С какой целью была реформирована система образования кратко

Обновлено: 07.07.2024

Вложения в образование, таким образом, принесут через 5–7 лет отдачу в виде ускорения темпов и улучшения качества экономического роста.

Имеется прямая связь между избыточным академизмом образования и организационно-экономическим механизмом, предусматривающим финансирование учебных заведений вне зависимости от степени их эффективности и удовлетворенности потребителей.

3. В условиях стихийного и во многом теневого развития рыночных отношений в системе образования сложилась система социального неравенства, когда доступ к качественному образованию получают преимущественно дети обеспеченных слоев населения. Это чревато острыми и трудно обратимыми социальными последствиями. В стране создаются предпосылки для перерастания имущественного неравенства в социальное, классовое. Из-за недоступности столичных вузов формируются замкнутые территориальные системы образования, воспроизводящие регионально ориентированные элиты.

4. Нищенское денежное содержание на протяжении 90-х годов деформировало преподавательский корпус. Процессы его старения, вымывания активных элементов дошли до того, что в школах сегодня преподают меньше 15 процентов мужчин, средний возраст преподавательского состава в вузах приблизился к пенсионному. Это основная причина падения качества образования и господства в нем инерционных тенденций.

Пока не решена проблема конкурентоспособного уровня зарплаты, все попытки развития и реформирования образовательной системы будут натыкаться на глухое сопротивление педагогической среды. Необходимо решительно улучшить денежное обеспечение преподавателей, но одна эта мера в нынешних условиях способна привести к противоположным результатам: закреплению консервативных кадров. Повышение заработной платы будет эффективным только в сочетании с внедрением системы стимулов для повышения качества образования.

Вы готовы ради образования Ваших детей, внуков пойти в пределах Ваших возможностей на серьезные материальные затраты?

Цели и реформы

1. Ресурсное обеспечение образования. Для обеспечения ресурсами системы образования в 2001–2010 годах необходимо:

∙увеличивать расходы федерального бюджета на образование не менее чем на 15 процентов в год в реальном выражении; обеспечить преимущественный рост той части бюджета, которая направляется на решение задач модернизации образования, по сравнению со средствами на текущее содержание образования;

∙увеличивать расходы территориальных бюджетов не менее чем на 10 процентов в год в реальном выражении;

∙перейти к нормативному финансированию (в том числе из расчета на одного учащегося); ежегодно устанавливать нормы минимального бюджетного (финансового) обеспечения (НМБО) применительно ко всем уровням образования и обеспечивать их последовательное повышение темпами, опережающими темпы роста ВВП; установить на базе НМБО прозрачный механизм субсидиарной ответственности бюджетов всех уровней;

∙обеспечить ресурсную привлекательность образования, а именно ввести налоговые льготы для семей и предприятий, вкладывающих деньги в образование на возмездной и безвозмездной основе. Поддерживать попечительское движение и создать адекватную нормативную базу для его деятельности. Прирост частных средств, направляемых в образование, может по средним оценкам на 1–2 процентных пункта превышать рост личных доходов граждан;

∙осуществить комплекс реформ, цель которых—снижение безвозвратных потерь и повышение эффективности использования средств, направляемых в образование. Это предполагает:

в) реорганизация старшей и частично средней ступени сельской школы (эффект $400–600 млн в год за счет экономии на содержании малокомплектных школ одновременно с повышением качества образования);

В совокупности эти меры дадут возможность к концу десятилетия выйти на наполнение рациональных бюджетов (которые тоже будут расти) в размере 70 процентов по общему образованию, 55–60 процентов по начальному и среднему профессиональному образованию, 80–90 процентов по высшему образованию. При этом собственно реформы организационно-экономических механизмов дадут до половины прироста средств.

3. Профильная старшая школа. В двух последних классах каждому гражданину России должна быть предоставлена возможность выбора одной из 5–6 программ (гуманитарной, естественно-научной, математики и информатики, экономики и права, технической, эколого-аграрной). Каждый школьник должен иметь возможность получить профильное образование за счет государства. Профильная школа позволит преодолеть не только формальный универсализм старшей школы, но и объективный разрыв между требованиями вуза и возможностями системы общего образования. Профильная школа должна быть создана к 2004–2005 годам. Без нее система единого экзамена не станет полностью эффективной.

4. Независимая система государственной аттестации и контроля качества. Государство должно вернуться в систему образования в качестве гаранта соответствия уровня образовательных услуг минимальным требованиям. Сегодняшняя отраслевая система имеет практически нулевую эффективность, связана круговой порукой и, самое главное, не имеет однозначных критериев оценки. В результате каждая школа и каждый вуз оценивают себя сами. За 10 лет не закрыт ни один вуз. Результаты налицо: за 1997–1999 годы количество студентов-юристов выросло в три раза. Сегодня их (как и экономистов, и менеджеров) готовит практически каждый государственный и негосударственный вуз.

Структура новой системы контроля качества должна быть похожа на ВАК: экспертные советы, анонимные и оплачиваемые рецензенты плюс ответственные исполнители со статусом государственных служащих.

∙снять с абитуриентов и их семей непомерную психологическую, временную и денежную нагрузку;

∙уравнять возможности зачисления в ведущие вузы абитуриентов из разных регионов и слоев общества;

∙обеспечить честную оценку качества преподавания в школах (например, в Эстонии результаты единого экзамена публикуются в официальной прессе и служат для семей ориентиром при выборе школы).

Доля бюджетных расходов на общее и профессиональное образование (в ВВП)

Из материалов к заседанию Госсовета 29 августа 2001 года

Первый эксперимент по ЕГЭ прошел в шести регионах в 2001 году и дал положительные результаты, в 2002 году намечается его распространение на десять-двенадцать субъектов Федерации.

Кроме проведения ЕГЭ, аттестационная служба должна иметь право проводить контрольные срезы знаний во всех учебных заведениях страны и обнародовать результаты таких испытаний, а также делать представления Минобразованию об изъятии разрешительных и аккредитационных документов. Это повысит прозрачность рынка образования.

5. Нормативное финансирование учебных заведений, в том числе на одного учащегося. Персонализация бюджетного финансирования (вместо сметного финансирования учреждений) меняет ситуацию на образовательном рынке: учебные заведения теряют гарантированность финансирования, вынуждены бороться за учащегося. Тем самым увеличивается заинтересованность учебных заведений в повышении качества образовательных программ, в соответствии их структуры текущему и перспективному спросу общества. Повышается обоснованность и прозрачность бюджетного финансирования. Кроме того, ступенчатые именные финансовые обязательства по результатам ЕГЭ стимулируют вузы бороться за лучших студентов.

Таким образом, введение ГИФО не только не повысит уровень платности образования для населения, но, напротив, снизит ее до социально приемлемого уровня (35–40 процентов, с учетом того, что в ряде региональных вузов и в техникумах средний уровень ГИФО будет совпадать с объявленной ценой обучения). Другими словами, те, кто сегодня полностью оплачивает свое образование, будут получать часть средств от государства.

Для обеспечения государственных и региональных приоритетов, а также поддержки студентов из малодоходных семей предлагается ввести адресные возвратные субсидии из бюджетов соответствующих уровней. Такие субсидии должны покрывать разницу между ГИФО и ценой образования и обеспечивать сверх этого прожиточный минимум. При выполнении зафиксированных в контракте с государством условий (например, отработать пять лет учителем сельской школы, инженером на тяжелом производстве) субсидия погашается. Такие субсидии могут быть применимы для региональных педагогических и медицинских вузов, а также для подготовки по социально значимым профессиям в центральных вузах.

Структура расходов в общем образовании в 2000 г. для сельских школ (в % от рациональной потребности)

Из материалов к заседанию Госсовета 29 августа 2001 года

7. Социальная функция образования. Адресная поддержка студентов и учащихся из малообеспеченных слоев населения и отдаленных территорий. Уже введено деление стипендий на социальную (нуждающимся) и академическую (за высокие результаты). Необходимо увеличить их ресурсное наполнение до 300–400 руб., чтобы хорошо успевающий студент из малодоходной семьи получал сумму, позволяющую ему сосредоточиться на учебе.

Необходимо вернуть общежития студентам. Обеспечить полное бюджетное финансирование ремонта и содержания общежитий (15 млрд рублей в год) и потребовать от вузов использовать общежития строго по назначению. Социальный эффект этой меры (в сочетании с адресными субсидиями) — повышение доли иногородних студентов в вузах крупнейших городов до 50 процентов к 2005 году.

Для этого по каждой специальности на конкурсной основе определяются 2–4 ведущих вуза, которые получают статус федеральных научных центров и особую поддержку со стороны государства. Государство возлагает на них реализацию ряда функций по закрепленным за вузом направлениям, которые не могут быть доверены другим вузам, а именно:

∙аттестация научных и педагогических кадров. В ведущих вузах будут сосредоточены докторские диссертационные советы (остальные советы будут закрыты);

∙переподготовка научно-педагогических кадров;

∙создание и поддержание общедоступных центров научной и образовательной информации, включая издательства, научные журналы и библиотеки. Скажем, МГУ может получить такой статус по десяти направлениям, РГГУ — по двум, МВТУ — по шести и т. д.

Заработная плата учителей основной школы со стажем более 15 лет в различных странах в 1998 г. (в тыс. долл. в год по паритету покупательной способности)

Из материалов к заседанию Госсовета 29 августа 2001 года

10. Поддержка экспорта образования. Для этого нужно учитывать перспективные потребности мировых рынков труда и обеспечить сопоставимость отечественных дипломов с дипломами ведущих зарубежных вузов. Это, в свою очередь, требует поддержки совместных учебных программ, а также международной мобильности преподавателей и студентов. Особое внимание должно уделяться соотечественникам и гражданам стран СНГ (поддержка русскоязычной культуры).

11. Национальная система отбора особо талантливых детей и соответствующая система комплектования ведущих вузов, дополняющая единый экзамен. Ведущие вузы совместно проводят федеральные предметные олимпиады. Победители таких олимпиад получают сертификат, дающий право на государственное финансирование своего профессионального образования в размере, не менее чем в два раза превышающем финансирование по наиболее высокому ГИФО, а также обеспечиваются стипендией в размере прожиточного минимума. Они могут поступать в любой вуз России по своему желанию.

При ведущих вузах создаются школы-интернаты для особо талантливых детей из регионов России и стран СНГ.

Ведущим вузам предоставляется право зачислять до 25 процентов своего контингента на основании правил, утверждаемых учеными советами данных вузов (норма для остальных вузов — до 7,5 процентов).

13. Кадры образования. Государство должно предпринять немедленные и поистине радикальные меры, чтобы изменить к лучшему тяжелую ситуацию с педагогическими кадрами.

а) Восстановление ответственности государства за школу. Норматив зарплаты учителей должен быть взят на бюджет субъектов Федерации. Учредителями школы станут Минобразования РФ (его будет представлять орган управления образованием субъекта федерации) и орган местного самоуправления. По учредительному договору Минобразования берет на себя базовую зарплату и переподготовку учителей, муниципалитет — содержание здания, оплату коммунальных услуг и прочих расходов, приобретение оборудования, доплаты учителям. (Политически это очень выгодно, а технически вполне возможно, учитывая, что де-факто сельские и часть городских школ все равно получают зарплату за счет помощи региона.)

б) Повышение зарплаты учителей и преподавателей. По Закону об образовании зарплата учителя должна соответствовать средней по промышленности, а преподавателя вуза — двойной средней. Это уровень минимальной конкурентоспособности учителя на рынке труда. Для этого необходимо поднять его зарплату в 2,5 раза (с учетом предстоящего общего повышения зарплаты бюджетников — в 1,7 раза). Россия сегодня располагает возможностями в течение действующего президентского срока Путина довести зарплату педагогов до необходимого уровня. Это потребует дополнительно $2 млрд в год из территориальных бюджетов, $0,6 млрд в год из федерального бюджета.

Поскольку резервы повышения в рамках ЕТС всех бюджетников в 2002 году будут практически исчерпаны, необходим отказ от ЕТС в сфере образования, переход на новую систему оплаты труда. При нормативном финансировании в расчете на одного учащегося (или класс-комплект для сельской школы) государство будет устанавливать минимальные ставки оплаты штатных преподавателей, обязательные для учебных заведений. Такой переход можно осуществить с 2003 года.

Решение проблемы учителей — важнейший политический ресурс президента перед выборами.

∙государство должно взять на федеральный бюджет переподготовку преподавателей вузов, сузов и ПТУ и разделить с бюджетами субъектов Федерации финансирование переподготовки учителей школ. Стоимость — 2–3 млрд рублей в год по учебным заведениям федерального подчинения (с 2002 года), 7–10 млрд рублей для школ (с 2004 года);

∙учитель, получающий небольшую зарплату, должен быть уверен в будущем своих детей. В рамках перехода на новую систему зачисления в вузы и сузы необходимо предусмотреть целевые субсидии для детей учителей и преподавателей с 10-летним стажем;

∙целевые возвратные субсидии для приобретения компьютера и подключения к Интернету для учителей и преподавателей (с рассрочкой возврата на пять лет и частичным погашением);

∙установление порядка, при котором учебные заведения получают право отчислять два процента своего внебюджетного дохода на персональные пенсионные счета своих работников.

Структура расходов в общем образовании в 2000 г. для городских школ (в % от рациональной потребности)

Из материалов к заседанию Госсовета 29 августа 2001 года

ТИПИЧНЫЙ УЧИТЕЛЬ

СУЖДЕНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ

(в % от числа опрошенных по России)

Открытый вопрос: Как Вы себе представляете типичного школьного учителя (учительницу)?
Опишите его (ее), пожалуйста.

Положительное описание — 62

∙ Отрицательное описание — 13

∙ Нейтральное описание — 13

∙ Нет ответа, ответ не на тему — 24


СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

В ходе массового опроса заявили о том, что у них есть дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе, 62% россиян.

В чем родители видят плюсы и минусы образования в тех школах, где учатся их дети? По мнению участников фокус-групп, основной положительный фактор — широта, разносторонность нашего среднего образования.

О том, что их ребенку нравится учиться в школе, заявили 45% опрошенных, причем чаще утверждают это сельчане, чем жители мегаполисов и больших городов (52%, 39% и 42% соответственно).

В селах и в малых городах более интенсивно выражена установка на продолжение детьми образования. Причем хотят, чтобы дети учились дальше, даже те, кто признает, что детям учиться не нравится: в этих группах желающих продолжения образования для своего ребенка (внука) на 14 процентов больше, чем тех, кто сказал, что ему нравится учеба. И это понятно. Образование для этой категории жителей страны — единственный способ социальной мобильности.


Невозможно спорить с тем фактом, что образовательная система страны является краеугольным камнем государственно-общественного развития. От ее содержания, структуры и принципов во многом зависят перспективы интеллектуального и духовного совершенствования населения. Система образования чутко реагирует на изменения в сфере общественного развития, порой становясь их первопричиной. Именно поэтому периоды государственных изменений всегда затрагивали образования. Основные реформы образования в России часто происходили на фоне резких перемен в жизни общества.

Отправной точкой в этом отношении можно считать XVIII век. В этот период начались первые реформы образования в истории России, ознаменовавшиеся переходом от религиозной школы к светской. Изменения были в первую очередь связаны с масштабным переустройством всей государственной и общественной жизни. Появились крупные центры просвещения, Академия наук и Московский университет, а также новые типы школ: навигацкие, математические, цифирные (государственные). Система образования стала носить сословный характер, появились специализированные учебные заведения для дворянства.

Традиционная ступенчатая система обучения начала формироваться в начале XIX века, в период правления Александра I. Был принят устав учебных заведений, предусматривающий уровни высшего, среднего и начального образования. Открылся ряд крупных университетов.

Реформа образования в России была продолжена в 60-е гг. XIX века, став частью целого комплекса социальных изменений. Школы становились бессословными и общедоступными, появилась сеть земских учреждений, университеты получали автономию, начало активно развиваться женское образование.

московский университет

Наступивший вслед за этим реакционный этап свел на нет многие положительные изменения в сфере образования. Однако к началу XX века ситуация стала налаживаться, учебные планы гимназий и реальных училищ были приближены друг к другу, среди обучающихся увеличилось число мещан. В 1916 году был подготовлен проект изменений, предусматривавший отмену сословных ограничений и автономию школ.

Реформы образования в России в 20 веке

Революционные события 1917 года означали резкий перелом в жизни общества и государства, затронувший все сферы жизни. Не стала исключением и область образования. Советской властью был взят курс на ликвидацию безграмотности, общедоступность и унификацию обучения, усиление государственного контроля. Первой реформой образования в России новой формации стал декрет 1918 года, утвердивший положение о единой трудовой школе (ряд его принципов действовал вплоть до 90-х гг. прошлого века). В сфере образования были провозглашены бесплатность и гендерное равенство, взят курс на воспитание человека новой формации.

Период 20-30-х гг. стал эпохой экспериментов в образовании. Нетрадиционные формы и методики обучения, классовый подход подчас приводили к неожиданным результатам. Изменения коснулись не только школ и университетов. Примечательными были и реформы художественного образования в советской России. Необходимость перемен назрела еще в начале века. Академическая система преподавания не соответствовала запросам времени. Реформа художественного образования в советской России изменила формат обучения, учащиеся получили свободу выбирать себе преподавателей. Итоги таких перемен были не самыми блестящими, поэтому уже через два года в систему художественного образования были возвращены многие черты академического обучения.

в советской школе

Традиционные элементы обучения вернулись также в школьное и вузовское образование. В целом советская система образования стабилизировалась к середине 60-х гг. Произошла реформа среднего образования в России, которое стало всеобщим и обязательным. В 1984 году была предпринята попытка уравновесить приоритетность высшего образования дополнительным профессиональным обучением в школах.

Смена ориентиров

Очередные масштабные перемены в сфере управления, системе государственного устройства, произошедшие в 90-е гг., не могли не отразиться на образовании. Тем более, к тому моменту модернизации требовали многие образовательные структуры. В условиях смены политического и экономического курса очередная реформа системы образования в России должна была:

  • способствовать укреплению демократической системы, развитию национального самосознания;
  • облегчить переход к рыночной экономике;
  • строиться на принципах открытости и дифференциации;
  • создать различные виды образовательных учреждений, программ, специализаций;
  • предоставить учащемуся возможность выбора при сохранении единого образовательного пространства.

Процесс изменений не был однозначным. С одной стороны, было обеспечено многообразие типов образовательных учреждений и учебных программ, вузы получили права академической автономии, активно начал развиваться негосударственный образовательный сектор. В 1992 был принят закон об образовании в РФ, подчеркивающий гуманистическую и социальную сущность системы образования. С другой, резкое снижение уровня государственной поддержки и финансирования на фоне непростой социально-экономической ситуации сводили на нет многие положительные начинания. Поэтому уже к началу 2000 гг. вновь был поставлен вопрос о реформе образования в современной России.

Доктрина отечественного образования

Именно в этом документе были сформулированы основные приоритеты дальнейших изменений в образовательной системе. Ключевые положения Национальной доктрины были одобрены федеральным правительством в 2000 году. На этом этапе реформы в области образования в России определялись цели обучения и воспитания подрастающего поколения, средства и пути их достижения, планируемые результаты вплоть до 2025 года. Задачи образования напрямую связывались с общественными:

  • рост потенциала государства в области науки, культуры, экономики и современных технологий;
  • улучшение качества жизни населения;
  • формирование основы для устойчивого социального, духовного, экономического роста.

В доктрине были сформулированы следующие принципы:

  • образование в течение жизни;
  • преемственность образовательных ступеней;
  • патриотическое и гражданское воспитание;
  • разностороннее развитие;
  • постоянное обновление содержания и технологий обучения;
  • внедрение методов дистанционного образования;
  • академическая мобильность;
  • систематизация работы с одаренными учащимися;
  • экологическое воспитание.

Одним из направлений реформ образования в России была определена модернизации нормативно-правовой базы, обеспечивающей эту сферу общественного развития. При этом государством должны гарантироваться: реализация конституционного права на образование; интеграция науки и образования; активизация государственно-общественного управления и социального партнерства в образовании; возможность получения качественных образовательных услуг социально незащищенными группами населения; сохранение национальных образовательных традиций; интеграция систем отечественного и мирового образования.

на уроке

Этапы и цели изменений

Концепция масштабных перемен была сформулирована к 2004 году. Правительством были одобрены ключевые направления реформы образования в современной России. В их число вошли: повышение качества и доступности образования, оптимизация финансирования данной сферы.

Ряд принципиальных моментов был связан со стремлением присоединиться к Болонскому процессу, в задачи которого входило создание общего образовательного пространства на европейской территории, возможность признания национальных дипломов. Для этого понадобился переход к двухуровневой форме высшего образования (бакалавриат + магистратура). Кроме того, болонская система подразумевала изменение зачетных единиц результатов обучения, новую систему оценки качества программ и образовательного процесса в вузах, а также нормативно-подушевой принцип финансирования.

В начале реформ образования в России было также одобрено новшество, вызывающее споры и по сей день. Речь идет о повсеместном введении единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2005 году. Данная система должна была ликвидировать коррупционную составляющую при поступлении в вузы, дать возможность талантливым абитуриентам поступать в лучшие образовательные учреждения.

Введение стандартов

Важнейшим этапом реформы системы образования в России стало внедрение новых федеральных стандартов на разных уровнях обучения. Стандарт – совокупность требований к определенному образовательному уровню или специальности. Первые шаги в этом направлении начали предприниматься еще с начала 2000 гг., но новый формат был разработан только через десять лет. Начиная с 2009 года были введены стандарты профессионального образования, а с первого сентября 2011 года школы начали работать по ФГОС для начальной школы. Сроки обучения по программам общего образования были изменены еще раньше и составили 11 лет.

Если говорить кратко о реформе образования в России в этом направлении, стандарт определял структуру программ обучения, условия их реализации и обязательные образовательные результаты. Изменения были внесены в:

  • содержание, цели, формы организации учебного процесса;
  • систему оценки и контроля образовательных результатов;
  • формат взаимодействия педагога и учащихся;
  • структуру учебного плана и программ, а также их методическое обеспечение.

В новых положениях установлены два уровня образовательных результатов, обязательный и повышенный. Достигнуть первого должны все учащиеся. Уровень достижения второго зависит от интеллектуальных потребностей и мотивации школьника.

учебный процесс

Особое внимание уделяется воспитательной работе в образовательной организации и духовно-нравственному развитию учащихся. К основным результатам воспитания отнесены: патриотические чувства, гражданская идентичность, толерантность, готовность взаимодействовать с людьми.

Федеральные стандарты предусматривают:

В 2012 году переход на новые стандарты начала основная школа (5-9 классы). Через год в пилотном режиме по новой схеме стали учиться старшеклассники, а также был принят стандарт дошкольного образования. Таким образом обеспечивалась преемственность программ на всех ступенях общего образования.

Новые векторы школьного образования

внеурочная деятельность

Среди требований к результатам обучения было выделено три основных группы.

Отдельное внимание уделяется организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, разнообразию форм внеурочной практики, внедрению в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий. В образовательных программах помимо федерального компонента предусмотрены разделы, формируемые коллективом образовательных учреждений самостоятельно.

Реформа высшего образования в России

Представления о необходимости принципиальных изменений на этой ступени обучения сформировались еще на рубеже XX и XXI вв. С одно стороны, это было вызвано определенными кризисными тенденциями в сфере вузовского образования, с другой – идеей интеграции в европейское образовательное пространство. Реформа высшего образования в России предусматривала:

  • укрепление взаимодействия науки и образования;
  • создание двухуровневой системы обучения в вузах;
  • привлечение непосредственных работодателей к формированию социального заказа на специалистов различных категорий.

В 2005 году был запущен процесс аттестации отечественных вузов, по итогам которого им присваивался определенный статус: федеральный, национальный, региональный. От этого стал зависеть уровень академических свобод и финансирования. Через несколько лет прошли массовые проверки вузов, в результате более ста были признаны неэффективными и лишились лицензии.

высшее образование

Переход на программы бакалавриата (4 года) и магистратуры (2 года) в 2009 году вызвал неоднозначную реакцию со стороны заинтересованных участников образовательного процесса. Предполагалось, что данное решение в ходе реформы образования в России удовлетворит массовый спрос на вузовское образование, одновременно способствуя формированию категории научно-образовательных кадров высшего уровня. Также произошел переход на федеральные стандарты нового поколения. В качестве образовательных результатов в них предусматривался комплекс общих и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник по итогам прохождения программы подготовки. Большое внимание уделялось и формам организации учебного процесса, предпочтение было отдано практико-ориентированным технологиям (проекты, деловые игры, кейсы).

В 2015 году ,sk принят ряд положений, призванных совершенствовать образовательные программы, приведя их в большее соответствие с профессиональными стандартами. По мнению разработчиков, это будет способствовать подготовке специалистов, в полной мере отвечающих требованиям работодателей.

Закон об образовании РФ

Вступление этого документа в силу стало знаковым событием в рамках новой реформы образования в России. Новый закон, пришедший на смену варианту 1992 года, был принят в декабре 2012 года под номером 273-ФЗ. Его задача – регламентация общественных отношений в сфере образования, обеспечение реализации права граждан на его получение, регулирование правовых отношений, возникающих в образовательной деятельности.

Положениями закона устанавливаются меры социального обеспечения, обязанности и права участников образовательных отношений (детей, их родителей, педагогов). Впервые четко определяются принципы обучения граждан с особыми образовательными потребностями, иностранцев и проч. Разграничиваются полномочия федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, устанавливается формат государственного и общественного надзора в сфере образования.

В законе четко определены уровни образования в РФ: общее, дошкольное (ставшее первой стадией общего), среднее профессиональное, высшее, а также дополнительное и послевузовское. При этом провозглашается принцип доступности и качества обучения на всех ступенях. В этой связи регламентируются сферы интерактивного и дистанционного образования, позволяющие большинству граждан получать образовательные услуги удаленно.

Впервые определяются принципы и задачи инклюзивного образования, которое может осуществляться как в общеобразовательном, так и в специализированном учреждении.

Информационная открытость становится обязательным условиям работы образовательной организации. Все необходимые сведения размещаются в свободном сетевом доступе.

Ряд положений закона посвящен вопросам независимой оценки качества образования на федеральном и региональном уровнях. В комплекс оценочных процедур входит анализ образовательных результатов, условий обучения, программ.

Перспективы дальнейших изменений

Векторы предстоящих реформ России в сфере образования определяются как в рамках федеральных программ развития, так и на уровне оперативно принимаемых решений. Так, согласно положениям целевой программы развития образования до 2020 года, сохраняются традиционные ориентиры модернизации:

  • обеспечение качественного, доступного образования, соответствующего направлениям общественного развития;
  • развитие современной творческой, научной среды образовательных организаций;
  • внедрение технологических инноваций в сфере профессионального образования;
  • активизация применения современных технологий в общем и дополнительном образовании;
  • обеспечение подготовки высокопрофессиональных кадров для современной экономической сферы;
  • развитие системы действенной оценки образовательных результатов и качества обучения.

Еще один документ, определяющий приоритетные направления реформ образования в России, – государственная программа развития до 2025 года. Помимо общей установки на повышение рейтинга российского образования в различных международных программах оценки качества, в ней выделено несколько ключевых подпрограмм:

  • развитие дошкольного, общего и дополнительного образования;
  • повышение эффективности мероприятий молодежной политики;
  • модернизация системы управления в области образования;
  • реализация востребованных программ профессионального обучения;
  • повышение значимости и распространение русского языка.

В апреле текущего года было внесено предложение об увеличении расходов на развитие образования до 4,8% ВВП. В список приоритетных проектов вошли: обеспечение разнообразия форм раннего развития детей (до 3 лет), массовое внедрение электронных учебных пособий (с функциями искусственного интеллекта), расширение сети центров поддержки талантливых детей, обеспечение инновационного развития вузов.

С какой целью была реформирована система образования?

Ответ взят из текста параграфа.
Николай I распорядился пересмотреть уставы всех учебных заведений страны, полагая, что причинами восстания 14 декабря 1825 г. являлись неверная система воспитания молодёжи и занесённые в Россию иностранные революционные идеи.

Какие меры были предприняты для ограждения молодёжи от закладного вольнодумства?

Решебник

"Вертикаль - Учебник" по предмету История за 9 класс.

Aвторы:

Волобуев О.В., Ляшенко Л.М., Симонова Е.В.

Задание

С какой целью была реформирована система образования?

Еще решебники за 9 класс

Мы подобрали сборники ГДЗ за 9 класс, которые могут быть Вам интересны.

Историко-культурный стандарт Ляшенко Л.М., Волобуев О.В., Симонова Е.В., Клоков В.А.

Инновационная школа Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Домогацких Н.И., Клюев Н.Н.

Предметы за 9 класс

Переключаться между предметами теперь очень просто, просто кликни нужный.

Образовательная реформа 1864 года проходит в несколько этапов, которые сумели вывести развитие Российской империи на новый уровень. Изменения касались не только начального, но также среднего и высшего образования.


Изменения в начальных школах

В июле 1864 года принимается Положение о народных образовательных учреждениях. Главной особенностью считается отмена государственной и церковной монополии на образовательные учреждения. По завершении реформирования, частные лица могут приступать к открытию школ на коммерческом основании.

К сведению: срок обучения в начальном образовательном учреждении не превышает 3 года.

Преобразование средней школы

В ноябре 1864 года принимается Устав для гимназий и прогимназий. Перечисленные заведения являются главным звеном средне-образовательных учреждений. Имеющиеся гимназии разделяются на несколько категорий:

  • стандартные – занимаются подготовкой к последующему поступлению в институты;
  • реальные – подразумевает выпуск учеников для последующего получения технических специальностей.

Стандартный срок обучения, вне зависимости от типа гимназии – 7 лет. После 1871 года, классические образовательные заведения увеличивают период получения образования на 1 год.

По факту, проведенная реформа разделяет население на несколько категорий:

  • с наличием высшего образования;
  • непосредственно сотрудники промышленной сферы и торговли.

Главной особенностью внедряемой реформы принято считать возможность зачисления в гимназию каждым. На практике, только представители дворянства могут позволить обучение в гимназиях, что обусловлено повышенной стоимостью.

В 1862 году принимается решение открыть женские гимназии. В результате каждая женщина Российской империи впервые может рассчитывать на персональное образование.


Реформа высшего образования

В июне 1863 года принимается решение разработать Университетский устав. С указанного периода считается официальное начало образовательной реформы. Главным положение в уставе принято считать предоставление университетам первой автономии. В результате, появляется совет профессоров, который избран и утвержден деканом с ректором. Официальные представители принимают решение по многочисленным направлениям:

  • принятие на работу либо увольнение преподавательского состава;
  • разработка программы обучения на предстоящий год;
  • внесение изменений, утверждение, разработка учебных планов;
  • финансовые вопросы.

Впервые в Российской империи появляется возможность получения высшего образования женщинами. При этом гимназии не дают право им на поступление в ВУЗ. Поэтому выходом из ситуации становится посещение специализированных дополнительных подготовительных курсов. Проводятся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Казани. Поэтому далеко не все могли приехать в интересующий город для прохождения курсов и последующего зачисления.

Результаты и значение

Реформирование системы образования Александром 2 влечет за собой несколько главных задач:

  • создание образования доступным для каждого жителя;
  • уничтожение ярко-выраженной монополии на получение образования;
  • проведение в порядок деятельность гимназии и прогимназии.

Имеющиеся положительные и отрицательные стороны внедряемых реформ рекомендуется трактовать непосредственно из выраженных конечных достижений. При этом второй пункт не является основополагающим.

В результате наблюдается строительство частных образовательных учреждений, а также снижение стоимости образования. Однако нововведения затрагивали в большей части начальную школу. Последующее обучение оставалось недоступным для большей части населения, что обусловлено недостатком средних и высших учебных заведений. Но благодаря стремительным темпам строительства, уже через несколько лет ситуация стала улучшаться. В результате даже женщины могли получить знания.

Читайте также: