Как отличить моне от мане кратко
Обновлено: 05.07.2024
Жизнь еще та шутница, и порой преподносит любопытные казусы. Два гения, два великих художника с такими похожими фамилиями – Мане и Моне. Ровесники, французы, друзья, импрессионисты, оба носят бороды – попробуй, разбери кто из них Клод, а кто – Эдуард. Между прочим, это современный тест на уровень познания живописи – хотите блеснуть эрудицией, значит запоминайте, как отличить Моне от Мане.
Эдуард Мане
Клод Моне
Детство Моне прошло в бедности, подростком он начал бродяжничать, но это не помешало проявиться дару рисования. Он стал неплохо зарабатывать карикатурами, они были забавные и пользовались успехом. Но легкие деньги не совратили юного художника, и он предпочел посвятить себя рисованию природы. У него был дефект зрения, катаракта, из-за нее мир представлялся пестрым и красочным – так появился импрессионизм . Необычные пейзажи стремительно завоевали популярность всей Европы.
5 отличий
С уверенностью различать творчество этих мастеров может искусствовед и опытный любитель живописи. Но есть способы значительно повысить шансы, и верно определить авторство.
Если на картине есть люди – вероятно, перед вами полотно Эдуарда Мане . Моне предпочитал рисовать безлюдные пейзажи.
Путаница с фамилиями Мане — Моне ( Manet — Monet ) — самый очевидный , но не единственный , повод сравнить двух непохожих художников , которые оказались в одном городе , в одно время , на одной большой выставке и сначала рассорились , а потом стали близкими друзьями. Тем более , что история их знакомства началась как раз с путаницы.
…по несостоявшемуся будущему
Понятно , что ни один порядочный отец ( если он сам не художник) не мечтает видеть художником своего сына. И в XIX веке все было так же. В этом отцы Клода Моне и Эдуара Мане были похожи. Мужчина должен заниматься серьезным делом.
. по короне
На картине Фантен-Латура вокруг Мане в его мастерской собрались единомышленники — и молодой Моне еще неуверенно выглядывает из-за плеча высокого Базиля.
…по бороде, перчаткам, трости, шляпе
И дело , конечно , не в том , что Мане был белокурым красавцем с кудрявой шевелюрой , а Моне тоже красавцем , но жгучим брюнетом с внешностью темпераментного мачо. Их вообще трудно было спутать: говорили , двигались , одевались , гуляли по-разному.
Сын бакалейщика Клод Моне — простоват и не рожден для фланирования. В его городских прогулках всегда будет одна большая цель , которая мешает дендистской беззаботности, — он наматывает десятки километров между домами друзей , чтоб занять немного денег. Но по его внешнему виду никогда не заподозришь , что он уже месяц ест мешок фасоли на двоих с Ренуаром и пишет портреты лавочников по 50 франков за штуку. Моне умудряется носить костюмы из английской шерсти и рубашки с кружевными манжетами , но ему плевать на моду и нарочито небрежные узлы на галстуках , которые вяжутся у зеркала в течение нескольких часов. Моне сам законодатель моды , Моне — светский лев.
. по флагам
Эдуар и Клод были друзьями до самой смерти Мане , смотрели из окна на один и тот же Париж , гуляли по тем же улицами и берегам Сены , и , бывало , играли в художественные игры по правилам друг друга.
. по поступкам
Моне-Мане — это история долгой дружбы , которая держалась на огромном взаимном уважении и… на деньгах. В самые сложные и отчаянные дни Моне шлет Эдуару письма: то , что вы одолжили мне на прошлой неделе , уже закончилось , займите хотя бы франков 30 , это меня спасет. И Мане никогда не отказывает , из года в год вкладывая в ответное письмо то 30 , то 100 франков. Когда он узнает о тяжелой болезни Камиллы Моне , первой жены художника , то просто спишет все многолетние долги.
Отличие №1: та самая буква
Какая буква все-таки в фамилии того парня, который нарисовал 250 полотен с кувшинками? Запомнить, чья фамилия Моне, а чья Мане, поможет простой лайфхак: буква в имени и фамилии повторяется. Эду а р М а не ( Édouard Manet) и Кл о д М о не (Oscar-Claude Monet). Осталось только выяснить, какие картины писал Эдуар, а какие Клод.
Клод Моне. Кувшинки
Отличие №2: возраст
Эдуар Мане родился 23 января 1832 года, Клод Моне – 14 ноября 1840-го. Эдуар был старше Клода на 8 лет, что не помешало художникам стать друзьями. Существует картина Эдуара Мане, на которой изображен Клод Моне за работой.
Мане умер в 51, а Моне дожил до глубокой старости. Клод участвовал похоронной процессии и помогал нести гроб Эдуара.
Эдуар Мане. Клод Моне за работой
Отличие №3: отношение к импрессионизму
Эдуара Мане считают родоначальником и предтечей импрессионизма. Сам Эдуар злился, когда его причисляли к импрессионистам. Его куда больше интересовал реализм.
Знакомство Мане с импрессионистами оказалось вынужденным.
В то время, художник, желавший обрести популярность, должен был выставляться на официальной экспозиции парижской Академии изящных искусств. Эта престижная выставка имеет второе название – Парижский салон. Мане много раз подавал свои картины на рассмотрение жюри, но оно было слишком консервативным, чтобы выставлять его работы.
Эдуар Мане. Олимпия
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца
Отличие №4: сюжеты
Чем больше на картине людей, тем вероятнее, что это работа Мане. Хотя художник писал и натюрморты и пейзажи, больше всего его интересовали люди.
В самом начале творческого пути, Мане часто копировал сюжеты классических художников. Так он хотел добиться признания Парижского салона. Но со временем художник начал искать сюжеты для своих картин на улице, в реальной жизни.
Клода Моне в первую очередь интересовал свет и цвет, изменчивость природы и человеческого восприятия. В своих работах художник хотел передать сиюминутное впечатление, быстротечность момента. Большая часть картин – пейзажи, хотя есть замечательные натюрморты и портреты.
Для Моне характерны повторяющиеся сюжеты. Он несколько раз написал пейзаж Сены в разное время дня при разном освещении. Кисти художника принадлежит серия из 30 (!) картин, изображающих Руанский собор в разные дни и времена года, при различном освещении.
Клод Моне. Руанский Собор (серия)
Эдуар Мане. Завтрак на траве
Клод Моне. Завтрак на траве
Отличие №6: техника
Эдуар Мане владел классической реалистичной техникой, но даже его реалистичные работы отличаются большой свободой мазка. Художник мастерски использовал черный цвет, который подчеркивал яркость и выразительность света в его картинах.
В работах Моне иногда вообще отсутствует черный цвет. Практически всегда художник использует яркие краски, мазок может быть круным и мелким, мягким или жестким.
Иногда работы художников перекликаются, хотя большая их часть значительно отличается по технике и содержанию. Различать картины художников не трудно: они обладают индивидуальным, легко узнаваемым стилем.
Эдуар Мане. Бар в "Фоли-Бержер"
Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар
Автор статьи: Дарья Паламарчук
И ещё одна, более длинная, но тоже очень интересная статья об этих двух замечательных художниках - здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Олимпия. Картина Эдуарда Мане. 1863 год © Wikimedia Commons
Салон проходил во Дворце промышленности, больше известном как Дворец на Елисейских Полях и построенном двенадцатью годами раньше, в 1853 году. Это здание стоит вдоль одноименного проспекта, и зал с художниками на букву М находился в самом торце — чтобы попасть в него, нужно было пройти весь дворец. Главный вход находился со стороны улицы Мариньи. Именно им воспользовался Эдуард Мане, явившийся в понедельник, 1 мая, в три часа дня на официальное открытие вернисажа.
Камилла (Дама в зеленом платье). Картина Клода Моне. 1866 год © Wikimedia Commons
Мане ни разу не отказал в денежной помощи; более того, когда в конце 1870-х он узнал, что жена Моне Камилла смертельно больна, списал предыдущие долги друга.
Семья Моне в их саду в Аржантёе. Картина Эдуарда Мане. 1874 год © The Metropolitan Museum of Art Клод Моне в своей мастерской. Картина Эдуарда Мане. 1874 год © Neue Pinakothek, Munich
Эта дружба продолжались почти двадцать лет, вплоть до 30 апреля 1883 года — дня смерти Эдуарда Мане. Но в истории отношений двух художников начинался новый волнительный эпизод.
Моне решил добиться того, чтобы картины Мане хранились в Лувре вместе с полотнами главных художников мира. Для этого он обратился с просьбами к влиятельным деятелям культуры. Художница Берта Моризо, жена Эжена Мане (брата Эдуарда), писала Клоду Моне:
Читайте также: