Развитие словаря старших дошкольников в образовательной деятельности детского сада

Обновлено: 02.07.2024

Цель:
Развитие словаря детей через словесно - дидактические игры.
Задачи:
-Способствовать обогащению словаря детей, накоплению слов, освоения их социально закрепленных значений и формированию умения использовать их в конкретных условиях общения.
-Учить детей образовывать слова с помощью суффиксов, приставок, придумывать предложения с заданным количеством слов.
- Учить детей употреблять в речи, грамматически правильно оформленные разнообразные синтаксические конструкции.
-Развивать творческую речевую деятельность детей и выразительности речи через построение речевого высказывания в ситуации общения.
- Воспитывать интерес к слову, как особому объекту познания.

Оценить 1000 0

Семенова Т.А. воспитатель

с. Карагай, 2016г.

Вид проекта: познавательный, игровой.

Целевая группа: дети старшей группы.

Участники проекта: дети,воспитатель - Семенова Т.А., родители.

Масштаб:по количеству детей – 30, по времени с 1 октября 2016года по 1июня 2017 года.

Актуальность.

Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется у ребенка постепенно в процессе его роста и развития. Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает войти в мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе. В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развития понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Речевое отставание отрицательно сказывается на развитии памяти. Поэтому формирование словаря и лексико-грамматических сторон являются одной из актуальных проблем. Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная грамотная речь.

В процессе обследования детей по речевому развитию заметила, что есть дети, которые не владеют достаточным лексическим запасом, не умеют быстро находить нужное слово, выражать свои мысли точными словами.

Моя задача максимально способствовать обогащению словаря детей, накоплению слов, освоения их социально закрепленных значений и формированию умения использовать их в конкретных условиях общения.

К сожалению, в настоящее время все больше и больше тех, кто удаляется от художественной литературы. Речь взрослых бедна и безграмотна. Общение с детьми идет на бытовом уровне. Поэтому формирование словаря детей старшего дошкольного возраста сейчас является наиболее актуальной проблемой.

Развитие словарядетейчерез словесно - дидактические игры.

- Способствовать обогащению словаря детей, накоплению слов, освоения их социально закрепленных значений и формированию умения использовать их в конкретных условиях общения.

-Учить детей образовывать слова с помощью суффиксов, приставок, придумывать предложения с заданным количеством слов.

- Учить детей употреблять в речи, грамматически правильно оформленные разнообразные синтаксические конструкции.

-Р азвивать творческую речевую деятельность детей и выразительности речи через построение речевого высказывания в ситуации общения.

Актуальность исследования определяется тем, что формирование словаря детей является необходимым условием успешного развития ребенка. При этом необходимо учитывать, что при овладении речью ребенок приобретает не только навыки эффективной коммуникации, овладевает умениями выражать собственные мысли, но и развивается интеллектуально, социально, личностно.

Своевременное формирование словаря ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Процесс приобретения ребенком дошкольного возраста знаний происходит в игровой деятельности. По мере взросления ребенка ему становятся доступны различные виды и формы игр, важное значение среди которых занимает дидактическая игра. В процесс использования дидактической игры в различных режимных моментах жизни дошкольной группы, при организации специальных занятий необходимо помнить о разноплановом влияние данного вида игры на развитие ребенка. В частности, большинство современных исследователей указывают на эффективность использования дидактических игр при формировании словаря у дошкольников.

Проблема развития речи с использование игровых способов обучения является актуальной среди широкого круга исследователей. Это видно из работ А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, А. Г. Арушановой и других. Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренникава, М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают исследование особенностей развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Можно выделить насколько направлений исследований, которые имели существенное значение для данной работы. Общие вопросы формирования речи обозначены в научных трудах Л. С. Выготского, Л. А. Венгера, В. С. Мухиной, А. А. Леонтьева.

Необходимо отметить тот факт, что не смотря на значимость и эффективность использования дидактических игр в процессе формирования словаря детей дошкольного возраста, еще многие вопросы, относящиеся как в теоретическим основам данного процесса, так и к их применению на практике остаются малоизученными. Вследствие этого возникает противоречие между потребностью общества в формировании речевых способностей детей, снижении количества дошкольников с патологиями речевого развития, и слабым использованием на практическом уровне возможностей дидактической игры для решения данных проблем.

Отмеченное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении возможностей дидактической игры и игровых упражнений в процессе развития словаря детей дошкольного возраста.

Целью данного исследования является изучение возможностей использования дидактической игры как средства развития словаря дошкольников.

Объектом данного исследования являются процесс развития словаря дошкольников.

Предметом данного исследования является дидактическая игра как средство развития словаря дошкольников.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить значение игры в дошкольном возрасте.

2. Выделить особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать научные подходы к возможности использования дидактических игр и упражнений для речевого развития дошкольников.

4. Рассмотреть виды дидактических игр, используемых для развития словаря старших дошкольников.

5. Выделить задачи и содержание словарной работы в детском саду.

Методологическую основу исследования составили:

1. культурно-историческая теория Л. C. Выготского и положение о решающей роли обучения в психическом развитии ребенка;

2. концепция Л. A. Венгера о развитии познавательных способностей.

В работе использовались методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования.

Формирование словаря у детей дошкольного возраста "Формирование словаря у детей дошкольного возраста". Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во.

Развитие словаря и формирование произносительных возможностей у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью Мастер-класс для родителей Цель: Познакомить родителей с особенностями работы с детьми с умственной отсталостью. Задачи: Познакомить.

Развитие словаря определений у детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки Своевременное развитие словаря-один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Словарная работа -это планомерное расширение, углубление.

Методы и приемы использования развивающих игр как средство развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Принципы словарной работы, с дошкольниками при общем недоразвитии речи, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы.

Развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста Быстрота – это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека. Возьмем такой пример.

Развитие коммуникативной активности у детей старшего дошкольного возраста Характеристика основных понятий: развитие, активность, коммуникативность, коммуникативная активность. Теоретическое обоснование проблемы.

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Современные технологии в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста Современные технологии в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста. Серкиза Тамара Леонидовна апрель 2019 Речь ребенка формируется.

Тезисы ВКР. Комплекс занятий для развития словаря детей старшего дошкольного возраста Тезисы по теме ВКР «Комплекс занятий, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной.

Задачи:
1.Формировать навыки речевого общения;
2. Обогатить словарь за счет перехода пассивного в активный (классификация понятий, подбор синонимов, определений, ассоциативное дополнение слова в предложении)
3. Развивать память детей;
4.Развивать логическое мышление;
5.Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру и людям, живущим в нем.

В настоящее время появилось много дидактических игр. Традиция широкого использования этих игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.
Особый вклад в дошкольную педагогику внес Фридрих Фребель. Он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Он был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле слова, а в организации дидактической игры.
По определению места игры в образовательном процессе детского сада Мария Монтессори близка к позиции Фридриха Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это пустая игра, не оказывающая влияние на развитие ребенка.
По мнению Е. И. Тихеевой эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей зависит от того, насколько они интересны ребенку, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в дидактических играх Тихеевой предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок). Именно она считала, что дидактическая игра дает возможность развивать речь ребенка. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.
В отечественной педагогике авторами дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л. А Венгер, А. П. Усова, Е.И. Удальцова, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко и др.
В своём опыте я хочу показать влияние дидактических игр и лексических упражнений на формирование словаря старшего дошкольника
Технология. Принципы.
Планируя и осуществляя работу по заинтересовавшей меня проблеме, я руководствовалась как общедидактическими принципами, так и специальными и. А именно:
-Принцип доступности, когда предлагаемый материал и объяснения взрослого понятны и хорошо воспринимаются детьми; материал и игры подбираются с учётом возраста и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
-Принцип системности, когда обучение детей ведётся регулярно от простого к сложному с опорой на предыдущий усвоенный материал;
-Принцип наглядности основывается на том, что ребёнок дошкольного возраста в основном мыслит, опираясь на конкретные предметы и явления; каждое занятие строится с максимальным использованием наглядных средств: картин, игрушек, муляжей, таблиц и т.д.;
-Принцип комплексности, при котором проблема развития лексической системы у детей решается не только проведением специально отведённых для этого занятий, но и во всех других видах деятельности, а также в свободное время, на прогулке, в домашних условиях;
-Принцип научности, когда, выполняя предлагаемые задания, дети, усваивают серьёзные и необходимые в дальнейшем категории и понятия;
-Принцип опоры на онтогенез, когда развитие речи у детей требует обязательного учёта онтогенетических особенностей: условия рождения, беременности, состояния общего и речевого развития, а также учёта развития речи детей в норме;
-Принцип дифференцированности, при котором индивидуальный подход к ребёнку везде должен сочетаться с его персональными умениями и возможностями;
-Принцип опоры на ведущую деятельность возраста. Известно, что ведущей деятельностью ребёнка в период до семи лет является игровая деятельность, поэтому обучение становится эффективнее, если оно осуществляется в играх: дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных и т.д.;
-Принцип учёта зоны ближайшего развития, когда проблема развития речи у детей строится с учётом успешного обучения в общеобразовательной школе, а в частности предупреждение ошибок при чтении и письме (дислексии, дисграфии).
Всю дальнейшую работу строила, основываясь на этих принципах, применяя разные формы организации детей. Это фронтальные занятия, комплексные, занятия по подгруппам в зависимости от уровня подготовки детей, индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность ребёнка и взрослого вне занятий, самостоятельная деятельность детей. В определённых условиях каждая из этих форм давала свой результат. На всех видах занятий применяла различные методы (словесные, наглядные, практические) и приёмы.
Первое, что я сделала, разбила предстоящую работу на этапы решения основных задач с усложнениями, а именно:
1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов.
2) уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.);
3) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Остановимся на этом подробнее:
Обогащение словаря.

Средства:
Средство это способ действия для достижения чего – либо. В своей работе с детьми я использовала следующие средства:
- непосредственное наблюдение окружающей действительности (экскурсии, труд взрослых ….);
- распознающие наблюдения, использовала только при ознакомлении с новым объектом (при использовании различных анализаторов);
- показ малознакомой картины, главное здесь объяснения взрослого;
- показ знакомых картин, здесь преобладает речь детей;
- показ диафильмов, кинофильмов, беседа об увиденном;
- чтение художественных произведений;
- рассматривание игрушек;
- культурная языковая среда, речь взрослого;
- различные виды искусства.

Результаты:
Результаты, проведенной диагностики показали, что формирование словаря требует дальнейшей планомерной работы и специально организованного обучения.
Необходима постоянная индивидуально – коррекционная работа, т.к. дети приходят в группу в возрасте пяти лет и с разными речевыми нарушениями, но за период посещения дети добиваются определенных значительных успехов, а именно:
- обогащение словаря, за счет накопления количественных слов: существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий;
- закрепление и уточнение словаря, появление в лексике понятия многозначных слов, обобщающих понятий;
- выведение словаря из пассивного в активный, увеличение количества слов, содержание которых точно понимается ребенком.
• Понимание и употребление бытовой лексики (существительные);
• Понимание и употребление обобщающих понятий (существительные);
• Знание слов, обозначающих орудия труда, материалы, используемые человеком в процессе трудовой деятельности (существительные).
Старшая группа
Начало учебного года Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - существительные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - прилагательные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - глаголы
Из 12 детей овладели на высоком уровне 0 человек - наречия
Старшая группа
Конец учебного года Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - существительные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - прилагательные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - глаголы
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - наречия
Подготовительная к школе группа
Начало учебного года Из 12 детей овладели на высоком уровне 4 человека - существительные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 4 человека - прилагательные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 3 человека - глаголы
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - наречие


ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Словарная работа в детском саду – это закономерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов [1]. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать и в конкретных условиях общения.

В общей системе по развитию речи в ДОО обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. Словарная работа занимает в работе с дошкольниками важное место, и ей праву должно уделяться серьезное внимание. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование речевого общения ребенка, т.к слово обеспечивает его содержанию. Работа по развитию слова в ДОО тесно связана и с познавательным развитием, поскольку усвоение новых слов выражает усваиваемые ребенком знания и представления. Результаты педагогических исследований (В.И. Логиновой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, А.Г. Арушановой) и практические наблюдения показывают, что уровень развития словаря детей дошкольного возраста недостаточный.

Словарь ребенка значительно уступает по объему словарю взрослого человека, т.к. объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека. Исследованием количественного состава словаря в разное время занимались В.И. Логинова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, В.В. Гербова, Д.Б. Эльконин и др.

Особенность словарной работы в ДОО состоит в том, что она проводится в процессе всей воспитательно-образовательной работе с детьми, в том числе на занятиях. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, а систематично, чтобы педагог управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для детей, обеспечивая правильность и полноту усвоения слов.

Перечислим конкретные задачи словарной работы в детском саду, предложенные [2].

1. Обогащение словаря детей, т.е. усвоение тех новых слов, которые дети ранее не знали вовсе, или новых значений слов. Расширение запаса слов происходит за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, качеств, свойств, действий и т.д.). Словарь детей обогащается на основе их непосредственного ознакомления с окружающей действительностью, в процессе познавательной деятельности.

2. Закрепление и уточнение словаря. Дети дошкольного возраста в силу своим особенностей нуждаются в многократном повторении слов для их запоминания.

3. Активизация словаря детей. Активизировать детский словарь – значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами.

4. Устранение нелитературных слов, употребляемых иногда дошкольниками, исправление ошибочных ударений, произношения.

Все задачи словарной работы тесно связаны между собой и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

Основными источниками развития словаря являются:

- наблюдения над окружающей действительностью (природой, общественной жизнью, играми детей и т.д.);

- общение со взрослыми и сверстниками;

- речь взрослых – дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, подражают всему, что слышат;

- художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения.

В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. [3]

Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.

Сущность словарной работы в детском саду заключается в том, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон: 1) соотнесенности слова с предметом; 2) связи слова с определенным понятием; 3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка. Усвоить значение слова – значит овладеть всеми его сторонами.

Существуют различные подходы к разработке технологии словарной работы с детьми дошкольного возраста. Среди них можно выделить накопительный подход, когда в процессе ознакомления с окружающим миром словарь детей обогащается, актуализируется и уточняется всеми возможными словами, из разных частей речи.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить критерии и показатели для определения уровней развития словаря шестого года жизни, которые представлены в таблице 1.

Читайте также: