Каким образом осуществляется прогнозирование чрезвычайных ситуаций кратко
Обновлено: 05.07.2024
Прогнозирование ЧС – опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин возникновения ее источника в прошлом и настоящем.
Цели прогнозирования – заблаговременное получение качественной и количественной информации о возможном времени и месте природных и техногенных ЧС, характере и степени связанных с ними опасностей для населения и территории и оценка возможных социально-экономических последствиях ЧС.
Виды прогнозов:
- долгосрочный прогноз на год;
- долгосрочный прогноз циклических ЧС (прогноз на осенне-зимний период, прогноз обусловленный весенним половодьем, прогноз обусловленный пожароопасным периодом);
Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей.
Данные мониторинга служат основой для прогнозирования. В общем случае прогнозирование – это творческий исследовательский процесс, в результате которого получают гипотетические данные о будущем состоянии какого-либо объекта, явления, процесса.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.
Прогнозирование включает в себя ряд элементов. Один из них — информация об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения.
В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежит эвристический или математический подход.
Суть эвристического подхода состоит в использовании мнений специалистов-экспертов. Он находит применение для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя.
Математический подход заключается в использовании имеющихся данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта, их обработке математическими методами, получении зависимости, связывающей указанные характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта в заданный момент времени.
Этот подход предполагает применение моделирования или экстраполяции.
Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В режиме повседневной деятельности прогнозируется возможность возникновения чрезвычайных ситуаций – факт возникновения чрезвычайного события, его место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики предстоящего происшествия.
При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, требуемый состав сил и средств. Наиболее важным из всех этих прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций. Его результаты могут быть наиболее эффективно использованы для предотвращения чрезвычайных ситуаций (особенно в техногенной сфере, а также для некоторых природных бедствий), для заблаговременного снижения возможных потерь и ущерба, обеспечения готовности к ним, определения оптимальных превентивных мер.
Назначение мониторинга и прогнозирования — наблюдение, контроль и предвидение опасных явлений природы, процессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).
Мониторинг и прогнозирование позволяют выявить источники чрезвычайных ситуаций, проследить динамику их развития, определить масштабы, а также решить задачу предупреждения и организовать ликвидацию последствий стихийных бедствий.
Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды.
Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; наземной флоры и фауны, в том числе лесов; водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод.
Мониторинг опасных геологических процессов включает в себя три подсистемы контроля: контроль экзогенных (т.е. происходящих на поверхности Земли или в верхней части земной коры) геологических процессов; контроль эндогенных (т.е. протекающих в недрах Земли) геологических процессов и контроль подземных вод.
Мuнucmepcmвoздравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирует обстановку в этой области.
Надзор за состоянием техногенных объектов и прогнозирование аварийности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Либеральная служба по экономическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Надзорные органы имеются в составе федеральных органов исполнительной власти и в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На крупных предприятиях и в организациях функционируют по промышленной безопасности.
Основными задачами прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:
выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);
выявление возможных масштабов чрезвычайных ситуаций и определение размеров зон бедствия;
выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определение временных интервалов;
оценка требующихся сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.
Вопросы, связанные с содержанием информации, порядком ее получения, а также вопросы оплаты на федеральном и территориальном уровнях определяются соответствующими нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.
Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон бедствия и нанесение их на карту (план).
Прогнозная оценка обстановки включает в себя определение влияния поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на работу объектов экономики и жизнедеятельность населения. Однако она не носит исключительно описательный характер. В прогноз всегда закладываются варианты действия сил быстрого реагирования и сил по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение намеченных задач обеспечивает впоследствии минимальные потери или вообще исключает потери.
Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:
заблаговременное выявление по прогнозу и оценка обстановки по возможным параметрам ЧС с учетом преобладающих среднегодовых метеоусловий;
выявление и оценка обстановки после ЧС;
выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.
Полученные данные необходимы для уточнения ранее принятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мониторинг - система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.
Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей.
Данные мониторинга служат основой для прогнозирования. В общем случае прогнозирование — это творческий исследовательский интерес, в результате которого получают данные о будущем состоянии какого-либо объекта, явления, процесса.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций — это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.
Прогнозирование включает в себя ряд элементов. Один из них — информация об объекте прогнозирования (природном явлении), раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения.
первый эвристический - через изучение предвестников конкретных опасных природных явления и анализ информации мониторинга;
второй математический - через расчеты с использованием статистических данных за несколько лет.
Прогнозирование ЧС осуществляется
двумя путями:
Основная цель – выявление времени ее возникновения, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать.
Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В режиме повседневной деятельности прогнозируется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций – факт возникновения чрезвычайного события, его место, время, интенсивность, возможные масштабы.
При возникновении ЧС прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации ЧС, необходимый состав сил и средств.
Наиболее важным из всех этих прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайной ситуации.
Для прогнозирования техногенной ЧС мониторинг организуется на конкретных объектах экономики.
Например, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение ядовитых веществ при заданных давлении и температуре, надёжность технологических устройств (трубопроводов, задвижек, насосов, клапанов), а также устойчивость конструкций объектов к воздействию проектной нагрузки.
Первый подход основан на изучении предвестников конкретных катастрофических природных явлений и анализе информации, полученной от сетей мониторинга.
Второй подход опирается на математические расчеты на основе имеющихся статистических данных.
В прогнозировании опасных природных процессов используются два подхода.
Основные цели мониторинга и прогнозирования ЧС
снижение риска и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера;
определение мест возможного проявления источников ЧС (зон потенциальной опасности);
заблаговременное определение параметров источников ЧС;
заблаговременное определение последствий (масштабов) ЧС;
организация проведения экспертизы инженерных защитных сооружений;
организация проведения активных воздействий на источники ЧС, с целью их подавления, локализации и контроля параметров.
Основные направления деятельности РСЧС по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций
создание банка данных по источникам ЧС
проведение наблюдений за источниками ЧС
обеспечение органов государственного управления информацией об угрозе возникновения ЧС
прогнозирование ЧС
сбор, обработка и анализ информации об источниках ЧС
Мониторинг атмосферы
Осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая рассредоточена по всей территории страны.
Система мониторинга Росгидромета в своем распоряжении имеет сеть метеорологических и гидрологических станций , а также наблюдательные посты, гидрометеорологические обсерватории, авиаметеорологические и аэрозольные станции.
Мониторинг геологических процессов
Ведется комплексными инженерно-геологическими и гидрологическими партиями Министерства природных ресурсов.
Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений (ФССН), в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды и др.
При ликвидации последствий схода селевого потока в июле 2000 г. в г. Тырныауз (Кабардино-Балкарская Республика) специалисты Центра в составе оперативной группы МЧС России осуществляли координацию деятельности всех служб, задействованных в ликвидации последствий селя, организовывали посты наблюдения и постоянно следили за возможным формированием селевых потоков.
Специалисты Центра на основе обработки мониторинговой информации разрабатывают
краткосрочные (экстренное предупреждение, ежедневный и декадный прогнозы) природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.
среднесрочные (ежемесячные) прогнозы природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.
долгосрочные (сезонные и ежегодные) прогнозы природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.
Читайте также: