Каким должен быть учитель кратко

Обновлено: 06.07.2024

1. Хороший учитель часто задаёт вопросы и умеет слушать ответы

Принято считать, что хорошие вопросы задают хорошие ученики. Вопрос: где они этому научатся, если не у хорошего учителя?

2. Все ученики в классе хорошего учителя — люди

Лишним будет напоминать, что хороший учитель не унижает учеников физическими наказаниями, издевательствами, бранью, не троллит их, не науськивает одну часть класса на другую. Это азы. Но подлинный такой педагог ещё и умеет нормально относиться к тем, кто по каким-то причинам не любит его предмет. И умеет дать достойный отпор ученикам, которые пытаются бороться с ним за власть в классе или издеваться над ним самим.

Даже если ученик — реальный враг, цель которого подавить и унизить учителя, хороший учитель не будет пользоваться в борьбе с ним его методами. Потому что где, опять же, такой ученик-психопат научится иным методам взаимодействия, если пример не даст ему учитель?

3. Хороший учитель использует свойства своего темперамента на пользу дела

Мы знаем, что он может быть человеком со стальными нервами и ледяным взглядом. И может быть вертлявым живчиком и едким остряком. И может быть степенной дамой с небыстрым умом и добрым сердцем. Или молодой краснеющей девушкой. Рассеянным профессором-аутистом, бодрым массовиком-затейником… Кем угодно.

4. Хороший учитель — это честный, благородный человек

5. Хороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьно-предметной

6. Хороший учитель обладает чувством юмора

Известно, что танец лучше всего предотвращает маразм, так как в танце требуется множество срочных маленьких движений, дабы подстроиться к партнёру. Мозг работает в результате очень интенсивно. Работа хорошего учителя в классе — тоже такой танец, только партнёров у него пара десятков или больше.

7. Хороший учитель — взрослый человек

Какой угодно, но взрослый, уже созревший. Хороший учитель не равен своим ученикам, даже если разница в возрасте у них несколько лет. Он качественно взрослее. Это проявляется в его умении взять ответственность за сиюминутную ситуацию в классе, а в случае начальной школы — и за долгосрочную атмосферу в нём.

8. Хороший учитель умеет передавать знания вместе с эмоциями

9. Хороший учитель — выживальщик в школьной среде

Школа — такое место, где все делается медленно и неправильно. КПД преподавания и обучения в школе низок, учитель завален грудой бумаг, детки, коллеги и начальство достают, оплата труда невысокая — вроде как не до идеалов. Наш мифический герой умеет лавировать между всеми этими подводными камнями, добиваясь какой-никакой эффективности своих уроков. Он не отчаивается и не считает, что ничего не может сделать. Он не сливает границы, пользуется дипломатией, бережёт своё пространство и время. Он знает на опыте: даже из такого сора, как современная школа, может вырасти что-то хорошее. И растит как умеет.

10. Хороший учитель — не выгоревший

Опасность выгорания есть у всех, но главный персонаж этого текста обладает инстинктом самосохранения, который при всей преданности профессии не даст ему истереться до полного нуля. Бывает, что хороший учитель на какое-то время входит в первую и даже вторую стадию выгорания (усталость, апатия, опустошенность), но всегда находит способ пополнить силы и не дойти до страшной необратимой стадии номер три, на которой все ученики навеки покажутся идиотами, сволочами и врагами. А пополнить силы хорошему учителю помогает пункт пять — про другую жизнь вне школы. Ну и пункт девятый — умение лавировать и давать себе передышку. Иначе ему не выжить.

11. Хороший учитель — в каком-то смысле неглуп

Важно, что в каком-то смысле. Он необязательно должен быть интеллектуалом. Он даже может быть интеллектуально ниже своих учеников. Наверное, важно не быть ограниченным, то есть понимать при любом количестве ума, что за пределами понимания учителя остаётся ещё очень и очень многое. И желательно хотеть туда идти вместе со своими учениками. Или хотя бы не мешать им проделать этот путь самим.

Бывают хорошие учителя очень скромных способностей, которые абсолютно не хватают с неба звёзд и прекрасно осознают это. Звёзды хватают их ученики.

12. Хороший учитель не мыслит только школьными категориями

Хороший учитель не будет считать, что три года жизни подростка должны быть полностью посвящены подготовке к ЕГЭ. Он спокойно относится к формальностям, которых так много в школьной жизни. Он понимает, что у нежелания учиться может быть множество причин. И не все они подлежат немедленному искоренению. Принимает, что не все ученики должны обязательно любить школу, его предмет и его лично.

Он отличает злостный бардак от рабочего беспорядка, мешающий шум от рабочего гула. В общем, он многое спускает на тормозах, иначе ему не продержаться и не сосредоточиться на главном. Он не дёргает детей по мелочам и сам по ним не дёргается.вам

Применение технологий

Нынешние школьники изучают историю, астрономию, литературу по роликам на YouTube, в Telegram-каналах и пабликах — и традиционных схем преподавания уже не хватает. Детей, привыкших к подкастам и тиктокам, трудно увлечь пересказом школьного учебника.

Чтобы не растерять интерес учеников, проявляйте изобретательность: используйте электронные доски, показывайте детям видеоролики и анимацию, давайте им задания, которые можно выполнить и сдать онлайн.


Креативность

Раньше многим учителям было достаточно просто транслировать информацию из учебника, но сегодня этого уже недостаточно. Современная школа должна не только передавать детям содержание учебного плана, но и развивать их эмоциональный интеллект, учить их мыслить нешаблонно.

Научить детей креативности можно только на личном примере: не просто требовать от детей творчества, а демонстрировать им творческий подход к собственной работе. Например, можно придумывать интеллектуальные игры и ставить перед учениками нестандартные задачи. Это превратит скучную рутину в обмен интересными решениями, которые придумывает учитель в своей работе, а школьники — в своей учёбе.

Саморазвитие и повышение квалификации

Сколько лет прошло с момента, как вы окончили вуз? 5? 10? 30? Со временем знания и подходы, которым учат в педагогических университетах, устаревают. Поэтому задача прогрессивного учителя — постоянно повышать свою квалификацию и заниматься саморазвитием.

Учитель, который приводит примеры из недавних научных исследований и рассматривает самые актуальные проблемы, имеет больше шансов быть услышанным.

Коммуникабельность и командная работа

Учителю не стоит слишком дистанцироваться от учеников — разве что социальную дистанцию держать можно, — ведь учебный процесс идёт легче, если педагог общается с детьми на интересные им темы и строит с ними доверительные отношения.


При этом дружеское общение не равняется фамильярности и полному отказу от субординации. Учитель приходит в класс, чтобы делиться своими знаниями и опытом, поэтому у него руководящая роль.

Человечность и простота

Практика показывает, что школьники легче идут на контакт с учителем, когда видят в нем обычного живого человека со своими проблемами и сомнениями. Школьникам проще соотнести себя с таким учителем — и в этом случае они начинают к нему прислушиваться.

Самоирония

В культуре плотно укоренен образ строгого учителя, который занижает оценки и ругает учеников — одного его взгляда хватает, чтобы весь класс затрепетал. Но именно над такими школьники больше всего смеются!

А вот если учитель умеет признавать свои ошибки или может посмеяться над собой, он вызывает больше доверия, а вместе с этим и уважения. Школьники не боятся задавать такому учителю вопросы, вместе с ним учатся дискутировать и отстаивать свою точку зрения.

Самоирония не унижает достоинство учителя, а показывает, что он не стесняется своих учеников, а они могут не стесняться его.


Стремление быть на одной волне с детьми

Учитель, который следит за трендами из соцсетей, популярными среди учеников песнями, шутками и развлечениями, осваивает их язык, на котором можно иногда вести разговор.

Учитель, хорошо понимающий, чем живут ученики, может подготовить для них оригинальные задания и раскрыть тему урока так, что дети в неё по-настоящему вникнут. Мемы, отсылки к фильмам или блогам могут мотивировать детей с удовольствием браться даже за сложный материал.

Эмпатия и рефлексия

Учитель формирует личность ребенка и его картину мира, что невозможно без рефлексии и эмпатии. Они помогают педагогу чувствовать ученика, регулировать свои эмоции и справляться с трудными ситуациями.

Прислушивайтесь к себе и не забывайте об угрозе эмоционального выгорания и нервных срывов. Успешный учитель — человек, который заботится не только о других, но и о себе. Не стоит надеяться только на терпение.


Участие в профильных конкурсах и конференциях

Во время профессиональных соревнований педагоги могут обмениваться опытом и учиться друг у друга новым методикам. На конкурсах учителя могут пообщаться с экспертами и посоветоваться с ними, получить профессиональное признание или награду.

Решение конфликтов

Существует документ, который определяет, какими профессиональными качествами должен обладать учитель в Российской Федерации — это профессиональный стандарт педагога.

Приказ появился в 2013 году, и в нём указывалось, что документ вступит в силу в 2015. Однако срок неоднократно переносился. Полный переход на новый стандарт должен осуществиться до конца 2020 года.

В документе проводится разделение между учителями дошкольного образования, начального, среднего, высшего и других. Тем не менее есть общие установки, какую работу должен выполнять учитель вне зависимости от уровня.

Согласно документу, государство ожидает от учителей следующие умения:

  • владеть разнообразными формами и методами обучения (в том числе за рамками обычной программы);
  • осваивать, разрабатывать, применять современные технологии;
  • использовать специальные подходы для отдельных категорий учащихся (например, ребят с ОВЗ или не владеющих русским языком в полной мере);
  • владеть компьютерной грамотностью;
  • организовывать при необходимости внеурочную деятельность и другое.

Помимо пояснений, какие качества должны быть у учителя, подчёркивается, что учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, а также требования профессиональной этики. Педагогическая этика имеет равную ценность со знаниями, которыми обладает педагог.

Важно не только чему он научит, но и как он научит, как будет общаться с обучающимися, осуществлять дисциплинарные меры, мотивировать и решать различные проблемы, возникающие на занятиях, а также во внеклассное время.


Какими хотят видеть учителей дети и родители

У каждого человека могут быть своим представления, каким должен быть, современный учитель. Но есть качества, которые выделяет большинство детей и взрослых.

1. Саморазвитие и умение признавать ошибки

Умение признать неправоту — одно из возможных требований, каким должен быть учитель школы. Ведь ошибки — естественная часть человеческой сущности, и никто не ждёт, что педагог будет никогда не допускающим помех роботом. А если преподаватель допускает явную ошибку, но старается скрыть либо выдать за правильный поступок, дети чувствуют обман и теряют доверие.

2. Техническая грамотность

3. Опыт работы

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Каким должен быть современный учитель? фото

Мир вокруг нас постоянно меняется. Меняемся и мы. Учителя, работающие с детьми, тоже вынуждены это делать. Работая с подрастающим поколением, педагоги должны обладать определенными личностными и профессиональными качествами, которые помогут им установить контакт с учениками и максимально эффективно выполнять свои непосредственные трудовые обязанности.

Главные качества современного учителя

Во-первых, современный учитель должен быть Человеком. Это значит, что он должен обладать высокоморальными качествами, иметь активную позицию и принимать участие в общественной жизни. Человеку присущи нравственность, определенная духовность, гуманизм. Хороший учитель всегда признает свои ошибки и исправляет их, он относится к ученикам с уважением, как к равным и старается к каждому найти подход.

Во-вторых, педагог должен быть Работником, то есть уметь ставить перед собой цели и достигать их, регулярно совершенствоваться в профессиональном плане и быть нацеленным на всестороннее образование.

В-третьих, современный учитель – это Специалист, который в совершенстве владеет педагогической теорией и практикой, рационально организовывает свою деятельность, обладает тактичностью, самообладанием, умением слышать и слушать.

Чтобы стать хорошим специалистом, одних личностных качеств недостаточно. Необходимо иметь и высокую профессиональную подготовку.

Профессиональный стандарт педагога

Что такое компетентность педагога

Профессиональная компетенция учителя оценивается по трем критериям:

  1. Владение современными образовательными технологиями, умение их применять в профессиональной деятельности;
  2. Способность быстро и эффективно решать профессиональные предметные задачи;
  3. Способность контролировать и оценивать свою трудовую деятельность в соответствии с установленными нормами и правилами.

Один из самых главных признаков учительской компетенции – стремление самостоятельно получать новые знания, умения, навыки и использовать их в своей практической деятельности. Развитие профессиональной компетенции происходит в результате работы специалиста в разных методических объединениях и творческих группах, за счет научно-исследовательской деятельности, освоения современных образовательных технологий, передачи собственного учительского опыта, активного участия в различных фестивалях и конкурсах для педагогов. Однако ни один из способов не будет иметь эффекта, если специалист сам не осознает необходимость в развитии и повышении компетенции.

повышение квалификации педагога

Где учиться на учителя?

Учителем могут стать те, кто имеет профильное высшее или средне-специально образование. Также устроиться на работу в учебное заведение могут выпускники ВУЗов по какому-либо направлению: например, студент, закончивший исторический факультет, может преподавать историю, но для трудоустройства ему нужно будет дополнительно закончить магистратуру по педагогическому направлению.

Как учителя повышают свою квалификацию?

Пройти повышение квалификации для учителей дистанционно можно в Современной Научно-технологической Академии (СНТА). На курс приглашаются все желающие педагоги, которым нужно актуализировать базу знаний и получить ответы на актуальные вопросы педагогики. Зачисление в Академию осуществляется без вступительных экзаменов, необходимо лишь предоставить некоторые документы и оплатить занятия. Слушатели самостоятельно изучают материал, размещенный в Личном кабинете на веб-портале, а затем выполняют проверочную работу. По ее результатам выдается удостоверение установленного образца, которое принимается во всех профильных учреждениях РФ.

Читайте также: