Как соотносятся между собой политическая власть и политическое господство кратко

Обновлено: 04.07.2024

Власть – одно из основных понятий в политической науке. Власть – это организованное и контрольно – регулирующее начало политики, система социальных отношений государство – подчинение, форма организации индивидуальной и общественной жизни. Она есть регулятор общественных взаимосвязей, средство достижения групповых и частных интересов.

Борьба за власть и ее осуществление – один из основных аспектов политической жизни общества. Т.о. власть является показателем политических процессов, систем, институтов и необходимым элементом жизнедеятельности любой социальной системы. Общество нуждается во власти как необходимое условие функционирования социальной системы, регулирующую общественную жизнь, их поведение и взаимодействие в сфере общественных интересов.

Политическая власть не тождественна государственной. Не все принимаемые на государственном уровне решения имеют политический характер. Кроме того, существуют и формы неполитической власти (личные, семейные и другие).

Политическая власть осуществляется такими методами, как господство, убеждение, принуждение, насилие. Господство – это важнейшая форма существования и политической, и государственной власти. Другие формы и методы его дополняют.

Макс Вебер разработал классификацию господства, выделив 3 его типа. Одновременно это и классификация легитимности. Вот эти 3 типа идеального господства:

1) традиционное господство.

В основе легитимизации – традиция (обычай). Этот тип основан на убежденности в святости старых добрых традиций и в незыблемости справедливости и законности прав власти. Так было – так есть – так будет, так должно быть. Это характерно для наследственной монархии, князей, вождей племен, чья власть освящена поколениями.

2) харизматическое господство

3) рациональное (легальное) господство

Вебер считал, что негде нет этих типов в чистом виде, но он считал их идеальными.

Субъекты политики.

Субъекты политики – это конкретно-политические носители многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов. В их роли могут выступать как индивиды, так и социальные общности, которые самостоятельно вырабатывают и реализуют программы действия, направленные на достижение определенных политических целей посредством сознательной деятельности. К субъектам политики относятся также и социально-политические институты как непосредственные носители властных функций в обществе. Статус субъекта политики не является изначально присущим какому-либо физическому лицу или социальной общности. Индивид приобретает его путем политико-идеологического воспитания, усвоения политических норм и принципов, приобщения к одной из общественно-политических организаций, то есть в процессе политической социализации. Аналогичным образом происходит и становление социальной общности как совокупного субъекта политики, цели и действия которого отражают коллективное сознание индивидов, объединенных в данной организации на основе сложившихся устойчивых общественных связей. Основными субъектами политики всегда являются большие социальные общности – классы и слои, народы, нации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку. К последним относятся политические элиты и бюрократия, а также представителей теневой экономики и группы социального риска. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает и в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью. К категории совокупных субъектов политики относятся также и социально-политические институты, которые обеспечивают возможность как отдельным гражданам, так и социальным общностям упорядоченно удовлетворять свои интересы в сфере политики. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий.

Одна из наиболее известных типологий акцентирует внимание на трех уровнях субъектов политики:

• социальный: индивиды, классы, элиты, этносы, мафия, толпа, корпоративные группы и др.;

• институциональный: партии, органы государственной власти, общественные организации и др. Политика представлена и такими суперинститутами, как государство-нация, ООН, НАТО;

• функциональный: армия (выступая частью государства, нередко сама берет власть в свои руки, устанавливая военный режим правления), органы разведки, лобби, оппозиция, бюрократия.

Бюрократия выступает субъектом политики в силу того, что на нее возлагается функция проведения каких-либо государственных (управленческих) решений в жизнь, поэтому она способна заблокировать выполнение любого из них, если оно противоречит ее интересам.
литической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов. В их роли могут выступать как индивиды, так и социальные общности, которые самостоятельно вырабатывают и реализуют программы действия, направленные на достижение определенных политических целей посредством сознательной деятельности. К субъектам политики относятся также и социально-политические институты как непосредственные носители властных функций в обществе. Статус субъекта политики не является изначально присущим какому-либо физическому лицу или социальной общности. Индивид приобретает его путем политико-идеологического воспитания, усвоения политических норм и принципов, приобщения к одной из общественно-политических организаций, то есть в процессе политической социализации. Аналогичным образом происходит и становление социальной общности как совокупного субъекта политики, цели и действия которого отражают коллективное сознание индивидов, объединенных в данной организации на основе сложившихся устойчивых общественных связей. Основными субъектами политики всегда являются большие социальные общности – классы и слои, народы, нации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку. К последним относятся политические элиты и бюрократия, а также представителей теневой экономики и группы социального риска. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает и в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью. К категории совокупных субъектов политики относятся также и социально-политические институты, которые обеспечивают возможность как отдельным гражданам, так и социальным общностям упорядоченно удовлетворять свои интересы в сфере политики. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий.

Для того чтобы упоря­дочить проявления власти, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функ­ционально способной, ее необходимо институциализироватъ, зак­репить в форме политического господства.

Многие политологи, особенно европейские, считают категорию господства централь­ной, базовой для понимания политики, а изучение системы поли­тического господства — одной из первейших задач политологии.

Политическое господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и зако­нодательное оформление факта разделения в обществе управленчес­кого труда и обычно связанных с ним привилегий — с одной сторо­ны, и исполнительской деятельности — с другой.

Господство, неразрывно связано с властью, является формой ее организации в обществе. Политическая власть, опираясь на во­оруженную силу, может возникнуть и до установления господства. Однако в этом случае она не сможет долго продержаться и выпол­нять свои функции в обществе.

Научное понимание господства в отличие от его трактовки в повседневном языке этически нейтрально и не связано с такими негативными атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавле­ние.

Господство — это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства.

· Политическая легитимность

Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оце­ниваться гражданами.

Положительная оценка, принятие населе­нием власти, признание ее правомерности, права управлять и со­гласие подчиняться означает ее легитимность.

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Леги­тимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответстви­ем ценностным представлениям большинства граждан, с консен­сусом общества в области основополагающих политических цен­ностей.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обы­чаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков.

Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основан­ными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами.

Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в ис­ключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лично­сти.

Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для призна­ния населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства.

В этом случае со­знательно культивируется величие самой личности вождя, авто­ритет которого освящает институты власти, способствует их при­знанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность.

Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформи­рованного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демокра­тических процедур.




В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действу­ют представители власти.

Рационально-правовая легитимность характерна для демократи­ческих государств.

Это преимущественно структурная или институ­циональная легитимность, основанная на доверии граждан к уст­ройству государства, а не к отдельным личностям.

Хотя нередко, особенно в молодых демократиях, легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны, руководителя государства.

В современном мире легитимность власти нередко отождествляют лишь с ее демократической легитимностью.

Легитимность власти не ограничивается ее тремя, ставшими классическими типами.

Существуют и другие способы легитима­ции и соответственно типы легитимности.

Один из них — идеоло­гическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идео­логическая легитимность может быть классовой или национа­листической.

В странах командно-административного социализма была ши­роко распространена классовая легитимность.

Во второй половине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают кнационалисти­ческой легитимации своей власти, нередко устанавливая этнократические режимы.

· Соотношение легитимности и эффективности власти

Легитимность власти коренится в по­литической культуре населения и оз­начает соответствие ее устройства цен­ностным представлениям граждан.

Однако их отношение к власти может быть не только ценностным, но и инструментальным — оценивающим ее с точки зре­ния того, что она дает или может дать людям.

Такое инструмен­тальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.

Эффективность власти — это ее результативность, степень вы­полнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий (экспектаций) граждан и, прежде всего, наи­более влиятельных слоев — элит.

В современных условиях легитим­ность и эффективность власти — два важнейших фактора ее ста­бильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

Легитимность и эф­фективность власти взаимосвязаны. Любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требова­ний.

Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, например в Чили, Южной Корее, Бра­зилии, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря, успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.

Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно.

В последние годы проблема легитимно­сти стала крайне актуальной для большинства посткоммунистичес­ких стран.

Это связано с разрушением там традиционных, идеологи­ческих и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократи­ческим процедурам.

Неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально-правовым способам легитимации.

Для большинства из них, отно­сительно слабо укорененных в политической культуре демократи­ческих ценностей, укрепление легитимности власти возможно, прежде всего, на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.

Политическая власть распределена в обществе неравномерно. В любой стране мира, как в древности, так и сегодня, большин­ство людей не принимает непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии, основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными по­вседневными ее носителями являются политические элиты и ли­деры.

Вопросы для самоконтроля

2. Важнейшие аспекты трактовки власти:

3. Что такое субъект власти ? Какие качественные характеристики и функции содержит?

4. Что такое объект власти? Особенности его взаимодействия с субъектом власти.

5. В чем заключается сущность природы подчинения. Мотивации подчинения.

6. Объясните смысл понятия ресурсов власти. Типы ресурсов. Как они соотносятся между собой? Какие из них, на ваш взгляд, являются важнейшими?

7. Какие существуют способы и механизмы властвования?

8. Назовите виды власти. Чем отличается политическая власть от всех остальных ее видов?

9. Назовите признаки политической власти. Какие из них являются доминантными?

10. Особенность конфигурации отношений властей в обществе.

11. Сущность политического господства и политической легитимности. Макс Вебер о типах легитимности власти. Какое значение имеет она для обеспечения прочности позиций и эффективной деятельности государственной власти?

12. Соотношение легитимности и эффективности власти.

· Понятие политического господства

Для того чтобы упоря­дочить проявления власти, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функ­ционально способной, ее необходимо институциализироватъ, зак­репить в форме политического господства.

Многие политологи, особенно европейские, считают категорию господства централь­ной, базовой для понимания политики, а изучение системы поли­тического господства — одной из первейших задач политологии.

Политическое господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и зако­нодательное оформление факта разделения в обществе управленчес­кого труда и обычно связанных с ним привилегий — с одной сторо­ны, и исполнительской деятельности — с другой.

Господство, неразрывно связано с властью, является формой ее организации в обществе. Политическая власть, опираясь на во­оруженную силу, может возникнуть и до установления господства. Однако в этом случае она не сможет долго продержаться и выпол­нять свои функции в обществе.

Научное понимание господства в отличие от его трактовки в повседневном языке этически нейтрально и не связано с такими негативными атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавле­ние.

Господство — это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства.

· Политическая легитимность

Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оце­ниваться гражданами.

Положительная оценка, принятие населе­нием власти, признание ее правомерности, права управлять и со­гласие подчиняться означает ее легитимность.

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Леги­тимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответстви­ем ценностным представлениям большинства граждан, с консен­сусом общества в области основополагающих политических цен­ностей.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обы­чаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков.

Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основан­ными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами.

Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в ис­ключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лично­сти.

Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для призна­ния населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства.

В этом случае со­знательно культивируется величие самой личности вождя, авто­ритет которого освящает институты власти, способствует их при­знанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность.

Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформи­рованного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демокра­тических процедур.

В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действу­ют представители власти.

Рационально-правовая легитимность характерна для демократи­ческих государств.

Это преимущественно структурная или институ­циональная легитимность, основанная на доверии граждан к уст­ройству государства, а не к отдельным личностям.

Хотя нередко, особенно в молодых демократиях, легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны, руководителя государства.

В современном мире легитимность власти нередко отождествляют лишь с ее демократической легитимностью.

Легитимность власти не ограничивается ее тремя, ставшими классическими типами.

Существуют и другие способы легитима­ции и соответственно типы легитимности.

Один из них — идеоло­гическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идео­логическая легитимность может быть классовой или национа­листической.

В странах командно-административного социализма была ши­роко распространена классовая легитимность.

Во второй половине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают кнационалисти­ческой легитимации своей власти, нередко устанавливая этнократические режимы.

· Соотношение легитимности и эффективности власти

Легитимность власти коренится в по­литической культуре населения и оз­начает соответствие ее устройства цен­ностным представлениям граждан.

Однако их отношение к власти может быть не только ценностным, но и инструментальным — оценивающим ее с точки зре­ния того, что она дает или может дать людям.

Такое инструмен­тальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.

Эффективность власти — это ее результативность, степень вы­полнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий (экспектаций) граждан и, прежде всего, наи­более влиятельных слоев — элит.

В современных условиях легитим­ность и эффективность власти — два важнейших фактора ее ста­бильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

Легитимность и эф­фективность власти взаимосвязаны. Любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требова­ний.

Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, например в Чили, Южной Корее, Бра­зилии, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря, успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.

Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно.

В последние годы проблема легитимно­сти стала крайне актуальной для большинства посткоммунистичес­ких стран.

Это связано с разрушением там традиционных, идеологи­ческих и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократи­ческим процедурам.

Неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально-правовым способам легитимации.

Для большинства из них, отно­сительно слабо укорененных в политической культуре демократи­ческих ценностей, укрепление легитимности власти возможно, прежде всего, на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.

Политическая власть распределена в обществе неравномерно. В любой стране мира, как в древности, так и сегодня, большин­ство людей не принимает непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии, основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными по­вседневными ее носителями являются политические элиты и ли­деры.

Вопросы для самоконтроля

2. Важнейшие аспекты трактовки власти:

3. Что такое субъект власти ? Какие качественные характеристики и функции содержит?

4. Что такое объект власти? Особенности его взаимодействия с субъектом власти.

5. В чем заключается сущность природы подчинения. Мотивации подчинения.

6. Объясните смысл понятия ресурсов власти. Типы ресурсов. Как они соотносятся между собой? Какие из них, на ваш взгляд, являются важнейшими?

7. Какие существуют способы и механизмы властвования?

8. Назовите виды власти. Чем отличается политическая власть от всех остальных ее видов?

9. Назовите признаки политической власти. Какие из них являются доминантными?

10. Особенность конфигурации отношений властей в обществе.

11. Сущность политического господства и политической легитимности. Макс Вебер о типах легитимности власти. Какое значение имеет она для обеспечения прочности позиций и эффективной деятельности государственной власти?

Отношения власти в обществе очень многообразны, изменчивы, зачастую очень незаметны, относительны. Для того, чтобы упорядочить эти отношения, стабилизировать власть в обществе, сделать ее способной к выполнению возлагаемых на нее функций, власть должна быть закреплена в форме политического господства.

Господство неразрывно связано с властью; господство есть форма общественной организации власти. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются.

Господство как институировавшаяся власть может по-разному оцениваться гражданами. Отношение граждан к власти определяется таким понятием как легитимность. Легитимность власти – это положительная оценка, принятие населением власти, признание им ее права управлять и согласие подчиняться.Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, верой подавляющего большинства населения в то, что существующий порядок является наилучшим для данной страны, с консенсусом в области системополагающих политических ценностей.

Легитимность власти следует отличать от ее легальности. Это два близкие, но не тождественные понятия. Легитимность носит оценочный, этический и политический характер, а легальность – юридический и этически нейтральный.

Любая власть, издающая законы, даже самые непопулярные, и обеспечивающая их осуществление – легальна. В то же время она может быть нелегитимной, т.е. не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В обществе может существовать не только нелегитимная, но и нелегальная власть, например, власть мафиозных структур.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес М.Вебер. Он, в частности, выделил три типа легитимности власти, отражающих особенности мотивов подчинения.

1) Традиционная легитимность. Она приобретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, как считал М.Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственной монархии, подкрепляющей авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2) Харизматическая легитимность(от греческогоблагодать, дар божий). Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, который иногда даже обожествляется; создается культ его личности. Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институт власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

3) Легальная или рационально-правовая легитимность.Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Это институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам (персональная легитимность).

В современной политологии к трем, ставшим уже классическими, типам легитимности добавлены и другие. Один из них – идеологическая легитимность.Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обеспечивает соответствие власти интересам народа, нации, класса. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология, и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической.

Идеологическая легитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой легитимности, апеллирующей к сознанию, разуму, она – однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, активного участия граждан в выработке идеологии.

Идеологическая и любая другая легитимность власти постепенно ослабевает, если не подкрепляется ее реальной эффективностью. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею тех функций и ожиданий (экспектаций), которые возлагает на нее большинство населения и прежде всего наиболее влиятельные политические и экономические слои – элита.В современных условиях легитимность на основе эффективности – в конечном счете решающий фактор доверия к власти и ее поддержки гражданами. И рационально-правовая, и харизматическая, и другие типы легитимности связаны с надеждой населения на эффективность власти, т.е. удовлетворение его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности (например, в Чили, Южной Корее, Бразилии и других странах), впоследствии в значительной мере приобрели ее, благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.

В наше время большое количество государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий наиболее остро он проявлялся в формах политической нестабильности, частых государственных переворотов. В последнее время проблема легитимности власти крайне актуальна и для большинства посткоммунистических стран. Неспособность правящих в них режимов вывести страны из кризиса подрывают доверие населения к рационально-правовым способам легитимности.

Как легитимность власти, так и весь политический процесс в целом прямо зависят от субъектов политики, о которых речь пойдет в следующих темах.


Политическая власть — институционализированные отношения господства и подчинения, возникающие на основе договорных обязательств между большими социальными общностями (классами и сословиями, обществом и государством, между государствами).

Любой вид власти в обществе возникает в определенной сфере и имеет свои пределы компетенции. Например, родительская власть имеет место во взаимоотношениях родитель — ребенок, экономическая власть — в экономических отношениях и т. д. Политическая власть имеет ряд отличительных признаков от иных видов власти, а именно:

Частое применение насилия со стороны власти свидетельствует о нестабильности общественных отношений. Это признак того, что либо власть действует неадекватно своим функциям, либо значительная часть граждан оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые требования.

В демократических политических системах политическая власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение создает механизм сдержек и противовесов, основная задача которого состоит в том, чтобы не допустить узурпацию (захват) всей полноты власти одной из ветвей. Однако на деле установить паритет властей не всегда удается. Так, в России в последние 10-15 лет явно доминирует исполнительная власть во главе с президентом.

Политическая власть и политическое господство

Политическое господство — это структурирование отношений власти в обществе, когда создаются условия (система институтов) для того, чтобы одни имели возможность издавать указы и распоряжения, другие — их исполнять.

Господство предполагает, что власть принимает институциональные формы, создается устойчивая система политического управления, при которой одни управляют, а другие подчиняются.

Власть — не только сила и воля властвующего, но и осознание зависимости и готовность подвластного подчиняться. Когда власть прибегает к насилию — это верный признак того, что структурированная система господства и подчинения нарушена. Наглядным примером такого нарушения системы политического господства являются события в Чечне в начале 90-х гг. XX в.

Типология легитимного господства по М. Веберу


Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам. В отличие от двух предыдущих типов господства, которые носили личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. В этом случае господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам — законам.

Механизмы легитимизации власти

Обеспечение легитимности власти — ее легитимизация — предмет особой заботы любой власти. Выделяется несколько универсальных механизмов легитимизации власти.

Социально-психологический, основывающийся на психологических свойствах групп и масс. При обеспечении легитимности акцент делается на: конформизм массы, стремление среднего человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства; веру в справедливость существующего порядка и принципы распределения ценностей; чувство компетентности и иллюзию контроля.

Политическое участие граждан, прежде всего в форме выборов, позволяет гражданам ощутить собственную причастность к власти, ее зависимость от интересов и настроений граждан.

Политическая социализация — процесс усвоения политических норм и ценностей, а также форм политического поведения, приемлемых для данного общества. Данный механизм обеспечивает поддержку власти на основе существующих норм и ценностей.

Демонстрация эффективности власти, и в первую очередь способности ее институтов к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны общества. Под эффективностью власти понимается ее способность достигать социально значимых целей, адекватно реагировать на новые потребности и находить новые решения возникающих проблем.

В противоположность легитимизации власти, процессы делегитимизации — разрушения и кризиса легитимности — ведут к утрате поддержки власти со стороны общества.

Причинами упадка и кризиса легитимности являются: обострение конфликта между ценностями большинства социальных групп и узкокорпоративными ценностями правящей элиты; отсутствие в политической системе институтов, выражающих и согласующих интересы различных социальных групп и доводящих их до органов власти; разрушение традиционных норм и ценностей политической культуры; рост коррумпированности в органах власти; низкая эффективность власти; развитие сепаратизма и национализма; утрата правящей элитой веры в правомочность осуществления власти.

Делегитимизация оборачивается кризисом власти, который в свою очередь может вызывать радикальные перемены в политической системе.

Читайте также: