Как отличить моне от мане кратко

Обновлено: 05.07.2024

Жизнь еще та шутница, и порой преподносит любопытные казусы. Два гения, два великих художника с такими похожими фамилиями – Мане и Моне. Ровесники, французы, друзья, импрессионисты, оба носят бороды – попробуй, разбери кто из них Клод, а кто – Эдуард. Между прочим, это современный тест на уровень познания живописи – хотите блеснуть эрудицией, значит запоминайте, как отличить Моне от Мане.

Эдуард Мане

Клод Моне

Детство Моне прошло в бедности, подростком он начал бродяжничать, но это не помешало проявиться дару рисования. Он стал неплохо зарабатывать карикатурами, они были забавные и пользовались успехом. Но легкие деньги не совратили юного художника, и он предпочел посвятить себя рисованию природы. У него был дефект зрения, катаракта, из-за нее мир представлялся пестрым и красочным – так появился импрессионизм . Необычные пейзажи стремительно завоевали популярность всей Европы.

5 отличий

С уверенностью различать творчество этих мастеров может искусствовед и опытный любитель живописи. Но есть способы значительно повысить шансы, и верно определить авторство.

Если на картине есть люди – вероятно, перед вами полотно Эдуарда Мане . Моне предпочитал рисовать безлюдные пейзажи.

Путаница с фамилиями Мане — Моне ( Manet — Monet ) — самый очевидный , но не единственный , повод сравнить двух непохожих художников , которые оказались в одном городе , в одно время , на одной большой выставке и сначала рассорились , а потом стали близкими друзьями. Тем более , что история их знакомства началась как раз с путаницы.

Большая разница: как отличить Мане от Моне

Клод Моне. Большой канал в Венеции

Эдуар Мане. Большой Канал в Венеции (Голубая Венеция)

…по несостоявшемуся будущему

Понятно , что ни один порядочный отец ( если он сам не художник) не мечтает видеть художником своего сына. И в XIX веке все было так же. В этом отцы Клода Моне и Эдуара Мане были похожи. Мужчина должен заниматься серьезным делом.

Большая разница: как отличить Мане от Моне

. по короне

Анри Фантен-Латур. Ателье в Батиньоле

На картине Фантен-Латура вокруг Мане в его мастерской собрались единомышленники — и молодой Моне еще неуверенно выглядывает из-за плеча высокого Базиля.

…по бороде, перчаткам, трости, шляпе

И дело , конечно , не в том , что Мане был белокурым красавцем с кудрявой шевелюрой , а Моне тоже красавцем , но жгучим брюнетом с внешностью темпераментного мачо. Их вообще трудно было спутать: говорили , двигались , одевались , гуляли по-разному.

Эдуар Мане. Музыка в саду Тюильри

Сын бакалейщика Клод Моне — простоват и не рожден для фланирования. В его городских прогулках всегда будет одна большая цель , которая мешает дендистской беззаботности, — он наматывает десятки километров между домами друзей , чтоб занять немного денег. Но по его внешнему виду никогда не заподозришь , что он уже месяц ест мешок фасоли на двоих с Ренуаром и пишет портреты лавочников по 50 франков за штуку. Моне умудряется носить костюмы из английской шерсти и рубашки с кружевными манжетами , но ему плевать на моду и нарочито небрежные узлы на галстуках , которые вяжутся у зеркала в течение нескольких часов. Моне сам законодатель моды , Моне — светский лев.

Эдуар Мане. Улица Монье с флагами

Клод Моне. Рю Монторгей в Париже, фестиваль 30 июня 1878

. по флагам

Эдуар и Клод были друзьями до самой смерти Мане , смотрели из окна на один и тот же Париж , гуляли по тем же улицами и берегам Сены , и , бывало , играли в художественные игры по правилам друг друга.

Эдуар Мане. Берег Сены близ Аржантея

Клод Моне. Аржантёй

. по поступкам

Моне-Мане — это история долгой дружбы , которая держалась на огромном взаимном уважении и… на деньгах. В самые сложные и отчаянные дни Моне шлет Эдуару письма: то , что вы одолжили мне на прошлой неделе , уже закончилось , займите хотя бы франков 30 , это меня спасет. И Мане никогда не отказывает , из года в год вкладывая в ответное письмо то 30 , то 100 франков. Когда он узнает о тяжелой болезни Камиллы Моне , первой жены художника , то просто спишет все многолетние долги.

Фото с сайта www.sothebys.com

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Отличие №1: та самая буква

Какая буква все-таки в фамилии того парня, который нарисовал 250 полотен с кувшинками? Запомнить, чья фамилия Моне, а чья Мане, поможет простой лайфхак: буква в имени и фамилии повторяется. Эду а р М а не ( Édouard Manet) и Кл о д М о не (Oscar-Claude Monet). Осталось только выяснить, какие картины писал Эдуар, а какие Клод.

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Клод Моне. Кувшинки

Отличие №2: возраст

Эдуар Мане родился 23 января 1832 года, Клод Моне – 14 ноября 1840-го. Эдуар был старше Клода на 8 лет, что не помешало художникам стать друзьями. Существует картина Эдуара Мане, на которой изображен Клод Моне за работой.

Мане умер в 51, а Моне дожил до глубокой старости. Клод участвовал похоронной процессии и помогал нести гроб Эдуара.

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Эдуар Мане. Клод Моне за работой

Отличие №3: отношение к импрессионизму

Эдуара Мане считают родоначальником и предтечей импрессионизма. Сам Эдуар злился, когда его причисляли к импрессионистам. Его куда больше интересовал реализм.

Знакомство Мане с импрессионистами оказалось вынужденным.

В то время, художник, желавший обрести популярность, должен был выставляться на официальной экспозиции парижской Академии изящных искусств. Эта престижная выставка имеет второе название – Парижский салон. Мане много раз подавал свои картины на рассмотрение жюри, но оно было слишком консервативным, чтобы выставлять его работы.

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Эдуар Мане. Олимпия

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца

Отличие №4: сюжеты

Чем больше на картине людей, тем вероятнее, что это работа Мане. Хотя художник писал и натюрморты и пейзажи, больше всего его интересовали люди.

В самом начале творческого пути, Мане часто копировал сюжеты классических художников. Так он хотел добиться признания Парижского салона. Но со временем художник начал искать сюжеты для своих картин на улице, в реальной жизни.

Клода Моне в первую очередь интересовал свет и цвет, изменчивость природы и человеческого восприятия. В своих работах художник хотел передать сиюминутное впечатление, быстротечность момента. Большая часть картин – пейзажи, хотя есть замечательные натюрморты и портреты.

Для Моне характерны повторяющиеся сюжеты. Он несколько раз написал пейзаж Сены в разное время дня при разном освещении. Кисти художника принадлежит серия из 30 (!) картин, изображающих Руанский собор в разные дни и времена года, при различном освещении.

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Клод Моне. Руанский Собор (серия)

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Эдуар Мане. Завтрак на траве

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Клод Моне. Завтрак на траве

Отличие №6: техника

Эдуар Мане владел классической реалистичной техникой, но даже его реалистичные работы отличаются большой свободой мазка. Художник мастерски использовал черный цвет, который подчеркивал яркость и выразительность света в его картинах.

В работах Моне иногда вообще отсутствует черный цвет. Практически всегда художник использует яркие краски, мазок может быть круным и мелким, мягким или жестким.

Иногда работы художников перекликаются, хотя большая их часть значительно отличается по технике и содержанию. Различать картины художников не трудно: они обладают индивидуальным, легко узнаваемым стилем.

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Эдуар Мане. Бар в "Фоли-Бержер"

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар

Автор статьи: Дарья Паламарчук

И ещё одна, более длинная, но тоже очень интересная статья об этих двух замечательных художниках - здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Олимпия. Картина Эдуарда Мане. 1863 год © Wikimedia Commons

Салон проходил во Дворце промышленности, больше известном как Дворец на Елисейских Полях и построенном двенадцатью годами раньше, в 1853 году. Это здание стоит вдоль одноименного проспекта, и зал с художниками на букву М находился в самом торце — чтобы попасть в него, нужно было пройти весь дворец. Главный вход находился со стороны улицы Мариньи. Именно им воспользовался Эдуард Мане, явившийся в понедельник, 1 мая, в три часа дня на официальное открытие вернисажа.


Камилла (Дама в зеленом платье). Картина Клода Моне. 1866 год © Wikimedia Commons

Мане ни разу не отказал в денежной помощи; более того, когда в конце 1870-х он узнал, что жена Моне Камилла смертельно больна, списал предыдущие долги друга.

Семья Моне в их саду в Аржантёе. Картина Эдуарда Мане. 1874 год © The Metropolitan Museum of Art Клод Моне в своей мастерской. Картина Эдуарда Мане. 1874 год © Neue Pinakothek, Munich

Эта дружба продолжались почти двадцать лет, вплоть до 30 апреля 1883 года — дня смерти Эдуарда Мане. Но в истории отношений двух художников начинался новый волнительный эпизод.

Моне решил добиться того, чтобы картины Мане хранились в Лувре вместе с полотнами главных художников мира. Для этого он обратился с просьбами к влиятельным деятелям культуры. Художница Берта Моризо, жена Эжена Мане (брата Эдуарда), писала Клоду Моне:

Читайте также: