Культурное наследие тюрков как фактор влияния на формирование казахской культуры кратко

Обновлено: 01.07.2024

Первыми о наличии письменности у тюрков упоминают китайские источники, указывая на похожесть ее с письменами согдийцев.

Наиболее древние памятники древнетюркской письменности - стелы (каменные плиты), найденные в севере Монголии на реке Орхон. Сохранились крупнейшие из известных рунических текстов - памятники в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина.

Казахстанскую группу памятников составляют надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, надписи на монетах, бытовых предметах, керамике и металле.

Идея буквенного письма на базе алфавита был заимствован тюрками у ираноязычных племен Центральной Азии (арамейского происхождения). Наиболее вероятный источник - согдийский алфавит, который был сильно изменен, приспособившись к тюркскому языку.

Наряду с древнетюркским письмом в VI-X вв. широкое распространение получило согдийское письмо. Согдийцы занимали важную роль при каганах. Начиная с IX в. распространение получает арабский алфавит и письменность.

Литература и наука.Вместе с появлением письменности развиваются литературные жанры (VII-X вв.). Рунические тексты Монголии и Енисея - не только исторические документы, но и выдающиеся литературные произведения. Надписи в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина - блестящие образцы политической прозы, сохранившей традиции ораторского искусства и устного повествования о богатырских деяниях.

В IX-XII вв. в связи с распространением ислама широко употребляется арабский язык. На нем создаются литературные и научные произведения.

Яркие представители научного и литературного мира Тюркской эпохи:

Абу Наср аль-Фараби (870-950). На арабском языке писал выдающийся ученый Востока Абу Наср аль-Фараби. Родился в округе Фараб (Отрар), учился в Бухаре и Багдаде. Аль-Фараби являлся энциклопедистом. Он подразделял науки на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика). Он доказывал возможность познания мира посредством чувств и разума. Разносторонний вклад в науку: логика и медицина, космология и анатомия, философия и юриспруденция, математика и акустика.

Среди множества произведений аль-Фараби содаржатся трактаты о естественных науках, математических, о музыке и других темах. Он первый ввел квалификацию наук, описав их возникновение.

ʼʼТрактат о взглядах жителœей добродетельного городаʼʼ (социально-утопическая концепция), цитаты: ʼʼГород, в котором объединœение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом, и общество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельный народ. Таким же образом вся земля станет добродетельной, в случае если народы будут помогать друг другу для достижения счастьяʼʼ; ʼʼДобродетельный город подобен совершенному, здоровому телу, всœе органы которого помогают друг другу с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа с вделать ее наиболее полнойʼʼ. Иерархизация по принципу главенства и правления. Все жители добродетельного города разделœены на ʼʼмудрецовʼʼ, ʼʼпоследователœей мудрецовʼʼ, ʼʼпрочихʼʼ, а в соответствии с родом занятий - на ʼʼдостойнейшихʼʼ (мудрецов), ʼʼораторовʼʼ (проповедников, поэтов и т.д.), ʼʼизмерителœейʼʼ (геометров, врачей, астрологов и т.д.), ʼʼвоиновʼʼ, ʼʼбогачейʼʼ.

Юсуф Баласагунский (Баласагуни) (XI в.)Им написано одно из важнейших исторических и литературных произведений - поэма ʼʼКудатгу билигʼʼ (ʼʼЗнание, приносящее счастьеʼʼ или ʼʼБлагодатное знаниеʼʼ) - первый дошедший до нас памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана и Средней Азии. В нем отражалась современная поэту действительность, общественное сознание и политические концепции определœенных социальных кругов, а так же специфика и традиция письменного языка тюркозячной литературы XI в. Поэма написана в виде свода наставлений и поучений, в ней высоко оценивается роль ремесленников и купцов в государстве. Имеются высказывания о значении медицины, астрономии, языка.

Биография: родился в городе Баласагун (другое название - Куз-Орда), местонахождение которого до сих пор не установлено. Дата рождения, по разным источникам, приблизительно 1015-1018 годы. Относился к тюркскому племени чигилей. Образование получил в Фарабе, Кашгаре, Бухаре. Владел арабским и персидским языками. По прибытии в Кашгар, где провел 18 месяцев, он написал большое поэтическое произведение ʼʼКутадгу Биликʼʼ. Свое сочинœение он посвятил Табгач – Богра – Каракахану их династии Караханидов, за что поэту было пожаловано звание Хасс-Хаджиб - ʼʼминистр двораʼʼ или ʼʼглавный камергерʼʼ. Рукопись поэмы ʼʼКутадгу Биликʼʼ попала к австрийскому востоковеду Хаммер-Пургиталю в 1796 ᴦ. в Стамбуле. В научный оборот текст поэмы был введен в полном объёме В.В. Радловым в 1891-1900 гᴦ. (наряду с оригиналом - перевод на немецкий язык). Скудные сведения не дают полного представления о жизненном пути поэта.

Махмуд Кашгарский (Кашгари) (XI в.) – родом из Барсхана (города на берегу Иссык-Куля). В 1074 ᴦ. после многолетних путешествий составил ʼʼДиван лугат ат-тюркʼʼ (Словарь тюркских наречийʼʼ). Большой вклад в историю языкознания. Бесценный памятник истории быта͵ нравов и языка тюркоязычных народов, а также естественно-научных представлений того времени.

Биография: Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммед Кашгари. Сын эмира Караханидского государства. Точные даты жизни не известны. Первоначальное образование получил в городе Кашгаре, впоследствии совершил путешествие по Средней Азии и в Иран. Неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время прожил в Багдаде. В совершенстве знал арабскую филологию, занимался исследованием языка, истории и этнографии родного народа.

Ходжа Ахмед Яссави (XII в.) - выдающийся мыслитель и поэт. Жил в ᴦ. Яссы (Туркестан). Был проводником мусульманской религии в Казахстане, являлся учеником Арыстанбаба (в иерархии мусульманских святых Средней Азии и Казахстана он занимает верхнюю ступеньку: при паломничестве сначала крайне важно посœетить мазар Арыстанбаба, а потом могилу Яссави). Яссави принадлежит сборник ʼʼДиван-и Хикметʼʼ (ʼʼКнига о премудростиʼʼ) на тюркском языке. В стихах проповедуется любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм, содержится много сведений культурного и этнологического порядков. Имел многочисленных учеников (самый известный из них Бекыргани - также поэт). Впоследствии, в XIV в., над могилой Яссави по приказу Тимура был возведен грандиозный мавзолей.

Религия.В период раннего средневековья тюркоязычные жители являлись язычниками. Поклонялись Небу (Тенгри) и Земле-Воде (Йер-Су). Следующим по значению было женское божество Умай (покровительница очага и детей).

Почитание огня (обычай очищения огнем).

Наряду с собственными верованиями среди населœения в IX-XI вв. получили распространение зороастризм, буддизм, манихейство, христианство.

Манихейские и христианские общины существовали в ряде городов. Христианство проникло из Средней Азии (центром был Мерв). В VIII-X вв. христиане обратили в христианство джабгу карлуков, была образована карлукская митрополия, в Таразе и Мерке действовали церкви.

Конец IX-X вв. - начало исламизации населœения Казахстана. XI-XII вв. – ислам проник в широкие слои осœедлого и кочевого населœения. При этом продолжали бытовать и оказывать сильное влияние старые культы и языческие верования.

Культурное наследие тюрков - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культурное наследие тюрков" 2017, 2018.

Список литературы:
1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. — М.: Молодая гвардия, 1993. — 496 с.
2. Сатаева Л.Г. Истоки культуры мышления и мировоззрения народов Центральной Азии и Казахстана // Науки о человеке в современном мире. -СПб., 2002. -1Ч.- 407 с.
3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — М., 2000. — 657 с.
4. Кодар А. Степное знание: Очерки по культурологии. — Астана: Фолиант, 2002.-208 с.
5. Келшбетов Н. Ежелгі дәір әдебиеті. — Алматы: Атамұра, 2005. — 336 б.

Каким образом формируются этногеографические границы государств? На каких критериях основывается этническая идентичность? Что находится в основе идеологии конкретного общества?

Такие мысли приходят в голову в связи с историей 550-летия Казахского ханства, созданного ханами Жанибеком и Кереем в долине реки Чу/Су. Случайно ли это?

Развитие духовной культуры каждого народа находит свое отражение в языке, истории культуры, географическом пространстве. В формировании ономастикона, его этимологии виден весь спектр веками сложившихся традиционных представлений, связанных с жизнью, условиями развития и достижений народа. В особенностях эволюции языка можно проследить генетическую память народа, его гражданскую позицию. Лексикологические и этимологические исследования наименований географических топонимов и антропонимов Казахстана помогают увидеть, как развивался язык казахов, их богатое историческое прошлое. Историю формирования казахских топонимов можно проследить по эпическим произведениям, являющимся бесценным источником для изучения вопросов развития антропонимии и топонимии.

В дастане названы такие известные гидронимы: Аякөз, Есіл, Нұра, Сарысу, Ұзынбұлақ, Балқаш, Жайылма, Лепсі, Ұржар, Іле, Шу, Талас, Бақалы, Зайсан, Жетісу.

Оронимический ряд представлен следующими наименованиями: Алатау, Қаратау, Сауыр, Сойқал, Шынғыс, Қалба, Мыржық, Ақшатау.

Среди ойконимов поэмы упоминаются: Қызылжар, Қарқаралы, Ташкент, Қоқан, Ақжар, Өленті, Шідерті, Шолаққорған, Қаракөл, Түркістан.

Вернемся в долину реки Шу. Одним из важных топонимов является наименование горного хребта Кіндіктас, протянувшего свои гряды с юго-востока на северо-запад, в этом же направлении расположен горный хребет Хантау, а с запада долины рек Шу и Талас на север протянулся хребет Каратау.

Названные районы насыщены многочисленными памятниками всех эпох развития человека начиная от каменного века, тюркских каганатов, караханидского государства и до создания Казахского ханства.

Период формирования огузского языка произошел в карлукско-караханидскую эпоху. В огузский письменный язык вошли как полноценные компоненты диалекты кыпчаков, йемеков, печенегов и булгар. Огузский письменный язык также был смешанным. Пометы, сделанные Махмудом Кашгари к тюркским словам, свидетельствуют, что автор жил и собирал свои материалы там, где преобладали огузские племена, в соседстве с которыми были компактно расселены чигили, аргу, кыпчаки. Истолкование остальных помет показывает, что такие роды и племена, как ягма, ябаку, йемек, тохсы, кай на территориях, где путешествовал Махмуд Кашгари, не составляли компактной массы населения и были в значительной степени смешаны с основным населением и… их говоры почти слились с огузскими, кыпчакскими, чигильскими, аргу диалектами.

В письменных источниках, написанных на разных языках: китайском, арабском и персидском, сведениях сирийских, итальянских, грузинских, армянских, в древнерусских летописях сохранилось огромное количество информации по истории средневековых тюркских племен, населявших в ту эпоху степи Центральной Азии, Казахстана и Восточной Европы. В достаточной степени достоверные, информативные по своему содержанию сведения письменных источников позволяют выявить характер этнических и культурных связей в эпоху Средневековья, с проекцией на широкие пространства Евразии. Результаты перекрестного анализа данных археологии и этнографии тюркских племен указывают на совпадение сведений письменных источников с данными по археологическим памятникам. Комплексный анализ археологических источников, позволивший прийти к выводам по хронологии изученных комплексов и выявить особенности генезиса культуры тюркских племен, совместно с данными по их этнографии, послужил основой для реконструкции общих характерных черт, процесса культурной и этнической консолидации тюркских народов Средневековья на описываемом пространстве.

Длительное проживание на одной территории, в ранний период на востоке и с первых веков на западе Туркестана, в казахских степях способствовало формированию целостных идеологических представлений об устройстве мироздания. Общие истоки традиционного мировоззрения тюрков, восстановленные по данным о легендарных преданиях, описанных в письменных источниках, нашли отражение во многих видах культового искусства. Факты, подтверждающие реальность бытования в тюркской этнической среде мифов, вера в которые пронизывала духовную культуру населения, нашли отражение на многих памятниках прикладного искусства.

Из источников известно, что центром территориальных владений народа десяти стрел являлась долина реки Чу/Шу, на территории которой письменные источники локализовали политические ставки Западного Тюркского каганата: Суяб, Мерке, Невакет. Каждый из центров, представлявших собой экономический и политический мегаполисы, функционировавшие в разные периоды развития каганата, сохранились до современности в виде развалин городищ и частично изучены археологами.

Составленная в контексте исторического развития культуры средневековых тюркских племен база данных, состоящая из комплекса источников, позволяет научно аргументировать процесс развития и становления государственности западных тюрков на территории казахской степи и Приыссыккулья. Результаты анализа комплекса исторических источников, археологических материалов, антропологических, этнографических, эпиграфических данных, нумизматического материала, данных сфрагистики и других позволяют выявить характерные черты эволюции этнической культуры средневековых тюркских племен. Полученные данные позволяют также выявить особенности процесса последовательного развития в пространстве Средней Азии, Северного Кавказа, Восточной Европы.

В контексте приведенной выше информации необходимо обратиться к данным по локализации культовых памятников святилищ Мерке и Жайсан и результатам анализа содержания погребальных сооружений, ритуальных конструкций с тюркскими статуями, культовых мест с тамгами, алтарями и петроглифами. Сакральные территории на святилище Мерке занимают площадь более 97 тысяч гектаров, на святилище Жайсан культовые сооружения компактно расположены на площади около 65 тысяч гектаров. Все составляющие части культовых и мемориальных комплексов подчинены единой мировоззренческой идее — модели мира тюрков, основным понятием которого являлась неделимость организованного природного и социального пространства. Модель мира в представлении тюрков — это идея неразрывного единства Неба/Тенгри и Земли-Воды/Жер-Су (А. Досымбаева).

Результаты комплексного анализа сведений арабских, китайских, сирийских письменных источников привели исследователя к выводу о том, что описываемые традиционные ежегодные ритуалы поклонения и жертвоприношения своим богам западных тюркских племен проходили в районах расположения родовых земель. В связи с тем, что, по источникам, места постоянного обитания западных тюрков локализуются в географических пределах Туркестана, ученый пришел к выводу, что их священными, сакральными горами являлись горы Тянь-Шаня, а степи вокруг них были родовой землей Тюркского каганата (Т. Осава).

Факт локализации центров средневековых тюрков на описываемой территории отражает идею сакрализации пространства, выраженную в почитании окружающей природы. Представляет интерес с этой точки зрения этимология топонимов местности. Основу этимологии слова в названии реки Шу (Шу — Су/Вода) составляет значение, которое является символом одного из главных божеств тюркского пантеона Жер-Су.

Одним из важных исторических источников, служащих в качестве подтверждения выводов о генезисе культуры тюркских племен Средневековья в казахской степи и Средней Азии является нумизматический материал. Крупными центрами денежного обращения являлись Тараз, города Южного Казахстана и древний Шаш (Ташкент). В связи с анализом иконографии каменных скульптур, изображающих обожествленных предков, особенностей стиля изображения персон и их поз, переданных в каменных статуях тюркских святилищ Мерке и Жайсан, надо отметить, что они находят прямые параллели в стиле изображения портретов правителей государств на монетах, сопровожденных тамгами и письменностью. Исследования в области развития тамговой практики, изучение форм знаков собственности, которыми маркированы сакральные земли в районах локализации святилищ Мерке и Жайсан, различных культовых объектов, иконографии изваяний, стел, ритуальных курганов и оград, позволили произвести дополнительную аргументацию тезиса о процессе генезиса этнической культуры западных и восточных тюркских племен на территории средневекового Казахстана. Широкое распространение традиции использования тамг в различных сферах жизненной деятельности, в маркировке территориальных владений, в качестве опознавательных знаков, племенной и родовой принадлежности, на памятниках монументального искусства, в чекане денежных средств и многом другом являлось одним из признаков, характеризующих своеобразие этнической культуры тюркских номадов.

Тюркские тамги, известные по материалам святилища Жайсан и интерпретируемые как тамги народа он ок будун, имеющие аналоги среди тамг из Кыргызстана, которые сопровождены руническими надписями, а также близкие по своей форме тамгам на монетах из раннесредневекового Шаша, являются вескими, убедительными источниками для исторических реконструкций. Аналогичные выводы получены в результате анализа родовой тамги тюргешей, которые высечены на скалах, каменных изваяниях, монетах из Шаша, Восточного Туркестана и Южного Казахстана.

В казахской этнографии до современности сохранилась традиция ношения тумара — оберега, напоминающего ромбовидную или треугольную по форме тамгу. Тамгой казахских родов шапрашты и ошакты также является тумар. В смысле функционального назначения ромбовидные тамги — обереги, высеченные на скалах, служили для маркировки границы сакральной зоны святилища Жайсан. С другой стороны, присутствие описываемой формы тамги на тюркских монетах Южного Казахстана, Шашского оазиса VII — VIII вв. позволяет выделить такие знаки в разряд этнокультурных эталонов определенной эпохи развития тюркских народов, центральные владения которых были расположены в бассейне реки Шу.

Тамгу, в основе которой изображен круг, можно идентифицировать с родовым знаком усуней. В устной традиции казахи Старшего жуза считают себя потомками усуней, а старшая орда в некоторых источниках называется как усуньская, причем в том же ареале обитания, что и сейчас. В контексте анализа тамг племен Старшего жуза обращает внимание, что основу знака составляет круг, символизирующий собой солнечный культ.

Материалы тюркских памятников из святилищ Мерке и Жайсан, Кумай позволяют иллюстрировать дальнейший процесс миксации культур, происходивший на земле Казахстана в IX — X веках. Результаты комплексного анализа памятников позволяют выявить причины последующей миграции отдельных тюркских этносов в западном направлении, в Волго-Донской регион, на Кавказ и на территории, расположенные к югу от Средней Азии, в Иран и Малую Азию.

Наряду с процессом движения части тюркских племен в западном, южном и восточном направлениях, прослеживаемых по материалам археологических памятников, данным письменных источников, основная часть тюркских племен остается на коренных землях, в пределах географии современного Казахстана. Процесс генетической преемственности этнической культуры тюркских и казахских племен, составивших этническое ядро казахского народа, прослеживается по всем основным признакам, составляющим традиционный этнокультурный комплекс казахов.

В результате исследований тюркского наследия замечено, что в районе локализации культового мемориального комплекса Жайсан все пригодные к обитанию места с водными источниками заняты остатками поселений, небольшими по площади участками для возделывания огородных культур, развитой системой арыков и других ирригационных коммуникаций.

Две основные формы ведения экономики, оседлость и номадизм, послужили в качестве факторов дифференциации мировоззренческих устоев. В результате процесса смены идеологии мир кочевой степи стал обо-
соблять себя от города, продолжая жить в соответствии с устоявшимся способом хозяйствования, длительное время оставаясь верным своим мировоззренческим приоритетам, сложившимся в обществе на протяжении тысячелетий. Неповторимое сочетание различных форм культуры тюркских этносов, отраженное в таких памятниках культуры, как святилища с наскальным искусством, с каменными изваяниями, обособленных культово-ритуальных объектах, родовых тамгах, памятниках рунической письменности, которые высекались на скалах, является ярким свидетельством этнокультурного облика тюркских племен, населявших просторы казахской степи в период Средневековья.

Функционирование города как социальной структуры в корне отличалось от жизни в степи. Неотъемлемой частью городской культуры были здания — храмы/молельни. В кочевой степи таковыми являлись святилища с каменными скульптурами обожествленных предков. Частью города является некрополь, а курганы кочевников высились на широких пространствах степи. В городах находились дворцы для проведения различных общественных церемоний, в степи такую роль выполняли живописные уголки с наскальными рисунками и каменными изваяниями. Сакральные земли маркировались родовыми тамгами, знаками обычного права номадов. Родовые тамги — свидетельства принадлежности собственнику, хозяину конкретной земли — высекались на границах территорий, на культовых объектах и как символы власти на монетах каганов, тамгами метили скот, различные предметы. Каменные алтари в местах совершения ритуала жертвоприношения, сопровождаемые руническими текстами и тамгами, находились в центре земель номадов, в том же пространстве, где размещались культовые памятники с образами божественных предков. Нигде в пространстве, ограниченном стенами городов, нет храмов, подобных тем, которые были сооружены в степи, аналогами которых являются сакральные комплексы уникальных святилищ Мерке, Жайсан и Кумай. Каждое из святилищ, представленных комплексом многочисленных погребальных и ритуальных сооружений, являет собой непревзойденные образцы уникальной степной культуры западных и восточных тюркских племен во всем многообразии.

В контексте предстоящего празднования 550-летия Казахского ханства, созданного ханами Жанибеком и Кереем на территории долины реки Шу, становится очевидным, что выбор этой территории был основан на идеологических и экономических приоритетах. Земли в пределах Или, Шу и Таласа с центральными владениями в округе города Тараза являли собой владения, способствующие жизнеобеспечению во всех направлениях. В контексте международных взаимоотношений тюркских народов и казахов названные территории служили и в качестве буферных, контактных зон трансконтинентальной трассы Великого Шелкового пути.

Айман ДОСЫМБАЕВА,
доктор исторических наук,
профессор ЕНУ имени Л. Н. Гумилева

Казахская культура

Казахская культура – это отражение истории кочевого народа. На протяжении тысячелетий по казахским степям ходили племена кочевников, которые сформировали свое уникальное мировоззрение, создали своеобразные обычаи и традиции, и сотрудничали с соседними народами и культурами. В XIX-XX веках многие казахи стали менять кочевой образ жизни на оседлый, и происходило развитие новых культурных аспектов казахского народа. Сегодня культура Казахстана – это огромный пласт различных видов искусства, традиций и быта, пропитанный духом кочевого прошлого.

Казахская юрта

Казахская культура, Казахская юрта

Казахская юрта – дом кочевника. Это переносной дом, который легко и быстро можно собрать, а потом так же разобрать и погрузить его части на лошадей и верблюдов, отправляясь на новые пастбища. Для казахов юрта является символом уюта, связи с землей и вселенной, напоминанием о кочевом прошлом. Она состоит из трех элементов, соединявшихся вместе: решеток (кереге), образующих стены юрты; купола из жердей (юк), крыши юрты; и вершины (шанырак), служащего потолочным окном. Кстати, шанырак изображен на национальном гербе Казахстана.

Казахские конные игры

Казахская культура, Казахские конные игры

Казахская одежда

Казахская культура, Казахская одежда

Казахская музыка

Казахская культура, Казахская музыка

Музыкальная культура Казахстана большую часть истории была основана на фольклоре и не имела нотной записи. Музыка передавалась от учителя к ученику, из поколения в поколение, и довольно часто было место импровизации. В XV-XVIII веках произошло формирование казахского музыкального жанра – кюй. Музыкант исполнял эпическое произведение на домбре (казахский щипковый музыкальный инструмент) и пел истории из эпосов, легенд и сказок. Самым известным исполнителем кюя был Даулетгерей (XIX век). В начале XX века происходит формирование и развитие академической классической музыки, которая использует знания русской и европейской музыкальных школ, вплетая в произведения традиционно казахские мотивы.

Литература Казахстана

Ремесла Казахстана

Кочевой образ жизни, ставший основой казахской культуры, наложил свой отпечаток на народные ремесла Казахстана. Странствуя с места на место, люди создавали всё необходимое для долгого пребывания в пути. Поэтому среди ремесел Казахстана в первую очередь выделяются те виды, которые помогали выжить в дороге и создать уют – обработка дерева, создание экипировки для езды на лошадях и войлока для обивки юрт. В суровом климате степи, где летом очень жарко, а зимой из-за ветров невыносимо холодно, казахи развили ремесла по пошиву теплых шуб и шапок из кожи, меха и шерсти животных. Также, широко были распространены кузнечное и ювелирное мастерство.

В XXI веке культура Казахстана удачно вливается в мировое сообщество, и при этом бережно сохраняются народные традиции и обычаи. Из поколения в поколение по-прежнему передаются знания и философия жизни предков, когда-то покоривших необъятные казахские степи. Познакомиться с культурой Казахстана можно в многочисленных музеях страны, на фестивалях и праздниках.

Читайте также: