Какое место искусство занимает в культуре кратко

Обновлено: 04.07.2024

Роль искусства в обществе прослеживается на протяжении тысячелетий. Посредством него люди отражают свои творческие способности, запечатлевают и воспроизводят собственные думы, фантазируют и описывают происходящие события. Оно требует мастерского подхода. О том, какова роль искусства в жизни общества, пишут многие обществоведы и философы. Это возможность самореализации, проявления себя, как личности. Человек говорит о своем внутреннем мире, духовных ценностях и переживаниях. Через литературу, картины и скульптуры люди повествуют о своих чувствах, эмоциях, процессах развития и достижения целей.

Искусство – это духовная деятельность людей, которая зарождалась и развивалась вместе с человечеством. Первые проявления творчества – это наскальная живопись. Тогда роль искусства в жизни человека заключалась в краткой передачи информации. Люди общались между собой, используя рисунки и символы.

Какова роль искусства в жизни человека - как искусство влияет на общество

Искусство – способ отобразить пространство, мысли, переживания через художественные образы. Это синтетический контакт между внешним и внутренним миром, который базируется на восприятии одного человека, создающего шедевр. В обществознании различают три разновидности творчества:

  • Пространственное творчество. Включает в себя графику, скульптуру, архитектуру, художество. Общество передает свое восприятие мира на определенном этапе, используя осязаемые формы.
  • Пространственно-временной вид. Это танцевальная, цирковая, кинематографическая сфера. Люди сами непосредственно принимают участие в воспроизведении творческих идей. Они через себя передают свои чувства, открывают их миру.
  • Временное искусство. К этому виду относятся музыкальные, художественные произведения. Это неосязаемая форма передачи чувств и переживаний. Ее нельзя потрогать или оценить визуально. Каждый человек воспринимает литературу и музыку со стороны своего субъективного мировоззрения. Сколько людей ознакомится с произведением – столько мнений будет сформировано.

Роль искусства в жизни человека и общества определяет уровень развития социума. В развитых государствах творчеству уделяют большое внимание. Люди ценят произведения предков, знакомятся с историей через их шедевры. Менее развитые государства характеризуются меньшим интересом к искусству. Какая роль искусства в современном обществе:

  1. Осмысление, преобразование и познание окружающего мира, жизни.
  2. Украшение мира.
  3. Раскрытие духовных ценностей.
  4. Формирование ощущения и понимания прекрасного.
  5. Воспитание достоинства в людях и обществе в целом.
  6. Передача интересных человечеству жизненных аспектов через художественный образ.
  7. Восстановление душевной гармонии, которую зачастую нарушает реальность.

Доказано, что каждый предмет искусства вызывает у человека определенные эмоции на уровне сознания. С помощью творчества эксперты психологии и психотерапии восстанавливают душевного равновесие человека, вселяют уверенность и спокойствие.

Какую роль играет искусство в жизни людей: функции

Говоря о том, какие функции выполняет искусство в обществе, следует отметить:

  1. Компенсаторную. Обращаясь к картинам, литературе, музыке человек восстанавливается внутренне. Он компенсирует нехватку гармоничности, эстетичности в серых буднях, обращаясь к искусству. Люди обретают спокойствие, на время переносятся в другую действительность. Это способствует восстановлению духовного состояния.
  2. Социальную. Яркий пример этой функции – массовое увлечение определенным писателем или кинематографистом. Под влиянием прочитанного или увиденного происходит небольшая трансформация мышления. Человек сопоставляет себя с героями, корректирует свои действия. Если это происходит на массовом уровне, меняется менталитет социума.
  3. Прогностическую. Не раз отмечалось, что великим художникам, архитекторам, скульпторам удавалось через свои работы предугадать события, которые произойдут в будущем.
  4. Эстетическую. Даже самую жесткую реальность творчество выражает через пропорциональные, красивые, эстетичные образы. При изучении любого произведения человек не задумывается о научной подоплеке, как это происходит при знакомстве с точными науками. В освоении искусства ключевую роль играет душа, сердце, чувства. Способность искусства передать любые события и образы красиво, идеально и изящно формирует эстетическую функцию.
  5. Воспитательную. Для этой функции искусства в обществе характерно влияние шедевров на процесс формирования и развития человека. Именно поэтому в школах с первых дней начинают знакомить учеников с работами известных творцов. Они благоприятно сказываются на становлении личности, системе приоритетов и взглядов.
  6. Познавательную. Все творческие работы – это кладезь информации, которая передается из поколения в поколение. Через них люди делятся сведениями о событиях, которые имели место в истории. Это войны, смены власти, революции, научные достижения и многое другое.
  7. Гедонистическую. Изучение шедевров всегда вызывает у зрителя удовольствие. Человек знакомится с событиями, людьми через произведения. Скульптуры позволяют увидеть лица и образы людей, которые жили тысячи лет назад. Литература переносит нас в мир, существовавший в прошлые века. Музыка позволяет открыть в себе новые чувства, расширяет сознание, позволяет фантазировать и мечтать. Человек, получая удовольствие, образовывается, проникается культурой.

Какую роль играет искусство в жизни людей?

Какое значение имеет искусство в жизни человека

Любой вид творчества – это значимая ступень в развитии социума, которую сегодня мы можем изучать. Через призму искусства появляется возможность взглянуть на жизнь под разными ракурсами, оценить ситуацию со стороны другого лица. Человек знакомится с миром на протяжении всей жизни, это активный, бесконечный процесс. Есть несколько способов изучения окружающей реальности:

  • Художественный. Человек оценивает красоту, эстетичность природы, других людей, их творений и достижений.
  • Познавательный. Способ основывается на реалистичном взгляде. Люди изучают истину, не приукрашивая ее. Это знакомство и осознание жесткой реальности и всей неидеальности мира.
  • Практически-деятельный. В основе изучения лежит понимание потребностей общества, окружающей среды, природы. Индивид осознает, что полезного он может сделать, а что навредит миру.

В глобальном понимании основная функция искусства заключается в преобразовании реальности в соответствии с законами эстетики и красоты. Художественные образы, созданные творцами, позволяют изучить важнейшие в жизни вещи без использования теоретических или практических методов. Роль искусства в жизни общества объясняется его спецификой:

  1. Это наглядный и образный способ передачи информации.
  2. Искусство основано на особенных средствах описания мира – это художественные образы, созданные с помощью слов, звуков, цветов, материалов.
  3. Интерпретация действительности опирается на субъективное восприятие автора и его фантазию. При создании шедевров каждый творец руководствуется собственным видением ситуации.

Какую роль играет искусство в жизни общества

С течением времени мнение о значимости и важности искусства в жизни человека постоянно трансформировалось. В античности люди признавали важность творчества. По мнению Аристотеля, Платона, именно произведения способны очистить душу человека, возвысить ее. Как далее изменялось отношение к шедеврам:

Искусство обладает множеством пониманий и определений. Это своего рода особый вид духовного отражения и понимания действительности.

Искусство можно понимать как высокое достижение степени определенных умений в различных сферах, так и можно трактовать как художественное творчество в целом.

Но скорее под искусством можно понимать широту и многообразие души человеческой(ее многогранность). Это просто богатый мир , наполненный прекрасными образами , фантазиями и желаниями понять смысл происходящего в жизни.

Но искусство это элемент культуры.

Другими словами искусство это часть культуры при чем оно является одной из самых демократичных частей культуры, потому что не признает разделения между людьми.

Культура - сфера духовной жизни людей. Она включает в себя то, что создаёт человек ( произведения искусства, изобретения, какие- то нормы и правила и т.д.). Кроме того к культуре относятся возможности, способности человека (интеллект, знания, уровень нравственного и эстетического развития и т.д.).

Искусство -это прежде всего художественное творчество: литература, все виды изобразительного искусства, театр и т.д. Кроме того есть просто понятие - изобразительное искусство и также искусством называют ту степень мастерства, когда человек достиг очень высоких результатов.

Искусство в культуре занимает первостепенную роль, во- первых, потому, что без наличия высокого искусства человек вряд ли создаст шедевры мировой культуры; во вторых культура без произведений искусства обеднеет; уровень культуры определяется вкладом тех людей, которые обладают высокой степень мастерства, достигают наивысших результатов (т.е. искусства) в своей профессиональной деятельности.

Культура - объемное понятие, включающее в себя совокупность знаний о человеке, его образе жизни, способах добывания пищи, истории, религии, этнографии, взглядах на мир.

Искусство - это способ самовыражения для человека, это то, что вроде бы не является предметом первой необходимости и не несет практической ценности в узком её понимании. Это старинные обряды, когда-то имевшие практический смысл, часто неизвестный нашим современникам. Это изобразительное искусство, выросшее из систем условных знаков и передачи информации. Это музыка и танцы, настраивавшие людей перед ответственными событиями, носящие ритуальный характер.

Искусство - это основа культуры. Без искусства культуры бы просто не было. Предствьте, что люди бы ходили бы в одинаковой, одежде, жили бы в одинаковых домах, ели бы что попало и чем попало. В этом случае у человека был бы только инстинкт размножения и удобвлетворения других своих потребностей. Когда есть разнообразие и красота кругом, то человек выбирает из этого лучшее и получается культура. Культура одеваться. Культура поведения за столом. Культура в общественном транспорте. Так что искусство и культура тесно связаны.

Искусством обычно принято называть различные виды деятельности, направленные на утончение души и развитие фантазии как самого деятеля, так и тех, кто его творения видит (или слышит). Это, например, деятельность художника, скульптора, театрала, музыканта или актёра.

Искусство занимает в культуре довольно значительную роль, так как, к примеру, творения известнейших художников и скульпторов мира будут обсуждать и помнить ещё много веков, а может и тысячелетий.

Искусство подразумевает некую работу фантазии творца. То есть если какой-то исполнитель просто играет или поёт чужую мелодию или песню, то вряд ли это можно назвать искусством, а вот если придумывает и вносит что-то новое - тогда да.

Раньше, возможно, это слово имело несколько иной смысл, так как происходит от слова "искус", что означает "закалка".

Я хочу обратить внимание на еще один аспект взаимосвязи искусства и культуры. Прежде всего искусство - это язык, которым могут общаться между собой представители не только разных народов, но и разных культур. Потому что искусство универсально, и то что кажется прекрасным и совершенным для нас, окажется столь же красивым и притягательным для жителя любой другой страны мира. Таким образом искусство служит для объединения людей, а следовательно для объединения различных культур. И это вероятно самая большая ценность искусства - не в эстетическом наслаждении от него получаемом, а в возможности понять друг друга.

Вопрос очень обширный, поэтому ответ будет коротким. Искусство является, по всей видимости, самой большой составляющей частью культуры. Искусство выразительными средствами развивает и обогащает культуру.

Искусство - это прежде всего процесс и итог передачи художником, исполнителем, творцом искусства своего видения окружающего мира с целью будить лучшие чувства и мысли людей, очищать их нравственно.

Искусство является связующим звеном в культуре проникая во все её сферы и области.

Искусство воздействует на культуру прежде всего гуманизирующе, привносит необходимый для успешного развития культуры элемент эстетики.

Искусство связано с созданием новых материальных объектов(музыка также материальна), которые являются результатом творческой переработки окружающей действительности сообразно духовному миру человека и существующей традиции. Предметы искусства есть и предметы человеческой культуры, однако обратное не верно.

Искусство - это совокупность всех дарований избранных. Это собрание сочинений, картин, коллекций, песен - то, что является плодом человеческого ума под действием красоты окружающего мира. Не всем дано чувствовать красоту рисунка, красоту слова, красоту пейзажа, а те, кто этим одарен делают искусство.

Искусство всегда было связано с понятием гармонии и эстетических воззрений своего времени, но ко вкусу оно имело мало отношения. Со вкусом можно меблировать комнату (дом, дворец), со вкусом можно одевать людей, но вот написать со вкусом

NuhyPwNaET9PFaZgwscBIds3oIHSlEJr.jpg

8wobN7CuhzmuyWUBxQWRv2jNDuNbw9P.jpg

"Со вкусом" - это что бы красиво смотрелось и нравилось. Это будет уже не искусство, а какие-то декоративно-прикладные работы, которые в своих самых лучших проявлениях находятся на грани с искусством и даже обладают многими его чертами.

Словом, хотелось бы узнать поконкретней, что именно Вы называете вкусом в области искусства, желательно с примерами из разных родов искусства, иначе предметный разговор не получится.

Я не рискнула бы назвать громким словом "шедевры архитектуры" то, что хотелось бы показать вам в моем городе Алматы(Алма-Ата), но думаю, что некоторые из этих зданий заслуживают того, чтобы обратить на них ваше внимание.

Одно из этих зданий Вознесенский кафедральный собор. Он был построен в 1907 году по проекту архитектора Константина Аркадьевича Борисоглебского, инженером Андреем Павловичем Зенковым. Это здание деревянное, его высота 54 метра- второе по высоте деревянное здание в мире. Ко всему ещё это здание сейсмостойкое, при землетрясении 1910 года, когда город был практически весь разрушен, оно выстояло и даже не повредилось.


Высота телебашни 1452 м над уровнем моря, а сейсмостойкость 10 баллов. 12 место по высоте в мире.


И из современных зданий я хотела бы показать вам "хрустальный город" ( так в народе называют бизнес-комплекс) и здание с НЛО- "тарелка" у нас тоже есть.)

Искусство – это область человеческой культуры, в которой с помощью знаков через конкретные образы мира выражаются его обобщенные смыслы, это часть культурного наследия цивилизации, проявляющаяся через произведения искусства. Искусство – это эстетическое явление, которое не берёт жизнь в её первоначальном виде, а преобразует её, трансформирует и создаёт, типизируя художественные образы. Главная особенность, отличающая искусство от других форм общественного сознания, – это эстетическое отношение человека к действительности.

  • творческая деятельность, связанная с образным отражением действительности;
  • отдельная отрасль творческой художественной деятельности (например, живопись, кинематография и др.);
  • способность или умение в любом деле (искусство диалога, искусство преподавания и т. п.);

По мнению искусствоведов, понятие искусства невозможно определить полностью, потому что его границы постоянно переопределяются и в любой момент может появиться произведение, не укладывающееся в произвольно принятое закрытое определение. Искусство выполняет различные функции, в том числе эстетические, социальные, дидактические и терапевтические, но они не составляют его сущности.

Подходы к определению искусства

Существует два главных подхода к определению искусства:

Согласно договорному подходу, отношение к чему-либо как к искусству обусловлено общественным договором, традиции, но не какими-либо неизменными свойствами человека или окружающей среды. Только опираясь на предыдущие традиции, закреплённые в общественном сознании представления или мнение авторитетов, можно утверждать, что является эстетическим, а что нет (а, значит, что является искусством, а что нет).

Эстетический подход основывается на идее, что эстетическим, а, следовательно, и художественным, есть всё то, в чём форма соответствует содержанию или определённым универсальным, независимым от человека законам. Традиция или мнение авторитетов не задают рамок эстетического, а лишь указывают в каких областях культуры понятие эстетического может применяться.

В более узком смысле, искусство – это процесс художественного творчества и его результаты (живопись, поэзия, музыка, танец и т. д.).

Функции искусства

Функции искусства

Искусство охватывает широкий спектр человеческой деятельности, творчества и способов выражения, включая музыку, литературу, кино, фотографию, скульптуру и живопись. Смысл искусства рассматривается в разделе философии, известном как эстетика, и даже в таких дисциплинах, как история и психология. Цель искусства – художественное и эстетическое овладение миром, жизнью человека и окружающей средой.

Искусству приписывают выполнение ряда функций в жизни человека и общества:

Искусство способствует полному развитию человека, его эмоциональному состоянию, интеллектуальному росту и позволяет ему опираться на накопленный многовековой культурный опыт и мудрость человечества. В основе искусства – своеобразный герой, потрясённый страданиями, восторженной радостью, разочарованиями. Этот герой является источником эстетического восторга. Этот восторг проникает в сознание людей через систему символов с уникальным художественным образом, посредством особого художественного языка.

Характеристики искусства

Характеристики искусства

Определяющей характеристикой искусства является то, что оно символически отображает вещи, существа, явления конкретной действительности, соединённые с определёнными обобщёнными смыслами. Такие знаки называются художественными образами. Каждый художественный образ сочетает тот или иной фрагмент действительности с универсальными значениями.

Искусство во всех своих формах так или иначе создаётся человеком для человека, а художественно-творческая деятельность конкретного лица имеет основания в историко-культурном опыте человечества.

По словам Юрия Лотмана, искусство создаёт дополнительный слой реальности, в котором даёт человеку больше свободы. Искусство позволяет экспериментировать, изображать несуществующее или невозможное.

Область искусства из-за своей знаково-символической природы всегда включает чувство отстранённости, а это неизбежно вводит механизм этической оценки.

Некоторые исследователи сближают искусство с деятельностью животных, таких как пчёлы, термиты или птицы, когда те создают геометрически правильные объекты вроде сот, гнёзд, или выдают красивое для человека пение, подражают звукам, движениям. Однако, такая деятельность обусловлена инстинктом, тогда как искусство создаётся как проявление свободы. Поэтому искусство присуще только лишь человеку.

В основе произведения искусства – судьба личности, социальные отношения и действия людей, взятые в определённом историческом контексте. Они обработаны воображением художника и представлены в виде художественных образов. Способ описания произведения, структурный облик, материальная основа художественного образа определяют особенности искусства.

Споры по поводу определения функции искусства, специфики общественного сознания как особой формы человеческого познания или определения его смысла и значения в жизни человека не прекратились в истории культуры.

Виды искусства

Виды искусства

Художественная деятельность человека развивается в различных формах и распределяется по видам и жанрам искусства.

Традиционное деление включает:

  • литературу – поэзию, драму, исторический перевод и т. д., зафиксированные в устной или письменной речи;
  • изобразительное искусство – изображение на плоскости или в пространстве; его современные формы – кинематограф, видео, фотография;
  • живописное искусство – изображения, выполненные на плоскости согласно законам перспективы, линии, цвета, светотени;
  • графическое искусство – изображения, выполненные линиями, штрихами на плоскости (например, гравюра, каллиграфия, плакат);
  • пластическое искусство – объёмные изображения, такие как скульптура, барельеф, выполненные из материалов, которым может предаваться разная форма;
  • декоративно-прикладное искусство – предметы быта, которым помимо практической ценности, предоставляется и эстетическая, например, украшенная мебель, резная, чеканная или художественно эмалированная посуда, художественное стеклодувство, мозаика и т. п. (декоративно-прикладное искусство часто является национальным по своей природе);
  • сценическое искусство – создание художественного образа движениями, мимикой, жестами, языком, игрой на музыкальных инструментах для публики (например, театр, танец, пение);
  • музыка – организация звуков, прежде всего музыкальных инструментов и голоса, в соответствии с той или иной эстетикой;
  • архитектура – формирование пространственной среды для жизни и деятельности человека (выделяется общественная, жилая и производственная архитектура).

Это деление, впрочем, равно применимо ко всему искусству. Так, древнее искусство было синкретическим – объединяло различные способы воплощения художественного образа и формы чувственного восприятия в едином действии. Современное искусство возвращается к синкретизму, а научно-технический прогресс обусловил появление искусства, создаваемого и транслируемого электронными техническими средствами – медиаискусства.

Сегодня чаще всего искусство делится на 6 частей: литературу, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, сценическое искусство, музыку и архитектуру.

Живопись занимает центральное место в триаде изобразительного искусства (наряду с графикой и скульптурой). Она подразделяется на станковую живопись (на холсте, доске, картоне) и монументальную живопись (произведения размещаются на прочной архитектурной основе). Важнейшие средства выражения – композиция, изображение и цвет.

Скульптура – это вид искусства, произведения которого создаются путём вырезания, резки, лепки, ковки, литья или иного изображения людей, животных и других природных объектов в их материальных, телесных формах.

Архитектура как вид искусства пытается использовать различные строительные материалы и конструкции ради организации пространства для использования человеком. Первоначально архитектура означала постройки только для жилья, однако со временем превратилась в искусство. В настоящее время архитектура направлена на создание культовых сооружений для военных объектов, общественных зданий, спортивных и инженерных сооружений, транспортной инфраструктуры (городская архитектура, религиозная архитектура, ландшафтная архитектура и др.). Архитектура давно вобрала в себя различные навыки, такие как градостроительство, озеленение, работу в области здравоохранения. Специфика национального характера архитектуры обусловлена историческим развитием, культурой, экономикой, этническими и художественными традициями народа.

В балете представлены разные виды танца: классический, народно-сценический, ритмико-пластический, модерн и др. Это балеты-трагедии и балеты-комедии, балеты-спектакли и балеты-симфонии, сюжетные (близкие к драматическому спектаклю) и бессюжетные балеты, многоактные и одноактные балеты, хореографические миниатюры. В музыкально-хореографическом спектакле органично сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.

Опера – это жанр театральных постановок, в которых текст (называемый либретто) сочетается с музыкой (пение и музыкальное сопровождение) и сценическим действием с использованием костюмов и декораций. Выступления обычно даются в оперном театре с оркестром или небольшим музыкальным ансамблем.

Графическое искусство – это способ создания изображения с использованием широкого набора инструментов и техник. Инструменты для рисования включают графитный карандаш, перо и чернила, чернильную кисть, цветные карандаши, уголь, пастель и маркеры. Также широко используются цифровые инструменты, которые могут имитировать эффекты вышеупомянутых инструментов. К основным методам создания изображений относятся рисование линий, штриховку, использование зернистости, перемешивания и др. Изображение можно использовать непосредственно как иллюстрацию к чему-либо, для создания комиксов, анимационных фильмов и др.

Области искусства

Области искусства

  • фильм;
  • кабаре;
  • комикс;
  • литература;
  • музыка;
  • танцы;
  • игры;
  • театр;
  • балет;
  • опера;
  • театр абсурда;
  • политический театр;
  • народный театр;
  • танцевальный театр;
  • картина;
  • графика;
  • каллиграфия;
  • фотография;
  • архитектура;
  • скульптура;
  • татуировка;
  • керамика;
  • сценография;
  • индустриальный дизайн;
  • витраж;
  • флюксус;
  • граффити и др.

3 группы искусств

Согласно теории искусства, существует три основных группы искусств, в зависимости от материальной основы, на которой основано произведение искусства:

  • местные или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура и т. д.), т. е. формы искусства, создающие художественный образ в пространстве;
  • сезонные (искусство речи и музыки), т. е. формы искусства, создающие художественные образы во времени;
  • пространственно-периодические (танцы, актёрское мастерство и смежные виды искусства – театр, кино, телевидение, эстрада, цирк и др.), т. е. искусства, создающие художественный образ в определённом временном пространстве.

Понимание феномена искусства в истории философии

Платон понимал искусство как подражание (мимезис) действительности, поэтому любое изображение уступает изображаемому. Произведения искусства более или менее точно повторяют форму, но не содержание, которое постигается не чувствами, а разумом.

Аристотель придерживался схожего мнения, однако видел в мимезисе способность к познанию. На его взгляд, эстетическим является то, что выражается мерой, числом, пропорциями. Поэтому интеллектуальная деятельность всегда подобна художественной: в искусстве происходит узнавание высшего совершенства, которое приносит радость.

По мнению Иммануила Канта, искусство – это вид репрезентации, направленной на саму себя, что побуждает культивировать умственные силы и дружеское общение.

Фридрих Гегель понимал искусство как чувственное выражение абсолютной истины. В противоположность Платону, Гегель считал, что художественная красота превосходит естественную, так как создаётся для выражения высшей истины, скрытой за чувственным опытом.

Позитивистская философия XIX в. и гегельянская эстетика утвердили представление об искусстве как отражении действительности. Зато романтические представления распространили взгляд на искусство как противоположность действительности.

Исторические определения искусства

Исторические определения искусства

Слово искусство (от лат. Ars, греч. Techne) в Древнем мире, в Античности означало знание строго определённых правил и следование им. Фактически, помимо живописи и скульптуры, искусство включало в себя множество ремёсел, таких как гончарное дело и ткачество. Также к искусству относили риторику, публичные выступления, военную стратегию и др.

То, что связывает искусство с ремёслами и наукой, было гораздо более очевидным для мыслителей древности и средневековья, чем то, что их отличает. Не было разделения на ремёсла и художественные искусства, но они были дифференцированы в зависимости от того, задействуют ли они только ум или также требуют физических усилий. Первые назывались гуманитарными (artes liberales), а вторые – общими (artes vulgares). Гуманитарные науки (а значит – и искусства) считались намного выше механических. Особенно выделялись 7 наук (искусств):

  • грамматика;
  • риторика;
  • логика;
  • арифметика;
  • геометрия;
  • астрономия;
  • музыка.

В Средние века механические искусства (включая скульптуру, живопись или архитектуру) имели утилитарное измерение и были самыми важными видами искусства. Тогда искусство было прежде всего сферой сакрального, отражением духовного мира.

В эпоху Возрождения социальное положение художников растёт. Они начинают стремиться поднять статус своей профессии и оторваться от ремесла. Деятели искусства стремятся называть себя учёными, возводя скульптуру, архитектуру и живопись в ранг науки, тем более что это соответствовало их стремлению рассчитывать свои работы с математической точностью.

Лишь позже возникла оппозиция этой строгой концепции, и искусство тоже отделилось от науки. Было известно, что искусства отличаются от наук и ремёсел. Несмотря на это, никто не знал, что объединяет то, что мы сейчас называем изящными искусствами. Не было известно, на каком основании включать сюда музыку, танец и театр. Были сделаны попытки различать умственные, музыкальные, интеллектуальные и изобразительные искусства.

Начиная с XIX в. искусство стало независимым от мастерства и было более тесно связано с идеями творчества, оригинальности, индивидуализма и новаторства. Авторы произведений искусств (согласно идеальной модели) становятся художниками, мотивированными внутренним принуждением к созданию или потребностью выражать чувства, решать свои собственные или человеческие проблемы. Эти проблемы не могут быть ограничены исключительно функцией поставщика эстетических впечатлений.

Современное искусство, начиная с дадаизма и сюрреализма, уже не подпадает под это определение. Красота в процессе эстетизации вышла за рамки искусства, и для себя она уже не является отличительной ценностью. Красота даже не является необходимой. За свою долгую историю понятие искусства с очень широким диапазоном чётко очерченных границ значительно сузило своё поле, но границы его явно размылись.

В современных обществах, в значительной степени присвоенных индустрией развлечений, искусство также стало в некоторой степени развлекательной индустрией.

Характеристика современного искусства

Современному искусству присуще отрицание существования общих правил, разнообразие взглядов и творческих методов. Жанры и стили могут разнообразно сочетаться, а произведения часто являются интертекстуальными. Они ссылаются друг на друга.

Представление вещей и явлений имеет большее значение, чем сами эти вещи и явления. Изображения или то, каким образом изображение выполнено, важнее того, что изображается.

Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию этого явления. Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: “имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты”. Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты - относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах) , утверждаться через торжество безобразного (И. Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда) .
Во-вторых, искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира (наряду с рациональной - в науке, интуитивной - в религии) . В-четвертых, в искусстве - проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца) . В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства) .
Искусство многогранно, это душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека.

Читайте также: