Как в понятийном аппарате философии оформляются основные мировоззренческие вопросы кратко

Обновлено: 16.05.2024

Философия - (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.

Философия является теоретическим ядром мирововоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире.

Философия базируется на научно-теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений[1].

Дуализм - (от лат. dualis — двойственный) — филос. теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала. В более широком смысле Д. — это сосуществование двух различных, не тождественных друг другу принципов, образов мыслей, мировоззрений, жизнеустремлений и т.п. Дуалистичны, напр., следующие пары объектов: мир идей и мир действительности (Платон), Бог и дьявол, Бог и мир, дух и материя, природа и дух, душа и тело, мышление и протяженность (Декарт), реальный и возможный миры (Г.В. Лейбниц), ноуменальное и феноменальное (И. Кант), неорганическая и органическая природа, субъект и объект, чувственное познание и разум, вера и знание, мир земной и мир потусторонний, необходимость и свобода, и т.д.[3]

Материализм – (от лат. materialis — вещественный) — многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов.

Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной; материя является изначальной и фундаментальной составляющей универсума; только данные в ощущениях сущности и процессы реальны; универсум не управляется неким рассудком, целью или конечной причиной; все строго причинно обусловлено материальными (неодушевленными, неумственными) процессами или сущностями; умственные сущности, процессы или события (хотя они и существуют) всегда причинно обусловлены материальными сущностями, процессами или событиями и сами по себе не производят к.-л. каузального воздействия (эпифеноменализм), ничто сверхъестественное не существует (натурализм); ничто умственное не существует.

Понятийно-категориальный аппарат философии.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, филос. постижением мира

Сущность – совокупность таких свойств предмета, без которых он неспособен существовать и которые определяют все остальные его свойства.

Количество - филос. категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во-первых, установить их однородность, т.е. показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собою, во-вторых, выделить то свойство или отношение, по которому рассматриваемые вещи сравниваются, и абстрагироваться от др. их свойств.

Исторический и этно-национальный срезы истории философии.

Платонизм

1) в узком смысле — направление позднеантич. философии 1 в. до н.э. — нач. 3 в. н.э.; более точное его обозначение в современной литературе — средний платонизм в отличие от неоплатонизма;

2) в широком смысле — всякое филос. направление, опирающееся на учение Платона. Необходимый элемент платонизма — противопоставление чувственному миру мира сверхчувственного. В дуалистических системах платонизм материя понимается в качестве самостоятельного начала небытия и зла наряду с нематериальным первоначалом всякого бытия, с благом, а в монистических идеалистических — как результат самоограничения и дробления этого первоначала.

Стоицизм – учение одной из наиболее влиятельных филос. школ античности, основанной ок. 300 г. до н.э. Зеноном из Китиона. История С. традиционно делится на три периода: ранняя стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики, 3—2 вв. до н.э.), средняя стоя (Панэтий, Посидоний, Гекатон и др., 2—1 вв. до н.э.) и поздняя стоя (или рим. С.) (Сенека, Мусоний Руф, Гиерокл, Эпиктет, Марк Аврелий, 1—2 вв. н.э.)[10].

Атомизм (от греч. atomon – неделимое) атомистика, учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов) и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении и разъединении этих элементов. Это представление об атоме и по сей день господствует в воззрениях на мир и природу там, где допускается механическое понимание причинных связей, и лишь постепенно начинает уступать место современному взгляду на предмет – целостному его рассмотрению.[11]

Философская антропология.

Философская антропология – наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия. Невозможно более или менее точно определить время возникновения филос. антропологии как отдельной филос. дисциплины. Проблема человека ставилась уже первыми философами Индии, Китая, Др. Греции, и в последующем не было ни одной филос. школы или учения, в которых не поднимался бы вопрос о человеке: его происхождении, способностях, структуре сознания, смысле существования и т.п[30].

Человек – главная тема философии, центральная проблема всех филос. школ и направлений, неисчерпаемая в силу своей бесконечной сложности, дающая пищу для самых разнообразных интерпретаций и толкований.

М. Шелер выделил пять попыток определения человека, пять идей о человеке, существовавших в истории:

1) идея, основанная на религиозной вере, согласно которой человек есть образ и подобие Божие;

2) идея древних греков о том, что человек — это Homo sapiens, наделенный божественным началом, разумом, которого вся природа лишена;

3) идея Homo faber — человек делающий, его главной чертой является не разум, потенциально свойственный также и животным, но способность создавать орудия труда, искусственный мир культуры;

4) Человека — дезертир жизни, ее основных ценностей и законов, ее священного космического смысла; человек — тупик жизни, из-за своей биологической слабости и бессилия создавший цивилизацию, государствово, право, производство; человеческий дух является принципом, который уничтожает жизнь, самую высшую из ценностей;

5) Человек — свободное существо, творящее мир из полноты собственной сущности, предположение о существовании Бога несовместимо с этим его статусом, Богу нельзя существовать и Бог не должен существовать во имя ответственности, свободы, предназначения, во имя смысла бытия человека

Культура и цивилизация

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. Цивилизация подобна живому организму, проходящему путь от рождения до смерти, постоянно воспроизводящему себя и придающему неповторимое своеобразие всем протекающим в нем процессам.

[1] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[2] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[3] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[4] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[5] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[6] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[7] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[8] Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

[9] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[10] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[11] Философский энциклопедический словарь. 2010.

[12] Энциклопедический словарь. 2009.

[13] Философский энциклопедический словарь. 2010.

[15] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[16] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[17] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[18] Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

[19] Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

[20] Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

[21] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[22] Философский энциклопедический словарь. 2010.

[23] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[24] Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

[25] Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

[26] Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003.

[27] Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

[28] илософия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[29] Философский энциклопедический словарь. 2010.

[30] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[31] Экологический энциклопедический словарь. — Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989.

[32] Философский энциклопедический словарь. 2010.

[33] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[34] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[35] Философский энциклопедический словарь. 2010

[36] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[37] Философский энциклопедический словарь. 2010.

[38] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004

[39] Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983

[40] Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983

[41] Философский энциклопедический словарь. 2010.

[42] Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

Словарь основных терминов

Введение в философию

Философия - (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.

Философия является теоретическим ядром мирововоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире.

Философия базируется на научно-теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений[1].

Дуализм - (от лат. dualis — двойственный) — филос. теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала. В более широком смысле Д. — это сосуществование двух различных, не тождественных друг другу принципов, образов мыслей, мировоззрений, жизнеустремлений и т.п. Дуалистичны, напр., следующие пары объектов: мир идей и мир действительности (Платон), Бог и дьявол, Бог и мир, дух и материя, природа и дух, душа и тело, мышление и протяженность (Декарт), реальный и возможный миры (Г.В. Лейбниц), ноуменальное и феноменальное (И. Кант), неорганическая и органическая природа, субъект и объект, чувственное познание и разум, вера и знание, мир земной и мир потусторонний, необходимость и свобода, и т.д.[3]

Материализм – (от лат. materialis — вещественный) — многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов.

Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной; материя является изначальной и фундаментальной составляющей универсума; только данные в ощущениях сущности и процессы реальны; универсум не управляется неким рассудком, целью или конечной причиной; все строго причинно обусловлено материальными (неодушевленными, неумственными) процессами или сущностями; умственные сущности, процессы или события (хотя они и существуют) всегда причинно обусловлены материальными сущностями, процессами или событиями и сами по себе не производят к.-л. каузального воздействия (эпифеноменализм), ничто сверхъестественное не существует (натурализм); ничто умственное не существует.

Понятийно-категориальный аппарат философии.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, филос. постижением мира

Сущность – совокупность таких свойств предмета, без которых он неспособен существовать и которые определяют все остальные его свойства.

Количество - филос. категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во-первых, установить их однородность, т.е. показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собою, во-вторых, выделить то свойство или отношение, по которому рассматриваемые вещи сравниваются, и абстрагироваться от др. их свойств.

Совершенно очевидно, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философия не может быть наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество - в философии или науке - и какова их действительная взаимосвязь, породил множество точек зрения, обилие возможных трактовок и интерпретаций этой проблемы. Остановимся на основных тезисах, раскрывающих суть соотношения философии и науки:

Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, искусству врачевания, искусству обучения, законодательству и др. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Согласно Гегелю, научное мышление погружено в конечный материал и ограничено рассудочным постижением конечного. Философию же интересует мир в целом. Она не может примириться с частностью, ибо устремлена к целостному постижению универсума. Философия задумывается о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего, она ищет ответ на вопрос: "Что есть сущее, поскольку оно есть?" В этом смысле справедливо определение философии как науки "о первоначалах и первопричинах".

Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующим объективно, независимо ни от человека, ни от человечества. Их не интересует ценностная шкала человеческих смыслов, они безоценочны. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывают особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, система элементов Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого. Однако для современников науки важны ценностно-целевые аспекты.

Мир в глазах философа - не просто статичный пласт реальности, но живое динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Поэтому основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру, сознания к материи).

Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика, методы и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу философских вопросов естествознания. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти). Предельные, пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная область либо начинается, либо заканчивается, - излюбленная тема философских размышлений. Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические. Считается, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, числа научных работников удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет. А в развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации.

Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. К ее основным исторически сложившимся разделам относятся онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика. К ним можно добавить и такие разделы, как философская антропология, аксиология, теория культуры, социальная философия, история философии, философия религии, методология, философия науки и пр. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык.

В ЧЕМ СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ФИЛОСОФИИ?

Философия стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Поэтому философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. Отсюда известная сентенция: в философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату. Ибо путь (метод) и является специфическим способом обоснования результата. Когда И. Ньютон восклицал: "Физика, бойся метафизики!" (философии), он протестовал в том числе и против того, что в философии невозможно найти лишь один единственный удовлетворяющий опыт на поставленный вопрос. И если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия не может похвастаться подобной однозначностью. Она всякий раз сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений. В ней нет таких истин, которые не вызывали бы возражений. Знаменитое изречение: "Подвергай все сомнению!" - вот кредо философствующего разума.

В науке по традиции принимается кумулятивное движение вперед, т.е. движение на основе накопления уже полученных результатов (ведь не будет же ученый заново открывать законы классической механики или термодинамики). Здесь уместен образ копилки, в которой, словно монетки, скапливаются крупицы истинных знаний. Философия, напротив, не может довольствоваться заимствованием уже полученных результатов. Нельзя, скажем, удовлетвориться ответом на вопрос о смысле жизни, предложенным средневековыми мыслителями. Каждая эпоха будет по-своему вновь и вновь ставить и решать этот вопрос. Развитие философии не укладывается в рамки смены концепций, теорий и парадигм. Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии, метод оборачивания на себя. Это как бы челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием. Для философии характерна переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли. Условно это ее свойство может быть обозначено как обратимость или рефлексивность философии.

Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философия отстоит от сферы повседневности и уносится в мир интеллигибельных сущностей. Intelligibilis - умопостигаемый, обозначает существование объектов, постигаемых только умом и недоступных чувственному познанию. Вопросы "Что есть красота, истина, добро, справедливость" выходят за рамки эмпирических обобщений. Красота не есть тот или иной прекрасный кувшин, цветок, кристалл или самая прекрасная из девушек. Философское понимание красоты ориентировано на постижение этого явления с точки зрения всеобщего. Оно как бы выходит за пределы эмпирической данности, преодолевает их и, выражаясь ее собственным языком, трансцендирует к сущностному определению.

Популярно разъясняя специфику философии, британский логик, философ и социолог Бертран Рассел утверждал, что философия "является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения" [1]. Философия, по его мнению, как бы Ничейная Земля между наукой и теологией, открытая, однако, для атак с обеих сторон. На многие философские вопросы: "Что есть мудрость, добро и красота, в чем смысл жизни?" нельзя найти ответ в научной лаборатории. Не устраивают версии богословов со ссылкой на акт творения и авторитет Священного писания. Такие вопросы, неразрешимые с точки зрения науки и теологии, оказываются уделом философии.

1 Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т. 1. - Новосибирск. 1994. С. 11.

Весьма очевидны различия в понятийном аппарате. Язык философии существенно отличается как от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета, так и от языка поэтического, в котором реальность лишь образно намечается, а также от языка обыденного, где предметность обозначается в рамках утилитарных потребностей. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего, нуждается в таких языковых средствах, в таких универсальных понятиях, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания. Поэтому она создает свой собственный язык - язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других, более широких понятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д. - примеры философских категорий.

Если конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного сознания (физика, например, может благополучно прогрессировать без учета опыта истории искусства, а химия - невзирая на распространение религии, математика может выдвигать свои теории без учета норм нравственности, а биология не оглядываться на императивы правоведения), то в философии все обстоит иначе. И хотя она не может быть сведена (редуцирована) ни к науке, ни к любой другой форме духовной деятельности, в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире в целом в ней принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания: науки, искусства, религии, права и др.

Философия - не наука, однако в ней господствуют понятийность, ориентация на объективность, идея причинности и стремление к обнаружению наиболее общих, часто повторяющихся связей и отношений, т.е. закономерностей. Философия - не искусство, хотя в ней образ - признанная гносеологическая категория, достойное место занимает чувственное познание, используются метафора и интуиция. Философия - не религия, хотя уносится в мир интеллигибельных сущностей, трансцендирует и часто имеет дело с чувственно-сверхчувственным материалом.

В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план. Познание носит объективно безличностный характер. Ни личность ученого, ни его чувства, эмоции, мотивационная сфера деятельности науку, как правило, не интересуют. Творец в свою очередь не несет ответственности за последствия своих открытий. В философии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значимость приобретают ценностью ориентации.

Согласно тезису античного автора Протагора, "человек есть мера всех вещей", философия и по сей день выдвигает свои обоснования в ценностной шкале человеческих смыслов. Она пристально интересуется судьбой научных открытий и теми социальными последствиями, к которым они могут привести, утверждая в качестве абсолютной ценности человеческую жизнь. Здесь личность творца, мыслителя и ученого не может быть безразлична в исследовательском процессе. В философском творчестве всегда происходит углубление человека в самого себя. Мыслитель стремится к более точному и адекватному определению своего места в мире. Это создает все новые и новые оттенки миросозерцания. Поэтому в философии каждая система авторизована, и при освоении философских знаний достаточно значимой оказывается роль персоналий. Философия - это такой род интеллектуальной деятельности, который требует постоянного общения с великими умами прошлого и современности: Платоном, Аристотелем, Августином, Кантом, Гегелем, Хайдеггером, Соловьевым, Бердяевым и др.

В философии важен и ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая философия, английская, французская и, наконец, греческая философия. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики.

МОЖНО ЛИ ФИЛОСОФИЮ ОПРЕДЕЛЯТЬ СЛОВОМ "НАУКА"?

В многочисленных учебниках и учебных пособиях по диалектическому материализму, которыми так богата наша отечественная философская школа, философию определяли именно как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Причем законы мыслились как имеющие универсальный и всеобщий характер.

Конкретизировались они с указанием на закон единства и борьбы противоположностей, взаимоперехода качественных и количественных изменений, закон отрицания отрицания. Однако смущало то обстоятельство, что эта наука о наиболее общих законах в свое время ожесточенно боролась с генетикой, кибернетикой, теорией относительности, наделяла их бранными эпитетами. По отношению к кибернетике было сказано, что она "продажная девка капитализма", а по отношению к микрофизике, что она свихнулась в идеализм, наделив электрон свободой волей. В таком контексте философию скорее можно было принять не за мать всех наук, а за злую мачеху.

Справедливости ради отметим, что уже по мысли Ф. Энгельса философия должна решительно отказаться от претензий на роль "науки наук". Научное мировоззрение "не нуждается больше ни в какой философии, стоящей над прочими науками. Как только перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука об этой всеобщей связи становится излишней. И тогда из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории" [1].

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 25.

Но если поднимать вопрос, насколько правомерно представление о философии как о науке (даже при оговорке, что это особая наука, наиболее общая, интересующаяся всем миром в целом, а не частная, рассматривающая какой-либо фрагмент действительности), необходимо выявление критериев научности. В их число включались: повторяемость в наблюдении; интерсубъективность знания (его всеобщность и независимость от личности ученого); воспроизводимость опыта. Все перечисленные характеристики вряд ли приемлемы для философии с ее обилием авторизованных концепций и стремлением к самовыражению в поиске всеобщего. В науке же господствует представление, что если разные ученые, исследующие одну и ту же проблему одинаковыми методами, получают идентичный результат, то он считается научным и принимается научным сообществом. Наука, претендующая на отражение мира в понятийной форме и с точки зрения закономерности, рассматривается как высший этап развития человеческого познания, свободный от предрассудков метод постижения истины, совокупность эмпирически достоверного и логически организованного знания.

Вместе с тем исторические параллели философии и науки достаточно очевидны. Философия и наука как "звенья единой цепи" в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия, в сфере натурфилософии, космологии, онтологии не отличались друг от друга.

Обращение к характеристике философских категорий покажется современному читателю анахронизмом. Действительно, проблематика эта, претендовавшая на роль методологии науки, ушла в прошлое вме­сте с ее притязаниями на интеллектуальную диктатуру. Однако в кон­тексте учебного пособия, адресованного будущим ученым-юристам, обращение к рассмотрению философских категорий представляет­ся оправданным и даже необходимым. Это связано с рядом причин. Во-первых, категориальный аппарат философии и науки развивает­ся, появляются новые категории, переосмысляются традиционные. Во-вторых, следствием активного влияния науки на современную культуру является обогащение ее понятийного аппарата, при этом философские категории, к сожалению, не всегда адекватно употре­бляются в обыденной речи, в языке искусства и политики. В-третьих, становление и развитие правовой системы новой России сопряжено с активным использованием категориального аппарата философии, что высвечивает проблемы и противоречия, о существовании которых трудно и даже невозможно помыслить. А между тем именно к тако­го рода проблемам обращается мировая философская мысль. Доста­точно сослаться на труды выдающегося современного французского философа П. Рикёра. Опыт преподавания истории и философии нау­ки аспирантам Московской государственной юридической академии свидетельствует: обращение к категориям диалектики в контексте правоведения, этики, политики позволяет увидеть проблемы, которые могут стать предметом специального научного рассмотрения.

Что такое категория?Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, как мы мыслим и как передаем свои мысли другим людям. Мы мыс­лим в форме понятий, суждений, умозаключений. Исходный матери­ал мышления составляют понятия, в которых мыслятся предметы в их общих и существенных признаках. Благодаря понятиям мы выявляем смысл событий и явлений, определяем их значимость для нас. Понятие ипонимание — однокоренные слова и поэтому наше понимание мира, осмысленное отношение к миру зависит от того понятийного аппарата, которым человек располагает. Наши мысли мы выражаем с помощью слов. Слово — посредник между мыслью и миром. Оно является и ин­струментом мышления, и средством выражения мысли, передачи ее другим. Чем больше словарный запас, тем шире наши возможности в осмыслении мира.

Мысль так или иначе обобщает наш опыт взаимодействия с миром. Мир бесконечно богат в многообразии своих свойств, предметов и от­ношений. Наш словарный запас несравненно беднее мира, в котором мы живем. Не случайно, так часто в науке возникает необходимость найти подходящий термин для обозначения вновь открываемых явле­ний. Чем точнее смысловое богатство слов, выражающих наше пони­мание мира, тем глубже наше мышление, а чем шире наш понятийный аппарат, тем совершеннее наши мыслительные способности.

Становление и развитие философии сопровождались формиро­ванием системы категорий, отражающих как особенности предмета философского познания, так и специфику философской мысли. Их содержательная интерпретация имеет мировоззренческий характер и изменяется по мере развития науки, философии, духовной культуры в целом. Расширяется и состав философских категорий. Многие кате­гории науки приобретают философский статус. Общественное разви­тие, сопряженное с возникновением новых, не бывших ранее процес­сов и явлений, получает соответствующее философское осмысление, что неизбежно обогащает понятийный аппарат философии. Овладение искусством оперирования философскими понятиями и категориями является одним из важнейших условий формирования философской культуры студента, ученого, культуры мышления вообще.

Классификация категорий, как правило, осуществляется в соответ­ствии с философскими представлениями о различных формах бытия. Традиционно различают частнонаучные, общенаучные и философскиекатегории.

Философские категории — предельно широкие понятия, в которых мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отноше­ния бытия. В системе философских категорий условно можно выде­лить три важнейшие группы.

Первая и важнейшая группа категорий — всеобщие, применяемые в анализе любых философских проблем. Это категории бытия (в оте­чественной литературе эти категории принято называть категориями диалектики).

Вторую группу составляют категории специфические, относящиеся к различным разделам философии. Так, онтология выявляет и опреде­ленным образом интерпретирует смысл таких категорий, как бытие и небытие, субстанция, единство мира, материя, сознание, простран­ство, время, движение и др.). Натурфилософия, гносеология, антро­пология, праксиология, социальная философия, философия глобали­стики также располагают собственным категориальным аппаратом.

Третью группу образуют категории специальных философских дисциплин: логики, этики, эстетики. Например, в этике сформиро­валась система категорий, специфичных именно для данной области философского знания и смежных с этикой разделов философии — ан­тропологии, социальной философии, аксиологии (благо, добро и зло, честь и достоинство, смысл жизни и счастье и др.). Категориями логи­ки являются понятия, суждения, умозаключения, аргументация и т. д. В эстетике используются категории: прекрасное и безобразное, траги­ческое и комическое, возвышенное и низменное и т. д. В данной главе мы обратимся к рассмотрению всеобщих категорий.

Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение и философия
Мировоззрение- система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире. Основной вопрос мировоззрения- вопрос об отношении человека к окружающему миру. Основные виды: 1)мифологическая (ранняя, первобытное общество, зависящее от окружающего мира). 2)религиозная (земные принимают форму неземных) 3)обыденная. 4)философская. Различают 2 уровня мировоззрения: 1)образно-эмоциональное (мироощущение, мировосприятие, миропредставление). 2)рациональное (миропонимание, мироразмышление).

В структуру мировоззрения входят: 1)познавательный компонент (основывается на обобщенных знаниях и представляет конкретные или универсальные или универсальные карты мира). 2)ценностно-нормативный, включает в себя ценности идеала, убеждения, веры, нормы. Ценность - св-во какого-либо предмета или явления удовлетворять потребность, желания человека. К человеческим ценностям относятся: представления о смысле жизни, добре, зле. Высший уровень ценности образует идеал. Социальные нормы - результат повторяющейся оценки человека своих отношений с другими людьми. Нормы- требования поступать определенным образом. 3)Эмоционально - волевой. Благодаря ему знания, ценностные знания человека превращаются в убеждения, личные взгляды человека. 4) практически-волевой. Реальная готовность людей действовать определенным образом в конкретных обстоятельствах.

Соотношение философии и мировоззрения.

1)Философия- форма мировоззрения, однако не всякое мировоззрения является философией. Философия представляет собой ядро мировоззрения. По своему объему мировоззрение шире, чем философия. 2)философия связана с рациональным уровнем мировоззрения, т.е. его высшим уровнем и предполагает использование понятий. Мировоззрение философское выступает как миропонимание. 3)в истории философия самый поздний вид мировоззрения, возникает после мифа и религии.

Предмет, структура, функции философии. Специфика философского знания
Философия выходит от Пифагора. Данный термин происходит от греческих слов phileo- любовь, Sophia- мудрость. 1)По своему содержанию философия дает систему знаний о мире в целом. В отличие от других наук, которые изучают отдельные сферы реальности, философия стремится к тому, чтобы охватить всю реальность в ее единстве. Дать целостное понимание мира. 2)Философия рассматривает вопросы предельного характера: в чем смысл жизни человека, какова сущность мира, в чем его первоистоки. Универсализм- характерный признак философского знания. 3)По своему методу философия представляет собой рациональный способ объяснения действительности, она не довольствуется чувствами, эмоциями, а стремится к логическому, аргументированному обоснованию своих положений, построению в систему, основанную не на вере, а на разуме. 4)По своей цели философия представляет знание свободное от утилитарных интересов. 5)Значение философии заключается, прежде всего, в том, что она ищет и обосновывает нравственный идеал, связывает с описанием жизни человека и общественного развития.

Марксиская философия в качестве основного вопроса философии рассматривается вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному.

Основной вопрос философии имеет две стороны: 1)онтологическую 2)гносеологическую

1-ая связана с постановкой проблемы, что первично: материя или сознание? 2-ая отвечает на вопрос: познаваем ли окружающий мир? При решении 1-ой стороны основного вопроса философии в зависимости от того, что принималось за первичное: материя или сознание, выделились 2 противоположных направления: материализм или идеализм. Сторонники материализма считали, что первична материя. Сознание- это свойство высокоорганизованной материи, оно определяется материей и не является самостоятельной субстанцией. Сторонники идеализма первичным считали сознание (идея, дух),различают 2 направления идеализма: 1)объективный (Платон, Гегель) 2)субъективный (Беркли, Юм) С точки зрения 1) вне и независимо от человеческого сознания существует духовное начало; внешний мир является проявлением мирового духа, абсолютной идеи, который существует вне и независимо от человеческого сознания.

Противоположно 1), сторонники 2) считали, что первичным является сознание человека. Все существует только в сознании познающего субъекта. Вне сознания ни материи ни идеи не существует. Вне материи лишь философия.

Дуализм (Декарт)- существует два самостоятельных начала.

При рассмотрении 2-ой стороны основного вопроса, большинство философов признают познаваемость мира. Однако, в философии существует направление агностицизм, сторонники которого отрицают возможность познания мира. (Кант, Юм)

Философии имеет определенную структуру. С точки зрения классического представления внутри философии выделяются следующие разделы или части: 1)онтология (философское учение о бытии, о существовании). 2)гносеология (философская теория познания). 3)философская антропология (наиболее общие и существенные проблемы человека). 4)социальная (изучение наиболее общей характеристики общественной жизни). 5)философия истории (рассматривает наиболее общие вопросы, связанные со смыслом и целью общественной жизни, с ее движущими причинами). 6) этика (учение о нравственности, ведущая тема- размышление о добре и зле). 7)эстетика (учение о красоте, о прекрасном, главный предмет размышления- прекрасное и безобразное). 8)история философии (рассматривает историю развития философии).

Философия выполняет функции: 1)мировоззренческая (философия формирует представление об устройстве мира и месте в нем человека). 2)методологическая. Метод- средство исследования. Конкретные науки используют частные методы и цели (эксперимент). В отличие от них философия представляет собой универсальный метод. Основные философские методы: а)диалектика- учение о всеобщей связи и развитии. б)метафизика – отрицает диалектику. 3)прогностическая функция. В рамках философии формируются гипотезы об общих тенденциях развития мира и человека, материи и сознания. 4)критическая. Философы исходят из принципа: подвергать все сомнению. 5)аксиалогическая. Философия содержит в себе момент оценки исследованного объекта с точки зрения различных ценностей. 6)социальная. Философия не только объясняет мир, но и способствует его изменению как материальному, так и духовному. 7)гуманитарная. Она способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивных целей, смысла жизни.

Философия в системе культуры. Философия и наука. Философия и религия
Философия - особая форма культуры. Культура дифференцирована, разделена на основные формы: 1)наука. 2)искусство. 3)религия. 4)право…По отношению к культуре философия выполняет объединительную функцию, она стремится обобщать достижения культуры в целом. Философия возникла и развивалась в тесном родстве с наукой. Философия имеет с наукой следующие общие черты: 1)она представляет теоретический тип знаний, которые не просто описывает, а объясняет действительность; она опирается на логические выводы, доказательства и выражается в абстрактных понятиях, категориях. 2)Отношение к истине как к высшей ценности. Во всех других науках знания требуются, прежде всего, ради какой-то цели. Только в философии и науке целью деятельности является истин сама по себе. Философию от науки отличает следующее: 1)наука исследует реальный мир. В отличие от нее философия исследует человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира; 2)научное знание отражает то, что существует. Философия нацелена на то, что должно быть; 3)научное знание основывается на фактах. Философские идеи представляют собой положение, которое нельзя опровергнуть открытыми фактами; 4)в философии на одни и те же вопросы существуют различные точки зрения. Плюрализм мнений- необходимое условие для развития философии.

Философия зарождается как попытка решить первые мировоззренческие проблемы, средствами разума, опираясь на логические законы.

Специфические черты древнеиндийской и древнекитайской философии
Философия древней Индии возникает в сер. 1 тысячелетия до н.э. Характерные черты: 1)самобытность (автохронность). 2)традиционность (обращение к прошлому). 3)религиозность. 4)спириатулистическая направленность, устремленность к внутреннему самоуглублению и духовному восхождению. 5)соединение рационализма и мистицизма. 6)единство божества в определении высшей цели, множественность картин мира. 7)сочетание мироутверждения и мироотрицания. 8)принятие почти всеми школами учения о трансмирации- переселении душ. 9)отношение к философии как к образу жизни. 10высокий общественный статус философии, влиятельность философских идей в культуре.

Школы древнекитайской философии.

Возникает в середине 1 тысячелетия до н.э. Ее характерная черта, как и индийской философии, это автохтонность, самобытность, традиционно высокий статус философии в обществе, отношение к философии как к образу жизни. Политическая направленность. Однако в Китае, в отличие от Индии, особая значимость придается государственности, социальной активности человека. В связи с этим китайская философия сосредоточена на социальной, политической и этической проблематиках. Это преимущественно практическая философия. Она отчуждается от чистой теории и методологии. К числу главных философских школ древнего Китая относятся: даосизм, конфуцианство. Основателем даосизма является Лао-Цзы. Центральным понятием в этом учении является понятие Дао (буквально путь, дорога). Дао - невидимый естественный всеобщий закон природы, человечества и общества. Поведение и мышление отдельного индивида. Главный принцип даосизма - принцип недеяния. Он предписывает человеку отказаться от всякой деятельности, активно не вмешиваться в жизнь. Всякое напряжение ведет к дисгармонии, нарушает пропорции между человеком и миром. Жизнь должна развиваться естественно, сама собой. Следуя Дао, мудрый правитель ничего не предпринимает, чтобы управлять страной, тогда народ процветает, а в обществе само собой воцаряется порядок и гармония.

Космологические идеи ранних греческих философов(милетская школа, Гераклит, пифагорейцы)
Первая греческая философская школа – милетская школа. Ее представители из города Милета(Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Проблема – из чего все происходит, во что возвращается. Милетские философы стремились понять сущность природы, мира в целом. Для них главным был вопрос о первоначале мира. Они ищут субстанции, из которых все произошло. Фалес – вода (влага) первоначало всего сущего. Анаксимен – воздух. Анаксимандр – апейрон (вечное и бесконечное неопределенное, находящееся в постоянном движении первоначало). Таким образом, в философии милетской школы имеет место совмещение философского и естественнонаучного подхода в объяснении первоначала мира. С одной стороны они искали субстанцию, а с другой – отождествляли ее с конкретной природной стихией, с явлением природы.

Дальнейшее развитие философия получила в учении Гераклита, родина- Эфес. По Гераклиту первоначало – огонь (наиболее подвижен, способен к изменению). Из огня произошел мир в целом, отдельные вещи из души.

Философия пифагорейской школы.

Читайте также: