Что способствовало усилению влияния западноевропейской культуры на русскую в 17 веке кратко 7 класс

Обновлено: 04.07.2024

Сайт является сборником научных статей и книг по истории Московского государства в XV-XVII веках.

Автор: Черникова Татьяна Васильевна
Журнал: Вестник МГИМО Университета 2013

В странах Западной и Центральной Европы XVII столетие прошло под знаком культуры барокко. Не осталась в стороне от этого культурного веяния и Россия. Эстетические и философские пристрастия эпохи барокко проникали в Россию из Речи Посполитой. Особенно сильна эта тенденция стала после Русско-польской войны за Украину (1654-1667 гг.) и присоединения к России части бывших владений Польши – Левобережной Украины. В исторической литературе не раз высказывались мнения о европейском влиянии на Россию XVII в. как двойном воздействии:

После того как Киев и Левобережная Украина стали российскими, польское влияние резко возросло. Известный американский русист Пол Бушкович посвятил данной проблеме свою монографию, где убедительно доказывает, что польско-южнорусское влияние XVII в. было значительно мощнее западноевропейского. Вытеснение же его в культуре русской элиты западноевропейской системой ценностей и взглядов произошло лишь в конце Петровской эпохи в 1720-х гг. В данной статье мы рассмотрим конкретные примеры, иллюстрирующие проникновение европейской культуры барокко в культурное пространство России XVII в.

Начнем с изобразительного искусства. Жанр светского портрета получил на Западе широкое распространение еще в эпоху Ренессанса. Барокко лишь продолжило интерес художника к личности человека, что составляло непременный атрибут западноевропейского гуманизма. Средневековая Россия XVI-XVII вв. жила иными идеалами, однако ее живописное искусство не осталось полностью в стороне от европейских веяний. После Смуты западноевропейские картины, гравюры и офорты привозились в Россию западными купцами и открыто продавались на Красной площади, только почему-то в Овощном ряду. В самой Московии с XVI в. существовал своеобразный светский портрет, выполненный присущим иконописи художественным языком.

Соотечественником Энглеса, работавшим в России одновременно с ним, являлся Вальтер Иоганн, тоже из Гамбурга. Ему приписывают один из прижизненных портретов князя В.В. Голицына. Между декабрем 1681 – февралем 1682 г. по царскому заказу Вальтер Иоганн выполнил портрет царицы Марфы Матвеевны (Апраксиной), второй жены Федора Алексеевича. Этот портрет специалисты признают первым написанным в России реалистичным (не парсуна) изображением, выполненным по желанию русского заказчика 5 . Реалистические портреты заказывали и некоторые вельможи. Примером может служить портрет князя В.В. Голицына (гравюра на бумаге), выполненная, вероятно, уроженцем Речи Посполитой Леонтием Тарасевичем (1687 г.) 6 .

Элементы барокко в XVII в. привносились в интерьер царских и боярских хором:

Из русских художников в таком жанре преуспел Симеон Ушаков, после его смерти портреты-аллегории заказывали в основном иностранным художникам.

При Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче сильно изменился облик центральной части Москвы. Продолжили надстройку утерявших фортификационное значение башен Кремля. Они получили богатый декоративный убор и знаменитые кровли-шатры. Сам Кремль побелили. Все это придало типичной миланской крепости, коей был Кремль в момент своего рождения, неповторимый и самобытный облик.

После московского пожара 1680 г. царь Федор Алексеевич решил кардинально изменить облик столицы, сделав ее постепенно каменным городом. На казенных мануфактурах резко повысили выпуск кирпича, а москвичам разрешили брать этот кирпич в кредит, с расплатой в течение 10 ближайших лет. В итоге в столице было построено несколько тысяч частных каменных домов. В западной прессе отметили это событие, констатировав, что царь принял Москву деревянной, а передаст потомкам каменной 19 . Центральная власть ввела даже стандарт каменных строительных материалов: было установлено 3 стандарта каменных блоков и 1 стандарт кирпичей. Мастерам-кирпичникам было указано клеймить каждый 10-й кирпич, чтобы избежать брака.

По данным Невелля, в столице в регентство Софьи возвели столько кирпичных построек, сколько не строили за предшествующие 200 лет, – 3 тыс. каменных зданий 24 . Среди них были как частные терема, так и государственные и общественные сооружения. К последним относились новое здание Посольского приказа и Большой каменный мост через Москву-реку. Указ от декабря 1683 г. запретил (ввиду вони и грязи) торговлю рыбой в главных столичных торговых рядах на Красной площади 25 . Указ марта 1686 г. (по западноевропейскому примеру) возлагал на домовладельцев по всей столице уборку территории и части улиц перед домовладением. Жители должны были соскребать и вывозить за город навоз, помет, мертвых животных 26 . Надзор за этим по указу от марта 1688 г. возлагался на специальных объезжих из дворян 27 . С января 1683 г. ворота Белого города открывались и запирались строго по часам, расписанным в правительственном указе 28 .

В Оружейной палате бок о бок трудились русские и зарубежные мастера разных профессий, что служило отличной почвой для знакомства россиян с веяниями зарубежного ювелирного и иного декоративного ремесла. Архив палаты сообщает имена иноземцев: зелейщики Иван Магнич (1626), Иван Магдан, Иван Пур (1634), городовых дел мастер Кашпар Франсбауэт (1633), два канительных дел мастера из Германии – Абрам Юрьев и Лукьян Ульянов Анцебулов 35 -и др. Русофицированная форма имен этих выехавших из-за рубежа специалистов свидетельствует, что они обретались в России сравнительно долго.

Запись опубликована автором Threerome в рубрике XVII век, Научные статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.


Заказ сочинений

1.Каковы были особенности развития культуры России в XVII в.? Какие направления в культуре занимали ведущее положение?
Это столетие является переходным от традиционной средневековой культуры к культуре Нового времени. Самая главная черта русской культуры того времени – обмирщение, постепенное разрушение средневекового религиозного сознания. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития.
В XVII в. ведущее положение занимала литература.

3.Когда в западноевропейской архитектуре появился стиль барокко? Каковы его отличительные признаки?
Барокко появился в конце XVI — начале XVII вв. Среди отличительных признаков можно выделить следующие:
•Обилие пышных декоративных украшений
•Подчеркнутая театральность
•Преобладание сложных криволинейных форм
•Ассиметрия, диссонанс

4.Перечислите имена известных вам русских живописцев XIV - XVI вв.
Андрей Рублев, Симон Ушаков, Феофан Грек.

1.Что способствовало усилению влияния западноевропейской культуры на русскую в XVII в.? Приведите примеры такого влияния.
Постоянные и почти непрерывные в XVII столетии войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Османской империей, а также присоединение Украины к России способствовали усилению иностранного влияния на развитие российской культуры.
Наиболее активным оказалось украинское влияние. После вхождения Левобережной Украины в Москву и другие города переселились многие представители духовенства, занимавшиеся образованием и наукой, иконописью, фресковой живописью.

2.Как вы можете объяснить возросший в XVII в. в России интерес к грамотности и просвещению?
В XVII в. в связи с укреплением самодержавия и экономическим развитием возросла потребность в широком распространении грамотности и просвещения.

3.Какие сословия считались более образованными в XVII в.?
К концу столетия в Москве грамотными были 24% взрослого мужского посадского населения. Особенно быстро росла грамотность среди дворян. Однако, среди черносошных и даже крепостных крестьян также были те, кто владел грамотой.

4.Какие книги (по своему назначению) в основном выпускал Печатный двор в XVII в.? Чем это можно объяснить?
Печатный двор выпускал буквари и церковные учебные книги. Выпуск этих книг можно объяснить тем, что возросла потребность в знаниях.

5.Приведите примеры, свидетельствующие об использовании научных знаний в России в XVII в.
В 1615 г. русские мастера изготовили первую пушку с винтовой нарезкой ствола. За год был отлит колокол весом 12,5 тыс. пудов.
Русские мастера хорошо владели техникой крепостного и церковного строительства. Широко использовались водные двигатели.

8.Какой новый стиль появился в русской архитектуре в XVII в.? Каковы его отличительные признаки? Приведите примеры архитектурных памятников, созданных в данном стиле.
В конце столетия появился новый стиль, получивший название нарышкинского барокко.
Отличительные черты:
oМногоярусность
oУстремленность ввысь
oМногоцветная богатая отделка зданий (например, обилие цветных изразцов)
Наиболее ярким примером нарышкинского барокко являются колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях.

9.Какие материалы использовали русские живописцы в XVII в. для создания своих произведений?
В первой половине столетия портреты писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), а во второй половине для создания своих работ живописцы стали использовать масляные краски и холст.

10.Когда в России появился первый театр? В чем были его особенности?
Первый театр открылся в 1672 году при дворе Алексея Михайловича. Царь поручил пастору лютеранской церкви создать по западному образцу придворный театр для избранных. Пастор собрал труппу и предпринял постановку пьес на библейские темы.

1.Используя учебник по истории России для 6 класса и материал параграфа, определите черты сходства и различия в системе образования в XV, XVI и XVII вв.
Для XV и XVI веков характерно церковное и монастырское обучение.
В XVII столетии обучение также приобретает светский характер. Помимо церковных появляются и светские академии. Например, славяно-греко-латинская академия.

2.Используя дополнительную литературу и Интернет, выясните, на каком языке было написано большинство книг в Европе до XVII в. С чем это было связано?
Около 70% книг выпускалось на латыни. Это было связано с влиянием католической церкви. Несмотря на то, что в европейских государствах выпускались книги на местных языках, подавляющее большинство было издано на латыни – официальном языке католической церкви.

3.Используя Интернет и учебник по всеобщей истории, сравните перечисленные в тексте параграфа образцы русской архитектуры XVII в. с западноевропейскими архитектурными памятниками этого же периода.
В то время как в России распространяется стиль барокко, в Европе возникает новый стиль – классицизм.
Яркими примерами архитектуры эпохи барокко являются Теремной дворец московского Кремля, церковь Покрова в Филях, колокольня Новодевичьего монастыря.
К европейским памятникам того столетия можно отнести: площадь Святого Петра и Пьяцца дель Пополо в Риме, Версальский дворец.

5.С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, какие европейские государства считались лидерами в области развития живописи в XVII в. Как вы можете это объяснить?
В то время в Европе лидерами живописи считались: Италия, Нидерланды, Испания.
Это объясняется тем, что Испания и Нидерланды были одними из самых развитых европейских государств, а Италия считалась центром культурной жизни.

Постоянные и почти непрерывные в XVII столетии войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Османской империей, а также присоединение Украины к России способствовали усилению иностранного (в том числе и европейского) влияния на развитие российской культуры.

Наиболее активным было украинское влияние. В российские города переселялись представители духовенства, занимавшиеся образованием и наукой, иконописью, фресковой живописью. Для службы в русской армии и организации собственного дела из Западной Европы в Москву приезжали итальянцы, немцы, англичане, голландцы и др. Он поселялись на окраине столицы в Немецкой слободе, оказывая влияние на архитектуру, живопись, ремесло.

Naigkavlu

Во-первых, причиной усиления этого влияния было интенсивное внешнее воздействие на Россию с Запада: вторжения в Смутное время, более поздние войны с Речью Посполитой и Швецией. Во-вторых, это был застой той русской культуры, что сложилась при поздних Рюриковичах Московских и была механически воспроизведена первыми Романовыми. Эта культура была недостаточной, чтобы обеспечивать самобытность русского государства, в первую очередь, в военном плане: в первую половину XVII века в России по-прежнему использовалось феодальное поместное войско, возможности которого для обороны страны были ограничены. Поэтому уже при Алексее Михайловиче создаются "полки нового строя" - регулярные части, организационно заимствованные с европейских армий.

Недостаточно было этой традиционной культуры и для того, чтобы обеспечивать самодостаточность в науке и в искусстве. Искусство было преимущественно религиозным и механически воспроизводившим византийские образцы, в науке отставание было громадным - в России на протяжении большей части столетия не было ни одного университета, в 1687 году была создана Славяно-греко-латинская академия, единственная против множества западных университетов.

В связи с этим в России формировалось подспудное движение западников, выступавшее за сближение с Западной Европой. Среди его видных представителей был, например, знаменитый дипломат Афанасий Ордин-Нащокин. В конце концов, западников возглавил Пётр I и окружил себя ими, организовав грандиозные реформы начала XVIII века.

Читайте также: