Роль семьи и школы в развитии морального самосознания обучающихся педагогический совет

Обновлено: 14.06.2024

Автор: Куон Ирина Тамуровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей №3
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: доклад
Тема: "Роль семьи и школы в воспитании нравственных и морально–этических качеств личности младших школьников"
Раздел: начальное образование

Роль семьи и школы в воспитании нравственных и морально-этических

качеств личности младших школьников

В начале моей педагогической деятельности завуч по УВР раздала всем

кл.рук. дневники классных руководителей на печатной основе, где эпиграфом

Именно на этой, если хотите, пафосной ноте начинается мое сотрудничество

Чаще (сегодня мы не будем говорить о частных случаях) ребенок

приходит из семьи, где он любим, где родители рады сделать все, чтобы их

встретит опытный, понимающий, справедливый учитель. Родители слушают,

задают вопросы, пытаются понять, не ошиблись ли они в выборе учителя для

своего самого-самого… И вот тут встает важная задача перед учителем,

уважительное отношение друг к другу на долгие годы.

смотрят в одном направлении: родители уважают и признают требования

Мотивация в учебе… Об этом много говорится с родителями на

собраниях и в индивидуальных беседах. Ребенок учится не ради светлого

чтобы нравиться родителям и учителям. Многие родители

воспитывать в ребенке гордость за самого себя, уважать себя за то, что ты

улучшил свой вчерашний результат, а не заставлять его учиться так, как Петя

или Маша. Друзьями они не станут, а врагами вполне вероятно…

Воспитание. Систематические нравоучения или тотальный контроль за

жизнью ребенка часто дают обратный результат. В таких случаях я предлагаю

родителям начать с себя. Прежде чем требовать от ребенка успехов в учебе,

спросите себя: «А я успешен? Все ли я делаю для того, чтобы добиться

потешить свое родительское тщеславие? Признайтесь в этом хотя бы перед

самим собой, прежде чем ругать учителей, нерадивого ребенка и вообще весь

мир. Потому что ничто не отнимает силы так, как жалость к себе и обвинение

Заходите в класс с улыбкой, мы вас ждем! Сначала трудно, потом привыкают

Детей нужно жалеть в неудачах, когда они поссорились с друзьями,

получили плохую оценку. Помочь оценить ситуацию, сделать правильные

выводы. Говорить, рассуждать, беседовать, а не поучать. Ребенок должен

быть уверен, что родители любят его за то, что он есть. Достойные поступки,

старание, трудолюбие, победа над собой прибавляют уважения.

Пусть пробуждение будет ласковым , настраивающим на позитивный лад,

бесед, сочинения сказок и рассказов. Встреча – беседа о тот, как прошел

день, что тревожит, а что радует. Не ограничиваться дежурным вопросом

прийти к педагогу.

Каждый человек имеет право на ошибку, мы учимся на ошибках. Не

прощает ошибок только слабый человек, сильный признает их – ведь он

трудно сделать это нам самим. Извиниться перед родителями или учеником

простить: забытую сменку или тетрадь, невыполненную домашнюю работу,

значит возвести стену непонимания между собой и

Ребенок должен четко представлять где мама, где учитель, где школа, где

дом…То, что может позволить мама (шлепнуть, например), непозволительно

учителю! Другое дело, что родители в этом случае, пусть подсознательно, но

ждут определенную долю сюсюканья… Но это уже решает сам учитель по

ходу процесса когда уговорить, когда попросить, а когда потребовать.

Работоспособность, здоровье, ощущение счастья, деловой мажор – это

все показатели хорошего психологического климата в семье. Когда учеба не

фетиш, а образ жизни, ее неотъемлемая часть. Так же как работа родителей,

поход в кино, отпуск и др. Ребенок видит, что успешные родители постоянно

занимаются самосовершенствованием: учеба в институте, различные курсы,

спорт, чтение литературы. Личный пример родителей действенней любых

нравоучений.

Рекомендую: Еремеева В.Д. «Мальчики и девочки. Учить по-разному,

читателей о проблемах, с которыми сталкивается каждый педагог и родитель:

почему дети одного и того же возраста по-разному воспринимают, мыслят,

чувствуют, общаются? Почему по-разному учатся в школе? Что зависит от

окружающей среды, а что от врожденных особенностей?

Понаблюдайте: если девочка в семье ближе к отцу, значит в своей семье

она будет счастлива. И еще, на кого бы ни была похожа девочка внешне, в

несовершенство. Помните, что девочки реагируют на слово, а мальчики - на

дело, что женский организм – носитель стабильности, мужской – носитель

изменчивости. Поэтому побольше разговаривайте с девочками и побольше

практически работайте с мальчиками.

Так же настоятельно рекомендую родителям: избегайте публичных

нелестных оценок о друзьях ребенка, его учителях. Для детей это большая

учителя, видеть его каждый день. Целесообразнее в таком случае оградить

своего ребенка от окружения, сменить учителей, чтобы не противоречить

самим себе. Но при этом предупредить: можно сменить класс, уйти из школы,

сменить учителей, но от проблем, которые в вас самих,- вам не уйти, если вы

их не осознаете. Слова родителей должны вселять надежду и успокаивать.

Часто родители заводят тему: «А вот в Японии детям до 5 лет разрешается

иллюзии по этому поводу. За внешней простотой и спокойствием кроется

титанический личностный труд родителей: дать ребенку сначала насытиться

свободой, пресытиться свободой, испытать трудности, обрести опыт, а потом

Необходимо учить детей быть сильными, не оберегать искусственно от

ребенок через трудности, тем раньше поймет, что внутренний мир человека, -

это не только песни, улыбки, но и размышления и слезы.

И в заключении, как сказал один мудрец: «Господи, дай мне мужество

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги.

Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. Л. А. Кассиль


Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих стор.

Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

В классификации воспитательного стиля родителей чаще всего выделяют три — дем.

В классификации воспитательного стиля родителей чаще всего выделяют три — демократический, либераль­ный и авторитарный — и соответствующие им (ответные) детские характеристики. В самом общем виде это выгля­дит следующим образом. Демократические родители — инициативные, до­брые дети. Родители любят и понимают детей, часто хва­лят, а за промахи, как правило, не наказывают, объясняют, почему так делать не следует. На капризы реагируют спо­койно, твёрдо отказываются им подчиняться. В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и обладающими чувством собственного достоинства. Либеральные родители — импульсивные, агрес­сивные дети. Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать всё, что захочется, в том числе не об­ращая внимания на агрессивное поведение. В результате оно становится неуправляемым. Авторитарные родители — раздражительные, кон­фликтные дети. Родители устанавливают жёсткий кон­троль за поведением детей, считая, что они должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего используют наказание, а также запугивание, угрозы. Дети отличаются угрюмостью, часто бывают тре­вожны, а потому несчастны.

Правила взаимодействия и способы установления контактов с семьей: Действия и.

Правила взаимодействия и способы установления контактов с семьей: Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Ориентация на успешное развитие личности.

Что мешает родителям правильно строить воспитательный процесс. (мнение детей).

Что мешает родителям правильно строить воспитательный процесс. (мнение детей) Непонимание детей и времени Чрезмерная любовь к детям Неумение слушать детей Высокомерие Невоспитанность Несдержанность Грубость Нервозность, истеричность Нетерпимость к чужим ошибкам Чрезмерная строгость

Правила эффективного взаимодействия с родителями. Родителям нужна поддержка.

Правила эффективного взаимодействия с родителями. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы услышали от родителей. То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, ещё с кем-то – родителей необходимо поставить об этом в известность.

Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле вы.

Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На берегу, ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.

Л. А. Кассиль

Задачи : Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы. Обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и школы. Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.

  • Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.
  • Обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и школы.
  • Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.

(участники: учительница, мать, сын) Мама пришла в школу по вызову учителя. Мать. Здравствуйте, М. И., получила Вашу записку. Что случилось? Учительница (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось? Ученик молчит. Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с ИЗО? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку? Ученик. Да я не . Мать . Ну как тебе не стыдно? Ученик. Да это не я . Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему? Учительница . И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются. Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести? Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись! Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу! Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали. Мать. Ну все. Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет.

(участники: учительница, мать, сын)

Мама пришла в школу по вызову учителя.

Мать. Здравствуйте, М. И., получила Вашу записку. Что случилось?

Учительница (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось?

Ученик молчит.

Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с ИЗО? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку?

Ученик. Да я не .

Мать . Ну как тебе не стыдно?

Ученик. Да это не я .

Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему?

Учительница . И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются.

Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести?

Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись!

Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу!

Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали.

Мать. Ну все. Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет.

Учительница вызвала в школу маму Саши. Разговор состоялся в учительской во время перемены.

Учитель . Вы совершенно перестали следить за сыном!

Мать. То есть, как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым.

Учитель (раздраженно). Так что же выходит: я вам лгу, и от нечего делать вызвала вас в школу?!

Мать . А собственно, что натворил сын? Он вообще мне все рассказывает.

Учитель. Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки .

Мать . Вы знаете, К. М., дома он мне не дерзит.

Учитель. Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведет себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации.

Мать. А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках черчения они ходят на головах, по литературе у них уже второй месяц нет постоянного учителя. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит, что все их поставили не за знания, а за поведение – разве это справедливо? В прошлом году он у Л. И. по географии отличником был, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашел, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок.

Учитель . А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!

Мать. А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас.

Учитель . В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать (отворачивается).

Мать уходит.

Учитель . Ну и мамочка! Докажите ей что-нибудь!

Мама ученика 7 класса пришла за консультацией к классному руководителю. Мать. У моего сына в этом году вдруг стала заметно проявляться агрессивность по отношению к младшему брату, но и не только к нему, а и к своим друзьям. Ему хочется, как мне кажется, быть лидером. Наблюдаем с отцом, что агрессивность в отдельных случаях проявляется и в отношениях с нами. Мы считаем, что семья у нас благополучная, все вопросы решаем между собой и с детьми спокойно, доброжелательно. В чем причина такого поведения сына, не знаем. Помогите.

Мама ученика 7 класса пришла за консультацией к классному руководителю.

  • Мать. У моего сына в этом году вдруг стала заметно проявляться агрессивность по отношению к младшему брату, но и не только к нему, а и к своим друзьям. Ему хочется, как мне кажется, быть лидером.

Наблюдаем с отцом, что агрессивность в отдельных случаях проявляется и в отношениях с нами. Мы считаем, что семья у нас благополучная, все вопросы решаем между собой и с детьми спокойно, доброжелательно. В чем причина такого поведения сына, не знаем. Помогите.

 Учитель: Я вызвала Вас обсудить поведение Вашего сына. На школьной дискотеке он был замечен в нетрезвом виде. Мать: Не может быть… Предложите разные варианты продолжения беседы и её результаты.

Учитель: Я вызвала Вас обсудить поведение Вашего сына. На школьной дискотеке он был замечен в нетрезвом виде.

Мать: Не может быть…

Предложите разные варианты продолжения беседы и её результаты.

Учитель: Наталья Викторовна давайте поговорим о внешнем виде Вашей дочери. Мать: Вы считаете, что внешний вид Татьяны не приемлем для школы? Учитель: Конечно. Её внешний вид не соотносится с образом школьницы:пирсинг, которым она украсила лицо, блузки, которые не могут прикрыть определённые части тела. Мать: А я считаю, что это очень стильно. Сейчас вся молодёжь придерживается такого имиджа. Продолжите разговор с матерью.

Учитель: Наталья Викторовна давайте поговорим о внешнем виде Вашей дочери.

Мать: Вы считаете, что внешний вид Татьяны не приемлем для школы?

Учитель: Конечно. Её внешний вид не соотносится с образом школьницы:пирсинг, которым она украсила лицо, блузки, которые не могут прикрыть определённые части тела.

Мать: А я считаю, что это очень стильно. Сейчас вся молодёжь придерживается такого имиджа.

Продолжите разговор с матерью.

  • Готовясь к встрече с семьёй учащегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее. Не следует начинать разговор со следующих фраз:

- У вашего ребёнка совсем плохи дела.

- Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает.

- Вы задумайтесь, скоро экзамены, а ваш, ведь, не сдаст.

  • Перед началом разговора поблагодарите родителя за то, что пришёл. Выразите надежду, что совместными усилиями удастся
  • В разговоре уместны следующие высказывания:
  • Я понимаю, что трудно…. Я сама мама и знаю… Это же Ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем Вы. Никто не сможет помочь Вашему ребёнку, лучше, чем Вы.
  • Я понимаю, что трудно….
  • Я сама мама и знаю…
  • Это же Ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем Вы.
  • Никто не сможет помочь Вашему ребёнку, лучше, чем Вы.
  • Предложите родителям варианты решения проблемы и обсудите их все.
  • Вести беседу необходимо в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т.е. не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать.
  • Каждая встреча с семьёй учащегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого учащегося

 начальная школа средняя школа аккуратность 3,8 3,6 Дисциплинированность 4,0 3,8 Ответственность 4,3 4,4 Воля 3,8 3,5 Хорошие манеры поведения 3,8 3,7 Жизнерадостность 4,0 3,6 Образованность 4,3 4,4 Ум 3,9 4,2 Высокие жизненные запросы 3,7 3,5 Самостоятельность 4,0 4,3 Честность 4,3 4,2 Доброта 4,0 4,3 Чуткость 3,6 3,7 Справедливость 3,9 4,1 Терпение 3,9 3,8 Средний балл 4,0 3,95 2007-08 уч. год 3,9 3,8 Вывод : Родители удовлетворены работой школы по формированию у детей поведенческих, морально-психологических качеств (уровень удовлетворённости – более 3 баллов)

начальная школа средняя школа

  • аккуратность 3,8 3,6
  • Дисциплинированность 4,0 3,8
  • Ответственность 4,3 4,4
  • Воля 3,8 3,5
  • Хорошие манеры поведения 3,8 3,7
  • Жизнерадостность 4,0 3,6
  • Образованность 4,3 4,4
  • Ум 3,9 4,2
  • Высокие жизненные запросы 3,7 3,5
  • Самостоятельность 4,0 4,3
  • Честность 4,3 4,2
  • Доброта 4,0 4,3
  • Чуткость 3,6 3,7
  • Справедливость 3,9 4,1
  • Терпение 3,9 3,8
  • Средний балл 4,0 3,95
  • 2007-08 уч. год 3,9 3,8
  • Вывод : Родители удовлетворены работой школы по формированию у детей поведенческих, морально-психологических качеств (уровень удовлетворённости – более 3 баллов)

актуальность новизна полезность интерес Каждая группа должна оценить все параметры и закрасить графу цветным карандашом. Красный – высокая оценка. Синий – средняя оценка. Зелёный – низкая оценка.

Каждая группа должна оценить все параметры и закрасить графу цветным карандашом.

Оценить 974 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.

Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.

Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.

Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.

Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Педагогический совет

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Воспитательная работа – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, Педагоги принимают во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальны и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Деятельность педагогического коллектива школы направлена на работу со всеми обучающимися, на взаимодействие между учителями-предметниками и классными руководителями, с школьным психологом, социальным педагогом, сотрудничество с учреждениями дополнительного образования учащихся, профилактическими учреждениями, учреждениями культуры города, кончено тесное сотрудничество с родителями. Воспитание, следовательно, играет определяющую роль в формировании личности, если будет основываться на идеях саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, подлинная сущность воспитания состоит в том, чтобы, возбуждая активность формируемой личности, вовлекать её в положительные виды деятельности, способствовать саморазвитию личностиПедагогический совет на тему "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Читайте также: