Из чего сделать шашки в детский сад своими руками на полу

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Фиалковская Татьяна Николаевна

Шашки – игра, которая тренирует внимательность, прививает усидчивость и нацеленность на победу. Хорошим возрастом для обучения считается старшая группа детского сада. Именно в возрасте 4-5 лет стоит тренировать детей, развивать у них наглядно образную и прогностическую функцию ума, приучать к логическому мышлению. Давайте поговорим в этой статье о том, как научить ребенка играть в шашки с нуля.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Назначение: создание настольной игры – шашек из бросового материала в качестве подарка или на детскую выставку.
Цель: изготовление шашек своими руками в домашних условиях.
Задачи:
- развивать индивидуальные творческие способности, художественный вкус, фантазию и воображение, пространственное мышление, конструктивные навыки;
- воспитывать усидчивость и аккуратность, трудолюбие;
- совершенствовать умения и навыки работы с бросовым материалом.

Польза игр в шашки в детском саду:

Актуальность.

Шашки — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:

Совершенствуют логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации.

Развивают память и пространственное воображение.

Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.

Игры в шашки всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.

Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.

При креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников.

Воспитывают самостоятельность в принятии решений.

Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу. Ведь мнение, что шашки и шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.

Рекомендации к проведению занятий по играм в шашки в ДОУ

Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам— 5 лет (то есть старшая группа). Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.

Некоторые школы раннего развития предлагают обучать малышей играм в шашки с трёх, а то и с двух лет. Однако на деле такие занятия представляют с собой просто манипуляции с фигурами (они используются не по прямому назначению). Подобные задания дети раннего возраста могут выполнять и с другими предметами.

Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть в указанные настольные игры не рекомендуется более 25 минут (в подготовительной группе — 30 минут). Иначе наступит неизбежное утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше заниматься с шашками. По этой же причине не стоит проводить такие занятия ежедневно — двух раз в течение недели будет вполне достаточно (делать это можно и в вечернее время). Когда же дети, действительно, увлекутся игрой, они могут играть в шашки и шахматы чаще по своему желанию.

Недопустимо заставлять воспитанников играть в новые для них игры: педагог должен сделать так, чтобы они сами этого захотели. В любой группе всегда есть наиболее активные и любопытные ребята, которым интересно всё новое. Пусть вначале они включатся в работу, а остальные малыши, глядя на них, также увлекутся шахматами и шашками.

Процесс обучения непременно должен проходить в интересной, ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. К примеру, правила игры можно донести до ребят в виде сказки или стихотворения, которое легко заучить . Особенно важно первое занятие: оно должно быть ярким и запоминающимся. Например, это может быть весёлая история про приключения фигур.

Когда ребята освоят необходимые правила, и больше времени можно будет уделять практике, воспитатель должен продумывать, как именно разбивать детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками, и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только победы, он не научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед неудача может восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в свою очередь, могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на стремление заниматься шашками или в дальнейшем.

Каждого воспитанника необходимо регулярно хвалить: за правильно сделанный ход, за победу. А вот критиковать за проигрыш просто недопустимо: это отобьёт интерес к игре и к другим занятиям соревновательного характера. Наоборот, нужно приободрить малыша, научить его воспринимать поражение спокойно, сдержанно: нужно не обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки. Педагог должен убедить воспитанника, что в другой раз у него всё непременно получится, что для появления результатов важно много тренироваться.

После игры педагогу следует подробно разобрать с детьми их типичные ошибки. Ребята должны научиться из множества возможных ходов выбирать оптимальный в данной ситуации.

Для занятий в ДОУ понадобится по одному комплекту шашек на каждую пару воспитанников. Если нет необходимого оборудования, то играть ребята могут по очереди, разделившись на 2 группы. Также можно приносить настольные игры из дома.

Интересная идея — выделить в детском саду специальную шахматную комнату, оформив её соответствующим образом (подходящие обои, шторы и пр.). Если нет такой возможности, то желательно организовать в группе уголок шахмат и шашек.

Желательно приобрести для группы большую магнитную доску, к которой будут крепиться шашечные фигуры. В этом случае объяснять ребятам правила игры и конкретные тактические моменты будет намного проще. Такое оборудование позволит задействовать сразу всех дошкольников, не позволяя им скучать.

Приёмы обучения дошкольников игре в шашки

Обучение дошкольников игре в шашки также проводится по принципу от простого к сложному. Вначале ребятам демонстрируется доска и фишки двух цветов. Затем они учатся правильно расставлять фигуры только на чёрных клеточках. Самое же основное для педагога — чётко сформулировать саму суть игры: она в том, чтобы продвигая свои шашки, перекрыть противнику все ходы и уничтожить его фигуры. Усвоить эти правила поможет такое стихотворение:

Ключевая цель обучения заключается в том, чтобы дошкольники научились видеть из множества ходов наиболее целесообразный в данной ситуации, а также предвидеть ходы противника. Чтобы воспитанники поняли суть игры, вначале они могут тренировать ходы на поле с меньшим числом клеточек и, соответственно, с меньшим числом шашек. А уже потом можно приступать к игре на стандартной доске.

Объясняя правила шашечной игры, педагог также может использовать образность. Например, он сообщает ребятам, что среди фигур бывают герои, настоящие бойцы — простые шашки, которые добравшись до противоположного края поля, превращаются в дамки (перевёрнутые фишки). Эта самая сильная фигура, которая может ходить по всей диагонали, побеждая шашки противника.

Усилить интерес к игре также поможет необычное оборудование. Это могут быть большие напольные шашки с надувным полем (прекрасный вариант для летнего времяпрепровождения на улице), а также различные креативные наборы с необычными фигурами и доской.

На занятиях воспитатель обязательно расширяет кругозор дошкольников — сообщает им занимательные сведения из истории шашек, к примеру, такие:

Точно неизвестно, где придумали шашки. По одной из версий, это было в Древнем Египте. Игру любили фараоны, и считалось, что её придумал тот — бог мудрости.

Древние греки верили, что игру придумал бог Гермес, который покровительствовал торговле, ловкости, красноречию. Он предложил богине Луне сыграть с ним с условием, что в случае победы получит от неё 5 дней. Гермес одержал победу и прибавил эти 5 дней к году: с тех пор он стал составлять 365 дней.

В древности вместо шашек использовались круглые камешки двух оттенков.

Фишки символизируют собой 2 армии, которые сражаются. Отступление невозможно: поэтому шашки идут только вперёд. Когда одна фигура бьёт другую, она перескакивает через неё — точно так же в битве победивший воин перешагивает через поверженного, чтобы продолжать сражаться дальше.

В средние века обучение шашечной игре входило в обязательную программу подготовки рыцарей. Таким способом им прививали навыки ведения рыцарских поединков, необходимые будущему воину.

На Руси шашки стали популярны с X века. Первоначально они изготавливались из глины и камня, в том числе янтаря.

Ребятам будет интересно послушать сказки про шашки. Можно предложить такие варианты:

Используя шашки, педагог может предложить воспитанникам эстафету. Это повысит интерес к изучению игры, внесёт оживление и создаст замечательный эмоциональный настрой. Ребята делятся на 2 команды, перед каждой лежит доска, а рядом — шашки. Каждый игрок берёт в руки шашки. По сигналу педагога каждая пара бежит к полю и ставит фигуру на клетку, которую называет воспитатель. Победителем становится команда, которая быстрее справилась с заданием и не сделала ошибок в расстановке фишек.

История возникновения этой игры уходит далеко в древность и считается загадкой.

На сегодняшний день существуют только мифы о возникновении шашек.

Эта замечательная игра возникла у разных народов. Определенное место возникновения этой игры по сей день остается неизвестным.

По одной из версий шашки придумал и изготовил древнегреческий воин Паламед в 1601 году. Сделал он это для того, чтобы солдатам было чем развлечь себя в свободное мирное время. Судя по раскопкам становится понятно, что в 1650 году в шашки уже играли, так как нашлось много элементов похожих на пешки и игровые доски.

На Руси происхождение истории шашек связывают с именем киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125). Однако археологические раскопки показали, что еще в III-IV веках нашей эры уже играли в шашки.

И сегодня игра в шашки пользуется популярностью. Взрослые и дети увлеченно играют в шашки.

Игра развивает логическое мышление у детей, учит дружеским отношениям.

Дети в нашей группе любят играть в шашки и в группе, и на прогулке.

Летнее время мы в основном проводим на прогулке, поэтому сделали эту игру своими руками, чтоб можно было играть на улице. Очень удобно, всегда можно помыть, если испачкается, т к. основа сверху защищена бесцветным скотчем.

Основа-из линолеума, фигурки- пластиковые крышки. Главное выбрать 2 цвета- у нас красные и белые. Но можно и другого цвета.

Итак:

1) На выбранном квадрате-основе (линолеум) намечаем квадраты -по 8 с каждой стороны.

Наклеиваем на них небольшой двусторонний скотч, в шахматном порядке.


2) вырезаем квадраты из черного картона (по размеру квадрата, намеченного на основе) .

Наклеиваем на скотч. Шахматная " доска" готова!


3)Защищаем, наклеивая на всю плоскость бесцветный скотч.


4) Фигурки- крышки (по 12 шт, двух цветов.


Можно играть!



Будем рады, если вам наша идея понравилась!




1. Разовые стаканчики
2. Пробки от бутылок
3. Клей
4. Декоративные украшения (лента, сизаль красная и зелёная)
5. Линейка
6. Краска жёлтая и зелёная
7. Бумага
8. Ножницы
9. Двухсторонний скотч
10. Доска из ЛДСП размером 58 х 47



Техника безопасности при работе с ножницами:
- работать с ножницами осторожно;
- ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены;
- класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

- передавать ножницы кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями;
- при резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу;
- хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставке).

Техника безопасности при работе с клеем:
- при работе с клеем пользуйся кисточкой, если она потребуется;
- используй то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе;
- необходимо наносить клей ровным тонким слоем;
- постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза;
- после работы клей плотно закройте и уберите;
- вымойте руки и рабочее место с мылом.

Техника безопасности при работе с краской:
- при работе с краской пользуйтесь перчатками;
- держите предмет, который красите, на расстоянии;
- наносите краску ровным тонким слоем;
- постарайся, чтобы краска не попадала на одежду, лицо и особенно в глаза;
- закройте краску плотно и уберите после работы;
- оставьте покрашенные предметы до полного высыхания, а потом продолжайте работать с ними;
- снимите перчатки и вымойте руки с мылом.

Шашки - настольная игра для двух игроков, заключающаяся в передвижении определённым образом фишек-шашек по клеткам шашечной доски. Во время партии каждому игроку принадлежат шашки одного цвета: чёрного или белого (иногда других цветов, один из которых, считается тёмным, а другой - светлым). Цель игры - взять все шашки соперника или лишить их возможности хода (запереть). Существует несколько вариантов шашек, отличающихся правилами и размерами игрового поля.


История создания шашек теряется в глубине веков. Следы игры в эту игру нашли и в древнем Египте. В гробнице знатного приближенного фараона обнаружены росписи, отражающие увлечения вельможи. Наравне с охотой, рыбалкой били изображения игры в шашки. В Лувре хранятся две шашечные доски, принадлежащие фараонам. Так, например, из гробницы Тутанхамона, который правил с 1400 по 1392 г. до н.э., была извлечена доска для игры в шашки, состоявшая из тридцати клеток.
Таким образом, шашки не уступают по древности египетским пирамидам, а, может быть, и древнее их, так как мифы свидетельствуют, что в шашки играли не только простые смертные, но и боги Египта. Из Древнего Египта шашки начали свой путь по миру. Сначала они попали в Грецию, затем в Древний Рим. Как ни странно, по мнению исследователей, правила игры имели много общего с современными шашками.



Есть версия что шашки изобрел греческий воин Паламед, участник осады Трои. Осада города продолжалась десять лет и, чтобы убить скуку, Паламед придумал игру. Как играли в эту игру - на доске или чертили квадратики клеток на земле, неизвестно. Но если бы игра не была столь увлекательна она не сохранилась и не дошла до наших дней.
За несколько веков до нашей эры уже играли на 64-клеточной доске. Шашки были двух цветов - белые и черные. И представляли собой как бы две армии, которым предстояло сражение. Отступление не предусматривалось, поэтому шашки могли ходить только вперед. Если шашка прорывалась в тыл к противнику, то повышалась ее боевая способность, и она становилась дамкой. У римлян игра называлась "латрункули" и происходило от слова "латро" - воин. Немцы, французы, скандинавы и другие народы называли ее иначе, но в каждом из этих языков прослеживалось слово "дама". Возможно, это объясняется тем, что в средние века женщины были окружены особым вниманием и почитанием рыцарей. Кстати, будущих рыцарей обязательно учили игре в шашки - они прививали столь необходимые воину навыки этики и тактики рыцарских поединков.
На Руси появление шашек связывают с именем киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125). Археологические раскопки показали, что еще в 3 - 4 веках нашей эры уже играли в шашки. О популярности шашек на Руси свидетельствуют находки археологов (обнаружены шашки из камня, янтаря, глины). Во многих былинах рассказывается о том, что шашки были одной из любимых игр русских богатырей.


Шашками увлекались Александр Суворов и Александр Пушкин, Лев Толстой и Антон Чехов, Александр Грин и Фридрих Шопен и многие другие известные личности.

Интересные факты из истории шашек.
* Митрополитом Даниилом игры в шашки были объявлены столь же порочными, как сквернословие и пьянство. Это положение законодательно было закреплено на Стоглавом соборе (1551г.) и вошло в "Домострой". И лишь в 1649г. патриарх Никон в своде законов "Соборное уложение" отменил запреты на шашки. С тех пор церковь перестала преследовать шашистов
* Эммануил Ласкер: "Шашки - мать шахмат, и достойная мать".

1. Берём линейку и маркером рисуем квадратики размером 6 х 6 на доске, отступая от края 6 см. с двух сторон;








7. Обводим контур пробки на бархатной зелёной бумаге, делаем насечки ножницами, второй круг обрисовываем на 0,5 см больше по диаметру;




9. Готовые шляпы приклеиваем к высохшим зелёным стаканчикам, а затем приклеиваем зелёную сизаль, украсив красной лентой;



10. К жёлтым стаканчикам приклеиваем красную сизаль, украсив бежевой лентой. (можно шляпки не делать).



Шашки сделаны своими руками, могут быть отправлены на выставку или будут подарком. Главное в этих шашках – это их уникальность и вложенная в них душа.


Сейчас многие уже подзабыли о двух таких легендарных настольных играх, как шахматы или шашки, а ведь они позволяют хорошо скоротать вечера, отдохнуть и одновременно немножко пошевелить своими извилинами. Конечно, это все и не удивительно, ведь сегодня большинство людей проводят свое свободное время перед телевизором или компьютером. Но ведь бывает же так, что пропадает электричество, и тогда мы не знаем, чем себя занять? Вот тогда и можно поиграть в шашки или шахматы, а чтобы делать это было еще интереснее, их можно сделать своими руками.

Подручные материалы

Для того чтобы в нужное время, когда света не станет или наступит момент, когда захочется чем-то интересным заняться, можно было сделать настольные игры, нужно заранее обзавестись необходимыми материалами. Собственно, они очень дешевые, так что тут главное - запомнить, что же нам понадобится для создания игр, чтобы не выбросить хорошую вещь. А нужны нам будут:


  • две картонки, причем размер одной из них должен составлять 17 х 17 см, а второй - 6 х17 см, хотя конечно же, они могут быть и больше, ведь чтобы не думать, где их взять, можно просто воспользоваться картонной упаковкой из-под пиццы;
  • ножницы;
  • фломастер и простой карандаш;
  • циркуль;
  • распечатанный трафарет с шахматными фигурами, хотя можно обойтись и без него и просто разрисовать шашки и шахматы вручную.

Создание шахматной доски


Самым главным в создании игр является процесс изготовления доски для нее. Для этого нужно взять самую крупную картонку и расчертить ее на квадраты. Правда, предварительно нужно будет очертить ее границы, отступив со всех сторон на 0,5 см и начертив квадрат со сторонами 16 х 16 см.

Читайте также: