Как связаны сила и правда в поэме лермонтова про купца калашникова кратко

Обновлено: 02.07.2024

В центре поэмы находится конфликт произвола опричника и гордости оскорбленного мужа. Кирибеевич — по тексту это один из самых сильных опричников в войске Ивана Грозного — влюбился в Алену Дмитриевну, супругу купца Калашникова. Женщина очень любила своего мужа, была верна ему, поэтому она не могла согласится на предложение опричника. Кирибеевич был оскорблен ее отказом, поэтому решил силой добиться любви девушки.

Алена Дмитриевна призналась во всем своему мужу. Купец Калашников решил отстоять честь своей семьи и вызвал опричника на бой, в результате которого тот был убит. Царь был разгневан.

В образе купца Калашникова отражены главные качества хорошего супруга, семьянина. Он был решительным и сильным человеком. Калашников решил не смиряться с судьбой, а защищать честь своей жены, невзирая ни на что. Опричное войско имело во времена Грозного большой авторитет. Никто и не мог подумать о том, чтобы идти против опричника. Поступок Калашникова указывает на его независимость, смелость, решительность. Для него ничего не имело большего значения, чем достоинство Алены Дмитриевны и благополучие его семьи.

Рассуждение

На пиру царь Иван Грозный спрашивает своего опричника Кирибеевича, почему тот грустит и не обращает внимания на общее веселье. Тот признается, что безответно влюблен в прекрасную девушку. На что царь дает ему кольцо и уверяет, что теперь она точно согласится выйти замуж. Только не знает Грозный, что девушка эта – счастливая жена и мать купца по фамилии Калашников. Но опричника это не смущает. Вечером он подстерегает девушку и пытается ее соблазнить. Ей удается убежать, но соседи уже увидели это позорное событие. Дома жена купца признается ему в том, как Кирибеевич недостойно повел себя. Тогда Калашников решает вызвать его на кулачный бой, в котором побеждает и убивает бесчестного мужчину. Царь был сильно разгневан подобным поступком. Он напрямую спрашивает, из-за чего купец решил убить его любимого опричника. Но тот не признается. Тогда царь угрожает, что казнит виновного. Но Калашников ответил лишь, что просит обеспечить свою семью, а его можно казнить. Что царь и делает.

Поэма эта просто ставит в ступор той жестокостью, с которой мирились люди того времени. Автор точно и четко описал нравы общества во времена правления Ивана Грозного. Царь, не разобравшись в проблеме, был слишком скор на расправу, не жалея никого. Его опричники считали себя полностью безнаказанными, поэтому могли без особых проблем для своей совести возжелать замужнюю женщину. Им не мешало то, что взгляды тогда были очень строгими, женщину такое поведение могло опорочить на всю жизнь.

Но это прекрасно понимал простой народ, олицетворенный в образе купца. Тот прекрасно понимает, что его жена и дети всегда будут унижены и презираемыми соседями. Поэтому он даже под страхом смерти не соглашается высказать истинных мотивов для убийства обидчика. Ему проще отдать собственную жизнь, надеясь, что семья будет жить в достатке. Этот поступок и восхищает, и вызывает искреннее сочувствие Калашникову. Лермонтов пытался показать узость взглядов власти на жизнь обычного народа и поступков своих подчиненных.



Купец Калашников и историческая правда

Секрет долготерпения цензуры мы обнаружили в… биографии Фёдора Растопчина — вельможи екатерининского, павловского и александровского времён, генерал-губернатора Москвы в 1812 году.

Среди прочих своих достоинств был он отчаянным болельщиком. В те времена этих наших богомерзких футболов не было, а самым массовым видом спорта были кулачные бои.

Растопчин кулачным бойцам благоволил и всячески их поддерживал, создав какое-то подобие современных спортивных обществ.

И вот однажды произошёл несчастный случай на производстве — два самых крутых московских бойца, Блоха и Трещало, как-то раз, как это бывает между интеллигентными людьми, в свободное время поспорили о преимуществах пятистопного ямба над хореем. Блоха ударил Трещалу в висок, отчего тот на месте скончался. Растопчин его спасал от Сибири потом.

Ознакомление с той историей проливает свет на причины того, за что грозный царь Иван Васильевич оттяпал башку удалому купцу Калашникову.

В школьном учебнике, понятно, расписано дело так, что это всё по жестокости царского нрава и в порядке мести за любимого опричника. А вообще Лермонтов целился не в Грозного, который благополучно умре за два с половиной века до того, а в здравствующего Николая I. С которым у поэта были дискуссии относительно пятистопного ямба.

Однако, Михаил Юрьевич жил лишь немного позже Растопчина и имел представление о кулачных боях. В то время этот вид спорта был весьма развитой и регламентированный. Делился он на несколько дисциплин (бой групповой и индивидуальный, которые и сами делились) с довольно большим корпусом правил, которым Лермонтов и руководствовался (хотя ко временам Грозного они не факт, что были применимы). Правила, как водится, должны были компенсировать возможные различия физических кондиций бойцов, дабы избежать напрасного смертоубийства в пределах разумного.

Бой Калашникова и Кирибеевича относился к индивидуальному, самого классического стиля. Два бойца становились друг против друга на расстоянии, определяемом рефери (чтобы не дать преимущества более длиннорукому) и мутузили друг друга, пока один не падал. Причём регламент был жёсткий — с места сходить нельзя, бить строго по очереди, отбивать удары нельзя, прикрываться пассивно — в определённых пределах, уклоняться не то, чтобы нельзя, но, как писал один из наследственных бойцов уже в наше время — пока смертный холод в затылке не почувствуешь. Но даже в этом случае уклонение засчитывалось как поражение. Бить можно только в корпус. Понятно, что при таких условиях убить соперника можно, конечно, но очень трудно. А вообще правила даже более мягкие, чем в современном боксе.

Как дрались, наверное, помните из школьного курса — Кирибеевич бьет Калашникова в грудь и тот понимает, что проиграет. Тогда он бьет опричника в висок и убивает (как Блоха Трещалу).

Купец Калашников и историческая правда

Купца тут же берут под белы руки и ведут к царю, который судья како спортивный, тако и всякий иной. Тот, понятно, вежливо интересуется:

А тот отвечает в том смысле, что, дескать, иже херувимы, житие мое.

Ничего иного он ответить не может. Кирибеевич обесчестил его жену (по тем временам неважно, целовал он её по взаимному согласию или насильно — всё равно бесчестие), но пока это в кругу трёх людей, один из которых немного неживой, это как бы не в счёт. А вот если это вслух сказать, то Алёне Дмитриевне житья не будет — только в прорубь или в монастырь. И то — не во всякий, а где возьмут.

Иван Васильевич не дурак и понимает, что причина есть и при прочих равных условиях Калашников мог бы собрать шайку и тихо прирезать обидчика где-то в уголке, но вместо этого вышел на поле. Создав, правда, условия, при которых обязательно победит.

Потому царь купца не бесчестит, а к его семье проявляет всякие милости — с уважением отнёсся.

При таком рассмотрении действующие лица выглядят несколько иначе, хотя, при желании, и тут можно разглядеть критику в адрес Николая — дескать, не приказал Дантесу голову оттяпать. Но острота момента сглажена.

Читатель своего времени эти аспекты понимал, оттого никаких проблем с цензурой у автора не возникло.

“Песнь…” повествует о том, как хороший друг царя Ивана Грозного домогался замужней женщины, рассчитывая остаться безнаказанным. За честь Алёны Дмитриевны вступился её супруг, талантливый торговец, чудесный муж и отец, Степан Парамонович Калашников. В кулачных боях он вступает в схватку с опричником царя, “с божьей помощью” побеждает его, опричник же погибает. Царь не может оставить такое происшествие без наказания, не узнав истинной причины, по которой молодой купец решился на отчаянный поступок, он отправляет его на казнь.

Тема поэмы – жизнь и нравы народа во времена правления Ивана IV. Основная мысль произведения – защищать честь семьи нужно даже ценной своей жизни. Проблематика – изображение самоволия верхов и приближённых к царю людей, несмотря на христианские и человеческие законы. Борьба добра со злом не всегда заканчивается победой светлой стороны, чему учат народные сказки: иногда это закономерность не работает.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Царь замечает, что его верный слуга Кирибеевич сидит мрачнее тучи, не ест и не пьет. Разгневался царь:

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником.

Царь узнал, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну. Но Кирибеевич не сказал, что она жена купца Калашникова. Посоветовал царь Иван Васильевич:

Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное…

…И пошли дары драгоценные

Ты своей Алене Дмитриевне:

Как полюбишься – празднуй свадебку,

Не полюбишься – не прогневайся.

И он стал меня целовать‑ласкать

И, целуя, все приговаривал:

«Отвечай мне, чего тебе надобно,

Алена Дмитриевна жалуется мужу, прося у него, единственного ее защитника, помощи:

Ты не дай меня, свою верную жену,

Злым охульникам в поругание!

Купец Калашников решил в кулачном бою на Москве‑реке наказать опричника в присутствии царя. Купец призвал своих братьев в случае своей гибели отстоять честь семьи. На следующий день зазывалами был брошен клич:

Ой, уж где вы, добрые молодцы.

Кто побьет кого, того царь наградит,

А кто будет побит, тому бог простит.

И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною;

И головушка бесталанная

Во крови на плаху покатилася…

Пройдет стар человек – перекрестится,

Пройдет девица – пригорюнится,

А пройдут гусляры – споют песенку.

Несмотря на то, что поэма все-таки посвящена царю, на первый план автор выводит образ молодого купца. Автор детально точно описывает те времена, когда живет его герой. Читатель может увидеть из лермонтовской поэмы, как боится и запуган простой народ, даже знатные люди старались избегать любого общения с царскими опричниками. Поэт детально и полно описывает атмосферу этого времени.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В природе тоже отражается это время: солнце не сияет, тучки синие на небе. И он тут же переходит к образу царя, престол которого высок и недосягаем: за столом сидит грозный царь. А когда Иван Васильевич видит Кирибеевича, своего верного слугу, то начинает гневаться. А причина в том, что его верный приближенный ничего не ест и не пьет.

Страшен в гневе Иван Грозный! Он и палкой своей царственной стучит по полу, да еще и с такой силой, что железный наконечник этой трости даже пол из дуба пробил. Узнал царь и причину такого поведения своего верного опричника. Оказалось, что он влюблен. Рассказал опричник, что девушку эту зовут Аленой Дмитриевной, что она прекрасна. Но вот утаивает Кирибеевич от царя, что девушка, которая ему нравится, уже замужем. Ее муж — купец Степан Калашников.

Кирибеевич нанес обиду девушки, опозорил ее. Он ведь и обнимал ее, и даже попробовал поцеловать прямо на глазах толпы и соседей девушки. Он даже сорвал фату, которую муж ей подарил. Молодая женщина тут же пожаловалась мужу, прося у него защиты. Взволновалась кровь и у молодого купца Калашникова, разгневался он и решил молодого царского опричника, который жену его оскорбил, обидел и опозорил, вызвать на бой. Решил купец наказать обидчика на Москве-реке на глазах у всех людей и даже пригласил самого царя. Был выбран бой на кулаках.

За то, что защищал купец свою семью, он и поплатился жизнью. Начинался бой с того, что вышли два молодца на мост над московской рекой. А народная толпа расступилась и дала им дорогу. Вышел сначала купец, готовый сражаться до смерти, и поклонился он всему народу, царю и Богу, выражая всем свое почтение. Потом появился и бледный опричник, который стал бледен, услышав имя Степана.

Победитель — купец Калашников, так как он боролся за правое дело, отомстил он обидчику своей семьи и за поруганную честь жены. Но в чем причина такого боя никому не сознался Степан Калашников, так как это затрагивало чести его жены. Даже самому царю он не признался. Разгневался на него Иван Васильевич за убийство его верного слуги. Но приказал тогда царь Грозный отрубить голову и купцу. Молодой купец пошел на плаху с гордым видом, понимая свою правоту. И умер купец позорной и страшной смертью. Детально Михаил Лермонтов описывает в поэме сцену казни.

Так, казнив купца, царь постарался восстановить справедливость. Степан Калашников был убит, похоронен он был не вместе со всеми, потому что его казнили как разбойника. Но даже несмотря на то, что он похоронен безымянно, память о нем осталась лишь только добрая, и поэтому его могила вызывает в душах и сердцах людей только печаль и грусть.

Стиль лермонтовской поэмы — песня, в которой идет сюжетное повествование. Ведется рассказ от лица певцов-гусляров, которые прославляют славный и отважный поступок купца Степана Калашникова, а вот царское решение казнить победителя кулачного боя осуждается.

В этой поэме Лермонтов показал на примере Купца Калашникова, то, как человек может стоять до конца за правду. Правда купца Калашникова заключалась в то, что он должен был наказать обидчика своей жены.

Купец понимал, что сможет смыть позор кровью. Он понимал, что может сам погибнуть во время кулачного боя. Именно поэтому он позвал на совет младших братьев. Он объяснил им, почему должен наказать обидчика. Он просил у них отомстить за свою жену и семью, если не сможет убить обидчика сам.

Братья купца любили и уважали его. Они были воспитаны честными людьми, поэтому они пообещали довести дело брата до конца.

Царю купец Калашников не рассказал о том, что опричник сделал с его женой, чтобы не опозорить свою семью на весь город. Он достойно принял известие о том, что будет казнен. Он выполнил свой долг перед семьей до конца. Царь тоже понял, что купец убил его опричника не просто так. Именно поэтому он согласился помочь семье купца.

В исторической поэме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М.Ю. Лермонтов иносказательно выразил критику государственного строя. По жанру произведение близко к фольклорным сказаниям. Полный и краткий анализ “Песня про купца Калашникова” по плану поможет при подготовке к ЕГЭ, при написании творческих работ на уроках литературы в 8 классе.

Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня про купца Калашникова.
История создания – год написания:1837, год публикации: 1838. Это произведение открывало единственный прижизненный сборник стихов М.Ю. Лермонтова.

Тема – быт и нравы народа времён правления Ивана Грозного, столкновение народной правды и самодержавного своеволия.

Композиция – традиционная для жанра исторической народной поэмы: три части, запев и заключительная “слава”.

Жанр – историческая поэма в народном стиле.

Стихотворный размер – тонический стих, близкий к фольклорному сказовому стиху.

Метафоры – ”звёзды радуются”, “косы русые по плечам бегут, с грудью белою цалуются”, “горят очи”, “сердце разрывается”, “на щеках горят поцалуи”, “заря умывается снегами, смотрит, улыбается”, “кровавая долина побоища”.

Эпитеты – “лихой боец”, “буйна головушка”, “сердце жаркое”, “кудрява борода”, “могутные плечи”, “кудри золотистые”, “снега рассыпчатые”.

Сравнения – “речи, будто острый нож”, “ходит плавно, будто лебёдушка”, “затряслась, как листочек осиновый”, “горят пламенем”, “заря, как красавица, глядя в зеркальце, смотрит, улыбается.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ Конфликт: Калашников — Кирибеевич, Калашников — Иван Грозный, человек — государство, нравственность, честь — вседозволенность власти.

Запев Обращение к царю Ивану Васильевичу. Часть 1 Знакомство с царским опричником Кирибеевичем, изображение эпохи царя Ивана Грозного.

Часть 2 Представление купца Калашникова, Кирибеевич опозорил жену купца.

Часть 3 Герои сходятся в поединке в присутствии царя и на глазах народа. Калашников убивает Кирибеевича, а затем Калашникова казнят.

Два припева Разделяют части между собой (обращение к гуслярам).

Концовка Воздание чести купцу Калашникову, его жене Алёне Дмитревне и всему народу.

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

Степан Калашников

  • живёт по христианскому закону, подобен русскому богатырю: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью тёмною, Не таился от свету небесного …
  • не признаёт царского суда в делах совести: Я убил его вольною волей, А за что, про что — не скажу тебе, Скажу только Богу единому
  • честен, осознаёт своё достоинство, жаждет справедливости: А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому. Уж как завтра будет кулачный бой …

Опричник Кирибеевич

  • личные интересы ставит выше моральных ценностей: Не поведал тебе, что красавица В церкви божией перевенчана

Царь Иван Васильевич

  • жестокий правитель, свой суд считает высшим: Я топор велю наточить-навострить … Чтобы знали все люди московские, Что и ты не оставлен моей милостью …
  • заботливый государь: Молодую жену и сирот твоих Из казны моей я пожалую, Твоим братьям велю от сего же дня По всему царству русскому широкому Торговать безданно, беспошлинно.

Алёна Дмитревна

Как из рук его я рванулася И домой стремглав бежать бросилась; И остались в руках у разбойника Мой узорный платок, твой подарочек …

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: вседозволенность царской власти и противостояние ей простых людей.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ Романтическая национально-историческая поэма. Сам автор назвал её песней, поскольку, с одной стороны, воспевает людей времён Ивана Грозного, с другой — прослеживается связь лермонтовского произведения с фольклором.

⦁ Образ автора явно не выражен, потому мораль и нравственные принципы воспринимаются как народные.

⦁ Герои — яркие, самобытные, могучие личности.

⦁ Лирический герой является выразителем авторских мыслей и чувств (образы гусляров).

⦁ Внимание к глубоким нравственным и социальным проблемам, разворачивающимся на историческом фоне.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Просторечные слова: твово, мово, восплакалась, супротив, пужаешься, возговорил.

⦁ Уменьшительно-ласкательные суффиксы: кушачком, головушку, сиротинушка, детушкам.

⦁ Архаичные формы деепричастий и возвратных глаголов: распеваючи, играючи; как сходилися, собиралися.

⦁ Предлоги со, во: со дружиною, со родными, во тёмную ночь.

⦁ Повторы: плачем плачут, горько-горько, пир пировать.

⦁ Синонимы: и причитывали да присказывали, наточить-навострить, одеть-нарядить.

⦁ Постоянные эпитеты: солнце красное, тучи синие, сабля вострая, удалой боец.

СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

А теперь подробный анализ

Конфликт поэмы отражает столкновение изначального населения Руси в лице купца Калашникова, защищающего русскую старину, и нового, пришлого люда, представителем которого становится опричник Кирибеевич, посягающий на вековые традиции. Рассудить их должен царь Иван Васильевич, и его суд станет решением конфликта.

Каково же будущее Руси в поэме? Калашников казнен, но уходит ли с ним в историю нация, народ? Вот как описывается могила героя: И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек- перекрестится, Пройдет молодец — приосанится, Пройдет девица — пригорюнится, А пройдут гусляры — споют песенку. Могила Калашникова безымянная, но все люди знают, что в ней лежит русский человек-богатырь. Это означает, что может измениться страна, жизнь людей, сами люди, но останется Россия, ибо жив ее дух.

Лермонтов ставил перед собой задачу проникновения в быт и характер эпохи, в психологию нравов. Поэтому поэма стилистически неоднородна. В ней две основные стилистические линии: Тема царя и опричников: условный, легендарный план; Тема Калашникова: бытовая реальность. Фольклорные мотивы в поэме. Подражая народной песне, Лермонтов словно бы убирает традиционную для авторского литературного произведения связь: автор — читатель. В поэме гусляры исполняют песню боярину Ромодановскому и его супруге, автор и читатель оказываются разделены этой песней.

Православный народ ею тешился, А боярин Матвей Ромодановский Нам чарку поднес меду пенного, А боярыня его белолицая Поднесла нам на блюде серебряном Полотенце новое, шелком шитое. Угощали нас три дни, три ночи И все слушали не наслушались. Гусляры есть то важнейшее звено, которым герои и события произведения реально скрепляются с общенародной, помимо литературы, идущей действительной жизнью. Но, кроме того, гусляры соединяют в слове еще и прошлое с настоящим, опричника с купцом, купца с царем, царя с народом, соединяют Лермонтова с народным сознанием и эпохой Грозного. Об этой связующей роли гусляров напоминают, в частности, композиционные повторы, вводящие слово песенников о себе и о песне в начале и в конце произведения и между его главками.

Сама песня излагается в трех частях, представляющих основные фазы событий: — рассказ о страсти Кирибеевича: И сказал ему Царь Иван Васильевич: «Да об чем тебе, молодцу, кручиниться? Не истерся ли твой парчевый кафтан? Не измялась ли шапка соболиная? Не казна ли у тебя поистратилась? Иль зазубрилась сабля закаленная?

На раскрытых устах слово замерло… Вот молча оба расходятся, — Богатырский бой начинается. Разделяют песню припевы гусляров, задающие эмоциональный тон. Повествование перемежается оценкой героев гуслярами: Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Обманул тебя твой лукавый раб. Не сказал тебе правды истинной… За прилавкою сидит молодой купец.

С другой же стороны, он говорит: Буду на смерть биться, до последних сил; А побьет он меня — выходите вы За святую правду-матушку. Весь этот незаурядный, крупный цельный характер вырос из народной жизни, он всеми корнями в своей среде: в быте, в строго регламентированных семейных и общественных отношениях, и ко- Гда приходит решительная минута, то огромная сила этого характера проявляется не в том, чтобы разрушить эти отношения, выламываться из среды, крушить породивший его уклад. Напротив, сила этого характера в том, что он способен с наибольшей полнотой выразить все лучшие черты образовавшей его жизни.

Образ Кирибеевича, в частности, далеко не только воплощение зла. В любимом царском опричнике освободившаяся от традиционных моральных ограничений чувственная натура проявляется в любовной страсти с силой и самозабвением, которые вряд ли знакомы натуре Калашникова, подчинившего и чувства свои закону домостроя. Кирибеевич возвышается до истинной поэзии в своей страсти, ярко выражает народный взгляд на женскую красоту: На святой Руси, нашей матушке. Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно — будто лебедушка; Смотрит сладко — как голубушка; Молвит слово — соловей поет; Горят щеки ее румяные. Как заря на небе божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные. По плечам бегут, извиваются. Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной.

История создания

Это единственное произведение Лермонтова, написанное в фольклорном стиле, оно уникально тем, что подобной стилизации в литературе ближайшего периода не встречается ни у одного современника поэта.

Поэма написана в 1837 году, а опубликована в 1838 году в “Литературных прибавлениях к “Русскому инвалиду””. Отправленный в ссылку поэт некоторое время не печатался, однако удивительную по своей самобытности поэму опубликовали благодаря Жуковскому, который заступился за молодого опального поэта. Есть несколько версий создания поэмы.

По свидетельствам А. А. Краевского, Лермонтов написал “Песню…” во время пребывания на Кавказе от скуки. По другим сведениям, поэт проникся славянофильскими идеями своего родственника С. А. Раевского и создал поэму на основе народного сюжета. В любом случае сюжет поэмы взят поэтом из хроник времён Ивана Грозного, в котором повествуется о роковом случае вопиющей несправедливости со стороны правителя.

Главная мысль

Основная идея поэмы заключается в том, что всегда нужно отстаивать свою честь и свободу. В противном случае всегда сможет найтись тот человек, который по одному своему велению сможет всё это отнять.


Лермонтов считал, что если большое количество людей восстанет против тирании, то она падёт под гнётом независимости. Поэт также относил это и к своей эпохе, в которой призывал искоренить вседозволенность и деспотичность существующего строя.

Поступок Калашникова показывает, что если бы он не обратил внимание не поступок одного из царских опричников, то он бы так и был уверен в своей вседозволенности. Герой решил пойти на жертвы ради того, чтобы защитить честь своей семьи и обеспечить дальнейшую жизнь близким людям.

Однако, у Степана не было другого выбора. Лермонтов же считал, что отстоять свою честь можно только таким образом. Он критически относился к вседозволенности власти и призывал людей к восстанию.

“Песня…” повествует о том, как опричник царя Ивана Грозного домогался замужней женщины, рассчитывая остаться безнаказанным. За честь Алёны Дмитриевны вступился её супруг, купец, хороший отец и глава рода, Степан Парамонович Калашников. В кулачных боях он вступает в схватку с опричником царя, “с божьей помощью” побеждает его: опричник погибает. Царь не может оставить такое происшествие без наказания. Не узнав истинной причины, по которой молодой купец решился на отчаянный поступок, он отправляет его на казнь.

Тема поэмы – жизнь и нравы народа во времена правления Ивана IV, вопиющая несправедливость самодержавной власти. Основная мысль произведения – прославление подвига купца Калашникова, который защищает справедливость и честь семьи ценой своей жизни. Проблематика – изображение своеволия верхов и приближённых к царю людей, несмотря на христианские и человеческие законы. Борьба добра со злом не всегда заканчивается победой светлой стороны, как учат народные сказки, но народ благодарен герою и помнит о его подвиге.

Проблематика поэмы

Также стоит обратить особое внимание на проблемы, о которых повествует Лермонтов. К сожалению, они остаются актуальными и в современном обществе.

В поэме подняты такиеиз них, как:

  • Вседозволенность власти является главной проблемой произведения. Кирибеевич был опричником при царе и был уверен, что за домогательства к какой-то женщине ему ничего не будет, так как он сможет убедить царя в своей невиновности. Он лишь хотел потешить себя кровавым зрелищем, которое устроит его воин.
  • Нравственность. Если рассматривать правление царя, то можно сделать вывод, что он совершает необдуманные и глупые поступки. Казалось бы, зачем нужно казнить того человека, который смог победить одного из самых сильных воинов своей армии. Наоборот, он бы смог пригодиться в тот момент, когда на русскую землю нападут враги. Однако царю до этого нет никакого дела, он думает только о своих интересах, а не об интересах страны и её жителей.
  • Несправедливость. Иван Грозный перед началом боя чётко объясняет его правила. В последующем он сам же не придерживается их и казнит Калашникова только из-за того, что правителю дозволено менять свои же решения.

Историческая поэма в народном стиле. Сам автор назвал произведение песней, что и отражает её жанровое своеобразие: оно очень напоминает русские народные исторические песни или эпические фольклорные сказания, которые на Руси исполнялись гуслярами. Критика приняла произведение позитивно, высоко оценив мастерство автора, его стилизацию под народное творчество. Идея и смысл произведения очень близки для русского народа, оно бесценно и в историческом аспекте. Романтическое направление зрелого творчества Лермонтова подчёркивает его иносказательный характер: проблема столкновения личности и власти, что было актуально и во времена Грозного, и во времена Лермонтова. Хотя многие критики оценивают поэму как реалистическую: здесь даны правдивые картины царской трапезы, купеческого быта, кулачного боя, а также есть строгая мотивировка поведения главных персонажей.

Смысл названия

Лермонтов решил взять пример с авторов Средних веков и сразу же выразил идею в названии. Таким образом, поэт хотел создать атмосферу глубокой старины и передать её читателям.

Средства выразительности

Художественные средства, которые использовал автор для написания поэмы, близки народному творчеству: это повторы, сравнения, традиционно яркие эпитеты, олицетворения, анафора и эпифора. Язык поэмы Лермонтова высок и торжественен, он прославляет подвиг человека, ставшего на сторону правды. В ней использованы старинные формы народной лексики: просторечные слова, уменьшительно-ласкательные суффиксы, глаголы, оканчивающиеся на “-ся”, свойственные народной речи частицы и союзы. Много повторов, часто встречается параллелизм в построении предложений. Поэма украшена большим количеством народных эпитетов: “удалой боец”, “буйна головушка”, “кудрява борода”, “могутные плечи” и метафорами “косы русые по плечам бегут”, “горят очи”, “кровавая долина побоища” и другими.

Читайте также: