План урока раскрой салфетки

Обновлено: 03.07.2024

Дать представление, и закрепить на практике пошив салфетки.

- повторить назначение шва вподгибку с закрытым срезом;

- учить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению салфетки с помощью краевого шва вподгибку с закрытым срезом;

- отрабатывать умение работать с кроем изделия.

- развитие памяти, логического мышления;

- развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия) через ориентировку в крое изделия;

- развитие понятийного аппарата через использование специальной терминологии при планировании последовательности изготовления салфетки.

- формирование привычек бережливости и экономии;

- воспитание культурно-гигиенических навыков.

- воспитание чувства вкуса.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная.

Оборудование: образцы стачного и шва вподгибку с закрытым срезом, образец изделия, коллекция салфеток, лоскутки различных тканей, линейки, крой салфетки, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку Приложение 1, карточки зеленого и красного цвета для рефлексии.

1. Организационный момент

3. Актуализация опорных знаний

4. Основная часть: изучение нового материала:

- повторение история изделия

- Анализ готового изделия (образец для пошива)

- Работа с готовым кроем

- Составление плана пошива изделия

6. Итоги урока. Рефлексия.

1. Организационный момент

- Внешний вид учащихся, готовность к уроку

- Организация рабочего места

– Тема нашего урока – знакомство с пошивом салфетки. Наша цель – учиться анализировать салфетку, учиться работать с кроями изделия (салфетки) и планировать работу по пошиву салфетки.

3. Актуализация опорных знаний

- Ребята, а чём мы с вами говорили на прошлом уроке? ( мы говорили о салфетках о её истории возникновении).

Давайте вспомним, что же мы такое салфетка?

Салфеткой называют платок для вытирания губ или небольшая скатерть.

- Ребята, откуда мы взяли с вами объяснение этого слова? (мы взяли объяснение этого слова в толковом словаре С. Ожегова русского языка)

- Ребята, а что вы помните из истории салфетки, откуда стали известны нам салфетки?

(Салфетки были известны ещё в Древней Греции: ими служили листья деревьев и цветов, в частности листья фигового дерева, которыми рабы вытирали после еды губы своему хозяину)

- Ребята, а кто ввел традицию делать салфетки из материи, ткани.

(Древние римляне ввели традицию делать салфетки из материи)

- Ребята, а у кого особенно пользовались спросом салфетки?

(Особенным спросом салфетки пользовались у мужчин которые носили бороду и усы. А в странах, где мужчины брились, например, в Англии, салфетки были распространены мало).

- Скажите, пожалуйста, для чего пользуемся салфетками мы сейчас в наше время? (В наше время салфетками мы пользуемся для сервировки стола, для личных гигиенических норм).

- Какими салфетками мы чаще всего пользуемся?

(Чаще всего мы пользуемся бумажными салфетками, но тканевые салфетки служат дольше и им можно украсить свой дом, а так же можно и подарить в качестве подарка).

А из чего изготавливают тканевые салфетки?

(Тканевые салфетки изготавливают из хлопчатобумажной ткани, льняной, встречаются салфетки из шелка).

4. Основная часть изучение нового материала

И с одной из таких салфеток, которую мы будем с вами шить, я хотела бы вас познакомить.

Анализ готового изделия (образец для пошива)

Салфетку можно изготовить своими руками.

Давайте внимательно посмотрим на салфетку.

– Из скольких деталей состоит салфетка? ( Салфетка состоит из одной детали).

– На какую фигуру похожа наша салфетка? ( Салфетка похожа на квадрат)

- Какую форму имеет салфетка? (Салфетка имеет квадратную форму).

– Какие еще изделия прямоугольной или квадратной формы вы знаете? (носовой платок,, головной платок, скатерть, полотенце и т.д.)

- Какая ткань подойдет для пошива салфетки? (Хлопчатобумажная ткань).

– Правильно, хлопчатобумажная ткань лёгкая, мягкая, она подойдет нам. Почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными? (Потому что волокна, из которых изготавливают ткань получают из растений).

- Из какого растения получают хлопчатобумажные ткани? (Хлопчатник.)

– Какие изделия еще можно изготовить из хлопчатобумажных тканей?

Какие свойства этих тканей знаете?

1. Хорошо пропускают воздух.

2. Хорошо впитывают влагу.

3. Быстро сохнут.

4. Создают ощущение тепла.

5. Мнутся при носке.

– Перечислите достоинства хлопчатобумажных тканей.

– Какие свойства хлопчатобумажных тканей относятся к недостаткам? (Мнутся при носке).

Ребята давайте сделаем вывод. Салфетка имеет квадратную форму, служит для сервировки стола, гигиенических целей, состоит из одной детали, ткани для пошива – хлопчатобумажные.

А теперь выберем ткань для пошива нашей салфетки. Какой должна быть ткань для салфетки? (Тонкой, легкой, мягкой). Ткань – ситец – это тонкая хлопчатобумажная ткань. (Выбор ткани из различных лоскутков ткани, предложенных учителем, работа в парах).

Работа с готовым кроем

– Прежде чем сшить какое либо изделие, нужно приготовить детали. Где мы берем детали изделия? (Выкраиваем из ткани) (Раздаю крой изделия).

– Это крой или деталь салфетки. Какую форму имеет крой салфетки? Чему равны стороны нашего квадрата? (Измеряют стороны кроя). Из какой ткани я выкроила для вас деталь салфетки? (Из хлопчатобумажной ткани).

Ребята давайте вспомним, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из нитей, переплетённых между собой).

- Какие есть в ткани нити? (Долевые и поперечные нити или основы и нити утка).

– Какие свойства у этих нитей? (Нити основы не дают ткани растягиваться, нити утка растягивают ткань).

- Какие бывают ткани по окраске? (Белая, гладкоокрашенная, с рисунком).

- Какие есть стороны у ткани? (Лицевая и изнаночная стороны). Показ на слайде.

– Как выглядит лицевая сторона? А изнаночная сторона ткани? Определите стороны ткани на крое салфетки.

– Итак, салфетку мы выкроили.

Ребята, что образуется при разрезании ткани? (Срезы). Какие срезы есть на крое салфетки? (Долевые, поперечные).

– А что нужно делать со срезами? (Срезы нужно обрабатывать.) Почему? (Чтобы ткань не осыпалась).

Какие способы обработки срезов вы знаете? (Бахрома, петельный стежок, косой стежок, обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом).

– А какие способы обработки срезов подходят для обработки срезов салфетки? (Обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом.) слайд

Некоторые желают украсить платок собственными руками, обвязать его крючком тонкой хлопковой нитью, которая сделает платок более нежным и красивым. Этот способ мы запомним.

– Какой способ обработки срезов салфетки мы выберем? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

Ребята, давайте сделаем вывод, салфетки состоит из одной детали, имеет квадратную форму, выкроен из хлопчатобумажной ткани, ткань кроя гладкоокрашенная, у кроя есть долевые и поперечные срезы.

Составление плана пошива салфетки

– Прежде чем начать шить какое-нибудь изделие, что нужно составить? (План пошива изделия можно вклеить в рабочую тетрадь).

1. Построение чертежа

2. Подготовка к выкройки к раскрою.

3. Раскрой салфетки.

4. Обработка срезов краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

5. Обработка углов

6. Утюжка готового изделия.

- С чего начнём пошив салфетки? (Пошив салфетки начнем с обработки срезов).

- Какой способ обработки срезов салфетки выбрали? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

- К каким швам относится шов вподгибку к соединительным или краевым? (К краевым швам).

- При пошиве, каких изделий он применяется? Для чего применяется шов вподгибку с закрытым срезом? (для обработки низа изделия, рукавов, срезов постельного и столового белья)

- Какой может быть ширина шва вподгибку с закрытым срезом? (от 5 до 30 мм в зависимости от свойств ткани и назначения изделия.)

- Какими стежками будут обработаны углы салфетки (косыми)

- Какой вид имеют косые стежки? ( Косые стежки имеют одинаковый вид и с лицевой и с изнаночной стороны, выполняют их справа налево или слева направо)

Перед началом практической работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией и повторить правила техники безопасности.

1. Хранить иглы необходимо в определённом месте в специальной подушечке, лучше всего с ниткой (так как она заметнее, её легче обнаружить).

2. Всегда нужно знать, сколько у вас иголок.

3. Окончив работу, необходимо проверить количество иголок.

4. Не допускать потери иглы.

5. Нельзя брать иглу в рот, вкалывать её в одежду.

6. Сломанную иглу надо сдать учителю.

7. Нельзя откусывать нитку зубами.

1. Хранить ножницы в строго определённом месте.

2. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх

3. Передавая ножницы необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперёд.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дать представление, и закрепить на практике пошив салфетки.

Учебно-познавательная:

- повторить назначение шва вподгибку с закрытым срезом;

- учить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению салфетки с помощью краевого шва вподгибку с закрытым срезом;

- отрабатывать умение работать с кроем изделия.

Коррекционно-развивающая:

- развитие памяти, логического мышления;

- развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия) через ориентировку в крое изделия;

- развитие понятийного аппарата через использование специальной терминологии при планировании последовательности изготовления салфетки.

Воспитательная:

- формирование привычек бережливости и экономии;

- воспитание культурно-гигиенических навыков.

- воспитание чувства вкуса.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная.

Оборудование: образцы стачного и шва вподгибку с закрытым срезом, образец изделия, коллекция салфеток, лоскутки различных тканей, линейки, крой салфетки, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку Приложение 1, карточки зеленого и красного цвета для рефлексии.

1. Организационный момент

3. Актуализация опорных знаний

4. Основная часть: изучение нового материала:

- повторение история изделия

- Анализ готового изделия (образец для пошива)

- Работа с готовым кроем

- Составление плана пошива изделия

6. Итоги урока. Рефлексия.

1. Организационный момент

- Внешний вид учащихся, готовность к уроку

- Организация рабочего места

2. Целеполагание

– Тема нашего урока – знакомство с пошивом салфетки. Наша цель – учиться анализировать салфетку, учиться работать с кроями изделия (салфетки) и планировать работу по пошиву салфетки.

3. Актуализация опорных знаний

- Ребята, а чём мы с вами говорили на прошлом уроке? ( мы говорили о салфетках о её истории возникновении).

Давайте вспомним, что же мы такое салфетка?

Салфеткой называют платок для вытирания губ или небольшая скатерть.

- Ребята, откуда мы взяли с вами объяснение этого слова? (мы взяли объяснение этого слова в толковом словаре С. Ожегова русского языка)

- Ребята, а что вы помните из истории салфетки, откуда стали известны нам салфетки?

(Салфетки были известны ещё в Древней Греции: ими служили листья деревьев и цветов, в частности листья фигового дерева, которыми рабы вытирали после еды губы своему хозяину)

- Ребята, а кто ввел традицию делать салфетки из материи, ткани.

(Древние римляне ввели традицию делать салфетки из материи)

- Ребята, а у кого особенно пользовались спросом салфетки?

(Особенным спросом салфетки пользовались у мужчин которые носили бороду и усы. А в странах, где мужчины брились, например, в Англии, салфетки были распространены мало).

- Скажите, пожалуйста, для чего пользуемся салфетками мы сейчас в наше время? (В наше время салфетками мы пользуемся для сервировки стола, для личных гигиенических норм).

- Какими салфетками мы чаще всего пользуемся?

(Чаще всего мы пользуемся бумажными салфетками, но тканевые салфетки служат дольше и им можно украсить свой дом, а так же можно и подарить в качестве подарка).

А из чего изготавливают тканевые салфетки?

(Тканевые салфетки изготавливают из хлопчатобумажной ткани, льняной, встречаются салфетки из шелка).

4. Основная часть изучение нового материала

И с одной из таких салфеток, которую мы будем с вами шить, я хотела бы вас познакомить.

Анализ готового изделия (образец для пошива)

Салфетку можно изготовить своими руками.

Давайте внимательно посмотрим на салфетку.

– Из скольких деталей состоит салфетка? ( Салфетка состоит из одной детали).

– На какую фигуру похожа наша салфетка? ( Салфетка похожа на квадрат)

- Какую форму имеет салфетка? (Салфетка имеет квадратную форму).

– Какие еще изделия прямоугольной или квадратной формы вы знаете? (носовой платок,, головной платок, скатерть, полотенце и т.д.)

- Какая ткань подойдет для пошива салфетки? (Хлопчатобумажная ткань).

– Правильно, хлопчатобумажная ткань лёгкая, мягкая, она подойдет нам. Почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными? (Потому что волокна, из которых изготавливают ткань получают из растений).

- Из какого растения получают хлопчатобумажные ткани? (Хлопчатник.)

– Какие изделия еще можно изготовить из хлопчатобумажных тканей?

Какие свойства этих тканей знаете?

1. Хорошо пропускают воздух.

2. Хорошо впитывают влагу.

3. Быстро сохнут.

4. Создают ощущение тепла.

5. Мнутся при носке.

– Перечислите достоинства хлопчатобумажных тканей.

– Какие свойства хлопчатобумажных тканей относятся к недостаткам? (Мнутся при носке).

Ребята давайте сделаем вывод. Салфетка имеет квадратную форму, служит для сервировки стола, гигиенических целей, состоит из одной детали, ткани для пошива – хлопчатобумажные.

А теперь выберем ткань для пошива нашей салфетки. Какой должна быть ткань для салфетки? (Тонкой, легкой, мягкой). Ткань – ситец – это тонкая хлопчатобумажная ткань. (Выбор ткани из различных лоскутков ткани, предложенных учителем, работа в парах).

Физкультминутка

Работа с готовым кроем

– Прежде чем сшить какое либо изделие, нужно приготовить детали. Где мы берем детали изделия? (Выкраиваем из ткани) (Раздаю крой изделия).

– Это крой или деталь салфетки. Какую форму имеет крой салфетки? Чему равны стороны нашего квадрата? (Измеряют стороны кроя). Из какой ткани я выкроила для вас деталь салфетки? (Из хлопчатобумажной ткани).

Ребята давайте вспомним, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из нитей, переплетённых между собой).

- Какие есть в ткани нити? (Долевые и поперечные нити или основы и нити утка).

– Какие свойства у этих нитей? (Нити основы не дают ткани растягиваться, нити утка растягивают ткань).

- Какие бывают ткани по окраске? (Белая, гладкоокрашенная, с рисунком).

- Какие есть стороны у ткани? (Лицевая и изнаночная стороны). Показ на слайде.

– Как выглядит лицевая сторона? А изнаночная сторона ткани? Определите стороны ткани на крое салфетки.

– Итак, салфетку мы выкроили.

Ребята, что образуется при разрезании ткани? (Срезы). Какие срезы есть на крое салфетки? (Долевые, поперечные).

– А что нужно делать со срезами? (Срезы нужно обрабатывать.) Почему? (Чтобы ткань не осыпалась).

Какие способы обработки срезов вы знаете? (Бахрома, петельный стежок, косой стежок, обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом).

– А какие способы обработки срезов подходят для обработки срезов салфетки? (Обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом.) слайд

Некоторые желают украсить платок собственными руками, обвязать его крючком тонкой хлопковой нитью, которая сделает платок более нежным и красивым. Этот способ мы запомним.

– Какой способ обработки срезов салфетки мы выберем? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

Ребята, давайте сделаем вывод, салфетки состоит из одной детали, имеет квадратную форму, выкроен из хлопчатобумажной ткани, ткань кроя гладкоокрашенная, у кроя есть долевые и поперечные срезы.

Составление плана пошива салфетки

– Прежде чем начать шить какое-нибудь изделие, что нужно составить? (План пошива изделия можно вклеить в рабочую тетрадь).

1. Построение чертежа

2. Подготовка к выкройки к раскрою.

3. Раскрой салфетки.

4. Обработка срезов краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

5. Обработка углов

6. Утюжка готового изделия.

- С чего начнём пошив салфетки? (Пошив салфетки начнем с обработки срезов).

- Какой способ обработки срезов салфетки выбрали? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

- К каким швам относится шов вподгибку к соединительным или краевым? (К краевым швам).

- При пошиве, каких изделий он применяется? Для чего применяется шов вподгибку с закрытым срезом? (для обработки низа изделия, рукавов, срезов постельного и столового белья)

- Какой может быть ширина шва вподгибку с закрытым срезом? (от 5 до 30 мм в зависимости от свойств ткани и назначения изделия.)

- Какими стежками будут обработаны углы салфетки (косыми)

- Какой вид имеют косые стежки? ( Косые стежки имеют одинаковый вид и с лицевой и с изнаночной стороны, выполняют их справа налево или слева направо)

Перед началом практической работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией и повторить правила техники безопасности.

1. Хранить иглы необходимо в определённом месте в специальной подушечке, лучше всего с ниткой (так как она заметнее, её легче обнаружить).

2. Всегда нужно знать, сколько у вас иголок.

3. Окончив работу, необходимо проверить количество иголок.

4. Не допускать потери иглы.

5. Нельзя брать иглу в рот, вкалывать её в одежду.

6. Сломанную иглу надо сдать учителю.

7. Нельзя откусывать нитку зубами.

1. Хранить ножницы в строго определённом месте.

2. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх

3. Передавая ножницы необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперёд.

4. Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.

5. Нельзя класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.

Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы.

Чтение вслух : метод разъяснительного чтения

После того как мы выяснили, что понадобиться для работы, какие действия необходимо выполнить? (приготовить своё рабочее место)

Да следует организовать своё рабочее место, убрать всё лишнее и положить нужные предметы рационально.

Организация учащимся своих рабочих мест

Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполнения операций учителем.

Если вопросов нет, приступайте к выполнению.

Выполнение работы учащимися.

Анализ работ разбор типичных ошибок и установление их причин.

Организация выставки работ. Анализ работ, разбор типичных ошибок и устранение их причин.

6. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Итак, вы все обработали срезы салфетки. У вас получились вот такие замечательные салфетки, но конечный итог мы подведём на следующем уроке, когда вы ещё украсите салфетку и доделаете её до конца.

Учебная:учить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению салфетки; отрабатывать умение работать с кроем изделия; развивать навыки самоконтроля при выполнении работы.

Коррекционно-развивающая: развитие памяти, логического мышления; развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия) через ориентировку в крое изделия; развитие понятийного аппарата через использование специальной терминологии.

Воспитательная: воспитание культурно-гигиенических навыков; воспитание эстетического вкуса.

Наглядность: образцы шва вподгибку с закрытым срезом, образец изделия, образцы различных салфеток.

Оборудование: коллекция х\б тканей, словарь русского языка С.Ожегова, линейки, крой салфетки, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки для рефлексии (Приложение 1), цветные квадраты.

Речевой материал: салфетка, поперечные срезы.

I. Организационный момент

- проверка готовности к уроку;

- организация внимания учащихся;

Вам все понятно?

- психологический настрой учащихся. Каждый из вас должен продолжить фразу: я стану хорошим учеником, потому что:


II. Повторение пройденного материала.


Составьте слово: АЛФЕСАКТ-САЛФЕТКА. слайд

- Ребята, а чём мы с вами говорили на прошлом уроке? (мы говорили о салфетках)

- Давайте вспомним, что же такое салфетка?

- А есть еще вязаные салфетки для украшения дома. Слайд


- Ребята, скажите, для чего пользуемся салфетками? (В наше время салфетками мы пользуемся для сервировки стола, для личных гигиенических норм).Слайд


- Скажите, из каких материалов делают салфетки? Работа со слайдом.

- Какие бывают по форме? Слайд6


- Какими салфетками мы чаще всего пользуемся?

Чаще всего мы пользуемся бумажными салфетками, но тканевые салфетки служат дольше и им можно украсить свой дом. Стол на праздники застилают скатертью и кладут салфетки. Давайте посмотрим, как интересно можно сложить салфетку для праздничного стола. Слайды



IV. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Тема нашего урока: Пошив салфетки. Обработка поперечных срезов. слайд


Наша цель – учиться анализировать изделие, научиться работать с кроем салфетки и выполнить работу по пошиву салфетки.

Мотивация: работу необходимо выполнить качественно, с соблюдением ширины швов.

V. Организация деятельности учащихся на уроке по изучению нового материала.

-Посмотрите на образец салфетки, которую мы будем с вами шить. образец

Анализ готового изделия.


- Из скольких деталей состоит салфетка? (Салфетка состоит из одной детали).

- Какую форму имеет салфетка? (Салфетка имеет квадратную форму).

- Какая ткань подойдет для пошива салфетки? (Хлопчатобумажная ткань). Слайд


– Правильно, хлопчатобумажная ткань лёгкая, мягкая, она подойдет нам. Почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными? (Потому что волокна, из которых изготавливают ткань получают из растений).

- Из какого растения получают хлопчатобумажные ткани? (Хлопчатник.)

- Какие свойства этих тканей знаете?

-Ребята давайте сделаем вывод. Салфетка имеет квадратную форму, служит для сервировки стола, гигиенических целей, состоит из одной детали, ткани для пошива – хлопчатобумажные.

-А теперь выберем ткань для пошива нашей салфетки. Какой должна быть ткань для салфетки? (Тонкой, легкой, мягкой). Ткань – ситец – это тонкая хлопчатобумажная ткань. (Выбор ткани из коллекции, работа в парах). Слайд.



Подведение итогов 2 этапа урока (раздаю цветные квадраты)

Физкультминутка.


Итак, что сегодня будете делать? Работа с готовым кроем.

Наша цель –научиться работать с кроем салфетки и выполнить работу по пошиву салфетки.

– Прежде чем сшить какое либо изделие, нужно приготовить детали. Где мы взяли детали изделия? (Выкраивали из ткани) (Раздаю крой изделия).

- Какие бывают ткани по окраске? (Белая, гладкокрашенная, с рисунком).

- Из какой по окраске ткани ваша салфетка?

- Какие есть стороны у ткани? (Лицевая и изнаночная стороны).

– Определите стороны ткани на крое салфетки. Поверните ткань лицевой стороной ко мне. Перед вами какая сторона?

-Ребята давайте вспомним, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из нитей, переплетённых между собой).

- Какие есть в ткани нити? (Долевые и поперечные нити).

– Какие свойства у этих нитей? (по долевому направлению ткань не растягивается, а по поперечным нитям - тянется).Определите срезы. Какие срезы сегодня будете обрабатывать? (поперечные)

– А какие способы обработки срезов подходят для обработки срезов салфетки? (бахрома, шов вподгибку с закрытым срезом.)


Работа с образцами салфеток на доске.

– Какой способом обработаны срезы нашей салфетки на образце? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

Подведение итогов 3 этапа урока (раздаю цветные квадраты).

– ВСПОМНИМ ПЛАН работы по изготовлению изделия. Слайд.


-Что сегодня будем делать?


Давайте закрепим наши знания и проведем маленький экзамен. В шкатулке лежат билеты, на которых записаны вопросы.

- Для чего нужна салфетка?

- Из скольких деталей состоит салфетка?

- Как определить срезы салфетки?

- Из какой ткани ты будешь шить салфетку?

- Какой шов мы будем использовать для обработки срезов салфетки?


- Ребята, приближается праздник-женский день. Слайд. Ваша салфетка послужит прекрасным подарком для мамы, изготовленным своими руками.

Итак, проверим ваши ответы.

- С чего начнём пошив салфетки? (Пошив салфетки начнем с обработки срезов).

- Какие срезы салфетки будете обрабатывать? (поперечные)

- Как это будете делать? Заметывать срезы

- у вас на крое салфетки уже выполнена разметка. Какова ширина первого подгиба? 1см. Какова ширина второго подгиба? 2см

- Ширина шва в готовом виде будет 2 см

Контролировать ширину шва вам помогут линейки с отметками 1см и 2 см

- Какими инструментами будете работать? ТБ безопасности при работе, слайд


Подведение итогов 3 этапа урока. Оценивание работы учащихся. Слайд


Знакомство с критериями оценивания качества работы (на доске):

-поперечные срезы обработаны;

-ширина подгиба по всей длине одинакова и равна 2 см;

-нитка закреплена в начале и в конце стежка.


Контроль качества работы и выполнения правил ТБ.

VI. Итог занятия. Итак, вы все обработали поперечные срезы салфетки. Достигли мы цели нашего урока? Проверяем ширину шва. Самооценка своей работы и урока. РЕФЛЕКСИЯ. карточки. Слайд.


Вы замечательно сегодня поработали над пошивом салфетки, но конечный итог мы подведём на следующем уроке, когда вы салфетку доделаете до конца. И тогда вы сможете подарить её маме!


Приложение 1.

1.На этом уроке я:

2. Лучше всего на уроке у меня получилось__________________________________________________________

3. Мне было трудно______________________________________________________________

Мое настроение после урока:



Швейное дело: учебник для 5 кл. спец. Корр. Образоват. Учреждений 8 вида/ Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 160 с. : ил. – ISBN 5-09-014579-2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В пятом классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида начинают изучать основы швейного делаю. На занятиях в школьной швейной мастерской они узнали, из чего и как изготавливают ткани, познакомились с устройством и работой швейной машины и научились шить салфетку.

Задача данного урока: Дать представление об изделии салфетка.

Цели:

- повторить назначение шва вподгибку с закрытым срезом;

- познакомить обучающихся с изделием салфетка;

- учить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению салфетки с помощью краевого шва вподгибку с закрытым срезом;

- отрабатывать умение работать с кроем изделия.

2. Коррекционно-развивающая:

- развитие памяти, логического мышления;

- развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия) через ориентировку в крое изделия;

- развитие понятийного аппарата через использование специальной терминологии при планировании последовательности изготовления салфетки.

3. Воспитательная:

- формирование привычек бережливости и экономии;

- воспитание культурно-гигиенических навыков.

- воспитание чувства вкуса.

Тип урока: изучение нового материала.

Урок швейного дела. Салфетка

(5-й класс, коррекционная школа - интернат VIII вида)

Логвинова Валентина Николаевна учитель швейного дела

Задача: Дать представление об изделии салфетка.

Учебно-познавательная:

- повторить назначение шва вподгибку с закрытым срезом;

- познакомить обучающихся с изделием салфетка;

- учить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению салфетки с помощью краевого шва вподгибку с закрытым срезом;

- отрабатывать умение работать с кроем изделия.

2. Коррекционно-развивающая:

- развитие памяти, логического мышления;

- развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия) через ориентировку в крое изделия;

- развитие понятийного аппарата через использование специальной терминологии при планировании последовательности изготовления салфетки.

3. Воспитательная:

- формирование привычек бережливости и экономии;

- воспитание культурно-гигиенических навыков.

- воспитание чувства вкуса.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная.

Оборудование: образцы стачного и шва вподгибку с закрытым срезом, образец изделия, образец коробочки растения хлопчатник, лоскутки различных тканей, линейки, крой салфетки, слова (Приложение 1), компьютер, проектор, экран, презентация к уроку (Приложение 2), карточки зеленого и красного цвета для рефлексии.

Актуализация опорных знаний

Основная часть: изучение нового материала:

- История изделия

- Анализ готового изделия (образец для пошива)

-Физкультминутка

- Работа с готовым кроем

- Составление плана пошива изделия

Итоги урока. Рефлексия

Организационный момент

Внешний вид учащихся, готовность к уроку

Организация рабочего места

А сейчас отгадайте загадку:

Белое покрывало на столике лежит,
Покрывалом этим ротик вытираем. (Салфетка)

Целеполагание

- Тема нашего урока – Знакомство с изделием салфетка. Наша цель – учиться анализировать салфетку, учиться работать с кроем изделия и планировать работу по пошиву салфетки. Слайд 1.

Актуализация опорных знаний

- Повторим наши знания, которые нам пригодятся для пошива салфетки. Как называется новый шов, который вы выполнили при обработке верхнего среза сумки для хранения работ? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

- Каким швам относится шов вподгибку к соединительным или краевым? (К краевым швам). При пошиве, каких изделий он применяется? Для чего он нужен шов вподгибку с закрытым срезом? Какой может быть ширина шва вподгибку с закрытым срезом?

- Найдите среди швов, шов вподгибку (Работа в группах). Какой еще знакомый шов вы увидели? (Стачной шов).

Основная часть: изучение нового материала

1. История изделия.

История Салфетки (Рассказ учителя)

- Прежде чем начать изучать салфетку, расскажу Вам интересную историю. Толковый словарь русского языка поясняет, что так называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть. Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину.

Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме. В эпоху средневековья салфетки получили распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью они пользовались в странах, где мужчины носили бороду и усы. В то же время в Англии, где мужчины брились, салфетки были распространены мало. Слайд 2.

В настоящее время для сервировки стола используют два вида салфеток — тканевые и бумажные. Тканевыми салфетками, как правило, губы не вытирают: их кладут на колени. В этом случае на стол ставят бумажные салфетки. Иногда на торжественных приемах сервируют только тканевыми салфетками. Тогда их используют и для защиты одежды, и для вытирания губ. Слайд 3.

-Также салфетками накрывают хлеб и фрукты, на них ставят посуду, вазы. Слайд 4.

Салфетки сегодня

- Сегодня салфетки очень популярны. Салфетки служат также для украшения жилища. Салфетки считались модными всегда. Слайд 5.

- Они входят и в комплект столового белья (скатерть и 4-12 салфеток).

Анализ готового изделия (образец для пошива)

Салфетку можно изготовить своими руками. И если сшить несколько салфеток себе, тем более шить вы уже умеете, вы сэкономите деньги. А еще, если вы сошьёте себе салфетки, вы еще лучше научитесь шить и израсходуете ненужные лоскутки, то есть найдёте им применение, и они не будут лежать без дела.

Слайд 7. Салфетки изготавливают из льняной ткани (суровой, гладкокрашеной и отбеленной), а также из хлопчатобумажной (гладкокрашеной и с рисунком)

(Рассматривание образцов ткани)

- Для чего нужны салфетки?

- Из скольких деталей состоит салфетка? (Салфетка состоит из одной детали).

- На какую фигуру похожа салфетка? (Салфетка похожа на квадрат).

Слайд 8. Какую форму имеет салфетка? (Салфетка имеет квадратную, прямоугольную, круглую, овальную форму).

- Какие еще изделия прямоугольной или квадратной формы вы знаете? (Носовой платок, головной платок, скатерть, полотенце и т.д.)

- Какая ткань подойдет для пошива салфетки? (Хлопчатобумажная и льняная ткань). Правильно, эти ткани лёгкие, хорошо впитывают влагу, быстро сохнут они подойдут нам.

- Почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными? (Потому что волокна, из которых изготавливают ткань получают из растений).

- Из какого растения получают хлопчатобумажные ткани? (Хлопчатник.)

(Работа с образцами тканей)

- Сейчас я раздам вам образцы хлопчатобумажных тканей. Рассмотрите их и ответьте на вопрос.

- Какие свойства этих тканей знаете?

1. Хорошо пропускают воздух.

2. Хорошо впитывают влагу.

3. Быстро сохнут.

4. Создают ощущение тепла.

5. Мнутся при носке.

-Перечислите достоинства хлопчатобумажных тканей.

-Какие свойства хлопчатобумажных тканей относятся к недостаткам? (Мнутся при носке).

- Как можно отделать салфетку?

Слайд 9.(Отделкой салфетки служит: вышивка, кружева и аппликация).

Сделаем вывод. (Раздать образцы салфеток)

Салфетка имеет квадратную, овальную, прямоугольную, круглую форму, служит для гигиенических целей, состоит из одной детали, ткани для пошива – хлопчатобумажные, льняные.

А теперь выберем ткань для пошива нашей салфетки. Какой должна быть ткань для салфетки? (Тонкой, легкой, мягкой). Ткань – ситец – это тонкая хлопчатобумажная ткань. (Выбор ткани из различных лоскутков ткани, предложенных учителем, работа в парах).

Физкультминутка (Выполняют упражнения).

3. Работа с готовым кроем

- Прежде чем сшить какое либо изделие, нужно приготовить детали. Где мы берем детали изделия? (Выкраиваем из ткани) (Раздаю крой изделия).

- Это крой салфетки или деталь салфетки. Какую форму имеет крой салфетки? Чему равны стороны нашего квадрата? (Измеряют стороны кроя). Из какой ткани я выкроила для вас деталь салфетки? (Из хлопчатобумажной ткани).

Слайд 11. Вспомним, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из нитей, переплетённых между собой).

Слайд 12. Какие есть в ткани нити? (Долевые и поперечные нити или основы и нити утка).

- Какие свойства у этих нитей? (Нити основы не дают ткани растягиваться, нити утка растягивают ткань).

Слайд 13. Какие бывают ткани по окраске? (Белая, гладкоокрашенная, с рисунком). Определите какая ткань у кроя нашей салфетки.

Слайд 14. Какие есть стороны у ткани? (Лицевая и изнаночная стороны).

- Как выглядит лицевая сторона? А изнаночная сторона ткани? Определите стороны ткани на крое салфетки.

- Итак, салфетку мы выкроили. Слайд 15. Что образуется при разрезании ткани? (Срезы). Какие срезы есть на крое салфетки? (Долевые, поперечные)

- А что нужно делать со срезами? (Срезы нужно обрабатывать) Почему? (Чтобы ткань не осыпалась).

Слайд 16. Какие способы обработки срезов вы знаете? (Петельный стежок, косой стежок, шов вподгибку с закрытым срезом).

- А какие способы обработки срезов подходят для обработки срезов салфетки? (Шов вподгибку с закрытым срезом)

- Какой способ обработки срезов салфетки мы выберем? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

Сделаем вывод. Слайд 17. Крой салфетки состоит из одной детали, имеет квадратную форму, выкроен из хлопчатобумажной ткани, ткань кроя гладкокрашенная, у кроя есть долевые и поперечные срезы.

Составление плана пошива салфетки

- Прежде чем начать шить какое-нибудь изделие, что нужно составить? (План пошива изделия). С чего начнём пошив салфетки (Пошив салфетки начнем с обработки срезов). Какой способ обработки срезов салфетки выбрали? (Шов вподгибку с закрытым срезом). Слайд 18.

Обработать долевые и поперечные срезы.

Выполнить отделку изделия.

Отутюжить готовое изделие

- Что мы будем делать? (Читают).

Первичное закрепление

Давайте закрепим наши знания и проведем маленький экзамен. В этой коробочке лежат билеты, на которых записаны вопросы.

- Как называется новое изделие?

- Для чего нужна салфетка?

- Из скольких деталей состоит салфетка?

- Какую форму имеет салфетка?

- Из каких тканей лучше шить салфетки?

- Какой шов мы будем использовать для обработки срезов салфетки?

Слайд 19. Проверим ваши ответы.

Дополнительная информация.

Салфетку для торжества или дорогого человека можно украсить вышивкой. Можно вышить имя, смешную мордочку или забавную птицу!

Итоги урока. Рефлексия

Выставление оценок за урок. Рефлексия. На партах у вас лежат карточки красного и зеленого цвета. Если вы считаете, что урок был интересен и полезен, поднимите зелёную карточку, если урок неинтересен и неполезен для вас, покажите красную карточку.

- С каким изделием мы познакомились на уроке?

- Урок окончен. Спасибо за внимание!

Литература и источники информации:

Технология. Швейное дело. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая.

Технология. Швейное дело. 5 класс. Разработки уроков. Для образовательных учреждений VII-VIII вида (Боброва Л.В.).

Читайте также: