Культурное наследие тюрков как фактор влияния на формирование казахской культуры кратко
Обновлено: 01.07.2024
Первыми о наличии письменности у тюрков упоминают китайские источники, указывая на похожесть ее с письменами согдийцев.
Наиболее древние памятники древнетюркской письменности - стелы (каменные плиты), найденные в севере Монголии на реке Орхон. Сохранились крупнейшие из известных рунических текстов - памятники в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина.
Казахстанскую группу памятников составляют надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, надписи на монетах, бытовых предметах, керамике и металле.
Идея буквенного письма на базе алфавита был заимствован тюрками у ираноязычных племен Центральной Азии (арамейского происхождения). Наиболее вероятный источник - согдийский алфавит, который был сильно изменен, приспособившись к тюркскому языку.
Наряду с древнетюркским письмом в VI-X вв. широкое распространение получило согдийское письмо. Согдийцы занимали важную роль при каганах. Начиная с IX в. распространение получает арабский алфавит и письменность.
Литература и наука.Вместе с появлением письменности развиваются литературные жанры (VII-X вв.). Рунические тексты Монголии и Енисея - не только исторические документы, но и выдающиеся литературные произведения. Надписи в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина - блестящие образцы политической прозы, сохранившей традиции ораторского искусства и устного повествования о богатырских деяниях.
В IX-XII вв. в связи с распространением ислама широко употребляется арабский язык. На нем создаются литературные и научные произведения.
Яркие представители научного и литературного мира Тюркской эпохи:
Абу Наср аль-Фараби (870-950). На арабском языке писал выдающийся ученый Востока Абу Наср аль-Фараби. Родился в округе Фараб (Отрар), учился в Бухаре и Багдаде. Аль-Фараби являлся энциклопедистом. Он подразделял науки на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика). Он доказывал возможность познания мира посредством чувств и разума. Разносторонний вклад в науку: логика и медицина, космология и анатомия, философия и юриспруденция, математика и акустика.
Среди множества произведений аль-Фараби содаржатся трактаты о естественных науках, математических, о музыке и других темах. Он первый ввел квалификацию наук, описав их возникновение.
ʼʼТрактат о взглядах жителей добродетельного городаʼʼ (социально-утопическая концепция), цитаты: ʼʼГород, в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом, и общество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельный народ. Таким же образом вся земля станет добродетельной, в случае если народы будут помогать друг другу для достижения счастьяʼʼ; ʼʼДобродетельный город подобен совершенному, здоровому телу, все органы которого помогают друг другу с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа с вделать ее наиболее полнойʼʼ. Иерархизация по принципу главенства и правления. Все жители добродетельного города разделены на ʼʼмудрецовʼʼ, ʼʼпоследователей мудрецовʼʼ, ʼʼпрочихʼʼ, а в соответствии с родом занятий - на ʼʼдостойнейшихʼʼ (мудрецов), ʼʼораторовʼʼ (проповедников, поэтов и т.д.), ʼʼизмерителейʼʼ (геометров, врачей, астрологов и т.д.), ʼʼвоиновʼʼ, ʼʼбогачейʼʼ.
Юсуф Баласагунский (Баласагуни) (XI в.)Им написано одно из важнейших исторических и литературных произведений - поэма ʼʼКудатгу билигʼʼ (ʼʼЗнание, приносящее счастьеʼʼ или ʼʼБлагодатное знаниеʼʼ) - первый дошедший до нас памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана и Средней Азии. В нем отражалась современная поэту действительность, общественное сознание и политические концепции определенных социальных кругов, а так же специфика и традиция письменного языка тюркозячной литературы XI в. Поэма написана в виде свода наставлений и поучений, в ней высоко оценивается роль ремесленников и купцов в государстве. Имеются высказывания о значении медицины, астрономии, языка.
Биография: родился в городе Баласагун (другое название - Куз-Орда), местонахождение которого до сих пор не установлено. Дата рождения, по разным источникам, приблизительно 1015-1018 годы. Относился к тюркскому племени чигилей. Образование получил в Фарабе, Кашгаре, Бухаре. Владел арабским и персидским языками. По прибытии в Кашгар, где провел 18 месяцев, он написал большое поэтическое произведение ʼʼКутадгу Биликʼʼ. Свое сочинение он посвятил Табгач – Богра – Каракахану их династии Караханидов, за что поэту было пожаловано звание Хасс-Хаджиб - ʼʼминистр двораʼʼ или ʼʼглавный камергерʼʼ. Рукопись поэмы ʼʼКутадгу Биликʼʼ попала к австрийскому востоковеду Хаммер-Пургиталю в 1796 ᴦ. в Стамбуле. В научный оборот текст поэмы был введен в полном объёме В.В. Радловым в 1891-1900 гᴦ. (наряду с оригиналом - перевод на немецкий язык). Скудные сведения не дают полного представления о жизненном пути поэта.
Махмуд Кашгарский (Кашгари) (XI в.) – родом из Барсхана (города на берегу Иссык-Куля). В 1074 ᴦ. после многолетних путешествий составил ʼʼДиван лугат ат-тюркʼʼ (Словарь тюркских наречийʼʼ). Большой вклад в историю языкознания. Бесценный памятник истории быта͵ нравов и языка тюркоязычных народов, а также естественно-научных представлений того времени.
Биография: Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммед Кашгари. Сын эмира Караханидского государства. Точные даты жизни не известны. Первоначальное образование получил в городе Кашгаре, впоследствии совершил путешествие по Средней Азии и в Иран. Неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время прожил в Багдаде. В совершенстве знал арабскую филологию, занимался исследованием языка, истории и этнографии родного народа.
Ходжа Ахмед Яссави (XII в.) - выдающийся мыслитель и поэт. Жил в ᴦ. Яссы (Туркестан). Был проводником мусульманской религии в Казахстане, являлся учеником Арыстанбаба (в иерархии мусульманских святых Средней Азии и Казахстана он занимает верхнюю ступеньку: при паломничестве сначала крайне важно посетить мазар Арыстанбаба, а потом могилу Яссави). Яссави принадлежит сборник ʼʼДиван-и Хикметʼʼ (ʼʼКнига о премудростиʼʼ) на тюркском языке. В стихах проповедуется любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм, содержится много сведений культурного и этнологического порядков. Имел многочисленных учеников (самый известный из них Бекыргани - также поэт). Впоследствии, в XIV в., над могилой Яссави по приказу Тимура был возведен грандиозный мавзолей.
Религия.В период раннего средневековья тюркоязычные жители являлись язычниками. Поклонялись Небу (Тенгри) и Земле-Воде (Йер-Су). Следующим по значению было женское божество Умай (покровительница очага и детей).
Почитание огня (обычай очищения огнем).
Наряду с собственными верованиями среди населения в IX-XI вв. получили распространение зороастризм, буддизм, манихейство, христианство.
Манихейские и христианские общины существовали в ряде городов. Христианство проникло из Средней Азии (центром был Мерв). В VIII-X вв. христиане обратили в христианство джабгу карлуков, была образована карлукская митрополия, в Таразе и Мерке действовали церкви.
Конец IX-X вв. - начало исламизации населения Казахстана. XI-XII вв. – ислам проник в широкие слои оседлого и кочевого населения. При этом продолжали бытовать и оказывать сильное влияние старые культы и языческие верования.
Культурное наследие тюрков - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культурное наследие тюрков" 2017, 2018.
Список литературы:
1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. — М.: Молодая гвардия, 1993. — 496 с.
2. Сатаева Л.Г. Истоки культуры мышления и мировоззрения народов Центральной Азии и Казахстана // Науки о человеке в современном мире. -СПб., 2002. -1Ч.- 407 с.
3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — М., 2000. — 657 с.
4. Кодар А. Степное знание: Очерки по культурологии. — Астана: Фолиант, 2002.-208 с.
5. Келшбетов Н. Ежелгі дәір әдебиеті. — Алматы: Атамұра, 2005. — 336 б.
Каким образом формируются этногеографические границы государств? На каких критериях основывается этническая идентичность? Что находится в основе идеологии конкретного общества?
Такие мысли приходят в голову в связи с историей 550-летия Казахского ханства, созданного ханами Жанибеком и Кереем в долине реки Чу/Су. Случайно ли это?
Развитие духовной культуры каждого народа находит свое отражение в языке, истории культуры, географическом пространстве. В формировании ономастикона, его этимологии виден весь спектр веками сложившихся традиционных представлений, связанных с жизнью, условиями развития и достижений народа. В особенностях эволюции языка можно проследить генетическую память народа, его гражданскую позицию. Лексикологические и этимологические исследования наименований географических топонимов и антропонимов Казахстана помогают увидеть, как развивался язык казахов, их богатое историческое прошлое. Историю формирования казахских топонимов можно проследить по эпическим произведениям, являющимся бесценным источником для изучения вопросов развития антропонимии и топонимии.
В дастане названы такие известные гидронимы: Аякөз, Есіл, Нұра, Сарысу, Ұзынбұлақ, Балқаш, Жайылма, Лепсі, Ұржар, Іле, Шу, Талас, Бақалы, Зайсан, Жетісу.
Оронимический ряд представлен следующими наименованиями: Алатау, Қаратау, Сауыр, Сойқал, Шынғыс, Қалба, Мыржық, Ақшатау.
Среди ойконимов поэмы упоминаются: Қызылжар, Қарқаралы, Ташкент, Қоқан, Ақжар, Өленті, Шідерті, Шолаққорған, Қаракөл, Түркістан.
Вернемся в долину реки Шу. Одним из важных топонимов является наименование горного хребта Кіндіктас, протянувшего свои гряды с юго-востока на северо-запад, в этом же направлении расположен горный хребет Хантау, а с запада долины рек Шу и Талас на север протянулся хребет Каратау.
Названные районы насыщены многочисленными памятниками всех эпох развития человека начиная от каменного века, тюркских каганатов, караханидского государства и до создания Казахского ханства.
Период формирования огузского языка произошел в карлукско-караханидскую эпоху. В огузский письменный язык вошли как полноценные компоненты диалекты кыпчаков, йемеков, печенегов и булгар. Огузский письменный язык также был смешанным. Пометы, сделанные Махмудом Кашгари к тюркским словам, свидетельствуют, что автор жил и собирал свои материалы там, где преобладали огузские племена, в соседстве с которыми были компактно расселены чигили, аргу, кыпчаки. Истолкование остальных помет показывает, что такие роды и племена, как ягма, ябаку, йемек, тохсы, кай на территориях, где путешествовал Махмуд Кашгари, не составляли компактной массы населения и были в значительной степени смешаны с основным населением и… их говоры почти слились с огузскими, кыпчакскими, чигильскими, аргу диалектами.
В письменных источниках, написанных на разных языках: китайском, арабском и персидском, сведениях сирийских, итальянских, грузинских, армянских, в древнерусских летописях сохранилось огромное количество информации по истории средневековых тюркских племен, населявших в ту эпоху степи Центральной Азии, Казахстана и Восточной Европы. В достаточной степени достоверные, информативные по своему содержанию сведения письменных источников позволяют выявить характер этнических и культурных связей в эпоху Средневековья, с проекцией на широкие пространства Евразии. Результаты перекрестного анализа данных археологии и этнографии тюркских племен указывают на совпадение сведений письменных источников с данными по археологическим памятникам. Комплексный анализ археологических источников, позволивший прийти к выводам по хронологии изученных комплексов и выявить особенности генезиса культуры тюркских племен, совместно с данными по их этнографии, послужил основой для реконструкции общих характерных черт, процесса культурной и этнической консолидации тюркских народов Средневековья на описываемом пространстве.
Длительное проживание на одной территории, в ранний период на востоке и с первых веков на западе Туркестана, в казахских степях способствовало формированию целостных идеологических представлений об устройстве мироздания. Общие истоки традиционного мировоззрения тюрков, восстановленные по данным о легендарных преданиях, описанных в письменных источниках, нашли отражение во многих видах культового искусства. Факты, подтверждающие реальность бытования в тюркской этнической среде мифов, вера в которые пронизывала духовную культуру населения, нашли отражение на многих памятниках прикладного искусства.
Из источников известно, что центром территориальных владений народа десяти стрел являлась долина реки Чу/Шу, на территории которой письменные источники локализовали политические ставки Западного Тюркского каганата: Суяб, Мерке, Невакет. Каждый из центров, представлявших собой экономический и политический мегаполисы, функционировавшие в разные периоды развития каганата, сохранились до современности в виде развалин городищ и частично изучены археологами.
Составленная в контексте исторического развития культуры средневековых тюркских племен база данных, состоящая из комплекса источников, позволяет научно аргументировать процесс развития и становления государственности западных тюрков на территории казахской степи и Приыссыккулья. Результаты анализа комплекса исторических источников, археологических материалов, антропологических, этнографических, эпиграфических данных, нумизматического материала, данных сфрагистики и других позволяют выявить характерные черты эволюции этнической культуры средневековых тюркских племен. Полученные данные позволяют также выявить особенности процесса последовательного развития в пространстве Средней Азии, Северного Кавказа, Восточной Европы.
В контексте приведенной выше информации необходимо обратиться к данным по локализации культовых памятников святилищ Мерке и Жайсан и результатам анализа содержания погребальных сооружений, ритуальных конструкций с тюркскими статуями, культовых мест с тамгами, алтарями и петроглифами. Сакральные территории на святилище Мерке занимают площадь более 97 тысяч гектаров, на святилище Жайсан культовые сооружения компактно расположены на площади около 65 тысяч гектаров. Все составляющие части культовых и мемориальных комплексов подчинены единой мировоззренческой идее — модели мира тюрков, основным понятием которого являлась неделимость организованного природного и социального пространства. Модель мира в представлении тюрков — это идея неразрывного единства Неба/Тенгри и Земли-Воды/Жер-Су (А. Досымбаева).
Результаты комплексного анализа сведений арабских, китайских, сирийских письменных источников привели исследователя к выводу о том, что описываемые традиционные ежегодные ритуалы поклонения и жертвоприношения своим богам западных тюркских племен проходили в районах расположения родовых земель. В связи с тем, что, по источникам, места постоянного обитания западных тюрков локализуются в географических пределах Туркестана, ученый пришел к выводу, что их священными, сакральными горами являлись горы Тянь-Шаня, а степи вокруг них были родовой землей Тюркского каганата (Т. Осава).
Факт локализации центров средневековых тюрков на описываемой территории отражает идею сакрализации пространства, выраженную в почитании окружающей природы. Представляет интерес с этой точки зрения этимология топонимов местности. Основу этимологии слова в названии реки Шу (Шу — Су/Вода) составляет значение, которое является символом одного из главных божеств тюркского пантеона Жер-Су.
Одним из важных исторических источников, служащих в качестве подтверждения выводов о генезисе культуры тюркских племен Средневековья в казахской степи и Средней Азии является нумизматический материал. Крупными центрами денежного обращения являлись Тараз, города Южного Казахстана и древний Шаш (Ташкент). В связи с анализом иконографии каменных скульптур, изображающих обожествленных предков, особенностей стиля изображения персон и их поз, переданных в каменных статуях тюркских святилищ Мерке и Жайсан, надо отметить, что они находят прямые параллели в стиле изображения портретов правителей государств на монетах, сопровожденных тамгами и письменностью. Исследования в области развития тамговой практики, изучение форм знаков собственности, которыми маркированы сакральные земли в районах локализации святилищ Мерке и Жайсан, различных культовых объектов, иконографии изваяний, стел, ритуальных курганов и оград, позволили произвести дополнительную аргументацию тезиса о процессе генезиса этнической культуры западных и восточных тюркских племен на территории средневекового Казахстана. Широкое распространение традиции использования тамг в различных сферах жизненной деятельности, в маркировке территориальных владений, в качестве опознавательных знаков, племенной и родовой принадлежности, на памятниках монументального искусства, в чекане денежных средств и многом другом являлось одним из признаков, характеризующих своеобразие этнической культуры тюркских номадов.
Тюркские тамги, известные по материалам святилища Жайсан и интерпретируемые как тамги народа он ок будун, имеющие аналоги среди тамг из Кыргызстана, которые сопровождены руническими надписями, а также близкие по своей форме тамгам на монетах из раннесредневекового Шаша, являются вескими, убедительными источниками для исторических реконструкций. Аналогичные выводы получены в результате анализа родовой тамги тюргешей, которые высечены на скалах, каменных изваяниях, монетах из Шаша, Восточного Туркестана и Южного Казахстана.
В казахской этнографии до современности сохранилась традиция ношения тумара — оберега, напоминающего ромбовидную или треугольную по форме тамгу. Тамгой казахских родов шапрашты и ошакты также является тумар. В смысле функционального назначения ромбовидные тамги — обереги, высеченные на скалах, служили для маркировки границы сакральной зоны святилища Жайсан. С другой стороны, присутствие описываемой формы тамги на тюркских монетах Южного Казахстана, Шашского оазиса VII — VIII вв. позволяет выделить такие знаки в разряд этнокультурных эталонов определенной эпохи развития тюркских народов, центральные владения которых были расположены в бассейне реки Шу.
Тамгу, в основе которой изображен круг, можно идентифицировать с родовым знаком усуней. В устной традиции казахи Старшего жуза считают себя потомками усуней, а старшая орда в некоторых источниках называется как усуньская, причем в том же ареале обитания, что и сейчас. В контексте анализа тамг племен Старшего жуза обращает внимание, что основу знака составляет круг, символизирующий собой солнечный культ.
Материалы тюркских памятников из святилищ Мерке и Жайсан, Кумай позволяют иллюстрировать дальнейший процесс миксации культур, происходивший на земле Казахстана в IX — X веках. Результаты комплексного анализа памятников позволяют выявить причины последующей миграции отдельных тюркских этносов в западном направлении, в Волго-Донской регион, на Кавказ и на территории, расположенные к югу от Средней Азии, в Иран и Малую Азию.
Наряду с процессом движения части тюркских племен в западном, южном и восточном направлениях, прослеживаемых по материалам археологических памятников, данным письменных источников, основная часть тюркских племен остается на коренных землях, в пределах географии современного Казахстана. Процесс генетической преемственности этнической культуры тюркских и казахских племен, составивших этническое ядро казахского народа, прослеживается по всем основным признакам, составляющим традиционный этнокультурный комплекс казахов.
В результате исследований тюркского наследия замечено, что в районе локализации культового мемориального комплекса Жайсан все пригодные к обитанию места с водными источниками заняты остатками поселений, небольшими по площади участками для возделывания огородных культур, развитой системой арыков и других ирригационных коммуникаций.
Две основные формы ведения экономики, оседлость и номадизм, послужили в качестве факторов дифференциации мировоззренческих устоев. В результате процесса смены идеологии мир кочевой степи стал обо-
соблять себя от города, продолжая жить в соответствии с устоявшимся способом хозяйствования, длительное время оставаясь верным своим мировоззренческим приоритетам, сложившимся в обществе на протяжении тысячелетий. Неповторимое сочетание различных форм культуры тюркских этносов, отраженное в таких памятниках культуры, как святилища с наскальным искусством, с каменными изваяниями, обособленных культово-ритуальных объектах, родовых тамгах, памятниках рунической письменности, которые высекались на скалах, является ярким свидетельством этнокультурного облика тюркских племен, населявших просторы казахской степи в период Средневековья.
Функционирование города как социальной структуры в корне отличалось от жизни в степи. Неотъемлемой частью городской культуры были здания — храмы/молельни. В кочевой степи таковыми являлись святилища с каменными скульптурами обожествленных предков. Частью города является некрополь, а курганы кочевников высились на широких пространствах степи. В городах находились дворцы для проведения различных общественных церемоний, в степи такую роль выполняли живописные уголки с наскальными рисунками и каменными изваяниями. Сакральные земли маркировались родовыми тамгами, знаками обычного права номадов. Родовые тамги — свидетельства принадлежности собственнику, хозяину конкретной земли — высекались на границах территорий, на культовых объектах и как символы власти на монетах каганов, тамгами метили скот, различные предметы. Каменные алтари в местах совершения ритуала жертвоприношения, сопровождаемые руническими текстами и тамгами, находились в центре земель номадов, в том же пространстве, где размещались культовые памятники с образами божественных предков. Нигде в пространстве, ограниченном стенами городов, нет храмов, подобных тем, которые были сооружены в степи, аналогами которых являются сакральные комплексы уникальных святилищ Мерке, Жайсан и Кумай. Каждое из святилищ, представленных комплексом многочисленных погребальных и ритуальных сооружений, являет собой непревзойденные образцы уникальной степной культуры западных и восточных тюркских племен во всем многообразии.
В контексте предстоящего празднования 550-летия Казахского ханства, созданного ханами Жанибеком и Кереем на территории долины реки Шу, становится очевидным, что выбор этой территории был основан на идеологических и экономических приоритетах. Земли в пределах Или, Шу и Таласа с центральными владениями в округе города Тараза являли собой владения, способствующие жизнеобеспечению во всех направлениях. В контексте международных взаимоотношений тюркских народов и казахов названные территории служили и в качестве буферных, контактных зон трансконтинентальной трассы Великого Шелкового пути.
Айман ДОСЫМБАЕВА,
доктор исторических наук,
профессор ЕНУ имени Л. Н. Гумилева
Казахская культура – это отражение истории кочевого народа. На протяжении тысячелетий по казахским степям ходили племена кочевников, которые сформировали свое уникальное мировоззрение, создали своеобразные обычаи и традиции, и сотрудничали с соседними народами и культурами. В XIX-XX веках многие казахи стали менять кочевой образ жизни на оседлый, и происходило развитие новых культурных аспектов казахского народа. Сегодня культура Казахстана – это огромный пласт различных видов искусства, традиций и быта, пропитанный духом кочевого прошлого.
Казахская юрта
Казахская юрта – дом кочевника. Это переносной дом, который легко и быстро можно собрать, а потом так же разобрать и погрузить его части на лошадей и верблюдов, отправляясь на новые пастбища. Для казахов юрта является символом уюта, связи с землей и вселенной, напоминанием о кочевом прошлом. Она состоит из трех элементов, соединявшихся вместе: решеток (кереге), образующих стены юрты; купола из жердей (юк), крыши юрты; и вершины (шанырак), служащего потолочным окном. Кстати, шанырак изображен на национальном гербе Казахстана.
Казахские конные игры
Казахская одежда
Казахская музыка
Музыкальная культура Казахстана большую часть истории была основана на фольклоре и не имела нотной записи. Музыка передавалась от учителя к ученику, из поколения в поколение, и довольно часто было место импровизации. В XV-XVIII веках произошло формирование казахского музыкального жанра – кюй. Музыкант исполнял эпическое произведение на домбре (казахский щипковый музыкальный инструмент) и пел истории из эпосов, легенд и сказок. Самым известным исполнителем кюя был Даулетгерей (XIX век). В начале XX века происходит формирование и развитие академической классической музыки, которая использует знания русской и европейской музыкальных школ, вплетая в произведения традиционно казахские мотивы.
Литература Казахстана
Ремесла Казахстана
Кочевой образ жизни, ставший основой казахской культуры, наложил свой отпечаток на народные ремесла Казахстана. Странствуя с места на место, люди создавали всё необходимое для долгого пребывания в пути. Поэтому среди ремесел Казахстана в первую очередь выделяются те виды, которые помогали выжить в дороге и создать уют – обработка дерева, создание экипировки для езды на лошадях и войлока для обивки юрт. В суровом климате степи, где летом очень жарко, а зимой из-за ветров невыносимо холодно, казахи развили ремесла по пошиву теплых шуб и шапок из кожи, меха и шерсти животных. Также, широко были распространены кузнечное и ювелирное мастерство.
В XXI веке культура Казахстана удачно вливается в мировое сообщество, и при этом бережно сохраняются народные традиции и обычаи. Из поколения в поколение по-прежнему передаются знания и философия жизни предков, когда-то покоривших необъятные казахские степи. Познакомиться с культурой Казахстана можно в многочисленных музеях страны, на фестивалях и праздниках.
Читайте также: