Социально педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях.

Турченко Ольга Викторовна

воспитатель МБДОУ «Детский

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:

Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.

К традиционным формам работы мы можем отнести:

индивидуальные (педагогические беседы с родителями);

наглядно-информационные (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки).

Особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Информационно-аналитические - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Досуговые - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Формы проведения - совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Познавательные - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Формы проведения- семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. Некоторые формы родительских собраний:

Устный журнал – педагогическое просвещение родителей по определенной теме.

Собрание – студия- обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.

Собрание практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей.

Собрание совещание – организационная форма, в рамках которой происходит разработка, обсуждение и выработка стратегии по решению педагогического вопроса.

Ток – шоу – форма дискуссии, обсуждение актуальной темы приглашенными участниками с привлечением компетентных специалистов.

Собрание – выставка – час творчества, когда дети показывают родителям свои творческие способности, прикладные умения.

Открытое родительское собрание, на которое приглашаются все лица, заинтересованные в решении поставленной проблемы.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские - ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.

Праздники в нашем детском саду начинаются с осени. Первая неделя сентября — дни радостных встреч и знакомств со сверстниками, сотрудниками детского сада. Взрослые целую неделю предлагают детям праздничные развлечения, сюрпризы, пытаются наладить контакт с детьми. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха.

В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное , что бы подход к работе не носил формальный характер. Необходимо применять как можно больше современных приемов и методов. Не надо останавливаться на достигнутом. Ведь у нас одна цель- воспитывать будущих созидателей мира. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя . Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких. Будут достойными гражданами своей родины.

Детско- родительский клуб "Мир детства" разработали воспитатели Ананьина Светлана Владимировна и Жукова Татьяна Александровна. Подведем итоги работы клуба за 2016 год.

Семья и дошкольная организация- два важных института развития дошкольника, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии, можно максимально использовать положительные стороны образовательного процесса в ДОУ и семье и компенсировать их недочеты.

Основная цель работы детско-родительского клуба – формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей.

По мере необходимости к участию в работе клуба могут привлекаться специалисты ДОУ.

Приоритетными задачами работы с родителями являются:

1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей и воспитания успешного ребенка в семье.

2. Формирование у родителей культуры совместного времяпровождения с детьми

3. Развитие активной педагогической позиции родителей.

4. Обучение родителей приемам и методам работы с ребенком, обеспечивающим развитие успешной личности.

Основной целью мероприятия стало знакомство участников и вовлечение их в активную деятельность.

Следующее мероприятие клуба было приурочено к Дню Матери.

На мероприятии дети подготовили и исполнили песню о маме и подарили им сделанные своими руками аппликации сердечки. В продолжении был проведен мастер класс по изготовлению картины из крупы. При использовании такого нетрадиционного творчества у детей идет развитие мелкой моторики, воспитание усидчивости, аккуратности и трудолюбия, развитие творческих способностей. Родители также были заинтересованы нетрадиционным творчеством и в дальнейшем стали использовать его в своей семье. Основной задачей здесь было привлечение к совместной деятельности родителей и детей.

В середине февраля у нас прошли литературные чтения на тему "Моя любимая книга".

Родители совместно с детьми приготовили небольшую инсценировку по любимому произведению. Участники встречи почувствовали себя настоящими артистами. Активное участие родителей позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес родителей к его жизни. А родители в процессе взаимодействия с ребенком в то же самое время учатся лучше понимать его.

Далее родителям было предложено совместно с детьми изготовить книжки – малышки. У детей развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, усидчивость. Родителям очень понравилась идея создания таких книжек-малышек, в котором, и ребенок может активно поучаствовать. На этом мероприятии ставилась задача, способствовать развитию творческих способностей детей и вовлечение родителей в данную деятельность. Воспитывать у взрослых и детей любовь к художественному слову, книге, литературе.

В июне прошло последнее мероприятие в прошедшем учебном году посещение ипподрома и мини зоопарка в Лукино. Задачами данного мероприятия было привлечь родителей к совместному отдыху с детьми. Показать детям многообразие животного мира и воспитание уважительного от-ношения к нему.

По результатам работы за год были сделаны следующие выводы. В начале года на мероприятиях клуба присутствовало 55% участников, а на по-следних мероприятиях уже 95%. Родители были заинтересованы в разви-тии и воспитании своих детей. Начали проявлять активное участие в жизни ДОУ и ребенка. Стали более компетентными в вопросах воспитания и раз-вития детей. Работа детско-родительского клуба дает положительные ре-зультаты, и было принято решение продолжать работу с родителями в данном направлении.

Родителям были предложены анкеты, в которых они написали какие вопросы по развитию и воспитанию детей их интересуют, и после чего был составлен план мероприятий на 2017-2018 учебный год. На сегодняшний день уже проведено два мероприятия клуба. Первое мероприятие было посвящено безопасности ПДД с привлечением детей и родителей из другой группы. Основной задачей являлось закреплять знания о безопасном по-ведении на дороге для обеспечения собственной безопасности,выявить уровень теоретических и практических знаний родителей и детей по пра-вилам дорожного движения.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что главное в работе - завоевать доверие, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольной организации.

Используйте нетрадиционные формы работы с родителями и результаты не заставят себя ждать.

ВложениеРазмер
sotsialno-pedagogicheskaya_praktika_vzaimodeystviya_semi_i_detskogo_sada_v_sovremennykh_usloviyakh.doc 96.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Отметим, что зарубежный и отечественный опыт исторического развития показывает, что в переломные периоды нестабильного развития общества актуализируется социально-педагогическая практика государственных образовательных учреждений. Важнейшим направлением деятельности становится придание новизны социальной практике интегрированных связей основных воспитательных институтов социализации. Их интеграция рассматривается оптимальным условием, обеспечивающим полноту и целостность культурно-образовательной и социальной среды для жизни, развития, самореализации и повышения социальной компетентности детей, гарантом защиты их прав на здоровый социум и приоритет истинных интересов. Это важно и потому, что социальная политика поддержки российской семьи и детства на государственном уровне находится в стадии оформления.

Осознание специалистами дошкольных образовательных учреждений ценности соответствия своей профессиональной деятельности интересам и социокультурным потребностям семейного социума ребенка является важным шагом обновления связей семейного и общественного воспитания в современных условиях. Ведь, по единодушному признанию специалистов, именно семейная социализация ребенка сегодня наиболее кризисное звено в совокупности социальных сред. Поэтому интеграцию социальных институтов важно осуществлять через призму интересов семьи как первичного источника социализации в дошкольные годы, когда эмоциональный и социальный опыт ребенка сильно зависит от семейных связей, качества детско-родительских отношений и педагогической компетентности родителей.

Анализ мнений взрослых и детей из московских семей о составляющих социального самочувствия указывает, на преимущественно эксклюзивный характер повседневного образа жизни семей; малолюдность; ограниченность социальных контактов, как родственных, так и соседских; дефицит межвозрастного и межпоколенного общения детей и взрослых. Опыт семейной социализации практически не подвергается рефлексии со стороны взрослых членов семьи, а ведь здоровое духовное начало любой семьи неразрывно с приобщением ребенка к культурным межпоколенным ценностям своего рода. С этой точки зрения профессиональный опыт педагогов дошкольных учреждений может активнее применяться для расширения сети социального общения нынешних семей с учетом их малодетности, малолюдности и закрытости жизни, для смягчения дефицита межвозрастного и межпоколенного взаимодействия детей и взрослых.

Переведем критический тон статьи в практическое русло. Для этого приглашаем читателя принять участие в небольшом тестировании. Его цель: соотнести опыт сотрудничества с семьями воспитанников в своем дошкольном учреждении с нижеследующими суждениями, дав им собственную оценку.

Если на большинство суждений уважаемому читателю удалось ответить утвердительно, не кривя душой, примите наши поздравления! Желаем вам и впредь уверенно продвигаться по пути обновления социально-педагогической практики взаимодействия с семьями воспитанников.

Содержание общения с родителями детей групп раннего возраста: как подготовить малыша к посещению детского сада; игры дома, улучшающие адаптацию ребенка к условиям семейно-общественного воспитания; организация здорового образа жизни ребенка в семье: все о личной гигиене, закаливании и домашнем питании; что обеспечивает малышу ощущение безопасности и эмоционального уюта в семье; как смотреть, чтобы видеть, понимать и чувствовать ребенка по его телесным проявлениям; о запугивании в семье, приводящем к психической травме; про вредные и полезные привычки малыша (сосать палец, соску, грызть ногти и пр.); как можно избаловать ребенка; как реагировать на детские истерики; составляющие эмоционального самочувствия ребенка в семье.

Содержание общения с родителями детей младшей группы: о навыках доверительного общения с ребенком в семье; о ценности диалога с ребенком; как делиться с ребенком своим временем и игровым опытом, обогащая сенсорный, речевой, эмоциональный опыт малыша; душевный покой ребенка связан со стилем семейных отношений; что мать и отец могут узнать о привычках, особенностях характера и прочих проявлениях индивидуальности ребенка, став его игровым партнером; как дать ребенку возможность активно двигаться по квартире; если ребенок жалуется на сверстников; играем в капризных и упрямых, аккуратных и опрятных; телевизор входит в жизнь малыша.

На фоне возрастания виктимогенности микросоциума (т.е. тех или иных объективных обстоятельств жизни, влияние которых может сделать ребенка жертвой социализации) особого внимания в рамках социально-педагогической практики дошкольного образовательного учреждения требуют дети и семьи категории социального риска. Это семьи с детьми-инвалидами; дети с психосоматическими дефектами; дети, находящиеся на попечении; дети беженцев и вынужденных переселенцев; дети из дисфункциональных семей и из семей, где один или оба родителя страдают социально значимой болезнью и др. В особом подходе к коррекции семейной социализации нуждаются дети, проживающие в семьях, отягощенных и перегруженных теми или иными трудноразрешимыми внутрисемейными противоречиями, что сопровождается эмоциональными нагрузками на самого ребенка. Каждая из таких жизненных ситуаций несет нередко стрессогенную обстановку в семейную социализацию дошкольника. Детям, проживающим в социально дискомфортном и эмоционально не безопасном положении, трудно реализовывать себя. Поэтому интеграция профессиональных сил работников здравоохранения, образования и социальной защиты с окружными межведомственными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав представляет мощный позитивный фактор для социализации детей. Детский сад сегодня становится учреждением первичной социальной профилактики безнадзорности детского населения в городе и сельской местности.

Из сказанного следует вывод, что установление взаимодействия с семьями воспитанников не является только ответственностью воспитателя группы. В интересах комфортного самочувствия ребенка в детском саду и семье, а также с учетом социально-педагогических ожиданий семьи от детского сада каждый специалист учреждения включает семьи воспитанников этически приемлемыми способами в пространство социальной ответственности за благополучное развитие ребенка в микросоциуме. Вот почему детским садам XXI века для налаживания конструктивных отношений с современной семьей, отличающейся многоликостью и неоднородностью по своему социокультурному портрету, нужны новые специалисты, такие, как семейный и детский психолог, игротерапевт, социальный педагог и др.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Типовом положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др. Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами”. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Ещё Н.К.Крупская в своих “Педагогических сочинениях” писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом , привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет . на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. " . В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

В 2008 г. перед коллективом ДОУ была поставлена задача: организовать полноценное взаимодействие педагогов и родителей. Были определены основные направления взаимодействия с семьей:

  1. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
  2. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс
  • изучения семьи, выявления интересов и потребностей семьи;
  • использования индивидуально-дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников;
  • организации различных новых форм работы с родителями;
  • удовлетворения запросов родителей в образовательных услугах;
  • участия родителей в воспитательно-образовательном процессе;
  • создания условий для эффективной работы с родителями (семейная гостиная, библиотека, видеотека, информационное пространство в группах).

В настоящий момент в ДОУ сложилась определенная система работы с родителями, которая включает два этапа: аналитический и содержательный.

Аналитический этап предполагает изучение семьи с помощью методов анкетирования, тестирования, собеседования, наблюдения, посещения семей. Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводилось анкетирование родителей, опросы. Родителям была предложена анкета, проанализировав которую мы увидели следующие результаты.

Отношение родителей к источникам информации:

  • 86% максимально полную информацию от ребёнка;
  • 48% советы по общению с ребёнком;
  • 22% советы психолога.

Далее мы попытались определить трудности, которые испытывают родители при воспитании детей.

  • 33% считают, что справятся сами;
  • 17% не придают особого значения этим трудностям;
  • 13% считают это неудобным, так как считают, что подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.

Анкетирование показало, что в работе с родителями много сложных и многоплановых вопросов, решение которых не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работ. Работу с родителями мы стали строить с учетом дифференцированного подхода. На аналитическом этапе мы определяем тип семьи по уровню семейного воспитания.

По итогам исследования семей в ДОУ:

– 10 % относятся к 1 – му типу. Опыт этих семей надо изучать, пропагандировать, хотя и этим семьям необходима помощь педагогов;
– 65 % семей относятся ко 2– му типу. Это семьи благополучные, готовы к взаимодействию, но вследствие занятости, перегрузок имеют трудности во взаимоотношениях, отрицательно влияющие на семейный микроклимат.
– 25% семей можно отнести к 3– му типу. Для них типичны споры, острые конфликты из-за несовпадения взглядов супругов на жизнь и воспитание детей, авторитарные методы воспитания.

4-го типа семей в ДОУ нет. Это неблагополучные семьи, в которых присутствует алкоголизм, безнравственное поведение.

Содержательный этап включает в себя поиск оптимальных формы взаимодействия с родителями. Мы их делим на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Наряду с традиционными коллективными формами такими как, родительские собрания, конференции активно стали внедрять нетрадиционные: семейные гостиные, школа для родителей, игровые практикумы, совместные праздники, День открытых дверей, акции, игровые занятия родителей вместе с детьми.

Из индивидуальных форм наиболее часто используем беседы с родителями, тематические консультации, “заочные” консультации с помощью почтового ящика “Вы спрашивали. ”.

Широко используются в ДОУ наглядно-информационные формы. В холлах и группах ДОУ имеются различные информационные стенды для родителей. Для родителей организованы фотовыставки, выставки творчества детей и родителей, выставка стенгазет, папки-передвижки, библиотечки педагогической литературы. В ДОУ выпускается журнал “Планета Детства”, уже подготовлено три выпуска: “Мы шагаем в детский сад”, “В здоровом теле здоровый дух”, “Первый раз в первый класс!”.

Практика показала, что семьи 1 типа могут поделиться опытом семейного воспитания, используя такие формы как, семейная газета, фотовыставка, домашние сочинения “Увлечение нашей семье”, “Наш ребенок”, “Как мы провели летний отпуск”.

Семьи 2 типа самые многочисленные в ДОУ. Наиболее эффективными формами в работе с этими родителями считаем родительские собрания с элементами групповой дискуссии, семейные гостиные, школа для родителей. В ДОУ работает Школа “Успешные родители”, которой руководит педагог – психолог. На заседаниях школы рассматривались проблемы в эмоционально-личностной сфере ребенка, такие как агрессивность, гиперактивность, тревожность, капризы и упрямство. Деятельность школы также была направлена на оказание помощи родителям детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду. Таким образом, слушатели школы смогли:

  • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка.
  • Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми.
  • Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
  • Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;

Удачно зарекомендовала себя такая форма как семейные проекты. Сначала воспитатели активно внедряли метод проектов в работе с детьми, сделали родителей своими союзниками и помощниками в этой работе, ненавязчиво вовлекали их в совместную работу над проектом, создавали радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Затем родители сами стали предлагать темы проектов, появились семейные проекты: “Герб моей семьи”, “Мое имя”, “Давайте познакомимся”, “Папа, мама, я спортивная семья”. В процессе обсуждения на родительских собраниях общих проблем группы возникали темы межсемейных проектов “Сочиняем вместе”, “Ребенок и природа”, “Здоровое питание – здоровый ребенок”, “Грядка доктора Айболита”, “Первый раз в детский сад”.

С семьями, относящимися к 3 типу, проводится профилактика и коррекция нарушений семейного микроклимата. Здесь наиболее эффективны беседы, индивидуальные консультации, групповые дискуссии по проблемам. На всех групповых встречах педагоги ДОУ используют методы активизации и развития рефлексии у родителей:

  • Просмотр видеозаписи;
  • Анализ педагогической ситуации;
  • Решение проблемных педагогических задач;
  • Игровое моделирование способов родительского поведения;
  • Анализ примеров из личной практики семейного воспитания;
  • Анализ мотивов детского поведения;
  • Психологические игры;
  • Ролевые игры.

Педагоги ДОУ стремятся активизировать участие родителей в различных мероприятиях ДОУ, используя такие формы как

  • совместные праздники, например, “Всей семьей на старт”, “День Республики”, “Веселые старты” и другие;
  • День открытых дверей;
  • акции “Подари цветок детскому саду”? “Сделаем мир краше”, “Поможем зимующим птицам” и другие:
  • игровые занятия родителей вместе с детьми;
  • игровые тренинги.
  • увеличилась посещаемость родителями родительских собраний;
  • увеличилось количество индивидуальных консультаций педагога – психолога;
  • родители наших воспитанников стали активными участниками мероприятий детского сада;
  • выросла финансовая поддержка со стороны родителей;
  • создать сайт ДОУ для общения с родителями через Интернет;
  • организовать семейный клуб “Здоровый ребенок”;
  • открыть консультативный пункт для родителей детей, не посещающих ДОУ;
  • начать эксперимент по внедрению гувернерской службы.

Таким образом, успешное решение задачи создания единого пространства развития ребёнка, мы видим только при объединении усилий семьи и детского сада, выстраивая отношения с родителями на основе диалога, открытости и партнерства.


ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с Новым законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

В ряде нормативно-правовых документов отражена идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания.

В Новом законе "Об образовании", например, записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение должно не только воспитывать ребёнка, но и консультировать родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию [3].

В своих "Педагогических сочинениях" Н.К.Крупская писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада".

В понимании отечественных педагогов (Т.Н. Дороновой, Е.В. Соловье­вой, А.Е. Жичкиной, СИ. Мусиенко и др.) для того, чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, семья для воспита­телей не должна выступать лишь как объект воздействия. Воспитатели должны понимать сами и объяснять родителям, что семья для дошкольника - жиз­ненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его лич­ности. Следовательно, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для развития личности ребенка [4].

Арнаутова Е. отмечает, что в нашем динамично меняющемся обществе, где ценность семьи подвергается переоценке и ревизии, ее социальное само­чувствие балансирует между двумя полюсами. Одним негативным полюсом, по мнению исследователя обостряющим кризис семьи, является социальное напряжение, другим - социальное равновесие [1].

Взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи [1].

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников. Строиться она должна на следующих принципах:

1. Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.

2. Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

3. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.

4. Равноправие и равноответственность родителей и педагогов ДОУ.

Основные направления деятельности воспитателя детского сада лежат в плоскости партнерских отношений. Оценка опыта взаимодействия показала, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы дошкольного образовательного учреждения на развитие совместной деятельности с семьёй. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, включение родителей в деятельность дошкольного учреждения [2].

Не ставя под сомнение эффективность традиционных форм работы с семьей (родительские собрания, беседы, консультации и др.) в практике работы современных дошкольных учреждений хорошо зарекомендовали себя такие инновационные формы работы с семьей, как Интернет-консультации, видео-практикумы, видео-конференции, встречи с родителями в формате on-line ("Педагогический брейн-ринг", "Остаться в живых. " (для молодых родителей), Родительские университеты и др.).

Осознание специалистами дошкольных образовательных учреждений ценности соответствия своей профессиональной деятельности интересам и социокультурным потребностям семейного социума ребенка является важным шагом обновления связей семейного и общественного воспитания в современных условиях. По единодушному признанию специалистов, именно семейная социализация ребенка сегодня наиболее кризисное звено в совокупности социальных сред.

Списоклитературы:

1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья - М., 2002.

2.Ганичева, А.Н. Система подготовки специалистов дошкольного образования к взаимодействию с различными категориями семей -/А.Н.Ганичева // Современное дошкольное образование – 2010. – № 4

3. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее образование детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие - М: ТЦ Сфера, 2009.

4. Организация работы дошкольного образовательного учреждения с семьей: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений - Махачкала: Планета Дагестан, 2009

Читайте также: