Как сформулировали классики марксизма основной закон исторического материализма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как уже отмечалось в литературе, вся направленность этого очерка и разработка в нем ряда проблем очень близки к написанным в 90-х годах письмам Энгельса об историческом материализме. Критика вербализма и фразеологии, с которой начинает Лабриола, это то, о чем пишет и Энгельс в своем письме К. Шмидту от 5 августа 1890 г. [см. 1, т. 37, с. 370 – 371]. Исследование вопросов базиса и надстройки, материального и идеального в истории общества шло в том же направлении, что и в целом ряде писем Энгельса, критикующих их одностороннее, недиалектическое понимание. Лабриола выступил союзником и продолжателем Энгельса в борьбе против вульгаризации марксизма, и эта борьба побудила его не только к восстановлению истины, но и – опять же вслед за Энгельсом – к творческой постановке ряда проблем, к дальнейшей разработке марксистской аргументации, к уточнению некоторых положений в связи с новым развитием науки и общественной практики к концу XIX в.

Здесь перед нами один из лейтмотивов марксистского творчества Лабриолы. Исторический материализм не просто заменяет в понимании общества первичность идеального первичностью материального – он коренным образом меняет сам способ объяснения общественных явлений. Это не окончательное решение всех проблем и не универсальный шаблон, избавляющий от специального исследования. Наоборот, он требует такого исследования, служа для него общим руководством. Это хорошо понял Лабриола, и это он стремился разными способами внушить своим читателям, успевшим уже получить о марксизме весьма упрощенное, а то и превратное представление. Отсюда настойчивое упоминание трудностей и нерешенных проблем, присущих марксизму, как и всякой серьезной науке, а в ряде случаев лишь впервые выявленных как таковые.

А. Исторический метод определения сущности философии

А. Исторический метод определения сущности философии I. Первые определения общего соотношения вещей Существуют философские системы, особенно сильно запечатлевшиеся в сознании человечества, к которым всегда обращались, чтобы ориентироваться в том, что такое философия.

3. Исторический материализм как теория и метод

Исторический материализм и научный коммунизм

Исторический материализм и научный коммунизм С начала 90-х годов начинается марксистский период в теоретической и практической деятельности Лабриолы. Это был небольшой период – всего около 14 лет, из которых последние семь были омрачены болезнью – раком гортани и

§ 7. Феноменологический метод исследования

§ 7. Феноменологический метод исследования Вместе с предварительной характеристикой тематического предмета исследования (бытие сущего или, соответственно, бытие сущего вообще) был, по-видимому, уже предначертан и его метод. Отделение бытия от сущего и экспликация

§ 1. Метод исследования

§ 1. Метод исследования В основе всего спора о вчувствовании лежит молчаливая предпосылка: нам даны другие субъекты и их переживания. Речь пойдет о том, каким образом это происходит, о том, какие следствия это имеет, о том, насколько эта данность правомерна. Но следующая

Социальный эволюционизм и исторический материализм

Социальный эволюционизм и исторический материализм Объясняя Маркса и свой интерес к исследованию выдающегося американского этнографа Л. Моргана, Энгельс писал, что последний «по-своему вновь открыл материалистическое понимание истории, открытое Марксом сорок лет тому

Исторический материализм и разработка Энгельсом основ марксистской военной теории

Исторический материализм и разработка Энгельсом основ марксистской военной теории [430] Гениальный теоретик и великий пролетарский революционер, один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс «после своего друга Карла Маркса… – как указывал В.И. Ленин, – был самым

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Если бы каждый прозаик должен был изображать жизнь, основываясь на историческом материализме Маркса, то поэт должен был бы воспевать солнце и луну, горы и реки, основываясь на гелиоцентрической теории Коперника. Вместо слов «Солнце утонуло на

[a) Метод исследования]

[a) Метод исследования] 466Не победа науки является отличительной чертой нашего XIX века, но победа научного метода над наукой.467История научного метода почти отождествляется Огюстом Контом с самой философией.468Великие методологи: Аристотель, Бэкон, Декарт, Огюст

Исторический материализм

Исторический материализм Маркс считал, что экономические факторы играют решающую роль в историческом формативном процессе. История — это история экономики, история труда. Качественные изменения экономической жизни превращают историю в двигающийся вперед необратимый

Исторический материализм и проблема революции

Исторический материализм и проблема революции В историческом материализме проблема революции получает, наконец, научное разрешение, будучи встроенной в систему материалистического понимания истории.Определяется наиболее общая причина социальной революции как

Глава VI ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

А. Метод исследования

А. Метод исследования 466 Не победа науки является отличительной чертой нашего XIX века, но победа научного метода над

  • Предельная основа общества — материальное производство. Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание[1] .
  • Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил. [2]

Содержание

Основные принципы и понятия

Исторический материализм рассматривает общество как систему, обусловленную уровнем развития производительных сил. Собственно социальная структура общества есть сочетание базиса и надстройки.

Надстройка (нем. Überbau ; англ. Superstructure ) — совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем. Для классовых обществ наличие классов отражается в надстройке в форме существования общественных структур, связанных с отношением классов к средствам производства и выражающих интересы этих классов. Надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие общества.

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

— К. Маркс. „К критике политической экономии“. Предисловие

Отношения антагонистических классов определяются существованием прибавочной стоимости — разницы между стоимостью продуктов производства и стоимостью использованных для их создания ресурсов, в которую входит и стоимость рабочей силы, то есть полученное работником в той или иной форме вознаграждение. Оказывается, что она ненулевая: работник своим трудом добавляет в сырье (превращая его в продукт) бо́льшую стоимость, чем получает обратно в виде вознаграждения. Эту разницу присваивает собственник средств производства, который, таким образом, эксплуатирует трудящегося. Именно это присвоение, по Марксу, и является источником дохода собственника (то есть, в случае капитализма, — капитала). [3]

Смена формации

Экономика развивается, чтобы удовлетворять возрастающие потребности людей в материальных благах. Согласно историческому материализму, развитие производительных сил на определенном этапе неизбежно вызывает необходимость изменения производственных отношений. В результате производственные отношения ( и надстройка, всегда так или иначе закрепляющая существующие производственные отношения), перестают соответствовать уровню развития производительных сил, уровню развития производства и становятся тормозом экономического развития общества. В такие моменты и происходит смена общественно-экономической формации, то есть смена устаревших производственных отношений (и надстройки, их закрепляющих) на более прогрессивные. В зависимости от того, насколько гладко проходит это изменение, оно может быть как эволюционным, так и революционным. В последнем случае движущей силой революции становятся те силы общества, которые наиболее неудовлетворены текущим состоянием надстройки и наиболее заинтересованы в её изменении.

На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, … с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.

— К. Маркс. „К критике политической экономии“. Предисловие

Этапы развития общества

Исторический материализм считает [4] , что развитие общества проходит через следующие общественно-экономические формации:

Развитие взглядов Карла Маркса на исторические формации

Критика положений исторического материализма

Методологическая критика

Историческая критика

В то же время историк античности М. Финли, проанализировав труды Маркса, пришел к выводу, что на тему рабства в античности у Маркса написано лишь несколько страниц, и что ни он, ни Энгельс никогда не предпринимали сколько-либо серьёзного исследования древних обществ или экономики древних цивилизаций. [25]

Научное и политическое значение

Исторический материализм — составная часть марксистско-ленинской философии, философская наука об обществе, материалистически решающая основной вопрос философии применительно к истории и исследующая на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. Исторический материализм составляет теоретическую и методологическую базу социологии и других общественных наук.

Все домарксистские философы, в том числе и материалисты, были идеалистами в понимании общественной жизни, поскольку останавливались на констатации того факта, что в отличие от природы, где действуют слепые силы, в обществе действуют люди — существа сознательные, руководствующиеся в своих действиях идеальными побуждениями. В связи с этим Ленин указывал, что сама идея материализма в социологии была гениальной идеей [1]. Её реализация — создание исторического материализма — означала проникновение науки в сущность исторического процесса, открытие его законов. Социальные предпосылки для решения этой задачи возникли с развитием капитализма, когда отчётливо выявились экономические основания социальной деятельности людей, борьбы общественных классов, а в лице пролетариата на историческую арену выступила социальная сила, объективно заинтересованная в знании законов общественного развития, в прогрессе науки об обществе.

Создание исторического материализма было коренным переворотом в развитии общественной мысли. Оно позволило, с одной стороны, провести последовательно материалистический взгляд на мир в целом — не только на природу, но и на общество, с другой — вскрыть материальную основу общественной жизни, определяющую развитие всех других её сторон.

Свою основную идею о естественно-историческом процессе развития общества Маркс выработал, выделив из разных областей общественной жизни область экономическую, из всех общественных отношений — отношения производственные как основные и определяющие все другие отношения. Взяв за исходный пункт основной для всякого человеческого общества факт — добывание средств к жизни, марксизм поставил в связь с ним те отношения, в которые люди вступают в процессе производства своей жизни, и в системе этих производственных отношений увидел ту основу — реальный базис каждого определённого общества, — которая облекается политико-юридическими надстройками и различными формами общественного сознания.

Каждая система производственных отношений, возникающая на определённой ступени развития производительных сил, подчинена как общим для всех формаций, так и особым, свойственным лишь одной из них законам возникновения, функционирования и перехода в высшую форму. Действия людей в пределах каждой общественно-экономической формации — бесконечно разнообразные, индивидуализированные, казалось бы, не поддающиеся никакому учёту и систематизации — были обобщены и сведены к действиям больших масс, в классовом обществе — классов, реализующих в своей деятельности назревшие потребности общественного развития.

В противоположность идеализму исторический материализм не ограничивается рассмотрением идейных мотивов человеческой деятельности, а исследует то, чем вызываются эти мотивы, какими материальными причинами они порождаются. Признавая роль выдающихся личностей в истории, исторический материализм в противовес вульгарно-материалистическим теориям, отрицающим роль идей, политических и других учреждений и организаций, подчёркивает их обратное, активное воздействие на породивший их базис и выявляет огромную роль субъективного фактора — действий людей, классов, партий, сознательности и организованности масс. Исторический материализм враждебен как фатализму, так и волюнтаризму. Люди сами творят свою историю, но не могут творить её по произволу, ибо каждое новое поколение действует в определённых объективных условиях, созданных до него. Эти условия и действующие на их основе законы открывают разнообразные возможности для деятельности людей. Реализация этих возможностей, а значит, реальный ход истории зависит от людей, их активности и инициативы, от организованности и сплочённости прогрессивных сил.

Поскольку человек есть социальное существо, то научный анализ общества в историческом материализме даёт ключ к пониманию развития человека в истории и взаимоотношения общества и личности в различные исторические эпохи. Исторический материализм показал, что антагонизм между обществом и личностью при капитализме есть прямое следствие частной собственности и порождаемого ею отчуждения от человека социальных сил и законов, которые господствуют над ним как внешняя необходимость. Это отчуждение преодолевается в рамках коммунистической формации, утверждающей принцип единства интересов личности, коллектива, общества на базе общественной собственности и создающей постепенно всё более благоприятные условия для всестороннего развития свободной человеческой индивидуальности.

Вместе с накоплением нового опыта исторического развития необходимо происходит развитие и обогащение исторического материализма в целом. Замечательный образец такого развития дал Ленин. Исторический материализм тесно связан с задачами революционной классовой борьбы пролетариата, с потребностями социалистического и коммунистического строительства, развитием наук.

Карл Маркс как основоположник исторического материализма

Карл Маркс – немецкий философ и экономист, выдающийся деятель международного коммунистического движения, основоположник социологической концепции материалистического понимания истории развития человеческого общества.

Основное влияние на формирование его научных идей в сфере социологии, философии, политики и экономики оказали немецкая классическая философия Гегеля и Фейербаха, труды классиков английской политической экономии Смита и Риккардо, идеи утопического социализма французов Сен-Симона и Фурье. А вот к позитивистской философии Конта Маркс относился крайне отрицательно и не признавал ее выводов.

Роль индивида в развитии общества

По мнению Карла Маркса каждый индивид, являющийся членом общества может рассматриваться с двух сторон: во – первых, как человек разумный, который противопоставляется животным, во – вторых, как гармонично развитая личность, которая находится в процессе постоянного взаимодействия с окружающими его людьми.

Готовые работы на аналогичную тему

В отличие от животного, которое способно только лишь к приспособлению к изменениям окружающего мира, человек имеет способность приспосабливать и изменять этот мир во благо собственных нужд.

Личность же Маркс характеризовал следующим образом – это совокупность всех возникающих у индивида общественных отношений. С точки зрения ученого личность не является отправной точкой для социально – исторического развития, а является его конечным результатом. Именно благодаря тому, что человек находится в социальных отношениях на протяжении всей своей жизни и происходит процесс формирования его личности.

Формирование поведения и сознания личности напрямую зависит от социального воздействия на нее, а процесс развития является высшей целью общественного развития в целом.

Достижение этой цели, по мнению Маркса, возможно лишь в случае радикальных преобразований уже существующих общественных отношений. Процесс взаимодействия общества и личности активен не только в случае непосредственного взаимодействия индивидов, но и в случае оказания общественного влияния на поведение человека.

Особенности исторического материализма Карла Маркса

Основной особенностью рассмотрения Марксом процесса общественного развития является то, что он впервые применил по отношению к нему учение о первичности бытия – материализм.

Основной идеей этого подхода была формулировка мысли о том, что для успешного осуществления общественных функций – политической деятельности, научных исследований, культурных достижений, человек прежде всего должен быть обеспечен возможностью комфортного существования.

Говоря о том, что экономическая составляющая общества выступает в качестве основы, на которой лежат идеологические надстройки, в виде форм общественного сознания, проявляющихся в политике, морали, искусстве и религии, Маркс выдвигал идею о том. что источник исторического развития – это противоречия, возникающие в рамках экономического базиса. Маркс считал, что данные надстройки, несомненно, оказывают влияние на формирование процесса развития общества, но в итоге несоответствие содержания производительных сил характеру производственных отношений, влияет на все основные сферы жизни общества.

Процесс исторического развития общества согласно идеям Маркса представляет собой смену этапов, периодов и эпох. Основными историческими этапами являются: доисторический этап, этап предыстории человечества и этап подлинной истории человечества. Исходя из идеи классового подхода, по мнению ученого, описанным выше этапам соответствуют следующие виды общества: доклассовое, классовое и бесклассовое общества. Каждый из этих видов имеет свои особенности и представляет собой пример исторического развития как личности человека так и общества в целом.

Читайте также: