В чем состояли особенности развития российской культуры в конце 20 века начале 21 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Название работы: Основные тенденции развития российской культуры в конце XX - начале XXI веков

Предметная область: Культурология и искусствоведение

Описание: Одной из особенностей развития российской культуры рубежа XX-XXI вв. является ее деидеологизированность и плюрализм творческого поиска. В элитарной художественной литературе и изобразительном искусстве пост - советской России на первый план вышли произведения авангардистского направления

Дата добавления: 2014-04-02

Размер файла: 20.76 KB

Работу скачали: 54 чел.

Основные тенденции развития российской культуры в конце XX - начале XXI веков.

Основные тенденции развития российской культуры в конце XX – начале XXI вв.

Одной из особенностей развития российской культуры рубежа XX-XXI вв. является ее деидеологизированность и плюрализм творческого поиска. В элитарной художественной литературе и изобразительном искусстве пост - советской России на первый план вышли произведения авангардистского направления. К ним, например, относятся книги В. Пелевина, Т. Толстой, Л. Улицкой и других авторов. Авангардизм является преобладающим направлением и в живописи. В современном отечественном театре символикой иррационального начала в человеке проникнуты постановки режиссера Р. Г. Виктюка..

В 60-х гг. в культурную жизнь советского общества вошла авторская песня, в которой сомкнулись профессиональное и самодеятельное начала. Творчество бардов, выступавших, как правило, в неформальной обстановке, не было подконтрольно учреждениям культуры. В исполнявшихся под гитару песнях Б.Ш. Окуджавы, А.А. Галича, Ю.И. Визбора зазвучали новые мотивы - сугубо личностного, а не трафаретно-официального отношения и к общественной, и к частной жизни. Мощным гражданским пафосом и широким жанровым разнообразием было наполнено творчество В.С. Высоцкого, который соединил в себе таланты поэта, актера и певца.

Большие возможности для творческой работы архитекторов открылись в последнее десятилетие ХХ века. Частный капитал наравне с государством стал выступать заказчиком при строительстве. Разрабатывая проекты зданий гостиниц, банков, торговых комплексов, спортивных сооружений, российские архитекторы творчески интерпретирзуют наследие классицизма, модерна, конструктивизма. Вновь вошло в практику строительство особняков и коттеджей, многие из которых сооружаются по индивидуальным проектам.

Средства массовой информации. Радикальные перемены произошли в средствах массовой информации. Исчез партийный контроль над их деятельностью. Появились сотни новых газет и журналов. Десятки цветных журналов, рассчитанных на самые разные интересы, стали одной из самых заметных примет нового времени.

Реальности XXI в. — века информационного общества — воплотились в развитии в России современных средств массовой коммуникации. Глобальной сетью Интернет в конце 90-х гг. пользовались около 4 млн человек. Появились интернет-кафе, позволившие оценить возможности Интернета тем, кто не имеет средств приобрести персональный компьютер.

Культура –это все, что сделано человеком, его умом, руками. Культура – это результат человеческой деятельности, форма ее осуществления. Содержание культуры - это материальные и духовные ценности, которые создаются человеком.

В культурной сфере отражаются те процессы, которые происходят в различных сферах общества. Конец 20 – начало 21 вв. – эпоха реформ: перестройка, либеральные реформы. Немецкий философ Гегель говорил, что сова Миневры вылетает ночью. Посмотрим, как политические, социально-экономические процессы, отразились в общественном сознании.

А. Д. Сахаров – физик, известный диссидент, отстаивающий права человека. Был за свои взгляды при советской власти сослан в г. Горький, ныне Н. Новгород. В годы перестройки выступал за прекращение войны в Афганистане, поднимал тему нарушения прав человека. Считал, что главная ценность – это сам человек.

А. И. Солженицын – физик, писатель, диссидент. В своих произведениях остро поднимал вопрос о нарушении прав человека в СССР, показывал античеловеческую сущность тоталитарного режима. В то же время считал, что советские лагеря могут закалить человека духовно. За антисоветские взгляды был выслан из СССР, проживал в США, а затем вернулся на Родину.

Д. С. Лихачев – еще один яркий представитель русской интеллигенции конца двадцатого века. Известный ученый, филолог, литературовед, изучавший историю русской литературы, внесший огромный вклад в ее понимание. Д. С. Лихачев очень многое сделал для развития русской культуры. Известен Д. С. Лихачев как защитник музеев, музейного дела, без которого невозможно сохранение и развитие национальных культур. Лихачев был убежден, что настоящим интеллигентом можно назвать такого человека, который живет по совести.

Вывод: Д. С. Лихачев, А. И. Солженицын, А. Д. Сахаров внесли огромный вклад в развитие русской культуры, развивая тренды гуманости, сострадательности, служения, которые и составляют сущность русской культуры.




Культурная революция также выразилось и в религиозном ренессансе – возрождение религии. На прилавках книжных магазинов стала появляться религиозная литература, в российской архитектуре стали появляться культовые, религиозные сооружения – мечети, буддистские и христианские храмы. Религиозный ренессанс затронул и Волгоград: в 2005 году был построен Храм всех Святых на Мамаевом кургане. Особую популярность на ниве религиозного просвещения снискал отец Александр Мень (1935 – 1990 гг.).

Таким образом, культурную революцию нельзя оценивать однозначно. В ней были как позитивные, так и негативные моменты. Революция в духовной сфере, процесс замены одних ценностей другими был неизбежен, так как коренная ломка происходила не только в сфере культуры, но и в социальной, политической, экономических сферах. Неоднозначность последствий культурной революции объясняется неоднозначным характером проведения реформ в 80-90-ые гг. двадцатого века, их неоднозначными, а зачастую негативными последствиями.

Следует также отметить, что литература в частности, как и искусство вообще, является отражением жизни, бытия. Поэтому все те негативные процессы, которые были вызваны перестройкой, либеральными реформами как раз и отражала российская литература.

Еще В.И. Ленин отметил силу большого воздействия кинематографа на общественное сознание, на сознание людей. Он сказал, что из всех искусств важнейшим для нас является кино.

Благодаря либеральным реформам, их последствиям, в 90-ые годы не только произошло резкое снижение качества и количества кинопродукции, но и исчезла целая отрасль российской культуры – кинотеатры. На функционирование кинотеатров выделялось незначительное количество финансовых средств, в результате чего количество кинотеатров резко сокращалось по стране: их закрывали. На их месте – магазины, культувые места для служения сектантских месс.

Таким образом, развитие культуры на рубеже веков нельзя оценивать однозначно. С одной стороны гласность, свобода слова разнообразили нашу духовную жизнь, открыли новые имена в сфере литературы, музыки.

Начался религиозный ренессанс. Россияне могли обратиться к Богу, строить храмы, мечети, не боясь преследований со стороны властей.

Вопросы и задания:

1. Что такое интеллигенция? Каких видных культурных деятелей можно отнести к ее представителям? Почему?

2. Какой вклад внесла интеллигенция в развитие современной отечественной культуры?

3. Какие направления в современной литературе можно выделить? Кто ее представители? Что общего и что различного между этими направлениями?

4. В чем состояла сущность культурной революции? Как она связана с религиозным ренессансом?

5. Какие факты позволяют говорить о возрождение отечественного кинематографа в 90-ых годах двадцатого века?

6. Как перестроечные и постперестроечные процессы отразились в современной музыке?

7. Можно ли Ю. Ю. Шевчука отнести к современной интеллигенции? Свое мнение обоснуйте.

8. Оцените развитие современной отечественной культуры в конце двадцатого – начале двадцать первого веков.

1. Российская интеллигенция и ее вклад в развитие отечественной культуры.

2. Культурная революция и литература на рубеже веков.

3. Современный кинематограф и музыка.

Культура –это все, что сделано человеком, его умом, руками. Культура – это результат человеческой деятельности, форма ее осуществления. Содержание культуры - это материальные и духовные ценности, которые создаются человеком.

В культурной сфере отражаются те процессы, которые происходят в различных сферах общества. Конец 20 – начало 21 вв. – эпоха реформ: перестройка, либеральные реформы. Немецкий философ Гегель говорил, что сова Миневры вылетает ночью. Посмотрим, как политические, социально-экономические процессы, отразились в общественном сознании.

А. Д. Сахаров – физик, известный диссидент, отстаивающий права человека. Был за свои взгляды при советской власти сослан в г. Горький, ныне Н. Новгород. В годы перестройки выступал за прекращение войны в Афганистане, поднимал тему нарушения прав человека. Считал, что главная ценность – это сам человек.

А. И. Солженицын – физик, писатель, диссидент. В своих произведениях остро поднимал вопрос о нарушении прав человека в СССР, показывал античеловеческую сущность тоталитарного режима. В то же время считал, что советские лагеря могут закалить человека духовно. За антисоветские взгляды был выслан из СССР, проживал в США, а затем вернулся на Родину.

Д. С. Лихачев – еще один яркий представитель русской интеллигенции конца двадцатого века. Известный ученый, филолог, литературовед, изучавший историю русской литературы, внесший огромный вклад в ее понимание. Д. С. Лихачев очень многое сделал для развития русской культуры. Известен Д. С. Лихачев как защитник музеев, музейного дела, без которого невозможно сохранение и развитие национальных культур. Лихачев был убежден, что настоящим интеллигентом можно назвать такого человека, который живет по совести.

Вывод: Д. С. Лихачев, А. И. Солженицын, А. Д. Сахаров внесли огромный вклад в развитие русской культуры, развивая тренды гуманости, сострадательности, служения, которые и составляют сущность русской культуры.

Культурная революция также выразилось и в религиозном ренессансе – возрождение религии. На прилавках книжных магазинов стала появляться религиозная литература, в российской архитектуре стали появляться культовые, религиозные сооружения – мечети, буддистские и христианские храмы. Религиозный ренессанс затронул и Волгоград: в 2005 году был построен Храм всех Святых на Мамаевом кургане. Особую популярность на ниве религиозного просвещения снискал отец Александр Мень (1935 – 1990 гг.).

Таким образом, культурную революцию нельзя оценивать однозначно. В ней были как позитивные, так и негативные моменты. Революция в духовной сфере, процесс замены одних ценностей другими был неизбежен, так как коренная ломка происходила не только в сфере культуры, но и в социальной, политической, экономических сферах. Неоднозначность последствий культурной революции объясняется неоднозначным характером проведения реформ в 80-90-ые гг. двадцатого века, их неоднозначными, а зачастую негативными последствиями.

Следует также отметить, что литература в частности, как и искусство вообще, является отражением жизни, бытия. Поэтому все те негативные процессы, которые были вызваны перестройкой, либеральными реформами как раз и отражала российская литература.

Еще В.И. Ленин отметил силу большого воздействия кинематографа на общественное сознание, на сознание людей. Он сказал, что из всех искусств важнейшим для нас является кино.

Благодаря либеральным реформам, их последствиям, в 90-ые годы не только произошло резкое снижение качества и количества кинопродукции, но и исчезла целая отрасль российской культуры – кинотеатры. На функционирование кинотеатров выделялось незначительное количество финансовых средств, в результате чего количество кинотеатров резко сокращалось по стране: их закрывали. На их месте – магазины, культувые места для служения сектантских месс.

Таким образом, развитие культуры на рубеже веков нельзя оценивать однозначно. С одной стороны гласность, свобода слова разнообразили нашу духовную жизнь, открыли новые имена в сфере литературы, музыки.

Начался религиозный ренессанс. Россияне могли обратиться к Богу, строить храмы, мечети, не боясь преследований со стороны властей.

Вопросы и задания:

1. Что такое интеллигенция? Каких видных культурных деятелей можно отнести к ее представителям? Почему?

2. Какой вклад внесла интеллигенция в развитие современной отечественной культуры?

3. Какие направления в современной литературе можно выделить? Кто ее представители? Что общего и что различного между этими направлениями?

4. В чем состояла сущность культурной революции? Как она связана с религиозным ренессансом?

5. Какие факты позволяют говорить о возрождение отечественного кинематографа в 90-ых годах двадцатого века?

6. Как перестроечные и постперестроечные процессы отразились в современной музыке?

7. Можно ли Ю. Ю. Шевчука отнести к современной интеллигенции? Свое мнение обоснуйте.

8. Оцените развитие современной отечественной культуры в конце двадцатого – начале двадцать первого веков.

В чем состояли необыкновенности развития российской культуры в конце XX начале XXI в.?

  • Таисия Дочкина
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-10-28 06:38:10
  • 0
  • 1

С 90-е гг. XX в. резко сократилась муниципальная поддержка культуры, падал культурный уровень народонаселенья. Совместно с тем появились новые способности для творчества и самовыражения.
Для литературы начала 90-х гг. во многом отличительны растерянность, ностальгия по прежней жизни, сильному государству, каким был Русский Альянс. В литературе появляются новые герои: безработные, беженцы, бомжи, новые российские, бандиты. Серьезную литературу все более притесняли творенья легкого жанра: детективы, дамские романы, фэнтези. Совместно с тем продолжали выходить творенья общепризнанных творцов: В.Г.Распутина (Наша родина юная), Л.М.Леонова (Пирамида), В.П.Астафьева (Прокляты и убиты) и др. Популярностью воспользовались и творения неких писателей-модернистов, например В.О.Пелевина Чапаев и Пустота, Generation П.
В 90-е гг. острейший кризис, связанный с неимением финансирования и конкурентнстью со стороны американских кинофильмов, переживал русский синематограф. Лишь не- многие картины, снятые в тот период, воспользовались популярностью у созерцателей. Посреди их Окно в Париж Ю. Б. Мамина, Ширли-мырли В.В.Меньшова, Брат и Брат-2 А.О.Балабанова и др. В 1995 г. премии Оскар Американской киноакадемии был удостоен кинофильм Н.С. Михалкова Утомленные солнцем, а в 1996 г. призом Каннского кинофестиваля отмечен кинофильм С.В.Бодрова Кавказский пленный.
В начале XXI в. наметилось восстановленье ряда сфер культуры. Неподражаемо наглядно это видно на примере кинематографа. Русские режиссеры, использовав новые приемы творенья кинопродукции, смогли возвращать созерцателей в кинозалы на российские киноленты. Первым русским бестселлером стал Ночной дозор (2004 г., реж. Т. Н. Бекмамбетов), следом появился Турецкий гамбит (2005, реж. Д.Файзиев) и др.


1. Религиозное возрождение как духовное явление в жизни страны. С уходом из общественной жизни государственной атеистической идеологии начали возрождаться и укрепляться как религиозная вера, так и конфессиональные общины. Особенно этот духовный подъём связан с традиционными конфессиями: Русской православной церковью (РПЦ), объединениями мусульман Поволжско-Уральского и Северокавказского регионов, буддистами Бурятии, Тывы и Калмыкии, еврейскими общинами.

Религиозные обряды вернулись в повседневную жизнь людей. Венчание, крещение новорождённых, отпевание умерших перестали быть чем-то исключительным, стали естественными явлениями. Внешне рост религиозных настроений в обществе выражался в реставрации и строительстве новых православных храмов, мечетей, дацанов, синагог, баптистских молельных домов. Великолепные мечети воздвигнуты в Казани и Грозном. Восстановлен взорванный в 1931 г. храм Христа Спасителя в Москве. Открываются ликвидированные в советское время православные и буддистские монастыри. Большой вклад в укрепление духовного здоровья нации внесли РПЦ и патриархи Московские и всея Руси Алексий II (1990—2008) и Кирилл (с 2009 г.). Государственная политика в отношении конфессий заключается в защите конституционных прав верующих. Государство нуждается в опоре на те моральные предписания, которые утверждаются в сознании и поведении верующих соблюдением религиозных канонов.

1. Какую роль в духовной жизни современной России играют религиозные конфессии?

2. Нужно ли преподавать в школе основы религии и если да, то кто и как должен этим заниматься? Составьте обзор мнений по данной проблеме, выскажите и аргументируйте свою точку зрения.

Этот процесс занял весьма длительное время, охватив и 1990 и 2000 гг., и состоял из ряда реформаторских решений. В модернизации образования можно выделить несколько основных направлений: демократизацию системы обучения и воспитания в условиях нового общественного строя; гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования; компьютеризацию; выработку критериев и стандартов образования.

С целью выравнивания уровня результатов обучения была введена общегосударственная аттестация: единый государственный экзамен (ЕГЭ) для 11-классников и государственная итоговая аттестация (ГИА, сейчас основной государственный экзамен — ОГЭ) для 9-классников. Введение ЕГЭ преследовало ещё одну цель: сделать более доступным поступление в высшие учебные заведения для выпускников провинциальных, особенно сельских, школ.


Проведение ЕГЭ

Реформированию подверглась и высшая школа. Приём в неё стал происходить на основе результатов ЕГЭ. Большинство вузов перешли на двухуровневую систему обучения. Первый цикл обучения — бакалавриат — должен обеспечить массовый спрос на специалистов. Второй цикл — магистратура — формирует научно-образовательные кадры высшей категории. Такое двухуровневое высшее образование принято 29 европейскими странами, представители которых подписали в 1999 г. Болонскую декларацию. Это позволило сблизить системы образования на всём европейском пространстве.

К очень значимым изменениям в образовании можно отнести его деидеологизацию, возможность плюрализма оценок в тех случаях, когда существует несколько конкурирующих научных теорий или гипотез. При этом существенную роль в воспитании учащихся начала играть религия.

Много было сделано для компьютеризации обучения. Кроме учебников, задачников, других учебных пособий, дополнительным источником получения знаний стал Интернет. Наряду с печатными учебниками появились электронные учебники, справочные материалы, базы данных по разным отраслям знаний.

1. Какие факторы оказывали влияние на развитие российского образования в конце XX — начале XXI в.?

2. Какие изменения произошли в системе российского образования? Какие из них вам представляются положительными, а какие — отрицательными? Почему?

3. Что такое Болонский процесс? Соберите информацию об участии России в этом процессе, проведите дискуссию о положительных и отрицательных сторонах этого участия.

С 1988 г. СССР начал участвовать в паралимпийском движении. Российские паралимпийцы занимали второе место в летних Олимпиадах 1996 и 2012 гг., достойно выступали в зимних Олимпиадах, занимая 2—5-е места. В сочинской Олимпиаде они впервые вырвались на первое место, опередив занявшую второе место Германию.


Российские спортсмены — чемпионы зимней Олимпиады в Сочи

В топ-десятку российских олимпийцев (1994—2014 гг.) вошли чемпионки по синхронному плаванию А. Давыдова, А. Ермакова, гимнаст А. Немов, лыжницы Ю. Чепалова, Л. Егорова. Крупными, известными спортивными величинами стали Е. Исимбаева (прыжки с шестом), М. Шарапова (теннис), первая в России чемпионка мира по шахматам (2008 г.) А. Костенюк.

Расскажите об одном из выдающихся российских спортсменов начала XXI в. и его спортивных достижениях, подготовьте презентацию.

4. Особенности развития науки. Начиная с 1990-х гг. наука в России развивается в условиях, кардинальным образом отличающихся от тех, которые были в Советском Союзе. Отметим наиболее существенные особенности. Если в советское время наука была втиснута в рамки диалектико-материалистического учения (марксизма), то в постсоветское время научная мысль стала плюралистической, свободной в выборе той или иной доктрины, теории, методологии. Если в советский период наука была в значительной степени изолирована в силу узости, искусственной ограниченности контактов с зарубежными учёными, то в постсоветский период она полностью включена в мировой научный процесс.

Российские учёные принимают участие в ряде международных научных проектов. Прежде всего, это сотрудничество в космонавтике. Неоднократно представители разных стран отправлялись на российских околоземных станциях для научно-исследовательской работы в космосе. В настоящее время на орбите находится Международная космическая станция (МКС), в создании и деятельности которой главную роль играют РФ и США. Космонавтов и оборудование на МКС доставляют с помощью российских ракет. Регулярно с научными задачами и программами (наблюдение за Землёй и космосом, биологические эксперименты) на орбиту отправляются российские спутники. В международных проектах участвует и Объединённый институт ядерных исследований в Дубне, где был открыт 116-й элемент Периодической системы.


Президент РФ В. В. Путин и лауреат Нобелевской премии по физике Ж. И. Алфёров

В значительной мере развитие науки связано с её финансированием и степенью эффективности денежных затрат. С целью повышения эффективности последних созданы научные фонды, которые располагают грантами (средствами для финансирования научных проектов), предоставляемыми на конкурентной основе.

Имеются достижения и в области гуманитарных наук. Так, например, археологи в 2010 г. в Денисовской пещере на Алтае обнаружили останки древнейшего человека. Анализ его генома показал, что это ещё один подвид (подобно неандертальцам) вымерших людей. Заслугой историков и архивистов являются многотомные издания документальных материалов (например, по истории российских политических партий), которые тем самым вводятся в научный оборот.

Сравните положение науки в СССР и в современной России. Что изменилось в лучшую, а что — в худшую сторону?

На рубеже XX—XXI вв. стала пользоваться популярностью отечественная детективная литература (Б. Акунин, Д. Донцова, А. Маринина и др.). Устойчивый интерес сохраняется к таким писателям, как Ю. Поляков, А. Проханов, Т. Толстая, Л. Улицкая. Интерес вызывают и писатели нового поколения — А. Варламов, 3. Прилепин, А. Шаргунов и др.

Авангардизм является преобладающим направлением и в живописи (соц-арт Э. Булатова, картины Н. Софронова и др.). Но наряду с ним среди художников сильна традиция реалистического искусства (И. С. Глазунов, А. М. Шилов и др.).

Всему миру известны имена российских композиторов (В. П. Артёмов, С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, Р. К. Щедрин и др.), дирижёров (В. А. Гергиев, В. Т. Спиваков и др.) и музыкантов-исполнителей.

Большие возможности открылись и для творческой работы архитекторов. Частный капитал наравне с государством стал выступать заказчиком при строительстве. Разрабатывая проекты зданий гостиниц, банков, торговых комплексов, спортивных сооружений, российские архитекторы творчески интерпретируют наследие классицизма, модерна, конструктивизма. Вновь вошло в практику строительство особняков и коттеджей, многие из которых сооружаются по индивидуальным проектам.

Охарактеризуйте основные особенности культурной жизни России в конце XX — начале XXI в.

Вопросы и задания

1. С помощью иллюстраций в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.

5. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ

2. Как развитие Интернета влияет на развитие системы образования? Какие новые возможности он даёт, какие угрозы таит?

5. Какие российские кинофильмы стали лауреатами престижных международных кинофестивалей за последние 20 лет?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ГЛАВЕ V

Второй этап российской государственности — конец 1993—2000 гг. — закончился уходом в отставку с поста Президента РФ Б. Н. Ельцина. Это время завершения в основном социальных преобразований в процессе более замедленного проведения реформ и курса на экономическую стабилизацию.

Третий этап, начавшийся в 2000 г., связан с именами В. В. Путина и Д. А. Медведева. Он характеризуется в целом укреплением российской государственности и обороноспособности, повышением жизненного уровня россиян и в то же время острыми финансово-экономическими кризисами 2008 и 2014 гг. На этом этапе, несмотря на социальные противоречия и внешнеполитические конфликты, была достигнута длительная стабилизация общества.

ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ V

1. С помощью высказываний В. В. Путина в начале главы сформулируйте главный вопрос главы V.

2. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос главы. Изложите его в письменном виде (в форме небольшого сочинения).

3. Составьте синхронистическую таблицу основных событий мировой и российской истории с 1992 г.

4. Кратко охарактеризуйте причины и последствия следующих событий и явлений: кризисное развитие российской экономики в 1990-е гг. и экономический рост в 2000-е гг.; победа Б. Н. Ельцина в противостоянии с Верховным Советом и на президентских выборах 1996 г.; высокий уровень популярности В. В. Путина.

ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ГЛАВЕ V

1. Наш край в эпоху перемен. (Сбор информации и презентация по истории родного города, посёлка, села.)

4. 2014 год в истории России. (Сбор информации, презентация и коллективное обсуждение.)

Читайте также: