Что такое авангардизм в музыке кратко

Обновлено: 01.05.2024

(франц. avant-gardisme, от avant-garde — передовой отряд) — условное наименование разл. течений совр. иск-ва, характеризующихся разрывом с традициями реалистич. иск-ва прошлого, поисками новых выразит. средств и форм, нередко превращающимися в самоцель. Термин "А." возник в критике 1920-х гг.и утвердился в искусствознании (в т. ч. и советском) после 2-й мировой войны 1939-45. Однако он не обладает достаточной определённостью и зачастую трактуется критиками по-разному.

Корни совр. А. — в идейно-эстетич. установках декадентских, модернистских художеств. течений нач. 20 в. (футуризм, дадаизм, сюрреализм и др.). Широкое распространение течения А. получили после 2-й мировой войны во Франции, Зап. Германии, Италии, США, в скандинавских странах; А. оказал влияние и на иск-во нек-рых социалистич. стран. Течения A., как правило, преходящи, большинство из них подвержено капризам моды, требующей постоянного обновления технич. приёмов.

А. порождён совр. бурж. обществом, мн. представители к-рого живут в атмосфере острого душевного разлада. А. глубоко противоречив, отражая противоречия самого буржуазного общества. Так, нигилистский дух иск-ва А. отчасти определяется настроениями социального протеста творческой молодежи, не желающей мириться с окружающей действительностью. Этот протест нередко переходит в анархич. бунт против моральных и политич. устоев обществ. жизни, а также против иск-ва, получившего обществ. признание. Нек-рые представители иск-ва, ощущающие революц. дух совр. эпохи, наивно полагают, что могут выразить его только с помощью совершенно новых художеств. средств. Поэтому среди деятелей А. оказываются и люди, примыкающие к прогрессивным течениям обществ. и политич. жизни. Среди наиболее видных представителей муз. А. — композиторы, очень различные по идейно-эстетич. направленности творчества: П. Булез, Л. Ноно, К. Штокхаузен, Л. Берио, Дж. Кейдж, С. Буссотти, П. Шеффер, Я. Ксенакис.

В области музыки эксперименты приверженцев А. нередко приводят к разрушению эстетич. и технологич. основ муз. иск-ва. Под лозунгами А. выступают авторы и теоретики серийной и конкретной (см. Серийная музыка, Конкретная музыка), алеаторической (см. Алеаторика) и пуантилистической (см. Пуантилизм), сонористической (см. Соноризм) и электронной музыки. Важнейшими центрами муз. А. стали ежегодные семинары новой музыки в Кранихштейне (близ Дармштадта, ФРГ), концерты "Domaine musical" в Париже, междунар. фестивали в Донауэшингене (ФРГ), а также Загребе, Варшаве и др. В целях пропаганды муз. А. издаются многочисленные сборники статей, книги, брошюры, выпускаются серии грампластинок. Т. о. во многих западных странах искусственно поддерживается интерес к творчеству композиторов-авангардистов, хотя большинство слушателей отвергает этот род музыки.

Литература: Бронфин Е., К спорам об "авангардизме". в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1903, с. 246-65; Hестьев И., О музыкальном авангардизме. в сб.: Вопросы эстетики, вып. 7, М., 1965, с. 250-80; Давыдов Ю., Движение "новых левых" и музыкальный авангард, "СМ", 1970, No4; Шнеерсон Г., Авангард шестидесятых годов, там же, 1970, No 9; Шахназарова Н. Г., "Авангард" в современной западной музыке, в сб.: Современное западное искусство. М., 1971.


XX век – эпоха смелых экспериментов в искусстве. Композиторы, художники, поэты и писатели искали новые средства, которые могли бы помочь отобразить современность во всех ее противоречиях и контрастах, отразить в своем творчестве бурные события своего времени. В своих творческих поисках они пошли в разные стороны, обретая единомышленников и последователей. Так сформировались новые авангардные направления в искусстве.

авангард в музыке

Новаторство авангардистов

В классической музыке появилось множество новых течений. Такие композиторы, как А. Шенберг, В. Щербачев, А. Мосолов и другие, экспериментировали с тональностью, что привело к ее разрушению. Другие композиторы обратили свое внимание на подход к музыкальному звуку, стремясь к созданию новых форм звучания и новых музыкальных инструментов, а также используя в своих сочинениях звуки далеких от музыки инструментов (например, печатная машинка).

Например, композиторы Ф. Гласс, С. Райх и Т. Райли применяли технику примитивизма – подражания звукам природы, стремления к естественности и простоте.

Таким образом, авангард в музыке представлен конкретными жанрами: музыкальным экспрессионизмом, сонористикой, серийной музыкой, алеаторикой и многими другими направлениями.

авангард в музыке 20 века

Конкретная музыка

Авангард в музыке Шеффера проявлялся в том, что он стремился к освобождению от инструмента и исполнителя. Именно его творчество послужило началом создания и развития электронной, а позднее и компьютерной музыки.

Экспрессионизм

Авангард в музыке 20 века также представлен экспрессионизмом. Это течение в музыкальной сфере получило наибольшее развитие в Германии и Австрии. Крупнейший представитель данного направления – Арнольд Шенберг. Его музыка наполнена глубоким психологизмом. Отчаянье, бессилие, ужас, аффектное состояние находят выход в сочинениях Шенберга.

музыка русского авангарда

Экспрессионисты выступали против созерцательного и пассивного искусства, уводящего человека в иллюзорный мир, призывая не пытаться убежать от проблем реальной жизни. Мелодии их произведений прерывистые и ломаные. Преобладает диссонансная гармония.

Новаторством композиторов – экспрессионистов является серийный подход: 12 звуков звучат в любой последовательности, но не повторяются до тех пор, пока не прозвучат остальные. Подобный подход также именуется "додекафонией". Музыке экспрессионистов характерна атональность.

Экспрессионизм близок романтизму тем, что также стремится к духовной чувственности и выражению человеческих переживаний. К экспрессионизму относят сочинения А. Шенберга, А. Веберна, А. Берга, Г. Малера, И. Стравинского, Б. Бартока, поздние сочинения Р. Вагнера.

Пуантилизм

Антон Веберн – один из основателей Новой Венской школы – начал применять в своих сочинениях технику пуантилизма (точечного письма). В нем большое внимание уделялось отдельно звучащим звукам. Технику пуантилизма применяли в своем творчестве композиторы К. Штокхаузен, Л. Ноно, П. Булез.

авангард стиль музыки

Сонористика

Алеаторика

Музыка русского авангарда

Русскими авангардистами начала XX столетия стали Александр Скрябин с его самобытной гармонией и техникой, Николай Мясковский и Владимир Ребиков, а также другие композиторы-новаторы, которые воплотили в своем творчестве эстетические идеалы символизма.

Некоторые композиторы отказались от мажоро-минорной системы, привычной формы и структуры музыкального произведения. Они начали искать новые гармонии, тембры, ритмы. Теоретическую основу оригинальным звуковысотным системам дали композиторы Н. Обухов, Л. Сабанеев, И. Вышнеградский и другие.

Музыка нового времени

авангард в музыке

Грань между высоким искусством и "искусством низов" была практически уничтожена авангардистами. Композиторы рассчитывали на широкую аудиторию, приближая музыку к быту рабочих, зачастую отбирая у музыкального искусства его высочайшую цель: прекрасным возвышать умы.

Некоторые произведения эпохи авангарда уже утратили свою эстетическую ценность и злободневность, оставаясь интересными лишь для музыковедов. Но существует и множество произведений, которые вошли в сокровищницу мировой классики и заслужили признание как современников композиторов, создававших их, так и их потомков.


Отличия

Хотя некоторая модернистская музыка также является авангардной, можно провести различие между этими двумя категориями. По словам ученого Ларри Сицки, поскольку целью авангардной музыки обязательно является политическая, социальная и культурная критика, так что она бросает вызов социальным и художественным ценностям, провоцируя или подстрекая публику, таких композиторов, как Игорь Стравинский, Рихард Штраус, Арнольд Шенберг, Антона Веберна, Джорджа Антейля и Клода Дебюсси можно с полным основанием считать авангардистами в своих ранних работах (которые воспринимались как провокационные, независимо от того, предназначались ли композиторы таким образом), но Сицкий не считает этот ярлык подходящим для своих позже музыка. Например, модернисты периода после Второй мировой войны, такие как Милтон Бэббит, Лучано Берио, Эллиот Картер, Дьердь Лигети и Витольд Лютославски, никогда не задумывали свою музыку с целью подстрекать публику и поэтому не могут относиться к авангардным. Композиторы, такие как Джон Кейдж и Гарри Партч, напротив, оставались авангардистами на протяжении всей своей творческой карьеры.

Отличительная черта авангардной музыки — это прорыв через различные правила и нормы традиционной культуры, чтобы превзойти установленные творческие принципы и привычки ценить. Музыка авангарда стремится к новизне музыкальной формы и стиля, настаивая на том, что искусство превыше всего; таким образом, он создает трансцендентный и таинственный звуковой мир. Намек, метафора, символ, ассоциация, образы, синестезия и восприятие широко используются в авангардных музыкальных техниках, чтобы раскрыть тайну человеческого сердца и потока сознания, так что многие, казалось бы, не связанные, но по сути очень важные события переплетаются в многоуровневые конструкции и формы.

Популярная музыка

  • Разрывом с традициями реалистического искусства прошлого;
  • Поиском новых выразительных средств и форм, превращающимся в самоцель.

Корни авангардизма – в идейно-эстетических установках декадентских, модернистских художественных течений начала 20 в. (футуризм, дадаизм, сюрреализм и т.д.). Широко распространился во Франции, Германии, Италии, США и др.

Течения преходящи, большинство подвержено капризам моды, требующей постоянного обновления технических приемов. В авангардизме отразились противоречия общества: социальный протест молодежи против существующих традиций.

Представители авангардизма – различные по идейно-эстетическим направлениям композиторы: Булез, Ноно, Штокхаузен, Берио, Кейдж, Шеффер, Ксенакис.

Читайте также: