Анализ рынка онлайн школ

Обновлено: 14.06.2024

Все ждали чего-то подобного и в 2020-м. Отчасти так и произошло. Но пандемия, как и везде, внесла свои коррективы.

Как в этом потоке инвестиций, сделок, форс-мажоров и эмоций подсветить логику? Я вывел пять трендов, которые как предприниматель и продуктолог считаю главными в уходящем году, проиллюстрировав их ключевыми событиями отрасли. Эти же тренды, по моему глубокому убеждению, будут определять развитие в наступающем 2021-м.

Инвестиционный бум

Когда рынок растет, на него намывает деньги. Это правило снова доказало свою безотказность. Бизнес-ангелы, венчурные фонды и корпорации по всему миру все активнее вливают средства в EdTech в расчете стать бенефициарами его бурного роста.

А что в России?

Эволюция инструментов

Объем денег — хороший индикатор внимания расчетливых инвесторов. Но есть нюансы. Те, кто не берет труд разобраться в сути происходящего, заливают деньги в поверхностные, хайповые проекты типа курсов очередного Instagram-селебрити. Профессионалы же ищут компании с возможностями для прорыва, с прототипами революционных продуктовых концепций в образовании. Именно такие технологические и методические решения могут сильно повлиять на качество образовательного продукта и создать новых лидеров EdTech. Самые большие инвестиции получали в этом году те стартапы, которые предлагали свои способы использования искусственного интеллекта, машинного обучения, больших данных, игровых механик в образовании.

На наших глазах (и руками наших коллег по EdTech) происходит переизобретение методик и инструментов образования. Форс-мажорные обстоятельства начали рассеивать пелену консервативных убеждений — и за этой пеленой обнаружилось удивительное пространство возможностей для образования нового времени.

Это обучающий робот-игрушка на основе ИИ, который в игровой форме учит детей математике, астрономии, географии и пр. Time назвал его одним из лучших изобретений 2019 года

Экспансия за рубеж

Попытки выйти за пределы русскоговорящего пространства российские EdTech-компании делали и ранее. Один из пионеров рынка, Lingualeo, активно прощупывал страны Южной Америки еще лет 5-6 назад. Лидер языкового обучения, Skyeng, с 2017 года проводил эксперименты с выходами на рынки Латинской Америки, Китая, Испании. Но до недавнего времени заметных успехов не было.

Последние год-полтора возникает впечатление, что экспорт российского онлайн-образования становится все более значимым. Качество многих отечественных EdTech-решений так же соотносится с качеством зарубежных, как российские банковские приложения соотносятся с европейскими и американскими. То есть, возможно, отечественный EdTech повторит успехи финтеха. Но не только создав качественные диджитал-продукты, но и осуществив международную экспансию.

Buddy.ai — виртуальный репетитор английского для детей тоже на основе ИИ, который распознаёт голосовые ответы учеников и даёт обратную связь

Игра на поле государства

Пандемия окончательно обнажила тот факт, что между ожиданиями потребителей (родители школьников, студенты, специалисты повышающие квалификацию) и тем, что способно предложить государственное образование, возник значимый разрыв. Что еще хуже — он постоянно растет. В XXI веке люди хотят учиться быстрее, компактнее, более практико-ориентированно. Поэтому программы большинства школ и вузов с каждым годом все сильнее отстают от реальных образовательных потребностей.

Уверен, что тенденция перевода продвинутыми родителями своих детей в домашние онлайн-школы в следующие несколько лет будет активно нарастать.

Тренд на экосистемы

И напоследок снова немного аналитики. В августе исследовательское агентство HolonIQ обновило свой прогноз мирового рынка EdTech с учетом пандемии коронавируса и ее последствий. По данным компании, объем рынка достигнет $404 млрд к 2025 году (среднегодовой темп роста составит 16,3%).

Коммерческие и продуктовые результаты этого ускоряющегося роста мы будем с вами наблюдать в наступающем году.

Фото: Shutterstock

В рейтинге не учитывались части комплексных программ. Рассматривались программы, ориентированные на топ-менеджеров, управленцев и предпринимателей.

На рынке онлайн-образования непрерывно растет количество основных игроков. В сегмент приходят новые стартапы, инвесторы и компании. Одним из главных триггеров, повлиявших на развитие онлайн-индустрии, стала пандемия коронавируса. Студенты и школьники перешли на домашнее обучение, вместе с ними в онлайн ушли факультативы и курсы по подготовке к ЕГЭ. В то же время вырос спрос на онлайн-образование для взрослых: в любой кризисный период люди боятся потерять работу. Снизить риски такой перспективы помогают курсы дополнительного образования и повышения квалификации. Пандемия породила спрос на учебные онлайн-программы в момент, когда не было возможности выйти в офлайн. А там, где есть спрос, появляются новые предложения, что способствует развитию рынка.

Результаты исследования

Исследование Smart Ranking рассматривает сегмент частного бизнес-образования в России. В рамках него составлены два рейтинга: за 2019 и 2020 годы. Это первая попытка обобщенно посмотреть на развивающуюся отрасль и определить лидеров рынка через финансовые показатели.



До недавних пор отечественные бизнес-школы существовали предпочтительно в офлайн формате и, по словам авторов исследования, начали полноценно формироваться как онлайн-рынок только в 2020 году. Направление начинает развиваться, и одна из идей создателей рейтинга — обозначить границы этого сегмента и упорядочить сложившиеся тенденции.



Какие игроки вошли в рейтинг

В исследовании выделяются все школы и платформы, которые обучают запуску, управлению и развитию бизнеса. Предоставление этих услуг должно быть главной или одной из главных сфер деятельности компании. В рейтинге учитывались четыре направления подготовки:

  • Курсы повышения квалификации;
  • Курсы для предпринимателей;
  • Высшее бизнес-образование (MBA, EMBA и пр.);
  • Корпоративное обучение.

Общая оценка рынка

Рынок онлайн-образования за 2020 год сделал большой скачок в развитии. Оценить долю бизнес-сегмента не так просто, поскольку есть разные способы определения бизнес-образования. Общая выручка игроков, вошедших в рейтинг 2020 года, составила 3,7 млрд руб. Авторы исследования предполагают, что выручка всего сегмента онлайн-бизнес-образования составляет примерно 4 млрд руб.

Два года подряд в рейтинге лидирует образовательная компания Like Центр с общей выручкой 1,9 млрд рублей за 2020 год. В будущем компания планирует выходить на IPO — публичную продажу акций, — экспонироваться на международные рынки и развивать технологии в сфере онлайн-образования.

Сегменты рынка

Рынок онлайн бизнес-образования можно поделить на три категории:

  • Крупные школы для топ-руководителей MBA и EMBA;
  • Курсы для предпринимателей;
  • Тренинги и курсы для менеджмента среднего уровня.

Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox, считает, что общая доля бизнес-школ составляет не более 10% от всего рынка онлайн-образования. Он связывает общую динамику роста с вынужденными обстоятельствами, вызванными пандемией коронавируса. Дмитрий называет переход бизнес-образования в онлайн главным трендом на ближайший год, но считает его сложной задачей, поскольку к этому пока не готовы ни аудитория, ни образовательные индустрии:

Фото:Владислав Шатило / РБК

Последнюю долю рынка занимают курсы для предпринимателей с сегментом в 20%. Сюда входят образовательная компания Like Центр и акселератор онлайн-школ Accel.

Основные итоги исследования

Рост рынка онлайн бизнес-образования в 2020-м составил не менее 70% от 2019 года. В сегмент пришли новые игроки, а старые улучшили позиции. Учитывая, что молодые проекты с большим потенциалом способны увеличивать выручку за год в два-три раза, можно ожидать дальнейшего роста сегмента.

Слияний и поглощений компаний, вероятно, не будет. Топ-50 рейтинга EdTech показывает, что стартапам слишком поздно заходить в нишу. Основной рынок занят крупными платформами, которые способны развиваться сами.

Фото:Александр Земляниченко Мл / Bloomberg

А вот коллаборации будут. Компании с разными сильными сторонами начнут развивать совместные проекты, чтобы увеличить свое влияние. Яркий пример — сотрудничество Coursera и Высшей школы экономики.

С полной версией исследования можно ознакомиться по ссылке.

Онлайн-образование в России — бездонный рынок. Большинство экспертов сходиться во мнении, что рост рынка в 2020 году составил 30-35%, в 2021 году рынок вырос ещё на 35-40%. Такого бума нет ни в одном другом сегменте. Стремление населения к образованию — отличный тренд. Но так ли всё гладко?

1. Прокачай себя:

По данным Talenttech половина рынка (49%) приходиться на дополнительное образование взрослых, еще 26% дополнительное школьное образование и 18% высшее профессиональное образование. Второй и третий формат предполагает подачу материала профессиональным педагогом, только сертифицированными учебными заведениями. Первый формат исключает, какие либо серьезные требования, гарантии, а иногда даже обязательства учебных заведений, именно этот формат показывает наибольший рост рынка.

Какие дополнительные обучения наиболее популярны у взрослых?

  • Иностранные языки – 5,3 млрд. руб. в год;
  • Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама – 2,7 млрд. руб. в год
  • IT – 2,2 млрд. руб. в год
  • Дизайн – 2 млрд. руб. в год
  • Менеджмент и управление – 1,2 млрд. руб. в год.

Развивая собственное агентство, я несколько раз сталкивался с необходимость повышения квалификации специалистов в периоды расширения собственной команды. Ребята с высшим образование часто не знают многих аспектов, например в разработке стратегии, не умеют достаточно эффективно пользоваться такими инструментами как CRM, системами сквозной аналитики, работать с большими данными. Когда на работу берешь одного-двух специалистов, их легко прикрепить к опытным. Но когда мы росли значительно, увеличивая штат на 30%, без онлайн-образования обойтись не представляло возможным.

История №1. SMM для домохозяек.

Многие вопросы специалистов остаются без ответа, или содержать очень поверхностные рекомендации, которые не решают их проблему. В итоге все ответы им приходиться находить у нашей опытной команды. Мы просто теряем время и в итоге 90% материала даём самостоятельно.

История №2. Английский за 2 месяца.

Современное онлайн-образование в России не позволяет подготовить профессионального специалиста, который сможет компетентно решать проблемы заказчика. Все программы курса поверхностны, скорость подачи материала сопоставима со скоростью самостоятельного обучения грамотного специалиста. Соответственно ценность таких обучений приближаться к “нулю”. Однако мы решили разобраться, кто лидирует на рынке онлайн-обучений, как они продвигают свои курсы и чем их реклама, отличается от зарубежной. Переходим к следующему разделу.

2. Продать онлайн-образование:

По данным РБК, лучше всех онлайн-курсы продаёт LIKE-центр (выручка 932 млрд. руб.) - они лидеры рынка в России.

Вы можете проголосовать прямо в комментариях, верите Вы в них или нет? Но, судя по официальной выручке, большинство населения верит в возможность легко и быстро заработать миллионы, и даже миллиарды. Что это значит для меня?

Серьезнее выглядит реклама “City Business School” (оборот школы 270,4 млн. руб.), акцент делается на B2B сегмент, где важны профессиональные эксперты. Однако есть исключения - например реклама “курс директор по персоналу” обещает уже через 3 месяца занять ТОПовую должность.

Реклама школы “Деловая среда” не обошлась без видеоролика с “огромной кучей денег” и Аяза Шабутдинова. Оборот школы 173 млн. руб. в год.

  • “Узнайте, как искусственный интеллект может принести пользу для бизнеса в нашем онлайн-обучении”.
  • “Применимо во всех отраслях, для ЛПР внедряющих технологии интеллекта”.

Немецкая Gisma Business School подчёркивает свой опыт обучения в каждой рекламе, например: “престижное учреждение обучает более 100 лет”, “бизнес-школа имеющая двойную аккредитацию”, “программа магистратуры входит в ТОП-100 лучших в мире”.

Финляндский Xamk объединяет хобби с профессией:

“У Вас есть страсть к играм? Осваивайте производство игр с акцентом на планирование. Получите знания об игровой индустрии!”

В России дураков и лохов на сто лет вперёд, и каждые сто лет их добавляется. Этому способствует среда их обитания, массмедиа и государство. С детства повышать финансовую грамотность родителям некогда и никак, они работают много за малую зарплату. В школе теперь ЕГЭ, то и есть креатива и творчества нет, сплошной тест. Институт - архаизм, не дающий ничего кроме "корочек" и потерянного времени. Кумиры молодежи - фантики, показывающие атрибуты сладкой жизни и успеха без труда. "Человек служивый" во всём.

Институт - отличнейший инструмент, который в умелых руках поможет горы свернуть, а в неумелых - просто "корочка" и потерянное время)

Трудно назвать мои руки неумелыми, после двух институтов) в регионах вся "вышка" , как правило заточена под большие предприятия этого города Программа обучения не менялась с советских времен, и инженеры работают установщиками окон, крутят гипс или торговыми представителями на колбасе. Возможно горы мусора можно свернуть на бульдозере, даже не имея корок

Институт был 20 лет назад) если бы я за 20 лет не повышал квалификацию, мне страшно представить, что в голове осталось бы)

Правда не люблю онлайн и редко пользуюсь, но очно прошёл с тех пор несколько сотен курсов длительностью от 1 дня до 2 лет

Здесь вопрос многогранный. Во-первых, серьезная аудитория уже давно не воспринимает "выпускников" таких псевдо-курсов. Если к вам придет такой "выпускник" и будет хвастаться прохождением "супер-тренинга", вызовет ли это у вас что-либо кроме ухмылки? Во-вторых, какой-то части людей эти псевдо-курсы полезны. Эффект плацебо, как минимум. Плюс постепенно человек перейдет от курсов "как стать маркетологом за 1 час" к курсу "Основы маркетинга парикмахерских услуг за 3 месяца". В-третьих, определенная часть людей всегда будет тратить деньги на что-то такое псевдо-полезное: хироманто-нумерология, астро-психология, вклады в МММ, в "инновационные проекты по строительству нового вида транспорта", в "новую независимую" крипто-валюту и т.д. до бесконечности. Резюме: улушению ситуации будут способствовать разборы таких курсов (как например данная статья), обзоры курсов для школьников, студентов от реальных экспертов, сервисы по верификации таких курсов и т.п. т.е. когда сформируется базовая имунная система онлайн-образования.

Спасибо! Комментарий просто огонь!

Я думаю всё это хороший тренд. Конечно онлайн образование сейчас на этапе формирования, но со временем получится что-то более серьёзное, что наконец-то вытеснит классическое образование - бессмысленное и беспощадное.
Например, считаю учиться 4 года маркетингу в вузе уже сегодня бессмысленно. Данную дисциплину онлайн образование победило.

мне кажется, главная проблема не в формате, а в качестве (и его недостаток может касаться хоть офлайна, хоть онлайна). было бы неплохо, если бы именно оно повышалось и вытесняло большое количество сомнительных шарашкиных контор с таким же сомнительным багажом знаний, который они дают. а офлайн/онлайн пусть остается по выбору - чем плохо?)

В любом случае 4 года за партой это слишком много. Нужно год и остальное джуном на практике постигать.

Забавно, когда человек с очевидными проблемами вещает про цели.

Автор, перепроверьте цифры. У лайка выручка за ярд+, но не настолько)

Некорректно сравнивать London Business School с лайком, этож совершенно разные звери. Вообще если у человека есть английский язык ему открываются Coursera, Udemy и подобные. Наверняка в английском сегменте тоже есть мотивирующие курсы, пространство не терпит пустоты, но из-за присутствия упомянутых платформ они представлены как-то иначе. Я бы копал не в сторону улучшения качества мотивирующих курсов а в сторону выхода в онлайн игроков предлагающих контент, они введут некоторую дифференциацию. Но в русском сегменте их будет намного меньше и качество будет уступать англоязычным (во многих областях русскоязычный контент будет лишь переработкой англоязычного с отставанием лет в 5), поэтому рядовому пользователю все равно будет лучше подучить английский.

Какия устал от отссылки на запад, всё там якобы такое няшное и суперское, а нас такое нет.
На мой взгляд вы живёте реалиями прошлого.
Сравните курсы просто.
Раньше, когда у нас считай ни кого не было, имею основных игроков типа яндекс практикума, гикбраинс, отус, нетология, скилбокс и прочих, были лишь инфобизнесмены, и материала в ру сегменте было довольно мало, вот тогда смотреть на запад было действительно полезно, ибо от них была хоть какая-то то инфа, а у нас было её мало.

Теперь же в ру сегменте есть кркпняки которые дают воздушные общения за 3 месяца подготовить с нуля до про.

Но по сути, они просто теперь делают те же иностранные курсы, но на русском.

У Майкрософт где-то мне попадалась новость, что мол в пандемию всем тяжело и открывают доступ чтобы люди могли себя обрести в ит, и давали 2х часовой курс по компьютерной грамотности, думаю понятно что за 2 часа обучить этому крайне сложно.

Большинство программ можно свести к обучению вождения мол 25 занятий и вы ас.

Это проблема всего образования, взять ту же школу, ученики приходят с разным уровнем подготовки, а потом учитель гонит по программе, те у кого уровень подготовки хороший осваивают в отведенное время, те у кого ниже им требуется больше времени и больше попыток, но учитель не может заниматься детьми, ибо его цель дать программу, так как система построена так.
И зависимость его зарплаты куда важнее усвоили ученики или нет.

Тоже самое происходит и на курсах, возьмём например курсы специалист при мгту имени Баумана, в большинстве случаев программа 24 часа) , или 16+8, и если искать альтернативы то там те же часы если не менее.
За это время поставить навык нельзя.

А увеличивать программу обучения, значит увеличивать затраты на обучение, а значит выше цена, и по ней брать не будут.
Вот и получается замкнутый круг.

С самого нуля никто не учит, у вас должен быть минимальный уровень, а вот где его взять это ваша головная боль, но на работе и курсах точно не получится.

На данный момент нет какой организации которая бы давала стартовый уровень.


Марина Ибушева 31 Марта 2020, в 13:08

Российский рынок онлайн-образования растет быстрее, чем мировой. Команда TalentTech, Нетология и EdMarket выпустила исследование мирового и российского рынка онлайн-обучения. Исследовательская группа в течение 6 месяцев изучала каждый сегмент EdTech-индустрии, деятельность ключевых игроков и инвестиционную активность за 3 последние года.

Ключевые выводы исследования

  • Объем мирового рынка онлайн-образования в 2019 году составил $205 млрд, по оценке Global Market Insights. К 2023 году он достигнет $282,62 млрд. Среднегодовой темп прироста составит в ближайшие 5-7 лет 7-10%.

Объем мирового рынка онлайн-образования в 2019 году составил $205 млрд

  • В 2019 году в мировой рынок EdTech были инвестированы $18,66 млрд, что на $2 млрд больше, чем в 2018 году, по данным Metaari. Среди наиболее инвестиционно привлекательных – стартапы с использованием технологий искусственного интеллекта.
  • Объем российского b2c-рынка онлайн-образования достиг ₽38,5 млрд по итогам 2019 года. В конце 2023 года объем российского рынка EdTech составит ₽60 млрд в год при среднегодовых темпах роста 12-15%.
  • Объем финансовых вливаний в российский рынок EdTech с августа 2017 по октябрь 2019 год составил не менее $80 млн с учетом экспертных оценок непубличных сделок. Размер публичных сделок в онлайн-образовании России за указанный период измеряется суммой $55 млн.
  • Наиболее привлекательные инвестиционные направления в российском сегменте EdTech включают в себя: общее среднее и дополнительное школьное образование, дополнительное профессиональное образование, корпоративное образование.
  • Большая часть публичных сделок в России осуществлялась при участии местных игроков. Только к 4% обнаруженных сделок были причастны зарубежные интересанты.
  • Эксперты предполагают, что в ближайшем будущем российскими инвесторами будут востребованы образовательные онлайн-программы и курсы для разных целевых аудиторий, решения для создания собственного образовательного контента.

в ближайшем будущем российскими инвесторами будут востребованы образовательные онлайн-программы и курсы для разных целевых аудиторий

  • Активнее всего в России растет рынок дополнительного школьного онлайн-образования. Рост составляет 33% в год. Объем рынка по итогам 2019 года составил ₽10 млрд. Основную выручку в нем генерируют онлайн-школы и образовательные платформы.
  • Чеки за обучение школьников на онлайн-платформах разнятся. Медианный показатель составляет ₽2 тыс. в месяц
  • Самая высокая конкуренция наблюдается в сегменте взрослого дополнительного образования. Онлайн-сегмент составляет 13,5% от всего рынка дополнительного образования взрослых и оценивается в ₽19 млрд по итогам 2019 года.
  • Ядро аудитории рынка онлайн-образования в России составляют женщины в возрасте около 25 лет, без детей, со средним доходом на уровне ₽55 тыс.
  • ТОП-5 самых массовых направлений обучения: обучение на производстве (17%); творчество, прикладные декоративные навыки, хобби (13%); спорт, здоровье (9%); духовные практики и личностный рост (7%); иностранные языки, психология, финансы и налоги, специализации узкого и сложного профиля (по 6% у каждого).
  • Из форматов обучения наиболее популярны видеокурсы с сопровождением преподавателя (37% опрошенных), самостоятельные занятия по платным заранее записанным видео на образовательных сайтах (24%), смешанная модель обучения (17%).

Случилось что-то важное? Поделитесь новостью с редакцией.



Сергей Садовничий - Есть страницы где 79 для мобайла / 97 для десктопа без вообще каких либо заморочек. Есть страницы на Тильда у которых показатели для мобайла 60 - и эти страницы находятся в ТОП 1-3 по всем интересующим ключам. С показателями по скорости 60 Google Search Console заявляет, что страница оптимизирована для мобильных устройств и является удобной для пользователей. Рекомендую в первую очередь делать акцент на контенте, качестве внутренней оптимизации, наличии коммерческих факторов (если это не инфо страница) и над ссылочным а уж потом пытаться подтягивать показатели по PageSpeed Insights. Но как правило страницы выходят в ТОП и необходимости добиться PageSpeed Insights за 80 нет!

Алексей Махметхажиев - Надо упомянуть про ленивую загрузку lazy load, что её можно сделать с вредом для картинок и их индексации и можно сделать всё правильно. Есть отложка вредная.)

Alex - Сайт и логотип - лицо компании, это первое. Второе я говорил не про логотип а про баннер на главной странице. Общий вид страницы напоминает циганство и колхоз (зайдите на сайт топовых компаний, такого вы не увидите), что наводит на мысли предположить что и клиентские сайты ведутся также по цигански и по колхозному. Если взять аналогию с ресторанами, то это то же самое что хороший уважающий себя ресторан в центре города около заведения поставит "завлекаловку" пиво и рыбо дешего все это будет на красном фоне желтыми буквами без какого либо стиля - это не ресторан а пивнуха, что равняется безвкусице и дешевизне, что в свою очередь "очередная забегаловка" которую можно найти в любом месте и купить за 150 рублей все что угодно. Исходя из аналогии если этот "ресторан" даже у его владельца "ресторатора" который предлагает свои услуги выглядит колхозно, то в работе над чужим "рестораном" будет еще гораздо хуже. Исходя из этого, о каком профессионализме и экспертизе "DIGITAL агенства" может идти речь, если само это "агенство" не может оказать должных (базовых) услуг самому себе. Соответственно какой смысл читать статью от не профессионалов. Давайте повара попросим чтобы он сконструировал самолет и на нем полетим?

Михаил Шакин - Интересное исследование. Понравился момент с информационными запросами. Активно использую ведение блога и его продвижение на медицинских сайтах клиентов. Работает отлично.



Рустам - Средняя температура по больнице, подсчет даже близко не отображает действительность, особенно учитывая разность цен и уровня зп в разных частях больших стран (США, Канада, Россия)



Bquadro - Не совсем так) Совет про техническую оптимизацию и структуру сайта равноценен как для коммерческого сайта, так и для информационного. Эти два правила универсальны и влияют на ранжирование в поиске вне зависимости от типа ресурса.

Читайте также: