Как воспитание александра 2 повлияло на его характер кратко

Обновлено: 06.07.2024

Всегда и всем очень трудно дать объективную оценку тех или иных событий, независимо от того, когда они имели место быть, особенно, которые произошли задолго до нашего рождения, а теперь уже и несколько веков назад. Еще сложнее определить роль личности в истории, в частности, правителей России. Династия Романовых правила Россией более трех столетий, пока революция 1917 года не сбросила их с престола.

Большинство фактов, тенденций и политических событий прошлого весьма противоречивы и покрыты пеленой неизвестности.

Александр второй – один из величайших правителей России, имя которого тесно связано с важнейшими для России реформами, занимает особое место в плеяде российских правителей. Сменив на троне своего отца – Николая первого – Александр сделал для России то, на что не решался ни один из его предшественников. Столкновение старых традиций и новых требований ставило Россию перед неизбежностью радикальных решений. Учитывая особенности государственного устройства и жизненного уклада России, движение вперед возможно было лишь при содействии монарха. Реформы составили суть его царствования.

Как самодержавный монарх великой державы Александр второй интересен и в новом измерении – европейском и даже всемирном. Современник Наполеона третьего, Вильгельма первого, Авраама Линкольна, он жил и правил в эпоху крупномасштабных и всемирно значимых событий – Гражданской войны в США, Франко-Прусской войны, Парижской коммуны, и др.Позиция императора в международных делах. Его личные качества оказывали немалое влияние на баланс сил на мировой арене.

Император России Александр Второй был очень многосторонним человеком, именно поэтому, изучая его личность и жизненный путь, я ставлю целью показать и оценить его роль как человека и государственного деятеля, сыгравшего большую роль в преобразованиях Российского государства второй половины девятнадцатого века.

В рамках поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать императора как личность;

2. Выделить роль правителя во внутренней политике, подчеркнуть значение его преобразований;

3. Отобразить основные направления внешней политики России в период его царствования;

4. Подвести итоги правления императора России Александра Второго.

Воспитание, условия формирования личности Александра II

Александр Николаевич, родился в 1818 году в семье отца Николая Первого и матери Александры Фёдоровны. Воспитателем и наставником юного наследника был известный поэт Василий Андреевич Жуковский, под руководством которого Александр рос справедливым и мужественным человеком. Он был старшим сыном в семье императора. Являясь первенцем в семье великого князя Николая Павловича, уже через несколько дней после рождения он был назначен шефом лейб-гвардии Гусарского полка, в 7 лет пожалован чином корнета, позднее чинами подпоручика, поручика, штаб-ротмистра, ротмистра.

В детстве он получил прекрасное воспитание и образование. Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. Наставником цесаревича был Жуковский В.А., воспитателем - Медер К.К., среди учителей - генерал Ушаков П.П. (главный воспитатель), Сперанский М.М. (законодательство), Арсеньев К.И. (статистика, история), Конкрин Е.Ф. (финансы), Брунов Ф.И. (внешняя политика). В результате наследник престола получил довольно разностороннее образование. Особое внимание уделялось истории. Сам ученик тоже выделял историю среди других предметов, любил ее.

Хорошо знал Александр такие предметы, как русский язык, географию, этнографию, философию, логику, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию. Свободно говорил на французском, немецком, английском, польском языках.

В отдельную группу выделялись предметы, и занятия, направленные на развитие природных дарований: музыка, фехтование, плавание рисование, гимнастика и другие виды спорта, танцы, ручная работа, чтение, декламация. Домашние занятия дополнялись образовательными поездками. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы.

Воспитательные усилия Николая были направлены также на внушение наследнику идеи незыблемости самодержавия в России. Характерен один из таких ''уроков'', данный Александру в связи с известием, что французский король Карл Х отрекся от престола в страхе перед революцией. Николай I сказал по этому поводу: '' Сын мой! Глава монархического правительства теряет и позорит себя, уступив и на один день шаг восстанию! Его обязанность поддерживать силою права свои и предшественников. Его долг пасть, если суждено, но на ступенях трона''.

Когда цесаревич достиг совершеннолетия, высшие сановники прочитали ему курс лекций о законе и праве, о финансах, основах политики и стратегии России, что в дальнейшем сыграло значительную роль в управлении Российским государством.

Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелательностью, искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая I, а также между учителями и наставниками и их воспитанниками.

Александр был любим и сам горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей. Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры,

храбрость, красивую внешность. Очевидны были для окружающих и умственные способности наследника, однако отмечалось и отсутствие усердия, глубокого внутреннего интереса к чтению, занятиям, даже любимой истории и военным наукам.

В 1839 г. он назначается присутствующим в Государственный Совет, на следующий год - членом Государственного Совета. В 1842 г. по случаю двухмесячного отъезда Николая из столицы на Александра Николаевича впервые возлагается решение всех государственных дел по Комитету министров, Государственному Совету, министерствам. В последующие годы это становится правилом.

Ещё 4 мая 1834 года шестнадцатилетний Александр был объявлен совершеннолетним и ему было дано символическое назначение – адъютанта и атамана казачьих войск. После возвращения из Европы наследник получает более серьезные должности: с 1839 года он присутствующий в Государственном совете, с 1840 года Комитете министров. В 1846 году отец назначает его председателем Секретного комитета по крестьянскому делу, через два года он возглавляет комитет, в ведении которого вопросы жизни дворовых людей.

В 1844 году Николай пожаловал сыну звание полного генерала пехоты. В 1849 назначен на пост начальника военных учебных заведений. С 1852 года сделал Главкомом гвардейским и гренадерским корпусами.

Путешествия по России и Европе способствовали расширению кругозора наследника. До конца 1837года он посетил двадцать девять Российских губерний, а также Закавказье и Тобольск.

Александр II получил блестящее домашнее образование. Его учителя были такие выдающиеся личности как Василий Жуковский, Михаил Сперанский, Германн Гесс, Константин Арсеньев, Филипп Бруннов, Герасим Павский. Все эти люди смогли передать молодому наследнику престола самые передовые и прогрессивные знания, колоссальным образом повлиявшие на мировоззрение, взгляды, воспитание и идеалы будущего императора Александра II. Во многом благодаря своему блестящему воспитанию, он смог трезво и рационально оценить тот кризис, в котором находилась страна после смерти Николая I, что и стало главной причиной реформаторской деятельности императора-освободителя.

Сегодня мы начинаем подробный разговор об императоре Александре II , о его личности, жизни и реформах. Эпоха его правления ознаменована серьезными преобразованиями, которые очень сильно повлияли на судьбу России. Поэтому разговор о периоде с 1855 по 1881 гг. должен быть долгим и обстоятельным, ровно как и рассказ о личности императора Александра II. Сегодня мы расскажем о его детстве и юности.

Александр родился в семье великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I) и его жены Александры Федоровны 17 апреля 1818 года . Он был одним из немногих российских самодержцев, которые родились в Москве (великокняжеская чета прибыла туда для встречи Пасхи) . Маленький Саша был долгожданным ребенком, ведь он стал первым за долгое время рожденным мальчиком в царской семье, поэтому его рождение воспринималось как праздник. В честь этого события был дан залп из 201 пушки.

Маленький Саша был весьма красивым и очень обаятельным ребенком. Это очарование будет сохраняться у него и во взрослой жизни, а сам он будет этим пользоваться неоднократно, особенно в общении с дамами.

Однако несчастья в детстве маленького Саши будут встречаться не раз. Например, в декабре 1825 года семилетний мальчик стал свидетелем кровавых событий на Сенатской площади, которые вошли в историю как восстание декабристов .Кроме того, Александр рос в спартанских условиях, которые были созданы для него строгим и дисциплинированным отцом. Николай I , контролировавший все в своей империи, следил и за воспитанием сына, пресекая нежности и "сюсюканья" в адрес будущего императора. Однако мальчик, который от рождения был очень мягким и ранимым человеком, нелегко воспринимал тот режим, в который его поместил отец, заставлявший вставать цесаревича рано утром, ежедневно заниматься спортом и военной подготовкой, жить в строгих и скромных условиях и сдерживать свои эмоции.

Правда, воспитание юный царевич получил отменное. Александр был одним из немногих Романовых, которые получили хорошее образование и подготовку к принятию императорской власти. Он изучал законодательство, французский, немецкий и английский языки, фехтование, химию, финансы, историю и внешнюю политику. Его учителями были великий поэт В. Жуковский , знаменитый государственный деятель М. Сперанский , министр финансов империи Е. Канкрин , а одним из любимых воспитателей был полковник К. Мердер , опекавший и охранявший юного наследника.

Александр по-настоящему готовился к императорской власти. В 1834 году Николай I ввел сына в состав Сената , в 1835 году - в состав Синода , а с начала 40-х годов он стал принимать участие в работе Государственного совета и Комитета министров . 1837 год был ознаменован грандиозным путешествием наследника по России , которое подготовил для него В. Жуковский, ставший и участником этого события. Александр стал первым из династии, кто пересек Урал и посетил Сибирь. Кроме того, в этом путешествии он встретился с теми самыми декабристами, которые готовили восстание против его отца и самого Александра, собрал их просьбы и постарался помочь.

Государственная Дума РФ

В целях восстановления исторической справедливости, законных прав и доброго имени всех лиц, принимавших участие в гражданской войне, чтя память погибших за Россию и осуждая проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония, а также террор тоталитарного государства, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

Александр II Николаевич - государственная деятельность

Император Александр II Николаевич

Император Александр II Николаевич

Воспитание и характер Александра II

Начало государственной деятельности Александра II

Семья Александра II

Женат (с 1841) на принцессе Гессен-Дармштадской Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии (в православии Марии Александровне, 1824-80), имел семь детей: Александра, Николай, Александр, Владимир, Мария, Сергей, Павел (первые двое умерли — дочь в 1849, наследник престола в 1865). Второй раз женат (1880) морганатическим браком на княжне Е. М. Долгорукой (княгине Юрьевской), с которой был связан с 1866, от этого брака имел 4-х детей. Собственный капитал Александра II составлял на 1 марта 1881 около 11740 тыс. руб. (ценные бумаги, билеты Госбанка, акции железнодорожных компаний); из личных средств он пожертвовал в 1880 1 млн. руб. на устройство больницы в память императрицы.

Начало царствования Александра II. Реформы 1860-70-х гг.

Покушения и убийство Александра II

Читайте также: