Как воспитателю детского сада развить у себя педагогические способности

Обновлено: 04.07.2024

Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов и, в первую очередь, профессиональной деятельности педагога. Разработанный профессиональный стандарт педагога, нацелен на повышение качества образования. В документе указаны профессиональные компетенции воспитателя отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми.

Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности.

Педагог должен уметь творчески сотрудничать, и с детьми, и с родителями, и с коллегами по работе; грамотно решать конфликтные ситуации. А для этого необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, разработать необходимые рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций, по формированию благоприятного морально-психологического климата.

В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, владению профессиональными компетенциями, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

Итак, повышение компетентности, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования, должно заключаться:

в расширении круга проблем, к решению которых должны быть готовы педагоги до-школьного образования;

подготовке к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социально-культурной, досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др.);

повышении сложности проблем, к решению которых должны быть готовы педагоги;

обогащении возможностей выбора эффективных способов решения проблем; (коммуникативных, информационных, организационных и др.).

способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

Основные составляющие профессиональной компетентности педагога представлены на слайде:

- психолого-педагогическую,

- икт-компетентность

Содержание педагогических компетентностей педагогов ДОУ

Содержание Методологической компетентности нам знакомо, когда работали по внедрению ФГОС ДО

Содержание компетентности : реализация системно - деятельностного подхода.

Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребёнка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребёнок) совместная (партнёрская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач

Содержание Психолого-педагогической компетентности также знакомо

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательной деятельности.

Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательной деятельности (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательной деятельности)

Содержание Коммуникативной компетентности также нам знакомо

Заключается в практическом владении приёмами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители, члены семьи, педагоги).

Остановлюсь на Исследовательской компетентности, что она в себя включает?

Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательной деятельности : создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять её в условиях своего образовательного учреждения, группы.

Содержание Презентационной компетентности также нам знакомо

Умение презентовать положительный опыт в своей профессиональной деятельности в написании статей в журналах, на образовательных сайтах, выступления на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т. д.

На мой взгляд, очень тяжело у педагогов развита Акмеологическая компетентность

Способность к постоянному профессиональному совершенствованию.

Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста. Причём как у и молодых педагогов, так и с многолетним стажем работы.

Информационно-коммуникационной компетентностью практически все педагоги владеют на достаточно хорошем уровне

Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете

Итак, компетентность – это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности.

А профессиональная компетентность – это есть профессионализм и педагогическое мастерство воспитателя.

пути развития профессиональной компетентности педагога представлены на слайде:

• курсы повышения квалификации

• исследовательская, экспериментальная деятельность

• инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий

• активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах

• участие в методических объединениях, творческих группах

• умение ориентироваться в информационном потоке

• обобщение собственного педагогического опыта

• и самое главное - самообразование, являющееся составной частью системы непрерывного образования, связующим звеном между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.

Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет. Это обязывает каждого специалиста, независимо от полученного образования, заниматься самообразованием.

Самообразование – это деятельность педагога с целью расширять и углублять свои теоретические знания, совершенствовать имеющиеся и приобретать новые профессиональные навыки и умения в свете современных запросов. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой порождает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

- эффективность профессиональной деятельности,

- творческий рост педагога,

- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, являются критериями самообразования

формы самообразования вам знакомы, они представлены на слайде

• индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;

• коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе

и которые включают в себя:

• обзор информации в интернете,

• прослушивание лекций, докладов, консультаций,

• посещение семинаров, вебинаров, конференций, тренингов,

• практическая деятельность и т. д.

Важно, чтобы знания, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого. Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы, формировать собственное мнение по какому- то вопросу.

Необходимо уметь накапливать, хранить полученные сведения, факты, знания. В работе по самообразованию может помочь некий алгоритм работы: выбор темы, определение целей и задач, составление плана работы, подбор видов деятельности, подбор источников, анализ результатов.

Процесс самообразования воспитателей проходит по последующим этапам.

Первый этап - диагностический, предусматривает формирование потребности в самообразовании, создание определенного настроя на самостоятельную работу, осознание необходимости в получении знаний; анализ профессиональных затруднений и интересов.

На этом этапе старшим воспитателем выявляются желания воспитателя работать над той или иной проблемой, в помощь воспитателям предлагаю познакомиться с примерным планированием этапов работы над темой самообразования, памяткой по самообразованию.

На втором этапе планируется работа по самообразованию : постановка воспитателем проблемы, выбор цели и задач работы, формулирование самообразовательной темы, построение логики своих действий. Педагогам рекомендую заполнить индивидуальный план по самообразованию, выстроив, таким образом, траекторию своего саморазвития.

На третьем этапе - воспитатели знакомятся с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме; с передовым педагогическим опытом; изучают материалы по выбранной проблеме.

Четвертый этап – На практическом этапе, во время которого происходит адаптация теоретического материала к практике; апробирование выбранных методов работы; изготовление атрибутов, организация и проведение практической работы с воспитанниками, мониторинг. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов.

Пятый этап - подведение итогов, на нем воспитатели в процессе дальнейшей деятельности использовали свой собственный опыт, а также занимались его распространением, т. е. созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки занятий и другие методические наработки); апробацией, отслеживанием результативности. Этот этап предусматривает практические выходы: отчет педагогов о ходе самообразования, проведение открытых занятий, различных мероприятий, мастер-классы для коллег.

Для успешной реализации работы педагогов по самообразованию в нашем детском саду был составлен план мероприятий. Вы видите его на слайде

Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, быть конкурентоспособными, а главное, повышать качество дошкольного образования.

Таким образом, воспитатель 21 века:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

- умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

6 шагов для развития воспитателя детского сада

Первое, что было сделано, – это экспертиза с использованием шкалы ECERS–R на дошкольных площадках, где планировалось обучение педагогов. Мы ориентировались на ФГОС дошкольного образования, и это давало нам представление о том, какой педагог нужен сегодня. Но важно было изучать его непрерывно и параллельно отвечать на вопросы: а какой сегодня педагог, чем владеет, какие испытывает профессиональные трудности, какие ценности его характеризуют? Необходимо также понимать, в чем его личностные и профессиональные потребности. Только сопоставив содержательно то, каким он должен быть, с тем, какой он есть сейчас, мы смогли понять, что будет являться содержанием образовательной программы для воспитателей. Проведенное исследование выявило проблемные зоны в их деятельности. Так, например, всего 2,9 балла получили все детские сады по оформлению пространства в группах.


Эксперты отмечали очень слабое визуальное, информативное, текстовое оформление среды, в группах было мало интересных игровых центров, неудобно зонировано пространство для игр, а выставки детских работ были больше для родителей, чем для детей.


Второе – это работа с ценностями детского сада и самого воспитателя. Важно создать условия для появления единого смыслового поля и принятия ценностей дошкольного детства: принятие (поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; уважение личности ребёнка На этом этапе формируется ситуация доверия у педагогов к тем, кто их обучает, что является основной мотивацией для эффективного обучения.


Четвертое – это супервизии (форма консультирования в ходе работы воспитателя в группе, позволяющая видеть, осознавать, понимать и рефлексивно относиться к своим профессиональным действиям), еще одно открытие эффективного освоения технологий педагогами.

Супервизия позволяет не просто посмотреть, как воспитатели на практике реализуют технологии, которые изучали на тренинге.

Они получают обратную связь от эксперта, вместе здесь и сейчас разбирая проблемные ситуации.


Пятое – это стажерская проба, когда воспитатель может примерить на себя чужую педагогическую технологию в том детском саду, где проходит стажировка.

Шестое – это рефлексия, которая проходит после каждого тренинга, супервизий, стажировки.

21 февраля состоялся семинар «Управление развитием в дошкольном образовании, в котором участвовали воспитатели и эксперты. Они обсуждали результаты работы и дальнейшие перспективы реализации проектов в Троицком и Новомосковском округе Москвы.

Стало отчетливо видно (в том числе в цифрах), что точка невозврата пройдена и многие дошкольные площадки демонстрируют очень хороший уровень.

Если четыре года назад общая ситуация была очень средней – 3,3 балла по ECERS, то сейчас это крепкие 4–5–6 баллов.

Причем сказать это можно, основываясь не на экспертизе внешнего эксперта, а на честной самооценке (это тоже важный шаг!).


В зоне ближайшего развития по-прежнему находятся следующие важные аспекты работы:

1. Формирование коммуникативных компетенций, в том числе в общении с родителями.

Все ещё актуальны вопросы правильной аргументации своей позиции, выстраивания диалога как с родителями, так и с коллегами по другим площадкам, с учителями школ и т.д.

2. Гибкое планирование.

3. Работа с правилами, детская самостоятельность и субъектность.

Мы наблюдаем, что правила возникли почти на всех площадках. Они созданы руками детей, и это важно. Но есть нюансы. Насколько дети самостоятельны в следовании правилам? Или правила по-прежнему прерогатива взрослого, хоть и нарисованы детьми? И как вообще обстоят дела с самостоятельностью в саду?

Например, в некоторых монтессори-практиках предусмотрено гораздо больше навыков самообслуживания: дети гладят свои полотенчики, моют за собой тарелку и т.д.

4. Развитие образовательной среды на игровых площадках на улице.

Во многих комплексах по-прежнему участки закреплены за отдельной группой, хотя прогулка – это редкое время разновозрастного общения для детей. Оборудование для развития крупной моторики также не всегда соответствует возрасту и не отвечает требованиям по развитию разных навыков и не обеспечивает необходимый ребенку для познания своих возможностей риск.

Это касается и физкультурных занятий. Есть куда двигаться.

5. Личностное развитие педагога.

Это работа по индивидуальным запросам и программам. Более глубокая фокусировка проблем. Совершенно точно – нет индивидуализации у детей без индивидуализации у взрослых. Ведь только когда у взрослых появляется собственный опыт индивидуализированного обучения, они учатся слышать себя, принимать свои потребности и чувства, не бояться разных мировоззрений, своих и чужих особенностей – тогда становится возможна настоящая индивидуализация в отношении детей.

6. Распространение хорошего опыта внутри и за пределами комплекса.

На самом деле работа с сопротивлением, так же как и выстраивание тренинга или стажировочной программы – отдельные навыки, существует много технологических приемов, которым можно обучиться и применять.

Материал о том, какими качествами должен обладать воспитатель, как организовать окружающую среду, чтобы получить желаемый результат в воспитании и обучении дошкольников.

ВложениеРазмер
umenie_vospityvat.docx 29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство – важный этап в жизни человека. Огромная ответственность перед обществом за воспитание подрастающих граждан лежит на воспитателе. Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Так же как мать отдает своим детям лучшее, чем она владеет, так и педагог вкладывает свою душу в своих воспитанников. В этом внутренний смысл профессии. Отдавать душу трудно и радостно. Трудно потому, что это требует затраты не только душевных, но и физических сил. Радостно потому, что видя результат полученной работы, понимаешь смысл своей жизни.

А что необходимо иметь, чтобы стать воспитателем? Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду. Воспитатель должен обладать такими качествами, как терпеливость, доброжелательность, справедливость, толерантность, начитанность, эрудированность, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.

Бурное развитие системы дошкольного воспитания и современное общество, особая значимость дошкольного периода жизни в становлении и развитии личности предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовленности воспитателя, вызывают необходимость постоянно совершенствовать его педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем. Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Постоянная работа над собой, стремление к собственному росту, воспитание себя - вот единственный путь жизни воспитателя. Известна мысль Л. Н. Толстого о том, что дело воспитания от того только и кажется трудным, что люди, не воспитывая себя, хотят воспитать других. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. Важнейшие компоненты основ педагогического мастерства — профессиональные знания воспитателя, его профессионально-гуманистическая направ-ленность, педагогические способности, педагогическая техника и педагогическая технология, его духовно–нравственные принципы, основанные на традициях народного воспитания.

Мастерство воспитателя в каждом отдельном случае есть творчество. Педагог ищет и находит творческие решения в подходе к детям, в выборе средств воздействия на воспитанников. В содержании работы, в подборе средств и методов воздействия на детей не должно быть шаблона и однообразия. Унылая монотонная работа, в которой отсутствует творчество, приводит к преждевременному профессиональному увяданию, к прекращению интеллектуального роста. Творческий характер педагогической деятельности побуждает педагога к изучению и заимствованию передового опыта коллег, делает его чувствительным к инновациям в области образования. Отсутствие творчества воспитателя негативно сказывается на развитие детей.

Воспитатель должен знать закономерности развития ребенка. Одна из закономерностей – зависимость психического, физического развития ребенка от окружающей среды, невозможность его существования без взрослого. Отсюда вытекают важнейшие профессиональные функции педагога:

- создание педагогических условий для успешного воспитания детей;

- обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей.

Педагог должен быть внимателен к окружающей обстановке, предвидеть любую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей. Воспитатель должен быть тактичным, соблюдать меры приличия, уметь держать себя подобающим образом, не ввязываться в ссоры с родителями, следить за своей речью, так как дети способны подражанию, не ущемлять детей, их родителей, коллег по работе. Воспитатель должен обладать педагогической зоркостью, что дает возможность видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние, переключать с одного вида деятельности на другую. Воспитатель в любой ситуации должен быть оптимистом. Столкнувшись с трудностями воспитательного процесса, он не опускает руки. Нельзя плохо отзываться о ребенке, жаловаться родителям, чтобы они принимали необходимые меры, а наоборот, верить в возможности каждого воспитанника, подбадривать и поощрять ребенка в его стремлении быть хорошим. В этом мудрость воспитания.

Деятельность педагога дошкольного учреждения многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение педагогом разнообразными профессиональными умениями. Эти умения можно условно поделить на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.

- Гностические умения – это умения, с помощью которых педагог изучает личностные качества, индивидуальные и возрастные особенности ребенка и коллектив в целом. Изучение ребенка – основа понимания его внутреннего мира. Оно дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенствования воспитания и обучения.

- конструктивная и проектированная деятельность предусмат-ривает прогнозирование дальнейшего развития ребёнка и детского коллектива, определение целей, задач, содержания, форм и методов работы (планирование деятельности).

- Коммуникативные умения – это организация педагогически целесообразных отношений между взрослыми и детьми . Они также проявляются в установлении педагогом быстрого контакта с разными людьми в различных ситуациях, нахождении общего с ними языка.

- Организаторские умения предусматривают систему действий воспитателя и воспитанников по выполнению разнообразных видов деятельности.

- Аналитическая деятельность – это анализ результатов педагогической деятельности с целью прогнозирования и внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.

- Обладать специальными умениями – петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи …Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей в детском саду.

Разносторонне развит педагог вызывает восхищение и гордость воспитанников. Они хотят подражать ему, стремятся большему научиться.

Педагог должен владеть арсеналом средств, при помощи которых он доносит свой опыт, свои видения. Эти средства всегда индивидуальны, неповторимы. 3нания и основанные на них умения - это основа содержания мастерства воспитателя. К важным умениям воспитателя относятся: умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях; умение анализировать соотношение «цель - средства – результат, применительно к выбору ситуации; умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание; умение играть с детьми; умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное; умение в случайном факте увидеть существенное; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями.

Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество. Каждый воспитатель должен заниматься самообразованием, повышать свой профессиональный интеллект. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой, в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром. Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых коленок и носов, и чтобы каждое пребывание в саду доставляло ему нескрываемое удовольствие и приносило радость.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности педагога. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы.

Воспитанники простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.

"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до определенного уровня. Есть те, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Настоящий педагог-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование профессионализма педагога оказывает самообразовательная и методическая деятельность.

Основные критерии профессионализма педагога давно всем известны. Это знание методики и его усовершенствование, знание психологии воспитанников для организации эффективного взаимодействия, знание преподаваемого предмета и постоянный поиск, самосовершенствование.

Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает.

Педагоги, мыслящие критически - развиваются профессионально, видят как и над чем надо работать, как саморазвиваться.

Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:

1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:

а) организация методических объединений,

б) курсы повышения квалификации.

2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого педагога:

а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);

б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);

в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);

г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение занятий.

Для достижения целей и педагогического мастерства эти направления должны присутствовать в деятельности каждого педагога.

Важным моментом в развитии мастерства педагога является уровень притязаний и отношения к самому себе, собственная самооценка. Любит он себя, равнодушно к себе относится или ненавидит себя? По каким полярностям можно это дифференцировать? а) я гений - я бездарный человек, б) я все могу - я ничего не могу, в) я могу многое - так как многие это могут, г) я ничего не могу - так как многие это не могут.

Важнейшими навыками педагога являются:

- навыки изучения воспитанников, их деятельности, состояний и качеств, взаимоотношений в коллективах, успехов, достижений, трудностей, ошибок в учебе и т. д. Сюда относятся навыки наблюдения за поведением в группе и отдельных воспитанников, за внешним выражением внимания.

- навыки подготовки и проведения различных форм занятий (навыки изучения литературы, составления и использования конспектов, навыки распределения внимания, оценки времени и т. д.);

- речевые навыки (построение фраз, свободное использование выразительных средств языка, произношения, ударений);

- навыки управления коллективной и индивидуальной деятельностью детей (управление вниманием, мышлением, психическими состояниями), навыки организаторские (поддержание дисциплины, распределение заданий и т. д.);

- навыки высококультурного внешнего поведения (владение позой, жестом, мимикой, выражением глаз, педагогическим тактом в обучении и т. д.).

Навыки педагога — это одно из условий его творчества.

Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта.

Рост профессионального мастерства и педагогической культуры педагога идет более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.
Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства педагога является специально организованная в учреждении система методической работы. Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы педагогов по совершенствованию научно -методической подготовки, если сделать значительный отступ от укоренившейся практики к совершенно новым подходам.

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией. Возникает необходимость поиска и анализа новой информации для подготовки занятия, выступления, мероприятия, и т.д.
- Желание творчества. Педагог - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должна появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие не только себе, а прежде всего детям. (Дети знают, кто и как ведет занятие, передаются из поколения в поколение. К одному идут с удовольствием, от другого сбегают).

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
- Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием.

· психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей: рекомендации по воспитанию и обучению);

· психологическое (Работать над своим имиджем, уметь самому и учить общению, владеть искусством влияния, лидерские качества и др.);

· методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

· эстетическое (гуманитарное); Чувству прекрасного должен прививать на каждом занятии, поэтому должен владеть современной информацией в области кино, театра, музыки!

· Знаем ли мы, какая музыка интересует наших детей? Что им интересно сегодня?

· историческое; (Должен знать историю своего района, края, страны…)

· политическое; (Быть в курсе политических событий и беседовать с детьми, просвещать их)

· информационно-коммуникативные технологии; (Электронные презентации уже устарели, педагоги создают ролики, электронные тесты, виртуальные задания для занятий ) Что умеем мы. Как далеко отстали.

· охрана здоровья; ( Научить детей заботиться о своем здоровье - наша забота. Мы должны быть не только воспитателями, но и врачами.)

· интересы и хобби. (Педагог, который не имеет никакого интереса – не интересен для детей)

· Двигатель совершенствования собственной личности - это отношение к себе как к Богу, любовь к себе, а не себялюбие во вред другим. Изменение отношения к себе на этой основе способствует раскрепощению личности, развитию в себе творческого начала.

В чём заключается суть процесса моего самообразования? Я самостоятельно добываю знания из различных источников, использую эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Мои источники получения знаний:

· литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

· семинары и конференции;

· мероприятия по обмену опытом;

· экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

· курсы повышения квалификации;

Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. Самообразование будет продуктивным, если педагог удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии.

Факторы стимулирующие саморазвитие педагога.


К этим факторам можно отнести следующие:

· Интерес к работе;

· Возрастающая ответственность за результаты труда;

· Обучение на курсах;

· Пример и влияние администрации;

· Организация методической работы;

· Возможность получения признания в коллективе.

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство воспитателя?

Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.

Читайте также: