Педагогические дефициты учителя начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Классификация профессиональных затруднений педагогов образовательных учреждений

В первом параграфе диссертационного исследования мы подробно, насколько это позволяет объем рукописи данной работы, изложили различные идеи и подходы к решению проблемы рефлексии профессиональной деятельности педагога. Здесь же покажем профессиональные затруднения современных педагогов, которые возникают в процессе педагогической деятельности.

Ряд исследователей (А.А. Бондаренко, В.К. Елманова, Ф.А. Орехов, Е.Н. Поляков, В.М. Румянцев, Г.Т. Селунина, В.Э. Тамарин, Д.С. Яковлева) проблему профессиональных затруднений рассматривает в контексте разрешения педагогической проблемной ситуации.

В работах СВ. Иконкина (55), А.Ю. Панасюка (120), И.К. Шалаева •(174) затруднение рассматривается как последствие деятельности и как условие ее продолжения. В диссертации М.Л. Шамина под затруднением понимается «субъективное ощущение невозможности получить результат в деятельности, процесс фиксации неудовлетворенности состоянием деятельности (175, с. 26-27).

На наш взгляд, в каждом из определений затруднения есть элементы, важные для развития логики нашего исследования, а именно:

а) затруднения связаны с условиями деятельности;

б) затруднения - это противоречие между необходимостью в деятель
ности и уровнем готовности педагога к деятельности;

в) затруднения педагога могут рассматриваться только в связи с дея
тельностью учащихся;

г) затруднение - ситуация фиксации субъектом невозможности полу
чить результат в деятельности;

д) затруднения - это противоречие между педагогической ситуацией и
процессом ее познания.

Особенность педагогического затруднения, на наш взгляд, состоит в том, что педагог должен сам увидеть затруднение, сформулировать его как условие педагогической задачи и профессиональной проблемы. Иногда педагог не осознает своего затруднения, а, следовательно, не формулирует свою задачу и не решает ее, оставляя в профессиональной деятельности неосознанные профессиональные затруднения. Это существенно препятствует его профессиональному развитию. В другом случае педагог, видя свое затруднение и формулируя профессиональную задачу, не владеет методами решения задачи, и, таким образом, не имеет оснований для профессионального продвижения,

В этих случаях затруднения, как считает И.Т. Сенченко, играют негативную роль, неблагоприятно сказываются на эффективности деятельности, что приводит к профессиональной стагнации педагога, является источником •психологических срывов, заниженной самооценки (134, с. 18). Но тогда, когда затруднение рассматривается как компонент проблемы и педагогу ясен механизм его решения, затруднение выступает как стимулятор познавательной активности, мобилизационной готовности к решению проблем. В этом проявляется стимулирующая функция затруднений, и тогда оно играет позитивную роль. Например, В.А. Сухомлинский писал, что затруднения и сопротивления парализуют учителей, лишенных дидактической силы, в то время как дидактически сильного учителя они ободряют и закаливают, что педагог даже любит такие обстоятельства, которые требуют от него применения всей его силы (143, с. 276-277).

Вопросам изучения профессиональных педагогических затруднений, как уже отмечали, посвящено достаточное количество исследований. Их сходство заключается о том, что во всех из них называются сами затруднения, содержатся попытки классифицировать их по определенным основаниям, в зависимости от оснований вскрыть причины затруднений и описать способы их преодоления. Особенность же изученных работ заключается в том, что в них приводится разные основания классификаций, а это ведет к тому, что причины и способы преодоления затруднений существенно различаются.

В исследованиях дана классификация трудностей по различным проблемам:

Данная классификация, с нашей точки зрения, представляет собой по сути называние сфер деятельности, где педагог встречается с затруднениями, а это не дает основания для преодоления их самим педагогом, здесь скорее требуется внешнее воздействие на преобразование этих сфер.

Очевидно, как верно отмечает А.Я. Наин, нужно найти такие основания в классификации затруднений, которые привели бы к раскрытию механизма преодоления профессиональных затруднений самим субъектом деятельности - педагогом (99, с. 216-217).

Анкетирование, проведенное нами, наблюдения и собеседования с педагогами позволили выявить затруднения, которые встретились:

  • в сфере общения с учащимися - у 82,6 % педагогов;
  • в проведении диагностики учащихся - у 74,3 %;
  • в постановке целей урока — у 66,4 %;
  • в выборе форм и методов обучения - у 59,2 %;
  • в формировании навыков учебного труда - у 60,5 %;
  • в развитии интереса к учению - у 53,2 %;
  • в общении с коллегами - у 46,7 %;
  • в объективности оценки деятельности учащихся - у 39,8 %;
  • в оптимальном решении педагогических проблем - у 67,7 %.

Педагогам учебных учреждений было предложено проранжировать типичные затруднения, которые могут возникнуть в ходе проведения мониторинга. Им был предъявлен перечень предполагаемых затруднений: определение цели организации мониторинга; выделение критериев оценки объекта мониторинга; создание инструментария (средств) мониторинга; определение методов и форм проведения мониторинга; сбор информации, получаемой в ходе мониторинга; технология обработки результатов мониторинга; хранение информации; распространение информации; определение возможных форм анализа информации; использование результатов мониторинга для принятия управленческих решений. Кроме того, управленческим кадрам образования представлялась возможность дописать затруднения, не указанные в данном перечне.

Диагностический срез проводился в соответствии с правилами ранжирования (123; 142; 168; 180).

Испытуемым было предложено проранжировать данные типичные затруднения по шкале, в которой критерию, вызвавшему наибольшие затруднения, начисляется ранг 1, а критерию, вызвавшему наименьшие затруднения, начисляется ранг, соответствующий количеству ранжируемых значений, в нашем случае -II, Для получения среднего ранга каждого затруднения были произведены следующие расчеты. Сначала подсчитывалась сумма рангов каждого затруднения, затем данная сумма делилась на количество испытуемых (Э.М. Кузьмина и А.А. Елютина, 2000).

По рангу затруднения руководителей учебных заведений в проведении образовательного мониторинга можно условно объединить в следующие группы. Наибольшую сложность вызвали: выявление критериев оценки объекта мониторинга, создание инструментария (средств) мониторинга, определение методов и форм проведения мониторинга. Во вторую группу по степени сложности у руководителей образовательных и профессиональных учреждений вошли: технология обработки результатов мониторинга, выделение объекта мониторинга, его анализ и классификация.

В следующую группу включены затруднения, связанные с определением возможных форм анализа информации, сбором информации, получаемой в ходе мониторинга. По мнению испытуемых, наименьшее затруднение вызывают: проведение мониторинга, определение цели организации мониторинга, использование результатов мониторинга для принятия управленческих решений, распространение информации и хранение информации. Полученные результаты ранжирования сведены в табл. ].

Заслуживает внимания и тот факт, что 4 % опрошенных присвоили один и тот же ранг разным компонентам и процедурам образовательного мониторинга, что в известной степени объясняется невозможностью однозначно определить степень затруднения.

Ранжирование затруднений педагогов образовательных учреждений в проведении образовательного мониторинга



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Министр просвещения России Сергей Кравцов в марте 2021 года заявил, что в российских школах учителей достаточно, в целом дефицита кадров нет. В то же время, по оценке РАНХиГС, в стране не хватает около 250 000 педагогов. Как получилось, что по отчетам региональных министерств и департаментов учителя есть, а в школах их нет — разбирался Педсовет.

Дефицит учителей в российских школах — миф или реальность?

Ситуация с учителями в российских школах — настоящая магия. Министр просвещения отчитывается Госдуме, что в целом по стране дефицита педагогических кадров нет.

По данным Общероссийского народного фронта, более половины учителей сообщают о нехватке в своих школах педагогов-предметников. Это подтверждают региональные новостные порталы.

В Свердловской области на начало 2021‒2022 учебного года в школах было открыто 755 вакансий учителей. Сейчас в этом регионе все еще актуальны 726 вакансий.

В школах Иркутска весной не хватало 3161 учителя — это 47 процентов от нужного количества педагогов при условии, что каждый работает на одну ставку. В декабре 2021 года в Иркутской области открыто 1107 вакансий для учителей.

В сентябре 2021 года школы Владивостока предлагали учителям 150 вакансий. В декабре на весь Приморский край открыто 524 вакансии.

В Новосибирской области на ноябрь 2021 года не хватало 777 учителей. На декабрь открыто 960 вакансий.

По данным департамента образования Тюмени, школы города полностью укомплектованы учителями. Однако сейчас в Тюменской области открыто 427 вакансий для учителей.

В Омской области на апрель 2021 года требовались 603 учителя. В декабре 2021 года вакантны 700 мест в школах области.

На октябрь 2021 года в Ростовской области не хватало более 30 процентов учителей. В декабре по области все еще не закрыты 605 вакансий.

Каких учителей не хватает в школах

В дефиците также учителя-логопеды, дефектологи, школьные психологи.


ВШЭ пришла к следующим выводам:

  • Дефицит педагогов в России растет: если в 2013 году в среднем на одного учителя приходилось 15,7 человека, то в 2019-м — 18,4 учащихся.
  • По информации ОНФ, чаще всего в российских школах не хватает учителей математики, иностранных и русского языков, начальных классов, физики.
  • Больше всего вакансий в 2019‒2020 учебном году открыто для учителей иностранных языков, музыки и пения, физики, основ безопасности жизнедеятельности, информатики и ИКТ, химии.
  • В целом по стране городские школы испытывают большую нехватку педагогов, но в 2019 г. ситуация в селах и деревнях стала хуже, чем в городах.
  • Дефицит преподавателей основных дисциплин — математики и русского языка — может сказаться на результатах итоговой государственной аттестации.
  • Кадровый дефицит вызван в том числе и общим старением педагогических кадров: более четверти учителей в России старше 55 лет, а доля молодежи в последние годы не увеличивается.

Но данные статистики и исследований не дают поводов для оптимизма: в российских школах объективно существует дефицит учителей по основным дисциплинам, а главное — школам не хватает молодых учителей, которые говорят со школьниками на одном языке.

Справедливости ради надо сказать, что условия работы учителя в России зависят от региона и от руководства школы. Ситуация отличается кардинально.

Профорг средней общеобразовательной школы, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл:

Директор средней общеобразовательной школы, г. Санкт-Петербург:

Директор средней общеобразовательной школы, Калининградская область:

Почему выпускники педвузов не идут работать в школы

В 2019 году министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что только половина выпускников педвузов идет работать в школы.

Получается, что каждый третий выпускник российского педвуза не идет работать в школу — и на это есть объективные причины.

По данным соцопроса, половина россиян считает, что статус профессии учителя за последние десять лет понизился. Только пять процентов родителей хотели бы, чтобы их ребенок в будущем стал учителем.

Быть учителем в России — непрестижно, невыгодно, трудно и в профессиональном плане, и в психологическом. Неудивительно, что молодые специалисты предпочитают устраиваться куда угодно, только не в школу.

Классы у нас разные и в зависимости от подбора детей –мы сталкиваемся с определенными трудностями и ,отталкиваясь от этого,планируем свою учебную деятельность.

Я хочу назвать несколько основных трудностей, с которыми мне пришлось столкнуться, взяв класс. Такие проблемы встречаются в большей или меньшей степени у каждого учителя.

ВложениеРазмер
klassy_u_nas_raznye_i_v_zavisimosti_ot_podbora_detey1.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классы у нас разные и в зависимости от подбора детей –мы сталкиваемся с определенными трудностями и отталкиваясь от этого- планируем свою учебную деятельность.

Я хочу назвать несколько основных трудностей, с которыми мне пришлось столкнуться, взяв этот класс. Такие проблемы встречаются в большей или меньшей степени у каждого учителя.

Из 28 детей, пришедших в 1 класс-17(61%) не были готовы к школе вообще. Это не значит, что они должны были уметь читать и писать-этим мы и занимаемся с 1 по 4 классы.Общий кругозор ограничен,точность представлений об окружающем неполноценна, ограниченный словарный запас ,у некоторых детей наблюдалось системное недоразвитие речи и т. д.Плюс несформированность эмоциональной сферы и поведения .С одной стороны- это эмоциональная возбудимость,агрессивность, негативизм; с другой стороны-повышенная застенчивость,нерешительность,пугливость,

То есть,несмотря на то,что современный мир наполнен различными технологиями и движется вперед,эти дети оказались оторваны от реальностей жизни и не получили элементарных знаний об окружающем мире.(о временах года,о диких и домашних животных и т. д.)

Большая часть класса не посещала детский сад.Занятия с воспитателем,логопедом

и другими специалистами подняли бы уровень развития этих детей.

Адаптационный период ,следовательно,проходил у этой группы ребятишек не в саду,

а в первом и втором классах.

Все вышесказанное обусловлено низким уровнем развития родителей.При заполнении

анкет было выявлено,что 4 родителя имеют высшее образование,остальные-средне-техническое или средне-специальное.

Эта проблема оказалось актуальной именно сейчас,когда дети учатся в 3 классе.Стало частым явление,что родители испытывают затруднения ,оказывая помощь собственным детям при выполнении домашней работы.(решение примеров,задач)

Учебный процесс в таком классе-специфический и очень трудоемкий,так как моей задачей является обучение детей: датьопределенные знания,умения и навыки,но и взять на себя

роль мамы,воспитателя,психолога-научить,как себя вести в обществе и друг с другом;дать элементарные знания о мире.Хотя,вероятнее всего, это до конца в полном объеме никогда не восполнится,так как период от года до семи лет-очень важный период в жизни

1 и 2 классы-это каждодневные дополнительные занятия во внеурочное время,порой до 20.00ч. как с индивидуальными,так и с групповыми заданиями.Эта работа продолжается

и сейчас,когда дети в 3 классе.В классе создан учебный совет,который тоже мне помогает

в этом.Работа проходит как на уроках,так и после.

На уроках литературного чтения в 3 классе-чтение-средство получения информации,а в

нашем классе чтение-это цель.

различных видов памяти и мышления.

И,конечно же, это индивидуальные консультации –ликбез для родителей;это экскурсии.

Мы не показываем звездных результатов(по сравнению с другими классами)И со стороны может показаться,что мы топчемся на месте,но благодаря нашему с ребятами упорному

труду достигнуты для нас большие результаты.Дети читают,пишут,считают и маленькими

шажками мы достигаем этих больших побед.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Конфликт в школе и пути его решения.

Русский мыслитель В.Г. Белинский писал: “. без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели б.


Партнёрское взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов - эффективный путь развития профессиональной компетентности в вопросах формирования познавательной мобильности детей.
Статья "Методы изучения проблем семейного чтения в начальных классах и пути их решения".

Изучение проблем семейного чтения для возрождения роли чтения книги в семьях учащихся, как средство семейного досуга. Мотивировать родителей к совместному чтению и обсуждению детской литературы с ребе.


Конфликт в начальной школе и пути его решения

Конфликт в начальной школе и пути его решения.


Справка об участии учителя в работе РМО начальных классов 2017-2018г.

Справка Комитета образования об участии педпгога в РМО начальных классов.


Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием и пути их решения.

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием и пути их решения.


Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп.

Учитель начальных классов дает школьникам базовые знания. Он не только обучает, но и воспитывает. Учителя младших классов уделяют все свое время детям: кроме уроков, это и классные часы, и внеклассные мероприятия. Они должны знать, как обращаться с ребятишками 7-10 лет, поэтому многие учителя еще и психологи.

История

Слово "педагог" произошло от двух греческих слов: paida — ребенок и gogos — вести. Буквальный перевод означает — "проводник ребенка". История образования восходит к первобытному времени. Тогда обучение детей осуществлялось в рамках семьи. Первые школы с учителями появились в Древнем Египте.

Теоретические основы педагогики, которые используются и сегодня, были озвучены в XVII веке чешским педагогом Яном Амосом Каменском. Он полагал, что детей нужно учить с 6 лет, а обучение нужно проводить в классах. Постепенно образование развивалось. Домашнее воспитание сменилось привычными для нас школами. В XX веке школы приобрели знакомый нам вид. На протяжении всей истории неизменными оставались лишь учителя, которые обучали и наставляли учеников.

Описание

Учитель начальных классов — это человек, который разбирается в азах каждого школьного предмета. Он знает, как привлечь внимание детей, как интересно преподнести тему, как увлечь обучением. Учитель младших классов сочетает в себе функции преподавателя, воспитателя и психолога.

Учитель — это очень трудоемкая профессия. Ее выбирают те, кто хорошо ладит с детьми и готов посвятить свою жизнь их воспитанию. Недаром говорят, что учитель начальных классов — это не профессия, а образ жизни, поэтому обязательное качество для этой работы — любовь к детям.

Учитель младших классов должен должен быть тактичным, добрым, терпеливым, справедливым. Ребенок может простить даже излишне эмоциональную реплику, если она будет обоснованной и справедливо сказанной. Учитель должен давать каждому ученику шанс раскрыть свои возможности, быть помощником, наставником, психологом, примером для подражания, в какой-то степени даже мамой. Зачастую эту профессию выбирают женщины, потому что они от природы хорошо понимают детей.

Плюсы

У профессии учитель начальных классов есть ряд преимуществ:

  • вклад в воспитание будущего поколения;
  • проведение урока — это творчество;
  • длинный летний отпуск;
  • авторитет: в начальной школе учителю безоговорочно верят;
  • дети заряжают позитивом;
  • благодарность и уважение родителей.

Развитие ребенка, его социализация и восприятие мира во многом зависит от первого педагога. Именно поэтому профессия воспитатель очень ответственна. При этом педагоги дошкольного образования получают большую отдачу от общения с детьми

Минусы

Несмотря на благородство и востребованность, профессия учитель начальных классов имеет и свои минусы:

  • у учителя остается мало свободного времени;
  • низкая зарплата;
  • несмотря на школьное расписание, у учителя фактически ненормированный рабочий день;
  • недовольство родителей;
  • много отчетности;
  • физическая и моральная усталость.

Где получить образование

Учителя начальных классов обучаются в техникумах или университетах. Перечень направлений подготовки в высших учебных заведениях часто шире, нежели в колледжах. На выходе из вуза выпускник может получить не только право преподавания, но и дополнительную специальность: иностранный язык, музыка, хореография, психология.

Учебные заведения

В России хорошо развита система обучения будущих педагогов: педагогические вузы есть в каждом регионе. Среди самых известных:

Московский педагогический государственный университет;Обучает по направлению “Начальное образование”. У студентов есть возможность получить степень бакалавра и магистра. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург);Здесь готовят учителей начальной школы. Длительность обучения составляет 5 лет. Воронежский государственный педагогический университет;Учителей начальных классов здесь обучают на факультете иностранных языков — на выходе выпускники получают еще и знания английского или немецкого и могут преподавать эти дисциплины в школе.

Курсы

Сегодня существует большое количество курсов дополнительного образования для учителей начальных классов.

Востребованность

Каждый год в первый класс по всей стране идут миллионы детей. Всех их нужно обучать. Эта задача возложена на учителя начальных классов. Иногда детей в школу приходит столько, что не хватает педагогов. Поэтому профессия учитель начальных классов чрезвычайно востребована.

Устройство на работу и карьера

Учителя начальных классов работают в школах. Выпускники вузов могут выбирать между частными учебными заведениями и государственными. В частных заработная плата будет выше, но их в стране значительно меньше, чем государственных. Да и есть они не в каждом городе.

Также на доход учителя младших школьников влияет дополнительная нагрузка: классное руководство, административная работа, внеклассные мероприятия. И конечно, частная практика: учитель может давать уроки вне школы. Особенно это актуально для тех, у кого есть второй, более узкий профиль, например музыка или иностранные языки.

Человечество копило и передавало знания и технологии тысячелетиями. Чем сложнее и многогранней они были, тем точнее и предметнее становилось обучение. Сегодня педагог — не только призвание: профессия учитель включает целый набор особых междисциплинарных навыков

Уровень зарплаты

Заработная плата учителей отличается в столице и регионах. В Москве средняя зарплата педагога младших классов составляет 30-40 тысяч рублей в месяц, в регионах — 20-30 тысяч рублей. Учителя могут получить прибавку к заработной плате, взяв на себя дополнительно ведение внеклассных занятий, секций, занятия с группой продленного дня.

Перспективы в будущем

Хочется надеяться, что профессия учитель начальных классов не перестанет быть востребованной. Ничто не заменит живое общение учителя с учеником. Особенно это важно на ранних этапах развития и обучения ребенка. Лет через десять профессия не устареет. Наоборот, она получит еще большее развитие благодаря информационным технологиям. Уроки уже сейчас можно проводить онлайн, не снижая качество обучения.

Ирина Павловна Завалишина, учитель начальных классов в гимназии №25 (г. Курск):

— Я педагог в четвертом поколении. В моей семье по папиной линии прадедушка, прабабушка, бабушка, тетя, папа и я — учителя. В самом начале моего пути было много трудностей. Для себя я поняла, что школа — это не просто мои любимые дети, это огромный труд. Горы тетрадок, подготовка конспектов, отчетов, поддержание дисциплины на уроке, разные дети по уровню развития, а еще — взаимодействие с родителями.

После выпуска из университета я отправилась на собеседование в гимназию №25 города Курска. Я уже была в ней до этого на своей первой практике. Теперь я — молодой специалист, уже как 4-й год работаю учителем начальных классов. За эти несколько лет было много сложностей, но я решила не сдаваться. Работа с детьми — это радость, искренние улыбки, прекрасное настроение, которое дарят дети, любовь, которой они делятся.

Сложностей в профессии много. Иногда даже руки опускаются. Практически нет поддержки молодого специалиста как со стороны государства, так и от администрации школы. Огромное количество бумажной работы и дополнительных поручений, не имеющих прямого отношения к преподаванию.

Сейчас учитель не в праве повысить голос на ученика, поставить в угол, взять дневник и даже погладить по голове. Ученик неприкосновенен. А у учителя прав нет. Не так скажешь что-то, не так оденешься, фото выставишь в купальнике, двойку поставишь — за это все ведь увольнением грозят.

А так с детьми весело. Сама собой у нас прижилась такая традиция: когда кто-то болеет, мы собираемся всем классом и навещаем ученика. Заходим в магазин, набираем сладостей, фруктов и идем в гости. Пошли мы как-то к одной девочке, по пути зашли в магазин, а там встретили эту самую девочку с мамой, которые тоже покупали угощения к столу. Вот так на разных кассах мы и встретились. А смеху-то было.

Читайте также: