Элементарная поисковая деятельность как форма организации экологического образования в доу

Обновлено: 05.07.2024

Реализация целей и задач экологического воспитания в детском саду в первую очередь зависит от уровня эколого-педагогической деятельности, готовности к этой деятельности педагогов.
Эколого-педагогическая деятельность это деятельность, направленная на создание условий оптимального развития экологической культуры детей дошкольного возраста.

Содержание работы

1. Элементарная поисковая деятельность как форма организации эколого-педагогической работы с детьми. 3
2.Разработать конспект занятия с организацией труда детей на участке в конкретной возрастной группе. 10
Список литературы. 13

Содержимое работы - 1 файл

экология контрольная.doc

1. Элементарная поисковая деятельность как форма организации эколого- педагогической работы с детьми. . . 3

2.Разработать конспект занятия с организацией труда детей на участке в конкретной возрастной группе. . . 10

Список литературы. . . . 13

1. Элементарная поисковая деятельность как форма организации эколого-педагогической работы с детьми

Реализация целей и задач экологического воспитания в детском саду в первую очередь зависит от уровня эколого-педагогической деятельности, готовности к этой деятельности педагогов.

Эколого-педагогическая деятельность это деятельность, направленная на создание условий оптимального развития экологической культуры детей дошкольного возраста [8].

Предметом эколого-педагогической деятельности является экологическая культура дошкольников и условия ее развития.

В процессе эколого-педагогической деятельности происходят качественные преобразования экологической культуры дошкольников. Эколого-педагогическая деятельность – важное условие преобразования экологической культуры человека.

Эколого-педагогическая деятельность, впрочем, как и педагогическая деятельность, является своеобразным метасредством (макросредством), включающим в свою структуру другие педагогические средства, такие как содержание, методы и приемы, педагогические технологии, организационные формы и другие [8].

Ведущим средством эколого- педагогической деятельности, во многом определяющим ее содержание, технологии, является природа. Естественная природа, окружающая человека, ее использование в педагогическом процессе является обязательным условием развития экологической культуры детей.

Важнейшая функция эколого-педагогической деятельности заключается в организации целенаправленного общения дошкольников с природой, которое способствует осознанию человеком себя частью природы, осознанию взаимосвязей компонентов природы, человек и природы.

Эколого-педагогическая деятельность организует взаимодействие человека и природы, она знакомит человека, создает условия овладения им технологиями преобразования природы для удовлетворения своих потребностей, но прежде всего адаптации этих потребностей к природным условиям и требованиям [7].

Эколого-педагогическая деятельность способствует изучению и осознанию человеком экологического императива. Н. Н. Моисеев изучение условий экологического императива называет первым шагом обеспечения коэволюции, первым шагом в эпоху ноосферы [8].

Эколого-педагогическая деятельность создает оптимальные условия для взглядов и убеждений дошкольников, их самостоятельности, инициативы.

Среди ведущих функций эколого- педагогической деятельности в развитии детей дошкольного возраста можно выделить следующие:

– развивающая: эколого-педагогическая деятельность является ведущим условием и средством развития экологической культуры дошкольников;

– организаторская: эколого-педагогическая деятельность организует экологическую деятельность дошкольников;

– конструктивная: эколого-педагогическая деятельность связана с отбором содержания, средств, технологий педагогического процесса по развитию экологической культуры детей дошкольного возраста;

– ценностно-ориентационная: эколого-педагогическая деятельность знакомит детей с проблемами взаимодействия человека и природы, формирует ценностные экологические ориентации;

– смыслообразующая: эколого-педагогическая деятельность способствует осознанию путей и средств оптимизации взаимодействия человека и природы, личной причастности к решению экологических проблем;

– исследовательская (гностическая): эколого-педагогическая деятельность вскрывает познавательную ценность природы, использует природу как средство развития мышления, творчества детей, организует познавательную деятельность дошкольников по изучению причинно-следственных связей взаимодействия человека и природы;

– коммуникативная: эколого-педагогическая деятельность знакомит детей с правилами поведения в природе, организует целенаправленное общение дошкольников с природой, формирует у них потребность постоянного общения с природой;

– прогностическая: эколого-педагогическая деятельность дает прогноз экологической деятельности детей, развития их экологической культуры, прогнозирует взаимодействие субъекта с природой;

– диагностическая: эколого-педагогическая деятельность диагностирует, изучает и определяет уровень развития экологической культуры дошкольников [1].

Все вышеперечисленные функции связаны между собой в целостной структуре эколого-педагогической деятельности и определяют ее сущность. Реализация этих функций в тесном единстве и взаимодействии приводит к расширению сферы эколого-педагогической деятельности педагога, расширению и углублению ее возможностей в развитии детей дошкольного возраста .

Наиболее действенным средством экологического воспитания дошкольников является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет элементарная поисковая деятельность.

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания [6].

Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.

Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры) [2].

Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действий. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.

Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале – простые, содержащие однозвенные связи, затем – более сложные, содержащие цепочки связей.

Примерами познавательных задач могут быть следующие. Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идет дождь, а зимой – снег? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает? и т. д. [6].

Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла) ? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин –часто? Почему рыба плавает? Почему заяц прыгает? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти? Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря – толстый? Зачем черепахе панцирь? Почему гусеницу не видно на листьях капусты? Почему сначала прилетают грачи, а потом – ласточки? Почему изменяется жизнь зверей зимой? и т. д. [4].

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предположение детей; если они не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Возникший у детей в ходе анализа ситуаций и выдвижения предположений интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений.

Дети могут предложить разные способы проверки. Предлагает их и воспитатель. Ими могут быть кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы. Распознающие наблюдения используются, как правило, когда необходимо установить свойства, признаки объектов. Например, при сборе ягод перед детьми ставится задача: определить, чем отличаются спелые ягоды от неспелых. Задача решается в ходе распознающих наблюдений. Сравнительные наблюдения могут быть использованы при сопоставлении 2-3 объектов для установления их своеобразия. Например, установить, какие животные передвигаются прыжками и почему [3].

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Элементарная поисковая деятельности как форма организации экологического обр.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Элементарная поисковая деятельности как форма организации экологического обр.

Элементарная поисковая деятельности как форма организации экологического образования в дошкольных учреждениях

 Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”.

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”.

Поисково-исследовательская деятельность Познавательно-исследовательская деяте.

Поисково-исследовательская деятельность Познавательно-исследовательская деятельность - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Опытно-экспериментальная деятельности – это деятельность, в процессе которой создаются ситуации, разрешаемые посредством проведения опыта, формулирования вывода.

Задачи поисково-исследовательской деятельности Формирование у детей диалектич.

Задачи поисково-исследовательской деятельности Формирование у детей диалектического мышления Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей) Расширение перспектив развития поисково-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Этапы развития поисково-исследовательской деятельности I этап характеризуется.

Этапы развития поисково-исследовательской деятельности I этап характеризуется проявлением любопытства. II этап восприятия окружающего мира у дошкольников характеризуется резким увеличением его осмысленности. III этап в познании дошкольником окружающего мира – развитие наглядно-образное мышление и воображение IV этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; V этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом выступает познавательный, а не практический

Методы поисково -исследовательской деятельности вопросы педагога, побуждающие.

Мотив исследования реальные события, происходящие в данный период специальн.

Структура детского исследования • Выделение и постановка проблемы (выбор темы.

Структура детского исследования • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); • Выдвижение гипотезы; • Поиск и предложение возможных вариантов решения; • Сбор материала; • Обобщение полученных данных.

Объекты познания: Человек

Объекты познания: Человек

Основное содержание исследований

Основное содержание исследований

Младший дошкольный возраст материалы (песок, глина, бумага, ткань, дерево). п.

Младший дошкольный возраст материалы (песок, глина, бумага, ткань, дерево). природные явления ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). мир растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов). способы исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп). эталон "1 минута". предметный мир (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее). О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

Средний дошкольный возраст материалы (глина, дерево, ткань, бумага, металл.

Средний дошкольный возраст материалы (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). природные явления (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками). мир животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). предметный мир (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.). геометрические эталоны (круг, прямоугольник, треугольник, призма). человек (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

Старший дошкольный возраст материалы (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик.

Старший дошкольный возраст материалы (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон). природные явления (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год). агрегатные состояния вод (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.). мир растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений). предметный мир (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.). геометрические эталоны (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

 Содержание уголков познавательно-исследовательской деятельности.

Содержание уголков познавательно-исследовательской деятельности.

Младший дошкольный возраст Компонент дидактический: - книги познавательного х.

Младший дошкольный возраст Компонент дидактический: - книги познавательного характера для младшего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: Компонент оборудования: - песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые - простейшие приборы и приспособления - «Бросовый материал" - семена бобов, фасоли, гороха Компонент стимулирующий: - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделенные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст Компонент дидактический - книги познавательного х.

Средний дошкольный возраст Компонент дидактический - книги познавательного характера для среднего возраста; - тематические альбомы; - коллекции - Мини-музей Компонент оборудования - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые - семена бобов, фасоли, гороха - некоторые пищевые продукты Простейшие приборы и приспособления: - "бросовый материал« Компонент стимулирующий - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст Компонент дидактический - схемы, таблицы, модели.

Старший дошкольный возраст Компонент дидактический - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; - серии картин с изображением природных сообществ; - книги познавательного характера, атласы; - тематические альбомы; - коллекции - мини-музей Компонент оборудования материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ; - природный материал - утилизированный материал - технические материалы - разные виды бумаги - красители: пищевые и непищевые - медицинские материалы - прочие материалы - проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки Компонент стимулирующий - мини-стенд - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация

Показатели сформированности исследовательской деятельности Умение видеть про.

Показатели сформированности исследовательской деятельности Умение видеть проблему; Умение формулировать и задавать вопросы; Умение выдвигать гипотезы; Умение делать выводы и умозаключения; Умение доказывать и защищать свои идеи; Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

Ребенок дошкольного возраста знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее или через практическую деятельность во время прогулок. Опосредованные способы познания природы (книги, картины, кино, телевидение) расширяют кругозор маленького ребенка, однако оказывают меньшее воспитательное воздействие. Непосредственное же общение с природой насыщает эмоциональное восприятие ребенка яркими впечатлениями.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т. п.

1. Сущность элементарной поисковой деятельности

Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах, отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

2. Значение использования опытов как формы организации элементарной поисковой деятельности в работе с дошкольниками

Устремление, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлективных способностей – все это регулирует и развивает исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта ребенка. Под влиянием исследовательской деятельности активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое. Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности составляют основу исследовательской деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в исследовательскую деятельность, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития. Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить

решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять. Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему образовательной работы детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

Содержание опытно - экспериментальной деятельности реализуется в следующих видах деятельности :

1) образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, ООД, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения) ;

2) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3) взаимодействие с семьями детей.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: — опыты с растениями; — опыты с животными; — опыты с объектами неживой природы; — опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов: — в групповой комнате; — на участке и т. п. 3. По количеству детей: — индивидуальные (1—4 ребенка) ; — групповые (5—10 детей) ; — коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения: — случайные. Специальной подготовки не требуют - запланированные. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач, поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс: — эпизодические (проводимые от случая к случаю); — систематические.

6. По продолжительности: — кратковременные (от 5 до 15 минут) ; — длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: — однократные; — многократные, или циклические.

8. По месту в цикле: — первичные; — повторные; — заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций: — констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями) ; — сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта) ; — обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей : — иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты) ; — поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат) ; — решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории: — демонстрационные; — фронтальные.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Словесный отчет об увиденном.

12. Формулирование выводов.

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях. Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познавания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете

- Как ты думаешь, что утонет, а что нет? (предметы, находящиеся в ванной комнате: мыло, флаконы из под шампуня, мыльница, игрушки, губка и т. д.) . - Как ты думаешь, что быстрее утонет? Почему? Давай проверим. - Что надо сделать, чтобы губка утонула? - Как ты думаешь, может ли утонуть эта

пластмассовая мыльница? Что для этого нужно? Кухня – это место, где ребенок обычно мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но процесс приготовления еды может стать одним из моментов развития любознательности и исследовательской деятельности ребенка. Например, вы печете блины, пироги и добавляете в тесто дрожжи или соду, гашенную уксусом. Покажите ребенку, как появляется пена, предложите послушать, как шипит сода, когда в нее добавляют уксус. Эта химическая реакция очень интересна ребенку. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнование между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых емкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета.

Для побуждения дошкольников к таким вопросам необходимо развивать исследовательское поведение. В этом Вам помогут игры и опыты.

3. Содержание опытнической деятельности с детьми

Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

Методика проведения опыта

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

4. Требования к содержанию и организации опытов в ДОУ

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.

Педагогическое руководство экспериментированием должно быть направлено на развитие и усовершенствование органов внешних чувств и на

воспитание процесса представлений. Педагог должен включать в способность наблюдения запоминание наблюдаемого, умение отличать в наблюдаемом предмете, явлении существенное от менее существенного, навык сравнивать одни признаки с другими и привычку делать из них правильные заключения, выводы.

Чтобы организационно-методический аспект опытнической деятельности был более целенаправленным, эффективным, в него можно включить следующие общие требования:

1. отбор содержания знаний, соответствие их с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню экологических знаний детей

2. уровень готовности детей; необходимость запаса конкретных представлений, фактических знаний о тех явлениях и предметах природы, которые будут осваиваться поисковым способом

3. учёт пространственной организации наблюдений; отбор материала для эксперимента

4. создание предметно-развивающей среды

5. соблюдение правил по технике безопасности; охрана жизни и здоровья детей

6. соблюдение структуры организации опыта

Первое требование: учитывать специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, необходимо тщательно отбирать те разделы биологической экологии, которые могли бы служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников.

Второе требование: уровень готовности детей. Организация опытов требует определённого уровня готовности детей. Необходимо, чтобы дошкольники имели запас конкретных представлений, фактических сведений о тех явлениях и предметах, которые будут осваиваться поисковым способом. Поэтому задачи вводного этапа экспериментальной деятельности опираются на ранее проведённую предшествующую работу.

Третье требование: учёт пространственной организации наблюдений, отбор материала для экспериментирования. Ребёнок должен сам видеть объект и всё, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его вкус, запах.

Четвё ртое требование: создание предметно-развивающей среды. Работу по внедрению экспериментирования надо начинать с создания предметно-развивающей среды, которая позволяла бы обеспечить каждому ребёнку развитие его способностей.

Пятое требование: педагог принимает меры для создания здоровых и безопасных условий проведения экспериментов. Обеспечивает безопасное состояние предметной обстановки, оборудования, приборов, инструментов и санитарное состояние помещения.

Шестое требование: соблюдение структуры организации опыта.

Проведение экспериментальной работы в соответствии с обозначенными требованиями возможно лишь при условии специальной подготовки к ним педагога. Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержание опытов и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать. Время и места проведения опытов, количества детей, которые могут в нём участвовать одновременно. Методических приёмов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в

завершении опыта. Представленная структура организации опытнической деятельности поможет педагогу грамотно спланировать экспериментальную деятельность с детьми в режиме дня ДОУ, добиться общего положительного педагогического эффекта.

5. Фиксация результатов опытов

6. Методика организации и проведения опытов

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам дожны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

План проведения опыта:

1. Постановка проблемы

2. Выдвижение гипотез детьми

3. Проведение опыта

В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используют следующие методы при проведении опытов и экспериментов:

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:

1. распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений

2. за изменением и преобразованием объектов

Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

1. рассказы воспитателя, основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях

2. рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей

3. беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Формы работы с детьми:

Использование опытнической деятельности в системе организации

Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольников

Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольников Дошкольники - прирожденные исследователи. Они любознательны, постоянно стремятся экспериментировать и самостоятельно находить решение в.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”.

Элементарная поисковая деятельности как форма организации экологического образования в дошкольных учреждениях Тамбов 2017

Элементарная поисковая деятельности как форма организации экологического образования в дошкольных учреждениях

Тамбов 2017

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”.

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Поисково-исследовательская деятельность Познавательно-исследовательская деятельность - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Опытно-экспериментальная деятельности – это деятельность, в процессе которой создаются ситуации, разрешаемые посредством проведения опыта, формулирования вывода.

Задачи поисково-исследовательской деятельности

Этапы развития поисково-исследовательской деятельности

Методы поисково -исследовательской деятельности

  • реальные события, происходящие в данный период

Структура детского исследования • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); • Выдвижение гипотезы; • Поиск и предложение возможных вариантов решения; • Сбор материала; • Обобщение полученных данных.

Структура детского исследования

• Выделение и

постановка проблемы

исследования);

• Выдвижение гипотезы;

• Поиск и предложение

возможных вариантов

• Сбор материала;

• Обобщение полученных

Объекты познания: Человек

Основное содержание исследований

Основное содержание исследований

Младший дошкольный возраст материалы (песок, глина, бумага, ткань, дерево). природные явления ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). мир растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов). способы исследования объекта (раздел

Младший дошкольный возраст

материалы (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

природные явления ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

мир растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

способы исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

эталон "1 минута".

предметный мир (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

Средний дошкольный возраст материалы (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). природные явления (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками). мир животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). предметный мир (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.). геометрические эталоны (круг, прямоугольник, треугольник, призма). человек (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

Средний дошкольный возраст

материалы (глина, дерево, ткань, бумага, металл,

стекло, резина, пластмасса).

природные явления (времена года, явления погоды,

объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд;

игры с цветными льдинками).

мир животных (как звери живут зимой, летом) и растений

(овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и

развития (свет, влага, тепло).

предметный мир (игрушки, посуда, обувь,

транспорт, одежда и т.д.).

геометрические эталоны (круг, прямоугольник,

треугольник, призма).

человек (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

Старший дошкольный возраст материалы (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон). природные явления (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год). агрегатные состояния вод (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.). мир растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений). предметный мир (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.). геометрические эталоны (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

Старший дошкольный возраст

материалы (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик,

металл, керамика, поролон).

природные явления (явления погоды, круговорот воды

в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки,

день - ночь, месяц, сезон, год).

агрегатные состояния вод (вода - основа жизни; как

образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга;

рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

мир растений (особенности поверхности овощей и фруктов,

их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток

растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов

и других растений).

предметный мир (родовые и видовые признаки – транспорт

грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).

геометрические эталоны (овал, ромб, трапеция, призма,

 Содержание уголков познавательно-исследовательской деятельности.

Содержание уголков

познавательно-исследовательской

деятельности.

Младший дошкольный возраст Компонент дидактический: - книги познавательного характера для младшего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: Компонент оборудования: - песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые - простейшие приборы и приспособления - «Бросовый материал

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический:

- книги познавательного характера для младшего возраста;

- тематические альбомы;

  • Компонент оборудования:
  • - песок, глина;
  • - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и

- простейшие приборы и приспособления

- «Бросовый материал"

- семена бобов, фасоли, гороха

- на видном месте вывешиваются правила работы с

материалами, доступные детям младшего возраста.

- персонажи, наделенные определенными чертами

("почемучка") от имени которого моделируется

проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст Компонент дидактический - книги познавательного характера для среднего возраста; - тематические альбомы; - коллекции - Мини-музей Компонент оборудования - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые - семена бобов, фасоли, гороха - некоторые пищевые продукты Простейшие приборы и приспособления: -

Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический

- книги познавательного характера для среднего возраста;

- тематические альбомы;

  • Компонентоборудования
  • - Песок, глина;
  • - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
  • - материалы для игр с мыльной пеной,
  • красители - пищевые и непищевые
  • - семена бобов, фасоли, гороха
  • - некоторые пищевые продукты
  • Простейшие приборы и приспособления:

- "бросовый материал«

  • Компонентстимулирующий
  • - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста.
  • - персонажи, наделанные определенными чертами
  • ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст Компонент дидактический - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; - серии картин с изображением природных сообществ; - книги познавательного характера, атласы; - тематические альбомы; - коллекции - мини-музей Компонент оборудования материалы распределены по разделам:

Старший дошкольный возраст

Компонент дидактический

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;

Компонент оборудования

материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому педагогический процесс в детском саду, в основном, должен строиться на методах наглядных и практических.

Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно -научного и экологического образования. Для этого необходимо уделять больше внимания проведению с детьми наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно -действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года -практически единственным способом познания мира.

Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

В экспериментаторстве достаточно четко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе все новые, более сложные цели.

Я очень хочу видеть своих детей любознательными, общительными, самостоятельными умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, Конечно, это во многом зависит от нас взрослых. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала развитие активной самостоятельности детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на который можно опереться.

В моей группе экологически развивающая среда организована как лаборатория природы. Я поставила перед собой задачи:

1. Обогащать представления детей о растениях, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей.

2. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, переживания, связанные с красотой природы.

Чтобы выполнить эти задачи, я создала в группе условия для исследовательской деятельности детей.

Так как детское экспериментирование недостаточно изучено, очень мало методической литературы, я испытала затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, а так же организации и оформления уголков с соответствующими материалом. Эту работу я начала с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы, уголка экспериментирования.

В уголке экспериментирования у нас приборы - увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов ( пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы.

В качестве лабораторной посуды использую стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываю детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Опыты помогают развивают мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляю

возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”. Китайская пословица гласит “Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму” .

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Но самонаблюдение может происходить и без эксперимента. Например: наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Очень тесно связано оно с развитием речи, математикой‚ с изобразительной деятельностью, а также чтением художественной литературы. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта.

Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

Наблюдения в природе, целевые прогулки за территорию

детского сада, дают богатую пищу для размышления, пробуждают

в детях пытливость и любознательность. Стараюсь дать детям больше знаний о растительном и животном мире.

Обращаю внимание- на цветы: одуванчики, колокольчики; на деревья: березу, рябину, елку. Читаю про них стихотворения, даю образец гуманного отношения ко всему живому, Дети решили оберегать природу, строго следить за тем, чтобы никто не ломал веток, не рвал цветов.

В ходе экскурсии дети наблюдали, как меняется природа в течение года.

У детей сформировалось отчетливое представление о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

Для того, чтобы знания детей о природе были осознанными, широко использую несложные опыты. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.).

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Дети под моим контролем сами проводят опыты, а потом мы их обсуждаем и связываем с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.

Содержание опытов становиться основой для составления различных логических и творческих заданий.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.

Каждая минута общения родителей с ребенком обогащает его, формирует его личность. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через наглядную агитацию убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Доказываю насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в сущность предметов, явлений действительности. Родители помогают пополнять необходимым материалом нашу лабораторию, способствующую удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Совместная работа с родителями оказала положительное влияние на экологическое воспитание детей.

Непременным условием успешной организации практической деятельности является отслеживание ее результатов. Для этого провожу диагностики, цель которых: При помощи определенной методики выявить наличие у детей знаний, умений, навыков.

Получая знания, необходимые в экологическом воспитании, дети растут отзывчивыми, добрыми, милосердными, гуманно относятся ко всему живому, у них грамотное поведение в природе.

Им нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.

Родители стали по-другому относиться к детям: спокойнее, терпимее, стараются отвечать на любые детские вопросы. Если родители что-то не знают, за ответом обращаются к нам -воспитателям. Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире и отношении к нему, ребенок постепенно приобщается к духовному богатству человеческого общества, что позволяет ему сделать выбор в пользу гуманного способа поведения в той или иной ситуации.

Материал подготовила воспитатель Лагода Т.Б.

"Берегите эти земли, эти воды;

даже малую былиночку любя,

Убивайте лишь зверей внутри себя".

Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует так же ряд парциальных программ. Проводятся всероссийские, региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги-экологи.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

Сегодня в мире сложилась, можно сказать, парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в то же время само оказалось на краю гибели, вынужденное заняться поиском ответа на известный вопрос: "Быть или не быть?"

Поработав в детском саду 8 лет, экологическую проблему в деле воспитания дошкольников считаю самой актуальной.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры. Правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Правильное отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи

растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды и т.д.

Но знания – это не самоцель в экологическом воспитании, а необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое. Бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.

Работая с дошкольниками, я стараюсь использовать разнообразные формы и методы: это и циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке; ведение разных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, использование игровых обучающих ситуаций, экспериментальная деятельность.

Спецификой моей технологии является использование на протяжении всего учебного года литературных произведений В. Чаплиной, Е. Чарушина, В.Бианки, которые доступны детям этого возраста, достоверно отражают специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому.

Прежде чем провести любое занятие по экологии, я читаю ряд методической литературы, готовлю занимательный материал: подбираю загадки, сказки, вопросы для викторин. Педагог должен не только сам обладать определенным объемом знаний, но и уметь заинтересовать детей. Воспитатель – это образец для подражания. Каждый его поступок – это пример для воспитанника. Я очень люблю животных и стараюсь не упустить возможности полюбоваться окрасом пролетающей птицы, пробегающей кошки. Стараюсь выразить свои эмоции вслух. Через определенный промежуток времени я вижу отдачу: многие дети мне подражают, а меня это радует.

Педагогический процесс при участии одного воспитателя получится однобоким. Важно, чтобы экологическим воспитанием дошкольников занимались и родители, и музыкальный работник, и психолог, и логопед. Когда ведется целенаправленная работа всеми участниками педагогического процесса, тогда можно ждать хороших результатов. Так на музыкальном занятии с детьми разучивалась песенки о животных, а психологом проведена беседа о бережном отношении к домашним животным.

Я считаю, экологическое воспитание в детском саду должно иметь следующие направления:

- Формировать у детей элементарные представления о растениях и животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.

- Длительное проявление бережного отношения к природе должно выполняться в играх при выполнении трудовых обязанностей в повседневной жизни.

- Дошкольников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.

Систематический труд в природе должен формировать у них привычку заботиться о живом.

В современном мире принято считать человека – покорителем природы, властелином, господином, я не случайно затронула проблему экологии.

Здоровая планета Земля – здоровые ее дети. А мне не безразлична жизнь и здоровье моих воспитанников, я не согласна, что мы господа над природой.

Человек над природой никакой не властелин и не царь природы.

Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью ее тайн. Она вечна, тогда как человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновения.

Следует помнить, что охрана природы – одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему формирование личности ребенка включает в себя как необходимую составную часть воспитание в нем правильного отношения к природе, воспитания у каждого человека правильного экологического мышления.

В моей группе накоплен определенный материал: доклады, конспекты НОД, рекомендации, консультации, альбом загадок по темам, гербарии "Растения нашего участка", "Луговые травы", "Цветы", "Лекарственные растения", "Красная книга", альбомы: о весне, зиме, осени, лете..

Во время проведения любых мероприятий я учу детей беречь и приумножать мир растений. В этом мне помогает и уголок природы, где содержатся комнатные цветы. При наблюдении за комнатными растениями я обращаю внимание детей на красоту цветов и листьев, рассказываю, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и то, что они оздоравливают микроклимат помещения, что каждый цветок требует своих условий (одни любят свет, другие – нет, одни любят много влаги, другие – нет). В группе по

уходу за комнатными цветами устанавливаю дежурство. В процессе различных занятий и опытов дети убеждаются, что через рыхлую почву вода проходит быстрее, а также свет, воздух способствуют росту и развитию растений.

Все полученные знания я закрепляю в играх "Опиши цветок", "Узнай по описанию", "Что изменилась?" и так далее

Рассматривая с детьми фотографии горных ландшафтов, подвожу детей к тому, что многие камни из нашей коллекции – это кусочки гор. Напоминаю, что камни, горы – это неживая природа. Я стараюсь дать детям картину мира, знания об этом мире.

Продолжая работать, я должна привить вкус к интеллектуальному труду: научить смотреть и видеть, наблюдать, мыслить, вести диалог…

В ознакомлении детей с растительным миром мне очень помогают схемы, дидактические игры, иллюстрации о растениях, пословицы, загадки, рассказы занятия по рисованию. Итогом моей работы стали КВН, экологические праздники, различные экологические проекты. Я убеждена, что утрата связи человека с природой может обернуться очень серьезными последствиями. Природа – это один из главных резервуаров, из которых черпается человечность, строится человечность в человеке. Исчезни эти отношения любви, доброты к растениям, к земле – неизвестно чем это кончится.

Поэтому главная цель моя – вырастить здорового самостоятельного, ответственного, критически мыслящего, свободного и счастливого гражданина своей страны и всей планеты.

Читайте также: