Темы курсовых работ по внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Изучение читательских интересов младших школьников (год обучения – по выбору).

Формирование круга чтения младших школьников в ГПД (класс по выбору).

Формирование у младших школьников читательской памяти.

Традиции и новации в обучении современных младших школьников выразительному чтению стихов.

Изучение уровня литературного развития учащихся 4 классов в первой четверти 21 века.

Методический анализ развивающих возможностей современного букваря или Азбуки (по выбору).

Изучение уровня полноценности чтения литературных произведений младшими школьниками (год обучения – по выбору).

Чтение вслух в системе формирования квалифицированного читателя в ГПД.

Внеурочная деятельность младших школьников с детской книгой (форма внеурочной деятельности и класс – по выбору).

Преподаватель: к.п.н., доцент Вачкова С.Н.

Работа с книжной иллюстрацией на уроках чтения

Формирование у младших школьников читательского кругозора на начальном (основном) этапе обучения чтению

Организация и содержание работы с научно-познавательной литературой на уроках чтения

Обучение младших школьников составлению аннотации на детскую книгу

Методический анализ развивающих возможностей современных учебников для чтения (по выбору студента)

Возможности современных учебно-методических комплектов для чтения (по выбору студента) для организации проектной деятельности

Возможности современных учебно-методических комплектов для чтения (по выбору студента) для формирования ИКТ-компетентности младших школьников

II . Методика обучения русскому языку. Методика развития речи

Преподаватель: д.п.н., профессор Л.В. Ассуирова

Формирование речевой (коммуникативной) компетенции младших школьников на уроках русского языка.

Первоначальное ознакомление младших школьников со стилями речи.

Формирование у младших школьников текстовых умений на уроках русского языка.

Обучение младших школьников созданию текста повествовательного (описательного) типа.

Обучение младших школьников созданию текста-рассуждения.

Первоначальное ознакомление младших школьников с речевыми жанрами.

Обучение младших школьников созданию текста в жанре письма (рассказа, сказки, объявления др.).

Обогащение синтаксического строя речи младших школьников.

Обучение младших школьников способам выражения субъективной оценки на уроках русского языка.

10. Формирование у младших школьников идентичности на уроках русского языка.

Преподаватель: доцент, Ж.В. Афанасьева

1. Формирование у младших школьников умения различать изменяемые и неизменяемые слова при изучении состава слова.

2. Формирование у младших школьников представления о родственных словах при изучении состава слова.

3. Формирование у младших школьников умения различать падежные и синтаксические вопросы при изучении морфологии.

4. Формирование у младших школьников умения устанавливать связи в словосочетании и предложении при изучении синтаксиса.

5. Формирование у младших школьников представления о способах передачи чужой речи при изучении синтаксиса.

6. Формирование у младших школьников представления об омонимах при изучении состава слова.

7. Предупреждение грамматических ошибок младших школьников при передаче чужой речи.

8. Проектная деятельность младших школьников по русскому языку при изучении состава слова /лексики / морфологии / (по выбору студента).

9. Современные формы внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.

10. Внеурочная деятельность по русскому языку в поликультурной начальной школе.

Преподаватель: ст. преподаватель Е.Н. Борюшкина

Ознакомление детей-инофонов с русской ментальностью посредством работы с отвлеченной лексикой.

Формирование у младших школьников понятийного мышления посредством работы с отвлеченной лексикой.

Развитие речи младших школьников в процессе работы с синонимами.

Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе изучения лексики.

Введение младших школьников в русскую культуру посредством работы с отвлеченной лексикой.

Использование языковой игры на уроках русского языка в начальной школе.

Развитие языкового чутья младших школьников в процессе работы с лексическими паронимами.

Развитие речи младших школьников в процессе работы с лексико-тематическими полями.

Развитие понятийного мышления младших школьников посредством работы с метафорой.

Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе работы с метафорой.

Преподаватель: д.п.н., профессор, Н.Д. Десяева

Функциональный подход к изучению многозначных слов на уроках русского языка.

Функциональный подход к изучению антонимов на уроках русского языка.

Функциональный подход к изучению синонимов на уроках русского языка.

Обучение младших школьников сочинениям по личным впечатлениям на уроках русского языка.

Обучение младших школьников планированию совместных действий при решении лексико-грамматических задач.

Обучение младших школьников языковым средствам выражения согласия и возражения.

Обучение младших школьников приемам цитирования на уроках русского языка.

Обучение младших школьников средствами диалогического учебного монолога.

Ознакомление младших школьников с ассоциативно-образными средствами речевого воздействия на уроках риторики.

Развитие речи младших школьников в процессе работы над средствами выражения смысловой цельности текста.

Формирование у младших школьников коммуникативных универсальных действий планирования сотрудничества при изучении риторики.

Интерпретация фольклорного текста как средство формирования жанровых умений младших школьников.

Преподаватель: к.п.н., профессор Т.И. Зиновьева

Обучение младших школьников слушанию как виду речевой деятельности.

Развитие диалогической речи младших школьников.

Совершенствование произносительной культуры младших школьников.

Развитие интонационной культуры младших школьников.

Обучение младших школьников невербальному общению.

Обучение младших школьников работе с лингвистическими словарями.

Обучение младших школьников речевому этикету.

Обучение младших школьников предложению на коммуникативной основе.

Обучение младших школьников написанию изложения.

Обучение младших школьников созданию высказывания (тип текста, жанр – по выбору студента).

Преподаватель: д.п.н., профессор Э.В. Криворотова

Изучение младшими школьниками грамматических понятий.

Первоначальное ознакомление младших школьников с глагольными категориями.

Изучение младшими школьниками категории времени.

Обучение младших школьников алгоритму определения спряжения глагола.

Обучение младших школьников решению познавательных лингвистических задач.

Обогащение словаря младших школьников на уроках русского языка.

Развитие синтаксического строя речи младших школьников.

Развитие связной речи младших школьников на уроках русского языка.

Обучение младших школьников созданию высказывания на уроках русского языка.

Преподаватель: к.п.н., доцент А.А. Кудряшова.

Особенности изучения юмора младшими школьниками

Природоведческая книга в детском чтении

Малые фольклорные жанры в развитии младшего школьника

Особенности изучения волшебной сказки младшими школьниками

Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников по изучению литературной сказки

Методические подходы к изучению автобиографической прозы младшими школьниками

Педагогический ресурс автобиографической прозы в изучении младших школьников.

Методические подходы к изучению жанра литературных сказок на уроках литературного чтения у младших школьников

Преподаватель: доцент О.Е. Курлыгина.

Формирование фонетических умений младших школьников в период обучение грамоте.

Совершенствование фонетико-графических умений младших школьников на уроках русского языка.

Формирование у младших школьников комплекса орфографических умений.

Обучение младших школьников решению орфографических задач.

Использование лингвистических задач в процессе изучения младшими школьниками темы …. (по выбору студента).

Формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование у младших школьников компонентов речевой деятельности.

Обучение младших школьников написанию изложения.

Обучение младших школьников созданию высказываний в жанре письма (загадки, рассказа и др.).

Внеурочная деятельность младших школьников по русскому языку.

Преподаватель: д.п.н., профессор Е.Н. Леонович

Организация и содержание словарной работы младших школьников.

Расширение значения слова как условие речевого развития младших школьников.

Организации работы младших школьников над лирическим произведением.

Развитие у младших школьников навыков выразительного чтения.

Использование приемов конструирования при обучении младших школьников русскому языку.

Пути повышения орфографической грамотности младших школьников.

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка.

Развитие продуктивного воображения у младших школьников в процессе работы над сказкой.

Предупреждение и устранение ошибок младших школьников в процессе обучения русскому языку.

Творческие работы младших школьников на уроках литературного чтения.

Преподаватель: к.фил.н., доцент С.В. Лихачев

Ознакомление младших школьников с лексико-тематическими группами слов русского языка.

Ознакомление младших школьников с речевыми жанрами на уроках русского языка.

Способы формирования гармоничной языковой личности младшего школьника на уроках русского языка.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.

Обогащение словаря младших школьников на уроках русского языка.

Преподаватель: к.п.н., доцент А.С. Львова

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в период обучения грамоте.

Обучение первоклассников слушанию как виду речевой деятельности.

Обучение младших школьников невербальному общению в период обучения грамоте.

Обучение первоклассников речевому этикету.

Развитие диалогической речи младших школьников.

Формирование аргументативных умений младших школьников.

Обучение младших школьников созданию текста-рассуждения.

Формирование у младших школьников умений дискуссионной речи.

Обучение младших школьников ведению дискуссии на лингвистические темы.

Обучение младших школьников каллиграфии.

Преподаватель: к.п.н., доцент, Ю.А. Серебренникова

1. Эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной литературы.

2. Организация деятельности с текстом на уроках чтения в начальной школе.

3. Преемственность в обучении русскому языку учащихся начальной и средней школы.

4. Использование игровых приемов в процессе обучения младших школьников грамоте.

5. Обучение младших школьников письму в период обучения грамоте.

6. Изучение грамматики младшими школьниками с опорой на текст.

7. Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка.

8. Орфографические ошибки младших школьников и пути их преодоления.

9. Орфоэпическая работа с младшими школьниками в курсе русского языка.

10. Совершенствование выразительности речи младших школьников на уроках чтения.

Преподаватель: к.п.н., доцент Л.С. Трегубова

Речевая ситуация как средство формирование пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте.

Формирование пунктуационной зоркости младших школьников.

Формирование у младших школьников грамматических понятий (тема по выбору).

Пунктуационные ошибки младших школьников и пути их предупреждения.

Особенности изучения элементов синтаксиса в начальной школе: языковой аспект.

Обучение младших школьников пунктуации сложного предложения.

Преподаватель: к.п.н., доцент Л.В. Хаймович

Обучение младших школьников сопоставлению языковых явлений.

Обучение младших школьников способам переработки текста на уроках русского языка.

Обогащение лексического запаса младших школьников на уроках русского языка.

Ознакомление младших школьников с лексикой этнокультурного характера.

Развитие синтаксического строя речи младших школьников.

Обучение младших школьников созданию высказываний разных речевых жанров (рассказа, сказки, загадки, объявления и др.).

Формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка.

Изучение категорий имени существительного (рода, числа) младшими школьниками на коммуникативно-познавательной основе.

Изучение времени глагола младшими школьниками на коммуникативно-познавательной основе.

Похожие документы:

Работы школы на 2013/2014 учебный год утвержден на педсовете

. школы. На 2013-2014 учебный год социально- педагогическая служба ставит следующие задачи: Активизировать работу по . их в решение проблемы Заседание НОУ Школьный тур олимпиад (начальная школа . Ознакомление с методикой преподавания учебных пред­метов .

Работы кафедры психологии (кафедры) на 2013-2014 учебный год утверждено

. . кафедрой Синкевич И.А. 2 октябрь 2013 г. 1. Утверждение тематики курсовых работ по психологии студентов МГГУ на 2013-2014 уч.г. Анализ качества курсовых и дипломных работ .

Информационная справка о школе

. опытом между начальной и средней школой. По результатам проведения контрольных работ на 2013-2014 учебный год . состояние преподавания учебных предметов (работа учителя на уроке, методика преподавания, мастерство учителя, внеурочная работа по предметам .

КъБР-м и къэрал лъэпкъ библиотэкэ Кабардино-Балкарской Республики КъБР-м И ПЕЧАТЫМ И ТХЫДЭ КъМР-ни БАСМА ЛЕТОПИСИ Къэрал библиографическэ указатель

. по изучению дисциплины и задание для контрольной работы. Для специальности 2013 . начальной школы: Метод. рекомен. к изучению курса «Методика муз . Тематика курсовых работ по синтаксису современного русского языка и методические указания по их .

. и методики преподавания Т.В. Хорошавина и доцент кафедры психологии образования Ф.А. Швец. выполняли работы по внутреннему гранту Школы педагогики . наук). 2014. № 10. Том 2. 2 Боровкова Т.И., Лавриненко Т.Д. Овладение учителем начальной школы опытом .

1 ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ специальность Преподавание в 24 группа уч.г Проектная деятельность классного руководителя как средство формирования УУД в начальной школе. Особенности организации работы по обучению решению орфографических задач. Анализ методов и приемов обучения смысловому чтению в начальных классах. Особенности сотрудничества школы с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. Воспитание толерантности в ученическом коллективе как средство формирования коммуникативных компетенций в начальной школе. Особенности применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы как средства формирования УУД в условиях реализации ФГОС НОО. Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка при изучении фонетики как реализация предметных требований к результатам обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. ПМ.03 Классное руководство МДК Теоретические и деятельности классного руководителя организации обучения в начальных классах ПМ.03 Классное руководство МДК Теоретические и деятельности классного руководителя организации обучения в начальных классах Балихина Наталья Олеговна Ильина Наталья Каулькина Мария Королева Эдуардовна Лаврентьева Андреевна Миненкова Галина Юрьевна Никифорова Кира Олеговна Боровик Г.Ю. Тарарова Л.В. Бондаренко В.А. Зайцева Ю.Н. Боровик Г.Ю. Зайцева Ю.Н. Тарарова Л.В.

2 Особенности обучения младших школьников первоначальному чтению в рамках освоения ФГОС НОО. Анализ приемов изучения сказок и специфика формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе. Самостоятельная работа как средство активизации познавательных процессов на уроках русского языка в начальной школе. Мотивация учения и ее формирование у младших школьников как необходимой компетенции готовности к школьному обучению в условиях реализации ФГОС НОО. Организация обучения видам речевой деятельности на уроках русского языка в начальной школе. Особенности организации научно-познавательной деятельности как одной из форм внеурочной работы. Анализ проблемы школьной неуспеваемости в теории и практике обучения начальной школы. Использование нетрадиционных форм обучения на уроках русского языка как средства формирования УУД младших школьников. организации обучения в начальных классах ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников МДК Основы организации внеурочной работы в области социально-педагогической деятельности организации обучения в начальных классах Николаева Ольга Алексеевна Носкова Дарья Алексеевна Петерс Валерьевна Полянская Александра Рыщенкова Елена Игоревна Сафарова Гюльназ Садир кызы Светогорова Олеговна Суворова Анна Олеговна Бондаренко В.А. Бондаренко В.А. Куликова Э.М. Чухуа Н.И. Бондаренко В.А. Кулагина О.Е. Зайцева Ю.Н. Куликова Э.М.

3 Изучение содержания спортивно-оздоровительной деятельности как одного из направлений развития личности младшего школьника. Анализ основных направлений классного руководителя в условиях начальной школы. Диагностика личностных особенностей младшего школьника как одно из направлений воспитательной работы классного руководителя. Особенности организации основных направлений внеурочной деятельности в условиях начальной школы. Организация и видовое разнообразие подвижных игр как средства физического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках начальной школы. Проект как метод интеграции урочной и внеурочной деятельности в общеобразовательной школы. ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников МДК Основы организации внеурочной работы в области социально-педагогической деятельности ПМ.03 Классное руководство МДК Теоретические и деятельности классного руководителя ПМ.03 Классное руководство МДК Теоретические и деятельности классного руководителя ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников МДК Основы организации внеурочной работы в области социально-педагогической деятельности МДК Теория и методика физического воспитания с практикумом ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников МДК Основы организации внеурочной работы в области социально-педагогической деятельности Сухопара Анна Сергеевна Уткина Наталья Цветкова Алина Филина Алла Сергеевна Шуткина Екатерина Александровна Яковлева Александровна Кулагина О.Е. Боровик Г.Ю. Боровик Г.Ю. Кулагина О.Е. Михайлов М.Е. Кулагина О.Е.

4 1. Анализ методов и приемов развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию родной природы. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ специальность Дошкольное образование 27 группа уч.г. 2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста в процессе формирования положительного отношения к труду в условиях ДОО Развитие эмоциональной сферы как основы психического и психологического здоровья ребенка дошкольного возраста. Роль произведений С.Я. Маршака в формировании интереса художественной литературе у детей дошкольного возраста в условиях ДОО. Анализ технологий развития связной речи дошкольников в рамках организации занятий в ДОО. ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей МДК Теоретические и организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста МДК Теория и методика развития речи у детей МДК Теоретические в разных возрастных группах МДК Теория и методика развития речи у детей МДК Теория и методика развития речи у детей Веселкова Анна Виноградова Мария Евгеньевна Вьюнова Юрьевна Ефимова Наталья Игоревна Жигалова Евгения Сергеевна Костеша Г.А. Дыдюк С.П. Бадикова Е.Я. Дыдюк С.П. Григорьева А.Д.

5 Особенности формирования культуры общения детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами речевого этикета. Роль наглядно-игровых средств как средства формирования словообразовательной стороны речи у детей дошкольного возраста на занятиях в ДОО. Изучение особенностей и специфики лексической стороны речи детей дошкольного возраста и способов ее формирования. Значение технических навыков и умений в продуктивных видах деятельности как одно из средств развития изобразительных способностей детей дошкольного возраста. Методические аспекты и особенности обучения решению арифметических задач детей дошкольного возраста в разных возрастных группах ДОО. Изучение особенностей организации продуктивных видов деятельности как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. МДК Теория и методика развития речи у детей МДК Теория и методика развития речи у детей МДК Теория и методика развития речи у детей ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей МДК Теоретические и организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста МДК Теория и методика математического развития ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей МДК Теоретические и организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста Задорова Александровна Кисленко Дарья Владимировна Мишина Светлана Мокеева Алексеевна Пичугина Ирина Валерьевна Сахарова Светлана Олеговна Дыдюк С.П. Дыдюк С.П. Ануфриева Л.Е. Костеша Г.А. Мурадян М.Р. Костеша Г.А.

6 Значение использования игровых приемов в развитии экологического мировоззрения на занятиях в условиях ДОО. Содержание и особенности правового воспитания как составляющей нравственного развития ребенка дошкольного возраста в ДОО. Анализ методов и приемов развития творческого воображения детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию. МДК Теория и методика экологического дошкольников МДК Теоретические в разных возрастных группах ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей МДК Теоретические и организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста Серякова Мария Владимировна Становова Анна Ивановна Ярмаш Олеся Ильинична Штуко А.М. Бадикова Е.Я. Костеша Г.А.

7 ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ специальность Коррекционная педагогика в начальном образовании 32 группа уч.г Психолого-педагогическая диагностика как методический инструмент составления характеристики детей с ЗПР. Особенности организации занятий по физическому воспитанию как одно из направлений развития личности и обучающихся начальной школы. Сравнительно-сопоставительная характеристика особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ОВЗ и детей с нормальным эмоциональным развитием. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками как залог успешности формирования компетенций у обучающихся начальной школы. в и обучения в и в и МДК Теория и методика физического воспитания с практикумом в и обучения в и ПМ.03 Классное руководство МДК Теоретические и деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов Амбрампальская Олеся Петровна Бельская Ульяна Константиновна Быковцева Романовна Деркач Екатерина Викторовна Зайцева Ю.Н. Михайлов М.Е. Егоренко Т.А. Боровик Г.Ю.

8 Изучение особенностей образовательно-воспитательной работы с девиантными детьми в начальной школе. Анализ причин и специфики проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Особенности экологической внеклассной работы как средства активизации познавательной деятельности младших школьников. Специфические особенности и диагностика одаренности как проявление способностей ребенка младшего школьного возраста. в и обучения в и в и обучения в и в и МДК Естествознание с в и обучения в и Заремба Александровна Костянова Маргарита Вячеславовна Крахматова Наталья Владимировна Кутейникова Валерия Игоревна Зайцева Ю.Н. Егоренко Т.А. Штуко А.М. Зайцева Ю.Н.

9 Анализ психологических особенностей причин возникновения страхов детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Изучение специфики воображения детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Ретроспектива воспитательной системы школы и анализ ее современного состояния в рамках начального. Изучение особенностей мотивации к учебной деятельности детей младшего школьного возраста с ОВЗ. в и обучения в и в и обучения в и ПМ.03 Классное руководство МДК Теоретические и деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов в и обучения в и Мануйлова Екатерина Дмитриевна Нестеренко Анна Романовна Поскотинова Кристина Евгеньевна Смирнова Надежда Игоревна Егоренко Т.А. Егоренко Т.А. Боровик Г.Ю. Егоренко Т.А.

10 13. Анализ причин и особенностей дезадаптации к учебной деятельности младших школьников и возможных способов коррекции. в и обучения в и Чурикова Елена Игоревна Зайцева Ю.Н.

11 ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ специальность Преподавание в 33 группа уч.г ТЕМА Анализ особенностей планирования и проведения занятий по ознакомлению детей младшего школьного возраста с русской литературной сказкой х годов на уроках литературного чтения. Изучение связи эмоций с потребностями младших школьников как условие успешности обучения в рамках начальной школы. Изучение роли межличностных отношений младших школьников в системе организации образовательно-воспитательной работы в начальной школе. Изучение особенностей использования методов и приемов формирования навыков сложения и вычитания в пределах 100 на уроках математики в начальной школе. Роль подвижных игр на уроках физкультуры в начальной школе как средства физического развития младших школьников. ПМ, МДК общего МДК Детская литература с практикумом по выразительному чтению общего МДК Теоретические в общего МДК Теоретические в общего МДК Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания общего в и компенсирующего и коррекционно-развивающего МДК Теория и методика физического воспитания с практикумом ФИО Бойкова Ольга Вячеславовна Бусыгина Викторовна Бусыгина Анна Викторовна Бычкова Мария Игоревна Гореликова Илианна Сергеевна РУКОВОДИТЕЛЬ Дыдюк С.П. Коробочкина Н.С. Коробочкина Н.С. Морозова Л.И. Михайлов М.Е.

12 ТЕМА Анализ методических аспектов работы с басней в современной начальной школе. Особенности планирования и организации уроков математики в начальной школе по изучению величин. Анализ причин возникновения и классификация трудностей в обучении русскому языку в условиях начальной школы. Использование устных упражнений на уроках математики как средства оптимизации образовательного процесса в начальной школе. Использование методов развивающего обучения как средства развития УУД на уроках русского языка в. Специфика формирования пунктуационного навыка у обучающихся 1 4 классов на уроках русского языка. Подготовка и организация экскурсий в природу как средство экологического воспитания младших школьников. ПМ, МДК общего МДК Детская литература с практикумом по выразительному чтению общего МДК Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания общего общего МДК Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания общего общего общего МДК Естествознание с ФИО Горячева Дарья Александровна Каландарова Сахиба Максудбековна Камызина Дарья Игоревна Козаренко Татьяна Сергеевна Красильникова Ирина Крутова Ольга Алексеевна Кутейникова Виктория Игоревна РУКОВОДИТЕЛЬ Дыдюк С.П. Мурадян М.Р. Тарарова Л.В. Морозова Л.И. Тарарова Л.В. Бондаренко В.А. Штуко А.М.

13 ТЕМА Использование метода моделирования как средства развития логического мышления при решении задач на уроках математики в начальной школе. Особенности реализации наглядного метода обучения на уроках окружающего мира в начальной школе. Анализ эффективности использования метода моделирования на уроках окружающего мира в начальной школе. Эффективность использования исследовательской работы на уроках русского языка в начальной школе. Значение планирования и организации коллективных и творческих дел в начальной школе. Методика работы над изложением в начальной школе в рамках освоения ФГОС НОО. Специфические особенности и методика организация наблюдений в природе в процессе формирования у младших школьников естественнонаучных понятий. Методические особенности оценочной деятельности учителя на уроках математики как средство формирования действий рефлексии у младших школьников. ПМ, МДК общего МДК Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания общего МДК Естествознание с общего МДК Естествознание с общего ПМ.03 Классное руководство МДК Теоретические и деятельности классного руководителя ПМ.03 Классное руководство МДК Теоретические и деятельности классного руководителя общего МДК Естествознание с общего МДК Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания ФИО Лукина Кристина Дмитриевна Майорова Кристина Александровна Маурат Мария Ивановна Мирощенкова Любовь Валерьевна Пирогова Анна Владимировна Полуэктова Елизавета Андреевна Синицена Полина Сергеевна Сперанская Екатерина Алексеевна РУКОВОДИТЕЛЬ Морозова Л.И. Штуко А.М. Штуко А.М. Бондаренко В.А. Боровик Г.Ю. Бондаренко В.А. Штуко А.М. Морозова Л.И.

14 ТЕМА Воспитание экологической культуры младших школьников при ознакомлении их с окружающим миром в условиях начальной школы. Изучение структурных компонентов и этапов развития детского коллектива в условиях начальной школы. ПМ, МДК общего МДК Естествознание с ПМ.03 Классное руководство МДК Теоретические и деятельности классного руководителя ФИО Филипченкова Екатерина Вячеславовна Хлебникова Елена Владимировна РУКОВОДИТЕЛЬ Штуко А.М. Боровик Г.Ю.

15 ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ специальность Дошкольное образование 36 группа уч.г Экологическое воспитание дошкольников как средство умственного развития в условиях ДОО. Изучение детско-родительских отношений и их влияние на развитие детей дошкольного возраста. Специфика организации учебной деятельности в разных возрастных группах в ДОО. Подвижные игры как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. МДК Теория и методика экологического дошкольников МДК Теоретические в разных возрастных группах МДК Теоретические в разных возрастных группах ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития МДК Теоретические и физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста Бархатова Екатерина Андреевна Волкова Анна Алексеевна Дмитриева Евгения Идиятова Салаватовна Штуко А.М. Коробочкина Н.С. Григорьева А.Д. Красницкая Р.М.

16 5. 6. Анализ особенностей формирования представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста. Методы и приемы развития образной стороны речи у детей дошкольного возраста в процессе знакомства с пословицами и поговорками Тверского края. 7. Анализ методических аспектов проведения музыкальных занятий в ДОО Изучение причин возникновения страхов в дошкольном возрасте и особенностей их диагностики. Методические аспекты формирования изобразительных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО. Методические особенности развития временных представлений у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах ДОО. МДК Теория и методика математического развития МДК Теория и методика развития речи у детей ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей МДК Теория и методика музыкального воспитания с практикумом МДК Теоретические в разных возрастных группах ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей МДК Теоретические и организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста МДК Теория и методика математического развития Калинина Алёна Васильевна Корягина Мария Игоревна Логинова Ирина Дмитриевна Лочмель Ксения Евгеньевна Лютова Александровна Малоземова Виктория Ильинична Мурадян М.Р. Дыдюк С.П. Сорокопудова Н.В. Коробочкина Н.С. Костеша Г.А. Мурадян М.Р.

17 Методические особенности формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах ДОО. Анализ видового разнообразия и особенностей использования методов обучения в дошкольных образовательных организациях. Методические аспекты эстетического развития старших дошкольников средствами народного музыкального искусства. Изучение и сравнительно-сопоставительный анализ развития познавательных процессов на различных этапах дошкольного детства. Особенности формирования и содержательные аспекты развития начальных математических представлений у детей 5-6 года жизни на занятиях в ДОО. Изучение диагностических подходов к изучению личностных особенностей детей дошкольного возраста в условиях ДОО. МДК Теория и методика математического развития МДК Теоретические в разных возрастных группах ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей МДК Теория и методика музыкального воспитания с практикумом МДК Теоретические в разных возрастных группах МДК Теория и методика математического развития МДК Теоретические в разных возрастных группах Мелиева Интизор Халимжоновна Михеева Юлия Вадимовна Назарова Алёна Оганян Арпин Акоповна Смирнова Геннадьевна Смирнова Алена Мурадян М.Р. Григорьева А.Д. Сорокопудова Н.В. Коробочкина Н.С. Мурадян М.Р. Коробочкина Н.С.

18 17. Сюжетное физкультурное занятие как средство развития интереса к движениям у детей младшего школьного возраста. ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития МДК Теоретические и физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста Тихомирова Алёна Сергеевна Красницкая Р.М.

Понятие и специфика внеклассной работы в начальной школе в рамках закона об образовании. Эмпирическое исследование уровня сформированности в рамках реализации программы развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 07.05.2015
Размер файла 362,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Педагогика

Оглавление

Глава 1. Понятие и специфика внеклассной работы в начальной школе в рамках закона об образовании ФГОС НОО

1.2 Внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО

Глава 2. Технология и результативность организации внеурочной деятельности в процессе обучения младших школьников

2.1 Эмпирическое исследование уровня сформированности в рамках реализации программы развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

2.2 Анализ результатов исследования

Список использованной литературы

Данная тема является актуальной, так как с поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащихся с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника. Центральной линией развития младшего школьника является формирование духовно-нравственной, интеллектуально развитой, социально адаптированной личности, способной управлять собой.
Школа не учитывает то, что для школьников этого возраста весьма значимыми остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка в школе. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности и др.

Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания.

Сфера организации внеурочной деятельности всегда являлась объектом научного интереса. Философами рассматривается свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляются истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь со временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер, и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере. Таким образом, можно сделать вывод о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека 1 . Существенный вклад в осмысление сущности досуга, внесли ученых как М.А. Ариарский, А.Ф.Воловик, Д. М.Генкин, А.А. Гордон, , Б.А. Грушин , В.Г. Давыдович,Дж. Дюмазедье, Г.А. Евтеева, А.Д. Жарков, А.Н. КротоваС.Н.Лебедева, В.Т. Лисовский, А.П.Марков, Б.Г. Мосалев, , И.А.Новикова, Г.П. Орлов, Б.Д. Парыгин, В.Д. Патрушев, Л.П. Подоба, А.А. Сукало, Ю.А.Стрельцов, Б.А.Титов, В.Е.Триодин, В.А. Ядов и др 2 .

Несмотря на всё богатство теоретических материалов, системных исследований, посвященных рассмотрению культурно - досуговой деятельности как средства развития социальной активности проблема организации внеурочной деятельности младшего школьника остаётся недостаточно разработанной и до настоящего времени особо острой не только для теоретиков, но и для специалистов-практиков, так как большой объём неорганизованного свободного времени младших школьников и неумение распорядиться им нередко приводит детей к социальным проблемам. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в младшем школьном возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Известно, как несложно увлечь ребенка чем-либо и как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. Многие исследователи, вслед за Руссо, недаром называют его возрастом «второго рождения личности.

Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни. Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. На месте окружения, существовавшего для ребенка, для младшего школьника возникает мир. Сегодня этот мир сложен, как никогда. Заметное развитие в младшем возрасте приобретают волевые черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Однако, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. В интеллектуальной деятельности подростков основной особенностью является нарастающая способность к абстрактному мышлению. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления 2 .

Культуре внеурочной деятельности необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Научение подростков умениям и навыкам самоорганизации - актуальная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Для того чтобы деятельность младшего школьника во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения младшими школьниками навыками самоорганизации. Внеурочная деятельность младших школьников, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во - первых, имея возможность выбирать занятия на внеурочной деятельности по собственному желанию, молодые люди часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во - вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования внеурочной деятельности, младшие школьники, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения внеурочной деятельности, младшие школьники более охотно перенимают от взрослых их модели его заполнения, причем не всегда положительные и соответствующие уровню их физического и психического развития.

Цель исследования - рассмотреть теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.

1. Раскрыть сущность внеурочной деятельности учащихся как социально-педагогической проблемы;

2. Проанализировать особенности организации внеурочной деятельности в условиях освоения ФГОС начального общего образования;

3. Рассмотреть технологии организации внеурочной деятельности в процессе обучения младших школьников.

4. Раскрыть сущность внеурочной деятельности учащихся начального общего образования как социально-педагогической проблемы;

5. Выявить особенности организации внеурочной деятельности учащихся в условиях освоения ФГОС начального общего образования;

6. Изучить возможности внеурочной деятельности в процессе обучения младших школьников.

Объект - учебно-воспитательный процесс в условиях современного времени в начальной школе.

Предмет исследования - формы и методы внеурочной деятельности учащихся в условиях освоения ФГОС начального общего образования.

- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

Практическая значимость работы: данные исследования и формы организации внеурочной деятельности младших школьников могут быть использованы педагогами в их практической деятельности..

Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной жизни, затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации взаимодействия людей. В том числе и в сфере образования и воспитания подрастающего поколения.

Глава 1. Понятие и специфика внеклассной работы в начальной школе в рамках закона об образовании ФГОС НОО

Таблица 1. Сравнение определений основных понятий по различным источникам педагогической литературы

Педагогический словарь. / под ред. И. А. Каирова.- М., 1960.

Внеклассная работа - это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.

Педагогическая энциклопедия. / под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова. - М., 1964. - т.1

Внеклассная работа - это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых.

Проблемы методики преподавания. / Верзилин Н.М. - М.: Просвещение, 1983.

Большинство авторов считают, чтовнеклассная работа - учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса.

Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Амонашвили Ш.А. - М., “Университет”, 1990 г.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.

Российская педагогическая энциклопедия. / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1993-1999.

Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть уч.-воспитат. процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В. р. в дорев. России проводилась уч. заведениями гл. обр. в виде занятий творчеством, организации тематич. вечеров и др. Большое развитие В. р. получила после Окт. революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеят. коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали В. р. как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. -- М.: Школа-Пресс, 1997.

Внеклассная работа организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная - учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе.

Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться каквнеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная - учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе.

Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. - М.: Дрофа, 2007.

Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса и определяет деятельность школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. (О.А. Бахчиева)

Внеурочная деятельность - является часть учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. (И.Б. Шилина)

Педагогический энциклопедический словарь

Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях

Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

С целью анализа были выбраны источники разных лет, начиная с 1960 г. по современное время. В таблице они представлены во временной последовательности от старого к новому, чтобы при анализе можно было проследить эволюцию педагогических идей.

Внеучебная деятельность - это специфический вид деятельности, основанной на принципах выбора, самообразования, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего специалиста.

Внеучебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время 4 .

В процессе поиска истины в правильности использования этих понятий в курсе лекций по педагогике Калининградского университета О.С. Гребенюк 1 , опубликованном в 1996 г., установлено, что деятельность школьников можно классифицировать по следующим признакам:по месту проведения (классная и внеклассная деятельность);по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).

Рассмотрим взаимосвязь классификаций по месту и по времени проведения деятельности школьников. В классе могут проводиться как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия проводятся вне класса (урок природоведения в парке, физкультура на спортивном стадионе). Экскурсии, турпоходы проводятся вне класса и во внеурочное время.

Из вышесказанного следует, что допустимо отождествлять понятия классной и урочной деятельности, а также внеклассной и внеурочной деятельности (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь различных видов деятельности школьников (по Трофимовой А.Л.)

Теперь следует рассмотреть взаимосвязь деятельности школьников по времени проведения и по отношению к учебным задачам.

Невозможно провести взаимосвязь между урочной и внеучебной деятельностью, т.к. на уроках непосредственно решаются поставленные учебные задачи. Многие внеурочные занятия, такие как кружки и факультативы призваны решать учебные задачи. Художественные, театральные студии, спортивные секции проводятся во внеурочное время, но могут быть не связанными или опосредованно связанными с решением учебных задач, что относит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьников соответственно.

Представим взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников в виде множеств на рис. 3.

Рис. 3. Взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников (по Трофимовой А.Л.)

Для окончательного вывода об определении выбранных понятий можно обратиться к их этимологии с учётом методического аспекта проблемы (рис. 4):

1.2 Внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

Читайте также: