Певец во стане русских воинов анализ кратко
Обновлено: 07.07.2024
Поэт записался ратником в Московское дворянское ополчение. Жуковский написал его, находясь в штабе Кутузова, накануне Тарутинского сражения. Сам Василий Андреевич был в резерве армии Кутузова во время Бородинского сражения. Его герой поднимает кубок за Отчизну, во славу русского царя, за воинов и главные человеческие ценности — любовь, семью, дружбу. Поэтому эти патриотические строки оказали сильное влияние на читателей.
LiveInternetLiveInternet
Василий Жуковский Родился 9 февраля 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии
Сюжет стихотворения
Герой поднимает кубок, прославляя Родину, царя, во славу воинов и говоря о любви, дружбе и других ценностях, важных для человека. Таким способом он словно напоминает сражавшимся о том, за что они сражаются. Эта пламенная речь поддерживает боевой дух воинов.
Слова поэта полны веры в народ и ненависти ко врагу. И это речь уже не просто служителя музы, но воина. Поэтому все сказанное героем находит отклик в сердцах людей. Стихотворение Жуковского является ярким образцом патриотической поэзии.
За гибель – гибель, брань за брань,И казнь тебе, губитель…Мы села – в пепел; грады – в прах;В мечи – серпы и плуги.
Сей кубок мщению! други, в строй!И к небу грозны длани!Сразить иль пасть! наш роковойОбет пред богом брани.
Война 1812 г. – война народная, подчеркивает поэт, освободительная, но не только для России:
Отчизна к вам взывает: месть!Вселенная: спасенье!
Обращение к историческому прошлому было важно для Жуковского. Отзвуки классицизма в батальных сценах (стрелы и мечи, а не ядра и пушки; броня и шлемы, а не шинели и фуражки; ратники, а не солдаты; дружины, а не полки; даже сам поэт во стане, а не в лагере, и враги – супостаты) – это сознательное нарушение реальной действительности, исторического правдоподобия. Неразрывная связь с великим прошлым была важна для этого стихотворения.
Глубокий и искренний лиризм подчеркивает душевный подъем, который переживает и сам певец и слушающие его воины:
Любви сей полный кубок в дар!Среди борьбы кровавой,Друзья, святой питайте жар:Любовь одно со славой.
Героические и элегические, гражданские (борьба за отечество, истинный патриотизм) и личные (любовь, дружба) мотивы тесно переплетаются в этом стихотворении.
Связь с прошлым страны
Такой прием позволяет перенести читателя в эпоху далеких битв. Это придает стихотворению патриотический пафос, который в то время был необходим не только для солдат, но и для простого народа.
Литературные тропы и художественные средства выразительности
Множество старославянизмов и использование сравнений с отсылками к фольклору подчеркивает связь с историческим и культурным наследием страны. Метафоры, перифразы придают яркость и выразительность стихотворению. Все эти литературные приемы и художественные средства подчеркивают стройность и красоту композиции.
Сравнение двух произведений
Константин Николаевич меньше всего уделяет внимание описанию батальных сцен. Он описывает другую сторону войны — с позиции простых людей. Для Батюшкова война — это разрушение, бессмысленная жестокость. Он не прославляет удаль воинов, не восхваляет известных полководцев. Батюшков больше размышляет об ужасах войны, как она меняет жизнь простых людей.
В своем стихотворении он не говорит прямо о том, что описывает войну 1812 года. Это можно понять, прочитав строки, в которых говорится о разрушении Москвы. И поэт понимает, что не время сочинять стихи, пока враг не будет изгнан с русской земли. Несмотря на то что оба поэта по-разному рассказывают о войне 1812 года, их творения не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют.
Нельзя не отметить, что произведение Жуковского сыграло важную роль. Эти строки, каждое слово которого было направлено на прославление и восхваление русского народа, подняло боевой дух солдат и командиров. В этом стихотворении переплетены гражданские и личностные мотивы. К первым относится борьба за свою Отчизну, а ко вторым — защита любви, дружбы.
Когда говорят о теме поэта и поэзии в литературе, вряд ли кто вспоминает в качестве примера поэтов-романтиков. Разве что Рылеева, приверженца активного направления, в силу своих политических убеждений вставшего на путь борьбы и призвавших на помощь поэзию. Тогда на долю пассивным романтикам остается лишь область мечтаний и грез, прекрасных художественных картин и загадочных образов.
Но хотя гуманистические идеалы не идентичны политическим взглядам и позициям, они тоже заставляют поэта определить свое место в обществе, заявить о себе. Причем не просто словами-лозунгами, а выбором идеалов и совершением поступков. Вспомним несколько фактов из биографии русского поэта первой половины XIX столетия, так называемого пассивного романтика Василия Андреевича Жуковского.
Монархист по политическим убеждениям. Замечательный поэт и переводчик по предназначению Божьему и великому дару судьбы. Наставник великих князей и, следовательно, царский вельможа по должности. Старший друг и учитель Пушкина, покровитель Тараса Шевченко (именно за портрет Жуковского кисти Брюллова, разыгранный в лотерею, выкуплен Шевченко из крепостной неволи) — по велению сердца. И еще — русский патриот, рыцарь Ее Величества Литературы.
…Дух отцов воскрес в сынах; Их поприще пред нами… Мы там найдем их славный прах С их славными делами.
Он пал — главу на щит склонил И стиснул меч во длани. Где жизнь судьба ему дала, Там брань его сразила; Где колыбель его была, Там днесь его могила. Воины подхватывают слова Певца: Вожди славян, хвала и честь! Свершайте истребленье, Отчизна вам взывает: месть! Вселенная: спасенье!
Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки… Там все — там родных милый дом; Там наши жены, чада.
Насколько современно звучат эти строки сейчас! Понимаешь, что за это будут сражаться, не жалея жизни, и знаешь, что
…В чадах и родине любовь Зажгут отцов могилы.
И мы понимаем, что, призывая идти Смело в бой кровавый Под вихорь стрел, на ряд мечей, За смертью иль за славой, Певец и сам пойдет с ними, не прячась за чужие спины. Его слово — тоже оружие в этом бою, тоже поступок.
Как слова и поступки Рыцаря Литературы поэта Василия Андреевича Жуковского, ратовавшего за родину и своих друзей и не боявшегося вставать на их защиту.
За гибель – гибель, брань за брань,
И казнь тебе, губитель…
Мы села – в пепел; грады – в прах;
В мечи – серпы и плуги.
Сей кубок мщению! други, в строй!
И к небу грозны длани!
Сразить иль пасть! наш роковой
Обет пред богом брани.
Война 1812 г. – война народная, подчеркивает поэт, освободительная, но не только для России:
Отчизна к вам взывает: месть!
Вселенная: спасенье!
Обращение к историческому прошлому было важно для Жуковского. Отзвуки классицизма в батальных сценах (стрелы и мечи, а не ядра и пушки; броня и шлемы, а не шинели и фуражки; ратники, а не солдаты; дружины, а не полки; даже сам поэт во стане, а не в лагере, и враги – супостаты) – это сознательное нарушение реальной действительности, исторического правдоподобия. Неразрывная связь с великим прошлым была важна для этого стихотворения.
Глубокий и искренний лиризм подчеркивает душевный подъем, который переживает и сам певец и слушающие его воины:
Любви сей полный кубок в дар!
Среди борьбы кровавой,
Друзья, святой питайте жар:
Любовь одно со славой.
Героические и элегические, гражданские (борьба за отечество, истинный патриотизм) и личные (любовь, дружба) мотивы тесно переплетаются в этом стихотворении.
За гибель – гибель, брань за брань,
И казнь тебе, губитель…
Мы села – в пепел; грады – в прах;
В мечи – серпы и плуги.
На протяжении всего произведения поэт пытается донести до простого люда, что они не подведут и освободят Отчизну, Родину от нечисти и дикой силы.
Сей кубок мщению! други, в строй!
И к небу грозны длани!
Сразить иль пасть! наш роковой
Обет пред богом брани.
Глубокая лирика поднимает командный дух:
Друзья, святой питайте жар:
Любовь одно со славой.
Тема: Русская литература XIX века
Урок: Поэзия русского романтизма. В.А. Жуковский
Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы — почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну.
И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война — удаль, храбрость, подвиги героев. Для другого — смерть, кровь, разрушения.
Наполним кубок круговой!
Дружнее! руку в руку!
Запьем вином кровавый бой
И с падшими разлуку.
Кто любит видеть в чашах дно,
Тот бодро ищет боя.
О, всемогущее вино,
Мой друг! я видел море зла
И неба мстительного кары:
Врагов неистовых дела,
Войну и гибельны пожары.
И в дальнейшем оба стихотворения соответствуют тому, что в них заложено с самого начала. Певец Жуковского произносит здравицы героям войны, Древней Руси, родине, Богу, Петру, Суворову. Батюшков же повествует об ужасах войны, о ее бессмысленности.
Но несмотря на столь глубокие различия, у поэтов проскальзывают сходные мысли. Например, у обоих звучит тема мщения. В стихотворении Жуковского слышатся призывы:
За гибель — гибель, брань — за брань,
И казнь тебе, губитель!
Вожди славян, хвала и честь!
Отчизна к вам взывает: месть!
Читая эти строки, настораживаешься: слишком уж воинственно-жестоко звучат призывы поэта.
Вообще Батюшков меньше, чем Жуковский, пишет о сражениях и подвигах. Он видит оборотную, непарадную сторону войны:
Я видел сонмы богачей,
Бегущих в рубищах из дранных,
Я видел бледных матерей,
Из милой родины изгнанных.
Лишь угли, прах и камней горы,
Лишь груды тел кругом реки,
Лишь нищих бледные полки
Везде мои встречали взоры.
Надо заметить, что практически всегда в человеческой истории нация, подвергшаяся агрессии, создает мощный пласт патриотической литературы. Так было, например, во время монголо-татарского нашествия на Русь. И лишь какое-то время спустя, оправившись от нанесенного удара, преодолев боль и ненависть, мыслители и поэты задумываются обо всех ужасах войны для обеих сторон, о ее жестокости и бессмысленности.
На мой взгляд, стихотворение Жуковского — один из всплесков патриотической воинственности, вызванной нашествием врага. А послание Батюшкова — философское осмысление случившегося. Война для поэта — безусловное зло.
Лично мне ближе позиция Батюшкова: герои героями, подвиги подвигами, а война — это горе. Поэт знал это не понаслышке. Но нельзя и не признавать важной роли стихотворения Жуковского накануне решающего сражения. Оно ободрило воинов, внушило им волю к победе. Вообще, несмотря на очевидную разницу, эти два стихотворения не следует, по-моему, противопоставлять. Их авторы не спорят между собой, а дополняют друг друга.
Тематические сочинения
Заказать работу
Интересности
Объявления
Школьные уроки. темы сочинений, разработки уроков. Для, тех, кто учится в школе, или готовится поступать в институт, пригодятся бесплатные готовые домашние задания, в котором все смогут ознакомиться с решениями по предметам школьной программы. | Статьи
Автобиографичность произведения
Этот вопрос архивный. Добавить новый вопрос
Сомневаешься в ответе?
Узнавай больше на Знаниях!
У тебя проблема с домашними заданиями?
Попроси о помощи!
Мы не только ответим, но и объясним
Рис. 1. В.А. Жуковский (Источник)
В тени дерев, над чистыми водами
Дерновый холм вы видите ль, друзья?
Чуть слышно там плескает в брег струя;
Чуть ветерок там дышит меж листами;
На ветвях лира и венец…
Увы! друзья, сей холм – могила;
Здесь прах певца земля сокрыла;
Затем вдруг эта самая печальная могила оборачивается желанным сном могилы, и тогда становится понятным, что смерть для певца оказалась желанной, она оказалась единственным выходом, из его печальной жизни, которая описана чуть ниже:
Он дружбу пел, дав другу нежну руку,
–Но верный друг во цвете лет угас;
Он пел любовь – но был печален глас;
Увы! он знал любви одну лишь муку;
Теперь всему, всему конец;
Твоя душа покой вкусила;
Ты спишь; тиха твоя могила,
И становится понятным, что самых важных и значительных ценностей в жизни: дружба, любовь, поэзия – уже не существует. Друга нет, от любви осталась только мука. Единственный ход, который остается, это смерть, которая оборачивается долгожданным покоем.
В этом смысле Жуковский со свойственной раннему романтизму философским отношением к делу создает образ певца как некого странника в земной жизни, цель которой не земное существование, а небесное. И, в конце концов, автор даст слово этому певцу, который пропоет свою прощальную песнь и объяснит, в чем трагедия его существования:
Здесь, у ручья, вечернею порою
Прощальну песнь он заунывно пел:
«О красный мир, где я вотще расцвел;
Прости навек; с обманутой душою
Я счастья ждал – мечтам конец;
Погибло все, умолкни, лира;
Скорей, скорей в обитель мира,
Что жизнь, когда в ней нет очарованья?
Блаженство знать, к нему лететь душой,
Но пропасть зреть меж ним и меж собой;
Желать всяк час и трепетать желанья…
О пристань горестных сердец,
Могила, верный путь к покою,
Когда же будет взят тобою
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью.
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья –
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, –
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать –
И обессиленно безмолвствует искусство?
Жуковский завершает все вопросом, потому что дальше возникает не совсем очевидный поэтический ответ:
Что видимо очам – сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката –
Сии столь яркие черты –
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою, –
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
А дальше он хочет передать то самое невыразимое. И если до этого времени данный отрывок выстраивался более-менее внятно, то финал его выглядит алогичным, потому что слов нет, но поэт пытается их найти:
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее внезапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье –
Какой для них язык.
Горе душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.
Договорились, в том смысле, что поэт не находит слов для выражений, и молчание оказывается единственной формой для выражения этого поэтического. Потому что мы вновь столкнемся с тем, что и у Жуковского поэт – это необязательно стихотворец, а это, в первую очередь, человек, особым образом чувствующий мир. Более того, в поэзии Жуковского это особенное чувство не конкретизируется, потому что речь идет о таком восприятии земной жизни, когда лирический герой поэзии Жуковского пытается выйти за его пределы. И, собственно, прекрасным он назовет то самое ощущение неземного, которое изредка в уникальные моменты человеческой жизни приоткрывается и становится внятным. В этом смысле, Жуковский создает особую модель романтического двоемирия. Его мир расколот на две части: на мир земной и мир небесный. А вот роль и значение поэта сводится к тому, чтобы не только иметь способность улавливать эти движения свыше, но и поэтически зафиксировать и преодолеть это самое невыразимое. И Жуковский пытается это сделать. Этот отрывок называется фрагментом именно потому, что обнаруживает границы поэтического слова. Мы не можем весь мир воплотить в небольшом художественном произведении, но в небольшом художественном фрагменте, понимая эту невозможность, мы можем хотя бы намекнуть на это самое бесконечное, на то, что обычный человеческий язык выразить не может.
Таким образом, в поэзии Жуковского формируется особое представление о поэте, о способностях поэтического слова, особая идея романтического двоемирия, томление по поиску небесного идеала и невозможности его обретения. И в этом смысле, действительно, Жуковский одарил русскую поэзию самым замечательным ее свойством: бесконечному стремлению к совершенству, к недостижимому идеалу, которое станет характерной чертой и поэзии Фета,
Рис. 4. А.А. Фет (Источник)
Рис. 5. А.А. Блок (Источник)
Список рекомендованной литературы
1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. М.: Русское слово.
2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. М.: Дрофа.
3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Rudocs (Источник).
3. Энциклопедия Кругосвет (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Ознакомьтесь с биографией Жуковского, сделайте хронологическую таблицу значимых дат его жизни.
Читайте также: