о детском
-Знакомы с правилами соблюдения
безопасности в туристическом походе,
во время разведения костра.
-Сформированы такие качества, как
выносливость и ловкость.
-Сформированы знания о том, как появи-
лась жизнь на земле. Дети знают о том,
что земля это планета, она имеет атмос-
феру, гидросферу, материки и океаны.
-Знакомы с глобусом - макетом земли,
могут определять полушария, северный
и южный полюс, знают, что такое
-Сформированы знания о космосе, о том,
кто его осваивал.
-Знают, что туристические походы и
экскурсии закаливают организм человека,
он реже болеет, становится сильнее,
выносливее и более организованным.
-Знают конный вид туризма и воздушный.
Диагностическое задание
Цель.Выявить уровень знаний о понятии туристы, туризм, что такое походное снаряжение, должности, знания о простейших знаках, знания правил безопасного обращения с огнём.
Диагностическое задание
« Человек с рюкзаком - исследователь и
Цель. Выявить уровень знаний о земле,
как о планете, о том, что такое глобус, о том, как происходило освоение космоса.
Выявить уровень знаний детей о том,
какую пользу приносят людям туристические походы и экскурсии.
Выявить знания о разных видах туризма.
-Знают представителей растений лесной
зоны своей местности, о том какие
растения могут предсказывать погоду.
-Знают ядовитые растения, которые могут
принести вред здоровью.
-Знают лекарственные растения, которые
могут помочь туристам в пути,если
-Знают представителей животного
мира родного края и правила
безопасносного поведения при
встрече с животными, умение по
следам определять животных.
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень знаний детей о
растительности родного края, о растениях-барометрах помогающих определять изменения в погоде.
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень знаний детей о животных родного края и животных, занесенных в Красную книгу, знают ли дети, как нужно себя вести при встрече с животными.
- Знают, как устроена система пищеваре-
ния, кровообращения, дыхания.
-Знают об органах восприятия и общения.
-Знают о профилактике заболеваний при
травматизме и отравлениях.
-Знают как можно оказать первую
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень знаний детей
о человеческом организме, о том как правильно питаться, правильно дышать,
следить за осанкой, быть физически подготовленным человеком.
Сформированы умения необходимые в
-Умение распределять туристические
-Умение собирать рюкзак, класть в него,
только то, что понадобится в походе.
-Умение правильно подбирать лекар-
ственные препараты для аптечки.
-Умение подбирать правильно обувь,
одеваться в соответствии с погодными
-Умение завязывать простейшие морские
-Умение организовывать привал и соблю-
дать чистоту на привале.
-Умение правильно вести себя при
передвижении по городу, деревне, в лесу,
у реки, при подъёмах и спусках на
Диагностическое задание
Цель. Выявить уровень знаний детей о том,
что нужно брать с собой в поход, всё об обуви и одежде туриста, об рюкзаке. Выявить знания детей о привале, что такое бивак.
Туризм (фр. tourisme от — tour — прогулка, поездка) — путешествия по своей стране или в другие страны, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными задачами (Словарь иностранных слов. — М., 1989). Дошкольный туризм решает не только воспитательно-образовательные задачи, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков. Уже давно известно, что ничто так не сплачивает семью, и не помогает достичь взаимопонимания между всеми членами семьи, как совместный поход. Поход — это активный способ передвижения туристов по обозначенному маршруту (пешком, на лыжах, велосипедах и т. д.). В походе сочетаются выполнение образовательных задач с организацией условий походной жизни. Туристская прогулка включает в себя форму организации туристской деятельности, предполагающее кратковременное пребывание туристов в природных условиях и овладение частичными навыками туризма. [1]
Особенностью организации учебного процесса по туризму и краеведению является разносторонние формы ее реализации. Принципиальные изменения форм организации занятия заключается в том, что занятие по возможности, переноситься в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, участок детского сада, музей, улица, дом, место отдыха и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, тематических игр и праздников на воздухе, для расширения образовательного пространства. В ходе воспитательной работы происходит изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Для этого используются следующие формы занятий: групповые, индивидуальные, комбинированные, экскурсии, прогулки, подвижные игры, тематические игры с элементами туристской техники, игры по ориентированию, соревнования-эстафеты.
В своей работе с детьми педагоги стараются как можно больше находиться на свежем воздухе. Через экскурсии в лес, прогулки, занятия на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать и наблюдать за природными явлениями, заботиться о своем здоровье. Туристская прогулка в лес, на луг, к реке, к озеру — это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценивать свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Однако, ценность дошкольного туризма не ограничивается вопросами оздоровления и физического развития. Коллективные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, развивают организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность. Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка. [4]
Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умению интересно и содержательно организовывать свой досуг. Положительные эмоции, которые испытывает ребенок в процессе занятий туризмом формирует стойкую потребность ведения здорового образа жизни. [5]
Продуманная интересно организованная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у воспитанников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровый образ жизни.
Станут ли дети в будущем туристами, пока неизвестно. Но в любом случае, ценные знания и навыки, полученные в дошкольном учреждении, в жизни им обязательно пригодятся.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, дошкольный возраст, детский туризм, здоровый образ жизни, родной край, дошкольное учреждение, педагог, прогулка, работа.
Читайте также: